Опробовать и настроить новинку в Курск приехал органист Белгородской государственной филармонии лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.
Выступление студента КГУ на сцене концертного зала «Свиридовский»
Орган я увидел и услышал впервые вживую только на первом курсе Санкт-Петербургской государственной консерватории. Тогда я начал заниматься факультативно этим инструментом и понял, что возможностей у него очень много. Это возможность играть музыку разных стилей, играть не только руками, но и ногами, не только в церкви, но и в концертном зале, гастролировать и путешествовать. Поэтому орган — это инструмент, который стал результатом и своего рода подарком в моей судьбе после долгого-долгого пути развития музыканта как пианиста и музыковеда в колледже. Он открыл дорогу в мир концертирующего музыкального исполнительства, в мир европейской музыкальной культуры. Я посмотрел уже солидную часть Европы, поездил, попутешествовал. Более того, в нашей стране более 150 органов. Гастролируя, я знакомлюсь и с нашей страной, путешествую от Калининграда до Хабаровска. Благодаря органу, у меня новые друзья, новые контакты, новый репертуар, в конце концов, новые награды, которые дали мне возможность творить на широкую ногу, ни в чем себя не ограничивать. Любые воплощать творческие сумасшедшие эксперименты , фестивали, проекты, сочинения, импровизации, старинные произведения и современные, барокко и рок, саундтреки и музыка кино, сочетание органа и этнических инструментов — вот все эти возможности, которые раскрасили мою жизнь и вместе с этим жизнь музыкантов, с которыми я играю, — все это дал мне орган.
Вот, что он для меня в жизни значит. Недавно у вас был концерт в пятитысячном зале в Санкт-Петербурге. Но вы также выступаете в камерных залах, в костёлах. Влияет ли зал на качество звука? И какие залы предпочитаете вы? Каждый раз всё разное. Как можно не любить камерный зал, например, Тюменской филармонии с небольшим органом в одиннадцать регистров или предпочесть только пятитысячный зал «Тинькофф Арены» в Петербурге. Нет, в каждом зале своя особая атмосфера. И знаете, даже оказалось, что на сцену с залом в пять тысяч зрителей выходить намного проще, чем, например, на родную сцену Белгородской филармонии, где сидит делегация изысканных ценителей, которые знают, на что идут, — это ответственнее.
Сравнивать звук и органы практически невозможно. Можно сравнить рояли, скрипки, как бы они не отличались друг от друга, они всегда хотя бы общую форму имеют, одинаковое количество клавиш, струн — это традиция. А орган — это самый нетрадиционный и нешаблонный инструмент, потому что в курском органе три клавиатуры, он цифровой, в органе Кафедрального Калининградского собора — шесть клавиатур и 8525 труб. У американского цифрового органа Rodgers кроме звуков органа, есть звуки клавесина, челесты, колокольчиков, литавр, встроенных в звуковую карту. И каждый раз мы получаем разный звуковой результат и используем для разной музыки. Орган можно адаптировать под разные события. Вы помните все органы, на которых играли? Орган — это как человек со своей душой, со своим характером. И если бы я не подружился с этим ограно-человеком, то не смог сыграть на нём концерт.
А если подружились, он уже становится частью тебя навсегда. Приезжая каждый раз на старое место, где я уже играл, я знаю, что от этого инструмента можно ждать, что на нем лучше звучит, что не следует брать для такого инструмента. Тогда как установить этот контакт, чтобы инструмент почувствовал тебя и как-то откликнулся? Орган — не гитара, с собой его в тур не возьмешь. Для того, чтобы человека понять, мы должны хотя бы сначала его увидеть лично, затем услышать, затем тактильно поздороваться, может обняться, затем пообщаться, затем в чем-то разочароваться, а в чем-то — удивиться, впечатлиться, вдохновиться. Мне нужен это контакт, а контакт — это время — самое дорогое, что требуется в нашей профессии. Мы никогда не делаем концерт в день приезда. Органист обязан приехать за два дня до выступления и эти два дня посвятить ознакомлению с инструментом. Музыкант ставит запись, слушает, как звучит орган в зале, проверяет, какие регистры звучат выигрышно, какие — не очень, какая особая краска, отличающая от других инструментов, выигрышна на этом органе, корректирует репертуар и, общаясь вот так с инструментом, запоминает, где и что расположено, потому что все в разных местах.
И только вот в процессе этого общения в течение большого времени перед концертом можно достигнуть хорошего результата. Сколько вы репетируете ежедневно? Я стараюсь репетировать все свободное время, что у меня есть. Но вот со временем сейчас становится все сложнее и сложнее, из-за гастролей и работы по организационной деятельности, потому что мало просто приехать и сыграть концерт. На самом деле, для музыканта самое сложное — это процесс подготовки, он самый длительный, самый мучительный, это еще и процесс организации бытовых моментов: дорога, проживание, покушать тоже нужно. И когда на концерте я выхожу уже на сцену, знаете, честно, что я думаю: «Фух, ну слава Богу, вот наконец-то я там, где должен быть, и я могу сейчас хорошо сделать свою любимую работу». И не думаю больше ни о чем на этой свете. Вот я в той точке, ради которой все это было. Я выдыхаю с облегчением.
Это вот тот момент блаженства, который так иском каждым человеком. Поэтому сказать, что я испытываю трудности на сцене, не могу. Труднее то, что предшествует выходу на сцену. Сколько времени нужно, чтобы разучить новое произведение и «донести» его до сцены? Бывает и такое, когда ноты скинули только накануне, и вот ты должен что-то сделать. Если адаптировать и меняет фактуру, можно получить более скорый результат. Академически серьезные произведения, например, Прелюдию и Фугу Баха не выучить за неделю, это месяцы работы. Их нужно взять заранее, летом разобрать, обкатать, обыграть, записать и только потом выносить на сцену. А ноты современных произведений, саундтреков откуда вы берете?
Вот, например, минувшим вечером прозвучал «Интерстеллар». Автор этой концепции, построения темы — это я.
Принимал участие в таких проектах, как международные гастроли российско-британского Фестивального оркестра Бриттена-Шостаковича под управлением Яна Латам-Кёнига 2019 ; мировая премьера музыкальной драмы в семи частях Сергея Ахунова на текст Сергея Завьялова «Рождественский пост» 2021, Зал Зарядье, Московский камерный оркестр Musica Viva ; исполнение произведений Стива Райха «Музыка для 18 музыкантов» и Drumming в составе ансамбля Moscow Percussion Ensemble 2022, 2023, Зал Зарядье, Дом Радио и др. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам фортепиано и органа, а также магистратуру Санкт-Петербургского государственного университета на отделении исторического исполнительства на клавишных музыкальных инструментах. С 2011 года — солист Белгородской государственной филармонии. Лауреат международных конкурсов. Принимал участие в мастер-классах и творческих школах в России и разных странах Европы. Участвовал в фестивалях, среди которых «Органисты пяти континентов» Кемерово , «Органисты мира» Красноярск , Международный органный фестиваль им. Ройзмана Ярославль , «Джаз на большом органе» Челябинск , Летний органный фестиваль Хельсинки и многие другие. Принимает активное участие в просветительских проектах для детской и молодежной аудитории, проводит концерты-лекции и авторские концертные программы, в том числе на сцене Белгородской филармонии — «Органный романтизм», «Шедевры органной музыки», «Орган плюс…», «Вечер органной токкаты», «Орган и музыка народов мира», «Секреты короля инструментов», «Под знаком ВАСН», «Музыка барокко», «Путешествие в Германию» и другие.
И в завершение первого отделения - образец торжественного французского органного романтизма - токката Шарля Мари Видора на тутти органа полное звучание, со всеми регистрами. Во втором отделении я и Камерный оркестр Mezzo music под управлением Натальи Боровик представили уникальное сочинение - Концерт соль-минор для органа струнного оркестра и литавр Франсиса Пуленка. Пожалуй, самый популярный органный концерт, который должен присутствовать в репертуаре каждого органиста. Я его очень люблю за драматизм и лирику. Инструмент в нём не достойный соперник оркестру, а его часть - он является духовой группой, отсутствующей в струнном оркестре. Да ещё и литавры Сергей Коваленко. И перед слушателями развёртывается огромное симфоническое полотно… - Тимур, от выступления к выступлению вы становитесь всё более виртуозным.
Сами отмечаете какие-то изменения в игре? И это не связано с окончанием вуза этим летом Халиуллин окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.
Представьте, это академическая капелла, это классические традиции, а тут ударные рядом с органом и такая музыка. По итогу всё превратилось в настоящий рок-концерт: публика топала, аплодировала и в каких-то моментах, не сдерживая эмоций, визжала», — вспоминает Тимур Халиуллин. Следующий концерт «Рок на органе» Тимур Халиуллин и Олег Иванов сыграют уже сегодня 30 сентября в белгородской филармонии.
Анастасия Федосеенко.
Фонд «Вольное Дело» организовал органный концерт в аэропорту Сочи
Для чего приобретается второй орган, журналисты узнали у солиста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина. Солист – Тимур ХАЛИУЛЛИН/ орган, Белгород Дирижер – Камиль АБДУЛЛИН. Тимур ХАЛИУЛЛИН, орган Егор АВИЛОВ, ударные. концерт Тимура Халиуллина в Москве 21 Марта. Купить билеты на концерт Тимур Халиуллин в Дом Музыки можно по телефону 229-04-00 или онлайн. Мусульманин Тимур Халиуллин исполняет православную музыку в католических костёлах и не видит в этом ничего странного.
Тимур Халиуллин: «Я могу играть на органе»
В 37-й день рождения сочинского органа, а именно 27 сентября, ожидается выступление известного сочинцам органиста – Тимура Халиуллина. Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган Максим САНИН — ударные. Билеты от 1400₽. Афиша и новости культурного Белгорода. узнали у автора проекта, солиста белгородской филармонии Тимура Халиуллина для чего нужен второй орган.
В Курской филармонии прозвучал разноплановый «Диалог с органом»
Владимирская областная филармония. Вечер русской органной музыки. Владимир, 18. ГБКЗ им. Казань, 30. Органный марафон в сочинском зале органной и камерной музыки им. Сочи, 20. Сочи, 19.
Белгород, 16. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии имени Д.
Не в самый жесткий период карантина, конечно, но орган нигде не замолкал в пандемию. Под сводами Кафедрального собора часто модно услышать не только вечную классику, но и современные хиты. Но композиторское творчество не стоит на месте. Я постоянно в программу вставляю современную музыку. Например, произведения Дечебала Григоруцэ, органиста Иркутской филармонии.
Когда я приехал в Кафедральный собор, Елизавета Степанец, музыковед и композитор, преподнесла мне подарок — новое сочинение, посвященное… мне! Я сам немножко сочиняю для органа, есть несколько опубликованных произведений. Догнали и перегнали - В России вообще сегодня много композиторов? Как мы тут смотримся на фоне остального мира? Я не говорю про Калининград — у этой территории другая история. В целом же российская культура началась намного позже. Тем интереснее, что, несмотря на это, мы не только догнали европейскую культуру, но и во многих вопросах перегнали ее.
Когда меня спрашивают о том, как я отношусь к европейской школе, к российской, какая выше, какая лучше, - я смело и без лже-патриотизма говорю: «Наша школа, пропустив три века, догнала все и всех». Мы недавно спорили об этом с органистом из Чехии. Я его спросил: «Назови мне чешских композиторов и органистов, а я буду загибать пальцы». Тут сказать нечего. О том, кто сегодня из авторов самый главный и великий, мы узнаем через какое-то время. Хотя смело могу привести в пример представителя петербургской школы, классика Сергея Слонимского, который умер в 2020 году. Уверен, его будут изучать так же, как изучают сейчас Баха.
Он, автор десятков симфоний и органных сочинений, опер и балетов — сегодня самый мощный современный композитор. Потому что Бах — представитель одной эпохи и одного стиля. Есть Ференц Лист из эпохи романтизма.
Орган — один из самых сложных музыкальных инструментов, требующий от исполнителя выдающейся техники и мастерства. Тимур играл на электронном органе с двумя клавиатурами для рук и педальной клавиатурой с тридцатью клавишами. Инструмент собрали и установили прямо в центре зала вылетов аэропорта Сочи, концерт продолжался больше двух часов. Необычная музыкальная акция — часть программы 15-го Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета.
Она проходит в разных локациях Сочи, в том числе на железнодорожном и морском вокзалах.
Тимур Халиуллин сыграл в Курске на органе от «барокко до рока» 15:15, 17 февраля 2021 г. Музыка Концерты Иоганн Себастьян Бах — первый рокер эпохи барокко. С такого неожиданного заявления начал свой концерт музыкант Тимур Халиуллин. Как только появились афиши, куряне уже были заинтригованы. Неожиданное сочетание, не правда ли?
За нее Халиуллин получил Всероссийскую премию «Органист года-2020». Бессмертная «Токката ре минор» Баха настраивает на торжественный лад. Сцена утопает в красных тонах. Накаляется драма.
Тимур Халиуллин
Автор этого необычного проекта — российский органист Тимур Халиуллин, лауреат международных конкурсов, участник всероссийских и международных фестивалей, автор концертов-лекций для молодежи, ведущий «Новостей органной жизни» на «Радио России». Тимур Халиуллин орган Солист Белгородской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов, лауреат первой всероссийской премии «Органист года» Тимур Халиуллин выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Тимур Хадиуллин совмещает концертную деятельность с преподавательской в Белгородском институте искусств и культуры, где ведёт класс органа и клавесина. узнали у автора проекта, солиста белгородской филармонии Тимура Халиуллина для чего нужен второй орган.