Праздник Рождество Христово в России имеет глубокие корни. В этом видео мы расскажем о истории и традиции праздника, каким его праздновали на Руси, а также о значении праздника Рождества Христова для всех христиан. Традиции русского рождества Почему Рождество празднуют 7 января. В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. 8. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. У нас хорошие новости! Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник.
Рождество: история и традиции праздника
История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. ❄️История празднования Рождества в России❄️ На Руси традиция празднования Рождества появилась достаточно поздно. Непридуманные истории. В России начало всей ёлочной традиции связано с Петром I. Вернувшись из Великого посольства в Европу, он издал указ, предписывавший с 1700 года вести летоисчисление от Рождества Христова, как в Западной Европе, и праздновать новолетие не 1 сентября.
Так где родилась елочка? Лютер придумал, а Николай II запретил
Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. История празднования Рождества в РоссииДля большинства христиан и католиков праздник Рождества приходится на 25 декабря, согласно Григорианскому календарю. Наша же страна в начале XX века не перешла на него с Юлианского, поэтому празднование Рождества проходит. Рождество, история и традиции Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых.
Свежие комментарии
- Горят рождественские ёлки. Каковы традиции и история Рождества Христова | АиФ Нижний Новгород
- Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
- ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ
- История возникновения празднования Рождества
Рождество в России
Теперь же все вкусности — на столе, а на колючих ветках — стеклянные шары, искусственные цветы, павлиньи перья, бабочки — да всё что угодно. А вот фигурки ангелов и звёздочки, связанные с темой Рождества присутствуют далеко не всегда. Хотя фигурки ангелов — это один из обязательных символов христианских праздников. Ну, а звёзды — это уж чисто рождественская история, связанная с Вифлеемской звездой. Как же без них? Опять-таки, раньше ёлку украшали тем, что приобреталось в разные годы, иногда — несколькими поколениями семьи. И когда начинали разбирать игрушки, можно было многое вспомнить и рассказать детям и внукам.
Да и елочные игрушки были дорогими, их бережно хранили. Теперь же всё большую роль играет мода. Игрушки уже не выбираются тщательно и с любовью, и всё реже бережно хранятся. В этом просто нет смысла, если в прошлом году были в моде красные бархатные банты, в этом — сочетание золотых и серебряных шаров, а на следующий — вообще непонятно, что будет. При таком раскладе ёлочные украшения уже не могут стать частью семейной истории, — сетует Елена. По всей видимости, в прошлом остаётся и добрая традиция встречать Рождество дома, в семейном кругу.
Всё больше наших соотечественников стараются выбраться на новогодние праздники куда-нибудь подальше. Даже сейчас, когда лишних денег у населения явно не имеется, туры в Турцию, Египет, Эмираты, страны Юго-Восточной Азии заранее раскуплены. Хотя сейчас, в высокий сезон, цены примерно вдвое выше.
Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры.
Это были ученые люди, наблюдавшие за звездным небом. Они принесли младенцу дары — золото, ладан и смирну. Золото — символ дани, величия, признания и мудрости. Из золота изготавливали самые роскошные вещи, оно не портится со временем и всегда остается ценным. Ладан был преподнесен младенцу как первосвященнику. Смирну же погребальное благовоние волхвы подарили Христу как тому, кто должен умереть за людей. Отсюда пошла современная традиция дарить подарки на Рождество. Традиции Рождества ХристоваРождество празднуется с 6 на 7 января, в полночь в храмах начинается главная служба. В 2023 году Рождество Христово выпадает на субботу. Промежуток времени с 7 по 18 января Сочельник Крещения называется Святки или Коляды — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки.
Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г. Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу". Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай. Лоренцо Лотто. Паоло Веронезе. Поклонение волхвов 1570-е годы, Эрмитаж Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры.
Как праздновали Рождество Христово на Руси?
Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами. Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами. За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.
Во время представления часто исполнялись песни — коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.
Весь зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими разноцветными свечами и увешанными позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Шесть елок предназначались для семьи и гораздо больше — для родственников и придворного штата. Возле каждой елки ставили маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками. Младший брат Николая II Михаил писал в дневнике, что накануне Рождества он «валялся в кровати и думал о елке». Вскоре праздник заканчивался, и елки, простоявшие во дворце три дня, убирали. Снимали украшения с елок дети: «Все изящные, похожие на тюльпаны подсвечники и великолепные украшения, многие из которых были изготовлены Боленом и Пето, раздавались слугам. До чего же они были счастливы, до чего же счастливы были и мы, доставив им такую радость! При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок членами Императорской фамилии. Так, ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояла елка и стол с подарками, после раздачи даров, всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Собственно, календарный Новый год 31 декабря в царской семье отмечался только молебном, поскольку для людей того времени это был обычный календарный рубеж, не имевший ничего общего с рождественскими чудесами. С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, воспроизводились при императорском дворе вплоть до 1917 года. Спальная комната Николая Второго Конечно, из череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки. Все повторялось из года в год. Многочисленные елки для охраны, с родственниками, домашние, в которых стали принимать участие и дети. Для них, кстати, устраивались отдельные елки. А в 1906 году Николай II записал: «В новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Следует также отметить, что и в праздники работа для царя не останавливалась. Например, 31 декабря 1905 года рабочий день императора включал в себя: смотр лейб-гвардии Казачьего полка с 10 часов 30 мин. Поскольку день был насыщенный, он в своем дневнике отметил: «Гулял очень мало». Потом в 16. После обеда царь, стараясь закончить нескончаемые дела, «занимался усиленно» до 23 часов 30 мин. И только затем семья «пошла к молебну». И так повторялось из года в год. В декабре 1895 г. Затем 25 декабря: «В 3 ч. Как всегда были песни, пляски и балалайки. После чаю зажгли маленькую елку для дочки и рядом другую для всех женщин, Алике и детской». После раздачи подарков смотрели опять на лезгинку и пляску солдат». Таким образом, начиная с Александра III, рождественские праздники для императорской семьи стали важной частью публичной демонстрации «нерушимого единства» царя и его личной охраны. Конечно, из этой череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки с обязательными взаимными подарками. В этот день Александра Федоровна недомогала, а у царя «трещала голова», поэтому они в 11 вечера легли поспать, а затем, проснувшись через час, «показали наши взаимные подарки. Оригинальная Елка в первом часу ночи в спальне! Хотелось бы подчеркнуть, что тогда рождественские праздники не носили характера «всенародного праздника», а являлись тихим, семейным делом. Естественно, царем незатейливо подводились и итоги года: «Не могу сказать, чтобы с грустью простился с этим годом. Дай Бог, чтобы следующий, 1897 г. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся «схеме». Менялось только количество детей, и с 1904 г. Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. В этот же день, к вечеру, семьей поехали в Гатчинский дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Там, после всенощной, «внизу» устроили елку «для всех». В следующие два дня члены императорской семьи присутствовали на рождественских елках, устроенных для различных подразделений охраны. В последующие годы все повторялось без изменений. Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для них устраивались отдельные елки. Так, 24 декабря 1905 г. Готовились и личные подарки. У родителей была «собственная елка». В 1906 г. Николай II записал: «В новой комнате Алике была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Одна из мемуаристок упоминает, что императрица имела маленькую «рождественскую» слабость: «Она непременно хотела, чтобы свечи на елке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу». Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны. Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «елка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя. После того как началась Первая мировая война, многое в жизни страны изменилось. Александр II отметил для себя только обедом с тремя взрослыми сыновьями — Александром, Владимиром и Алексеем691. Когда великий князь Александр Александрович в 20 лет стал цесаревичем, для него практически ничего не изменилось в день 31 декабря 1865 г. Этот вечер наследник провел «в своих комнатах в беседах с друзьями». Только около 12 часов ночи отворилась дверь кабинета и вошел Александр II. Он поздравил цесаревича с Новым годом и благословил его. Так в 1860-х гг. Традиция формальной фиксации наступления Нового года, в лучшем случае отмечаемого семейным молебном, сохранялась в императорской семье вплоть до падения монархии в феврале 1917 г. По дневнику Николая II можно проследить, как отмечалось 31 декабря на протяжении двух десятилетий. Эти события носили повторяющийся из года в год характер, мало меняясь со временем. В дневнике цесаревича Николая 31 декабря 1891 г. Три смерти, болезнь и долгая разлука с Георгием, и, наконец, мой случай в г. Если по дневникам Николая II посмотреть, как он проводил последний день уходящего года, то увидим, что для него, как и для его предшественников, то был обычный рабочий день, отличавшийся от остальных дней только тем, что в последние часы уходящего года вся семья собиралась на новогодний молебен. Этот новогодний молебен появился при Николае II, когда уже начиналась формироваться традиция торжественно встречать Новый год. Когда Николай II жил с семьей в Зимнем дворце, то размах молебна стал соизмерим с уровнем большого императорского выхода. Одна из мемуаристок описывает такой молебен, состоявшийся в ночь 31 декабря 1900 г. Молебен служился в Большой церкви Зимнего дворца, и на нем присутствовало все императорское семейство. Соответственно, все дамы оделись в придворные платья, усыпанные драгоценностями. Следуя стандартам «формы одежды», Александра Федоровна была в кокошнике, украшенном алмазами. Она выглядела настолько хорошо, что старшая из дочерей, 5-летняя Ольга, в восторге сравнила императрицу-мать с рождественской елкой: «О! Мама, Вы — такая же прекрасная, как Рождественская елка! Примечательно, что после рождественского молебна императрица должна была продолжить свою «работу», поскольку ей представляли всех новых фрейлин-дебютанток. После того как царская семья переселилась в Александровский дворец Царского Села, новогодний молебен стал проводиться гораздо камернее, и в этой церемонии кроме царской семьи участвовали только самые близкие к ней люди. Затем, стараясь оставить все дела в «старом году», работал с документами «до чая и до обеда», то есть до 5 и 8 часов вечера, и «окончил все, что было на столе». Затем — семейный обед, после которого поиграл с великим князем Дмитрием Павловичем на бильярде «в пирамиду». Около 11 часов вечера в Александровский дворец подъехала императрица Мария Федоровна вместе с младшим братом царя Михаилом Александровичем. Все вместе пили чай, а затем в 23. Феодоровский собор Царского Села Иконостас верхнего храма.
В наши дни рождественские службы совершаются и ночью, и днём. Продолжаются и традиции рождественского милосердия. Например, в храме во имя Владимирской иконы Божией Матери в Сормовском районе Нижнего Новгорода есть так называемая ёлка желаний. В специальный ящик люди опускают записки с желаниями, а другие прихожане по своим силам исполняют эти просьбы и приносят подарки в храм. Затем приходская служба помощи «Добрый пеликан» доставит дары по адресам нуждающихся. Статья по теме Запреты и традиции: как в разные времена праздновали Святки — В наши дни Новый год как праздник для многих важнее Рождества. Стоит ли менять в сознании людей важность этих дат? Для православных христиан Новый год — тоже важное время, когда надо поблагодарить Бога за прожитые дни, попросить благословения на год грядущий. Но день появления на свет Спасителя мира для любого верующего человека, безусловно, важнее светского Нового года. Согласно народным поверьям, в эти дни мир реальный пересекается с миром незримым, и можно якобы узнать свою судьбу с помощью гаданий. Как относится к этой традиции церковь? Святки на церковном языке означают «попразднование» — дни с 7-го по 19 января , когда в церковных песнопениях прославляют Рождество Христа. Святки — святые дни, и нельзя осквернять их языческой традицией гаданий, по сути, связью с тёмными силами. Только Богу дано знать, что нас ждёт в будущем, а людям лучше прийти в эти дни в храм и попросить у господа о желаемом. А вот в народной традиции колядования ничего плохого нет. Эти шествия с хвалебными песнопениями Рождеству, пожеланиями мира и здоровья людям несут за собой рождественскую радость и свет. Оцените материал.
Простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской», звезды, возвестившей рождение Спасителя. Как правильно сервировать Рождественский стол, какие блюда должны быть обязательными и для чего класть солому под скатерть. Праздничные салюты, хлопушки, фейерверки. В новогодние праздники магазины пиротехники зарабатывают чуть ли не годовой бюджет. Улицы городов, поселков и даже маленьких деревень озаряют сотни искр. И этим никого уже не удивить. А раньше ради того, чтобы посмотреть на фейерверк, надо было заранее забронировать столик в ресторане. Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» действительно располагался на Воробьевых горах, на нынешней улице Косыгина, метров 150 левее смотровой площадки. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу. Хотя в деревнях придумали свои салюты и фейерверки задолго до хитроумного ресторатора. Трансляция ночной рождественской службы из храма Христа Спасителя. Это относительно новая традиция. Она появилась в 1991 году. Тогда Центральное телевидение впервые в прямом эфире показало рождественскую службу. Но 100 лет назад телевидения еще не было. Верующие обязательно шли на праздничную службу в храм. Желающих было так много, что вход был… по билетам! Почти как на Кремлевскую елку. Что такое вертеп, для чего он нужен и как на самом деле выглядит пещера Рождества? Наши новогодние праздники менялись несколько раз. Сначала Петр I перенес Новый год с сентября на январь, потом большевики внесли свою лепту, перейдя на Григорианский календарь. Так в России появился еще один праздник — Старый Новый год, который отмечают в ночь с 13 на 14 января.
История и традиции празднования Рождества в России - презентация
Непридуманные истории. На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. В России Рождество – православный праздник, который отмечается 7 января, но многие христиане празднуют день рождения сына Божьего – 25 декабря. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре.
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август Октавий объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере вертепе , куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств.
Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы.
Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» Числа 24:17. Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему Мф. Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, то есть был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян.
Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему.
На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной. Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем.
Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав.
Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу» подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке.
Икона 1660 г. Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу". Джотто ди Бондоне.
Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.
Лоренцо Лотто. Паоло Веронезе. Поклонение волхвов 1570-е годы, Эрмитаж Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события. Бартоломе Эстебан Мурильо.
Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале.
Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении.
Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой. Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов. В остальном хозяйки вольны в выборе блюд. В северных областях популярны архангельские козули — фигурки козочек, овечек, барашков и лошадок, вылепленные из сдобного теста на сливочном масле и яйцах. Такие фигурки связаны с хлевом, где родился Иисус. Еще одно традиционное мясное блюдо русской кухни — полотки — половинки птичьих тушек, просоленные и копченые или вареные. Из напитков на столе всегда был ягодный взвар — вода, настоянная на ягодах или фруктах.
Колядки Рождество принято справлять радостно, весело — в кругу самых близких и родных людей. Во время Святок люди ходят друг к другу в гости, а также помогают нуждающимся. Эта традиция зародилась еще в Древней Руси.
Рождество и Новый год в советские времена
- Рождество Христово: история праздника и традиции
- Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника -
- Sorry, your request has been denied.
- «Неправильный» календарь
Новости партнеров
- Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
- Рождество на Руси: как праздновали, история и традиции
- Рождество Христово 2025 в России
- История празднования Рождества в России
Рождество Христово 2025 в России
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника - | Непридуманные истории. |
Рождество Христово: традиции и история праздника | История праздника Рождество – кратко для детей. Традиции и обычаи православного Рождества. |
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника - | своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. |
Рождество и Новый год – от Российской империи до сталинского СССР — VATNIKSTAN | Рождество-2023: история и традиции праздника, запреты и приметы. Известия. |
Горят рождественские ёлки. Каковы традиции и история Рождества Христова | АиФ Нижний Новгород | В России начало всей ёлочной традиции связано с Петром I. Вернувшись из Великого посольства в Европу, он издал указ, предписывавший с 1700 года вести летоисчисление от Рождества Христова, как в Западной Европе, и праздновать новолетие не 1 сентября. |
Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Рождество Христово: история и традиции праздника – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара | История Рождества. Рождество — один из 12 важнейших праздников для православной церкви, он посвящен земной жизни Иисуса Христа. |
Трудная история праздника Рождества | История праздника в России. Рождество на Руси стало официальным праздником в конце X века. |
Рождество на Руси: как праздновали, история и традиции | Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале История праздника. |
5 любопытных фактов о православном Рождестве - Узнай Россию | В истории России было время, когда празднование Рождества оказалось под запретом. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать праздник. С этим запретом отменялась и рождественская елка, которая стала называться «поповским» обычаем. |
История возникновения празднования Рождества | Сегодня Россия и некоторые другие государства постсоветского пространства — чуть ли не единственные страны в мире, где главным зимним праздником считается Новый год, а не Рождество. |
5 любопытных фактов о православном Рождестве
7 января 2024 года в России отмечают праздник Рождества Христова, день появления на свет Спасителя. Праздник Рождества Христова — христианский праздник, отмечаемый в России 7 января по григорианскому календарю. В истории России было время, когда празднование Рождества оказалось под запретом. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать праздник. С этим запретом отменялась и рождественская елка, которая стала называться «поповским» обычаем. После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Город История Тюмени Новый год — 2021 летопись Самая удачная реформа большевиков: как Новый год вытеснил Рождество и стал главным российским праздником.
Дата празднования Рождества в России: в ночь на 7 или 8 января?
Еще одна традиция — одаривать близких. Обычай дарить подарки в этот зимний праздник имеет точное летоисчисление — со времен волхвов, которые преподнесли младенцу Иисусу, родившемуся в Вифлееме, ладан, золото и мирру. А вот от домашних дел стоит отказаться. Стирку, уборку, глажку лучше выполнить до Рождества — светлого и чистого праздника.
Единственное исключение — это подготовка к трапезе. В светлый праздник лучше избегать ссор и разногласий. Переборите это желание, даже если вы чувствуете, что правы.
Будьте терпимее к своим близким. Иначе хорошие отношения можно в один день испортить на всю жизнь.
Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан.
Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов. Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога.
Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М.
Орлов открыл собрание краткой молитвой. Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1—7 и отметил разницу в проведении переписи в то время по месту рождения и теперь по месту жительства. Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу... Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему? Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено.
Один из основных в Москве — на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав.
Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу» подарки завертывались в несколько слоев бумаги.
Богородица же родила Спасителя мира по человеческой природе. В продолжение всего периода пребывания в утробе Матери Сын Божий, оставаясь неизменным по Божеству, развивался естественным образом по человеческой сущности. Когда пришло время родов, Богородица родила Его, как Человека, но сверхъестественным образом, без нарушения девства. Поскольку же Она родила не обыкновенного Человека, а Вочеловечившегося Бога, постольку и именуется Богородицей. Почему на иконах Рождества Христова Богородица изображается обращенной не к Своему Сыну, а в противоположную сторону? По этой причине лик Богородицы обращен именно к тем, ради кого пришёл Иисус Христос.
Стало быть, на иконе Богородица обращена к людям, в частности к тем православным христианам, которые, взирая на икону Рождества Христова, молитвенно взывают ко Господу как к Главе Церкви и к Его Матери, как к Ходатаице и Небесной Царице. Когда праздновали Рождество Христово древние христиане? В раннехристианской Церкви не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. Тема Рождества Христова была центральной в празднике Богоявления. Выделение праздника Рождества, посвященного воспоминанию и прославлению именно Рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, в отдельный, самостоятельный праздник произошло не сразу. Считается, что одна из целей этого шага была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники. Грех ли — петь рождественские колядки? Празднование Рождества Христова было сопряжено с древности с народными обычаями. К ним относятся и пение колядок. Как правило, колядки не имеют единого авторства, они часто несовершенны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Обычно, колядка — это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии, прославляющий главные лица той ночи, которая принесла важнейшую, радостную весть — родился Спаситель мира. Почему рождественский символ — елка?
В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству Христову это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году.
ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ
Рождество - традиции и история праздника | История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. |
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать | История Рождества Христова в России уходит корнями в далекое прошлое. Большинство верующих в нашей стране отмечают Православное Рождество по Старому стилю (юлианскому календарю) 7 января. |
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества | Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. |
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России | «Красный Север» | Традиционно рождественские блюда делились на две категории – еда в Сочельник и еда в само Рождество. 24 декабря обычно подавались постные блюда. |