Когда колядки и Святки будут отмечаться в России в 2023 году. Рассказываем про историю праздника Коляда, когда его празднуют, традиции и обычаи, как празднуют колядки в современной России. Рядовая беседа внезапно подарила сенсационную новость — Коляда объявил, что приостанавливает карьеру.
Коляда (праздник): история и традиции
Двенадцать дней Коляды. Мы в своём детстве ходили колядовали 6 го вечером, ходили по знакомым дворам и по родственникам, пели колядки и носили кутью, получали угощения и. Теперь Коляда снова блистает на льду, не скупится на широкие жесты и признаётся, что побеждает только благодаря Даше. Главная» Новости» Когда колядовать в 2024 году. Праздник начинается в 18-00 местного времени 22 декабря 2021 и продолжается трое суток (колядки). Перейти к содержимому. Новости.
Старый Новый год, День российской печати, Васильева коляда: праздники и приметы 13 января
Так могло продолжаться до ночи. На следующий день все повторялось, вплоть до 9 января. Ни один праздник не обходится без народных примет. Вот три основных: 1. Если в канун Рождества звездное небо и снежная погода — год обязательном будет урожайным. В этот период нельзя отправляться на охоту и идти в лес — обязательно настигнет злой дух, который принесет несчастье. Если ветер дует с юга — год обещает быть плодородный.
Богатый лесной урожай принесет только восточный ветер. Западный приносил засухи, а холод — северный. Важно уделить внимание костюмам. Нельзя надевать темную и невзрачную одежду. В таком случае следом увяжется нечисть, которая принесет только плохие эмоции. Есть нельзя до первой звезды в небе.
Даже если ночь будет облачной, нужно обязательно дождаться, пока на небосклоне появится хоть какой-то источник света. Украшение в доме можно сделать из соломы и сена. Это принесет процветание. Раньше считалось, что после этого год станет урожайным. Сейчас — однозначно принесет успех в работе и карьере. Без гаданий никуда.
Девушки точно узнают, как скоро встретят суженого, когда выйдут замуж и насколько будут счастливы в любви. Как сейчас колядуют.
И эти определения сохранились в припевах обрядовых зимних песен например, «овсень, таусень»; «виноградье, красно-зеленое мое». Колядки исполнялись исключительно во время зимних праздников. Рождественские колядки После крещения Руси языческий праздник рождения нового Солнца постепенно начал заменять христианский праздник Рождества Христова. Но в народных традициях языческие элементы праздника долгое время соседствовали с христианскими. Под иконы клали кутью, а также зерно и сено, ряженые одевались в костюмы, изображая домашних животных, пародировали их крики, мычание и кудахтанье. Корни другого обычая — наряжаться в страшные маски — тоже уходят в язычество: так ряженые изображали покойных предков, которых тоже просили способствовать будущему урожаю. Ближе к XV веку начали различать маскарад, греховный, шумный, и благочестивые христославные колядки В текстах колядок возникли образы младенца Иисуса Христа , Богородицы и святых.
В них появились такие слова как, например, «Христово рождение — людям на збавленье» или «Сын Божий в мир родился». А само колядование стало означать не столько начало нового годичного цикла, сколько рождение Христа. Дети и взрослые ходили колядовать вместе, но собирались отдельными группами: родители, подростки и дети порознь. Считалось, что чем больше колядовщиков придет в дом за день, тем лучше будет жизнь хозяев дома.
Могли пригласить к столу, но все равно что-то дарили. По окончанию похода все подарки разделялись поровну между всеми участниками. Так могло продолжаться до ночи. На следующий день все повторялось, вплоть до 9 января. Ни один праздник не обходится без народных примет. Вот три основных: 1. Если в канун Рождества звездное небо и снежная погода — год обязательном будет урожайным. В этот период нельзя отправляться на охоту и идти в лес — обязательно настигнет злой дух, который принесет несчастье. Если ветер дует с юга — год обещает быть плодородный. Богатый лесной урожай принесет только восточный ветер. Западный приносил засухи, а холод — северный. Важно уделить внимание костюмам. Нельзя надевать темную и невзрачную одежду. В таком случае следом увяжется нечисть, которая принесет только плохие эмоции. Есть нельзя до первой звезды в небе. Даже если ночь будет облачной, нужно обязательно дождаться, пока на небосклоне появится хоть какой-то источник света. Украшение в доме можно сделать из соломы и сена. Это принесет процветание. Раньше считалось, что после этого год станет урожайным. Сейчас — однозначно принесет успех в работе и карьере. Без гаданий никуда.
От этого же слова происходит слово «календарь». Традиция устраивать колядки уходит корнями в праздник зимнего солнцестояния самого короткого светового дня. Тогда славяне отмечали рождение молодого и нового солнца — Коляды. Это связано с тем, что в старину солнцу придавалось огромное значение. В современном мире этот праздник воспринимается как веселое представление, в котором принимают участие люди, наряженные в яркие костюмы. Празднования продолжаются на протяжении 12 дней. Заканчиваются Святки в канун Крещения, 18 января. В 2023 году дата празднования не изменится. Веселиться и гулять народ будет с 6 по 18 января. Несмотря на то что большинство традиций в больших городах не так чтут, как в селах. В городах празднования устраивают только в отдельные дни: на Рождество, Щедрый вечер и Василия. Хотя для верующих это особый период, имеющий определенные обычаи и ограничения. История Святок История возникновения праздника уходит корнями в язычество. Первые упоминания о народных гуляниях зимой, во время которого люди переодевались в костюмы и проводили гадания, датируются IV столетием.
Коляда - праздник славян, обряды и традиции: как славяне отмечали рождение нового Солнца
Когда колядуют в России в 2022 году | Обход дворов с «солнышком»; Пение обрядовых песен «колядок». |
Ответы : когда щедруют колядуют и посивают??? | 17:50 Чешское информагентство заявило, что новость на его сайте о покушении на Пеллегрини разместил хакер В мире. |
Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?
Что такое колядки и когда колядовать | Обязательно посетите хотя бы «Коляда-Театр», который, по оценке Forbes, вошёл в десятку лучших театральных коллективов России. |
Когда и как празднуют колядки в 2024 году. Когда начинать колядовать в 2024 году | Есть поверье, что с колядками в дом приходит счастье, достаток, здоровье. |
Когда колядуют в России в 2024 году. Как празднуют колядки в России в 2024-ом | Главная» Новости» Когда колядовать в 2024 году. |
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
Старый Новый год, День российской печати, Васильева коляда: праздники и приметы 13 января | Тексты колядок, кроме сюжетов о рождении Христа, содержали обычно "величания" – добрые пожелания хозяевам дома на наступающий год. |
Коляда (праздник): история и традиции | Коляда, колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. |
Как правильно колядовать и как правильно встречать колядующих?
За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали. Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь , делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно. Сам праздник проходил по четко выверенному сценарию, придерживаться которого было обязательно. До вечера 6 января люди соблюдали пост, и только после появления первой звезды на небе садились за стол.
Одним из обязательных условий было сено, которое лежало под скатертью до самого Щедреца 14 января. На столе должны были быть кутья и взвар, а еда была очень сытной, мясной — блины, жареная колбаса и т. Взваром наши предки называли компот из сушеных яблок и груш. Вечером наступало время молодежи. Большие компании по 10-15 человек переодевались в цыган, в медведей, обязательно одевали одного из членов группы козой.
На Полесье кроме этого делали звезду. Колядующие пели песни, частушки, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали всякими вкусностями и мелкими деньгами. Закрыть перед колядующими дверь означало накликать беду и на дом, и на хозяйство. Второй день Коляд назывался днем святого Степана.
В этот день хозяева расплачивались со своими работниками, после чего те могли высказать все свои обиды.
Оно в этот день зарождалось с новой силой. Это, вероятно, было связано с самыми длинными ночами, которые после дня зимнего солнцестояния начинали укорачиваться. Соответственно, день увеличивался.
Праздновали Коляду вплоть до 6 января. В этот день жгли большие костры, чтобы помочь Солнцу нарастить силу, а также рядились в страшные костюмы, чтобы отпугивать нечисть, которая долгими зимними ночами могла шастать по земле. То есть колядки у православных нынче начинаются с 7 января и длятся неделю - до Старого Нового года. Именовать и стали Рождественскими Святками.
В этот период все ходят друг к другу в гости.
Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней. И в эти пять дней Рхея родила пять детей.
Озирис родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» смысловой перевод. Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов так чернокожее население относилось к нашим предкам , четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод земля родила после катастрофы пять детей. Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней то есть девять славянских месяцев по 40 дней.
В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли.
Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю.
В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения пять месяцев из 9 стали по 41 дню. Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день.
Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток реальная продолжительность 365,2422. Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами.
Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.
Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы.
А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..
Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... Наконец от слова колядование произошло слово "колдование". Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св.
Димитрий Туптала митр. Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См.
Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.
Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов.
Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно.
Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу.
Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.
В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч.
По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей.
Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.
В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.
Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы.
Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов.
У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества.
Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору.
Люди собирались в группы, наряжались и отправлялись колядовать. Как правильно колядовать на Рождество, будет рассмотрено далее. Щедрование на старый Новый год Много путаницы создалось вокруг обряда колядования. Многие путают, когда нужно ходить совершать обряд: в Рождество или на старый Новый Год? Как правильно колядовать, поговорим позже. Итак, с 6 на 7 января совершается обряд колядок, а 13 января — посевание или щедрование.
Сейчас это тоже редкость, а вот ранее проводилось ежегодно в Щедрый вечер — канун старого Нового года. Как правило, щедровать ходила молодежь, преимущественно девушки. Они приносили с собой пшено и посыпали им на пол хозяев дома, приговаривая при этом соответствующие стишки или песни. Эта процедура посыпания соответствовала пожеланию плодородия. Особых требований к одежде щедрующих не было. По желанию девушки могли облачиться в оставшиеся с колядок костюмы, а могли просто нарядиться в праздничные одеяния. Главное — это прочитать хозяевам щедровки. Это песни и стихи с пожеланием добра, счастья и плодородия.
Вот пример таких пожеланий: Добрый вечер, щедрый вечер,.
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Обход дворов с «солнышком»; Пение обрядовых песен «колядок». Стоит отметить, что колядки на Старый Новый год ничем не отличаются от тех, что используются на Рождество. #колядки #Новыйгод #праздники Новогодние и рождественские праздники имеют хорошие давние традиции, связанные с колядованием, щедрованием и посеванием. Одно другому не мешает в Колядках нет ничего плохого.
Колядки: кто и о чём поёт в Рождество
Христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и стремятся одарить этой верой, вместе с Рождественской радостью всех окружающих. Праздник начинается в 18-00 местного времени 22 декабря 2021 и продолжается трое суток (колядки). •Коляда-Театр• Двадцатый театральный сезон Екатеринбург, с 2001 г. Художественный руководитель театра. Колядки, щедровки, христославия, овсеньки пели колядовщики и вертепщики, которые ходили по домам, славили Христа, давали представления, чествовали добрых хозяев. Рядовая беседа внезапно подарила сенсационную новость — Коляда объявил, что приостанавливает карьеру. Главная» Новости» Когда колядовать в 2024 году.
Какого числа ходят колядовать
Святочные колядки, в которых величают хозяина, хозяйку и детей их, живущих в трёх теремах, пронизаны сакральным смыслом. Накануне пятого этапа Гран-при России 2023 Михаил Коляда посетил Самару и провел традиционную экскурсию вместе с поклонниками фигурного катания. Ныне многие связывают имя Коляды только с праздничными колядками, которые поют вечером с 6 на 7 января. Российский фигурист Михаил Коляда – яркий пример того, что благодаря упорству и воле к победе можно добиться самых головокружительных высот. Обязательно посетите хотя бы «Коляда-Театр», который, по оценке Forbes, вошёл в десятку лучших театральных коллективов России.
«Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь
Оказывается, это слово обозначает «календы», смешно правда, это такая песенка с пожеланиями о хорошей жизни, богатстве, крепкого здоровья и шикарного урожая. Взрослые и дети ходили по дворам и квартирам и распевали песенки, а те, кто открывал им двери в ответ, угощали вкусностями. И это настроение и получаемый заряд энергии сохранялся на пару месяцев. И еще куча положительных эмоций. Помню в детстве мне приходилось такие напевки исполнять.
Да, было очень весело и забавно.
Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков [21]. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба см. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В Северной России печётся ещё козулька , имеющая вид или козла на четырёх ножках Владимирская губерния , или других животных, или птицы Олонецкая губерния ; козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин см. Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Беларуси.
В «свят вечир» канун Рождества вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде , главным образом, из кутьи ячневая , изредка пшеничная и узвара отвар сушёных плодов , имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу [21]. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летопис. Подробнее см. Колядки Святочные народные песни Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого « виноградья », то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено моё» колядки у русских по-видимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства.
Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники.
Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.
В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках.
За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее.
В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают.
Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода!
Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев.
Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает? Это мы — колядовщики! И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? Уходит в дом.
Колядующие хулят говорком. Ну не будет у вас удачи. Одна была корова — и та не здорова, один был петух — и тот хлопотух, одна была кобыла — и та бога забыла. У скупого мужика показывает на дом Николая , Родись рожь хороша — Колосом пуста, Соломой густа. Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
У Ивана на дворе да три терема. Сам Иван — господин светлый месяц. Красно солнышко — его Варварушка.
А вот в Беларуси традиции почти совпадают с русскими: толпа колядующих отправляется по домам, начиная со Святок, и закончит ходить только 19 января. Какого числа щедруют и посевают Помимо колядок есть еще интересные обряды — щедрование и посевание. Между ними тремя есть большая разница по смыслу. В колядках принято восхвалять Коляду, но с принятием христианства праздник стал святым, и называют его Святовечером. Затем вечером 13 января в Старый Новый год наступает Щедрый Вечер.
В это время народ навлекает на дом щедрость, богатство, достаток, благополучие. Затем 14 января с самого утра наступает посевание: к дому с помощью крупы сеют удачу и счастье, а еще поминают святого Василия, ведь 14 января — день его памяти. У каждого из обрядов есть свои особенности: щедровать должны только молодые и парни, и девушки. Пожилым и старикам нельзя ходить по домам; нельзя не пускать колядующих и щедрующих. Считается, что тем самым можно обречь себя и родню на бедность; посевать могут только мужчины, а женщинам нельзя. Считается, что мужская рука приносит материальный достаток и благо, а женская — к неурядицам и несчастью; посевать можно только рожью, пшеницей и ячменем. Чем больше разного зерна, тем лучше. Еще в старину говорили, что сеют горох, просо, пшено к слезам.
Все 3 обряда веселые и приносят радость как для колядующих, так и для хозяев дома. Каждый раз с приходом принято петь песни, за что люди одаривают гостинцами и деньгами. На посевалки не принято платить деньги, иначе год потом будет голодным и бедным, нужно давать только угощения. Как появились Колядки — когда и где исполнялись Точно установить происхождение праздника не удалось до сих пор, но большинство историков уверены, что обряды производились для задабривания языческого бога Коляды. В честь него устраивали праздник, длящийся несколько дней. Были шумные гулянья с песнями и переодеванием в разные костюмы, сопровождающиеся громким смехом и розыгрышами.
Коляда (праздник): история и традиции
В России аудитория Коляда-театра — женщины бальзаковского возраста и дети, обеспечивающие кассовые сборы. это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие. В отличие от святочных гаданий, которые не поддерживаются церковью, колядки являются особенностью христианской культуры. Самое время сейчас к колядкам готовится. У нас на севере народ знающий живет, многие куклы колядные шьют, наряды готовят, да песни разучивают. Колядки Богогласника – чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов.