Новости лествица великого поста

«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н.В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают.

Лествица Великого поста

Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская". В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, в воскресной школе при Спасском соборе верующие изучают сочинение Иоанна Лествичника «Лествица», состоящее из 30 глав. Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь?

Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия. Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают. В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. Он, как и все мы, был некогда обложен­ немощью плоти, но постом, бдением и молитвою сделался «и в телеси яко Ангел», и опыт своих великих подвигов изложил для наставления в сочинении «Лествица рая».

«Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.

Многие отцы и матери потом ругают детей, проклинают, хулят их: вы такие-сякие, непослушные, — не задумываясь, кто в этом виноват. Конечно, само дитя тоже имеет часть вины на себе, но во многом виновато и его окружение. Тот родитель, который к Господу Иисусу пришел, сказал, что сын его беснуется. Но беснование — это же следствие порабощения грехами. И в наших детях тоже бесы сидят: бес гордости, зависти, непослушания, непочтения, хулы, ругательства и всякие другие. Многих бесов мы передаем детям сами, по наследству и через воспитание, потому что они в нас кипят и, естественно, переходят на наших детей; мы заражаем их этими дурными, греховными болезнями. Что есть в нас, то есть и в детях наших.

Беснование бывает разной степени. Вот в этом отроке бес был настолько силен, что даже святые апостолы, которым Господь дал власть на духов нечистых, не могли его изгнать. И когда несчастный отец пришел к Господу, то Он сказал, обращаясь к бесам, обдержавшим этого мальчика: «О, род неверный! Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его». Бесенок почувствовал, что благодать Божия приближается, сейчас ему плохо будет, и отрока стало трясти. Часто можно наблюдать такую картину, когда ребенок бросается на спину, дрыгает ногами и орет.

Это то же самое беснование, и причина часто в порочном воспитании: несчастная душа ребенка не может противостоять злу, которое в нем кипит. Он падает на пол, закатывает истерики: я не буду, не хочу, хочу белого пуделя. Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Замечательные слова он произнес — сказал со слезами, что уверовал в Спасителя.

Слезы есть свидетельство того, что его молитва, это обращение к Богу, шла от самого сердца. И тут же он испугался своих слов, тут же его осенило: какая же это моя вера, какое же мое состояние души, если у меня таков отрок? Но сразу раскаялся в своем маловерии: «Господи! Покаяние и обращение к Богу. Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Не хватило у учеников Христовых этих христианских добродетелей для того, чтобы беса связать и изгнать. Чему это Евангелие нас учит? Что всякое беснование изгоняется молитвой и постом, то есть воздержанием.

Речь не о том, что мяса не есть, молока не пить — этим не изгонишь беса. Имеется в виду воздержание от всего греховного, труд души и молитва. Каждый из нас одержим бесами в большей или меньшей степени, а некоторые полностью связаны. Вот жалуется человек: у меня язык как овечий хвост, мелет и мелет, я не могу остановиться. То есть в нем сидит бес многоглаголания, не может человек молчать, а только и ищет повода, с кем бы поговорить. Другой не может с деньгами расстаться: жалко.

Это бес жадности. В третьем бес блуда. Ты понимаешь, что это смертный грех? А почему делаешь? Я не могу. То есть связан уже накрепко.

Так же бес пьянства, бес злобы, гнева, зависти, осуждения, хулы, бес ослепления, когда человек не видит в себе грехов. Грешен с ног до головы, но не видит ни одного греха, чуть не святой. И как их изгнать? Только молитва и воздержание от греха может помочь. Сам человек победить грех не в состоянии, один Господь избавляет от этого беса, когда человек всю волю свою, все силы употребляет на то, чтобы не грешить, и обращается к Богу от всего сердца со слезами: «Господи, избавь меня от этого». Если человек сам все силы тратит на то, чтобы избавиться от греха, и просит Бога, чтобы Господь его исцелил, тогда бес выходит.

Потом он еще долго будет смущать его душу, показываясь на горизонте, соблазняя его, но человек всегда устоит, если возненавидит грех. А у нас часто как бывает? Приходит человек на исповедь и говорит: редко хожу в церковь. Каким бесом он обладаем? Как же этого беса можно победить? Только одним способом: настало воскресенье — и все силы души направить на то, чтобы идти в храм.

А если возникнут какие-то обстоятельства, которые этому мешают, со слезами возопить к Богу: «Господи, помоги мне преодолеть». И все равно идти. Ну только если болезнь серьезная или трамвай тебя переехал, тогда уж никак не получится, а во всех остальных случаях почему не пойти? Если у тебя дел много, сходи на раннюю, и в девять часов уже свободен, пожалуйста, весь день у тебя: стирай, шей, салаты режь, что угодно можешь делать. Но нужно себя понудить обязательно, нужно нести подвиг, нужно обязательно противостоять греху — только тогда этот бес тебя покинет. А если подвига нет, то человек так бесноватым и умрет.

И когда его душа выйдет из тела и он будет проходить мытарства, бесы его схватят и увлекут в преисподнюю, хотя он, может быть, сорок лет в храм ходил каждый день. Ходить-то можно, но нужна борьба с грехом. А то меня толкнули — и я толкнул; мне сказали — и я сказал; захотел — пошел, не захотел — не пошел. Бес шепчет: посплетничай — и человек сплетничает; бес шепчет: осуди — и он осуждает; бес говорит: ругайся — и он ругается. Человек на поводу, бес его водит и смеется над ним, потому что он свой образ Божий втаптывает в грязь. А если есть воздержание, то, когда бес ему шепчет: осуди, — человек говорит: «Не судите, да не судимы будете.

Ближний мой сегодня так согрешил, а я завтра еще хуже согрешу. Прости меня, Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего». Бес говорит: посмотри туда — а человек, наоборот, отвращает взор: не моего ума дело, не хочу туда смотреть. Бес шепчет: поспи — а благочестие говорит: вставай. Бес внушает: ну, ты устал, хватит молиться — а человек решает: нет, я буду молиться, потому что молиться надо непрестанно. И так всегда надо понуждать себя.

Но если человек просто понуждает себя и не обращается к Богу, это тоже бесполезно. Никто ни один грех победить сам не может. Можно только, увидев его в себе, изо всех сил своей души возненавидеть и обратиться к Богу: «Господи, вот Ты видишь, я такой окаянный, жадный, злобный, греховный, ругательный, избавь меня от этого». Возопить к Богу от всей души: «Господи, помоги моему маловерию, избавь меня от этого». И Господь поможет избавиться. Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют.

Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой.

Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий Страстей Христовых. Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.

На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа.

На девятом — время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его. Суббота — последний день перед Пасхой.

В Евангельских евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб. Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и спросил попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил.

Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом также одним из учеников , смазал Его благовониями и обвил плащаницей льняное полотно по иудейскому обычаю. После этого тело Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень. В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес.

Так и случилось: приставили ко Гробу стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова. Также в Великую Пятницу Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного», - писал о смысле раскаяния преподобный Иоанн Синайский. О том, как победить отдельные пороки Раскаяние — это уже немало, но недостаточно. Принеся покаяние в совершённых грехах и молитвенно обратившись к Богу, мы только начали свой духовный путь.

Из нашей души ещё никуда не делись проросшие там сорняки страстей. Склонность ко злу по-прежнему живёт там. И без окончательной победы над пороками мы рано или поздно впадём во грех опять.

И нам опять придётся раскаиваться в нём… Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей. Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть.

Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием.

Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия.

Уму нашему постоянно требуется обучаться и направляться святыми книгами, потому что он не может оставаться праздным. Ибо если не совершает добра, то склоняется ко злу «Цветник» священноинока Дорофея. Пока мы живем в этом теле, никто из нас не может быть точно уверен, что действительно достиг каких-либо высот и праведности в жизни, потому что много было случаев, когда и самые строгие аскеты-подвижники внезапно подвергались сокрушительному падению. Кто-то находил в себе силы восставать и подниматься снова, но были и такие, которые разбивались насмерть, то есть повреждались умом и уклонялись в ереси или погрязали в скверных плотских пороках. Поэтому святые отцы всегда напоминают о внимании и частом книжном поучении, чтобы распознавать козни мысленного супостата и идти без преткновения к спасительному самосовершенствованию. Воистину, «Лествица» может быть самым опытным и мудрым проводником, направляющим и оберегающим нас на этом многотрудном и долговременном пути. Краткое содержание ее, раскрывающее суть и смысл духовного восхождения, описано также и в «Цветнике» священноинока Дорофея, который по праву можно называть «жемчужиной» святоотеческой литературы в древней Руси. Духовная лестница, возводящая на небо Действительность Видел духовную лестницу добродетелей, возводящую на небо, рассчитанную по годам вочеловечившегося Христа.

Начало этой духовной лестницы, возводящей на небо, основано на отказе от мира и от всего земного во всех помышлениях, делах и желаниях. А конец ее утвержден во Святая Святых. Ступени же этой духовной лестницы, возводящей на небо, сооружены по-разному, соответственно своему происхождению. И, постоянно ступая по этой духовной лестнице, пусть каждый из нас надежно следит за своей ногой, на какой из ступеней стоит, — и не поскальзывается, восходя по ней. И поднимается по этой лестнице и делом, и мыслью. А, достигнув вершины ее, станет на ней каждый, кто любит Бога. Толкование Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели. И мы, словно поднимающиеся по лестнице, ступенька за ступенькой восходим вверх. А если кто через две или через три начнет переступать, то поскользнется, упадет на землю и разобьется.

То же относится и к заповедям и к добродетелям. Тому, кто начнет первые заповеди и добродетели обходить, последние не покорятся, но станут сопротивляться. Поэтому следует одну за другой усваивать, словно восходя по ступеням лестницы. Действительность Еще назову эту лестницу путем спасительным, истинным и надежным, по которому многие идут. А следуют этим путем все, потому что приглашены в большой город. Но немногие достигают его, только избранные. Остальные же задерживаются, кто где. Те — едва начав этот путь, эти — дойдя до полпути и сбившись на другие тропинки. Одних, уже дошедших до великого города этим путем, застигает ночь у ворот, и они не успевают войти внутрь. Другие же, усердно идущие этим путем, распалив ноги сердца своего, тотчас, словно стремительный олень, и великого города засветло достигают, и внутрь радостно входят.

А некоторые совсем, ни много ни мало, не хотят идти этой лестницей и трудным этим путем. Толкование А сколько же званных и сколько избранных, идущих этим спасительным путем? Действительно, призывает Господь Бог во Святом Евангелии и в других святых книгах к спасению весь мир. Но мало находится избранных, услышавших призыв Его. Поэтому и называет их Сам Господь малым стадом. Словно утешая избранную паству Свою и рукою Своею, и словом Своим, избавляя от всякой нужды и оберегая. И говорит: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» Лк. Начало спасительного пути — твердая решимость и мужество жить по вере и заповедям Божиим в неослабном терпении всех находящих здесь скорбей. Так, чтобы решиться безбоязненно следовать за Христом и не оборачиваться вспять, к прежним своим страстям и греховным навыкам и не уподобляться жене Лотовой, которая спаслась из горящего города, но погибла при этом на самой дороге, сделавшись соляным столпом.

Ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк. Каждый прожитый день, в который преодолели мы в чем-то свою волю и сластолюбие ради того, чтобы сохранить и исполнить святую заповедь, — словно новая ступенька для подъема вверх. Как небо далеко отстоит от земли, так и душа человеческая в начале своего подвига далека еще от совершенства. Но постепенно трудолюбивый подвижник со многим тщанием и усердием, при постоянном самоотречении поднимается к нетленному миру, преодолевая такие скорби и препятствия, о которых может знать только тот, кто сам прошел этот путь. В «Лествице» преподобного Иоанна Синайского есть удивительный рассказ о подвиге одного отшельника, аввы Исидора, на примере которого точно можно видеть, как постепенно преобразуется внутренний мир человека, желающего отстать от греховного навыка и жить по Господнему Евангельскому слову. Об Исидоре Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд. Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору: Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучился послушанию. Исидор отвечал ему: Как железо кузнецу, передаю себя тебе, святейший отче, в повиновение. Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит: Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: «помолись обо мне, отче, ибо я одержим злым духом».

Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось… Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание?

"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан. Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»? Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов.

Четвёртое воскресенье Великого поста

Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 г. В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года послушания был пострижен в иноки. После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню Фола близ Синая , где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.

После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

На протяжении девятнадцати лет находился в послушании у старца, затем в течение сорока лет пребывал в безмолвии. Пройдя многие этапы монашеского искуса и преуспев в добродетелях, он был возведен в сан игумена и долгие годы начальствовал над монастырской братией. В качестве начальника преподобный Иоанн проявил себя как опытнейший духовный руководитель, что стало известно за пределами Синайского монастыря, и по просьбе монахов соседней обители игумен Иоанн приступил к написанию душеспасительных наставлений, которые назвал «Лествицей». Это универсальная книга, которую использовали не только в монастырях, но и люди, живущие в миру.

Другое название этого труда — «Духовные скрижали», по аналогии со скрижалями ветхозаветных заповедей, данных Моисею на горе Синай; там же, где впоследствии располагался Синайский монастырь, и была написана «Лествица». Преподобный Иоанн много путешествовал по монастырям, общался с монахами, систематизировал полученные знания. Именно этот опыт настоящей подвижнической жизни и сумел обобщить преподобный и систематически изложить в своей книге. В «Лествице» дается большое количество примеров из жизни монахов, на которых разъясняются особенности борьбы с той или иной страстью. В период Святой Четыредесятницы весь строй церковной жизни вводит верующего в спасительную атмосферу покаяния, работы над собой.

Это и ограничение сна и пищи, и устранение от всевозможных увеселений; а если говорить о богослужебной стороне Великого поста, то это и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, и пассия, или служба Страстям Христовым, и коленопреклоненные молитвы, и многое-многое другое. Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна. Ступени — Какая первая из ступеней восхождения человека к Богу?

Надо понимать, что Господь и нас подчас испытывает. Испытывает, насколько наши сердца прилеплены к Нему. Поэтому все какие-то скорби, болезни надо претерпевать и помнить, что Господь с нами. Он лишь наблюдет, где-то рядом находясь, как мы эти скорби преодолеваем, и есть ли у нас вот эта вера, о которой Он говорит: все возможно верующему. Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, можете горы переставлять, сказано в другом месте. Поэтому важно веру укреплять, укреплять, понуждая себя, делая дела веры.

Поэтому надо творить дела веры. Откуда мы можем узнать эти дела? Опять же из Святого Евангелия и Апостолов, то есть мы можем учиться у Христа непосредственно, имея благовествование от Него. Поэтому книга эта должна быть всегда перед нами. Далее, когда Господь исцелил этого бесноватого болящего юношу, ученики, те, которые не смогли его исцелить, подходят к Нему уже втайне где-то, отдельно уже и спрашивают: почему мы не смогли исцелить его? Господь отвечает: сей род исцеляется лишь молитвой и постом. Это нам тоже большое назидание. Это две великие добродетели, через которые мы, как на крыльях, поднимаемся к Царству Небесному. Они друг друга дополняют.

И как говорил святитель Василий Вели кий, Литургию которого мы сегодня служили, «пост это есть два крыла молитвы, которые поднимают молитву до небес». Но молиться надо правильно так, как научает нас святая Церковь, святые отцы. Прежде всего, она научает нас благодарить Господа нашего Иисуса Христа в молитве.

Например, 22-я степень «Лествицы» раскрывает подвиг истребления тщеславия, которое выказывается при каждой добродетели: и при посте, и при нестяжании, и при молчании, и при сокрытии всех подвигов. Преподобный Иоанн назидает: «Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе?

Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, посылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».

Несмотря на то, что «Лествица» была написана для монашествующих, любой христианин, живущий в миру, может найти в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу. Митрополит Сурожский Антоний в одной из своих проповедей в 4-ю Неделю Великого поста в качестве ответа на вопрос о том, как мы можем отозваться на зов любящего нас Господа, привёл слова преподобного Иоанна Лествичника о молитве: «Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов.

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника

В течение первой седмицы читается отрывок из Священного Евангелия о мытаре и фарисее Лк. Обещание, что все обращающиеся к Богу будут приняты и вознаграждены Им, дается на второй неделе, когда читается притча о блудном сыне Лк. Судьба пренебрегающих Господом и честь, предназначенная верным Ему, составляет содержание евангельского чтения в последнюю судную неделю: Сам Господь говорит о том, как Он будет судить все народы Мф. Единственный способ избежать суда, быть одесную Господа — это исполнение Его заповеди: «Не судите, да не судимы будете» Луки 6:37. Ей посвящена последняя неделя — Прощеное воскресенье. По традиции, в этот день, который сейчас приходится на 6 марта, все просят друг у друга прощения и с чистой совестью входят в дни Великого поста.

Притча о мытаре и фарисее Видео:Четвертое воскресенье Великого поста. Лествица Скачать История установления Великого поста Правила, традиции и сроки Великого поста формировались на протяжении нескольких столетий. Этот пасхальный пост считается предшественником великого поста. Он может длиться от 40 часов до семи дней. Во время 40-часового поста первые христиане полностью воздерживались от пищи.

Возможно, первоначально он не был связан с Пасхой, а сохранялся после Богоявления как воспоминание о сорокадневном посту Спасителя в пустыне, и лишь впоследствии стал предпасхальным постом. Еще одним предшественником великого поста является пост перед крещением. После II века традиция креститься в пасхальную ночь получает широкое распространение. Пост был обязательной частью подготовки к таинству. Вероятно, со временем Великий пост перед Крещением и Великий пост перед Пасхой слились в один.

Святитель Афанасий Великий ок. В него святитель включал и Страстную неделю, поэтому Великий пост, по его мнению, начинался за 6 недель до Пасхи. Он также исключил из общего числа дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста составило сорок. Широкое внедрение поста в христианской церкви произошло в конце 4 — начале 5 века. Тем не менее, количество дней поста не было одинаковым для жителей разных регионов, и традиция поста тоже была разной.

А если мирянин, да будет отлучен». Отличный пост Видео:«Притчи-5»: «Великий пост. Ошибки неофита» Скачать Постное время светло начнем! В первых псалмах Великого поста всех призывают очищать не только плоть, вкушать пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаться от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать. Почаще ходите в эти дни в церковь и укрепляйтесь в молитве.

Да, Господи царь, дай мне увидеть грехи мои и не осудить брата моего». Великий пост есть время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, обретения легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати.

Лествичник пишет: «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Однако он предупреждает: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных». И еще серьезней: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким». Обратим внимание на слово «представления» — образы, иллюзии. В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней — а без этого даже речь о любви Божьей будет иллюзией, прелестью.

Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь. Перед неделей Лествичника была Крестопоклонная , срединная неделя Великого Поста, напоминающая о главном в христианстве — Кресте. Мы поражены страстями, умираем. Но милосердный Господь спасет нас. Покаяние рождается от желания спастись, в надежде на спасение, а не в странном мазохистком наслаждении самоунижением. Покаяние, надежда и спасение идут в одной связке. Это очень важно.

Смысл аскезы не в том, чтобы уйти от скверны мира мир вообще не скверен, а благ, ведь создан он благим Богом , а в том, чтобы обрести еще лучшее. То, чем занимался Иоанн — «слаще меда», потому что радости подвижничества делают мирские наслаждения горькими. Если это не так — то все напрасно, и погнавшись за одним, мы потеряем и то, что у нас было.

Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста.

Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием.

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника

История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы". О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий