120 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов, ФедералПресс вспоминает, чем прославился герой, а также как сейчас живут его потомки. Погиб великий летчик нашего времени, имя которого являлось синонимом героизма и мужества, Валерий Чкалов был храбрейшим из храбрых.
Валерий Чкалов: биография
2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (сегодня — город Чкаловск Нижегородской области) родился легендарный советский лётчик Валерий Чкалов. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Валерий Чкалов первый советский лётчик в небе над Америкой истории России. Валерий Чкалов, сын простого судового котельника и домохозяйки, сумел не только воплотить свою мечту стать пилотом, но и запомниться подвигом, на который рискнут пойти лишь поистине бесстрашные люди.
Валерия Чкалова: Мой отец был героем, а не пьяницей и хулиганом
Валерий Чкалов – легендарный летчик, Герой Советского Союза, впервые совершивший в 1937 году беспосадочный перелет в США, за что был удостоен почетной награды – ордена Красного Знамени. Лётчики Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков сидят около самолёта после приземления на острове Удд (впоследствии остров Чкалова) в Охотском море из-за штормовой погоды во время беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток. Валерий Чкалов, сын простого судового котельника и домохозяйки, сумел не только воплотить свою мечту стать пилотом, но и запомниться подвигом, на который рискнут пойти лишь поистине бесстрашные люди. С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени. 5 мая 1935 года летчик-испытатель Валерий Чкалов за испытание лучших самолетов-истребителей был награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
Валерий Чкалов - биография, фото, личная жизнь летчика героя
Социалистический строй постоянно нуждался в новых иллюстрациях своего превосходства. Эпоха была восприимчива к героике подвига и взятию ещё не покорённых человечеством вершин. И рекордные авиационные перелёты по небывалым маршрутам казались крайне удачным инструментом для создания образа страны героев. По большому счёту, СССР решил превратить постановку подобных рекордов в индустрию, на которую работали лучшие конструкторские и промышленные силы государства. В 1933 году в СССР под руководством Туполева был построен специальный самолёт АНТ-25, единственной задачей которого было установление рекордов дальности полёта. Громадный самолёт, размах крыльев которого в два с половиной раза превышал размер фюзеляжа, со специально разработанным двигателем в 900 лошадиных сил и объёмными баками с горючим, размещёнными в крыльях, был по-своему конструктивным шедевром. Сложная и дорогостоящая машина была создана исключительно для преодоления больших расстояний специально отобранным экипажем и ни для каких других практических целей не подходила. АНТ-25 Фото: topwar.
А участвовавшие в многомесячной эпопее спасения участников экспедиции затонувшего парохода «Челюскин» лётчики первыми получили новое звание — Героя Советского Союза: именно они создавали новый канон официальных героев советского государства, почести которым воздавали через специально учреждённое звание. Но заранее широко разрекламированный перелёт был прерван по решению Леваневского ещё на раннем этапе, когда в кабине была обнаружена протечка масла. Позже выяснилось, что машина была технически исправна, а масла просто залили в бак сверх необходимой меры. Тем не менее делать вторую попытку не стали: публичная акция уже закончилась фиаско. Георгий Байдуков был вторым пилотом в экипаже Леваневского и мечтал о втором шансе совершить перелёт через полюс. Однако Леваневский резко разочаровался в АНТ-25. Сам Байдуков не имел на тот момент сопоставимого с Леваневским авторитета, поэтому вместе со штурманом Беляковым начал подбирать кого-то, кто мог быть утверждён командиром и лицом экипажа.
Так появилась кандидатура Чкалова, не имевшего опыта полярных полётов, но зато считавшегося лучшим лётчиком-испытателем, с особой репутацией среди авиаконструкторов и руководителей промышленных наркоматов, которую могли учитывать в верхах. Решимость лётчиков и пробивная сила Чкалова постепенно склонили власти к тому, чтобы вновь попытаться использовать потенциал самолёта Туполева. Извлекая уроки из прецедента с полётом Леваневского, советское руководство решило не торопиться объявлять планы рекордных полётов и тем более не торопиться с пересечением границ. Информирование советских граждан и мировой общественности о полёте, а также церемония дальнейшего чествования лётчиков превратятся в ритуал, который будет оттачиваться с новыми рекордами. О полёте, стартовавшем утром 20 июня, в газетах сообщили только на следующий день, когда стало понятно, что он проходит успешно. Информация сопровождалась текстами заявлений членов экипажа, в которых они сообщали, что рвутся оправдать доверие страны и партии стоит заметить, что Леваневский, отлетая в Америку, давал лишь краткое интервью — о технических особенностях подготовки и предстоящего полёта; видимо, между 1935 и 1936 годом идеологические требования к освещению таких событий ужесточились. Затем, уже после успешного окончания полёта на острове Удд в Охотском море ныне остров Чкалова на самолёт была нанесена надпись «Сталинский маршрут».
Маршрут беспосадочного перелёта до острова Удд Когда же самолёт после промежуточных посадок вернулся в Москву, ему была устроена торжественная встреча: на лётное поле прибыл лично Сталин и видные советские руководители — Климент Ворошилов, Серго Орджоникидзе, Лазарь Каганович и другие. Впрочем, главное, о чём сообщалось на митинге, — маршрут полёта наметил лично товарищ Сталин и лично вождь вручил путёвки будущим героям. Слава клалась к ногам советского императора, и он лишь возвращал долю почестей тем, кого посылал на подвиг. Главным действующим лицом в ней был маршал Михаил Тухачевский, военачальник красных времён Гражданской войны, обвинённый в симпатиях к троцкистам. В конце мая в самом разгаре находилась подготовка к началу параллельного арктического подвига — экспедиции Папанина: дрейфа первой ледовой полярной станции «Северный полюс-1», о чём широко писали в советских газетах. Примерно в это же время, а именно 24 мая, в Москву был доставлен арестованный маршал Михаил Тухачевский. Николай Ежов, который должен был вместе со Сталиным обсуждать отправку лётчиков в США в 16 часов 25 мая, на встречу заходил, очевидно, между допросами Тухачевского.
Первый допрос маршала был проведён 25 мая, признательные показания об участии в заговоре отправлены на имя Ежова 26-го. Судебный процесс состоялся 11 июня — за неделю до вылета. Подсудимые были расстреляны в ночь с 11 на 12 июня. Как и положено, такие события сопровождались многодневным проведением производственных собраний и вынесением резолюций с требованием беспощадно покарать врагов и поддержкой безжалостных приговоров. Одна из таких резолюций была отправлена с полярной базы на острове Рудольфа, где находился Отто Шмидт, руководивший организацией экспедиции Папанина.
Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки, которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.
С января 1933 года Валерий Чкалов работал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода имени Менжинского. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твердость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. Был случай, когда с одного из летчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолета. Летчик оказался в затруднительном положении.
Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. Чкалов и до этой встречи мечтал о дальних перелётах,но тут было конкретное предложение и назван самолёт "АНТ- 25". Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Рано утром 18 июня самолёт взлетел, а 20 июня в 16 часов 20 минут полет был завершён.
Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т. После легендарного перелета Чкалова через Северный полюс в США он был награжден легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней.
Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов. В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники.
Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923-24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г.
Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В. Должны были поставить и жалюзи. Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи. Ответ был неопределенным: часа два-три, может, больше. Валерий Павлович понял, что в этом случае назначенный полет может не состояться: была зима, темнело рано. И он решил не подводить конструктора и рабочих и лететь без жалюзи. Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома. Выполнив круг, стал снижаться, сбавив газ. В это время заглох мотор. Аэродром был еще далеко. Чкалов увидел слева скопище высоких антенн радиостанции… Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя Самолет с выключенным мотором врезался центропланом — местом соединения крыла с фюзеляжем — в металлическую высоковольтную опору. От удара Чкалова выбросило из самолета вместе со штурвалом, за который он продолжал держаться, в полусогнутом положении.
Валерий Чкалов: биография
Советский летчик Валерий Павлович Чкалов, 1937 год. Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснозаменскую авиаэскдрилью. Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). 15 декабря 1927 года старший лётчик Валерий Чкалов прибыл в город Брянск в 15-ю авиационную эскадрилью.
«До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова
кочегар парохода - впервые увидел самолет и страстно захотел летать. После этих дальних перелетов Валерий Чкалов стал народным героем и любимцем Сталина. погиб легендарный летчик Валерий Чкалов. В 1929-1930 гг. Валерий Чкалов работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба, руководил школой планеристов. Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов.
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации.
Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина. Дослужился до звания генерал-полковника авиации, ушел в отставку в конце 1980-х. При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700. Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл.
Командир провинциальной военной базы, он в компании советских летчиков попал на прием к президенту Франклину Рузвельту. Возможно, именно это и предопределило взлет карьеры генерала: впоследствии Маршалл станет министром обороны США, госсекретарем и лауреатом Нобелевской премии мира, а также автором знаменитого плана, определившего устройство послевоенной Западной Европы.
Чтобы осуществить её, он переехал в Нижний Новгород и устроился на Канавинский авиационный парк осваивать профессию слесаря-сборщика крылатых машин. Но не специальность техника была целью Чкалова — его манило небо и желание самому управлять самолётами. В 1921 г. Валерию удалось стать курсантом Егорьевской военно-теоретической школы Военно-воздушных сил, а через год — Борисоглебской авиационной школы, где в ходе обучения он начал совершать самостоятельные полёты.
По окончанию Борисоглебского училища, Чкалов поступил в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую высшую школу, в которой прошёл обучение стрельбе и бомбометанию в условиях воздушного боя. За что смелого лётчика-истребителя отстраняли от полётов и даже дважды лишали свободы Валерий Чкалов с матерью. Первое отстранение Чкалова от полётов случилось в 1925 году, когда он, демонстрируя крутизну манёвров, вынудил к посадке истребитель своего командира Павлушева. Позже, узнав о запрете на совершение учебного вылета, лётчик, выпив спиртного, прилюдно оскорбил и ударил командира. Случай замалчивать не стали: Валерия, по решению трибунала, исключили из рядов ВВС и приговорили к году заключения. Впрочем, немного погодя, этот срок сократили до 6 месяцев — сделали скидку на молодость и пролетарское происхождение осуждённого, который уже через год вернулся в строй военных лётчиков.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Валерий Чкалов, сын простого судового котельника и домохозяйки, сумел не только воплотить свою мечту стать пилотом, но и запомниться подвигом, на который рискнут пойти лишь поистине бесстрашные люди. За свою короткую, но яркую жизнь, этот человек с дерзким и вольнолюбивым характером познал многое — нелёгкий физический труд, тюремные заключения, радость достижения цели, успех и мировую славу. На счету Чкалова, знакомого с самим Сталиным, более 800 испытательных полётов, два длительных беспосадочных перелёта в суровых климатических условиях и авторство нескольких фигур, которые считаются высшим пилотажем и в наши дни. Как сын котельщика из Нижегородской губернии стал звездой советской авиации Будущий легендарный лётчик-ас Чкалов с самого начала отличался, с одной стороны, смелостью, граничащей с безрассудностью, с другой — показной эпатажностью и низкой дисциплиной, граничащей с хулиганством. Василёво ныне г. Чкаловск Нижегородской губернии. Его отец, Павел Григорьевич, работал простым котельщиком на судоверфи, а мать Арина Ивановна занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
Другие экипажи не проявляют настойчивости к проведению в жизнь своих намерений. Леваневский по-прежнему плохого мнения как о самолете АНТ-25, так и о руководителях авиационной промышленности. Сам же, опираясь на готовенькую американскую технику, свысока относится к нашему самолетостроению и к возможностям наших машин и людей. Мы настояли на том, чтобы наш АНТ-25 отремонтировали и переделали то, что оказалось несовершенным в прошлом перелете на Дальний Восток. Теперь самолет готов. Следовательно, никаких затрат, пахнущих миллионами, не потребуется. На этот раз Сталин дал добро. Полет проходил в очень сложных условиях: обледенение машины над полюсом, сплошная облачность. Фото советских летчиков появились на первых полосах ведущих западных газет, их принял в Белом доме президент Рузвельт.
В честь Чкалова назвали улицу в Ванкувере. Валерий Павлович стал мировой знаменитостью. И любимцем Сталина. Вождь часто приглашал аса на кремлевские мероприятия, застолья. Ему было всего 34. Популярна версия, что любимца угробил... Руками Берии. Та отвергла притязания, зато ежедневно встречалась с Чкаловым. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: «Ну?
Он очень любил свою супругу Ольгу Эразмовну. Тот отказался. Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине. Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил. НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии. Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета.
Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно».
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) – советский летчик-испытатель, комбриг и Герой Советского Союза. В 1929-1930 гг. Валерий Чкалов работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба, руководил школой планеристов. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936).