Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок. Но в 2023 году эксперимент пройдет лишь в Москве и Подмосковье, а проголосовать иногородние обитатели местных СИЗО смогут только на губернаторских выборах. Право отдать свой голос на выборах имеют также лица, осужденные к ограничению свободы и лица, находящиеся в исправительных центрах, которые отбывают наказание по принудительным работам. Таким образом, осужденные к реальному лишению свободы в силу прямого запрета, установленного Конституции Российской Федерации, ограничены в активном избирательном праве. На выборах в декабре заключенные в СИЗО смогут проголосовать только по открепительному удостоверению.
Как реализуются избирательные права граждан, находящихся в местах принудительного содержания
ФСИН объявила, что граждане России под домашним арестом смогут проголосовать на выборах в Госдуму. Содержащиеся в следственных изоляторах граждане смогут проголосовать на выборах в региональные органы власти, даже если задержанный находится в другом субъекте. Вопрос касается возможности осужденных голосовать в тюрьме. Основной закон России их в этом ограничивает. Так, например, Европейский суд по правам человека обязует Великобританию вернуть право голоса заключенным, особенно осужденным лишь на условный срок. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова вместе с омбудсменами нескольких иностранных государств проверила, как организовано голосование заключенных, находящихся под следствием, на примере Бутырского СИЗО. Подборка наиболее важных документов по вопросу Избирательные права осужденных нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Имеют ли право голосовать заключенные?
В учреждениях УФСИН по Рязанской области проголосовали все лица, имеющие на это право, сообщает пресс-служба ведомства. Конституция Российской Федерации предоставляет содержащимся под стражей лицам, в отличие от осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Согласно закону, правом голосовать обладают всех граждане, которым не вынесли обвинительный приговор. – Я беседовала с заключенными, и у меня не возникло сомнений, что они голосуют добровольно. Вопрос о возможности осужденных голосовать на выборах определен российской Конституцией, свои разъяснения по этому поводу уже давал Конституционный суд РФ, сообщил РИА Новости член.
Конституционный суд: условно осужденные не будут допущены до выборов
Об этом они заявляли еще на рассмотрении дела. С этой позицией, как стало ясно сегодня, конституционный суд категорически не согласен. Он впервые воспользовался своим правом блокировать вердикты ЕСПЧ. Да и в обществе споры не утихали — все-таки демократия демократией, а позволять тюремному электорату влиять на жизнь страны — это уже слишком. Они не имеют права голоса в восьми европейских странах. Рабы на выборах. Как политики используют заключенных Первая французская республика стала первой страной, гарантировавшей всем мужчинам избирательное право в 1792 году; она же первой уничтожила все имущественные требования к голосующим. Греция дала всем работающим мужчинам старше 25 лет право голосовать в 1829 году; безработные получили право голосовать в 1877 году.
Франция и Швейцария дали всем совершеннолетним мужчинам право голоса после революций 1848 годов ; в Германской империи это произошло в 1871; 15-я поправка к конституции США , принятая в 1870 году, де-юре провозглашала всеобщее избирательное право, однако на юге страны фактически ограничения были сняты только в 1965 году Законом о голосовании [en]. Первой страной, предоставившей всем совершеннолетним гражданам и гражданкам право голоса, стала в 1893 году Новая Зеландия [2]. Россия стала второй страной со всеобщим избирательным правом, которое появилось в ней в результате Февральской революции 1917 года. В большинстве стран всеобщее избирательное право появилось примерно через поколение после аналогичного закона, не разрешающего голосовать женщинам. Многие страны, поздно давшие право голоса женщинам, были одними из первых, давших всеобщее право на голосование мужчинам. Заключенным тоже дали возможность голосовать на выборах ЕП предварительно Срок работы парламента[ править править код ] В ранние годы колониального правления выборы в парламент проводили каждые пять лет, как указано в конституции 1852 года. В 1879 году из-за обеспокоенности ростом власти у центрального правительства срок был сокращён до трёх лет [2].
С тех пор срок менялся четыре раза. Во время Первой мировой войны он был увеличен до пяти лет; в начале 1930-х годов — уменьшен до четырёх, а в 1935 году вернулся к трём годам. Во время Второй мировой войны сперва увеличен до четырёх лет, а затем вернулся к трём. В 2013 году правительство создало консультативную группу по конституционным вопросам, включая срок работы парламента. Среди прочего группа рассматривала вопросы об изменении количества кресел в парламенте, необходимость наличия печатной копии конституции и необходимость соответствия всех законопроектов Биллю о правах [3]. И премьер-министр Джон Ки , и лидер оппозиции Дэвид Шиарер [en] поддержали идею о продлении срока работы парламента до четырёх лет [4]. Как политики используют заключенных Места заключения - золотая акция для депутатов-мажоритарщиков 28.
Электронная почта редакции: sakhalife. Главный редактор: Булчукей С. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sakhalife.
Тем самым он выразил свое несогласие с тем, что условно осужденные по тяжким и особо тяжким преступлениям не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов. В пресс-службе на соответствующий вопрос "РИА Новости" ответили, что позиция КС по этому вопросу окончательная и была сформирована еще в 2013 году. Эти решения являются окончательными и пересмотру не подлежат. Однако демократичность системы конституционного судопроизводства такова, что судья, не согласный со своими коллегами, вправе письменно изложить свою точку зрения. Это мнение публикуется вместе с текстом самого решения КС.
При этом в России, как и в ряде других стран, отдельные категории граждан поражены уже и в активном избирательном праве. И вот эту тему, ничуть не менее важную, стараются вообще не трогать. То же самое происходит, например, и в США: в ряде штатов осужденные за тяжкие преступления также лишаются активного избирательного права — причем не только на время заключения, но и на различные сроки вплоть до пожизненного после освобождения. Однако как раз сейчас в США идет ожесточенное обсуждение плана Джо Байдена, который намеревается в течение полугода дать старт масштабной реорганизации избирательной системы страны.
В числе прочих изменений президент США предложил предоставить право принимать участие в выборах гражданам, ранее осужденным за тяжкие преступления. Республиканцы ожидаемо негодуют. Байден, конечно, руководствуется гуманистическими соображениями, но, вероятно, имеет место и сугубо прагматичный момент — голосуют-то бывшие заключенные чаще за демократов. В США участие в выборах осужденных дискутируется регулярно и широко, особенно в рамках предвыборных кампаний.
Заключенным могут дать право голоса на выборах, но придется менять Конституцию
осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Организация голосования в этих случаях осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 67-ФЗ. Позволить осужденным голосовать – значит в корне поменять всю политическую картину». Конституция Российской Федерации предоставляет содержащимся под стражей лицам, в отличие от осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
Осужденные приняли участие в голосовании
Согласно трактовке европейского суда, конвенция гарантирует право выбора в том числе и для осужденных. В то же время часть 3 статьи 32 Конституции РФ ограничивает права голоса лиц, находящихся в местах лишения свободы. Этот запрет является абсолютным и недифференцированным. Но, по мнению ЕСПЧ, Конституционный суд мог дать расширительную трактовку данной норме, что дало бы право голоса отдельным заключенным.
Человеческими такие условия назвать вряд ли можно, — рассказал юрист. Для этого нужно набрать большое количество поощрений, которыми и перекроются взыскания — нарушения правил пребывания в колонии. Только тогда теоретически он сможет подать ходатайство на изменение типа на облегченные условия.
Там заключенные содержатся уже не в камерах, а в бараках, количество свиданий и посылок увеличивается. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу , отбывающие наказание в строгих условиях находятся в камерах. Им разрешено следующее: ежемесячно тратить на продукты питания и предметы первой необходимости 6600 рублей из средств, заработанных в период отбывания наказания, а также получаемых пенсий и социальных пособий ; иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года; получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года; выходить на ежедневную прогулку на полтора часа. При хорошем поведении это время могут увеличить до трех часов.
Столь суровая мера не может быть оправдана одним лишь наличием у гражданина судимости. Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок. В иных случаях оно не соответствует Конституции. Оспариваемые нормы также не делают различий между реальным и условным наказанием, не учитывают срок лишения свободы, назначенный судом, характер и степень общественной опасности преступления. Тем самым, они не обеспечивают должной индивидуализации и дифференциации ограничений, что также не соответствует Конституции.
Конституционный Суд указал федеральному законодателю на то, что сроки ограничения пассивного избирательного права осужденного должны соотноситься со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса. В исключительных случаях за отдельные преступления вследствие повышенной степени их общественной опасности могут быть установлены более продолжительные сроки ограничения в разумных пределах. Федеральный законодатель обязан также установить процессуальные гарантии, обеспечивающие восстановление пассивного избирательного права ранее судимых граждан при либерализации уголовного законодательства.
При этом активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Анализ вышеизложенных норм свидетельствует о том, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащие в следственных изоляторах, не ограничены в реализации своего активного избирательного права.
Более 3 тысяч заключенных московских СИЗО могут принять участие в выборах
Два года назад Европейский суд по правам человека вынес решение, что в России запрет на участие в выборах для граждан, содержащихся в местах лишения свободы, нарушает ст. И в этом случае, получается, кто-то голосует, а кто-то нет». В комментариях « Известиям » Гриб рассказал, что закрепление за заключенными права голосовать возможно либо в случае изменения Конституции, либо в случае переименования «мест лишения свободы» в, например, «места принудительного содержания» в ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и других актах. По его словам, эти изменения коснутся сотен тысяч граждан, находящихся в заключении. При этом адвокат подчеркивает, что голосование будет запрещено для сидельцев, совершивших особо тяжкие преступления убийство, похищение, торговля людьми и так далее. Бывающие в местах заключения общественники подчеркивают, что «наиболее продвинутая часть заключенных испытывает дискомфорт» из-за невозможности принять участие в выборах. Интересы заключенных тоже кто-то должен представлять — четкую проработку процессуального законодательства, защиту их родственников», — считает председатель комиссии СПЧ по содействию общественным наблюдательным комиссиям и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин.
Также следует обратить особое внимание на то, чтобы помещения для голосования были оснащены согласно утвержденным требованиям законодательства. Ну и, конечно же, для того, чтобы голосование проходило более открыто и прозрачно необходимо присутствие общественных наблюдателей», — заявил Николай Дейнеко. Также с представителями ГУФСИН обсудили совместные усилия в распространении информационных плакатов, буклетов и брошюр со сведениями о ходе выборов, кандидатах.
И привлекли на свою сторону, а сейчас по данным социологии это действительно так, сексуальные меньшинства, на которые они стали распространять законы. Началось с того, что не нужно было в армии подавать сведения, к какой категории ты принадлежишь, дальше легализация однополых браков и так далее, а все делается интересах определенной политической группы, достаточно узкой политической группы, так называемой партии. Так что давайте с этой точки зрения посмотрим, кому выгодна, именно не обществу, а политической группе, а может быть даже группировке, легализация голосов заключенных. Ведь по большому счету люди, нарушившие какое-то соглашение с обществом, фактически должны быть за это и наказаны. Да, с одной стороны есть плюсы введения, но я предполагаю, что гораздо больше мы получим минусов, именно для общества, для нашего государства, разрешив заключенным принимать участие в голосовании. Тем более, что надо оценивать и состояние этих заключенных, которые содержатся под стражей.
Я присутствовал на избирательном участке в следственном изоляторе. Вы знаете, у нас до решения суда они имеют права голосовать кто находится в следственном изоляторе. Сомневаюсь, что это руководство колонии такую дало установку, голосование было свободное, но они полностью не разделяли идеи общества. Но правильно ли будет взвешена позиция? У них позиция будет заинтересована, поскольку они обижены на текущее положение своего состояния и они неадекватно воспринимают ситуацию. То есть я бы сказал так: выбор их будет не осознанным с точки зрения развития нашего общества, развития государства, а именно будет сделан в пользу, может быть, даже так сказал бы — во вред государству.
Поэтому здесь надо взвешивать все за и против. Может быть допустимо, хотя это сложная процедура изменения второй главы Конституции, тем не менее, ограничение по срокам. Кстати, по этому пути идет и ряд зарубежных государств, что у них обязательное дополнительное наказание в рамках уголовного процесса — лишение избирательных прав, но ограничение по возрасту, если срок превышает, например, один год, либо, как проект Великобритании, 4 года, тогда они поражаются в избирательных правах, а если меньше, то не поражаются. Можно идти и по этому пути.
Основанием для выдачи такой справки администрацией места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: данные личного дела гражданина Российской Федерации, находящегося в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, документальные сведения о личности гражданина Российской Федерации, находящегося в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, представленные администрацией места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в котором этот гражданин содержался ранее, документальные сведения о личности гражданина Российской Федерации, находящегося в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, представленные уполномоченным органом, выдавшим ему паспорт гражданина Российской Федерации или заменяющий его документ. Правила предоставления указанной справки предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02. В соответствии с ч. Таким образом, осужденные к реальному лишению свободы в силу прямого запрета, установленного Конституции Российской Федерации, ограничены в активном избирательном праве.
Находящиеся в СИЗО граждане смогут голосовать на выборах вне зависимости от региона
Порядок разработан с целью обеспечения избирательных прав граждан, которые находятся в местах содержания под стражей, расположенных в пределах и за пределами избирательного округа, на территории которого гражданин обладает избирательным правом. Для проведения голосования в местах содержания под стражей избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено место содержания под стражей далее - ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей , образует избирательный участок далее - специальный избирательный участок на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Для обеспечения проведения голосования в соответствии с пунктом 1. Работники мест содержания под стражей включаются в резерв составов участковых комиссий заблаговременно. Председатель специальной УИК назначается из числа ее членов и освобождается от должности решением сформировавшей ее ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей. Специальная УИК может обеспечивать организацию голосования избирателей в одном или нескольких местах содержания под стражей в пределах территории субъекта Российской Федерации. ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей своим решением определяет территориальную избирательную комиссию, на которую возлагает полномочия вышестоящей избирательной комиссии по отношению к специальной УИК далее - вышестоящая ТИК. Срок полномочий специальной УИК устанавливается сформировавшей ее ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня самого позднего официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось голосование на данном специальном избирательном участке, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы заявления на действия бездействие данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и или порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на специальном избирательном участке полномочия специальной УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения специальной УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.
Голосование в местах содержания под стражей проводится в один день, определенный специальной УИК по согласованию с начальником места содержания под стражей. ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей: взаимодействует с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по месту жительства избирателей, находящихся под стражей, организующими соответствующие выборы далее - ИКСРФ по месту жительства ; информирует соответствующую ИКСРФ по месту жительства об избирателях, участвующих в выборах на специальных избирательных участках; осуществляет передачу макета избирательного бюллетеня либо избирательных бюллетеней, изготовленных типографским способом, и специальных знаков марок и формы протокола специальной УИК об итогах голосования в специальную УИК ; осуществляет контроль за проведением голосования на специальном избирательном участке; организует взаимодействие специальной УИК с вышестоящей ТИК; осуществляет передачу данных в ИКСРФ по месту жительства, а также копий и впоследствии оригиналов протоколов специальной УИК об итогах голосования. ИКСРФ по месту жительства: взаимодействует с ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей в случае нахождения избирателя за пределами избирательного округа; осуществляет своевременное размещение макета избирательного бюллетеня и формы протокола специальной УИК об итогах голосования на сайте службы технической поддержки Интернет-портала ГАС "Выборы"; в случае использования избирательных бюллетеней, изготовленных типографским способом, обеспечивает их своевременную доставку в ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей. Специальная УИК обеспечивает организацию и проведение голосования по всем выборам высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в которых избиратели, находящиеся в месте содержания под стражей как в пределах, так и за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, могут принять участие. Порядок составления списков избирателей, находящихся в местах содержания под стражей 2. Начальник места содержания под стражей не позднее чем за 10 дней до дня голосования досрочного голосования представляет в специальную УИК сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в месте содержания под стражей, по форме, приведенной в приложении N 1 к Порядку. С использованием программного изделия, установленного на автоматизированное рабочее место компьютер специальной УИК , определяются наименования выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в которых избиратели могут принять участие. На основании представленных сведений об избирателях специальная УИК подготавливает бланки заявлений для избирателей, содержащихся в местах содержания под стражей, которые могут принять участие в выборах, назначенных на 10 сентября 2023 года, по форме, приведенной в приложении N 2 к Порядку.
Заявления подаются избирателями, изъявившими желание принять участие в выборах, при содействии начальника места содержания под стражей в специальную УИК не позднее чем за семь дней до дня голосования досрочного голосования и передаются в вышестоящую ТИК. Одновременно формируются данные для Реестра избирателей, подлежащих исключению из списков избирателей на избирательном участке по месту жительства далее - Реестр. Вышестоящая ТИК на основании полученных с КСА ЦИК России данных об избирателях, включаемых в списки избирателей на специальном избирательном участке с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства и выборов, на которых избиратель обладает активным избирательным правом, не позднее дня, предшествующего дню голосования досрочного голосования , формирует и распечатывает списки избирателей, брошюрует, заверяет подписями председателя и секретаря ТИК и печатью ТИК и передает в специальную УИК. Форма списка избирателей приведена в приложении N 3 к Порядку. Данные об избирателях, включаемых в список избирателей на специальном избирательном участке, вышестоящая ТИК передает в ИКСРФ по месту расположения места содержания под стражей для информирования и организации взаимодействия с ИКСРФ по месту жительства. На основании Реестра избиратели, находящиеся в местах содержания под стражей и включенные в списки избирателей на специальном избирательном участке, исключаются из списков избирателей по месту своего жительства до дня голосования в порядке, установленном решением ИКСРФ по месту жительства, определяющим порядок составления, уточнения и использования списков избирателей. На КСА территориальной избирательной комиссии по месту жительства избирателей далее - ТИК по месту жительства не позднее чем в 10.
Он отметил, что "условное осуждение, возможно, следовало бы учесть в оценке тяжести конкретных преступлений, поскольку от нее зависит ограничение избирательных прав". Опасность деяния определяет не только закон, но и суд, который оценивает его реальную тяжесть в акте осуждения и в назначенном наказании", — пояснил свою позицию судья. Тем самым он выразил свое несогласие с тем, что условно осужденные по тяжким и особо тяжким преступлениям не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов. В пресс-службе на соответствующий вопрос "РИА Новости" ответили, что позиция КС по этому вопросу окончательная и была сформирована еще в 2013 году. Эти решения являются окончательными и пересмотру не подлежат.
Он отметил, что решения ЕСПЧ о недопустимости лишения заключенных права голосовать выносились также в отношении Великобритании и Италии. Как стало известно в пятницу, ЕСПЧ вновь признал нарушением Европейской конвенции запрет осужденным к лишению свободы голосовать на выборах. В Минюсте напомнили, что не имеют права избирать и быть избранными, согласно статьи 32 Конституции РФ, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В апреле 2016 года Конституционный суд РФ, рассмотрев возможность исполнения решения ЕСПЧ по первой жалобе на запрет голосования осужденных в РФ «Анчугов и Гладков против России» указал, что исполнение постановления ЕСПЧ «возможно и реализуемо в части, касающейся дифференцированного, соразмерного и индивидуализированного ограничения избирательных прав, что обязывает законодательную власть и судебную практику не допускать назначения наказания в виде лишения свободы тем самым ограничивать избирательные права , не отвечающего требованиям пропорциональности и справедливости». КС также отметил, что «законодатель не лишен возможности, последовательно реализуя принцип гуманизма в уголовном праве, оптимизировать систему уголовных санкций». В Минюсте напомнили, что с прошлого года в России был декриминализирован целый ряд деяний в УК. Кроме того, с 1 января этого года в России начал применяться новый вид наказаний — принудительные работы [он предусмотрен по нескольким десяткам статей УК — прим.
Для тех, кто находится в СИЗО, выделили помещения, куда установили кабины для тайного голосования. Также в изоляторы могут прибыть члены участковой избирательной комиссии с переносными урнами.
Последние новости
- Как голосуют заключённые в СИЗО
- Выберите суд:
- Голос из СИЗО - Часть 1
- Постановление ЦИК России от 17.07.2023 N 123/991-8
- Конституционный суд: условно осужденные не будут допущены до выборов
- Более 3 тысяч заключенных московских СИЗО могут принять участие в выборах
Ограничения голосования для осужденных
- Заключенные из разных регионов проголосовали в Московской области | 360°
- Конституционный суд: условно осужденные не будут допущены до выборов
- Заключенным могут дать право голоса на выборах, но придется менять Конституцию
- Мнение общества о голосовании в местах лишения свободы