Впечатляющие технологии Сфера финансовых интересов Банковское Обозрение На современном этапе развития банковских инноваций именно финансовые технологии занимают едва ли не самую крупную нишу, при этом рынок отличается быстрым развитием этих технологий. Поэтому банкам нужно инвестировать в технологии и давать своим сотрудникам возможности для саморазвития, которые будут включать как отраслевые знания, так и индивидуальный набор навыков работника. Финтех Хаб – возможность погрузиться в мир финансовых технологий вместе с экспертами и топ-менеджерами Банка России, компаниями лидерами финансовой отрасли и технологическими операторами. В 2023 г. накопленный опыт и гибкое регулирование со стороны ЦБ РФ помогут российскому банковскому сектору и финтеху осваивать новые технологии.
Цифровой рубль: что это такое
В экосистеме «банк как услуга» бренд или предприятие могут напрямую установить связь с банком, предоставляющим инфраструктуру API, чтобы внедрить финансовые услуги в свои собственные продукты. Банки и иные финансовые организации уже осознали, какое влияние финтех-компании оказывают на рынок, предоставляя банковские услуги, ориентированные на клиента. При разработке услуг или продуктов финтех ориентируется на интересы массового потребителя, что в целом повышает качество банковского обслуживания. Такие технологии способствуют усилению лояльности клиентов и превращению их в своего рода неофициальных амбассадоров бренда. Переходя на новую модель обслуживания, традиционные банки получают доступ к новой клиентской базе и создают новые продукты и услуги для все большего числа людей, в разных географических точках и с наименьшими маркетинговыми затратами. Один из первых адептов тактики «банк как услуга», американский Coastal Community Bank, создал эксклюзивное подразделение BaaS и, после тщательной проверки 900 компаний, заключил партнерство с 21 структурой. Хотя в целом доходы банка в рамках этой модели формируются за счет фиксированной платы, платы за объем продаж и т.
Итак, финтехи и необанки перешли на BaaS-метод предоставления банковских услуг путем сотрудничества с крупными брендами, чтобы внедрить финансы в цепочку создания стоимости их бизнеса. А это значит, что банкам давно пора двигаться вперед, чтобы завоевать свою долю рынка, пока ее не заняли конкуренты, уже оценившие перспективы моделей BaaS. И в этом смысле большим шагом вперед стало бы создание цифровых дочерних компаний, ориентированных на инновации в области цифровых бизнес-моделей в условиях растущей экономики платформ банковских услуг. Безусловно, для реализации таких инициатив требуются нишевые специалисты, которые способны разобраться в целом комплексе экономики цифровых платформ. В сочетании с дочерним цифровым предприятием технические знания должны получать подпитку от внедрения новых технологий или покупки конфигурируемого готового продукта Configurable-Off-The-Shelf, или COTS. Это может также означать, что банки приобретают новые стартапы, которые лучше понимают рынок.
В рамках экосистемной модели банки и финансовые организации получают новые бизнес-каналы с разнообразными потоками доходов, а финтех-компании выигрывают за счет увеличения клиентской базы. Искусственный интеллект в банковской отрасли По данным researchandmarkets. Алгоритмы машинного обучения используются для анализа кредитной истории и других финансовых данных клиента с целью определения его кредитоспособности и уровня риска Как известно, в современном мире высоких технологий принято различать разные типы искусственного интеллекта: когнитивный, адаптивный и генеративный. Когнитивный ИИ предназначен для имитации мыслительного процесса человека. Адаптивный ИИ предназначен для приспособления к окружающей среде. Его целью является создание систем, которые могут со временем повышать производительность труда и точность выполнения заданий без вмешательства человека.
Генеративный ИИ представляет собой разновидность машинного обучения, способную создавать текст, видео, изображения и другие виды контента. Чат-боты и виртуальные помощники, работающие на базе ИИ, могут обрабатывать обычные запросы и помогать клиентам решать простые задачи без вмешательства человека. Алгоритмы машинного обучения позволяют отчасти автоматизировать обслуживание клиентов. Например, отвечать на часто задаваемые вопросы или направлять запросы клиентов в соответствующий отдел. Также ИИ помогает банкам выявлять мошеннические действия путем анализа больших объемов данных и распознавания закономерностей, которые могут указывать на криминальное поведение. Таким образом, банки могут предотвращать финансовые потери и защитить информацию о клиентах.
Также ИИ автоматизирует рутинные задачи: обработку транзакций и выверку счетов. При этом искусственный интеллект призван помочь принимать более взвешенные решения, предлагая рекомендации на основе анализа данных. Например, алгоритмы машинного обучения используются для анализа кредитной истории и других финансовых данных клиента с целью определения его кредитоспособности и уровня риска. Это помогает банкам принимать более обоснованные решения об одобрении заявки на получение кредита или кредитной карты. Искусственный интеллект также используется в управлении личными финансами, где он помогает клиентам лучше разбираться в финансах и управлять своим финансовым положением. Важно понимать, что ИИ нацелен на оптимальное распределение активов, а также предоставление новых возможностей для торговли.
Искуственный интеллект управляет финансами. Изображение сгенерировано нейросетью В то же время системы искусственного интеллекта могут быть сложными и зачастую требуют специальной подготовки и опыта для работы с ними. Это представляет собой весьма сложный вопрос для некоторых организаций. Кроме того, внедрение и обслуживание систем ИИ требует значительных денежных инвестиций. Это может стать существенным препятствием для небольших банков или финансовых организаций. Тем не менее способность обрабатывать данные о клиенте и анализировать оптимальные способы его банковского обслуживания делает ИИ необходимым для банковской отрасли.
Кроме того, такая практика поможет банкам в преодолении конкуренции со стороны финтеха. Ожидается, что к 2023 году ИИ позволит банкам сэкономить 447 млрд долл. Более того, ожидается, что темпы развития искусственного интеллекта станут решающим фактором в эволюции глобальной банковской системы. Интернет вещей В нынешнем мире цифровых банковских услуг есть технологии, которые выходят на первый план после десяти лет исследований и анализа. Одной из них стал Интернет вещей IoT. Банковское обслуживание с помощью IoT подразумевает использование различного рода подключенных устройств и датчиков для оказания различных услуг — открытие счетов, управление счетами, обработка транзакций.
Это облегчает проведение повседневных операций, включая платежи, переводы со счета на счет и интеллектуальный мобильный банкинг. IoT предполагает расширение возможностей подключения к интернету за пределы набора стандартных устройств компьютеры, ноутбуки, смартфоны и планшеты , а также к любым физическим устройствам или предметам быта. Некоторые банки предлагают услуги с голосовым управлением, доступ к которым можно получить через «умные» колонки, включая продукты от Amazon Echo или Google Home.
Быстро искать новые перспективные направления и выстраивать иные стратегии развития. Основной фокус у банков стал концентрироваться не на развитии, а на стабильности. Если раньше говорили, что для клиента надо сделать много крутых уникальных фичей, то после февраля вопрос встал о стабильности систем вообще и о доступности приложений мобильных банков в частности. Для банков мобильные приложения — это важный канал коммуникации с клиентами, на котором они строили свое развитие и продажи продуктов. Однако санкции привели к тому, что их удалили из сторов. В итоге пришлось увольнять команды нативных разработчиков, переходить, например, к React Native, который позволяет писать кроссплатформенные мобильные приложения. И банки не исключение. Эксперты говорят, что ландшафт киберугроз после 24 февраля в России практически не претерпел изменений. Изменения в основном коснулись повышения интенсивности атак и широты их охвата. Вместе с тем в 2022 году добавились и некоторые новые тенденции. В частности, пришлось столкнуться с массированными атаками на серверы, отключением провайдеров от крупных магистральных каналов, встраиванием вредоносного программного обеспечения, прекращением функционирования целого ряда защит зарубежных вендоров, появлением вредоносного кода в обновлениях ПО. Кроме того, мы пережили отключение международных платежных систем Visa и Mastercard за пределами РФ. Переход на новые рельсы занял месяцы Этот процесс поиска новой стратегии потребовал несколько месяцев. Только сейчас банки разворачиваются в ту сторону, где они видят возможность получить прибыль, и начинают разрабатывать сервисы, которые могут им в этом помочь. Идет возвращение на круги своя с условием тех ограничений, которые ввел Запад, в том числе ухода крупных иностранных вендоров.
В качестве примера для возможной системы обмена цифровыми сообщениями Путин привел «хавалу» — метод взаимозачета требований и обязательств между брокерами, перевод средств в рамках которого реализуется через однократное уведомление по телефону или email. Вероятно, в новом году Правительство предпримет попытки разработать новый механизм трансграничной передачи финансовых сообщений посредством стыковки СПФС и его национальных аналогов в других странах. О подобных планах представителям стран-членов ШОС премьер Михаил Мишустин сообщил в ноябре прошлого года. Тренд на распространение и совершенствование платежных систем, осуществляющих трансграничные переводы, не является уникальным для нашей страны. По мере того как зарубежные правительства постепенно переводят свои страны на глобальную цифровую экономику, развитие бесконтактных и трансграничных платежей становится одним из главных пунктов финансово-технологических стратегий. Ярким примером для демонстрации тенденции является Африка. Только за минувшие полгода финансовые регуляторы трех государств Кении, Египта и Нигерии объявили о намерении проводить ускоренную цифровизацию экономики и подключиться к глобальным финансовым рынкам через электронные трансграничные платежи. Заключение Нобелевский лауреат Нильс Бор однажды остроумно подметил: «Предсказывать очень трудно. Особенно будущее». Нам бы хотелось настроить вас на благостный лад, пообещав, что описанные выше тенденции в действительности получат мощное движение в 2023 году. Хотелось бы с уверенностью заявить, что наметившиеся инновации в финтехе, новые регуляторные механизмы и технологии не будут отторгнуты финансовой средой, а ее развитие будет направленным и непрерывным. Но поскольку бизнес и люди во всем мире уже приняли тот факт, что экономическая нестабильность стала новой реальностью, нельзя не признать, что нас ждет тернистый путь. Хотелось бы надеяться, что накопленный опыт поможет обойти резкие повороты. В конце концов, именно экономический кризис 2008-2009 гг. Встроенные финансы, Открытые API и новые сервисы платежных систем — смотрим, участвуем и развиваемся вместе.
Какие будут тарифы. До 2025 года, пока цифровой рубль будут обкатывать в тестовом режиме, любые операции с ним на платформе Банка России будут бесплатными. А далее придется платить. Но не всем. Как будет устроена платформа для цифрового рубля. Есть два принципиально разных подхода к технической реализации проектов цифровых валют — централизованный и децентрализованный: Централизованный. Платежи и цифровая валюта привязаны к конкретному счету и, как следствие, к конкретной личности или юрлицу. Регулятор сам выпускает валюту и сам взаимодействует с клиентами, обслуживая их кошельки. Это как если бы в стране исчезли все коммерческие банки и остался один — Центральный. В этом случае ЦБ будет иметь практически полный контроль над цифровыми деньгами, но выход из строя одного из звеньев цепи может мгновенно привести к параличу всей системы, например к потере доступа к кошелькам или обнулению средств на них. Используется в обращении криптовалют.
ТОП банковских технологий 2023 года: The IT in Finance опросил экспертов
В Москве в «Банке технологий» представил свыше 170 отечественных разработок | Регистрируйтесь БЕСПЛАТНО на предстоящие мероприятия Bosco Conference: димир Эстров, Vese Corporate Services, и Евгений Егор. |
От банкоматов до блокчейна: гид по теории и практике платёжных технологий / Хабр | Впечатляющие технологии Сфера финансовых интересов Банковское Обозрение |
Первый российский банкомат: показываем, что внутри
Самые свежие новости финансовой и банковской тематики. Среди основных трендов развития цифровых банковских технологий в 2024 году можно выделить формирование технологической независимости российского финансового сектора, развитие цифрового рубля и прогрессивных методов оплаты, считает руководитель. Группа Банковский процессинговый центр в Одноклассниках. Терминальное оборудование для организаций и ип Удобство безналичных платежей и расчетов Техническая и программная поддержка. Что происходит с банками и как будет развиваться дальнейшая их цифровизация — рассказал директор цифровых финансовых технологий Globus IT Денис Ягубцов. «Бесплатный сервис «Банк технологий» помогает предприятиям сэкономить время и в кратчайшие сроки подобрать необходимое современное решение для цифровизации и автоматизации производства, расширения новых линий.
Российские банки переходят на независимые технологические решения
В апреле такой сервис запустил Тинькофф, недавно аналог появил ся у Сбербанка. Все, что связано с оплатой, будет развиваться. Исследователи ожидают унификацию платежных решений, их интеграцию в облачное ПО, рост скорости транзакций. Появится больше конкуренции среди провайдеров, которые обрабатывают электронные платежи.
Пост-Big Data и кибербезопасность Из-за ухода иностранных вендоров нужны новые разработки в области кибербезопасности. Например, перспективы есть у программ для биометрической идентификации клиентов. Компании, встраивающиеся в экосистемы, нуждаются в качественной аналитике, основанной на пользовательских сценариях.
Сложности взаимодействия Но не все инновации быстро интегрируются в банковский сектор. Например, эксперты говорят о достоинствах Bank as a Service — аренды банковской инфраструктуры, но пока эта модель пока очень не развита. Банки делятся внутренней информацией через Open-API неохотно.
На это есть две причины: традиция не раскрывать внутреннюю информацию и отсутствие законодательной базы по типу европейской PSD2.
У перечисленных систем два варианта — меняйся или умри. Пластик, чипы, бланки, сложная система реквизитов и кодировок, лицензии, банкоматы, терминалы — дорого в содержании, неудобно и до удушения скучно. Любой потребитель спрашивает почему? Ответ — так надо. Непонятны и потребителю надутые щеки и стоимость услуг.
Финтех придет к пользователю и скажет: — «Смотри, все намного проще и это не стоит таких денег». Банки потеряли монополию на данном рынке. В мировой практике, банки уже поняли, что транзакции это не их рынок. Платежная система PayPal, которая еще в 2000-х была подразделением eBay и служила сервисом для оплаты, на 2022 год является самостоятельной компанией кстати без Илона Маска тут не обошлось , которая даже кредитует малый бизнес после слияния с Swift Financial на сегодня выдано более 3 млрд долларов для 115 тыс. И такого рода систем с Payza, Perfect Money, Payeer, Payoneer разные лицензии, но суть та же — все эти системы делают транснациональные платежи, удобно, просто и дёшево. Пример внутринационального лидера по транзакциям и трансфертам, можно увидеть в Швеции, приложение Swish — где банки по крайней мере остались заинтересованными участниками.
App banking уйдет влсед за смартфономи App banking уйдет вместе с смартфоном по тем же самым причинам, потому что он дорогой, непонятный и скучный. Что делает смартфон дорогим? Матрица, батарея, процессор и память ПЗУ и оперативная память. Кроме того у каждого смартфона есть операционная система — которая с каждым годом растет в объемах. Вместо смартфона будет мощный терминал, с размером спичечного коробка, а может быть и меньше, который будет предоставлять доступ в интернет при помощи Starlink или подобной системой.
По словам представителя «МТС банка», анализ больших данных с помощью ИИ становится «новой латынью» для высокотехнологичных отраслей экономики, потому что он расширяет возможности банков предлагать своим клиентам персонализированные продукты, зная их предыдущий опыт. В июле 2023 г. ЦБ внимателен и к этой технологии, но пока придерживается нейтрального подхода к регулированию, который позволяет участникам рынка внедрять инновации и развивать ИИ. Сейчас нет необходимости в оперативной разработке специальных правил использования систем ИИ финансовыми организациями, уверены в регуляторе.
Финансовые организации только начинают подступать к персонализации, которая включает рекомендации, проактивность в решении проблем клиента, финансовые советы, учитывающие интересы и особенности поведения конкретного человека, говорит представитель «Тинькофф». Сначала с помощью ИИ компании просто оптимизировали процессы и решали прикладные задачи, что в первую очередь помогало сэкономить деньги, затем бизнес начал полностью автоматизировать процессы, например процесс принятия решения по кредиту или общение в чате с поддержкой, отмечают в «Тинькофф». Развитие персональных советников, в основе которых лежат рекомендательные системы, является глобальным трендом в области ИИ, замечает представитель ВТБ. Такие помощники будут становиться все более умными, у них появятся визуализированные 3D-образы, а банки вступят в конкуренцию, предлагая все более продвинутых цифровых ассистентов, ожидают в госбанке. Следующим шагом станет появление мультибанковских помощников, которые будут подсказывать, где выгоднее депозиты, какие проходят акции и т.
RU - Банк России обсуждает, нужно ли дополнительное регулирование банков, которые принадлежат крупным маркетплейсам, заявила на брифинге председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Топ-менеджеры банков в апреле подняли вопрос о том, что банковские "дочки" маркетплейсов имеют конкурентные преимущества перед другими банками при работе с этими торговыми площадками. Сейчас свои банки есть у "Яндекса", Ozon и Wildberries.
15 тенденций Fintech 2023: новые финансовые инновации сегодня. Обзор финтех-индустрии
В статье рассматриваются предпосылки внедрения цифровых технологий в банковский сектор, анализируется текущий уровень цифровизации российских банков. Следующий тренд в мире финансовых технологий — это подписка на банковские продукты, услуга, состоящая из нескольких предложений, которые потенциально могут быть полезны и выгодны для пользователя. Банк России считает очень перспективной технологию видеоидентификации, она может быть опробована для трансграничных платежей, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. В Банке России рассказали о новой, недавно выявленной мошеннической схеме.
"Банк технологий": на столичном инвестпортале заработал Реестр новейших технологических решений
Волна оцифровки телефонии, ретейла и других сфер задала ритм, что привело к формированию финансовых экосистем, где можно не только взять кредит, но и оформить страховку, купить билеты в театр, продать машину. Пожалуй, самый яркий пример — это "Сбер", который давно вышел за рамки традиционного понимания банка и постепенно объединяет разрозненные финансовые сегменты в единую среду. Средний размер выданных автокредитов обновил рекорд В том, что касается западных банков, заметный импульс их цифровизации придала открытость — благодаря open API, то есть открытому программному интерфейсу, банковские сервисы можно легко интегрировать в продукты сторонних компаний. На практике это сводится к быстрой обработке платежей, низким комиссиям, отсутствию бюрократии. С января этого года все банки европейской экономической зоны обязаны поддерживать свои протоколы открытыми. В России же open banking остается добровольным и не особенно поспешно внедряется игроками. Кроме того, в Европе, где общий уровень жизни выше, сильна ниша wealth-менеджмента — управления большими частными капиталами. Это целый комплекс процессов, которые на себя берет банк: от инвестирования и планирования до бухгалтерского учета и налогообложения. Чего ждать пользователям Поскольку банкам выгодно создавать условия для перехода в онлайн, в ближайшие годы клиентам стоит ожидать повышения или появления тарифов в офлайн. Будет сокращаться и число физических отделений и банкоматов, но скорость оказания услуг при этом вырастет.
Абсолют Банк продолжит развивать сервисы на базе биометрии. В частности, в своем мобильном приложении банк намерен реализовать возможность удаленной идентификации с использованием биометрических слепков. Планы в сфере биометрии развивает и Новикомбанк. А «Зенит» внедряет проекты по развитию «умных коммуникаций» с клиентами. Промсвязьбанк продолжит активное внедрение операций с использованием цифрового рубля, проведение которых в тестовом режиме началось в 2022 году.
В этом случае ЦБ будет иметь практически полный контроль над цифровыми деньгами, но выход из строя одного из звеньев цепи может мгновенно привести к параличу всей системы, например к потере доступа к кошелькам или обнулению средств на них. Используется в обращении криптовалют. ЦВЦБ при децентрализованной модели — это цифровые токены. Они принадлежат только тем, кто ими владеет , и не привязаны к конкретному счету — достаточно иметь ключ пароль , который требуется для доступа к деньгам. В этом случае общий уровень устойчивости системы сильно возрастает. Еще в 2020 году представители ЦБ объявили, что платформа цифрового рубля будет гибридной — то есть совместит в себе как централизованные, так и децентрализованные элементы. Подробностей о ее устройстве немного. Но известно, что сделки будут совершаться с использованием смарт-контрактов — фактически напрямую между сторонами: отправителями и получателями платежей, плательщиками и предприятиями. Взаимодействие участников операций будет строиться по двухуровневой схеме. Она предполагает распределение ролей между ЦБ и коммерческими банками. На первом уровне находится ЦБ — как владелец платформы и эмитент.
Благодаря цифровым технологиям становится возможно выполнять платежные операции в любое время суток. Месторасположение клиента, отдающего распоряжения на совершение транзакций, значения не имеет — он задействует системы дистанционного обслуживания. Оптимизация инфраструктуры Прежде всего — в части использования коммерческой недвижимости. Например, банк «Тинькофф» не имеет офисов для обслуживания физлиц в принципе, Альфа-Банк внедряет инновационные phygital офисы. Меньший объем наличных операций обуславливает снижение интенсивности использования транспортных ресурсов и сопутствующих услуг — по инкассации, оформлению страховок, организации документооборота. Повышение уровня клиентской лояльности Благодаря трендам технологичной омниканальности клиент получает возможность находиться на связи с банком практически круглосуточно, оформлять интересующие финансовые продукты и услуги через любой удобный ему канал связи. Посредством различных инструментов коммуникации клиенты получают актуальные персонифицированные предложения, озвучивают собственные идеи по улучшению финансовых услуг. Какие сейчас тренды на рынке? Можно выделить ряд ключевых трендов цифровизации, которым следуют банки. То есть, банки стараются не только предоставить клиенту статичный инструментарий в Личном кабинете, но также оперативно в том числе во «внебанковские» часы дать необходимые консультации и пояснения, причем на достаточно высоком уровне качества — как если бы они были предоставлены специалистом в офисе. В результате клиент более уверенно и активно приобретает различные финансовые продукты. Современные клиенты имеют возможность быстро сравнивать условия по финансовым решениям с помощью различных онлайн-сервисов. Наиболее конкурентным будет тот поставщик, который быстрее других сможет предложить практический механизм заключения сделки, интересующей клиента, через интернет.
В Россию возвращаются офисы банков. Банковская цифровизация на грани провала. Опрос
Помимо повышения качества традиционных финансовых услуг, применение технологий машинного обучения будет способствовать расширению возможностей банковских чат-ботов. Узнайте о современных технологиях мобильного банкинга в нашей статье! Последние разработки в банковской отрасли. Новости, банки сегодня 2024. Последние новости банков. Аналитика. Новости российской и мировой экономики. Рейтинги, опросы, статистика, рынки. Кризис на Украине и санкции в отношении РФ.
ЦБ изучает необходимость дополнительного регулирования банковских "дочек" маркетплейсов
В нынешнем мире цифровых банковских услуг есть технологии, которые выходят на первый план после десяти лет исследований и анализа. В этой статье пофантазируем, как может измениться банковская индустрия и финансовые технологии в будущем, как будут выглядеть банки, в которые мы будем обращаться через несколько лет. Развитие технологий трансформирует формат обслуживания клиентов в банке, все больше уводя его в цифровую плоскость. Что происходит с банками и как будет развиваться дальнейшая их цифровизация — рассказал директор цифровых финансовых технологий Globus IT Денис Ягубцов.
Банки будущего: как будут работать платежи и ваши деньги
Субъектами RegTech являются как участники финансового рынка, так и государственные ор ганы, которые могут применять финтех-решения для контроля за выполнением регуляторных требований. SupTech Supervisory Technology — надзорные технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка, что означает применение регуляторными органами инновационных технологий большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии и др. Эти технологии могут позволить финансовым регуляторам автоматизировать и упростить административные процедуры, оцифровать данные и инструменты, которые позволяют взаимодействовать с участниками финансового рынка, повысить надежность и качество предоставляемой информации и улучшить системы поддержки принятия решений. Например, технологии больших данных и машинного обучения позволяют анализировать взаимосвязи, обрабатывать неструктурированные данные, включая данные из внешних источников СМИ, Интернет , и использовать результаты для выявления незаконного поведения на финансовых рынках и прогнозирования потенциальных рисков. Ориентирование на данный способ взаимодействия между регулирующими органами и регулируемыми кредитными организациями еще больше повысит прозрачность финансового сектора и создаст эффективную регуляторную среду. Приложения SupTech могут позволить проводить анализ собственности заемщика, осуществлять прогноз потребности в денежных средствах, использовать прогнозный анализ устойчивости кредитных организаций на основе данных биллинга, проводить онлайн-анализ транзакций по данным кредитной организации с точки зрения операционной деятельности участников финансового рынка для выявления мошенничества. Рассматривая сферы применения финтех-инноваций, хотелось бы особо обратить внимание на такое направление, как «Безопасный финансовый рынок». Устойчивой тенденцией является роботизация действий аналитиков при реагировании на инциденты информационной безопасности. Ожидается, что в ближайшие годы для улучшения мер обеспечения информационной безопасности будут использоваться шифрование, блокчейн, машинное обучение, роботизация и аналитика. В будущем, для обеспечения кибербезопасности будут использоваться поведенческая биометрия и технологии квантового шифрования информации.
Поскольку цифровая трансформация качественно меняет технологии предоставления финансовых услуг, необходимы новые подходы к информационной безопасности и киберустойчивости финансовой системы на основе применения новых перспективных технологий для целей информационной безопасности и киберустойчивости. Интеграция социальных сетей с онлайн-банкингом представляет инструмент, который может обеспечить большую базу данных о предпочтениях клиентов для последующего использования при предложении новых финансовых услуг; установлении доверительных отношений с каждым клиентом банка; внедрении технологии блокчейн в отношения с клиентами. Разработка новых финтех-инноваций требует определенных ресурсов, знаний и организации работы, поэтому есть определенные этапы или технология создания и реализации финтех-решений на основе проведенного теоретического анализа рис. Спрос со стороны клиентов на новые финтехрешения стимулирует кредитные организации к поиску новых идей и их решений, поэтому на первом аналитическом этапе осуществляется «мониторинг внешней среды для поиска идей» [3]. Информация, полученная в процессе сбора, позволяет определить существующий спрос на новые банковские финтех-инновации, ориентированные на пользователя, как в сфере розничного и корпоративного банкинга, так и в банковском страховании, брокерстве и др. Технология CRM Customer Relationship Management -управление взаимоотношениями с клиентами в настоящее время активно развивается и кредитные организации должны располагать максимальной информацией о клиентах, уметь анализировать и применять ее в интересах новых финтех-решений. Анализ потенциального рынка сбыта дает возможность определить целесообразность затрат на разработку, внедрение и сопровождение новых финтех-решений. Превышение прогнозируемой прибыли над затратами является экономическим основанием необходимости разработки финтех-инновации. Рисунок 2.
Этапы разработки финтех-инноваций Стадия разработки финтех-инновации считается проектной, наиболее сложной и предусматривает соблюдение надзорных и регуляторных требований действующего законодательства; лицензирование новых финтех-инноваций при их внедрении; обучение персонала; информирование клиентов о новых возможностях финтехрешений; тестирование, начало предоставления новых финтех-инноваций ограниченному числу клиентов. В мировой практике уже существуют и используются стандарты моделирования бизнес-процессов при разработке и внедрении финтех-решений, что помогает систематизировать этот процесс и сделать его максимально доступным и эффективным. Этап внедрения предусматривает интегрирование элементов финтех-решений в существующую систему банковских услуг. При положительном отклике на новую услугу кредитная организация выводит ее на рынок, продвигает во внутренней сети и развивает возможности предоставления более широкому кругу клиентов. Использование финтех-решений позволяет ускорить инновационные процессы и сократить транзакционные издержки в ходе взаимодействия участников финансового рынка. Безусловно, важным этапом разработки финтех-инноваций является выбор банком эффективной системы обеспечения безопасности инновационных продуктов, что позволяет свести риски кражи денежных средств клиентов, а также репутационные риски самого банка к минимуму, что актуально как для защиты интересов банка, так и защиты интересов клиентов. На данном этапе осуществляется поиск разумного компромисса между рисками информационной безопасности и скоростью разработки и вывода новых сервисов на рынок.
Благодаря цифровым технологиям становится возможно выполнять платежные операции в любое время суток.
Месторасположение клиента, отдающего распоряжения на совершение транзакций, значения не имеет — он задействует системы дистанционного обслуживания. Оптимизация инфраструктуры Прежде всего — в части использования коммерческой недвижимости. Например, банк «Тинькофф» не имеет офисов для обслуживания физлиц в принципе, Альфа-Банк внедряет инновационные phygital офисы. Меньший объем наличных операций обуславливает снижение интенсивности использования транспортных ресурсов и сопутствующих услуг — по инкассации, оформлению страховок, организации документооборота. Повышение уровня клиентской лояльности Благодаря трендам технологичной омниканальности клиент получает возможность находиться на связи с банком практически круглосуточно, оформлять интересующие финансовые продукты и услуги через любой удобный ему канал связи. Посредством различных инструментов коммуникации клиенты получают актуальные персонифицированные предложения, озвучивают собственные идеи по улучшению финансовых услуг. Какие сейчас тренды на рынке? Можно выделить ряд ключевых трендов цифровизации, которым следуют банки.
То есть, банки стараются не только предоставить клиенту статичный инструментарий в Личном кабинете, но также оперативно в том числе во «внебанковские» часы дать необходимые консультации и пояснения, причем на достаточно высоком уровне качества — как если бы они были предоставлены специалистом в офисе. В результате клиент более уверенно и активно приобретает различные финансовые продукты. Современные клиенты имеют возможность быстро сравнивать условия по финансовым решениям с помощью различных онлайн-сервисов. Наиболее конкурентным будет тот поставщик, который быстрее других сможет предложить практический механизм заключения сделки, интересующей клиента, через интернет.
Из-за этих изменений текущая документация и сложные процессы уступят место простому электронному взаимодействию. Встроенные финансовые инструменты будут наиболее востребованными, позволяя интегрировать платежные, дебетовые карты, ссуды, страхование и даже инвестиционные инструменты почти во все нефинансовые услуги.
В последние годы в секторе финтех-инноваций в банковской сфере произошел взрывной рост инвестиционной активности. В 2020 году во всем мире было инвестировано 128 млрд. Рисунок 1. Классификация финтех-инноваций в зависимости от содержания Результаты исследований и обсуждение Разнообразие и масштабное количество инновационных решений в финансовом секторе, появившихся в последнее время на рынке, актуализируют необходимость систематизации множества вариантов в соответствии с наиболее важными признаками, в частности, классификация финтех-инноваций в зависимости от их конкретного содержания рис. Данный подход позволяет классифицировать финтех-решения с позиции учета затрат и положительных эффектов от внедрения новых технологий на этапах производственного процесса, процесса продаж и обслуживания и определения влияния на внутренние бизнес-процессы, их трансформацию в результате их внедрения. Также представляет интерес классификация финтех-инноваций в зависимости от сферы применения финтех-решений табл.
Таблица 1. Классификация финтех-инноваций в зависимости от сферы применения Предложенные подходы к классификации современных финтех-решений могут использоваться при анализе ключевых тенденций на рынке финансовых инноваций. Возрастающая сложность транзакций и увеличивающийся объем обрабатываемых данных, развитие новых финансовых услуг и ужесточение нормативных требований сопровождалось увеличением затрат финансовых организаций, связанных с соблюдением всех необходимых стандартов, что привело к появлению технологии регулирования в мире и использованию финтех-решений регуляторными институтами. Скорость технологических изменений требует большей гибкости регулирующих органов. Регуляторные технологии RegTech Regulatory Technology — это использование инновационных технологий финансовыми учреждениями для повышения эффективности нормативных требований и управления рисками участниками финансового рынка. В этой связи можно привести следующие примеры приложений для инструментов RegTech: автоматизация процедур подготовки и сдачи отчетности, выявление подозрительной активности и предотвращение мошенничества, идентификация клиента KYC «Know your client» , комплаенс-контроль.
Субъектами RegTech являются как участники финансового рынка, так и государственные ор ганы, которые могут применять финтех-решения для контроля за выполнением регуляторных требований. SupTech Supervisory Technology — надзорные технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка, что означает применение регуляторными органами инновационных технологий большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии и др. Эти технологии могут позволить финансовым регуляторам автоматизировать и упростить административные процедуры, оцифровать данные и инструменты, которые позволяют взаимодействовать с участниками финансового рынка, повысить надежность и качество предоставляемой информации и улучшить системы поддержки принятия решений. Например, технологии больших данных и машинного обучения позволяют анализировать взаимосвязи, обрабатывать неструктурированные данные, включая данные из внешних источников СМИ, Интернет , и использовать результаты для выявления незаконного поведения на финансовых рынках и прогнозирования потенциальных рисков. Ориентирование на данный способ взаимодействия между регулирующими органами и регулируемыми кредитными организациями еще больше повысит прозрачность финансового сектора и создаст эффективную регуляторную среду. Приложения SupTech могут позволить проводить анализ собственности заемщика, осуществлять прогноз потребности в денежных средствах, использовать прогнозный анализ устойчивости кредитных организаций на основе данных биллинга, проводить онлайн-анализ транзакций по данным кредитной организации с точки зрения операционной деятельности участников финансового рынка для выявления мошенничества.
Рассматривая сферы применения финтех-инноваций, хотелось бы особо обратить внимание на такое направление, как «Безопасный финансовый рынок». Устойчивой тенденцией является роботизация действий аналитиков при реагировании на инциденты информационной безопасности. Ожидается, что в ближайшие годы для улучшения мер обеспечения информационной безопасности будут использоваться шифрование, блокчейн, машинное обучение, роботизация и аналитика. В будущем, для обеспечения кибербезопасности будут использоваться поведенческая биометрия и технологии квантового шифрования информации. Поскольку цифровая трансформация качественно меняет технологии предоставления финансовых услуг, необходимы новые подходы к информационной безопасности и киберустойчивости финансовой системы на основе применения новых перспективных технологий для целей информационной безопасности и киберустойчивости. Интеграция социальных сетей с онлайн-банкингом представляет инструмент, который может обеспечить большую базу данных о предпочтениях клиентов для последующего использования при предложении новых финансовых услуг; установлении доверительных отношений с каждым клиентом банка; внедрении технологии блокчейн в отношения с клиентами.
Менеджеры останутся в премиальных сегментах, но даже там вырастет уровень цифровых сервисов, автоматизации процессов и коммуникации, который сейчас не только проникает в премиум-сегмент, но уже непосредственно реализуется в private banking. Этому будет способствовать внедрение ЦФА, криптовалют, стейблкоинов по типу цифрового рубля, которые будут обрабатываться в первую очередь цифровыми сервисами, робоэдвайзерами, которые также будут доминировать в банковском секторе", - отмечает эксперт. Дистанционное взаимодействие Исторически первым шагом цифровизации банковской сферы стало распространение сервисов дистанционного взаимодействия банков и клиентов. Сегодня можно совершать операции дистанционно более чем с 96 процентами банковских счетов. Сокращаются физические отделения банков.
За первые девять месяцев 2023 года, по данным ЦБ РФ, их стало меньше на 356 Следующим шагом развития стала виртуализация самого банка, когда финансовая организация стала заниматься оказанием банковских услуг, без открытия своих физических представительств. Причем такие банки могут предоставлять своим пользователям более выгодные условия, чем их традиционные конкуренты. В итоге сегодня даже традиционные банки медленно, но верно движутся по этому пути", - говорит доцент кафедры "Финансы и кредит" Государственного университета управления, доктор экономических наук Николай Кузнецов. По данным ЦБ, в 2022 году доля дистанционных банковских операций в России достигла 75 процентов. Интересно, что развитию дистанционного обслуживания способствует региональная специфика и удаленность территорий.
Обозначенную проблему решают цифровые сервисы. С каждым годом они становятся все более популярными среди россиян. Так, согласно исследованию аналитического центра НАФИ, за последние пять лет доля наших соотечественников, которые пользуются мобильным банком, расширилась вдвое. Если в 2018 году она составляла 34 процента, то сейчас - 70 процентов. Интересно, что параллельно наблюдается сокращение отделений банков: лишь за первые девять месяцев 2023 года, по данным Банка России, их стало меньше на 356.
Впрочем, по данным НАФИ, пока 73 процента пользователей мобильным банком приходится на жителей крупных городов. Думаю, жители небольших населенных пунктов могут присоединиться к ним в ближайшие несколько лет - это станет новым трендом", - отметил в разговоре с "РГ" руководитель отдела ИК Fontvielle Сергей Соловых. В тему Еще одна тенденция цифрового развития банковской сферы - геймификация финансовых процессов, говорит Николай Кузнецов.
В 2023 году количество поддельных банковских приложений увеличилось на 25%
Банковский сектор может потерять по некоторым финансовым продуктам порядка 60% в течение ближайшего десятилетия из-за активно внедряемых технологическими компаниями инноваций. Банк занимается разработкой и развитием инновационных продуктов и технологий как совместно с передовыми вузами, такими как МФТИ и Сколтех, так и совместно с технологическими партнерами. Кредиты. Кредиты. Кредит наличными. Кредитный калькулятор. Кредит под залог недвижимости. Рефинансирование кредита. Карты. Все банковские карты. Дебетовые карты. Дебетовая карта МИР. Кредитные карты. Кредитная карта МИР. Социальные карты. Пенсионные карты. Ипотека. Создание условий для применения технологий RegTech для снижения нагрузки на участников рынка.