Это означает, что мир сотворен Единым Богом — Святой Троицей. Крещение Господне - православный праздник, когда поста нет, несмотря на пятницу, в эту ночь смелые купаются, остальные Богу молятся. Значение и смысл русских традиций и вред полуязыческих суеверий. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти.
Крещение – новая жизнь
что такое Крещение. Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году. Крещение Господне — один из двунадесятых праздников: он входит в число 12 важнейших после Пасхи церковных дат, которые связаны с главнейшими событиями земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери. 19 января 2024 года Церковь отмечает Богоявление, или Крещение Господне.
Крещение-2023: что стоит знать о церковном празднике и как правильно набирать святую воду
правила и этапы церемонии. Сколько длится и как проходит обряд крещения девочки и мальчика. Особенности крещения детей разного возраста. Крещение Господне, Турицы, День нежности ко всем существам: Праздники и приметы 19 января. Ежегодно 19 января православные христиане отмечают один из важнейших религиозных праздников в году – Крещение Господне. 19 января 2025 – Водокрещи (Крещение Господне). Традиции и обряды празднования в России, Украине и Беларуси. У мусульман всего мира с заходом солнца начинается священный месяц Рамадан. Главные новости.
Крещение – новая жизнь
Символика крещения в связи с грехом и спасением Крещение — один из самых значительных моментов в духовном путешествии человека. Это символическое действие, которое представляет приверженность человека следованию за Иисусом Христом. Символизм крещения глубоко укоренен в концепциях греха и спасения, которые занимают центральное место в христианской вере. Когда мы говорим о грехе в связи с крещением, важно понимать, что грех — это нечто большее, чем просто действие или поведение. Грех — это состояние человеческого сердца, отделяющее нас от Бога. Как объясняет апостол Павел в Послании к Римлянам 3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Это означает, что каждый человек рождается с греховной природой и нуждается в спасении. Крещение символизирует смывание греха. Уходя под воду, мы признаем свою греховность и потребность в прощении. Выходя из воды, мы символически очищаемся и сотворяемся новыми во Христе. Кроме того символизируя смывание греха, крещение также представляет собой спасение.
Спасение — это акт спасения от последствий греха. Когда мы каемся в своих грехах и верим в Иисуса Христа, мы спасаемся от вечного отделения от Бога и получаем надежду на вечную жизнь на небесах. Акт крещения представляет это спасение несколькими способами: Крещение символизирует наше отождествление со Христом. Погружаясь под воду, мы отождествляем себя со смертью Христа на кресте и Его погребением в гробнице. Выходя из воды, мы отождествляем себя с воскресением Христа и Его победой над смертью. Символика крещения еще больше усиливается использованием воды.
Loon На Крещение девушки в последний раз пытались узнать свое будущее - гадали на первого встречного: если за воротами им встретится старик — это к добру, а если молодой парень — есть шанс выйти замуж уже в нынешнем году. Еще в Богоявленскую ночь можно помолиться открытому небу, чтобы загаданное желание сбылось. Loon Свататься и венчаться в этот день — к долгому и счастливому браку. С праздником связано понятие «крещенские морозы» — они всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться. Люди говорили о морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». В то же время сильный мороз предвещал хороший урожай зерновых. Впрочем, хороший урожай предвещали и туман, и снег хлопьями. По народным приметам, если 19 января сильный мороз — к урожаю зерновых. Ясная и холодная погода — лето будет засушливым. Туман — хороший урожай летом. Снегопад и снег большими хлопьями — год будет богат на урожай. Звёзды сильно блестят — мороз усилится, а летом уродятся ягоды и горох.
Нельзя стричь волосы и ногти. Фото: pixabay. Набирать воду в больших количествах только для себя — это жадность, желание наживы, что в христианстве является грехом. В этот день на праздничный стол нельзя ставить менее девяти блюд, а также их чётное количество. Нельзя заниматься уборкой помещения - к многочисленным бедам и проблемам. Запрещено плакать, так как лить слезы в этот радостный день - к несчастью. Нельзя упоминать нечистую силу, разбавлять воду, которая была освящена в храме. Нельзя стирать вещи, пачкать чистый снег, бросать в воду грязные предметы и совершать другие действия, загрязняющие и оскверняющие воду — все это оберется вашей же болезнью. Фото: МК в Бурятии Церковнослужители говорят, что окунание в прорубь не является обязательной традицией. Даже истинно верующим людям не нужно проводить данный ритуал. Лучше будет просто посетить церковь. День Богоявления следует посвятить в основном духовным делам.
Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился.
Крещение Руси
Все от мала до велика купались в ледяной воде, набирали ее, хранили целый год и поили ею больных, чтобы быстрее выздоровели. Также это был последний день святочных гаданий, а еще время сильных морозов, которые называют крещенскими. Крещение 2024: приметы на 19 января, традиции и обряды Крещение славяне воспринимали, как переломное время, когда земля освобождается от зла и нечистой силы. Наши предки верили, что в полночь накануне праздника в природе совершаются чудеса: «открываются» небеса, исполняются любые желания, перестает дуть ветер, животные обретают способность говорить, а сны оказываются вещими.
Перед Крещением хозяйки освобождали дома от всего плохого, что накопилось за год. Выметали мусор, мыли пол, сжигали старые вещи. На окнах, дверях, заборах и воротах рисовали кресты.
Делали это мелом, чесноком или углем, чтобы оградить жилье от всякой нечисти. Читайте также: Что нужно сделать перед Крещением, чтобы год не рыдать — 20 главных примет Затем готовили праздничный ужин, который напоминал рождественский. Обязательно варили кутью — кашу из зерна с медом, пекли блины и пироги.
Но блюда были постными, а их количество должно было быть нечетным, поэтому крещенский ужин называли «голодной кутьей». За стол символически приглашали умерших родственников. Для этого зажигали свечу и откладывали часть каждого блюда.
Практически все крещенские обряды и ритуалы были связаны с водой, которая, по поверью, защищает от сглаза, исцеляет от болезней, очищает от всех грехов. Для этого 19 января трижды окунались с головой в прорубь. Освященную воду набирали и хранили целый год.
Верили, что она не теряет своей мощи и не портится.
Еще одной традицией является погружение людей в заранее приготовленные купели на водоемах. По традиции их называют «иордан». Фото: culture. Подготовкой к событиям стал строгий Рождественский пост, длившийся 40 дней. Это время православные христиане проводят в молитвах, очищая душу от темных мыслей и готовясь к светлым праздникам.
Накануне Рождества Христова начинаются Рождественские святки, которые продолжаются до самого Крещения. В старину в это время полагалось петь и веселиться — Святочные гуляния несовместимы с грустью. Наши предки знали: чем громче и звонче звучат их голоса, тем лучше сложится весь следующий год. Вечера накануне Рождества Христова и Крещения Господня объединяли семьи, которые собирались за праздничными столами. Но к трапезе из постных блюд полагалось приступить после первой звезды. В Рождество она отождествлялась с Вифлеемской звездой, возвестившей миру о рождении Спасителя.
В ночь на Богоявление — о Крещении. В старину после трапезы полагалось сложить все ложки в одну емкость и накрыть ее хлебом. Наши предки знали: без этого ритуала рассчитывать на хороший урожай не придется. На следующий день делать это уже запрещалось. Одно из гаданий было связано с человеком, которого они видели за калиткой. Если там видели старика, это означало, что год окажется удачным во всех отношениях, но со свадьбой придется повременить.
Если за калиткой оказывался парень — можно начинать готовиться к свадьбе. В ночь на Богоявление загадывали желания, обращая взор в небеса. Утром в Крещение полагалось непременно побывать на праздничной службе в церкви.
Хотя крещение как младенцев, так и взрослых важны, между ними есть некоторые различия.
Вот что вам следует знать: Возраст причащающегося: одно из ключевых различий между крещением младенцев и взрослых — это возраст человека, принимающего причастие. Крещение младенцев обычно совершается для новорожденных или очень маленьких детей, тогда как крещение взрослых применяется к людям зрелого возраста, принявшим сознательное решение принять веру. Понимание таинства: Еще одно существенное различие между ними заключается в понимании и желании человека, принимающего причастие. При крещении младенцев ребенок крестится, не имея возможности принять сознательное решение, в то время как при крещении взрослых человек принимает личное решение принять веру, в которую его крестят.
При крещении взрослых могут быть назначены спонсоры или наставники, но решение принять причастие является личным и обычно принимается без влияния семьи или опекунов. В конечном счете, решение принять выбор между крещением младенцев и взрослых зависит от личных предпочтений, убеждений и традиций веры. И младенческое, и взрослое крещение символизируют возрождение и принятие веры, и оба занимают важное место в христианском сообществе. Важно помнить, что какой бы путь ни выбрал человек, таинство крещения является важным и прекрасное событие, которое символизирует новое начало и укрепление отношений с Богом.
Таким образом, крещение младенцев или взрослых, это особая и неотъемлемая часть христианского путешествия. Крещение младенцев Обычно проводится для новорожденных или очень маленьких детей. Относится к людям, достигшим зрелости и принявшим сознательное решение принять веру. Крещение совершается без возможности принятия сознательного решения младенцем.
Человек принимает личное решение принять веру, в которую его крестят. Родители или опекуны часто выступают в роли спонсоров или крестных родителей. Могут быть назначены спонсоры или наставники, но решение о причастии принимается лично. Независимо от того, какой вид крещения выбирает человек, — это решение публично заявить о своей вере и вере в Бога, принять Иисуса как своего Спасителя и взять на себя обязательство вести верную жизнь, руководствуясь принципами и учениями христианства.
Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность.
Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест. В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками. Люди просто набирали ее в любом водоеме.
Считается, что в ночь на Крещение Господне вся вода становится святой По преданиям, когда на Церковь были гонения и освятить воду в храмах было невозможно, в Крещенскую ночь верующие набирали ее в обычных водоемах или из-под крана. И даже без молитв, которые священник произносит во время обряда, эта вода не портилась несколько лет. Верующие объясняют это тем, что Бог даровал свою благодать людям, которые сохранили глубокую веру, даже когда попасть в храм было просто невозможно. Обычай произносить над водой молитву ввел Антиохийский патриарх Петр Кнафе в последней трети V века. При этом в древности воду святили один раз — в полночь перед Крещением. Однако с X века таинство перенесли на вечер Крещенского сочельника. А вот традиция святить воду второй раз пришла из Иерусалимской церкви.
Там этот обряд также начали практиковать в V веке. Это было связано с обычаем верующих выходить на берега Иордана непосредственно в праздник Богоявления и святить воды реки в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Позже эта традиция двойного водосвятия распространилась и на другие страны, жители которых исповедуют православие. Как использовать крещенскую воду Верующие считают крещенскую воду святыней и верят, что у нее есть целебные силы. Набрав Великую Агиасму на Крещение, люди используют ее круглый год. Для чего используют святую воду пьют для исцеления от недугов и очищения от грехов; окропляют дома и храмы; дают пить людям, которые не могут быть допущены ко Святому Причастию. Крещенскую воду нельзя использовать для уборки или стирки, а также других бытовых нужд.
Держать ее советуют в специально отведенном месте в квартире, не ставить емкости с водой на пол. Лучше всего расположить ее рядом с иконами.
Крещение Господне 2024: какого числа, история, традиции, святая вода, проруби, что нельзя делать
Ну а теперь о том, что такое святая вода, как её можно использовать, а как категорически нельзя. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием. На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую наших современников - людей не чуждых науке. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет. А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных.
Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий 1877-1961 гг. Но как действует святая вода? Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "... Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом - и порядок. Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей".
Причем этот выбор связан ни больше ни меньше, как с решимостью умереть для своего греховного прошлого в чем бы эта греховность ни выражалась и начать совершенно новую, благодатную жизнь. Это умирание и воскресение — вместе со Христом — реально происходит в крещальной купели Послание к Римлянам, гл. Христианин, принявший Крещение, становится на путь постоянной и напряженной духовной борьбы: в таинстве он бросил вызов темным силам Послание к Ефесянам, гл. Сначала нужно познакомиться И как невозможно выбрать в спутники жизни незнакомца или незнакомку, человека, с которым ты никогда в жизни не общался — так же абсурдно «сочетаться» в Крещении с Богом, Которого мы не потрудились узнать и установить с Ним отношения. Тем более, учитывая всю серьезность и ответственность такого решения. Именно поэтому в древности существовала практика очень длительной, не менее одного года, подготовки к Крещению, которая включала изучение Библии, молитву, участие в богослужениях, ответы на вопросы. Цель такой подготовки — дать возможность человеку не только узнать учение Христа и сопоставить с ним свою жизнь, но и узнать Его Самого. Лишь когда это произошло, а человек принял решение довериться Христу и соединить с Ним свою жизнь, можно говорить о его готовности принять Крещение. Крещение — это новое рождение Речь идет в данном случае о крещении взрослых.
Священное Писание четко свидетельствует, что и жители небес обязательно имеют и будут иметь каждый свое тело. Без тела нет личности. Апостол пишет: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет подобно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все». Человек всегда останется телесным. Вечную жизнь, которую Бог подарит верующим во Христа, эту вечную жизнь Бог подарит людям с буквальными, физическими телами. Мертвые воскреснут буквально, в буквальных телах. Люди будут жить вечно в новых, обновленных телах. Когда мы на Вечере воспоминания принимаем от хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Иисуса, тогда мы тем самым показываем, что верим Господу Иисусу, Который Сам страдал буквально, в теле, и Который подарит нам вечную жизнь в буквальных телах. И мы благодарим Его за это. Точно такое же значение имеет и буквальное крещение водой. Крещение буквальной водой, и одновременно вера в некую не буквальную душу, в жизнь без тела - представляет собой полный абсурд. Оная вера содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Не понимают религиозные люди, что самим Своим повелением о буквальном хлебе и вине, и о буквальном крещении водой, Господь Иисус четко пояснил, что вечная жизнь, которую Он подарит верующим в него — будет буквальной, телесной, физической. К сожалению, это мало кто видит. А потому и немногие вообще понимают, что значит быть крещенным во имя Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Марка написано: «…И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». От Марка, 16:15-16. У читателей данного текста как бы естественным образом складывается впечатление, что крещение водой необходимо для спасения; и что не крещенный не спасется. И хотя вторая половина стиха говорит лишь о вере, не упоминая крещение, однако формулировка текста сама собой наводит на мысль об исключительной роли водного крещения. Для религиозных организаций эти слова из Евангелия от Марка служат руководством к действию, точнее — руководством к обману людей. Крещение рассматривается как пропуск в жизнь вечную. Есть крещение — будет жизнь. Нет крещения? Тогда - вечная гибель. Так учит религия. Мыслящие верующие долго не могли понять причину этого противоречия. Ведь мы помним, что разбойник на кресте получил спасение без крещения. Также имеются и другие места в Евангелиях, когда Господь говорил грешникам: «Ныне пришло спасение дому сему», - говорил тем, которые не были крещены. Луки 19:9. Луки 7:50. Так получилось, что полностью снять сию проблему помогла Библейская наука. Сравнительно недавно Библеистика опубликовала информацию, что данный текст является позднейшей вставкой в Священное Писание. И хотя для рассудительных верующих основным доказательством истинности Библейских слов, является Дух Священного Писания, - именно поэтому духовные верующие не считали крещение непременно обязательным для спасения, - все-таки, сведения о том, что Господь Иисус не говорил того про крещение, что сегодня написано в Марка 16:15-16, пришлись весьма полезной информацией. Слава Богу! Связывать спасение человека с определенной, пусть и важной буквальной церемонией, значит, преуменьшать возможности Бога. Спаситель, Христос-Господь может спасти любого человека, находящегося в любом положении. Крещение должно быть. Речь идет о том, что крещение отнюдь не является перво важнейшим и перво решающим фактором, способствующим спасению. Священные Писания четко и конкретно поясняют, что и крещенные могут получить осуждение, а не крещенные - спастись. Утверждать, что не крещенный непременно погибнет, значит — противоречить Священному Писанию, и Господу Иисусу Христу. Религия влезла и в Евангелие от Матфея. На основе этих слов религии повсеместно крестят «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но это — не правильно! Креститься нужно во имя Иисуса Христа. Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа», есть крещение в религию. Все религии крестят в религию. Православные — в православие. Протестанты — в свои организации, католики — в католицизм, и т. А во Христа не крестит никто. Христос этих слов не говорил. Имеются древние манускрипты, позволяющие считать, что Господь сказал: "... Крестя их во имя Мое... Или: «Идите и во имя Мое делайте учениками все народы... Как-то так. В зависимости от перевода словесная формулировка может несколько отличаться, но смысл везде один. Слова «во имя Отца и Сына и Святого Духа» отсутствуют везде. Такова позиция науки. Впрочем, как и в прежнем случае, для духовных верующих научные факты не являются решающими. Для них главное доказательство находится в самой Библии. Как, в чье имя крестили Апостолы? Прочитайте Новозаветные книги, рассмотрите этот вопрос. И вы увидите, что Апостолы и ученики нигде ни разу, никого не крестили «во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Библии нет ни одного примера, ни одного упоминания, чтобы кто-то крестился «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Все крестились только во имя Иисуса Христа. Однако, при всей значимости этого вопроса, в Библии непосредственно про крещение, в плане теории, содержится не так много информации. Более того, в одном месте Апостол даже советует сильно не концентрировать внимание на этой теме. Как видно из Писания, в вопросе о крещении Господь многое доверил здравому смыслу Своих учеников. Этим не преминули воспользоваться формальные религии, сочинившие обряды и правила, напрямую противоречащие этому самому здравому смыслу. Среди них, например, обычай крестить несмышлёных младенцев. По словам самих представителей церкви, такое крещение является обыкновенной магией. Для обычных религиозных людей крещение - это магическое действие, охраняющее крещенного от бед.
Чин освящения проводят на водоемах в специальных прорубях — иорданях. После крестного хода вечером 18 января верующие окунаются в прорубь, чтобы символично закрепить очищение от грехов. Это наиболее популярная традиция Крещения. Священники говорят, что полностью погружаться в иордань необязательно, достаточно омыть лицо и руки освященной водой. В РПЦ также напоминают, что смысл окунуться в прорубь есть тем, кто искренне раскаивается во грехе: приходит на исповедь прилагает все силы, чтобы больше не грешить, и получает прощение. Освященная вода Считается, что вода на Крещение Господне обладает магическими, целебными свойствами.
Крещение-2023: в чем смысл православного праздника, окунания в прорубь и святой воды
Это был последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового завета. Он еще до своего рождения, находясь во чреве матери, предрек пришествие Иисуса Христа. После долгих скитаний по пустыне Иоанн отправился в Вифлеем, к реке Иордан, чьи воды издавна считались священными: именно там иудеи совершали религиозный обряд омовения. У берегов реки Предтеча стал рассказывать людям о покаянии перед скорым пришествием Мессии. Он призывал всех подготовиться к этому событию, очистившись от грехов через обряд крещения водой — именно Иоанн был первым, кто ввел эту традицию в Иудее.
Когда пророк увидел на берегу Христа, он поклонился ему. А после того, как Иисус попросил крестить его, Иоанн Предтеча возразил: «Мне надобно креститься от тебя! Но Иисус, который действительно не нуждался в обряде крещения, поскольку был безгрешен, настоял на этом, поскольку пришел не нарушать Ветхий Закон, а выполнять его. После погружения Христа в Иордан с небес сошел Святой дух в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
С этого события началось мессианское служение Христа, которое проходило три года. Именно поэтому праздник Крещения получил название второе название — «Богоявление Теофания ». Есть у него и другие имена: день Просвещения, праздник Светов или святые Светы. Все эти наименования указывают на то, что Таинство Крещения просвещает человека христианским светом и очищает от греха.
Добавим, что до середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечались отдельно, был единый праздник Богоявления, который встречали 6 января 19 января по новому стилю. Он вбирал в себя всю палитру рождественских и крещенских событий. Но в 451 году Халкидонский собор решил разделить эти два праздника. Традиции празднования Крещения В преддверии праздника верующие отмечают Крещенский сочельник канун Богоявления.
Его ежегодно празднуют в один и тот же день — 18 января.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе». Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу , то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии в субботу и воскресенье , за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол Кор. После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого.
А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах так называемое «Хождение на Иордань» , ибо Христос крестился вне храма. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св.
Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г.
Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паримии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектеньи и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор. В Евангелии Мк.
После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями.
Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.
Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.
Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления.
Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.
Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно.
Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью одеждой пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. Псалмы царя Давыда, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой. В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!
Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню? Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим». Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф.
Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи».
Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой».
Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами.
Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах.
Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду.
При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т.
Крещение: строгие запреты, правила праздника, традиции и купание
Слово «крещение» происходит из греческого языка и означает «погружение в воду». Освящение воды в Крещенский сочельник и на праздник Крещения Господня проходит в память о Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. Праздник Крещения Господня является один из самых древних праздников христианской церкви. Когда отмечают Крещение. Крещением завершаются рождественские святки, которые продолжаются 12 дней после Рождества. Пресвятой Троицы многим людям.