Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? Возникновение синдрома отличника у ребенка обусловлено совокупностью факторов. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка. Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале.
Синдром отличника: как помочь ребенку?
Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении. Портрет ребёнка с синдромом отличника Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника: Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу. Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки. Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз.
У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи. Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало. Ребенок не способен воспринимать критику и замечания. Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями. Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному. Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм.
Ребенок должен и наиграться с друзьями на которых нужно время в разные игры «дочки-матери», «казаки-разбойники» и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение. Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы — интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими. А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого. Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности.
Однако далеко не у всех детей развивается синдром отличника. Согласно исследованиям, для этого должны быть предпосылки — особенности характера ребенка и даже пол. Как правило, этот синдром характерен девочкам. А в плане личностных качеств должны присутствовать: аккуратность; эмоциональная привязанность к родителям; послушание. Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Эти люди — «похвальные маньяки». Они зависимы от чужого одобрения. Также читайте: Обучение на дому — польза или вред для ребенка? Как формируется синдром отличника в семье Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов. Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают.
Любая оплошность ведёт к самобичеваниям, а серьёзный провал может даже привести к депрессии. В чём причины его возникновения? Как уже было написано выше, одна из причин развития комплекса может быть в завышенных требованиях от родителей и самого себя. Однако, есть и еще причины: 1. Компенсация собственных неудач — родители пытаются за счёт ребёнка исправить свои ошибки. В таком случае на школьника перекладываются мечты и стремления родителей, которые они не смогли воплотить сами. Например, мама всегда мечтала играть на фортепиано и поэтому отдаёт дочь в музыкальную школу, даже если та не хочет. Завышенные требования. Чаще всего с этим сталкиваются дети, которые воспитываются в достигаторстве установка: успех превыше всего. Дефицит внимания. Ребёнок, который получает от родителей излишнюю похвалу и подарки вместо внимания и времени, начинает измерять их любовь своими победами и успехами. Любовь, которую нужно заслужить. Если ребёнок чувствует, что родители любят его только, когда он успешен — это может вытечь в вечное достигаторство и проблемы с восприятием критики в будущем Заниженная самооценка ребёнка. За хорошей успеваемостью в школе и успехами в увлечениях ребёнок может прятать свою низкую самооценку и стремиться к победам, чтобы получить признание окружающих. Строгое воспитание. Если родители наказывают, ругают или токсично игнорируют ребёнка за каждую провинность или плохую оценку, он будет делать всё, лишь бы снова не нарваться на эти сильные моральные лишения. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? Большинство родителей не замечает синдром у своих детей — они учатся хорошо, прилежны, учителя и преподаватели отзываются о них только положительно и всегда хвалят. Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: 1. Зависимость от чужого мнения.
Что такое синдром отличника
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь | «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. |
Синдром отличника: почему возникает и как от него избавиться | В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. |
Родители с синдромом отличника: как такими не стать | Синдром отличника лишает способности рисковать. |
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы | как он мучает нас и наших детей. |
Синдром отличника изводит российские семьи - Общество - Новая Бурятия | Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы. |
Как синдром отличника мешает жить | Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. |
Синдром отличника у ребенка: что делать? | MedAboutMe | Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. |
Синдром отличника - что делать | Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. |
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
Синдром отличника: от депрессии до тика | Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. |
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить | Что такое синдром отличника? |
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия | "Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками. |
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Во-первых, это влияние семьи, вернее — ожидания со стороны родителей от ребенка, которые ему транслируются. Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Во-вторых, это недостаток внимания со стороны родителей, в результате чего ребенок стремится получить это внимание через похвалу взрослых, прилагая для этого порой титанические усилия. В-третьих, это низкая самооценка самого человека и его попытки повысить ее через признание его достижений другими.
Все мы не Беллы Хадид с идеальным сечением лица и не сверхлюди, у которых в сутках будто 48 часов. Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений.
Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру! Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя. Советы от Умскул Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда. Наладьте отношения с семьей и не бойтесь проявлять любовь и хвалить людей за успехи. Так, они поймут, что вы хотите к себе ровно такого же отношения.
Не приписывайте окружающим те мысли, которых у них вовсе не было. Слушайте не только голову, но и сердце. Учитесь отдыхать.
Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии.
Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной.
Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию.
Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается. Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя.
У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь например, что микробы сейчас позаражают всю семью. Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак. Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Шумилка писал а : Для начала нужно осознать, что ты заперт в своем "круге комфорта", и это далеко не норма.
Если такого понимания нет, то начать работу над собой будет проблематично. Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх. Шумилка писал а : Да? А как же 4 типа, на которые вы легкой рукой поделили человечество? Я не делю легкой рукой.
Я просто люблю классифицировать А если серьезно - не значит, что я всех поделила на 4 типа и все. Чистые типы вообще встречаются редко, часто смешанные. Зато, если ты понимаешь, какие черты присущи человеку, легче разобраться, что он чувствует, и как с ним общаться в тех областях, где подходы у вас совершенно разные. Неужели вы сами никогда не используете классификации? Например, такие, как "отличник-двоечник" или "рабочий человек - офисный работник".
Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.
Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям.
Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей.
Родители с синдромом отличника: как такими не стать
Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Методист и директор образовательного контента онлайн-школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри выразила мнение, что синдром отличника может привести к росту тревожности у ребёнка. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Отвлекитесь от мнения других и сосредоточьтесь на своём Пытаться быть хорошим для всех — это заранее проигранная битва. Людей вокруг слишком много, и кто-то всегда будет вами недоволен. Но разница между их недовольством и вашим в том, что окружающим особо нет дела до ваших неудач. Они могут осудить или осмеять, но уже через пару минут переключатся на что-то другое и забудут. А ваше недовольство собой придётся нести дальше, как кандалы. Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки.
Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно.
Желание все делать идеально проявляется не только в учебе или профессиональной сфере, но и в других сферах жизни: в школе, спорте, увлечениях, отношениях. У человека с синдромом отличника отсутствует адекватное восприятие неудач. Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения. Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание.
Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь.
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы Светлана Садовникова Причины, симптомы и последствия. Советы родителям.
Нужно ли ребёнку быть отличником? Всегда ли это хорошо? Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Считается, что быть отличником — это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь. Комплекс отличника Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей: Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально. Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать. Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию. Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние. Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля». Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание. Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением.
Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает.
Но очень часто родители таким образом всего лишь реализуют свои невоплощенные амбиции. Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок был "самый-самый", в значительной степени способствует развитию такого состояния. Если ребенок понимает, что родителям нужны высокие оценки, он автоматически начинает к ним стремиться, учиться ради них, а в случаях, когда оценка оказывается не такой уж и высокой, переживать по этому поводу", — говорит Галина Швец.
В итоге ребенок "зарабатывает" себе нездоровое стремление быть лучше ради оценки окружающих. Зацикленность на таком одобрении может вылиться в серьезные проблемы как в школе, так и в далеком будущем. Кроме того, у них возникают сложности с оценкой качества своей работы и сильная зависимость от мнения окружающих. Как послушные исполнители воли начальства такие люди идеальны, но как самостоятельные единицы — нет", — объясняет специалист. Отличник от природы или "ради родителей"? Психолог объясняет: практика показывает, что отличники бывают двух типов.
Как не допустить синдрома отличника у ребенка?
Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал.
Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото.
Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди... Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике.
Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался.
Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась!
Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение.
Я думаю, это были симптомы начала астмы.
Все начинается в школьные годы, когда учеба — это основная деятельность для самовыражения детей и подростков. Они хотят хорошо учиться, чтобы заслужить одобрение родителей, похвалу от учителей, уважение в классе. Постепенно формируется идеальный образ, к которому стремятся дети, чтобы получить всеобщее признание. Неправильные установки закрепляются в сознании и сохраняются у человека на всю жизнь.
Суть синдрома отличника, как проявляется Со стороны многие люди завидуют родителям ребенка с перфекционизмом: ответственный, исполнительный, послушный, выполняет всю работу, за какую ни возьмется, хорошо учится. Но это только видимость. Носитель синдрома отличника и отличник — не одно и то же. Важно, что отличник добивается высоких результатов трудолюбием, с легкостью осваивает школьные предметы, но при этом адекватно относится к критике, готов сделать выводы из неудач и решать сложные проблемы. Жертва синдрома рассматривает свое «я» сквозь призму оценок других людей, поэтому подчиняет свои интересы и потребности желанию добиться похвалы.
Многие в стремлении побеждать тратят на задачи больше времени, чем требуется. Это воздействует на психику человека разрушающе, приводит к эмоциональному выгоранию, неврозам, длительной прокрастинации. В итоге человек не хочет выполнять текущие рабочие задания. Желание все делать идеально проявляется не только в учебе или профессиональной сфере, но и в других сферах жизни: в школе, спорте, увлечениях, отношениях. У человека с синдромом отличника отсутствует адекватное восприятие неудач.
Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству.
Также «отличник» отличается тем, что: не умеет получать удовольствие от занятий он сконцентрирован на результате, а не процессе ; не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами; зацикливается на мелочах; стремится избавиться от соперников конкурентов ; не умеет заводить знакомства из-за сложного характера; проявляет эмоциональную нестабильность. Однозначно, синдром отличника — это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно. Как избавится от синдрома Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя — сложная задача, но попытаться можно и нужно! Для начала необходимо понять причину.
Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки. Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни — не повод огорчаться. Их последствия не так страшны, как кажется. Люди не перестанут вас любить или уважать.
Например, мама всегда мечтала играть на фортепиано и поэтому отдаёт дочь в музыкальную школу, даже если та не хочет. Завышенные требования. Чаще всего с этим сталкиваются дети, которые воспитываются в достигаторстве установка: успех превыше всего. Дефицит внимания. Ребёнок, который получает от родителей излишнюю похвалу и подарки вместо внимания и времени, начинает измерять их любовь своими победами и успехами. Любовь, которую нужно заслужить. Если ребёнок чувствует, что родители любят его только, когда он успешен — это может вытечь в вечное достигаторство и проблемы с восприятием критики в будущем Заниженная самооценка ребёнка. За хорошей успеваемостью в школе и успехами в увлечениях ребёнок может прятать свою низкую самооценку и стремиться к победам, чтобы получить признание окружающих. Строгое воспитание. Если родители наказывают, ругают или токсично игнорируют ребёнка за каждую провинность или плохую оценку, он будет делать всё, лишь бы снова не нарваться на эти сильные моральные лишения. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? Большинство родителей не замечает синдром у своих детей — они учатся хорошо, прилежны, учителя и преподаватели отзываются о них только положительно и всегда хвалят. Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: 1. Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе. Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание. Страх ошибиться.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе. Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание. Страх ошибиться. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей.
Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний.
С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый. Штанишки свои складывать, футболочки вешать, карандашики собирать.
Вряд ли раздолбай, забывающий джинсы вывернуть и надевающий их швами наружу по невнимательности, когда-то выдаст вам синдром отличника, хоть вы его задолбите своими правилами и требованиями. Но с другой стороны, даже послушные, аккуратные и настойчивые не всегда будут рыдать над прописями. Мы, родители, тоже должны туда свою руку приложить: предъявлять те самые завышенные требования придется уж им соответствовать, я ж послушный , недостаточно уделять ему внимания придется заслужить это внимание своим хорошим поведением или наказывать за ошибки придется из страха все делать хорошо, лишь бы не пороли или не кричали. Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались. Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка. Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами.
С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться. Самое главное, над чем стоит работать, это самооценка. Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного. Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем.
Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке.
В ней применяются: 1. Специалист выслушивает жалобы, которые беспокоят клиента. Выставляет предварительный диагноз на основании услышанного. В психологии к симптомам синдрома отличницы у взрослых относят: страх перед ошибкой; подавленное состояние после неудачи или плохих оценок его работы; эйфория после получения вознаграждения, публичного признания успеха. Тестирование и анкетирование.
Используются для исследования уровня самооценки, внутренних ценностей, отношений с родителями. Набор тестов для определения синдрома отличника подбирается специалистом конкретно под каждого пациента, с учетом его пола, возраста, симптомов. Проективные методики. По результатам выявляются личностные черты пациента, которые он сам не признает. Психолог раскрывает проблемы межличностных отношений, которые пациент может игнорировать. Избавиться от синдрома отличницы помогают как индивидуальная работа с психотерапевтом, так и групповые тренинги. Хорошие результаты показывает когнитивно-поведенческая терапия.
С ее помощью в жизнь пациента внедряются правильные установки, человек учится расслабляться, отпускать свое стремление к совершенству и продуктивно концентрироваться при стрессе. Еще больше информации о психологии и методах, которые помогают человеку разобраться в своих внутренних проблемах, создать гармонию во всех сферах жизни, вы найдете в нашем блоге «Коучинг».
Зацикленность на таком одобрении может вылиться в серьезные проблемы как в школе, так и в далеком будущем. Кроме того, у них возникают сложности с оценкой качества своей работы и сильная зависимость от мнения окружающих.
Как послушные исполнители воли начальства такие люди идеальны, но как самостоятельные единицы — нет", — объясняет специалист. Отличник от природы или "ради родителей"? Психолог объясняет: практика показывает, что отличники бывают двух типов. Первый — изначально одаренные дети, которым учеба дается очень легко.
Таких детей мало, в классе их обычно один-два или может не быть вообще. Часто это дети из высокоинтеллектуальных семей, в которых считается нормой знать несколько языков, с детства приобщаться к музыке, живописи, скульптуре и так далее. Причем это происходит у ребенка естественным путем, а не за счет посещения всевозможных кружков.
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
В этой статье мы расскажем о синдроме отличника у взрослых. Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться. под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. На сайте вы можете найти новости года про детей и детские проекты для дома показавшие лучшие данные на протяжении многих лет в Москве.