Новости первое главное управление кгб ссср

Сделка с советскими разведчиками сорвалась, однако Эймс узнал главное — за сотрудничество работники КГБ СССР предлагали 50 тысяч долларов наличными. зам. председателя КГБ и куратора 5-го управления КГБ - оказалась вакантной. Но, как утверждают сотрудники советских и российских спецслужб, КГБ СССР с начала шестидесятых годов не занималось устранением предателей. Однако созданные в Советском Союзе Хельсинкские группы по контролю над соблюдением прав человека были вскоре прикрыты КГБ.

Он выгнал Путина в 1991-м из ПГУ КГБ СССР. И поплатился за это.

Личная охрана сквозь призму времени. 80 лет в тени истории Об этом в интервью «Нашей Версии» рассказал бывший заместитель начальника Первого главного управления, руководитель Аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенант Николай Леонов.
Апофеоз 1-го Управления КГБ СССР в лице Путина (Иосифъ Джугашвилли) / Проза.ру В структуру управления «С» ПГУ КГБ СССР (её восьмого отдела) входили оперативный отряд «Вымпел» (перешедший позднее в подчинение МВД и ФСБ) и отдельный специальный учебный центр в Балашихе.
Личная охрана сквозь призму времени. 80 лет в тени истории Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский.
Апофеоз 1-го Управления КГБ СССР в лице Путина (Иосифъ Джугашвилли) / Проза.ру Гимн спецназа ФСБ "Вымпел".
Первое главное управление КГБ СССР — Википедия с видео // WIKI 2 Первое главное управление КГБ по шпионажу Первое главное управление (внешняя разведка) государственной безопасности.

От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России

Вот почему применительно к таким людям я употребляю термин «дезертир» очень осторожно и заранее извиняюсь. Я предпочитаю называть их «добровольцами». Обращаясь к своим западным коллегам, дипломатам и государственным деятелям, Даллес делился сокровенным, хотя эти его сентенции привлекли внимание также и шефа КГБ: «За железным занавесом имеется много неизвестных нам недовольных людей, которые всерьез думают о побеге из своей страны… Таким людям можно помочь, убедив их в том, что они будут тепло встречены и обретут у нас безопасность и счастливую жизнь. Всякий раз, когда вновь прибывший политический перебежчик, выступая в передаче «Голоса Америки», скажет что он уже находится у нас и что к нему хорошо относятся, другие люди за железным занавесом, которые обдумывают такой же шаг, наберутся решимости и вновь начнут обдумывать, как бы получить назначение за границу…».

От государственных чиновников, которым, по сути дела и была адресована эта книга Даллеса, автор не считал нужным скрывать, что «Часть дезертиров со стороны коммунистов оказывается совсем не тем, за кого их можно принять. Некоторые, например, в течение долгого времени работали за железным занавесом в качестве наших агентов «на месте» и перебежали на Запад лишь после того, как они или мы пришли к выводу, что дальше оставаться им в стране стало слишком опасно… Дезертирство кадрового разведчика противной стороны является, естественно, большой удачей для контрразведки. Ведь с точки зрения количества и содержания полученной при этом информации такой источник равноценен прямому проникновению на какой-либо срок в разведывательные штабы противника.

Один такой доброволец-разведчик может буквально парализовать на несколько месяцев работу покинутой им разведслужбы. США всегда будут приветствовать тех, кто не хочет больше работать на Кремль… В каждой коммунистической стране много людей, пострадавших от рук государственных органов или имеющих пострадавших среди близких им людей. Таких людей зачастую достаточно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они согласились заниматься шпионажем против режима, который не уважают, который их обидел или в котором они разочаровались».

Но, в то же время опытный разведчик Даллес не мог не понимать, что «Среди людей, берущихся за шпионаж, некоторые делают это потому, что испытывают финансовые затруднения, имеют долги, которые не могут выплатить, либо растратили государственные средства… Человек, рассчитывающий таким образом уйти от уголовной ответственности, сам запутывает себя в сети шпионажа, и, вероятно, будет хорошо работать на разведку, поскольку не видит иного выхода. В конце концов разведка всегда может найти способ разоблачить его в любое время перед его властями». Отметим, что Даллес вовсе не говорил о возможной идейно-политической основе сотрудничества советского гражданина с разведкой США, видимо, хорошо зная цену подобным перебежчикам.

Особого внимания читателей заслуживает глава 15 сочинения А. Даллеса, озаглавленная «Роль разведки в «холодной войне». В ней Даллес раскрывал собственное видение содержания мирового противостояния и противоборства: «…На выборах за коммунистов голосует гораздо большее число людей, разделяющих коммунистические идеи, но не оформивших свое членство.

Наиболее многочисленные коммунистические партии за пределами коммунистического блока находятся во Франции, Италии, Индии и Индонезии, однако цифры в данном случае вовсе не отражают истинного положения дел. Для проведения подрывной деятельности более важным фактором может оказаться наличие прочного ядра преданных делу и дисциплинированных активистов, чем высокая численность партии… К несчастью, коммунистические партии во многих странах превратились в крупнейшие политические организации, находящиеся в оппозиции к правящим режимам. Поэтому они привлекают к себе — не обязательно в качестве членов, но сочувствующих, — массы избирателей, используя как националистические лозунги, так и лозунги движений за трезвость, реформы или же против атомного оружия… Когда начинается предвыборная кампания, аппаратчики компартии собирают под свои знамена всех этих людей и многих других, ожидающих перемен и наивно полагающих, что эти перемены могут быть достигнуты только с помощью коммунистов… Всемирный конгресс мира, различные молодежные и женские организации и творческие союзы также входят в число замаскированных коммунистических структур.

Они пытаются завлечь в свои ряды доверчивых и легковерных, выступая с позиций солидарности и порядочности и используя лозунги «защиты мира» и «запрета на атомную бомбу». Далее в качестве «подрывных» акций Даллес описывал проведение Фестивалей молодежи и студентов, «коммунистическое проникновение» в профсоюзные движения, радиовещание СССР, умалчивая, о внешне-пропагандистской деятельности радиостанций «Радио «Свобода» и «Свободная Европа», в то время тайно финансировавшихся ЦРУ США. Многие его инструменты в отдельности, а иногда и сразу весь оркестр, начинают действовать по знаку дирижерской палочки из Москвы, чтобы оказать давление на страну, которая избрана в качестве объекта подрывной деятельности.

Такой «оркестр» играет даже в тех государствах, где процесс «захоронения капитализма» предвидится, даже по оценкам Кремля, в весьма далеком будущем например, в США. Так выглядит аппарат подрывных действий, которому мы противостоим ныне в «холодной войне», навязанной нам коммунистами». Оставим на совести автора подобные пассажи о могуществе пресловутой «руки Москвы», но в то же время отметим, что подобные сентенции не могли, разумеется, не оказывать влияние на часть населения капиталистических государств, в том числе и их элиты, не способствовать нарастанию антикоммунистической истерии.

Гораздо важнее рецепты от Даллеса по спасению западного мира: «К активным средствам против этой угрозы относится, во-первых, провозглашаемая нами внешняя политика, полную ответственность за которую несут Государственный департамент и президент. Во-вторых, занимая оборонительную позицию можно убедить свободный мир, что мы и наши союзники достаточно сильны и готовы решительно ответить на советские военные угрозы… Третьим позитивным фактором является вклад, который вносит разведывательная служба. Она должна: 1 Своевременно предоставлять правительству информацию о том, в каких странах коммунисты наметили начать подрывные действия; 2 Внедрять агентуру в важные структуры их подрывного аппарата….

В тех случаях, когда это возможно, — продолжал Даллес, — мы должны помогать правительствам, попавшим в подобного рода ситуации, и поддерживать их стремление к сопротивлению и уверенность в том, что они смогут выстоять против тоталитаризма… Как только нам предоставится возможность оказать помощь, мы оказываем ее и поддерживаем стремление свободных стран к сопротивлению. И делаем это задолго до того, как коммунисты сумеют проникнуть в правительственные круги и процесс демонтажа строя станет необратимым… Западные разведки должны приступать к выполнению своих задач значительно раньше, чем этим займутся военные структуры, то есть когда подрывные акции Советов еще только готовятся… Для того, чтобы мы приступили к активным военным действиям, нам необходимо располагать надежными разведывательными данными о заговоре и заговорщиках и иметь под рукой требуемые средства для открытых или скрытых контрмер». Порассуждав на тему «определенных рамок применения силы», которое должно быть «санкционировано на высшем политическом уровне», то есть президентом США, Даллес в то же время подчеркивал, что «мы сами должны определить, когда, где и каким образом нам действовать, по возможности, вместе с другими ведущими государствами свободного мира, готовыми оказать такую поддержку».

Принципиально новым направлением деятельности КГБ ССР явилось налаживание сотрудничества с органами госбезопасности социалистических государств, которое, естественно, шло в общем русле внешней политики СССР. Исполнявший с мая 1955 г. Сахаровский отмечал, что представительская работа — сложное специфическое направление деятельности, требующее такта, выдержки, политической зрелости и оперативного чутья.

Возвращаясь непосредственно к предмету нашего рассмотрения, следует сказать, что, конечно, были в работе КГБ, и прежде всего разведки, наряду с очевидными, но не афишировавшимися достижениями, также и провалы. К их числу относятся и побеги на Запад разведчиков. Ведь резкое изменение общественно-политической ситуации в Советском Союзе не могло не сказаться и на морально-психологическом состоянии лиц, работавших за рубежом.

Так, в феврале 1954 г. Дерябин [12]. В апреле 1954 г.

Даллеса мы уже познакомились ранее, — Н. Хохлов [13] в Германии, супруги Петровы в Австралии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда советских ценных источников информации в этих странах.

Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы — П. Дерябин, А. Голицын, О.

Гордиевский, О. Калугин активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что неудачи и провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях непрекращающегося конфликтного противоборства с реальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводящим специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия.

Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует тот лишь факт, что измена только одного Ветрова привела в 1981 г.

Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы дезертира-перебежчика В. Резуна, укрывшегося под псевдонимом «В.

Суворов», и подобных ему других предателей из числа советских граждан. Но «подлинные мотивы предательства раскрываются постепенно. Их никогда нельзя услышать от самого изменника.

Ведь даже самому подлому существу хочется выглядеть в чужих, да и в своих глазах благородным и страдающим человеком», писал о них Л. Шебаршин [15]. Автор ряда книг по истории отечественной разведки Д.

Прохоров в одной из своих последних работ приводит фамилии 155 человек, предавших советскую разведку в разные периоды ее существования [16]. Во-первых, из представленного Д. Прохоровым списка, а он является наиболее полным на настоящее время, следует исключить перебежчиков в противоположный лагерь из числа агентов органов госбезопасности СССР.

С учетом этих поправок получается, что за время существования КГБ, с марта 1954 г. В отличие от разведки, стремящейся к проникновению в секреты разведываемых государств и объектов, деятельность контрразведывательных подразделений направлена на борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств. Классическими целями любой контрразведки, писал А.

Даллес, являются обнаружение противника, его идентификация и обезвреживание. Они освобождают агентуру и позволяют ей сконцентрировать внимание на других, более высоких приоритетах. Агентуру следует использовать здесь и далее выделено мной, — О.

Но приобретение подобной агентуры — дело сложное, длительное и трудоемкое. А потому, к сбору разведывательной информации привлекались также и различные категории иностранных граждан, посещавших СССР, в том числе и иностранные туристы. Отметить в этой связи, что если в 1959 г.

СССР посетили 34 тысячи иностранных туристов, то в 1967 г. В 70-е годы ежегодное количество иностранных туристов, посещавших нашу страну, превышало 500 тысяч человек. Только за 1954 год и первую половину 1956 года среди американских, английских и французских граждан, посещавших СССР в качестве туристов и участников разного рода делегаций, было выявлено более 40 представителей разведывательных служб указанных государств [18].

В те же 50-60-е годы КГБ СССР был разоблачен ряд как сотрудников посольских разведывательных резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так в 1958 г. Попов, а в октябре 1962 г.

Поляков [19]. Однако вряд ли сегодня можно говорить о том, что степень масштабности и реальности угрозы разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб были адекватно восприняты и оценены тогдашним руководством Советского Союза и его органов госбезопасности. Объективности ради нельзя также не сказать и о том, что нечто похожее, в нашей стране повторилось и на рубеже 90-х годов прошлого века, горькие плоды чего мы пожинаем и поныне.

Разведывательно-подрывная деятельность иностранных государств включает в себя проведение их специально-уполномоченными государственными органами гласных и негласных операций и акций как по добыче информации о других государствах, так и по оказанию скрытого воздействия на их позиции и политику по тем или иным вопросам, в тех или иных географических зонах и регионах планеты. В целом же, система разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, с которой призваны бороться органы контрразведки, включает в себя, как внешнеполитические установки правительств иностранных государств, структуру их специальных служб разведывательных, контрразведывательных, диверсионно-террористических и т. С середины 50-х годов, вследствие официально принятой администрацией Д.

Эйзенхауэра «доктрины освобождения», роль и значение разведки в реализации внешней политики США последовательно возрастали, что не могло не сказываться на масштабах и интенсивности ее деятельности в отношении СССР, и что не могло не влиять на деятельность советских органов безопасности. Следует также коснуться и деятельности 4 управления КГБ, призванного вести борьбу с антисоветским подпольем, националистическими бандитско-повстанческими формированиями и попытками иностранных спецслужб использовать их в своих целях. Как известно, в ряде западных регионов СССР — на Украине, в Белоруссии и прибалтийских республиках в послевоенные годы продолжали существовать вооруженные «повстанческо»-сепаратистские группирования, подчас достаточно многочисленные, борьбы с которыми носила жестокий, бескомпромиссный, а подчас и кровавый характер.

Произошедшая в марте 1954 г. Так, уже 11 мая 1954 г. Чуть позже в ходе завязавшейся после ареста указанных агентов оперативной игры, у берегов Литвы был захвачен быстроходный катер, доставивший очередную партию военного груза для «лесных братьев» — отдельные бандитско-повстанческие группы продолжали существовать до конца 50-х годов.

На Украине 23 мая 1954 г. Кук [22] , что явилось завершением одной из масштабных операций по ликвидации националистического подполья на Украине. Серов отмечал, что только лично Н.

Хрущеву было направлено 2 508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, в Совет министров СССР было направлено 2 316 сообщений. Также разведывательная информация направлялась КГБ в отделы ЦК КПСС по международным связям и по связям со странами народной демократии, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения. В записке также уточнялось, что за тот же период времени по отдельным вопросам оперативной деятельности КГБ, по вопросам политического, экономического и военного положения капиталистических стран, по отдельным вопросам положения в странах народной демократии в ЦК КПСС было направлено 4 504 документа, а в Совет министров — 1 750.

В то же время следует подчеркнуть, что из общего числа указанных документов, 907 адресованных в ЦК КПСС и 330 адресованных в Совет министров СССР документов требовали решений инстанций по конкретным поднятым в них вопросам. И за этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая, напряженная и опасная работа советских разведчиков. В то же время в письме И.

Провел 2 Всесоюзных совещания начальников органов госбезопасности, на которых были вскрыты еще имеющиеся недостатки в работе, намечены пути к их устранению… Значительно улучшился качественный состав органов госбезопасности. В настоящее время около 80 процентов сотрудников имеют высшее и среднее образование… Внимание всего руководящего состава и партийных организаций органов госбезопасности в настоящее время направлено… на привитие оперативным работникам высокой дисциплины, самоотверженности при выполнении специальных заданий, на постоянное совершенствование их чекистского мастерства, необходимого для борьбы с врагами нашей Родины». Непосредственно о деятельности «главного противника» в этом документе сообщалось: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т.

Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты.

По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза, вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности… Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья.

Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. В условиях обострения международной обстановки и разгула реакции в странах империализма, оживления антинародной деятельности контрреволюционных элементов в некоторых странах народной демократии, капиталистические разведки усилили враждебную деятельность против Советского Союза, широко используя в этих целях все имеющиеся у них возможности, в том числе и разного рода шпионско-эмигрантские центры. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи.

Имеющиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств, наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности, развернули бешенную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого исторического документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Следует отметить, что определенные объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись.

И содержались они, в частности, и в докладе Н. Принятое в июле того же 1956 г. Именно половинчатость принятых партийных решений и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стала лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления в последующие годы «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе.

Продолжим, однако, цитирование прерванной нами записки Серова в ЦК КПСС: «Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско — националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления.

Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и, в соответствии с законами советской власти, своевременно пресекают их преступные действия». В данной записке также указывалось, что для укрепления разведывательных подразделений КГБ в них было направлено более 800 человек, окончивших ведущие вузы страны, в том числе институт международных отношений, военно-дипломатическую академию и другие.

Что способствовало достижению некоторых результатов «… по добыванию качественной информации, что позволило Комитету госбезопасности своевременно информировать Центральный Комитет и Советское правительство о некоторых враждебных планах и намерениях глав империалистических держав по международным вопросам» [25]. В 1954 г. Высшая школа перешла на трехлетний срок подготовки сотрудников, а в ноябре того же года при ней была образована аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации.

Следует также отметить, что при И. Серове началась работа по формированию нового «имиджа» советских органов безопасности, повышению доверия к ним со стороны населения. Софинова; «Страницы из жизни Ф.

Дзержинского» 1956. В следующем году вышли из печати «Дневник и письма» Ф. Дзержинского, двухтомник его избранных произведений.

В 1958 г. В числе важнейших событий, относящихся к периоду пребывания Серова на посту председателя КГБ, относится гибель в результате взрыва 29 октября 1955 г. Тайна гибели «Новороссийска», унесшей жизни более 600 членов его экипажа, не раскрыта и до сегодняшнего дня.

Важнейшими политическими вехами руководства Серовым органами госбезопасности, бесспорно, являются начало процессов их очищения от лиц, виновных в нарушениях законности, а также реабилитации необоснованно репрессированных граждан. На этих направлениях деятельности органов КГБ мы остановимся подробнее, учитывая как то, что они до сей поры мало известны нашим сограждан, и, с другой стороны, представляют далеко не только исторический интерес. После образования 5 марта 1953 г.

Министерства внутренних дел СССР, в состав которого были включены и подразделения упраздненного министерства государственной безопасности, заместителями министра Л. Берии [26] были назначены С. Круглов, Б.

Кобулов, И. Как известно, 27 марта 1953 г.

Совместно с другими подразделениями КГБ и органами безопасности социалистических стран принимает меры по пресечению их подрывной деятельности; — осуществляет мероприятия по компрометации и дезинформации вражеских спецслужб, отвлечению и распылению их сил; — обеспечивает за границей сохранность государственной тайны, безопасность советских учреждений и командированных советских граждан, а также деятельность разведывательных резидентур КГБ; — накапливает и анализирует информацию о подрывной работе спецслужб главного противника, па базе полученного материала разрабатывает рекомендации по совершенствованию разведывательной и контрразведывательной работы за кордоном. В области активных операций проводит мероприятия, способствующие: — решению внешнеполитических задач Советского Союза; — разоблачению и срыву идеологических диверсий противника против СССР и социалистического содружества; — консолидации международного коммунистического движения, усилению национально-освободительной, антиимпериалистической борьбы; — росту экономической и научно-технической мощи Советского Союза; — разоблачению военных приготовлений враждебных СССР государств; — дезинформации противника относительно подготавливаемых или проводимых СССР внешнеполитических, военных и разведывательных акций, состояния военного, экономического и научно-технического потенциала страны; — компрометации наиболее опасных антикоммунистических и антисоветских деятелей, злейших врагов Советского государства. При проведении активных операций разведки, в зависимости от конкретных условий, использовать не только свои силы, специфические средства и методы, но и возможности КГБ в целом, других советских учреждений, ведомств и организаций, а также вооруженных сил.

В области специальных операций, используя особо острые средства борьбы: — осуществлять диверсионные акции с целью дезорганизации деятельности спецорганов противника, а также отдельных правительственных, политических, военных объектов в случае наступления особого периода или возникновения кризисной ситуации; — проводить специальные мероприятия в отношении изменников Родины и операции по пресечению антисоветской деятельности наиболее активных врагов Советского государства; — осуществлять захват и негласную доставку в СССР лиц, являющихся носителями важных государственных и иных секретов противника, образцов оружия, техники, секретной документации; — создать предпосылки для использования в интересах СССР отдельных очагов антиимпериалистического движения и партизанской борьбы на территории зарубежных стран; — обеспечивать по специальным заданиям связь и оказывать помощь оружием, инструкторскими кадрами и т.

К концу 1940 года общая численность ее сотрудников достигла 695 человек из них 235 - центрального аппарата. В системе КИ действовали восемь управлений: Англо-американское, Европейское, Ближнего и Дальнего Востока, нелегальной разведки, научно-технической разведки, шифровальное и управление советников в странах народной демократии. Также в структуре КИ работали два самостоятельных направления: "ЕМ" эмиграция и "СК" советские колонии за рубежом , а также шесть функциональных отделов оперативной техники, связи и т. В эти же годы для руководства разведкой за рубежом был введен институт главных резидентов, которыми, как правило, назначались послы или посланники. Однако уже 2 ноября 1951 года внешняя разведка была вновь возвращена в состав Министерства государственной безопасности и стала его Первым главным управлением.

Спецкурсы в течение 1970 - 1990 годов ежегодно выпускали по 60 -65 командиров оперативно- разведывательных групп для действий в тылу противника. Бывший Краснознамённый имени Ю. К 20-летию вывода советских войск из Афганистана , В. В настоящем издании на основе документальных материалов рассказывается о повседневной деятельности и участии в боевых действиях в Афганистане в 1978-1989 гг. Тайны гибели Великой державы , Хлобустов О..

Комитет государственной безопасности СССР по праву принадлежал к числу сильнейших спецслужб мира. Основанная на архивных документах, эта книга не только знакомитчитателей с историей… 1917-1992.

На смену «девятке»

БАНДА ПО РАЗВАЛУ СССР Причиной реорганизации стало появление Советского Союза как объединения четырех главных советских республик: Белорусской, Закавказской, Украинской и РСФСР.
Первое главное управление КГБ СССР — Википедия внешней разведки (подробнее).

Управление «С» КГБ СССР

19 августа 1981 года на совместном закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании в системе Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР совершенно секретного подразделения специального назначения. Старший — Герой Советского Союза Геннадий Зайцев. В 9-м Управлении КГБ СССР, пройдя «традиционный» путь офицера охраны, Юрий Васильевич возглавлял комендатуру Большого Кремлевского дворца, а потом был избран секретарем партийной организации управления. На основании закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР. В 9-м Управлении КГБ СССР, пройдя «традиционный» путь офицера охраны, Юрий Васильевич возглавлял комендатуру Большого Кремлевского дворца, а потом был избран секретарем партийной организации управления. Самостоятельным ведомством стало Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка – СВР).

От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России

Постепенное смягчение репрессий После смерти Сталина в марте 1953 года и последующего наступления периода «оттепели» в отношениях между СССР и Западом началась постепенная смена политики внутренней безопасности. Под руководством Никиты Хрущева были приняты меры по смягчению политики репрессий, и множество политических заключенных были освобождены. Тем не менее, НКВД продолжал существовать, но с меньшей активностью в репрессиях. Выход оказался достаточно простым, поскольку из МВД поступило предложение выделить оперативно-чекистское управление в самостоятельное ведомство. Автором докладной записки стал Сергей Круглов, который был в то время главой министерства, а также близким другом Никиты Сергеевича Хрущева. Примечательно, что для Н. Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности КГБ. Первым председателем новой структуры стал генерал-полковник Иван Серов, будучи в то же время доверенным лицом Никиты Хрущева. Чуть позже был принят документ под названием «Положение Комитета государственной безопасности», который опубликовали лишь через 5 лет после создания самой службы. С течением времени КГБ расширил свои полномочия, следствием чего стало появление его отделений в городах, селах, районных центрах, а также на водном, авиационном и железнодорожном транспорте. Таким образом, в СССР фактически возникла структура, которая обладала расширенными полномочиями в области обеспечения внутренней и внешней безопасности страны и подчинялась уже не правительству, а ЦК КПСС.

Важно отметить, что все они были официально определены советским правительством и партией, однако могли меняться в разные исторические периоды. Основной задачей КГБ было обеспечение безопасности Советского государства от внутренних и внешних угроз. КГБ занимался контролем за деятельностью внутренних оппозиционных групп и иностранными агентами, планировавшими действия против СССР. Подавление политических диссидентов. КГБ активно преследовал и обезвреживал деятельность политических оппозиционеров и критиков советской власти. Это включало в себя аресты, допросы, дискредитацию и т. Разведка и контрразведка. Комитет был ответственным за сбор разведывательной информации о странах Запада и других иностранных государствах, а также за противодействие разведывательной деятельности иностранных спецслужб на территории СССР. Борьба с терроризмом и экстремизмом.

Тем не менее, в некоторых сферах сопоставить работу двух ведомств все же возможно. На эту тему написано немало книг, так, что ограничимся самыми основными моментами. Серьезными исследователями вопроса в том числе и носившими вполне конкретные погоны давно признано — Комитет государственной безопасности на много «голов» превосходил американских коллег в деле «глубокого внедрения» своей агентуры, разработки не просто многоходовых, а длившихся десятилетиями спецопераций. ЦРУ в своей работе в сравнении с КГБ действовало грубо, прямолинейно, пытаясь «брать нахрапом», используя при вербовке агентуры шантаж и угрозы, что, вообще говоря, является для спецслужб «браком» в работе. Не единожды также говорилось о том, что «комитетчиков» в абсолютно подавляющем большинстве случаев отличала гораздо большая замотивированность, что в работе разведчика или контрразведчика крайне важно. В КГБ до последнего дня его существования оставалось множество тех, кто служил не за деньги или привилегии, а за Идею — причем не столько коммунистическую, как патриотическую. Хотите — верьте, хотите — нет... Не было у ЦРУ, кстати говоря, и собственных «силовых» подразделений. А американцы даже с Фиделем Кастро справиться не смогли — как не корячились десятилетиями! Волос с головы наших Генсеков не упал. Американских же президентов отстреливали, как зайчиков — кое-кого и до смерти... Так кто круче? Собственно говоря, все, что тут можно сказать, автоматически проистекает из ответов на вопросы 3 и, частично, 4. Не мог, увы... Не обладал такими возможностями — несмотря на имевшиеся дивизии и бригады специального назначения, «Альфу» и «Вымпел», отделы по всем городам и весям Союза и могучий оперативный аппарат. Комитет государственной безопасности периодически упрекают в том, что он «проспал», «просмотрел», «не предотвратил» развал Советского Союза. Кое-кто договаривается до того, что КГБ, мол, прямо этому процессу «способствовал». Скажите - а как, по-вашему, должны были действовать чекисты в те роковые месяцы, недели, дни? Писать докладные и аналитические записки? Ни на секунду не сомневаюсь — это все делалось. Вот только попадали эти документы на стол тем, против кого, по сути, были направлены. Что еще оставалось? Устраивать переворот?

Кстати, когда Щекочихин работал в комиссии по расследованию убийства В. Листьева, его как-то спросили, а почему следствие не может раскрыть это дело, и Щекочихин, краснея, ответил, что, увы, не может. А не может, потому что заказные убийства или террористические акты раскрываются в значительной мере, благодаря агентуре. Нет агентуры - такие дела очень сложно раскрыть, не говоря уже об их предотвращении. Ладно, журналисты. Порой странно вели себя «профессионалы». В результате довёл Россию до невиданного доселе всплеска преступности. Такие фильмы являются заказными, так же, как и у нас снимали по заказу. Допустим, главное политуправление Министерства обороны СССР замечает, что падает престиж Советской Армии, и появляются такие фильмы как «Солдат Иван Бровкин», где показано, как в армии хорошо. Так же допустим, директор ФБР Гувер, в связи с какими-то негативными событиями внутри США, делает заказ и дает деньги на съёмку фильма, где будет показано, как хорошо и правильно работает Федеральное Бюро Расследования. Ведь практика работы ФБР была скомпрометирована многократно. Федеральное Бюро Расследования работало против компартии США, и в прокоммунистических симпатиях были обвинены даже люди, далекие от идей коммунизма. В «эпоху маккартизма» в ходе кампании по расследованию антиамериканской деятельности пострадали многие деятели искусства. Над попавшими в «чёрные списки» устраивались судилища. Везде активно поработали агенты ФБР. Гувер внедрил свою агентуру во все политические движения. Когда началась самая грязная в истории США война во Вьетнаме, и в американском обществе возникли антивоенные настроения, ФБР активно с этим работало, агенты Бюро проникали в профсоюзы и студенческие движения. Разумеется, в массах отношение в ФБР было довольно негативным. Тогда и появлялись книги и фильмы о важной и полезной деятельности сотрудников ФБР, о том, как ведомство борется с террористическими сообществами, с наркосиндикатами. Гувер был на своем месте, ведь в разные годы ФБР решало разные оперативные задачи. Было время, когда в течение десяти лет оно занималось только борьбой с преступностью, и тогда Гувер не лез в политику. Политическими делами ФБР стало заниматься только с начала Второй Мировой Войны, когда в ведомстве был создан отдел по борьбе с иностранным шпионажем, а контрразведка — это уже политика. С этого момента ФБР противостоит германскому, японскому, а позже и нашему шпионажу, и Гувер всё больше и больше берёт на себя решение политических вопросов. После окончания Второй Мировой войны ФБР увязало вопросы противостояния советскому шпионажу с борьбой с коммунистической партией США и стало заниматься политическим сыском. Круг оперативных задач, решаемых ФБР, расширялся, Гувер приобретал всё больший политический вес, и даже ненавидевший его Джон Кеннеди не мог снять Гувера с поста директора ФБР и убрать его из политики. Ряд серьёзных американских исследователей, берясь за расследование убийства Джона Кеннеди в Далласе, находили документальные подтверждения тому, что между кланом Кеннеди и Гувером шла невидимая борьба; будучи министром юстиции, Роберт Кеннеди установил негласное наружное наблюдение за одним из боссов нью-йорской мафии именно на выявление тесных отношений того с Гувером. За отставку Гувера с поста директора было организовано несколько кампаний, но он проработал на своем посту до самой смерти. А вот уже после Гувера началась чехарда. Каждый новый президент приводил своего человека на пост директора Бюро. В Резидентуре ПГУ в любой стране вербовкой работников спецслужб занималась Управление внешней контрразведки. Естественно, у сотрудников управления «К» в работе по вербовке была система приоритетов. Кто-то из этих сотрудников представлял для нас больший интерес, кто-то меньший, все зависело от должности, которую они занимали в спецслужбах, от принадлежности к ведомствам.

Из текста следует, что французы уже в 1987-м считали главной причиной аварии человеческий фактор, а также отсутствие автоматической защиты «от дурака». В принципе, это все, что надо знать о ЧАЭС. Но в либеральных СМИ публикация СБУ подавалась как «правда КГБ из архивов», хотя это просто перевод французской пропаганды того времени, где авторы предсказуемо хвалят французские реакторы. И если французам все было ясно уже через год, нам четыре десятка лет рассказывают, что власти до сих пор скрывают обжигающую правду о Чернобыле. Попытаемся разобраться в том, кто, что и от кого скрывал. По плохой советской станции можно стрелять артиллерией Чтобы что-то скрыть, надо что-то знать. Как правило, говорят о конструктивных недоработках проекта, плохом качестве арматуры и сварки, ошибках строительства, которые заметали под ковер. Все их строили примерно в одно время, по типовому проекту и с одним и тем же качеством материалов. Что удивительно, советские станции проявляют чудеса прочности в условиях войны — Запорожскую АЭС, построенную в 1981-м, украинские братья расстреливали прямой наводкой, повреждали систему охлаждения и не давали сбрасывать воду. Явно, что они, а также их западные шефы что-то знают о прочности советских станций, раз так смело по ним лупят. Более того, другой тип советских реакторов на Украине американцы пытались переделать на собственное топливо «Вестингауз» вместо ТВЭЛов, то есть американские специалисты видят в советских реакторах ВВЭР-1000 перспективу эксплуатации, не говоря уже о более простых элементах станций, которые строили плохие и глупые советские строители. Собственно, опыт двух лет СВО показал, что уничтожить советскую энергосистему невозможно — настолько она была надежной. Люди, как видим, оказались менее надежны, чем техника. В отличие от американцев, поляки и литовцы атомных перспектив не видят и потому всячески пытались сорвать стройку Островецкой АЭС. Тем не менее, не прошло и двух лет, как в Польше запустили собственную атомную программу — монтаж трех реакторов планирует начать в 2026 американский «Вестингауз» в Померании область между Польшей и Германией.

Структура КГБ. Михаил Крыжановский, разведка КГБ.

С 1990 редактор и ведущий программы новостей ТСН. В 1992-2008 годах советником председателя РФФИ, заместителем начальника, начальником управления экономической безопасности РФФИ работал бывший сотрудник Первого главного управления (внешней разведки) КГБ СССР Игорь Васильевич Корнеев. Причиной реорганизации стало появление Советского Союза как объединения четырех главных советских республик: Белорусской, Закавказской, Украинской и РСФСР. В 1967 году в составе КГБ СССР было создано Пятое управление, предназначавшееся для борьбы с идеологическими диверсиями. Чтобы понять, почему именно КГБ СССР сумел просуществовать дольше всех своих предшественников, нужно совершить короткий экскурс в историю советских политических спецслужб.

Глава 8 Первое главное управление КГБ. 1954–1991 годы

На тот момент Лялин числился за отделом «В» («Возмездие») Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР, который был образован в 1969 году вместо старого 13-го отдела, расформированного после бегства офицеров Хохлова и Сташинского. В 1957 году в составе КГБ было создано Главное управление Пограничных войск. — заместитель Председателя КГБ, начальник Первого Главного управления КГБ Владимир Крючков (1988-1991 гг.). 2 Главное управление, ГУПВ, Следственный отдел и Моботдел. Советские спецслужбы периода после Сталина можно однозначно воспринимать как отделы разведслужб капиталистических стран, но особо важную роль в деле подрыва СССР изнутри играли органы внешней разведки СССР, прежде всего ПГУ КГБ. — заместитель Председателя КГБ, начальник Первого Главного управления КГБ Владимир Крючков (1988-1991 гг.).

Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР

Выйти из здания сотрудникам никак нельзя, всё здание уже блокировано. В этот момент находившийся в кабинете Шебаршина начальник Главного управления Пограничных войск, член Коллегии КГБ СССР, генерал-полковник Калиниченко встал и, обращаясь к Леониду Владимировичу, заявил, чтобы Шебаршин связался по телефону с Ельциным и сказал ему — мол, офицеры-пограничники никому не позволят перерезать себе горло, как баранам. И если будет предпринята попытка захватить наши служебные кабинеты или находящуюся в них документацию, офицеры окажут сопротивление — у них есть автоматы и они знают, как защититься! Шебаршин тут же связался по телефону с Ельциным, который фактически уже был руководителем государства, рассказал об обстановке на Лубянской площади и о настроении офицеров КГБ применить силу, если будет попытка захвата служебных помещений или документации КГБ. Через 15—20 минут Ельцин появился на Лубянке и, обращаясь к толпе, попросил прекратить буйствовать, тут же пообещав, что будут приняты меры, будет расследовано участие КГБ в августовском путче, а потому все, пожалуйста, расходитесь. И все, кто митинговал, успокоились и ушли с Лубянки, а сотрудники КГБ, в том числе и разведки, смогли беспрепятственно покинуть своё служебное здание. Только вмешательство людей на таком уровне и в той форме, о которой я рассказал, свидетелем чего я был, помогло избежать кровавой развязки тех событий августа 1991 года. А каковыми могли быть их последствия, если бы не последовало разумных действий со стороны Шебаршина, мне лично трудно вам сказать. Ведь в здании находилась масса секретных документов, представлявших интерес для иностранных спецслужб. Они шли по коридорам нашего здания вместе с американцами, в этой группе был поп-расстрига Якунин. Заходя в каждый кабинет КГБ, они требовали, чтобы им отдали документы с грифом «Совершенно секретно».

В результате никто из них не решился переступить порог моего кабинета, они пошли дальше. Калугин знал меня, мы с ним были хорошо знакомы — видимо, он поверил, что я сдержу обещание.

Примечательно, что данная структура была отдельным органом при первом советском правительстве — Совете Народных Комиссаров. Фактически это было некоторое понижение статуса службы, поскольку из самостоятельной структуры она была превращена просто в наркомат, пусть и наделенный особыми полномочиями. При этом цели и задачи у нового управления остались аналогичными предыдущей структуре: охрана путей сообщения; борьба с саботажниками и революционерами; охрана государственной границы; разведка и контрразведка.

Примечательно, что организация в такой форме просуществовала всего 6 месяцев, после чего в 1923 году была преобразована в ОГПУ. Главное отличие — это перераспределение полномочий, поскольку новая служба была наделена качественно новыми функциями и резко повысила свой статус. Отчасти это было обусловлено тем, что после победы революции и появления на карте СССР потребовалось работа, связанная с устранением политических противников, а также врагов народа. Именно в это время ОГПУ приобретает статус службы, которая выполняет главные функции по разведке и контрразведке, а также обеспечению государственной безопасности молодого Советского Союза. В данном статусе служба просуществовала 11 лет, после чего была преобразована в отдельную структуру — НКВД — в 1934 году.

Примером может служить то, что здесь была особая система персональных званий, которые на целых две позиции были выше аналогичных должностей в РККА Рабоче-крестьянской Красной армии. За период своего существования с 1934 по 1954 год она играла ключевую роль в укреплении власти Коммунистической партии и подавлении политических оппонентов. Она пришла на смену Главному управлению государственной безопасности ГУГБ и сразу же стала ключевой структурой для поддержания безопасности режима. Служба включала в себя огромное количество подразделений, включая пограничные войска, агентурные службы, охрану труда и обороны. Множество политических оппонентов, интеллектуалов, религиозных деятелей и даже обычных граждан подвергались арестам, допросам и преследованиям.

Служба занималась контрразведкой и контршпионажем, а также помогала в организации партизанского движения на оккупированных территориях. НКВД также был ответственен за масштабные эвакуации населения и действия по подавлению дезертирства и паники. Постепенное смягчение репрессий После смерти Сталина в марте 1953 года и последующего наступления периода «оттепели» в отношениях между СССР и Западом началась постепенная смена политики внутренней безопасности. Под руководством Никиты Хрущева были приняты меры по смягчению политики репрессий, и множество политических заключенных были освобождены. Тем не менее, НКВД продолжал существовать, но с меньшей активностью в репрессиях.

Выход оказался достаточно простым, поскольку из МВД поступило предложение выделить оперативно-чекистское управление в самостоятельное ведомство. Автором докладной записки стал Сергей Круглов, который был в то время главой министерства, а также близким другом Никиты Сергеевича Хрущева.

В 1966 году подразделение было переименовано в Группу референтов при председателе КГБ. После вступления в должность председателя КГБ в 1967 году Юрий Андропов сразу приступил к реформированию аналитических структур. Статья по теме: И в КГБ пришла гласность.

Постановление Политбюро ЦК КПСС Для аналитических задач приказом Юрия Андропова от 19 августа 1967 года была создана Группа консультантов при председателе КГБ с общим штатом 10 человек в штат входили 4 старших консультанта и 4 консультанта с 2-мя начальниками.

КГБ занимался контролем за деятельностью внутренних оппозиционных групп и иностранными агентами, планировавшими действия против СССР. Подавление политических диссидентов. КГБ активно преследовал и обезвреживал деятельность политических оппозиционеров и критиков советской власти.

Это включало в себя аресты, допросы, дискредитацию и т. Разведка и контрразведка. Комитет был ответственным за сбор разведывательной информации о странах Запада и других иностранных государствах, а также за противодействие разведывательной деятельности иностранных спецслужб на территории СССР. Борьба с терроризмом и экстремизмом.

КГБ боролся с террористическими и экстремистскими организациями как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы предотвратить теракты и защитить советское общество. Контроль над иностранными гражданами и их деятельностью. Служба следила за деятельностью иностранных граждан и дипломатов на территории СССР, а также контролировала их передвижение и связи. Обеспечение секретности и безопасности.

КГБ занимался обеспечением защиты государственных секретов. Поддержка внешней политики СССР. Комитет оказывал воздействие на другие страны через разведывательные и агентурные операции. В то время служба активно использовала различные методы контроля и сбора информации, включая шпионаж, агентурную деятельность, следственные мероприятия и прочие методы манипуляции.

В 1950-е годы КГБ активно участвовал в политических процессах, в том числе в арестах и преследованиях диссидентов, интеллигенции и даже обычных граждан, подозреваемых в политических преступлениях или контактах с западными странами. Сотрудники комитета также вели шпионаж и контрразведку на территории других стран, обеспечивая при этом контроль и координацию работы советских разведывательных служб за рубежом, КГБ имел огромное влияние на политическую жизнь СССР и мог вмешиваться в политические процессы, в том числе в назначение и увольнение высших государственных и партийных чиновников. Деятельность КГБ была сильно охраняемой государственной тайной, орган имел большую степень независимости от других ведомств. КГБ СССР в 1970-80-е годы Комитет государственной безопасности в эти годы оставался мощным и влиятельным органом, ответственным за разведывательную и контрразведывательную деятельность, поддержание внутренней безопасности и контроль за деятельностью граждан.

Кроме того, КГБ играл важную роль в сборе информации о внутренней и внешней угрозе.

Радиоэлектронный щит и меч

Именно во время нахождения Серова на посту председателя КГБ при СМ СССР начался и пересмотр ранее заведенных уголовных дел по «контрреволюционным преступлениям», и чистка и сокращение численного состава органов государственной безопасности, а также оглашение Н. Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории СССР. Федотов ; — Третье Главное управление военная контрразведка — Д. Леонов ; — Четвертое управление борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф. Харитонов ; — Пятое управление контрразведывательная работа на особо важных объектах — П.

Ивашутин ; — Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М. Егоров ; — Седьмое управление наружное наблюдение — Г. Добрынин ; — Восьмое Главное управление шифровально-дешифровальное — В. Лукшин ; — Девятое управление охрана руководителей партии и правительства — В.

В перечень основных функций КГБ входили внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственных границ и руководителей КПСС , организация правительственной связи и борьба с инакомыслием. Комитет госбезопасности стал союзно-республиканским органом при Совете Министров, руководить им назначили генерал-полковника Ивана Серова. Инициатива создания новой структуры приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову. Он посчитал, что структура МВД была громоздкой, из-за чего обеспечить должный уровень агентурно-оперативной работы было невозможно.

Кадрового военного с хорошей должностью и доступом к секретной информации ЦРУ завербовало ещё в 1983 году. И с этого момента многие военные тайны советской оборонки превращались в ежемесячные отчёты. Ещё одно "входное" раскрытие Олдрич Эймс осуществил после рассказа про Адольфа Толкачёва агент, работавший под псевдонимом Сфера в одном из ведущих НИИ Советского Союза и раскрывший ЦРУ данные о системах радиолокации на советских истребителях. Раскрытие Толкачёва ошибочно относят к сведениям от другого американского перебежчика — Эдварда Ли Говарда. В его аналитическое управление стекались все данные: о военных методах, которые можно предпринять относительно СССР, о дипломатических каналах работы и вербовки, списки сотрудников ведомств и посольств, готовых пойти на контакт. Информация была уникальная и позволяла уничтожить всю агентурную сеть ЦРУ одним ударом. Собственно, после контактов с Эймсом после 1985 года американская резидентура в СССР была серьёзно сокращена. Одних выслали из страны, других арестовали и осудили. Список раскрытых Олдричем Эймсом агентов насчитывает почти 40 человек, хотя ЦРУ до сих пор официально не признаёт ни одного из них. Генерал-майор Главного разведывательного управления Генерального штаба. Работал на ЦРУ 25 лет. Арестован после информации от Олдрича Эймса в 1986 году. Леонид Полещук. Агент ЦРУ под псевдонимом Уэй. Передал в Лэнгли полный список резидентов ГРУ на "африканском направлении".

Он возглавлял Иностранный отдел до конца 1921 года, когда его сменил давний революционер Соломон Могилевский. Он руководил ИНО всего несколько месяцев, так как в 1925 году погиб в авиакатастрофе. Его сменил Михаил Трилиссер , тоже революционер. Трилиссер специализировался на отслеживании тайных информаторов врагов и политических шпионов внутри большевистской партии. Под руководством Трилиссера внешняя разведка стала высокопрофессионально и уважаема службами своего оппонента. Этот период характеризовался вербовкой иностранных агентов, широким использованием эмигрантов для выполнения разведывательных задач и организацией сети независимых агентов. Сам Трилиссер был очень активен, лично ездил в Берлин и Париж для встреч с важными агентами. Трилиссер оставил свой пост в 1930 году, и его заменил Артур Артузов , бывший начальник управления контрразведки КРО и главный инициатор операции «Доверие». В 1936 году Артузова сменил тогдашний нарком госбезопасности 2 ранга Абрам Слуцкий. Слуцкий был активным участником Октябрьской революции и Гражданской войны в России. На смену Слуцкому пришел Зельман Пассов , но вскоре его арестовали и убили, его преемника Сергея Спигельгласа постигла та же участь, а к концу 1938 года он был арестован и убит. Прежде чем стать главой ИНО в мае 1938 года, по прямому приказу Сталина он лично убил лидера украинских националистов Евгения Коновальца. Позже, в июне 1941 года, Судоплатов был назначен начальником Управления специальных миссий НКВД, основной задачей которого было проведение диверсионных операций в тылу врага в военное время как это управление, так и Иностранный департамент также использовались для совершения убийств за рубежом. Во время Второй мировой войны его подразделение помогало организовывать партизанские отряды и другие секретные закулисные подразделения для диверсий и убийств, чтобы бороться с нацистами. В феврале 1944 года Лаврентий Берия глава НКВД назначил Павла Судоплатова также возглавить недавно сформированный отдел S, который объединил разведывательные работы ГРУ и НКВД по атомной бомбе ; ему также была поручена руководящая роль в советских атомных проектах, чтобы помочь с координацией. Павел Фитин. Фитин в 1932 году окончил инженерную программу Тимирязевской сельскохозяйственной академии, после чего служил в Красной Армии , затем стал редактором Государственного издательства сельскохозяйственной литературы. Коммунистическая партия Всесоюзной КПСС выбрала его для специального курса в области внешней разведки.

БАНДА ПО РАЗВАЛУ СССР

О чем это говорит? О плохой работе Комитета? Не знаю — судить тут точно не мне. Скорее уж, все эти случаи свидетельствовали о том, что приставить по сотруднику к каждому Комитет не мог, даже имей он такое желание.

Какая уж тут «тотальная слежка»? В государстве, где действительно царила бы «тотальная диктатура КГБ», сказки о которой и сегодня продолжают рассказывать как новоявленные Геббельсы Запада, так и скорбные головушкой отечественные либералы, попросту невозможны были бы ни «самиздат», ни диссиденты, как таковые, ни сотни тысяч людей, ежевечерне без всякого ущерба для своего здоровья слушавших «вражьи голоса», ни многие другие вещи, присущие позднему СССР. Вот это вопрос, пожалуй, поинтереснее прочих.

Начнем с того, что вот так вот напрямую сравнивать эти две «конторы» будет делом совершенно некорректным. Центральное разведывательное управление США все-таки занималось, практически, исключительно внешней разведкой и спецоперациями за рубежом — в самих Соединенных Штатах его агенты действовали, в отличие от сотрудников КГБ, как правило, только против иностранцев. К тому же, на цэрэушниках никогда не лежали обязанности по обеспечению, к примеру, правительственной связи или охране высших должностных лиц государства.

Короче говоря, различий тут больше, чем сходства. Тем не менее, в некоторых сферах сопоставить работу двух ведомств все же возможно. На эту тему написано немало книг, так, что ограничимся самыми основными моментами.

Серьезными исследователями вопроса в том числе и носившими вполне конкретные погоны давно признано — Комитет государственной безопасности на много «голов» превосходил американских коллег в деле «глубокого внедрения» своей агентуры, разработки не просто многоходовых, а длившихся десятилетиями спецопераций. ЦРУ в своей работе в сравнении с КГБ действовало грубо, прямолинейно, пытаясь «брать нахрапом», используя при вербовке агентуры шантаж и угрозы, что, вообще говоря, является для спецслужб «браком» в работе. Не единожды также говорилось о том, что «комитетчиков» в абсолютно подавляющем большинстве случаев отличала гораздо большая замотивированность, что в работе разведчика или контрразведчика крайне важно.

В КГБ до последнего дня его существования оставалось множество тех, кто служил не за деньги или привилегии, а за Идею — причем не столько коммунистическую, как патриотическую. Хотите — верьте, хотите — нет... Не было у ЦРУ, кстати говоря, и собственных «силовых» подразделений.

А американцы даже с Фиделем Кастро справиться не смогли — как не корячились десятилетиями! Волос с головы наших Генсеков не упал. Американских же президентов отстреливали, как зайчиков — кое-кого и до смерти...

Так кто круче?

Юридическое бюро с арбитражем было преобразовано в отдел; 29 августа 1989 г. Пресс-бюро КГБ преобразовано в Центр общественных связей 30 октября 1990 г. Служба оперативного анализа и информации преобразована в Аналитическое управление; В декабре 1990 г.

В 1966 году подразделение было переименовано в Группу референтов при председателе КГБ. После вступления в должность председателя КГБ в 1967 году Юрий Андропов сразу приступил к реформированию аналитических структур. Статья по теме: И в КГБ пришла гласность. Постановление Политбюро ЦК КПСС Для аналитических задач приказом Юрия Андропова от 19 августа 1967 года была создана Группа консультантов при председателе КГБ с общим штатом 10 человек в штат входили 4 старших консультанта и 4 консультанта с 2-мя начальниками.

Его возглавил начальник парткома КГБ СССР генерал-лейтенант Гений Евгеньевич Агеев — выдающийся деятель советских органов госбезопасности, человек исключительно грамотный, порядочный и пунктуальный, никогда не поступавшийся своими принципами и пользовавшийся в органах огромным уважением. Его начальником был назначен генерал-лейтенант Фёдор Алексеевич Щербак. Но ситуация менялась. В 1983 году новый Председатель КГБ СССР Виктор Михайлович Чебриков вызвал к себе генерал-полковника Григория Фёдоровича Григоренко и объявил ему, что есть мнение перевести его на другое место работы под предлогом того, что Григоренко руководит Вторым Главком уже 13 лет и до него контрразведку так долго никто не возглавлял. А вскоре свой пост покинул и его первый заместитель генерал-лейтенант Виталий Константинович Бояров. Ключевые позиции в руководстве КГБ стали занимать представители разведки, особенно после того, как комитет возглавил бывший соратник Андропова и начальник ПГУ Владимир Александрович Крючков. Даже контрразведку при нём возглавил первый зам. Ещё со времён Андропова в КГБ существовала так называемая «малая Коллегия», которая состояла из зампредов и узкого числа приглашенных. Рассматривались самые закрытые секретные вопросы — например, анализировались провалы, предательства и подобные темы, которые не надо было выносить на общую Коллегию.

Как он сам рассказал автору этих строк, одним из таких вопросов стала разработка нового Положения о КГБ — эту идею выдвинул ещё Андропов. В группу входили опытные работники и учёные — человек двадцать. Иногда подключался помощник Чебрикова генерал-лейтенант Мищенко Игорь Витальевич. И это при том, что действующее Положение о КГБ от 9 января 1959 года было совершенно секретным». Вторым тезисом было то, что новое Положение должно быть опубликовано в открытой печати. Если в старом Положении только упоминалось право «вести агентурно-оперативную работу в целях выявления и пресечения враждебной деятельности, для чего иметь необходимую агентуру, создавать конспиративные и явочные квартиры для работы с агентурой», то в проекте нового написали, что раскрывать — чтобы народ знал, что идет оперативно-розыскная деятельность. Что глава такая-то — секретная. Чебриков посмотрел на него и говорит: «Вот там сидит Голушко, мы с ним вдвоем через неделю выпустим Положение». Все так и ахнули.

Чебриков подписал, отпечатали и бегом к Горбачёву. И гласность, и демократизация. Но у нас тут скоро намечается XIX партийная конференция. Давайте мы придержим немного этот документ и после конференции сразу выпустим это Положение о КГБ. Ведь такого нигде в мире нет! Все эти материалы были использованы в новом Законе об органах государственной безопасности СССР, который готовили уже при Крючкове, и 16 мая 1991 года этот закон был принят. Он проработал три месяца до ГКЧП. К июлю 1991 года усилиями пятой колонны в стране был создан искусственный дефицит товаров. Еда, одежда, табак, водка — исчезло всё.

Однако, зная о ситуации, Горбачёв и Крючков продолжали молчать. Учитывая рост недовольства в партийных рядах, у Горбачёва и его окружения оставался единственный выход — ликвидация КПСС. Для этого и понадобился ГКЧП. Позже в своих «мемуарах» Ельцин пояснил цель этого назначения: «Перед ним стояла задача разрушить эту страшную систему подавления, которая сохранялась ещё со сталинских времён». Уже в сентябре 1991 года было упразднено Управление «3» защита конституционного строя , созданное на базе 5-го Управления. Тем самым, по словам Бакатина, был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам»… 22 октября 1991 года, по решению некоего эфемерного Госсовета, Комитет государственной безопасности был ликвидирован. С этого момента и вплоть до сегодняшнего дня формально госбезопасности нет — она не упоминается в названии ни одной из вновь созданных спецслужб. Иначе говоря, Бакатин поступил как крот враждебного государства, зарывшийся в верхах российской власти. Такого прецедента в истории спецслужб ещё не было.

Как рассказал автору этих строк генерал-майор Валерий Иванович Красновский, возглавивший в новой структуре транспортное управление, «надо мной Бакатин просто издевался — иначе это и не назовёшь. Он конечно знал, что я был ближайшим сотрудником Агеева.

На смену «девятке»

На тот момент Лялин числился за отделом «В» («Возмездие») Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР, который был образован в 1969 году вместо старого 13-го отдела, расформированного после бегства офицеров Хохлова и Сташинского. Речь идет об участии в разрешении конфликта посольских резидентур Главного разведывательного управления (ГРУ) министерства обороны и Первого Главного управления (ПГУ) КГБ СССР. Старший — Герой Советского Союза Геннадий Зайцев. Первое главное управление КГБ. В 1954 году разведывательные органы вновь были выделены в отдельную службу – Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете министров СССР (с 1978 г. – КГБ СССР). Полковник главного управления КГБ по защите конституционного строя (бывшее Пятое Главное управление КГБ) мне рассказывал о том, как Яковлев выступал в Ереване перед толпой армянских националистов. В структуру управления «С» ПГУ КГБ СССР (её восьмого отдела) входили оперативный отряд «Вымпел» (перешедший позднее в подчинение МВД и ФСБ) и отдельный специальный учебный центр в Балашихе.

Радиоэлектронный щит и меч

В 1992-2008 годах советником председателя РФФИ, заместителем начальника, начальником управления экономической безопасности РФФИ работал бывший сотрудник Первого главного управления (внешней разведки) КГБ СССР Игорь Васильевич Корнеев. Самостоятельным ведомством стало Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка – СВР). ПЕРВОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – внешняя разведка (создано 18 марта 1954 года). К 1985 году 9-е Управление КГБ СССР представляло собой великолепно отлаженную систему, полностью соответствовавшую требованиям эпохи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий