Это делает труд Диогена Лаэртского одним из важнейших источников по истории античной философии. Затем он составил список основополагающих классических произведений: Библия, «Сказки 1001 ночи», Платон и Аристотель, «Одиссея», Диоген Лаэртский, Софокл: «Эдип».
Цитаты Диоген Лаэртский
Историк философии Диоген Лаэртский писал, что древнегреческий философ школы киников, Диоген выдал такой жест оратору Демосфену в 4 веке до н. Когда люди в таверне выразили желание увидеть великого оратора Демосфена, Диоген якобы показал им средний палец и воскликнул: «Вот это для вас демагог афинян». Несмотря на то, что этот жест использовался в Древней Греции, современные греки «импортировали» оскорбительный жест пальцев из западных культур. Всего несколько дней назад Викки Стамати, осужденная супруга экс-министра обороны Цохатцопулоса - которому вменен длительный тюремный срок за существенные откаты со сделок по вооружению - послала такой жест репортерам.
На самом деле книг афоризмов философов древности очень много, но у Диогена Лаэртского она получилась совершенно уникальной. Дело в том, что кроме описания жизни и учений самих философов, он сдабривает все прибаутками о них, собственными эпиграммами и ученые получаются у него какими-то очень близкими. Вообще такое ощущение, что он с ними со всеми выпил не мало вина, а между делом, как-то написал этот труд. Кстати, кто такой Диоген Лаэртский и когда точно жил доподлинно неизвестно, историки относят его книгу к 2-3 веку нашей эры и считают серьезным научным произведением. Для меня Диоген Лаэртский одна из настольных книг. Сразу читать ее сложно, Анаксимен на Анаксагора заходит, но зато на все случаи жизни можно найти советы.
Он признается, что за десятилетия прочел лишь несколько произведений из списка. Но он хорошо помнит совет писателя оставлять книгу рядом с унитазом для ежедневного чтения. До этого вышел тизер «Ста лет одиночества» по роману Маркеса. Ранее в России выпустили последний роман Габриэля Гарсия Маркеса. Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету.
Если активные участники жизни сайта не будут сильно возражать, то я собираюсь использовать комменты к записи книги Диогена Лаэртского как подходящее место для описания эпизодов из жизней философов всех времен, а также для приведения различных философских изречений, более-менее не избитых. Изречение же номер один будет как раз-таки довольно избитым: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного.
Диоген Лаэртский о началах
А это информационный вброс РИА Новости от 13 ноября 2011 г. На центральных каналах телевидения Глинку начали активно раскручивать уже в 2009 году. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов от автора Диоген Лаэртский (ISBN: 978-5-38-917607-2). Научно-популярное Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Below are the 20 most recent journal entries recorded in Диоген Лаэртский 's LiveJournal. Диоген Лаэртский, несмотря на отсутствие подробной информации о его личной жизни, прославился благодаря своему важному вкладу в историю философии.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
В Пирее расширили корабельные доки, верфи и арсенал... Одним словом, афинский полис как бы показывал всем, что он возрождается, не намерен довольствоваться той незавидной ролью, которая отведена ему в новой системе межгосударственных отношений, и когда-нибудь бросит вызов этой системе, вызов Македонии. На фоне Ликурга несколько отодвинулся на второй план Демосфен. Впрочем, нельзя сказать, что он совсем утратил популярность и уважение сограждан.
В нем по-прежнему чтили непреклонного борца за свободу Афин. По решению Совета Пятисот и народного собрания он был удостоен золотого венка — высшей награды за заслуги перед отечеством. Однако спустя еще несколько лет Демосфен оказался замешан в очень неприятную историю.
В 324 г. Оказалось, что он, похитив из казны огромную сумму около пяти тысяч талантов , бежал от своего царя. Теперь македонянин прибыл в Аттику с несколькими кораблями, наполненными деньгами и драгоценностями, и, раздавая направо и налево взятки, пытался побудить афинский демос поднять восстание против Александра.
Ведь только развязав войну в Элладе, он мог надеяться, что не будет схвачен македонскими властями и подвергнут заслуженной каре. В числе прочих политиков богатые «подарки» получил от Гарпала и Демосфен. Восстание афиняне, конечно же, не подняли: это было бы безумием.
Но в то же время и не выдали Гарпала Антипатру, наместнику Македонии, хотя он того и требовал. Проворовавшемуся казначею позволили безнаказанно скрыться. Впрочем, вскоре он все равно погиб, а его сокровища остались храниться на афинском Акрополе.
Их нужно было вернуть Александру, чтобы не усугубить его гнев. Но когда деньги стали считать, выяснилось, что их количество изрядно, примерно наполовину, поубавилось. В Афинах разразился грандиозный скандал.
Совет ареопага начал расследование дела о пропаже денег. В ходе расследования выяснилась причастность к ней Демосфена, который, при всех своих достоинствах, и раньше никогда не отличался равнодушием к «презренному металлу». И теперь он был уличен в том, что попользовался богатствами Гарпала.
Демосфена судили и приговорили к колоссальному штрафу, выплатить который ему было просто не под силу. Великому оратору ничего не оставалось, как бежать из Афин. Демосфен очень тяжело переносил разлуку с родиной.
Поселившись на острове Эгина, откуда открывался вид на Аттику, Пирейскую гавань, а на горизонте можно было разглядеть сами Афины, он ежедневно проливал слезы, мечтая о возвращении. Но это был еще не конец его политической деятельности... Тем временем Александр Македонский, нанеся сокрушительное поражение последнему персидскому царю Дарию III, овладел всей державой Ахеменидов и стал ее полным господином.
Он дошел с войском до Северо-Западной Индии, а потом возвратился в древний Вавилон, сделав его своей новой резиденцией и столицей. В свое время, как мы знаем, наставником Александра был Аристотель. Воспитанник, несомненно, многому научился у почтенного философа, но две важнейшие аристотелевские идеи — о полисе как высшем типе государственной организации и об исконном превосходстве эллинов над «варварами» — так никогда и не стали ему по-настоящему близки.
Всей своей деятельностью Александр, повторим, творил совершенно новый, невиданный в прежней греческой истории мир — мир, в основе которого лежал не полис, а огромная империя, мир, в котором должно было произойти уравнение и слияние греков и народов Востока на некой общей эпохе. Рождалась новая эпоха, которую в науке и называют эпохой эллинизма, и у начала ее стоял Александр Македонский. Укрепляя единство своего государства, Александр стремился, как только мог, сглаживать противоречия между победителями и побежденными, между греко-македонянами и жителями бывшей Персии.
При каждом удобном случае он демонстрировал, что перед лицом царя все равны, все в одинаковой мере являются его подданными. Персы, египтяне, финикийцы и прочие «варвары» могут не бояться притеснений и насилий; гордые жители греческих городов и македонские воины-крестьяне должны забыть о своей былой спеси и даже о свободолюбии, склониться перед волей единого владыки. Такова была принципиальная политика Александра, которую иногда определяют как «политику слияния народов».
Она представляла собой, бесспорно, разрыв с устоявшимися античными традициями. Радикально изменился весь образ жизни Александра. Он окружил себя азиатской роскошью, стал носить персидское царское платье, приблизил к своему двору знатных персов — бывших вельмож Дария, — принял сложный дворцовый церемониал Ахеменидов, пытался навязать своим соратникам обязательный для всех ритуал коленопреклонения перед монархом.
А ведь греки не привыкли вставать на колени, даже молясь богам! Кстати, Александр систематически предпринимал шаги по собственному обожествлению. Отцом его был объявлен уже не Филипп II, а египетский бог Аммон.
А ведь сын бога и сам должен считаться богом! Царь как живое божество — эта идея была более чем привычной на Востоке, но греческому мировоззрению она до сих пор оставалась совершенно чуждой. Неудивительно, что все это представлялось грекам и македонянам крайне унизительным, они чувствовали себя приравненными к побежденным и не понимали: ради чего же тогда, собственно, стоило воевать и совершать подвиги?
Египтяне уверяют, что начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48 863 года, и за это время было 373 солнечных затмения и 332 лунных. А от магов, первым из которых был перс Зороастр, и до падения Трои, по счету платоника Гермодора в книге «О науках» , прошло 5000 лет; по счету же Ксанфа Лидийского, от Зороастра до переправы Ксеркса прошло 6000 лет, причем после Зороастра следовал длинный ряд магов- преемников — и Остан, и Астрампсих, и Гобрий, и Пазат, вплоть до сокрушения Персии Александром Македонским. И все же это большая ошибка — приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей, а среди фиванцев — Лин. Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином.
Из заметок следует, что Диоген Лаэртский вообще много рассуждал о возможности зомби-апокалипсиса и даже делал зарисовки на эту тему. По его соображениям, единственным способом защититься от восставших мертвецов станут сдвоенные огненные трубки, которые изобретут значительно позже. Для человечества жизненно важно придумать такое оружие до того, как мёртвые начнут оживать, подчёркивал мыслитель.
А однажды Диоген увидел, как бедняк уронил хлеб, но постеснялся поднять с земли. Киник стал порицать его за расточительство. Показательно привязал Диоген ему на шею горшок и поволок по улицам. Жан-Бернар Ресто, «Диоген просит милостыню» Его имя упоминалось в анекдотах, меткие выражения разлетались на афоризмы, а события в жизни превращались в легенды. Чем же он так прославился? Диоген был родом из богатого торгового города Синоп и вместе с отцом занимался обменом валюты. Жизнь юноши изменилась, когда он посетил Дельфы и получил от оракула предсказателя совет "переоценить свои ценности".
Диоген понял пророчество буквально и стал фальшивомонетчиком. Дело не пошло, его быстро раскрыли и выгнали из полиса. Тогда молодой человек переоценил свой внутренний мир. Оказавшись в Афинах, философ превратился в аскета. Он начал порицать стремление людей к богатству и утверждал, что зависимость от внешних факторов делает человека рабом. Важнейшие идеи — это самоотречение, отказ от всех благ цивилизации и приближение человека к своему естественному животному состоянию. Образцовым примером для Диогена была крыса, которая никого не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым.
Свои мысли философ изложил в 21 сочинении, которые, к сожалению, до нынешних дней не сохранились и известны благодаря заметкам его современников.
Гераклит Эфесский
Был ещё один их тёзка - Диоген Аполлонийский! Так вот, Диоген Синопский, далее просто Диоген, был циником, ну точнее киником, а именно занимался всю жизнь переоценкой ценностей, даже сначала фальшивомонетничеством, за что был изгнан из родных мест, Александр основал в это время камерный ансамбль канонического импрессионизма «Голоса Родных». Диоген скитался в бедности и вынужден был стать философом и вести собачий образ жизни, Александр тогда вёл радиопрограмму «Монморанси», а теперь является колумнистом журнала «Медведь»!
Кто такой Диоген Лаэртский? Это не тот Диоген, который сидел в бочке. Рассказываем про Диогена, благодаря которому у нас есть представления об античных философах, трудов от которых не сохранилось! Время чтения — 3 минуты Кто он? О самом Диогене Лаэртском, к сожалению, известно довольно мало, особенно в сравнении с тем, насколько важным является его вклад в историю философии. Есть предположения, что он мог жить и в III веке. Происхождение: Он был из Лаэрта, города в Киликии на территории современной Турции , откуда и пошло его прозвище «Лаэртский». Личная жизнь: Практически ничего не известно о его личной жизни, семье или образовании.
Информация о нем ограничивается лишь краткими упоминаниями в исторических источниках.
Те, кто в силе у тиранов, говорил он, подобны камешкам при счете: как камешек означает то большее число, то меньшее, так они при тиранах оказываются то в величии и блеске, то в презрении. На вопрос, почему он не установил закона против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».
На древнегреческом — «космополитес». Диоген умер в один день с Александром Македонским Сидонский саркофаг со сценами из жизни Александра Македонского. Вероятно, IV век до н.
Вряд ли Об этом, ссылаясь на другого автора, упоминает Диоген Лаэртский. Однако нет ни одной точной даты, связанной с жизнью Диогена. Смерть неординарного философа в один день с великим правителем — скорее всего, красивая легенда. Именем Диогена назвали недуг Да Синдром Диогена также известен как «синдром старческого убожества». Расстройство поведения проявляется среди прочего в том, что люди крайне пренебрежительно относятся к себе и своему жилищу, не прибираются и заполняют его хламом, не соблюдают личной гигиены, теряют чувство стыда. В честь Диогена назвали семейство членистоногих Да Это семейство diogenidae.
Поэт и хулиган Александр Лаэртский. Куда он пропал?
Диоген Лаэртский Рассказал нам массу анекдотов По которым До сих пор Мы изучаем историческую правду. Диоген Лаэртский в разделе музыка в Одноклассниках. Вы можете слушать песни Жизнеописания великих философов Книга 3 Платон. Настоящее издание содержит 10 книг сочинений Диогена Лаэртского, в которых излагается учение древнегреческих мыслителей (Пифагора, Платона, Прокла). Кроме сочинений Диогена в настоящее издание входят биографии Платона, Пифагора, Плотина и Прокла, написанные другими авторами — Порфирием, Олимпиодором, Марином. Диоген Лаэртский. Жанры/тематика. философия; проза для взрослых. Диоген Лаэртский в разделе музыка в Одноклассниках. Вы можете слушать песни Жизнеописания великих философов Книга 3 Платон.
Философ Диоген был первым, кто придумал "посыл" средним пальцем
Книга Диогена Лаэрция является замечательным памятником античной книги вообще, после чего можно только удивляться, насколько новоевропейские излагатели антич. В первой книге уж очень Диоген Лаэртский акцентирует внимание на сведениях о мудрецах и очень явно противопоставляет им Пифагора. Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат римского времени, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон). LJ: Диоген Лаэртский Что примечательно, Диоген Лаэртский, отмечая среди соратников Дугина арифметика Тифарета из Вербита и эпического поэта Проханова, по какой-то причине. Легендарный диалог между Александром Македонским и Диогеном (Диоген Лаэртский, VI, 2, 38; Плутарх, «Александр», 14). >.
Диоген Лаэртский - историк и биограф, не оставивший ни слова о самом себе
Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III века нашей эры. У Диогена нет отсылок на греческих писателей 2-й половины II века, таких как Лукиан Самосатский , Полиэн , Павсаний географ или Афиней , упоминаний знаменитого римского императора-философа, покровителя греческой философии Марка Аврелия правил в 161—180 годах , что говорит о том, что труд Диогена создан в 140—150-х годах. Ничего не говорит Диоген и о философах неоплатонической школы , возникшей в середине III века , — Плотине , Порфирии , Ямвлихе и других, следовательно, вряд ли труд Диогена был написан позднее середины III века. Столь же загадочно и его географическое происхождение возможно, он уроженец Киликийской Лаэрты. Нельзя исключить, что мы имеем дело не с реальным именем, а с псевдонимом, заимствованным из гомеровского эпоса: и греч.
Первым философом Диоген называет Пифагора. Фалеса же, учителя Анаксимандра , он именует лишь мудрецом. Вообще же было два начала философии — ионийское и италийское. Философов он разделяет на скептиков греч. Трактат состоит из 10 книг, включающих 82 биографии:.
Поспешай же приехать в Кремль, дабы лицезреть меня в моём дворце.
При мне тебя ждёт всяческое первенство и почёт, а также, если пожелаешь, иные наслаждения, приятные и полезные для души и тела. Ведомо мне из книги сочинителя Сорокина, что ты в своём дворце предаёшься крайним излишествам, и к тому же незаконным образом сожительствуешь с неким Хрущёвым, своим рабом. Я же всего подобного избегаю. Поэтому не явлюсь я к тебе, а буду довольствоваться немногим, что мне по душе. Тот же, крайне разгневавшись, схватил философа и ослепил его. Впоследствии же он в этом раскаялся, и возвысил Лосева до звания профессора, а также слушал его советы по управлению государством.
Известно и такое письмо Лосева к Сталину: «Лосев тиранну Сталину желает радоваться. Дошло до меня, что ты желаешь погубить поэта Пастернака, который якобы на пиру тебя хулил. Молю тебя не делать того, ибо Пастернак — достойный муж, тебе и государству друг. Напротив того, злонравного поэта Мандельштама следует изгнать за пределы государства, или отправить на принудительные работы, доколе не исправится его злонравие, ибо в стихах своих хулил он богов и людей, и над общественной пользой насмехался. Был и другой Лосев, родом еврей, живший в Америке, комический поэт.
И теперь он был уличен в том, что попользовался богатствами Гарпала. Демосфена судили и приговорили к колоссальному штрафу, выплатить который ему было просто не под силу. Великому оратору ничего не оставалось, как бежать из Афин. Демосфен очень тяжело переносил разлуку с родиной.
Поселившись на острове Эгина, откуда открывался вид на Аттику, Пирейскую гавань, а на горизонте можно было разглядеть сами Афины, он ежедневно проливал слезы, мечтая о возвращении. Но это был еще не конец его политической деятельности... Тем временем Александр Македонский, нанеся сокрушительное поражение последнему персидскому царю Дарию III, овладел всей державой Ахеменидов и стал ее полным господином. Он дошел с войском до Северо-Западной Индии, а потом возвратился в древний Вавилон, сделав его своей новой резиденцией и столицей. В свое время, как мы знаем, наставником Александра был Аристотель. Воспитанник, несомненно, многому научился у почтенного философа, но две важнейшие аристотелевские идеи — о полисе как высшем типе государственной организации и об исконном превосходстве эллинов над «варварами» — так никогда и не стали ему по-настоящему близки. Всей своей деятельностью Александр, повторим, творил совершенно новый, невиданный в прежней греческой истории мир — мир, в основе которого лежал не полис, а огромная империя, мир, в котором должно было произойти уравнение и слияние греков и народов Востока на некой общей эпохе. Рождалась новая эпоха, которую в науке и называют эпохой эллинизма, и у начала ее стоял Александр Македонский. Укрепляя единство своего государства, Александр стремился, как только мог, сглаживать противоречия между победителями и побежденными, между греко-македонянами и жителями бывшей Персии.
При каждом удобном случае он демонстрировал, что перед лицом царя все равны, все в одинаковой мере являются его подданными. Персы, египтяне, финикийцы и прочие «варвары» могут не бояться притеснений и насилий; гордые жители греческих городов и македонские воины-крестьяне должны забыть о своей былой спеси и даже о свободолюбии, склониться перед волей единого владыки. Такова была принципиальная политика Александра, которую иногда определяют как «политику слияния народов». Она представляла собой, бесспорно, разрыв с устоявшимися античными традициями. Радикально изменился весь образ жизни Александра. Он окружил себя азиатской роскошью, стал носить персидское царское платье, приблизил к своему двору знатных персов — бывших вельмож Дария, — принял сложный дворцовый церемониал Ахеменидов, пытался навязать своим соратникам обязательный для всех ритуал коленопреклонения перед монархом. А ведь греки не привыкли вставать на колени, даже молясь богам! Кстати, Александр систематически предпринимал шаги по собственному обожествлению. Отцом его был объявлен уже не Филипп II, а египетский бог Аммон.
А ведь сын бога и сам должен считаться богом! Царь как живое божество — эта идея была более чем привычной на Востоке, но греческому мировоззрению она до сих пор оставалась совершенно чуждой. Неудивительно, что все это представлялось грекам и македонянам крайне унизительным, они чувствовали себя приравненными к побежденным и не понимали: ради чего же тогда, собственно, стоило воевать и совершать подвиги? В результате против Александра начали составляться заговоры; впрочем, все они были своевременно раскрыты, а заговорщики жестоко наказаны. При этом царь не останавливался даже перед расправой над своими ближайшими соратниками. Так, вскоре после гибели Дария III стало известно о заговоре, к которому, как думали, был причастен Филота — один из лучших друзей Александра, начальник македонской конницы. Филоту схватили, подвергли мучительным пыткам, а затем предали казни. Вскоре после этого подослали убийц к Пармениону — отцу Филоты, одному из старейших и опытнейших полководцев войска Александра, который верно служил еще Филиппу II. Позже, когда македонский царь воевал в Средней Азии, он на пиру, находясь в состоянии сильного опьянения, поссорился с другим своим другом, Клитом.
Клит упрекал Александра в пренебрежительном отношении к македонянам и чрезмерных симпатиях к персам, за что тот, схватив копье, нанес ему смертельный удар. Около того же времени был разоблачен заговор «пажей» — знатных македонских юношей, служивших царскими телохранителями: они вынашивали план ночью заколоть Александра в его шатре. В причастности к этому заговору был обвинен Каллисфен, племянник Аристотеля, участвовавший в походе в качестве официального историографа и критически относившийся к насаждению восточных обычаев при македонском дворе. Историка арестовали, посадили в клетку, а впоследствии казнили. Репрессии повели к тому, что македонская и греческая знать вынуждена была примириться с новой политикой царя, признать в нем абсолютного монарха персидского типа. В мире, который строил Александр Македонский, не должно было остаться ни малейшего следа полисной независимости. Это противоречило бы концепции полной и ничем не ограниченной власти одного человека. Филипп II, как мы помним, проводил довольно мягкую политику по отношению к греческим полисам, был не владыкой их, а гегемоном, обязался на Коринфском конгрессе 337 г. Теперь его сын грубо нарушал решения конгресса, вел себя с греками как с обычными подданными, посылал им из Вавилона приказы по своему произволу.
Так, однажды по всем городам Эллады было распространено распоряжение царя: официально признать его божественный статус. Пришел этот указ и в Афины. Скрепя сердце афинянам пришлось подчиниться. Демад написал законопроект, народное собрание приняло его, и Александр был провозглашен богом. Еще болезненнее для афинского полиса был другой царский приказ: предоставить независимость острову Самосу, которым Афины владели уже давно с 365 г. Теперь клерухи должны были покинуть Самос и вернуться в Аттику; естественно, вставали проблемы, где их размещать, откуда взять для них земельные наделы и т.
Философ Диоген был первым, кто придумал "посыл" средним пальцем
Правда, конечно, приходится прерываться для осмысления информации, так что эта книга не на один вечер. Однако я много работаю за компьютером, поэтому убедившись, что текст интересный, я взяла в библиотеке печатное издание, но оно было только другого переводчика. И это оказалось полным провалом. Настоятельно не рекомендую тратить время на издание «Современное слово», 1998 г.
Причин несколько. Это перевод с английского, а не с оригинального текста, что уже снижает его качество. Авторы сами пишут, что они «составили-скомпоновали, на наш взгляд, самое интересное и пикантное…», так что это не сам трактат, а его, так сказать конспект.
Также авторы делали свой перевод «сориентированным на очищение языка Диогена от архаизмов», что, по-моему мнению, полная глупость. Читатель интересуется литературой Античности именно ради архаичности, разве нет? Ну и последнее, касающееся самой книги — текст напечатан неоднородно.
В начале отступы между главами по 3-4 строки, иногда даже больше. Затем примерно с середины книги — отступы становятся все меньше и меньше, пока к концу не остается только 1 пустая строка. Но и это не все — размер публикации, видимо, должен был ограничиться 320 страницами.
Когда же Македонский предложил Диоген исполнить любое желание, философ ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». По одной из версий, после встречи с мыслителем полководец якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». Один из величайших полководцев в истории. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Немедленно его империя была разделена македонскими полководцами диадохами между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов. Демагогов и политиков называл льстецами черни. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.
Считается, что Диоген и Александр Македонский умерли в один день.
Поспешай же приехать, дабы лицезреть меня в моем царском дворце. Эллины, я знаю, обыкновенно невнимательны к своим мудрецам и пренебрегают прекрасными их указаниями на пользу учения и знания. А при мне тебя ждет всяческое первенство, прекрасные и полезные повседневные беседы и жизнь, согласная с твоими наставлениями».
Сколько ни есть людей на земле, истины и справедливости они чуждаются, а прилежат в дурном неразумии своем к алчности и тщеславию. Я же все дурное выбросил из головы, пресыщения всяческого избегаю из-за смежной с ним зависти и по отвращению к спеси. Потому и не приеду я в персидскую землю, а буду довольствоваться немногим, что мне по душе». Вот каков был он и перед самим царем.
Деметрий в «Соименниках» говорит, что презирал он даже афинян, хотя пользовался у них большой славой, и предпочитал жить на родине, хотя эфесцы пренебрегали им. Упоминает о нем и Деметрий Фалерский в «Апологии Сократа». Толкованием его сочинения занимаются многие: и Антисфен, и Гераклид Понтийский, и Клеанф, и стоик Сфер, равно как и Павсаний, прозванный «гераклитовцем», и Никомед, и Дионисий; а из грамматиков — Диодот, который уверяет, что сочинение это было не о природе, а о государстве и о природе в нем говорилось только в виде примера. А Иероним сообщает, что Скифин, ямбический поэт, взялся излагать его учение в стихах.
О нем существует много эпиграмм, в том числе такая: Я — Гераклит. Что вы мне не даете покоя, невежды? Я не для вас, а для тех, кто понимает меня. Трех мириад мне дороже один; и ничто — мириады.
Так говорю я и здесь, у Персефоны в дому. А другая такая: Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца — Книга его — это путь, трудный для пешей стопы, Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный Вводит на эту тропу — солнца светлее она. Гераклитов было пятеро: первый — наш философ; второй лирический поэт, которому принадлежит хвалебная песнь двенадцати богам; третий — элегический поэт из Галикарнаса, которому Каллимах посвятил такие стихи: Друг Гераклит, мне сказали о том, что ты уже умер.
Слезы из глаз полились. Вспомнил я, сколько мы раз Вместе беседуя, солнца закат провожали. А ныне Ты уже давний прах, галикарнасский мой гость!
Во всём следует придерживаться простоты, есть в меру голода, ходить едва прикрывая тело, презирать богатство, славу и знатность. Таких принципов придерживался Антисфен — ученик Горгия и Сократа. Он дал начало киникам и стоикам. Антисфен не ценил афинян, порицая их спесивость. Нет смысла гордиться происхождением, гораздо лучше проявить храбрость в бою. За собой Антисфен не отмечал трусости, чего он не мог сказать о жителях Афин.