Шарко Жан-Мартен (1825–1893), французский врач, один из основоположников невропатологии и психотерапии, член Французской медицинской академии и. Жан-Мартен Шарко Jean-Martin Charcot. ШАРКО, ЖАН МАРТЕН (Charcot, Jean-Martin) (1825–1893) – французский врач-психиатр, учитель Зигмунда Фрейда, специалист по неврологическим болезням, основатель нового учения о психогенной природе истерии. Жан-Мартен Шарко родился в Париже 29 ноября 1825 года в семье бедных ремесленников-каретников, тогда, когда неврология как отдельная наука ещё даже не появилась. Ее впервые описал французский психиатр Жан-Мартен Шарко еще в XIX веке.
Интересное
- Что такое синдром Туретта простыми словами?
- Женщины XIX века, которым ставили диагноз — истерия (20 жутких фото)
- Доктор Шарко – статьи
- Жан-Мартен Шарко
Жан-Мартен Шарко — гений, изобретатель душа, борец с бешенством матки и победитель целлюлита
Жан Мартен Шарко Шарко vs Льебо Интересные факты Научная деятельность «Исцеляющая вера» После лицея в Кондорсе поступил на медицинский факультет Парижского университета Увлекался философией, литературой. Жан Мартен Шарко был великим специалистом в психиатрии и основоположником нового учения о психогенной природе истерии. Жан-Мартен Шарко умер внезапно в возрасте 68 лет от сердечного приступа во время прогулки с друзьями. Шарко Жан-Мартен (1825–1893), французский врач, один из основоположников невропатологии и психотерапии, член Французской медицинской академии и. Успешно завершив образование, Жан-Мартен Шарко открыл частную практику в Париже, совмещая ее с преподаванием на медицинском факультете Сорбонны.
Практикующий медик
- Шарко, Жан Мартен
- Жан-Мартен Шарко: истерия и творчество; гипноз; массаж, гидромассаж:
- Шарко и его дрессированные истерички | Delafere. Психологический журнал | Дзен
- Женщины XIX века, которым ставили диагноз — истерия (20 жутких фото)
Жан Мартен Шарко, предшественник психоанализа
В 1883 Шарко был избран членом Института Франции. Его выдающимися учениками был Зигмунд Фрейд и В. Широкую популярность имели лекции Шарко об истерии и гипнозе. И хотя многие и из его выводов впоследствии были признаны ошибочными, благодаря живости описаний и методологической основательности эти работы сохранили свое значение и стали научной базой для развития современной психиатрии. Классический гипноз Направление, в котором работал Шарко, получило название "классический гипноз". По его классификации гипноз делился на три стадии: летаргию, каталепсию и сомнамбулизм. В состоянии летаргии глаза пациента закрывались и он погружался в глубокий сон. При каталепсии глаза резко открывались и тело полностью застывало — конечности сохраняли любое положение, которое им придавал экспериментатор. В состоянии сомнамбулизма пациент мог слышать, разговаривать и воспринимать внушаемое.
Исследования Шарко базировались на экспериментах с пациентами, лучшими из которых были женщины-истерички. Это привело его к мысли, что гипноз является трансовым состоянием. Шарко видел истоки истерии в нарушении работы нервной системы.
Твёрдое убеждение больного в будущем излечении является самым главным лекарством в такого рода исцелении; создание у человека такого убеждения — задача целителя. Шарко полагал, что известные религиозные целители, такие как Франциск Ассизский , Св. Тереза , сами «страдали такой же болезнью, проявления которой затем они стали исцелять», то есть истерией. Шарко видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы. Такого рода нарушения, по его мнению, приводят человека в особенно чувствительное к внешним воздействиям состояние, а это, как правило, влечёт за собой истерию. Шарко добился возможности принимать у себя в больнице не только женщин, но и мужчин. В результате исследований подтвердились его выводы о том, что истерия — не только женская болезнь. Шарко в старости Наряду с научной школой Сальпетриер, главой которой был Шарко, существовала и школа в Нанси, созданная Амбруазом Огюстом Льебо. Она также возникла на базе клиники и тоже занималась изучением природы гипноза и его использованием на практике. Ученые из Нанси предложили другое понимание гипноза как общего для всех людей свойства внушаемости, но выраженного у разных людей в разной степени. Они полностью отрицали причастность периферической нервной системы к гипнозу. По мнению нансинской школы, природа гипноза психологическая, тогда как Шарко считал её органической. Сегодня стало ясно, что в этом отношении была права школа Нанси, но нельзя недооценивать и вклад, который в исследования этой проблемы внёс Шарко. Дискуссия между двумя школами создала научную базу для изучения явлений гипнотизма и внушения, учёные усовершенствовали технику применения гипноза и сделали его реальным и эффективным инструментом для исследования и лечения нервных болезней. Важнейшим результатом их исследований было установление теснейших связей между психологией и физиологией. Шарко оказал огромное влияние на Зигмунда Фрейда. В 1885 году Фрейд приехал на стажировку к Шарко в клинику Сальпетриер. Четыре месяца, которые Фрейд провёл в клинике, определили направление его дальнейшей работы. Шарко считал Фрейда способным студентом и доверил ему перевод своих работ на немецкий язык. Именно в своих исследованиях по истерии Фрейд делает первые наброски по психоанализу. Позже он говорил о Ж. Шарко: «Ни один человек не имел на меня такого влияния… Мне случалось выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дама , полный новым представлением о совершенстве» [14].
Он родился в семье мельника. Был учеником в камнерезной мастерской. Затем перебрался в Виченцу, где начал изучать архитектуру. Тогда же он и взял псевдоним Палладио — в честь древнегреческой богини Афины Паллады. Считается, что именно Палладио создал новый тип городского дворца — палаццо — с атриумом и крытыми галереями.
Ну и самый главный вопрос. А был ли это гипноз? На счёт три Вы назовёте жену Юлией. Так Вы лучше поймёте суть истерии. Три На счёт три Вы назовёте жену Юлией. Три Есть подозрение, что Шарко, просто, нанял актёров. Скорее всего, из собственных же пациентов, но и то не факт. Еженедельная лекция, уважаемые люди, слава и почёт. В такой ситуации нельзя ошибаться. Мотивация нанять актёров выглядит вполне логичной. Вероятно, он отработал гипнотические приёмы на реальных больных, а на лекциях - проводил театральные постановки. Но вот сколько было у него реально успешных сеансов. К примеру Фрейд начал кричать о гениальности своего метода, начиная с первой же своей пациентки. В пользу версии с актёрами, в своё время высказался известный русский психолог Игнатий Журавлёв он есть в интернете, а вообще, преподаёт в МГУ и занимается наукой. На этой лекции Журавлёв заявил , что после смерти Шарко, один из врачей разыскал его "пациентов" и те согласились отработать такое же выступление за соответствующую плату. Подтверждения его словам я не нашёл. Но авторитет Журавлёва, вполне себе, позволяет поверить на слово. Думаю, можно задать ему вопрос в комментах ютюба, по поводу источников. Мутная история, если честно. Думаю, сидел бы он сегодня вместе с Харви Вайнштейном... Вот такая вот история. Есть над чем подумать. А теперь самое интересное. Сейчас это уже не проверить, но есть мнение, что Шарко, вообще, работал не с истерией! То есть, истерия тогда и истерия сейчас - это, вообще, разные заболевания. А истерические судороги могли быть проявлением реальной эпилепсии, которую тогда не умели определять. Истерички, в нашем понимании, там тоже, конечно, были, но и больные шизофренией, наверняка. Огромный личный авторитет Шарко и его настойчивость в утверждении, что такие судороги являются истерическими, лишили неврологов того времени возможности распознать эпилепсию височной доли, которая была выявлена только в 1940-е годы после появления электроэнцефалографа. Шарко часто искажал факты получения травм и симптоматики для создания практического подтверждения своих теорий об истерии.
Жан-Мартен Шарко — гений, изобретатель душа, борец с бешенством матки и победитель целлюлита
Жан-Мартен Шарко — гений, изобретатель душа, борец с бешенством матки и победитель целлюлита. Жан Мартен Шарко, французский невропатолог, основоположник клинической неврологии, прославил свое имя не только многими открытиями в клинической медицине, но и в физиологии мозга. Жан-Мартен Шарко (фр – Самые лучшие и интересные новости по теме: Врачи, истории, психиатр на развлекательном портале
16 августа день памяти
Жан-Мартен Шарко — гений, изобретатель душа, борец с бешенством матки и победитель целлюлита. ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ Он изучал нервные болезни, истерию и гипноз. Жан-Мартен Шарко (фр – Самые лучшие и интересные новости по теме: Врачи, истории, психиатр на развлекательном портале Знаменитый французский врач-психиатр Жан-Мартен Шарко родился в 1825 году в семье бедных парижских ремесленников, но сумел получить блестящее образование: окончил медицинский факультет Парижского университета. Учитель Фрейда, Жан Мартен Шарко, описал двадцать один случай мужской истерии из собственной практики.
Сеансы гипноза
- Биография — Жан-Мартен Шарко
- Женщины XIX века, которым ставили диагноз — истерия (20 жутких фото)
- Удивительная жизнь Паркинсона. Когда о трудах знают больше, чем об учёном | Аргументы и Факты
- Доктор Шарко против истерии
- Пять значительных достижений психиатра Жана-Мартена Шарко
- Имена нарицательные: Рентген, Шарко, Манту — кто все эти люди?
Жан-Мартен Шарко. Наполеон неврозов
Используя патоморфологические данные, установил связь между полиомиелитом и некоторыми другими заболеваниями, проявляющимися в атрофии мышц. Описал «сустав Шарко» нейрогенный отек сустава, вызванный дегенерацией спинного мозга и доказал, что эта патология не связана с ревматизмом. Дал первое подробное описание рассеянного склероза и амиотрофического бокового склероза.
На картине изображен Жан-Мартен Шарко во время клинической демонстрации Сделал первый шаг к психотерапии Шарко первым заметил, что после одинаковых сильных травм одну часть людей разбивал паралич, а у другой сохранялась подвижность. Во второй половине XIX века никто не мог понять, чем вызвана такая разница посттравматических состояний у людей.
Шарко удалось открыть психогенную природу некоторых параличей. Такие состояния отражали представления больного о своем теле: те, кто изо всех сил стремился к выздоровлению, вставали, а те, кто считал, что их жизнь кончена и нечего даже пытаться что-то изменить, оставались прикованными к постели навсегда. Оказалось, что в некоторых случаях тело становилось тем, что «думал» о нем дух, и что представление человека о самом себе влияет на здоровье человека не меньше, чем генетика и биологические данные. И здесь возможно «лечение верой»: люди, которые поддаются самовнушению, поддаются и внушению извне.
Шарко первым понял, что слова могут лечить, изменять судьбу человека и состояние его организма. Был кумиром Фрейда В 1885 году молодой австрийский врач Зигмунд Фрейд выиграл конкурс на престижную стажировку у Шарко, который был самым известным и титулованным неврологом в мире. Фрейд тогда совсем не интересовался всеми этими истерическими состояниями, гипнозом и внушением, он хотел изучать анатомию мозга , стать нейроанатомом. В Париж он ехал, как сказали бы сейчас, «для портфолио», цинично писал невесте: «Вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой».
Но Шарко поразил Фрейда с первой встречи. Зигмунд описывал «магию, исходящую от внешности и голоса» знаменитого профессора, его светский салон, в котором собиралась вся парижская элита, свободу на университетских занятиях — студентам позволялось спорить и задавать любые вопросы. Фрейд быстро отрекся от своих научных интересов и увлекся изучением неврозов. Более того, считается, что именно в одном из разговоров Шарко и Фрейда первый случайно обронил, что считает причиной части неврозов своих больных особенности их половой жизни.
Ни один человек никогда не влиял на меня подобным образом», — писал Фрейд.
Нетрудно представить, в каких условиях Жан-Мартен начал свои научные изыскания, однако именно пораженные неврозами и психическими болезнями женщины, окружавшие молодого ученого, дали необходимое направление в работе. Шарко заинтересовала женская истерия, более известная в те времена, как бешенство матки. Наиболее подходящий вариант описания этой болезни лекари прошлого находили у Платона в его диалоге «Тимей»: «У женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока, наконец, женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев». Подобные сведения, соседствовавшие у Платона с описаниями Атлантиды, не могли удовлетворить пытливого Шарко. Жан-Мартен, изучивший множество больных истерией женщин, увидел истоки болезни в нарушении работы периферической нервной системы. Оказалось, что матка вовсе не при чем, и лечить следует именно нервы. Выяснилось страшное: истерией болеют и мужчины. В наши дни «истерия» превратилась сразу в несколько более конкретных психических диагнозов, вроде тревожных и диссоциативных расстройств личности. Дальнейшие исследования привели Шарко к новым открытиям: выяснилось, что страдающие истерическими расстройствами люди отличаются не только стремлением привлечь к себе внимание, неуемными фантазиями и неустойчивостью настроения, но и склонны к внушению и самовнушению.
Так Жан-Мартен занялся гипнозом, с помощью которого вводил в транс больных и экспериментировал с их состояниями. Уже после смерти Шарко вышла его знаменитая книга «Исцеляющая вера», в которой приводились примеры внушений, и разбиралась сама их природа. Ученый был убежден в том, что для успешного лечения психических расстройств пациента в первую очередь следует убедить в том, что он уже находится на пути к исцелению. Эффект от своеобразного психо-плацебо Шарко описывал так: «Целительная вера религиозная и мирская не может быть раздвоенной; это один и тот же мозговой процесс, производящий одинаковые действия». Жан-Мартен Шарко был убежден в том, что природа гипноза — сугубо органическая.
Во второй половине XIX столетия им была систематизирована сложнейшая семиотика известных на тот момент неврологических болезней и синдромов, предложены новые методы диагностики и лечения, создана ведущая в мире школа в области неврологии и гипнологии. Он является «отцом» клинико-морфологического подхода в изучении заболеваний нервной системы.
Значение этих трудов до настоящего времени трудно переоценить. Шарко первым дал наиболее четкое описание клинических и морфологических проявлений рассеянного склероза [5, 6]. Изучение рассеянного склероза ученый начал с методичного осмотра всех пациентов больницы Сальпетриер, имеющих отчетливые симптомы дрожания. Часть этих пациентов соответствовала описанному Джеймсом Паркинсоном дрожательному параличу см. При описании болезни Шарко указал на многоочаговость поражения головного и спинного мозга, а также на взаимосвязь полиморфных неврологических нарушений с определяемыми на секции «коричневыми пятнами» бляшками в центральной нервной системе. Им же отмечены утрата миелина и пролиферация глиозных волокон, а также распространение демиелинизирующих очагов от области желудочков мозга в большие полушария [6]. Изучая заболевание, Шарко высказал предположение о том, что «рассеянных склерозов может быть много», тем самым проницательно предсказав современные представления о неоднородности его феноти-пических вариантов и этиопатогенетических механизмов.
Именно на примере рассеянного склероза Шарко впервые описал интенционный тремор, отметив его основные клинические признаки - невысокую частоту, появление при целенаправленных движениях например, при пальценосовой и пяточно-коленной пробах , нарастание амплитуды дрожания по мере приближения к конечной цели движения. Помимо интенционного тремора, Шарко описал и другие симптомы рассеянного склероза: спастическую параплегию, атаксию, нистагм, зрительные и речевые нарушения. Знаменитая «триада Шарко» интенционный тремор, нистагм, скандированная речь , которую он наблюдал у собственной экономки, страдавшей рассеянным склерозом, сыграла важную роль в улучшении диагностики данного заболевания. И хотя современные стандарты диагностики рассеянного склероза ушли далеко вперед, «триада Шарко» навсегда останется одним из легендарных символов романтической эпохи становления клинической неврологии. В 1869 г. Шарко и его ученик Жоффрей представили описание двух случаев «прогрессирующей мышечной атрофии» с поражением задне-боковых столбов спинного мозга, подчеркнув частое сочетание изменений в пирамидных трактах и передних рогах спинного мозга [9]. В 1874 г.
Шарко выделил боковой амиотрофический склероз БАС как отдельный синдром с определенными клиническими и морфологическими характеристиками, а также отметил ряд его отличий от нейрогенной мышечной атрофии Арана-Дюшенна быстрое течение, наличие спастичности и буль-барных нарушений [10]. Еще ранее, в 1965 г. После многих десятилетий бурных дискуссий стало понятным, что спинальный ами-отрофический синдром Арана-Дюшенна, классический вариант БАС с поражением верхнего и нижнего мотонейронов, первичный боковой склероз, а также прогрессирующий бульбарный паралич представляют собой различные подтипы единого клинико-анатомического континуума -болезни двигательного нейрона [12]. Признавая заслуги Шарко в изучение данной сложной патологии, во многих странах мира неврологи называют БАС болезнью Шарко. Паркинсонизм и другие двигательные расстройства Жан-Мартен Шарко внес большой вклад в уточнение клинической феноменологии, разработку вопросов диагностики и лечения паркинсонизма. В своих лекциях он подчеркнул значение для неврологии ясных описаний болезни, сделанных Джеймсом Паркинсоном, и предложил сам эпоним «болезнь Паркинсона», ставший общепринятым. Именно Шарко отверг термин «дрожательный паралич», справедливо отметив, что пациенты с болезнью Паркинсона обычно сохраняют мышечную силу и могут не иметь тремора [13, 14].
Шарко определил принципиальное отличие мышечной ригидности, наблюдаемой при болезни Паркинсона, от спастичности, характерной для рассеянного склероза и БАС [15]. Ему принадлежит заслуга выделения брадики-незии как кардинального и самостоятельного симптома паркинсонизма, отличного от мышечной ригидности [16]. Им и его учениками представлены детальные описания клинического спектра болезни Паркинсона рис. Шарко был убежден, что при болезни Паркинсона не бывает «истинного» тремора рис. Шарко продемонстрировал это положение с помощью простого устройства, которое состояло из ремня, стянутого вокруг головы и соединенного с длинным рычажком: когда пациент с болезнью Паркинсона стоял или сидел, осцилляции наконечника рычажка были весьма отчетливыми, но при удерживании туловища и рук или при их активном движении подавляющем тремор покоя дрожание головы немедленно исчезало [16]. Шарко впервые обратил внимание на ряд недвигательных немоторных проявлений болезни Паркинсона - утомляемость, боли, крампи, вегетативные расстройства [15]. Эти наблюдения опередили свое время почти на столетие: серьезная переоценка роли немоторных проявлений произошла в последней трети ХХ столетия, и сегодня им придается ключевое значение в диагностике болезни Паркин-сона, определении прогноза и влиянии на качество жизни пациентов.
Шарко стал первым, кто продемонстрировал лечебный эффект белладонны при болезни Паркинсона. Он отметил, что алкалоид гиосциамин левовращающая форма атропина обладает умеренно выраженным благоприятным действием в отношении паркинсонического тремора. Это эмпирическое открытие стало ключевым в разработке антихолинергической терапии болезни Паркинсона. Формально влияние алкалоидов белладонны на симптоматику паркинсонизма было описано немецким учеником Шарко Л. Орденштейном в 1867 г. Сохранился уникальный документ - консультативный бланк с автографом Шарко рис. В 1887 г.
Вильгельмом Эрбом с той же целью был внедрен в практику скополамин. Алкалоиды белладонны оставались единственными противопаркинсо-ническими средствами практически до середины 1950-х гг. Шарко сыграл большую роль в дифференцировании болезни Паркинсона с фенотипически сходным заболеванием -эссенциальным тремором. Сохранились великолепные воспоминания о проводимых во время лекций Шарко клинических демонстрациях дрожания головы у женщин с эс-сенциальным тремором: Шарко просил пациенток надеть шляпку с пышными страусиными перьями в полном соответствии с веяниями тогдашней парижской моды , что позволяло аудитории четко увидеть усиленные по амплитуде дрожательные движения перьев на голове испытуемой [18]. Шарко по праву считается пионером в изучении нейрофизиологии тремора [19], чему в немалой степени способствовала созданная им первая модель прибора для регистрации тремора рис. Это устройство использовало инерционно-рычажный принцип усиления физических колебаний и чернильную запись осцилляций. Как видно на рис.
Еще одна форма двигательных расстройств - тики - связана с именем Жиля де ля Туретта, который в 1885 г. Шарко после осмотра пациента с паркинсонизмом. В самом верху листа - диагноз, формулированный как «болезнь Паркинсона» Maladie de Parkinson. Внизу подпись Шарко, датированная 4 мая 1877 г. Линия АВ указывает состояние покоя. Точка В представляет момент начала произвольного движения; ВС соответствует периоду движения, а дрожание представлено ломаной линией XYZ, где осцилляции нарастают по мере удаления от точки В. После начала движения под линией ВС компоненты кривой XYZ становятся чуть более длинными, менее регулярными и иногда почти гасятся, но они никогда не достигают степени выраженности, характерной для рассеянного склероза».
Следует отметить, что Жиль де ля Туретт был ординатором в клинике Сальпетриер и работал под непосредственным руководством Жана-Мартена Шарко; как он сам писал в предисловии к своему труду [20], статья была «написана с помощью профессора Шарко». Поэтому приоритет в изучении тиков следует по справедливости делить между обоими неврологами - учителем и его учеником, чему есть и другие документальные подтверждения [21]. Современное определение синдрома Жиля де ля Туретта включает в себя все основные диагностические критерии, предложенные им и Шарко - начало в детском возрасте, двигательные и вокальные тики, характерную возрастную динамику симптомов, хроническое течение. Весьма плодотворной для установления патофизиологической основы атетоидного гиперкинеза оказалась дискуссия между Шарко и американским неврологом Вильямом Хаммондом, впервые описавшим атетоз в своем руководстве по неврологии 1871 г. Хаммонд на основании анализа формулы гиперкинеза настаивал на самостоятельности атетоза как двигательного феномена, тогда как Шарко указывал на то, что атетоз может представлять собой хореиформно-дистоническое движение или быть лишь разновидностью «постгемиплегической гемихореи» [23]. Удивительно, но за последующие более чем 100 лет мы так и не получили окончательного ответа на этот вопрос: в настоящее время атетоз по-прежнему рассматривается как «промежуточная» между хореей и дистонией разновидность экстрапирамидного гиперкинеза.