Где находится Тиманский кряж. Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины.
Историческое и географическое значение Тиманского кряжа
- Тиманский кряж — Википедия. Что такое Тиманский кряж
- Где находится Тиманский кряж
- Тиманский кряж – суровые красоты русского севера близ Баренцова моря
- Домен припаркован в Timeweb
- Географическое положение Тиманского кряжа
Тиманский кряж история
Тиманский кряж) - высокогорье на крайнем севере Европейской части России. Где находится тиманский кряж на физической карте? Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. входят в состав Республики Коми. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Механизм действия
- Тиманский кряж – поднятие фундамента (много фото в статье) -
- КК трасса «Тиманский Кряж» г.Ухта / Места катания / Twentysix
- Тиманский кряж — Википедия. Что такое Тиманский кряж
- Путешествие на байдарках по таежным рекам Тиманского кряжа
- Тиманский кряж — Википедия. Что такое Тиманский кряж
Местоположение и географическое положение Тиманского кряжа: особенности и путешествия
Лес постепенно редеет. Песчаные отмели сменяются галечными, на которых можно найти осколки яшмы, агата. По отмелям легко тащить байдарки на бечеве. Довольно часто приходится входить в воду, чтобы очистить реку от деревьев. Бахилы от ОЗК и хороший плотницкий топор в таких условиях незаменимые помощники. Все выше становятся берега, сужается долина, видны отдельные двухсотметровые высоты Тиманского кряжа, начинается тундра… Отсюда волок с Харьяхи на Тобыш. Общее направление на юг. Без тропы идти трудно: заросли карликовой березки, багульника, ивняка стреноживают ноги. Приходится обходить стороной небольшие болотца, где в изобилии растут морошка и клюква.
Скоро и опушка леса — подходящее место для ночевки, где можно установить палатки, тем более, что вода в ручье рядом. Утром хорошо видно открывающуюся впереди внизу огромную болотистую чащу. Лучше идти ее западным берегом, прижимаясь к рощицам и не теряя высоты, так как, чем ниже, тем гуще непролазные заросли ивняка и карликовой березы.
Пять дней по одной, день по другой, день по третьей. И дальше пешком, в сторону рек, бегущих к Баренцеву морю. Три исходили там, они впадают в четвертую, а та уже в заливы.
По прямой до Баренцева, а значит, до вод Северного Ледовитого океана мы не дошли меньше 40 километров. Вот такое получилось путешествие. Я один из Самары, двое из Усинска. Где мы были, туда даже из местных мало кто ходил. Природа нетронутая, зверь непуганый. Страницы из дневника Андрей вел записи.
Вот страницы из его дневника. Вроде лето, а по ночам заморозки регулярно. Утром растительность стоит окоченевшая, и надоедливые насекомые пропадают на время. Один раз даже при теплой погоде минут пять на нас несло совершенно ледяным воздухом. Густой пар повалил изо рта. Начались мели.
Днище задевает, то и дело у нас таскания лодки против течения. Если кто-то думает, что наш большой водный километраж — сплошь лафа под мотором, он очень сильно ошибается. В принципе, тащить лодку на бечеве несложно, трудно идти по воде, преодолевая ее сопротивление. Вот знаменитый водопад, в котором река сжимается береговыми камнями в метровую струю. Небольшой, зато свой, живописный, по-северному строгий. Под ногами — море всевозможных отпечатков древних ракушек.
Полный музей какого-нибудь триасового периода насобирать можно за час. И тут же, рядом, наловили щук на пять-шесть кило весом. Такую местную рыбу мы стали называть щукозаврами. На следующее утро пошли дальше, вверх по течению. Нас ждет каньон. Его дно в некоторых местах — сплошная скала, монолит.
По нему легко часа за четыре дойти до Павьюги, а оттуда до Пижмы какая-то пара километров. Пять дней из жизни охотника Егротова Едем по Тиманскому кряжу к месторождению бокситов. Тайга здесь не приветливая, суровая. Угнетённые ели засыпаны снегом и стоят как оплывшие свечки. Дорога еле протискивается в узкий перешеек между двух огромных болот. Потом река Вымь, где сейчас ихтиологический заказник. Тут еще можно увидеть длинную комяцкую лодку.
Вдруг впереди по курсу вижу серую стену. Взобравшись на перевал остановились в восхищении. Это тайга раскинулась на хребте Четласский Камень. С нашей стороны Вымско-Вольская гряда. И там, и тут есть отметки за 300 метров. Не горы конечно, но все равно впечатляет на фоне бесконечных болот Коми. Тайга без проплешин и вырубок, в отличие от нашей стороны.
Зеки десятилетиями тут сводили лес. На станции Тиман встретили мышкующую лису. Деловито пригнувшись, она обшаривала заметённые рельсы. Станции, как таковой, еще нет, она отведена для будущего города при бокситовом руднике. Вечный ворон сидит на суке лиственницы и отливает черной смолой оперения. Тут сохранились древние трехсотлетние лиственничные леса. Скелеты стволов как будто отлиты из железа, покрытого морозным инеем.
Вот и Ворыква. В этих местах недалеко исток Мезени и, говорят, древние волока. Юрий Матвеев. Средне-Тиманские месторождения бокситов, а именно они представляют наибольший промышленный интерес, были открыты в 1969 г. Какова же действительная высота Четласского Камня? В атласах и справочниках 60—70-х годов, это хорошо помнят учителя старшего и среднего поколения, указывалась наибольшая высота 463 м.
Небольшой, зато свой, живописный, по-северному строгий.
Под ногами — море всевозможных отпечатков древних ракушек. Полный музей какого-нибудь триасового периода насобирать можно за час. И тут же, рядом, наловили щук на пять-шесть кило весом. Такую местную рыбу мы стали называть щукозаврами. На следующее утро пошли дальше, вверх по течению. Нас ждет каньон. Его дно в некоторых местах — сплошная скала, монолит.
Идешь как по городу, залитому каменным асфальтом. И тут начали появляться агаты и крупные кристаллы кварца. Полудрагоценности буквально разбросаны под ногами. Весь месяц нас кормила река. И тундра. Рыба, ягоды, взятые с собой хлеб и сухари. Стоя на краю водопада, ловили вплотную к нему крупных окуней.
Когда приманка попала в затон под водоскатом, взяла щука килограммов на пять. Ловили ровно столько, сколько надо было для пропитания. Лишнюю рыбу бережно отпускали. Одна ретивая щука шмякнулась о скалы, не дождавшись, когда ее отпустят, так мы ее полчаса полоскали, но заставили ожить, уйти своим ходом. Идем на веслах. А когда река совсем обмелела, двинулись через тундру. Шли просто напрямик.
По сопкам. По зарослям карликовой березки. По болотцам, которые постоянно пытались нас умаслить морошкой. Наелся этой ягоды больше, чем за все предыдущие путешествия. Ворота Тимана.
Тиманский кряж – поднятие фундамента
Географические координаты Тиманского кряжа находятся между 63° и 68° северной широты, а также между 45° и 50° восточной долготы. Тиманский кряж — возвышенность на северо-востоке Восточно-Европейской равнины в Коми и Архангельской области, протягивается между Чешской губой Баренцева моря на северо-западе до истоков реки Вычегды на юго-востоке в западных отрогах Урала. Тиманский кряж: где он находится на карте России? Географически, Тиманский кряж находится в восточной части Европейского Севера, между реками Печора и Вычегда. Он находится там, где Архангельская область несколько севернее 64-го градуса вдается тупым клином в Республику Коми. Где находится Тиманский кряж. Тиманский кряж — возвышенность на северо-востоке Восточно-Европейской равнины в Коми и Архангельской области, протягивается между Чешской губой Баренцева моря на северо-западе до истоков реки Вычегды на юго-востоке в западных отрогах Урала.
20-25.07.2023 г. Экспедиция к Печорским Альпам: Белые камни Тимана.
Тиманский кряж — это где? Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми. Тиманский кряж – это горная система, которая расположена на северо-востоке европейской части России.
Тиманский сельсовет
Кряж протяженностью около 550 километров и шириной от 20 до 150 километров. Один из важных элементов ландшафта Тиманского кряжа — это массивные и крутые холмы, которые создают впечатление огромных скал и выступающих пиков. Местами кряж перерезан извилистыми реками и озерами, придавая ему дополнительную живописность. Рельеф кряжа характеризуется гораздо более разнообразными формами, чем в соседних районах. Климат на Тиманском кряже суровый — зимы длинные и холодные, лето недолгое и прохладное. Жесткий климат обусловлен главным образом северным морским ветром — борой — и холодными арктическими морскими течениями. Растительный мир Тиманского кряжа представлен заповедными и девственными лесами, густо заросшими кустарником и лишайниками.
Здесь обитают такие характерные для тайги животные, как медведь, лось, рысь, лиса, белка и другие. Также на кряже встречаются редкие виды птиц, такие как кедровка и сибирская синица. Интересные места рядом с Тиманским кряжом Помимо самого Тиманского кряжа, в окрестностях этой локации есть множество интересных мест, которые стоит посетить.
Дно многих участков реки выложено базальтовыми плитами. Знаменитый Сульский падун представляет собой грандиозное зрелище.
Над Сульским водопадом возвышается деревянный крест, его в 2001-м году установила группа школьников в рамках экспедиции «Истоки». Тогда экспедиция спускалась по реке на байдарках и в определённых участках реки проводила исследовательские работы. В частности, наблюдали за растительностью и животным миром, также исследовалась ихтиофауна, проводились замеры глубины и ширины реки. Подойти к кресту можно только с левого берега Сулы — правый отвесной стеной подступает к воде. По берегам реки можно встретить и темнохвойные леса, и светлые берёзовые рощи, в которых обитают медведи, лоси и дикие северные олени, почти все травы по берегам -- из средней полосы: пижма, грушанка и другие.
Осенью берега Сулы усыпаны ягодами: черникой, голубикой, жимолостью. Произрастает там и княженика. Во времена средневековья княженика и жимолость украшали столы знати, и с каждым веком княженики становилось все меньше. Но на Суле этих ягод много. В берёзовом перелеске по берегам можно встретить пион уклоняющийся.
Пион — цветок, пришедший в Ненецкий округ с востока. Учёные утверждают, что в северных холодных землях пион расти не может, но тем не менее здесь он растёт и цветёт, вопреки всему. Самый северный участок Ненецкого автономного округа, где растут пионы, — восточное побережье полуострова Канин. Также пионы растут на территории северного Тимана. Самую большую площадь пионы занимают на холмах по левому берегу Печоры, в 52 км от Нарьян-Мара, в окрестностях посёлка Хонгурей.
Недалеко от посёлка находятся склоны ручья Ватык-Шор, что в переводе с языка коми означает «речка — рукавичка». Крутые склоны летом зарастают высокой травой и пионами. И старожилы утверждают, будто пионы там росли всегда. Самой же восточной точкой произрастания пионов в Ненецком округе является территория памятника природы Пым-Ва-Шор — самых северных геотермальных источников. Они находятся в 65 км к северо-востоку от посёлка Харута.
Памятник природы расположен на реке Адзьва, в месте впадения в неё ручьёв Пым-Ва-Шор ручей тёплой воды и Дэр-Шор каменный ручей. Ручьи прорезают каменную гряду хребта Чернышёва, расположенную параллельно реке Адзьве с левой стороны по её течению, протяжённостью пять-шесть км и шириной 500-800 м. Термальные источники вытекают из трещин скал. Одни источники расположены над уровнем воды в ручье, другие — под водой. У ненцев и коми вода источников Пым-Ва-Шор издревле считается целебной.
Они лечили ей болезни желудка, лёгких, грудных, глазных и кожных заболеваний. Происхождение источников вулканическое. Впрочем, отмечают учёные, это больше ненецкая легенда. Но если говорить про состав воды, то легенде можно доверять.
Лес постепенно редеет. Песчаные отмели сменяются галечными, на которых можно найти осколки яшмы, агата.
По отмелям легко тащить байдарки на бечеве. Довольно часто приходится входить в воду, чтобы очистить реку от деревьев. Бахилы от ОЗК и хороший плотницкий топор в таких условиях незаменимые помощники. Все выше становятся берега, сужается долина, видны отдельные двухсотметровые высоты Тиманского кряжа, начинается тундра… Отсюда волок с Харьяхи на Тобыш. Общее направление на юг. Без тропы идти трудно: заросли карликовой березки, багульника, ивняка стреноживают ноги.
Приходится обходить стороной небольшие болотца, где в изобилии растут морошка и клюква. Скоро и опушка леса — подходящее место для ночевки, где можно установить палатки, тем более, что вода в ручье рядом. Утром хорошо видно открывающуюся впереди внизу огромную болотистую чащу. Лучше идти ее западным берегом, прижимаясь к рощицам и не теряя высоты, так как, чем ниже, тем гуще непролазные заросли ивняка и карликовой березы.
Помимо этого, в Волонгу косяками идёт на нерест горбуша. По рекам Сула и Волонга невозможно летом подняться на моторной лодке. Именно этим тут объясняется относительная глушь.
Правда, иногда сюда залетают особенно на Волонгу на вертолётах состоятельные любители спортивной ловли, чтобы половить сёмгу. Но гораздо больше шансов встретится здесь всё-таки с пастухами, которые пасут стада оленей на просторах Тиманского камня. Кратко об идее маршрута Маршрут был разработан исходя из тех факторов, чтобы посетить все наиболее интересные места Северного Тимана за одно прохождение. В данном случае, это верховья рек Сулы, Волонги и Белой. Именно здесь находятся максимальное количество экскурсионных объектов данного региона. Это скопление всевозможных форм выветривания в скальных породах, имеющих подчас причудливые формы, базальтовые каньоны Белой и живописные скалы Сулы. Изучение материалов Н.
Учитывая полное отсутствие подъездных путей, и режим погранзоны во многих посёлках, откуда осуществляется заброска, было решено разработать вариант маршрута, чтобы его началом был населенный пункт, исключающий соприкосновение с погранзоной, как при заброске, так и по возвращении. И чтобы при этом гарантировалось завершение маршрута своими силами, не зависевшее от погоды и авиации. Начальной точкой такого маршрута был выбран поселок Коткино, на Суле. Далее, в результате тщательного изучения карты, и появился кольцевой маршрут схема , замыкающийся на нём. Маршрут логичен и хорошо продуман. При своей большой протяженности, половина которого приходится на участки против течения, он имеет три запасных варианта на случай аварийного схода с маршрута. В первой своей части, на участке подъема по Суле, наиболее правильным будет возвращение обратно в Коткино.
С верховьев Волонги выбраться к людям ещё проще — достаточно спустится вниз по реке до базы "Манса" или до деревни Волонга. На третьем участке маршрута реке Белой в качестве запасного варианта предусмотрен сплав по реке Индига до одноимённого посёлка. Следует отметить, что заброска до Коткино ничуть не сложней чем до Индиги. Разница лишь в том, что если из Индиги можно нанять вездеход в верховья Белой, то начиная маршрут из Коткино придётся двигаться вверх по Суле, рассчитывая только на свои силы. От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Вверх по Каменке - 35 км. Волок на Волонгу - 12 км.
Вниз по Волонге - 38 км. Вверх по Кумушке - 12 км. Волок на Белую - 8 км. Вниз по Белой - 69 км. Вверх по Индиге - 39 км. Волок на Озеро Могутейское - 3 км. По озеру Могутейскому и Мининой виске - 15 км.
По озеру Урдюжскому - 12 км. По Урдюжской виске - 45 км. Итого: 485 км. Из них против течения - 229 км. К сожалению, этот маршрут не был отработан полностью. В результате схода с него, была пройдена лишь его половина. Причины изменения маршрута Основной причиной схода с маршрута и завершения его по одному из запасных вариантов, явилась слабая психологическая подготовка попутчика, усугубившаяся в результате сложных климатических условий, и длительном нахождении вдали от цивилизации.
Физическая подготовка его была вполне удовлетворительной, и он мог бы продолжить маршрут. Учитывая, что мы шли на одном плавсредстве, и с общим групповым снаряжением — сход с маршрута в результате возникновения разногласий, был единственным правильным решением. Поэтому, идя в такие сложные и продолжительные маршруты по ненаселенным районам надо с особой тщательностью подходить к выбору попутчика, и не брать с собой малознакомых людей. В противном случае маршрут может сорваться по пустякам. Это именно тот случай, когда экстремальной ситуации на маршруте не было и нашей безопасности ничто не угрожало. Так же немаловажно, чтобы интересы участников похода совпадали. Иначе, после удовлетворения собственных интересов, всё остальное может стать ему неинтересным.
Один из вариантов избежать подобной ситуации — дублирования снаряжения. В таком случае, человек желающий сойти с маршрута, может сделать это самостоятельно, там, где это возможно. Нами был использован вариант схода с маршрута по реке Волонга, в результате чего он превратился в линейный схема-2 , и стал почти вдвое короче. В итоге, его активная часть стала выглядеть следующим образом: От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Радиальный выход на Кумушку — 10 км. Вниз по Волонге до устья — 53 км. Варианты заброски и выброски Этот район, несмотря на относительную близость, на сегодня довольно труднодоступен.
Полное отсутствие здесь каких либо дорог ощутимо усложняет заброску к началу маршрута, а так же выброску с него. Летом единственным видом транспорта остаётся авиация. Практически почти все посёлки имеют регулярное сообщение с Архангельском и Нарьян-Маром. Однако это не должно вводить в заблуждение, что воспользоваться этим видом транспорта достаточно легко. Билеты на все рейсы, как правило, почти всегда бывают раскуплены местным населением заранее. В поселковых аэропортах запись на рейс осуществляется за 15-20 дней вперёд. В других случаях, когда не набирается необходимое количество пассажиров, рейс отменяется — откладывается до полного заполнения мест.
Учитывая, что рейсы обслуживаются в основном самолетами "АН-2", который берёт на борт не более 8 человек с грузом максимум — 10 , то становится понятно, что для группы численностью 2-3 человека, шансов улететь гораздо больше, чем 6-8. Конечно, у большой группы есть преимущество — можно заказать дополнительный спецрейс. Правда, стоить это будет гораздо дороже. Стоимость билета достаточно высокая. Перелёт Нижняя Пеша-Архангельск обошёлся мне в 8 тысяч рублей — 4 тысячи билет и столько же за багаж, которого у меня было 55 кг. И это при том, что до 10 кг. Практически столько же 4,5 тыс.
Стоимость билета 1200 рублей. Не следует так же забывать, что заканчивая маршрут в Индиге или Нижней Пеше, надо заранее позаботится об авиабилетах на обратный путь что не просто , иначе там можно застрять на несколько дней. Застрять на неопределённое количество дней, можно так же заканчивая маршрут выходом по Волонге , и дальнейшей выброской через Нижнюю Пешу. Здесь уж как повезёт! Дело даже не в проблеме с авиабилетами на Архангельск. В деревне Волонга нет аэродрома, и выбраться оттуда до Нижней Пеши можно только морем, на баркасах или моторных лодках местных. А у них, как всегда, могут быть проблемы с отсутствием бензина и старыми моторами, на которых сами хозяева даже, иной раз боятся выходить в море, а так же штормами, которые здесь могут продолжаться более недели.
Да и услуги их недешевы. За моторную лодку от Волонги до Нижней Пеши 75 км. В принципе, можно было бы сторговаться за 4 тысячи, но время было дорого. Кроме транспортных проблем, есть ещё один немаловажный фактор — для посещения района, необходим пропуск в погранзону. До лета 2006 года пограничный режим действовал только лишь в пределах пятикилометровой полосы побережья Баренцева моря. Нынче, вся территория муниципальных образований Пешинскй и Тиманский сельсоветы являются погранзоной. Никаких пограничников в этих посёлках, и тем более в тундре, конечно же, нет хотя в посёлках может проверить документы участковый , вся проблема в том, что при отсутствии разрешения на посещение погранзоны, в билетной кассе не продадут билеты, в населённые пункты Нижняя Пеша и Индига.
При наличии достаточного количества свободного времени, альтернативным вариантом достижения начальной точки маршрута является река Печора. В настоящее время пассажирское сообщение по ней практически отсутствует. Однако, есть пара вариантов: Для их реализации надо брать ж-д билет до станции Ираёль. Отсюда есть постоянное автомобильное сообщение до пристани Усть-Цильма. В первом случае, едут до паромной переправы через Печору. Здесь производится погрузка автомашин на паром до Нарьян-Мара. Можно напроситься на баржу или теплоход, или к частнику, на фуру.
Всё это за определённую плату конечно. При втором варианте едут до Усть-Цильмы, откуда вниз по Печоре ходит пассажирский теплоход "Хабаровск". Ходит он два раза в неделю — вторник и пятницу. Надо сказать — никаких нормальных условий на нём нет. Идёт он очень медленно, до Нарьян-Мара почти сутки. При этом все пассажиры сидят в креслах, где всё тело затекает и толком не поспать и тем более не поесть. Этот вариант оправдывает себя лишь в том случае, если попадать в Коткино планируется с низовьев Сулы, от пристани Ёрмица.
Мой вариант маршрута предусматривал именно такой заход на маршрут. При этом на заброску до Гусенцов и подъем по Суле своим ходом до Коткино теряется 3-4 дня. Единственным преимуществом этого варианта является его дешевизна. Поэтому, лучше всё-таки воспользоваться самолетом из Нарьян-Мара — получается существенная экономия времени. Учитывая, длительность и сложность заброски-выброски, а так же довольно высокую техническую сложность маршрута, и его протяжённость, минимальное количество времени необходимое для прохождения линейного варианта должна быть не менее 18-20 дней, а кольцевого — 30 дней. Учитывая чрезвычайную извилистость Сулы в низовье, подъем на вёслах непосредственно от её устья нерационален. Единственный логически-правильный вариант — заброска наземным транспортом до урочища Гусенцы, через Харьягу.
В Ёрмице, как и в Харьяге, реально найти автомашину. Таким образом, срезаются наиболее извилистые низовья реки. Ёрмицу с Харьягой связывает дорога. Переправа автотранспорта осуществляется на понтоне, который перемещается по натянутому через реку тросу с помощью приспособления, приводимого в действие физической силой. Посёлок Харьяга относительно большой. Есть котельная, дизельная электростанция, магазины, почта, телефонная связь с внешним миром. В общем, все блага цивилизации, чего не скажешь о Ёрмице, представляющей собой вымирающую деревню.
От Харьяги до Гусенцов 18 километров по хорошей грунтовке фото-1 , идущей через красивейший сосновый бор беломошник фото-2. В Гусенцах имеется два дома один из них перевалочный пункт Коткинского рыболовецкого колхоза , но оба они закрыты на замок. Поэтому на ночлег в них рассчитывать не стоит. Сула здесь широкая около 80 метров река с мутноватой водой и слабым течением. Подъем на вёслах сложностей здесь не представляет. Мест для удобного причаливания достаточно мало — высокие до 5 метров , поросшие травой берега довольно круто спускаются к воде. Почти на всём протяжении до Коткино, тянется достаточно монотонный и унылый пейзаж - заросли ивняка вперемешку с редким елово-берёзовым лесом.
Местами вдоль берега обнажаются намытые рекой песчаные косы фото-5. Имеются так же перекаты. Представляющие собой участки с несколько интенсивным течением и малой глубиной. Всё это можно пройти на вёслах, не выходя из лодки. Расстояние от Гусенцов до Коткино, составляющее 50 километров, реально пройти за два дня. Можно, если попадёт попутная моторная лодка что весьма вероятно , попросить взять на буксир. Таким образом, можно сэкономить значительное количество сил и времени, которые пригодятся далее на маршруте.
После впадения реки Большая Янгыта местность повышается. Берега становятся более пологими и сухими, пригодными для проводки. Перед Коткино река делает большую петлю, протяжённостью 10 километров, в то время как по суше до посёлка отсюда всего 3 километра. Последние 5 километров этой петли отличаются достаточно интенсивным течением. Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов. В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир.
Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации. Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику. Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно. Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально.
Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима. Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении. Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх. Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок. Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу. Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами.
В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле. Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже. Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому. Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов.
В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров. При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи. Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок.
По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег. Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей. Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним. Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге.
На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки. Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус. Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат. Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление. За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10.
Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить. На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками. Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники. Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку.
Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением. Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное. Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13. Оригинально выглядят пласты песчаников в береговых обрывах, похожие внешне на кирпичную кладку фото-12.
Такой вид им придаёт слоистая структура. Своеобразно выглядит так же русло Сулы, которое выше впадения Щучьей, представляет собой скальный жёлоб с отвесными стенами в каменном монолите фото-15. Здесь рекомендуется встать на дневку, и посетить водопад на реке Щучьей, находящийся в двух километрах отсюда. Почти на всём протяжении до водопада, Щучья течёт в скалистых берегах фото-18 , и местами в каньоне фото-19. Водопад представляет довольно интересное зрелище — широкая до 30 метров река собирается в узкий поток и проваливается в щель, чуть более метра шириной, которую легко перепрыгнуть фото-23. Ниже водопада она пропилила глубокий жёлоб с нависающими карнизом стенами фото-24 фото-25 , образовав глубокий омут в отвесных скалах фото-20, фото-22 , где скапливается рыба, и, как правило, всегда отличная рыбалка. Особенно много крупной щуки, чем река, собственно, оправдывает свое название.
В километре выше впадения реки Щучьей, живописное устье Малой Янгыты фото-33. Далее, Сула на протяжении последующих 15 километров течёт в живописном каньоне фото-28 , буквально нашпигованном мощными перекатами и небольшими порогами фото-26, фото-35. Тем не менее, и здесь есть участки, где можно пройти на вёслах. Правда, их немного. В основном приходится идти на бечеве фото-27. Падение реки относительно большое — приблизительно один метр на километр. По берегам попеременно отвесные скалы, которые тянутся на всём протяжении каньона фото-29.
По этой причине, удобных для стоянок мест весьма много фото-45, Фото-47. Берёзовые леса образуют красивые парковые рощицы фото-36 , и как никогда уютны для стоянки, а отвесные скалы противоположного берега фото-37 защищают от ветра, и придают особенное очарование этой местности. Скалы довольно разнообразные, весьма высокие до 40 метров падают в реку многометровыми отвесами фото-38. Большая их часть нависает над водой внушительными карнизами фото-39 , до полутора метров и более, под которыми можно укрыться от дождя, как под навесом фото-42. Правда, не следует этого делать — скалы разрушаются, и неизвестно когда произойдёт очередной обвал. Многотонные глыбы, свидетели этого, тут и там лежат в русле реки и у берега фото-52. Всё это представляет на редкость красивое и завораживающее зрелище.
Берег усеян крупными обломками породы, результатом разрушения скал, по которым нелегко идти. Такой же обломочной массой усыпано дно реки фото-31. По этой причине, несмотря на малую осадку "Щуки", для проводки приходится выбирать более глубокие места. Благо, характер реки позволяет это делать без труда, за исключением некоторых сложных участков, где большая глубина с нагромождением крупных глыб у берега не позволяют провести лодку. В таких местах действительно приходится потрудиться. В некоторых случаях если несильное течение удаётся проскочить такие места на вёслах, с разгону. Структура пластов твёрдых песчаников, которые здесь режет Сула, довольно сложна, и представляет наслоение пород различной твёрдости.
В итоге они неоднородно размываются рекой, образуя порой своеобразные полки и ступени фото-30, фото-49.
Тиманский кряж история
Гряда Чернышева на карте. Тиманский Кряж полезные ископаемые. Тиманский Кряж форма рельефа. Тиманский Кряж почвы.
Где на карте Тиманский Кряж. Формы рельефа Восточно европейской равнины. Строение рельефа Восточно европейской равнины.
Восточно-европейская равнина рельеф кратко. Остров Канин нос. Канин полуостров на карте.
Канин нос полуостров на карте России. Канин полуостров на карте России. Русская равнина на карте.
Река Северный Тиман на карте. Река Северный Тиман на карте России. Северный Тиман река Сула на карте.
Среднерусская возвышенность низменность на карте России. Общий сырт возвышенность на карте России. Общий сырт равнина на карте России.
Восточно-европейская равнина на карте России. Печорская низменность. Западно-Сибирская низменность на карте России.
Печерская низменности на карте. Печорская низменность на контурной карте. Северо-Сосьвинская возвышенность на карте Западной Сибири.
Увалы Западно сибирской равнины. Западно Сибирская равнина Сибирские Увалы. Северо-Сосьвинская возвышенность на карте.
Саяны на карте России. Показать на карте горы Саяны. Саяны на физической карте.
Саяны на карте Евразии. Кряж Северные Увалы. Киров Вятка разлив рек.
Разлив Котельнич. Вятка Лубяны разлив. Народо-Итьинский Кряж.
Урал, народо-Итьинский Кряж. Народо Итьинский Кряж на карте. Тиманский Кряж.
Тиманский Кряж каменный город. Горы Тиманский Кряж.
Белая, и есть в этом месте несколько сразу «Каменных городов», необыкновенных останцев песчаника самых причудливых форм. Как будто встали древние замки, застыли персонажи сказок, а между ними кварцевый песок, как снег белый и переливающийся на солнце. Это еще и самая высшая точка кряжа, 463 метра над уровнем моря. Здесь находят в большом количестве окаменелые останки морских обитателей девонского моря.
Берега речки Индиги и Белой, что впадает в нее, сплошь искромсаны каньонами. И все они, те берега, усыпаны россыпями алмазов и золота, агатов и аметистов. Последние каждый путешественник, приезжающий сюда, увозит с собой, а некоторые именно за ними и приезжает в эти края. Только здесь произрастает волшебный Марьин корень. Он злых духов изгоняет. Кто знает, может быть из этого самого корня изготавливался ариями в древности «сома» — напиток бессмертия.
Если уж не бессмертие, так настроение он дает, это точно. А населяют эти края «дети оленей», так себя называют сами ненцы. Более тысячи лет назад они пришли сюда с юга Сибири. В летописях древней Руси именовались они не иначе, как самоеды или юраки. Но не они стали первыми обитателями этих земель. Не ими возводились неолитические памятники, каких здесь много.
И Каменные ворота — этот базальтовый каньон в сто метров, не их рук дело, как и идолы-болваны сопки Болванская, где ненцы, что официально признаны православными, установили настоящий жертвенник, роль которого принадлежит пирамиде, сложенной из камней. Так что несут сюда люди теперь с разных сторон монетки, брелоки, конфеты. Один из карьеров Тиманского кряжа носит имя Асыв-Вож. Как раз здесь находится «горб Земли» — именно так назвали это место местные. Предание гласит, что всякий, кто к нему прикоснется, обретет силу и энергию Земли. Горные породы отвесных стен карьера образовались миллионы лет назад, когда на Земле еще даже не появились животные.
Город Ухта В окружении сопок Тиманского кряжа много лет назад в долине р. Ухта вырос город. В России таких «нефтяных» городов немало: новейшая архитектура, довольно высокие цены в местных магазинах, развитая инфраструктура и прибранность. Разные легенды объясняют появление городища в таком глухом и труднодоступном месте.
Берёт начало на среднем Тимане у хребта Покъюиз. Течёт с севера на юг. Значительная часть течения проходит по Тиманскому кряжу. Питание — смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает в октябре-ноябре, вскрывается в начале мая. Река протекает в глухой тайге, поэтому проплыв первые 100-120 км, туристы не встретят ни одного человека.
Река хороша для семейного отдыха и сплава. Сочетание малопосещаемых мест с большим количеством «даров» природы, красотой и безопасностью сделает путешествие незабываемым и интересным. Путешествие лучше начинать в периоды: с 15 по 30 июня и с 15 августа по 15 сентября. Ориентация на эти сроки связана с особенностями реки. Тиманский кряж сложен легкорастворимыми известняками, поэтому часты карстовые явления. В межень или в жаркую сухую погоду в верховьях река уходит под землю, и на протяжении шести километров путешественникам придётся перетаскивать груз и суда по сухому руслу реки. Объекты, интересные для посещения: Туристам будет интересно осмотреть карстовый колодец диаметром 8-10 м и глубиной 20-30 м, старожилы утверждают, что глубина колодца около 80 м. В 1930-40 годах на р. Вымь были созданы спецпоселения лагеря ГУЛАГа, землянки и остатки строений которых остались и по сей день. Основным занятием спецпоселенцев была заготовка леса.
Карстовые озёра «Золотоватые», формирование которых продолжается до сих пор. Новое озеро в этой системе появилось летом 2004 года. Озёра богаты рыбой. От местных жителей можно услышать рассказ о человеке, тяжело больном язвой желудка, который поселился в этом месте. Он ежедневно употреблял лечебную воду и за одно лето полностью избавился от недуга. Фонтан серо-водородной воды, оставшийся после разведки бурением нефтяных месторождений. Четыре Вымских порога, образованных твёрдыми породами Тимана на выходе реки с увалов кряжа. В спортивной классификации пороги имеют II к. У кривого порога на правом берегу р. Вымь находится археологический памятник Кичилькосьский могильник, датируемый 10-13 вв.
На раскопе были найдены ножи, топоры, наконечники стрел и копий, различные украшения, бусы, шумящие подвески, перстни, бляхи с изображением всадника. В двух километрах выше пос. Весляна на левом берегу р. Вымь археологами открыт Веслянский могильник, датируемый 6-8 вв. В могильнике найдено богатое вооружение, поясные наборы, культовые предметы, монеты: 6 шт. Источник Через Тиманский кряж Водный маршрут 1 категории сложности проходит по таежным рекам, стекающим с восточного и западного склонов Таманского кряжа. Лучшее время путешествия — июнь — август. Продолжительность: 21 день. Протяженность: 540 км. Нитка маршрута: ст.
Княжпогост 250 км. Начинается маршрут в городе Ухте, от которого туристы плывут вниз по Ухте 8 км и далее по Ижме 120 км до деревни Кедвавом. Ижма — быстрая река с живописными высокими скалистыми берегами. По берегам раскинулись прекрасные сосновые боры с обилием ягод и грибов. Тайга отступает лишь у селений, уступая место лугам и пашням. Селения встречаются редко — через 20—25 км. Миновав большую деревню Усть-Ухта, туристы через 20 км подплывают к деревне Аким, ниже которой начинаются порожистые участки реки. Здесь насчитывается 18 порогов, но все они легко проходимы.
Самая высокая точка округа находится на Пай-Хое — гора Мореиз 467м. В северной части Пай-Хоя находится Карская впадина.
Здесь наблюдаются отложения кайнозойсакой эры. Наличие мела говорит о том, что здесь было море, богатое моллюсками. Это древний метеоритный кратер. Доказательством являются следы удара и переплавления горных пород из-за взрыва. Метеоритные кратеры есть и на Северном Тимане. Территория округа с конца мезозоя и до начала кайнозойской эры в течение 70 млн.