дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Через историю, через литературу, через музыку, через труд воспитывать человека». Васильева считает, что каждый урок должен продолжать воспитательный процесс, в котором родителям нужно принимать активное участие. Ольга Васильева: «Часто упрекают молодежь в равнодушии. Нет, я много раз говорила, что очень люблю современную молодежь.
Мне очень бывает жалко, есть нерешительность и отчасти робость в принятии решения». По словам министра, у прошлых поколений робости не было, так как были четкие формулировки, что хорошо, а что плохо.
Курс на приобщение самых широких слоёв народа к ней большевики взяли буквально сразу после Октябрьской революции и выдерживали его в самых трудных условиях. В 1919 и 1920 годах в Советской России побывали американский дипломат Уильям Буллит и британский писатель Герберт Уэллс. И оба отметили работу новой власти в этом направлении Буллит в своём отчёте, а Уэллс в книге «Россия во мгле».
Они писали, что в холодной и голодающей стране организовано издание массовыми тиражами произведений лучших писателей — и книги продаются по общедоступным ценам что невозможно представить в самых благополучных капиталистических государствах, отметил Уэллс , театры и картинные галереи теперь заполнены «простой» публикой, и ведётся работа по эстетической подготовке этих людей к встрече с искусством я так оцениваю слова Буллита о том, что им «объясняют значение и красоту произведений». При Сталине работа в этом направлении велась ещё более разносторонне и активно. В частности, эффективным средством приобщения народа к художественной культуре стало радио. По первой, общедоступной программе каждый день можно было услышать литературные чтения, классическую и народную музыку; не реже раза в неделю передавали спектакли лучших драматических и музыкальных театров страны. В результате такой целенаправленной работы в Советском Союзе удалось решить небывалую задачу: сделать общение с художественной культурой внутренней потребностью многих миллионов людей из самых разных слоёв общества.
Поэт Анна Ахматова после поездки в Англию делилась впечатлением: «Знаете, чему они там из моих рассказов более всего удивились? Для нас всех здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции.
А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы! Народная артистка СССР балерина Галина Уланова писала: «Если бы у меня спросили, что нового внесла в балетный спектакль советская эпоха, то я бы прежде всего сказала: зрителя». То же самое можно сказать и о советской эпохе в кино. Она воспитала нового зрителя. Невозможно представить, чтобы в капиталистическом государстве, где кино как система является коммерческим предприятием, серьёзные фильмы конкурировали по посещаемости с развлекательными.
А в нашей стране, где кино стало, говоря словами историка Жоржа Садуля, «средством культурного воздействия», так было! В 1950—1960-е годы о более раннем времени у меня нет данных свыше 30 миллионов посещений собирали не только комедии и приключенческие ленты, но и многие экранизации классики, картины о революции, Гражданской и Отечественной войнах, не относящиеся к приключенческому жанру, фильмы о труде и жизни людей. Многомиллионную аудиторию нередко собирали фильмы из категории трудных для восприятия. К примеру, своеобразный по языку, абсолютно лишённый развлекательности, трагичный фильм Тарковского о войне «Иваново детство» собрал в СССР вдвое больше посещений, нежели считавшаяся суперкассовой трилогия «Пираты Карибского моря» в СНГ. Советская художественная культура не только духовно обогащала людей, облагораживала их внутренний мир.
Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова» — так говорил уже в постсоветское время народный артист СССР Евгений Самойлов. В поле воздействия этого воспитания люди попадали с самых юных лет. До сих пор с теплом вспоминаю журнал для самых маленьких «Весёлые картинки» 1950-х годов. Рассказываемые в нём при помощи рисунков истории не только развлекали ребят, но и приучали их оценивать, что такое хорошо и что такое плохо, ненавязчиво утверждали в их сознании ценность труда, взаимопомощи, вырабатывали неприятие жадности, алчности, эгоизма. На воспитание таких жизненных ориентиров плюс интерес к познанию были нацелены и детские радиопередачи — такие, как «Экипаж разноцветных стрел», «Клуб знаменитых капитанов», «Приключения юнги Захара Загадкина», и им подобные, киножурнал «Хочу всё знать».
Напомню, что в Советском Союзе были созданы первые в мире специализированное издательство литературы для детей и киностудия детских и юношеских фильмов. Судя по себе, могу сказать, что такое воспитание художественной культурой было действенным.
Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад.
А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Колготки всегда сползали и морщились на коленках.
Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Самые счастливые часы детства проходили во дворе У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом.
Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики — с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях.
Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички».
Они то и дело напоминали ребенку о том, что он должен любить, уважать, помогать, уступать, отказываться от своих желаний и пр. Дети росли, считая себя постоянными должниками перед всеми взрослыми, Родиной и пр. Сегодня такой подход считается неправильным, поскольку каждый человек имеет право делать так, как подсказывает ему сердце. Безусловно, он не должен допускать неуважительного отношения к окружающим, но любить он никого и ничего не обязан. Стоит отметить, что принцип «из-под палки» наоборот заставляет человека ненавидеть даже то, что он любил бы по своей воле. Если найти правильные слова и дать ребенку возможность определиться со своими предпочтениями, он вырастет доброжелательным и отзывчивым.
Подписаться
- 2. Важно закаливать детей, чтобы они не болели
- Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
- Как менялось воспитание детей за последние 100 лет | PSYCHOLOGIES
- 1. Необходимо соблюдать строгий режим
- Правила комментирования
- ПРАВИЛО № 2 «Отцовский ремень - лучший учитель»
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «». «Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам. По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории.
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты. Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет. Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса. Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами. Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции.
Учили ли в советской школе думать? Не меньше и не больше, чем в современной. Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех. То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали. Но не на единый общий формат, а на разные — и потому не так наглядно. С чем можно согласиться — теперь это более наглядно и более цинично.
Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять. Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах. Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения. Исчезает поле для обязательных программ, если нужно сдать по заранее известным условиям заранее известные учебные курсы.
Обязательность тогда определяется необходимыми зачетами, на манер вуза, а не обязательными программами. Ответственность переносится на ученика — ему становится нужно освоить учебный курс, а не школе. У проблем современной школы, включая споры о репетиторах, нет единого простого объяснения — это комплекс новых подходов к прошлым задачам в новых условиях. А они сильно отличаются от советских. Именно поэтому я вижу решение в балансировании ответственности на основе личного выбора. Так что взять из советской школы? Школа, что советская, что любая другая — это социальный институт безопасного нахождения детей днем без родителей, обеспечивающий их социализацию.
Под социализацией я имею в виду широкий пласт задач, из которых самый важный — коммуникация. Через коммуникацию ученик вживается в мир. Он учится защищаться, помогать, отстаивать свое мнение, преодолевать самые разные барьеры и беречь друзей, делать ошибки и отвечать за них, исправлять их, включая порожденные ошибками конфликты, терпеть вынужденные форматы и разделять радость чужих успехов… Попутно в качестве содержательной основы, канвы остальной коммуникации, осваиваются знания об устройстве мира. Но именно этот аспект на флаге обсуждения школы. Раньше школа была ради этого. Народ был малограмотный, а программы несли единый для всех базис, который больше негде было концентрированно взять. Школа была подготовкой к жизни: что не взял в школе, потом трудно добирать.
Сейчас это все есть, и учатся сегодня всю жизнь. Чего-то стало не хватать — открыл интернет и взял. Раньше обучение и было образованием — все в одном флаконе. С появлением интернета и клико-доступности любого знания обучение перестало быть дефицитом. Дефицит — образование: общение с носителями ценности знания, умным и понимающим специалистом или соратником по изучению. Лучше и то и другое, потому что образование происходит в притирке своего понимания и чужого, чье мнение важно и ценно. Раньше это растворялось в потоке обучения и пряталось за фразами типа «хорошо объясняет».
Хотя «объяснение» — не самое удачное слово для этого.
Если найти правильные слова и дать ребенку возможность определиться со своими предпочтениями, он вырастет доброжелательным и отзывчивым. Ведь только сердце, а не страх и долг могут сделать человека достойной личностью. Угрозы Вместо того чтобы объяснить, как не надо делать, советские родители придумывали всевозможные угрозы и запугивания. Например, говорили ребенку: «Если принесешь двойку, получишь ремня или другие санкции ». Несложно предположить, что после таких установок дети старались изо всех сил, однако страх способен парализовать мыслительные процессы и даже физические движения если речь идет о спортивных соревнованиях, в которых непременно ребенку нужно было победить , поэтому часто получалось даже хуже, чем предполагалось.
Детей нужно подбадривать, внушать им веру в себя и хороший результат, чтобы у них появилась мотивация выполнить свою задачу качественно.
Детей заставляли подчиняться строю, вести приличную жизнь, чтобы все было "как у людей". При отказе заставляли страдать, ощущать себя ущербным, неправильным, до тех пор, пока сопротивление ребенка не ломалось окончательно. Результатом такого насилия стало совершенное неумение сегодняшних взрослых жить для себя. Разумеется, ведь с детства их учили, что внутренние желания и стремления — ерунда, если они не одобряются обществом и не вписываются в рамки общепринятых стандартов. Отсутствие эмоциональной связи с родителями В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка.
Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут.
Стоит отметить, что принцип «из-под палки» наоборот заставляет человека ненавидеть даже то, что он любил бы по своей воле. Если найти правильные слова и дать ребенку возможность определиться со своими предпочтениями, он вырастет доброжелательным и отзывчивым.
Ведь только сердце, а не страх и долг могут сделать человека достойной личностью. Угрозы Вместо того чтобы объяснить, как не надо делать, советские родители придумывали всевозможные угрозы и запугивания. Например, говорили ребенку: «Если принесешь двойку, получишь ремня или другие санкции ».
Несложно предположить, что после таких установок дети старались изо всех сил, однако страх способен парализовать мыслительные процессы и даже физические движения если речь идет о спортивных соревнованиях, в которых непременно ребенку нужно было победить , поэтому часто получалось даже хуже, чем предполагалось.
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
Но дело в том, что советский подход к воспитанию сейчас совершенно неактуален. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина».
2. Закалка и сон на свежем воздухе
- Уроженку Бийска включили в список номинантов рейтинга Forbes «30 до 30»
- Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил
- Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
- Газета «Суть времени»
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина».
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР)
Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны. С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения.
Форма поиска
- Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
- Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
- Читайте также
- Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии - Новости
- Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
- Отличия воспитания в советское и нынешнее время
Вы точно человек?
Госдума подкорректировала трудовое воспитание. Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. Советская агитпропаганда уделяла особе внимание воспитанию школьников изобразительными средствами. Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.