Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании. Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются. По итогам заседания члены Ассоциации приняли решение – инициировать разработку проекта федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» и внести его на рассмотрение в Государственную Думу.
Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации
Правильнее написать — брак как союз мужчины и женщины для рождения, ращения и воспитания детей. И так почти во всём. В дефиниции на с. Но суть воспитательного процесса и, тем более, образовательного процесса как раз и состоит если мы говорим о маленьких детях, с кого и следует всё это начинать в том, чтобы непонятное и неизвестное сделать понятным и известным. Формируемые нравственные и патриотические установки не всегда могут быть понятны маленькому ребёнку, и это нормально, на то он и воспитуемый в семье, школе, социуме. Указанное ограничение в этой дефиниции может повлечь примитивизирующее упрощение базовых ценностей и установок, а это — неверно, повлечёт за собой вред делу. Наличие в числе «патриотических ценностей» требования уважительного отношения к «представителям различных конфессий» по смыслу текста — вообще любых с. С чего бы это мы обязаны уважительно относиться к насильственно-навязчиво, крайне агрессивно поставляемым нам в большом разнообразии из США по классической технологии «тифозных одеял» субверсивным для нас и экстремистским сектам, либо к тем религиозным объединениям, что признаны террористическими? Заявленная в числе «патриотических ценностей» «любовь к соседям» с.
Слабо прописаны и задачи патриотического воспитания, и патриотические ценности, хотя явных дефектов и нет и можно даже похвалить составителей Методрекомендаций за негативную оценку космополитизма и прозвучавший императив борьбы с этим явлением с. Значительным недостатком исследуемых Методрекомендаций является то, что таковые содержат собственно слово «рекомендация» всего 10 раз, причём не по случаю целевого должного его употребления, включая: 1 раз в названии документа на титуле, 2 раза — в оглавлении с. Слов «рекомендовать», «рекомендуется» или их синонимов либо аналогов в Методрекомендациях не содержится. Нет и соответствующих по смыслу текстовых фрагментов. И дело даже не в отсутствии указанных слов, а в практическом отсутствии в Методрекомендациях совершенно необходимых для такого рода документов артикулированно рекомендующих, прескриптивных рекомендательно предписывающих положений. Те редкие текстовые фрагменты, что посвящены каким-то глупостям, типа предписаний вести соцсети или что-то рассказывать неким «окружающим» см. Очень характерным является то, что само название нашей страны — России — почти не используется в Методрекомендациях, не нашло в них своего достойного места. Исключение составил четвёртый абзац на с.
Два раза использовано указанное слово в падежной форме «Россия» один раз в воспроизведении названия автономной некоммерческой организации с. Ещё чуть больше 50 раз использовано указанное слово в падежной форме «России», но в подчинённом, второстепенном, фоновом значении — в названиях организаций, проектов, в привязке к месту проживания и т. То же касается чисто технического, формального использования лексической конструкции «Российская Федерации». Раскрытие понятия, объяснение места и значения, изложение видения настоящего и будущего России также не нашло должного отражения в Методрекомендациях. Слово «приоритет» и производные от него использованы 8 раз с.
Откуда мы? Куда идём?
Это очень важно, ведь «свои» — это люди, с которыми человек чувствует себя легко, безопасно, комфортно. Он верит, что «свои» всегда поймут и поддержат, защитят и помогут. Поэтому человек обычно отождествляет себя с какой-то одной или несколькими большими группами людей, объединёнными общими признаками: родством, местом жительства, происхождением, этнической или религиозной принадлежностью, гражданством, общими взглядами, ценностями, идеалами и т. Представителей таких групп он считает «своими». То есть человек определяет круг «своих», используя понятие «идентичность». Идентичность лат. Различают локально-территориальную, семейно-родственную, гендерную, национально-государственную гражданскую , этническую, идеологическую, социально-классовую, профессиональную, религиозную, планетарную и прочие социальные формы идентичности.
Под гражданской идентичностью понимается ощущение своей принадлежности к определённому государству патриотизм, гордость за своё Отечество, интерес к его истории, стремление упрочить его позитивный имидж на международной арене, уважение к согражданам и т. Под российской гражданской идентичностью понимается ощущение своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, вера в Россию, интерес к её истории, к культуре народов России, чувство ответственности за настоящее и будущее нашей страны, стремление упрочить позитивный имидж Российской Федерации на международной арене, уважение к согражданам, социальная солидарность и т. Как понятие российской идентичности трактуется и фиксируется в основополагающих нормативных правовых актах системы образования? В обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования ФГОС ООО, 2021 об этом говорится в нескольких пунктах: «ФГОС ООО обеспечивает: …формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации…; овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации»; 41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных: 1 личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; 42. Патриотическое воспитание: Осознания российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России». В Примерной программе воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, федеральным координатором ее внедрения с 01.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности». Значение идентичности в формировании личности обучающегося Почему так важен вопрос формирования российской идентичности? Во-первых, к проблеме формирования российской идентичности внимание общества привлекло такое негативное социокультурное и социально-психологическое явление, как дезадаптация человека, то есть его неспособность быстро адаптироваться к изменениям в современном мире. Особенно разрушительно дезадаптация действует в отношении подрастающего поколения. Факторами дезадаптации человека являются рост объёма информации и коммуникативных связей в ускоряющемся режиме, отрыв человека от своих историко-культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок, вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных ориентиров и абсолютов псевдоценностями, погружение человека в мир искусственного техномир и в мир виртуальных образов, манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия, психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям и др. Преодоление дезадаптации личности и её последствий возможно на пути формирования различных социальных форм идентичности обучающихся в тесном взаимодействии с социальными партнёрами: семьёй, учреждениями социальной защиты, культуры, здравоохранения, органами внутренних дел, системой организаций профессионального и дополнительного образования, землячествами, ассоциациями, обществами, религиозными организациями, бизнес-партнёрами и т. Это также вопрос наличия в обществе и государстве чётких нравственных ориентиров, понимание того, что является табу, разрушает мораль и этику.
Во-вторых, российская идентичность — фактор консолидации социума, определяющий мировоззрение человека, стиль, ценностно-смысловые рамки его жизни, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения. Российская идентичность не является раз и навсегда данной или врождённой. Она переопределяется много раз в течение жизни человека, трансформируется под влиянием ситуации, в ходе социального взаимодействия людей, под воздействием воспитания и образования. Управление этим процессом даёт возможность оказывать влияние на социум в целом, тем более, что в современном мире нарастает конкуренция моделей идентичностей. В-третьих, формирование российской идентичности — очень сложная педагогическая задача. Её решение предполагает помощь ученику в выработке непротиворечивой формулы российской идентичности, максимальное расширение количества значимых для него социальных форм идентичности, обогащение его разнообразной палитрой ценностно-смысловых ориентиров и моделей поведения. Уважение к человеку с иной формулой идентичности является основой толерантного поведения и межкультурного диалога, а значит — гражданского мира и согласия в российском обществе.
Эта задача требует индивидуального подхода к личности школьника, учёта интересов социума, высокого такта, общей культуры учителя. Она не терпит насилия над личностью, навязывания стереотипов, однозначного самоопределения, что вызывает реакцию отторжения, формирует циничную, нетолерантную личность, приводит к конфликту идентичностей в себе. Последний является продолжением внешнего конфликта между «своими» и «чужими». Он преодолевается через умение увидеть обе системы ценностей в более широкой общности, в рамках которой снимается их противостояние.
При этом религиозная составляющая образовательного процесса нацелена не только на усиление духовных основ военной подготовки, но и придание ей высшего правоверного смысла. Иудаизм как древняя религия еврейского народа играет в данном случае еще более значимую и действенную роль, чем идеологические концепции в других государствах. С учетом изложенного можно заключить, что в системе подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе в Израиле применительно к особенностям ближневосточного региона были развиты достижения советской системы военно-патриотического воспитания. Созданная в этой стране система гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в решающей степени обусловливает способность Израиля эффективно отстаивать свои национальные интересы, несмотря на враждебное окружение арабских стран, чьи вооруженные силы многократно превосходят его собственные.
В целом оценивая зарубежный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо отметить, что подходы к формированию у его представителей патриотического умонастроения в каждом из рассмотренных государств определяются в соответствии со сложившимися в нём экономико-политическими, социальными, культурно-историческими условиями, направляясь требованиями государства к организации воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание в нашем Отечестве в каждый исторический период существования государства российского имело свои особенности. При этом характерной чертой формировавшейся веками системы патриотического воспитания является опора на ратные подвиги соотечественников и проверенные временем духовно-нравственные ценности. Патриотическая идея всегда была одним из мощнейших факторов, обеспечивающих жизнестойкость российского общества и государства. Патриотические чувства представителей русского и других народов России, испытанные в их борьбе за независимость и свободу своей Родины-матери, существовали со времени возникновения государства российского. При этом на первых этапах развития отечественной государственности патриотическая идея находила своё выражение в основном в искусстве и религии, бытуя в духе народов на уровне обыденного сознания. Патриотизм был тогда просто разумным чувством отдельных индивидов, которое из связи с родной землей, родом и племенем рождало их дружинное братство. Наши летописи, проникнутые пафосом единства государственной жизни и защиты родной земли суть первоисточники патриотического воспитания.
Дополненные другими памятниками отечественной культуры в т. При этом их авторы, в отличие от авторов аналогичных европейских документов, доказывают пагубность личного обособления и высокомерной гордыни, признают главенство коллективной народной силы над индивидуальностью и равноправие всех населяющих нашу страну народов. Становление ядра системы патриотического воспитания относится к эпохе Петра Великого, первым призвавшего воинов сражаться не за монарха, а за Отечество. Именно при нём в России в 1716 г. Патриотизм становится самой высокой государственной добродетелью и непременным условием получения чинов, наград, званий. Консолидация национально-патриотического сознания шла и через соединение Петром I духовной и светской власти. Его ближайшие сподвижники и последователи, из которых нельзя не назвать Ф. Прокоповича, И.
Посошкова, В. Татищева, М. Ломоносова и Н. Карамзина, стали первыми идеологами патриотического воспитания и в своих трудах настаивали на том, что Россия имеет собственную уникальную историю, культуру, традиции и язык, которые служат залогом нашей самобытности. Вместе с тем, как непреложное правило подразумевалось, что каждый офицер будет являть собой яркий пример патриотизма. Так, П. Румянцев выделял в воспитании личного состава два элемента — моральный и физический. При этом на первое место он ставил моральный элемент, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь и преданность своей Родине.
Наиболее ярко и полно патриотическая идея воплотились в деятельности А. Суворова, Ф. Ушакова, М. Кутузова и М. Вместе с практикой реализации патриотического умонастроения развивалось и теоретическое осмысление патриотизма. Идейное содержание его понятия разрабатывалось русскими философами и учёными, деятелями искусства и религии с учётом достоинств и недостатков того, что давали зарубежные мыслители и художники. Раскрытию этого содержания способствовал А. Радищев, утверждавший, что не все рождённые в Отечестве достойны почетного наименования гражданин.
Чаадаев подчеркнул в своих «Философических письмах» имманентную противоречивость патриотического умонастроения, сочетающего любовь к Отечеству с ненавистью к недостаткам Родины-матери. Салтыков-Щедрин полагал, что только образованный человек способен постичь истинное понятие патриотизма. Понимание патриотизма, предложенное Н. Чернышевским, учитывало собственную выгоду личности от следования его приниципам. Нетленными памятниками патриотического воспитания юношества являются литературные произведения А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф.
Достоевского и А. Многие положения, сформулированные в работах русских философов В. Соловьёва, И. Ильина, С. Франка, Н. Бердяева, могут быть сегодня успешно использованы в патриотической работе. В последние сто лет существования Российской Империи сложилась известная патриотическая триада, выраженная формулой «За веру, царя и Отечество». Она нацеливала гражданское сознание на сохранение единой и неделимой Святой Руси — хранительницы истинно православной веры, а также на поддержание статуса России как мощной военной державы, задающей политические установки и участвующей в принятии мировых решений.
В советский период истории нашего государства формируется новая концепция и практика патриотического воспитания подрастающего поколения. Коммунисты усмотрели в новом патриотизме, питаемом революцией, не только духовный щит социалистического Отечества, но и одно из орудий реализации коммунистического идеала в нашей стране и во всём мире. Эта организация нашла новые формы массового обучения населения военному делу, а с помощью прессы, комсомола, пионерии и спортивных организаций вовлекла в свои ряды значительную часть молодёжи. Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения советских граждан внесли кино и литература. За короткий срок патриотическое воспитание в СССР достигло небывалых успехов. Сформированный в советских условиях патриотизм раскрыл свой благотворный потенциал в годы Великой Отечественной войны. В немалой степени именно на нём основывались невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, причём и в тот тяжелейший период патриотическое воспитание продолжало развиваться. Изменились государственная политика в отношении к религии, понятие «советский народ» стало трактоваться иначе: как социальная общность людей, основанная на содружестве всех наций и народов единой страны, участвующих в достижении общей победы.
Именно в дни войны А. Лосев написал своё фундаментальное произведение «Жизнь», посвящённое патриотизму как любви к Родине-матери — жертвенной любви, которая делает служение ей смыслом человеческой жизни и подвигает людей на самоотречение. Своего пика советский патриотизм достиг при восстановлении разрушенного войной хозяйства и на послевоенном строительстве новых грандиозных энергетических и промышленных объектов в Сибири, при освоении целины и космического пространства, где главную роль играл энтузиазм молодёжи. Однако уже в 1970-х гг. В 1990-е гг. Эти годы характеризуются резким ухудшением материального положения учреждений воспитания и образования, сокращением возможностей бюджетного финансирования, падением объёмов строительства воспитательных учреждений и темпов технического переоснащения их учебной базы, свертыванием военно-патриотической работы с учащейся молодёжью, снижением уровня научно-методического обеспечения патриотического воспитания, общим кризисом патриотического умонастроения граждан, значительным ухудшением состояния подростковой и молодёжной среды, бурным ростом в ней асоциальных явлений наркомании, преступности и т. После распада Советского Союза советский патриотизм, вдохновлённый великой Победой и видимым приближением реализации коммунистического общественного идеала, теряет свою идеологическую силу. Складывается т.
Его идейная неоднородность на практике привела к конкуренции нескольких политически-идеологических версий патриотизма, выражающих интересы различных социальных групп российского общества. В начале XXI в. Правительство РФ впервые принимает государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. На основе этой и принятых позже программ в короткое время удалось сформировать элементы, необходимые для восстановления в нашей стране военного и гражданского патриотического воспитания. В 2014 г. Тем не менее, в настоящее время в России остаётся немало проблем в этой сфере, начиная с финансовых трудностей и кончая отсутствием современной научно-методической базы патриотической воспитательной работы и подготовленных для неё кадров. В связи с этим изучению опыта патриотического воспитания подрастающего поколения и работе по приведению патриотического воспитания в соответствие с современными требованиями необходимо придать систематический характер. Современная ситуация в сфере патриотического воспитания и причины антипатриотических настроений В последние годы наблюдается повышенный интерес государства и общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан России.
Исследуется отношение юношества к поворотным событиям нашей истории, учитываются возрастные особенности его восприятия. Происходит восстановление памяти о Великой Отечественной войне, атаки на которую начались в период распада СССР, а в настоящее время заметно усилились. С целью консолидации нации всемерно поддерживаются гражданско-патриотический мемориальный ритуал «Бессмертный полк», всероссийские акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти», укрепляются организации, которые борются с информационной агрессией и деструктивными идеологиями. Наряду с сохранением исторической памяти народа о его победах, поддержкой народных традиций и подготовкой защитников Родины, современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу вовлечения молодых людей в общественно-политические процессы. Добровольчество как движение молодёжи, вызванное её побуждениями к добрым и общественно значимым поступкам, становится стрежневым элементом государственной молодёжной политики. Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности. Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России. Благодаря перечисленным мерам происходит постепенная реабилитация слов патриотизм, патриотический, патриот, получивших в 1990-е гг.
В 2000-2010-х гг. Вместе с тем, их подлинное значение нередко дискредитируется отдельными поступками представителей власти и общественности, выдающих себя за патриотов, а свои личные и даже иностранные интересы — за интересы нашей Родины и Отечества. Борьба за и против патриотической идеи достигла ныне такой остроты, что представления о патриотизме как духовной ценности стали не только объединять людей и народы, но и разобщать их. В национальном характере нашего народа укоренено чувство общности с другими народами, вызывающее у него острое желание духовно приобщиться к единому человечеству. Это чувство исторически культивировалось христианством, настаивавшем на равенстве всех людей перед Богом, и благодаря этому выражало всеобщий момент патриотизма, по которому русский народ, подобно всем другим особенным народам, есть неотъемлемая и своеобразная ветвь человеческого рода. Оборотной стороной этой мировой отзывчивости является по-детски наивная ксенофилия россиян — их любознательное влечение ко всему чужеродному, иностранному. Немалому числу граждан нашей страны уже с конца 1950-х гг. Иностранные товары подкупали их своим высоким качеством или вообще не имели аналогов в ассортименте советской торговли.
Британская и американская рок-музыка, доносясь до слуха наших молодых людей, будила в их душах чувство небывалого раскрепощения. Зарубежные радиоголоса дополняли эти впечатления расчетливым описанием прелестей якобы абсолютно свободной и вполне обеспеченной жизни на Западе. С падением «железного занавеса» в конце 1980-х г. Многие, не удовлетворённые своим настоящим, отвернулись от нашего прошлого и исторического опыта, возмечтав жить так, как живут в т. Это наивное доверие к западным ценностям поддерживали их сторонники внутри нашей страны, активные в СМИ, целью которых была дискредитация нашего образа жизни и государства. Поскольку государство опирается на нравственное сознание его граждан, постольку для успеха дискредитации требовалось разрушить гармонизирующее это сознание начало. Поэтому главной задачей информационной войны против России стало разрушение нашей исторической памяти. Основные удары против неё были направлены на память о социалистическом строительстве и Великой Отечественной войне, когда Генеральным секретарем Коммунистической партии, а также Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР был И.
С нею боролись путём навязчивых указаний на преступления сталинского режима, уничтожившие якобы чуть ли не половину населения страны, и требований покаяния за «коммунистический террор». Информационная агрессия была направлена не только на историю СССР, но и на его преемницу Россию, где якобы как нигде в мире нарушаются права человека, ибо граждане нашей родной страны крайне пассивны, а их руководители — люди бесчестные и насквозь коррумпированные. Либеральная пропаганда воспевала преимущества западного мира и вселяла в сознание россиян презрение к самим себе. На этом фоне в 1990-е гг. Этой антипатриотической настроенности способствовало толкование понятия нации как исторически сложившейся общности людей, которая выступает определённой ступенью развития каждого народа как этноса. Принятая в нашей стране этническая трактовка термина «нация» отличалась от его значения в реально-исторической действительности, в котором этническое самосознание было и остаётся лишь одним из элементов, который с развитием национального самосознания народа отходит на второй план по мере того, как в обществе растёт влияние гражданско-правовых институтов. Национальное состоит не в особенностях цвета кожи, языка и обычаев народа, а в особенной определённости духа народа, решающего всеобщую, всемирно-историческую задачу, стоящую перед человечеством. Как может трактовка понятия нации вызывать антипатриотические или патриотические настроения?
Если нация толкуется в этническом смысле, т. На это недоразумение, уже обернувшееся разложением Союза ССР, ныне опираются попытки разобщить народы России путём разрушения истинно национального, или гражданско-политического самосознания её граждан, которое обеспечивает конкретное единство локального и национально-государственного патриотизма. Не менее весомой причиной антипатриотизма является антинациональный и антипатриотический характер мировоззрения значительной части собственников крупного и средней величины капитала, а также сращённой с ними власти и либеральной интеллигенции. Сплочённые общими материальными интересами представители этих групп, именующие себя «элитой», имеют политические, экономические, информационные и иные ресурсы влияния, используемые для навязывания «массе», или «толпе» абстрактного космополитизма и потребительского образа жизни. Их устремления, несмотря на их декларации, преследуют отнюдь не цель служения Отечеству. Эта политико-экономическая причина антипатриотических настроений привела к тому, что высшей ценностью и мерой человеческого достоинства в современной России стали деньги — капитал, который не просто позволяет жить в достатке, но должен неограниченно возрастать. Сложившуюся под действием этой причины социальную этику характеризует, главным образом, своекорыстное себялюбие, сочетающее эгоцентризм и разнузданный гедонизм. Усвоивашие такую социальную этику молодые люди, даже если остаются в родных пределах, представляют себя частью мнимого «глобального мира» и, исходя из этой иллюзии, строят свою реальную жизнь.
Непонимание духовной природы любви к Родине и того, что личность формируется в процессе взросления человека и образования его духа, — это ещё одна причина антипатриотических настроений подрастающего поколения. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма». В этих словах И.
Спикер посетил центр поддержки и развития патриотического воспитания "Патриот", на базе которого жители региона получают навыки военной и специальной подготовки.
Это как раз для тех, кто не служил в армии и в офисах сидит". По его оценке, для тех, у кого нет такой подготовки, необходимо создавать условия для приобретения опыта, чтобы эффективно защищать свою страну.
Патриотическое воспитание молодежи
Стержень деятельности по воспитанию воинов-патриотов — формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений Военной присяги, воинских уставов, требований приказов Министра обороны по вопросам боевой учебы и выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что истинное выражение его патриотических устремлений — отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность. В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой подготовки, особенно по военно-политической подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы. К ключевым путям формирования патриотизма и верности воинскому долгу у молодых военнослужащих относятся: — воспитание историей; — воспитание на воинских традициях и ритуалах; — воспитание на ценностях морали и нравственности. Воспитание историей предполагает активное обращение к героическим страницам прошлого и настоящего нашей страны и ее Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже человек будет знать историю родной страны, тем точнее он сможет осмыслить ее настоящее и осознать свое место в нем. Широкие возможности для формирования личности открывают тут, например, занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет молодым людям лучше ознакомиться с главнейшими для нашего Отечества военно-историческими эпизодами, постичь боевые традиции российских Вооруженных Сил.
Вполне возможно, что яркие примеры мужества и доблести наших предков не оставят равнодушными современных солдат и матросов, вызовут у них подсознательную тягу подражать былым подвигам, совершать мужественные поступки в боевых условиях. Эффект от таких занятий возрастет, если проводить их в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях, что и практикуется в некоторых воинских частях. Воспитанием патриотизма на воинских традициях и ритуалах тоже нельзя пренебрегать. Воинские традиции — часть национально-государственных традиций. К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др. Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества. В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск.
Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков. Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих. Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям. Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков. Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест. К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов. Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты: — никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; — гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; — терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; — категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения.
Успех проводимой в Вооруженных Силах работы по патриотическому воспитанию молодых военнослужащих зависит от многих факторов и, прежде всего, от активности и инициативы руководящего состава, работников военно-политического звена.
Основные направления, формы, методы и средства государственно-патриотического воспитания в системе прокуратуры Российской Федерации 3. Совершенствование системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации осуществляется по профессиональному, историко-патриотическому, культурно-нравственному, физкультурно-спортивному и психологическому направлениям. Участие работников прокуратуры в мероприятиях по государственно-патриотическому воспитанию в качестве положительной характеристики личных качеств принимается во внимание при проведении аттестации, решении вопросов о включении в кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры, представлении к поощрению. С учетом целей и задач совершенствования системы государственно-патриотического воспитания особое значение приобретает вовлечение в проводимую работу молодых специалистов для их адаптации к службе в органах прокуратуры Российской Федерации и профессионального становления. В отношении указанной категории работников с учетом особенностей ведомственной системы подготовки кадров и профессионального обучения наряду с перечисленными в разделе 3 Концепции формами и методами работы используются следующие основные средства государственно-правового воспитания: индивидуальная воспитательно-педагогическая работа, осуществляемая в процессе наставнической деятельности с молодыми специалистами; изучение на занятиях, проводимых в рамках профессионального обучения в учебно-методических отделах прокуратур - межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, тем государственно-патриотической направленности, посвященных истории России, государственной символике, биографиям выдающихся граждан Отечества и работников прокуратуры, дням воинской славы и т. Особенности реализации системы и организаций прокуратуры Российской Федерации в отношении кандидатов на службу и студентов курсантов , обучающихся по договорам о целевом обучении с органами прокуратуры Российской Федерации 4. Работу по формированию социально значимых патриотически ориентированных ценностей, взглядов и убеждений у лиц, изъявивших желание проходить службу в системе прокуратуры Российской Федерации, необходимо проводить на всех этапах целевого обучения, начиная с организации конкурсного отбора кандидатов в абитуриенты для направления в образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для органов прокуратуры далее - образовательные организации , заканчивая трудоустройством выпускников согласно договорам о целевом обучении. При организации отбора абитуриентов на обучение используются следующие формы государственно-патриотического воспитания: осуществление информационно-разъяснительной и профориентационной работы в общеобразовательных организациях, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах Министерства обороны Российской Федерации, кадетских корпусах, училищах, школах, интернатах, казачьих кадетских корпусах, а также с увольняемыми в запас военнослужащими при участии военных комиссариатов и командования воинских частей; проведение работниками кадровых подразделений прокуратур бесед по вопросам особенностей прохождения службы в органах прокуратуры с учащимися и их родителями законными представителями , преподавателями; изучение деловых и личностных качеств абитуриентов, морально-психологических и нравственных характеристик. Участие работников прокуратуры, студентов курсантов в мероприятиях по патриотическому воспитанию 5.
Так, например, на зарождение патриотических чувств у молодых военнослужащих положительно влияет грамотно поставленный, насыщенный процесс боевой учебы, который сложно наладить без участия командиров и начальников, специалистов военно-политических органов. Стержень деятельности по воспитанию воинов-патриотов — формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений Военной присяги, воинских уставов, требований приказов Министра обороны по вопросам боевой учебы и выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что истинное выражение его патриотических устремлений — отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность. В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой подготовки, особенно по военно-политической подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы. К ключевым путям формирования патриотизма и верности воинскому долгу у молодых военнослужащих относятся: — воспитание историей; — воспитание на воинских традициях и ритуалах; — воспитание на ценностях морали и нравственности. Воспитание историей предполагает активное обращение к героическим страницам прошлого и настоящего нашей страны и ее Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже человек будет знать историю родной страны, тем точнее он сможет осмыслить ее настоящее и осознать свое место в нем. Широкие возможности для формирования личности открывают тут, например, занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет молодым людям лучше ознакомиться с главнейшими для нашего Отечества военно-историческими эпизодами, постичь боевые традиции российских Вооруженных Сил.
Вполне возможно, что яркие примеры мужества и доблести наших предков не оставят равнодушными современных солдат и матросов, вызовут у них подсознательную тягу подражать былым подвигам, совершать мужественные поступки в боевых условиях. Эффект от таких занятий возрастет, если проводить их в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях, что и практикуется в некоторых воинских частях. Воспитанием патриотизма на воинских традициях и ритуалах тоже нельзя пренебрегать. Воинские традиции — часть национально-государственных традиций. К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др. Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества. В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск. Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков. Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих.
Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям. Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков. Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест. К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов. Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты: — никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; — гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; — терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; — категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Нормативные основания патриотического воспитания обучающихся В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в понятии «воспитание» направления воспитательной работы дополнены такими направлениями, как: "формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
Реализация нового федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" в рамках нацпроекта "Образование" началась с 1 января 2021 года. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. В данном проекте усилилась воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования. Документ определяет основные направления развития воспитания: 1. Развитие социальных институтов воспитания. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Формирование гражданской позиции личности — это ключевая задача позитивной социализации учащихся.
Несомненно, очень большой образовательно воспитательный ресурс заложен в семье. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года подчеркивается определяющая роль семьи в воспитании. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной организации как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Изучить текст Концепции Для того, чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия. Следует говорить о Родине, о преданности служению Родине. Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Каждому педагогу необходимо это взять за основу своей деятельности. Условиями успешного решения задач патриотического воспитания обучающихся являются: 1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; 2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства; 3. Взаимодействие с родителями законными представителями несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности. Раскроем несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения в школе: 1 Духовно-нравственное направление формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. В рамках работы по данным направлениям в плане работы школы и календарном плане программы воспитания класса появляется достаточно много традиционных мероприятий: проведение памятных дней, участие в патриотических акциях, изучение родного края, участие в конкурсах патриотической направленности.
Но патриотизм должен быть наполнен не только событиями, связанными с сохранением памяти а это, безусловно, очень важно , но и активностью самих школьников. Понятие «российская идентичность» сегодня очень распространено в научных дискуссиях и публицистике, оно содержится в целом ряде указов Президента РФ и нормативных правовых документов Министерства просвещения Российской Федерации, широко используется в средствах массовой информации и в практике преподавания школьных предметов, в программах воспитательной и внеурочной деятельности. Формирование идентичности — важная задача не только для системы образования.
Защита документов
Участники военно-патриотического движения "Молодая гвардия – Юнармия" проводят акцию в Донецке, посвященную Дню государственного флага РФ. 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. Доля граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания, проц. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы» постановлением Правительства Российской Федерации от Программа патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ а. Он предложил обсудить методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан РФ», которые должны помочь в работе специалистам.
Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России
В помощь современному воспитателю создано немало оборудования, методических материалов и полноценных программ, направленных на патриотическое воспитание. Они посвящены различным аспектам этого многогранного понятия: - семейным ценностям, - истории страны и родного края, - бережному отношению к природе, - финансовой грамотности - и многим другим. У дошкольника формируется гармоничный образ будущего — Карта Будущего, когнитивный и духовно-нравственный потенциал которой направлен на формирование и укрепление основ нормативно-ценностного механизма и финансовой стратегии истинного патриота России. Программа предназначена для работы в ДОУ старшая и подготовительная группа от 4 до 7 лет и в СОШ начальная школа,1-3 класс.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. Принципами патриотического воспитания являются: принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству; молодые граждане и молодежные общественные объединения; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа. Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.
Основы организации работы по патриотическому воспитанию Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.
По словам гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова, воспитание и обучение — одна из важных миссий советского кинематографа. Большое значение педагоги придают появлению в школах единого учебника истории: во все регионы страны доставлено более 755 тысяч экземпляров.
Новое пособие основано на принципах объективности, исторического суверенитета и уважения к прошлому страны, отмечают педагоги. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. Участие в воспитании молодёжи принимают некоммерческие организации и социально ответственный бизнес.
Лучшие проекты они представляют на Национальной премии «Наш вклад» , получая за их реализацию статус «Партнёр национальных проектов России». Одним из финалистов премии стала общественная организация «Общий интерес», представившая проект по увековечиванию подвига советских летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова. Офицеры отказались катапультироваться и направили машину на озеро Штёссензее в британской оккупационной зоне.
Знания, полученные в школе, усиливают на курсах «Основы российской государственности» и «Обучение служением». Около 1,5 млн российских школьников посетят места боевой славы и ключевых событий Великой Отечественной войны в рамках проекта «Патриотическое кольцо России» в 2024 году. Участниками маршей, интеллектуальных игр и уроков мужества в честь военного Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади стали более 12 тысяч московских школьников. Ранее в детские лагеря отдыха внедрили программу патриотического воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году
12 июня в День России на Всероссийском Патриотическом форуме обсудили патриотическое воспитание в рамках программы воспитательной работы Движения первых. Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством. Главная» Новости» План патриотического воспитания граждан российской федерации на 2021 2025 годы. — направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию
Он верит, что «свои» всегда поймут и поддержат, защитят и помогут. Поэтому человек обычно отождествляет себя с какой-то одной или несколькими большими группами людей, объединёнными общими признаками: родством, местом жительства, происхождением, этнической или религиозной принадлежностью, гражданством, общими взглядами, ценностями, идеалами и т. Представителей таких групп он считает «своими». То есть человек определяет круг «своих», используя понятие «идентичность». Идентичность лат. Различают локально-территориальную, семейно-родственную, гендерную, национально-государственную гражданскую , этническую, идеологическую, социально-классовую, профессиональную, религиозную, планетарную и прочие социальные формы идентичности. Под гражданской идентичностью понимается ощущение своей принадлежности к определённому государству патриотизм, гордость за своё Отечество, интерес к его истории, стремление упрочить его позитивный имидж на международной арене, уважение к согражданам и т. Под российской гражданской идентичностью понимается ощущение своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, вера в Россию, интерес к её истории, к культуре народов России, чувство ответственности за настоящее и будущее нашей страны, стремление упрочить позитивный имидж Российской Федерации на международной арене, уважение к согражданам, социальная солидарность и т. Как понятие российской идентичности трактуется и фиксируется в основополагающих нормативных правовых актах системы образования? В обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования ФГОС ООО, 2021 об этом говорится в нескольких пунктах: «ФГОС ООО обеспечивает: …формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации…; овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации»; 41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных: 1 личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; 42.
Патриотическое воспитание: Осознания российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России». В Примерной программе воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, федеральным координатором ее внедрения с 01. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности». Значение идентичности в формировании личности обучающегося Почему так важен вопрос формирования российской идентичности? Во-первых, к проблеме формирования российской идентичности внимание общества привлекло такое негативное социокультурное и социально-психологическое явление, как дезадаптация человека, то есть его неспособность быстро адаптироваться к изменениям в современном мире. Особенно разрушительно дезадаптация действует в отношении подрастающего поколения. Факторами дезадаптации человека являются рост объёма информации и коммуникативных связей в ускоряющемся режиме, отрыв человека от своих историко-культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок, вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных ориентиров и абсолютов псевдоценностями, погружение человека в мир искусственного техномир и в мир виртуальных образов, манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия, психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям и др. Преодоление дезадаптации личности и её последствий возможно на пути формирования различных социальных форм идентичности обучающихся в тесном взаимодействии с социальными партнёрами: семьёй, учреждениями социальной защиты, культуры, здравоохранения, органами внутренних дел, системой организаций профессионального и дополнительного образования, землячествами, ассоциациями, обществами, религиозными организациями, бизнес-партнёрами и т. Это также вопрос наличия в обществе и государстве чётких нравственных ориентиров, понимание того, что является табу, разрушает мораль и этику. Во-вторых, российская идентичность — фактор консолидации социума, определяющий мировоззрение человека, стиль, ценностно-смысловые рамки его жизни, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения.
Российская идентичность не является раз и навсегда данной или врождённой. Она переопределяется много раз в течение жизни человека, трансформируется под влиянием ситуации, в ходе социального взаимодействия людей, под воздействием воспитания и образования. Управление этим процессом даёт возможность оказывать влияние на социум в целом, тем более, что в современном мире нарастает конкуренция моделей идентичностей. В-третьих, формирование российской идентичности — очень сложная педагогическая задача. Её решение предполагает помощь ученику в выработке непротиворечивой формулы российской идентичности, максимальное расширение количества значимых для него социальных форм идентичности, обогащение его разнообразной палитрой ценностно-смысловых ориентиров и моделей поведения. Уважение к человеку с иной формулой идентичности является основой толерантного поведения и межкультурного диалога, а значит — гражданского мира и согласия в российском обществе. Эта задача требует индивидуального подхода к личности школьника, учёта интересов социума, высокого такта, общей культуры учителя. Она не терпит насилия над личностью, навязывания стереотипов, однозначного самоопределения, что вызывает реакцию отторжения, формирует циничную, нетолерантную личность, приводит к конфликту идентичностей в себе. Последний является продолжением внешнего конфликта между «своими» и «чужими». Он преодолевается через умение увидеть обе системы ценностей в более широкой общности, в рамках которой снимается их противостояние.
Указ Президента Российской Федерации от 09. Ценности — это внутренний стержень любой идентичности и культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования.
Этого нельзя допустить. Поэтому в Совете Федерации проводится огромная работа по сохранению наследия и памяти о Великой Отечественной войне. Так, на законодательном уровне принят ряд важнейших решений. В частности, установлено новое почетное звание «Город трудовой доблести», оно уже присвоено 20 городам, принят закон об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников защитникам Отечества в России и за рубежом.
В группу отбирают школьников, показавших высокие результаты в учебе, спорте, творчестве. Во время поднятия флага ученики исполняют гимн. Патриотическое воспитание молодежи Патриотическое воспитание продолжается и в стенах вузов. Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством. Волонтерское движение Волонтерство представляет собой необходимую составляющую гражданско-патриотического воспитания молодежи. Волонтерская деятельность студентов — это форма гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности и без расчета на денежное вознаграждение. Выделяют три типа волонтеров: волонтеры-управленцы безвозмездно берут на себя управленческие функции в работе с обществом , волонтеры-помощники оказывают единовременную добровольную помощь , волонтеры прямой помощи постоянно работают с конкретным человеком, нуждающимся в поддержке. Патриотический характер волонтерства ярко проявляется в оказании помощи ветеранам войны и труда. Студенты помогают в уборке квартир, покупают продукты и лекарства, делают мелкий ремонт, собирают средства и готовят подарки к праздникам. Другим направлением волонтерской деятельности является уход за памятниками погибшим воинам. Поисковое движение Поисковое движение — это общественная деятельность граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечиванию их имен. В апреле 2013 года было создано Общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Более 15 тысяч молодых людей принимают участие в поисковых экспедициях. С каждым годом количество студентов, вовлеченных в это движение, увеличивается. Поисковое движение по своему содержанию является военно-патриотическим, культурно-историческим и благотворительным направлением. У студентов формируется гражданская ответственность личности, задействуется конкретный интерес энтузиастов, направленный на достижение общественно-значимых целей, происходит объединение людей разных национальностей и конфессий, упорядочивается система воинских захоронений. У населения повышается культура и уважением к погибшим, сближается старшее поколение и молодежь. Проведение специальных акций На патриотическое воспитание студенческой молодежи направлена целая система специальных мероприятий. Например, общероссийская акция «Бессмертный полк», виртуальные музеи Памяти Великой Отечественной войны. Все чаще организуются различные виртуальные проекты, связанные с использованием современных информационных технологий.
Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, функции государственных органов, роль и место общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 01. Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. Патриотизм и патриотическое воспитание. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие , долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а концепция патриотического воспитания выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Расходы на патриотическое воспитание в России увеличат почти в 10 раз
Крайне важной и актуальной представляется разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и укрепления общероссийской гражданской идентичности с учетом новых угроз национальным интересам России. В рамках проекта «Патриотическое воспитание» ведется воспитательная работа в школах и колледжах, проводятся мероприятия патриотической направленности. Рассмотрение взаимосвязи концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, «Программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов позволяет понять причины. Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Госполитика и законодательные инициативы в сфере патриотического воспитания. Досье
Государственная концепция патриотического воспитания граждан в российской федерации. Анализируются основные положения Государственной концепции па-триотического воспитания граждан в Российской Федерации. Крайне важной и актуальной представляется разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и укрепления общероссийской гражданской идентичности с учетом новых угроз национальным интересам России. Главная» Новости» Проект патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024 годы. В рамках реализации федеральной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы, ожидается достижение значимых итогов, направленных на укрепление гражданской идентичности и патриотизма. Государственная концепция патриотического воспитания граждан в российской федерации. Анализируются основные положения Государственной концепции па-триотического воспитания граждан в Российской Федерации. Всероссийский проект патриотического воспитания и истории Вооруженных Сил Российской Федерации.
Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации
Знания, полученные в школе, усиливают на курсах «Основы российской государственности» и «Обучение служением». Около 1,5 млн российских школьников посетят места боевой славы и ключевых событий Великой Отечественной войны в рамках проекта «Патриотическое кольцо России» в 2024 году. Участниками маршей, интеллектуальных игр и уроков мужества в честь военного Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади стали более 12 тысяч московских школьников. Ранее в детские лагеря отдыха внедрили программу патриотического воспитания.
Ранее сообщалось , что в детских садах России могут ввести патриотическое воспитание. Ранее в проекте бюджета РФ резко упали расходы на социалку и экономику. Все новости на тему: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
С учетом целей и задач совершенствования системы государственно-патриотического воспитания особое значение приобретает вовлечение в проводимую работу молодых специалистов для их адаптации к службе в органах прокуратуры Российской Федерации и профессионального становления. В отношении указанной категории работников с учетом особенностей ведомственной системы подготовки кадров и профессионального обучения наряду с перечисленными в разделе 3 Концепции формами и методами работы используются следующие основные средства государственно-правового воспитания: индивидуальная воспитательно-педагогическая работа, осуществляемая в процессе наставнической деятельности с молодыми специалистами; изучение на занятиях, проводимых в рамках профессионального обучения в учебно-методических отделах прокуратур - межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, тем государственно-патриотической направленности, посвященных истории России, государственной символике, биографиям выдающихся граждан Отечества и работников прокуратуры, дням воинской славы и т. Особенности реализации системы и организаций прокуратуры Российской Федерации в отношении кандидатов на службу и студентов курсантов , обучающихся по договорам о целевом обучении с органами прокуратуры Российской Федерации 4. Работу по формированию социально значимых патриотически ориентированных ценностей, взглядов и убеждений у лиц, изъявивших желание проходить службу в системе прокуратуры Российской Федерации, необходимо проводить на всех этапах целевого обучения, начиная с организации конкурсного отбора кандидатов в абитуриенты для направления в образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для органов прокуратуры далее - образовательные организации , заканчивая трудоустройством выпускников согласно договорам о целевом обучении. При организации отбора абитуриентов на обучение используются следующие формы государственно-патриотического воспитания: осуществление информационно-разъяснительной и профориентационной работы в общеобразовательных организациях, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах Министерства обороны Российской Федерации, кадетских корпусах, училищах, школах, интернатах, казачьих кадетских корпусах, а также с увольняемыми в запас военнослужащими при участии военных комиссариатов и командования воинских частей; проведение работниками кадровых подразделений прокуратур бесед по вопросам особенностей прохождения службы в органах прокуратуры с учащимися и их родителями законными представителями , преподавателями; изучение деловых и личностных качеств абитуриентов, морально-психологических и нравственных характеристик. Участие работников прокуратуры, студентов курсантов в мероприятиях по патриотическому воспитанию 5. В работе по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью необходимо особое внимание уделять освещению деятельности органов прокуратуры по обеспечению сохранения памяти о защитниках Отечества и исторической правды, привлечения к ответственности за посягательства на указанные конституционные ценности. При организации шефской работы и мероприятий по оказанию помощи учреждениям социальной защиты детским домам и иным подшефным учреждениям использовать потенциал патриотического воспитания в целях социальной и правовой адаптации, формирования активной гражданской позиции детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Активно проводить работу по разъяснению законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы защиты исторической памяти, противодействия экстремизму, терроризму и реабилитации нацизма, в образовательных организациях для достижения целей патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи.
Раскрыть категорию традиционных нравственных ценностей. Установление государственных и общественных институтов, реализующих Стратегию. Установление системы мотиваторов за осуществление воспитательной деятельности. У становление ответственных за результаты воспитательной работы. Определение характера мировоззрения воспитуемых. Установление критерия решения воспитательных задач в эффективности образовательных учреждений 9. Описание механизмов финансовой поддержки воспитательной работы. Раскрытие мер по противодействию антироссийской пропаганде среди молодежи, предотвращению манипулирования ей в политических целях. Распространение воспитательных практик на взрослую часть населения. Провозглашение патриотизма национальной идеей России, что тождественно идеологии, предполагает устранение коллизии, возникающей в связи с запретом на установление государственной идеологии в Конституции Российской Федерации. Требуется устранение прямых противоречий между пониманием национальной идеи как патриотизма и следующих статей действующей Конституции: преамбула, статья 2, статья 3, статья 4, статья 5, статья 6, статья 13, статья 15, статья 17, статья 29, статья 30, статья 38, статья 46, статья 55, статья 59, статья 62, статья 63, статья 68, статья 69, статья 70, статья 79. Субъекты патриотической воспитательной деятельности Воспитательная работа может быть эффективной при условии ее системности.
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания
12 июня в День России на Всероссийском Патриотическом форуме обсудили патриотическое воспитание в рамках программы воспитательной работы Движения первых. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы предусматривает ряд мер, направленных на достижение поставленных целей и задач. Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании. Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации. Приняты Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10 октября 2022г. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.