О ситуации, сложившейся в Молдове после выборов башкана Гагаузии, мы поговорили с политологом, в прошлом сотрудником министерства госбезопасности Приднестровья, Дмитрием Соиным.
Молдавия готова отказаться от государственности ради присоединения к Евросоюзу
в материале ФедералПресс. Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ. Sputnik Молдова: новости в Молдове и мире. Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ. В Молдавии у оппозиции должна быть общая стратегия на президентских, и на парламентских выборах.
Президент Молдавии дала понять, что такое настоящая демократия
Она четко следует проевропейскому курсу. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. Сейчас на нее завели уголовное дело, явно сфабрикованное, как говорит сама Гуцул. Решение будет принято, если продолжится давление извне по всем направлениям.
Тогда Игорь Додон допустил, что вторая попытка договориться может быть предпринята перед вторым туром президентских выборов. В частности, левая оппозиция может ситуативно прийти к соглашению о совместной поддержке прошедшего с Майей Санду кандидата вне зависимости от того, кого он будет представлять. Как сообщало EADaily , недавно созданное объединение оппозиционных молдавских партий — блок «Победа» объявил, что скоро представит имя своего кандидата на президентское кресло. Ранее об аналогичном намерении заявил и блок проевропейских партий «Вместе». Постоянный адрес новости: eadaily.
В речных долинах много пойменных озёр. Степная растительность сохранилась лишь на небольших участках. Население Основная статья: Население Молдавии По предварительным данным на 1 января 2008 года население Республики Молдова составило 3572,7 тыс. В 2007 году в Молдавии проживало в среднем 3576,90 тыс. Из них 3158,0 тыс. Плотность населения составляет 111,4 чел.
Население Республики Молдова многонационально и поликультурно. Необходимо отметить, что молдаване, гагаузы и болгары в большинстве проживают в сёлах, а русские, румыны и украинцы — в городах. Несмотря на то, что большинство украинцев, гагаузов, болгар родным языком указали язык своей национальности, каждый второй украинец, каждый третий болгарин и каждый четвёртый гагауз обычно разговаривает на русском языке. Среди граждан Республики Молдова 12705 человек указали двойное гражданство. Не указали гражданство 390 человек.
В минувшее воскресенье в Молдавии прошли выборы президента страны. По итогам обработки 98,69 процента протоколов побеждает Майя Санду. Кто она такая и как итоги выборов повлияют на Россию, — в материале «ФедералПресс». Майя Санду. Кто она такая? Еще до того, как она стала кандидатом в президенты, она сделала головокружительную карьеру, пройдя путь от главного специалиста Отдела сотрудничества с Европейским союзом и странами Черноморского бассейна Департамента внешнеэкономических отношений Министерства экономики Молдавии до премьер-министра Молдавии и лидера оппозиционной «Партии действия и солидарности». Санду, будучи выпускницей Гарварда, в своей работе придерживалась европейских взглядов. К примеру на посту министра образования она провела масштабную реформу, после которой в школах изменили систему проведения национальных экзаменов: усилили контроль за учениками, ввели строгие наказания за списывания. Что касается русского языка, то он был исключен из обязательной школьной программы. Санду пользуется широкой поддержкой европейских лидеров, а также молодых молдован, крупных городов страны и молдовской диаспоры в Европе, что подтверждает крайне высокая явка коренных жителей Молдавии, живущих в других странах. Что обещала Санду на выборах В начале президентской гонки Майа Санду обозначила пять основных пунктов своей предвыборной кампании, основным посылом которой является возвращение Молдавии из политической изоляции и объединение граждан страны. По ее словам, нынешние политики забыли о людях и своих обещаниях народу, поэтому их надо заменить. Первый пункт: «Справедливость, порядок, дисциплина».
Дискриминация гагаузов
- Курсы валюты:
- Молдавия как государство скоро исчезнет
- "Втягивает в военный конфликт". Социалисты Молдавии назвали правление Санду антинародным
- Курсы валют
- Конституционный строй Республики Молдова
Все материалы
- Санду поставила на кон президентскую карьеру / / Независимая газета
- Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией
- Цена на нефть
- Население и государственное устройство
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
Додон назвал правление Санду "очень трагичным периодом" в истории Молдавии | В парламенте Молдавии рассматривают вопрос о внесении изменений в закон об особом статусе Гагаузии. |
ВЗГЛЯД / Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление :: В мире | Захарова указала на репрессивные методы воздействия на оппозиционеров в Молдавии. |
Республика Молдова
Однако его партнер по парламентскому блоку, лидер Компартии Молдавии Владимир Воронин не столь оптимистичен. Он считает, что оппозиция не сможет договориться. Политик со стажем пояснил, что его предыдущий опыт с едиными кандидатами не принес успеха, так как после избрания обещания ими не выполнялись. Тогда Игорь Додон допустил, что вторая попытка договориться может быть предпринята перед вторым туром президентских выборов. В частности, левая оппозиция может ситуативно прийти к соглашению о совместной поддержке прошедшего с Майей Санду кандидата вне зависимости от того, кого он будет представлять.
Многие при этом рассчитывают потеснить правящую партию и переформатировать политическое поле страны. Что не исключает и корректировки геополитической ориентации республики.
Если в Брюсселе примут решение отложить переговоры о принятии Молдавии в ЕС, то оппозиционные партии РМ отыграют это в избирательных компаниях и получат дополнительные голоса. Потому накануне декабрьского саммита ЕС в Кишиневе делаются всевозможные прогнозы. Политик написал в соцсетях: «Среди основных причин отложенного решения то, что Молдова идет в «пакете» с Украиной. Я неоднократно предупреждал: на европейском пути нельзя зависеть от каких-либо других стран, особенно страны в состоянии конфликта». Между тем политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что «если ЕС откажется начать переговоры о вступлении, то не полностью, а предоставив какой-то запасной аэродром». А если этого не будет, она скажет, что мы получили статус кандидата и нам предоставили этот запасной аэродром, о котором мы сейчас еще не знаем и с которого мы якобы очень легко перешагнем на переговорную площадку.
В любом случае европейцы, даже если и будут отказывать нам, то в таком виде, чтобы дать Санду возможность показать определенный козырь», — сделал вывод эксперт. В то же время исполнительный директор Института европейской политики и реформ Юлиан Гроза также допустил, что решение о начале переговоров о вступлении Молдовы и Украины в Евросоюз может быть отложено. По мнению евродепутата Евгения Томака, «Европейский союз не может ничего гарантировать, когда мы обсуждаем расширение или меры, которые обязывают все государства голосовать, тем более в отношении расширения, в таком деликатном контексте, с множественными контекстными интересами со стороны некоторых государств». Украинский политтехнолог Владимир Фесенко по этому поводу заметил: «Правительство Виктора Орбана ведет торг с Брюсселем. Цель Венгрии не в том, чтобы заблокировать, а в том, чтобы выбить больше уступок — и от Украины, и от ЕС.
С обеими автономиями у Кишинёва не получилось договориться — пролилась кровь. Приднестровский конфликт был разрешён лишь после нескольких лет гражданской войны и гибели сотен людей. Благодаря вмешательству России противостояние было заморожено, но Приднестровье и Молдавия так и остались жить раздельно, хоть последняя по-прежнему не признаёт независимость своей бывшей территории. Приднестровский военный конфликт. Бендеры, Приднестровье, Молдавия. Ещё в 1989 году — за год до образования Приднестровской республики — местные элиты объявили независимость Гагаузии. Такое решение стало ответной реакцией на приход к власти в Румынии оголтелых националистов, которые провозгласили курс на аннексию Молдавской ССР. На фоне войны в Приднестровье проблемы Гагаузии решались сравнительно мирно. И в итоге Кишинёву удалось заманить непокорную территорию обратно в состав Молдавии, пообещав широкую автономию. В декабре 1994 года Парламент Молдавии принял закон "Об особом правовом статусе Гагаузии". Но что-то пошло не так… Дискриминация гагаузов На днях парламент Гагаузии поднял тему, которая проходит красной нитью через всю историю автономии последних десятилетий: самостоятельностью территории пренебрегают. Но теперь, видно, терпение лопнуло. Что будет дальше? Нам запретят говорить на русском языке?! А терпение лопнуло именно сейчас потому, что русофобия в Молдавии достигла немыслимых масштабов.
Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. Президент Республики Молдова по предложению Правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Республики Молдова и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий. Президент Республики Молдова принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Республике Молдова. Президент Республики Молдова осуществляет следующие полномочия: награждает государственными наградами и присваивает почетные звания; присваивает высшие воинские звания, предусмотренные законом; решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища; назначает на государственные должности в соответствии с законом; осуществляет помилование; может потребовать от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума; присваивает дипломатические ранги; присваивает в соответствии с законом высшие классные чины работникам прокуратуры, судебных инстанций и другим категориям служащих; осуществляет иные полномочия, установленные законом. Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением. При осуществлении своих полномочий Правительство руководствуется программой деятельности, одобренной Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, первого заместителя и заместителей Премьер-министра, министров и других членов, определенных органическим законом. Должность члена Правительства несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью. Полномочия члена Правительства прекращаются в случае отставки, освобождения от должности, несовместимости должностей или смерти. Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов, уважая предоставленные им полномочия. В случае отставки Премьер-министра уходит в отставку все Правительство. Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единой законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата. Срок полномочий Парламента - четыре года.
В Молдавии пытаются изменить форму правления — бывший судья КС
Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что автономия запустит процесс отделения от Молдавии, если Кишинев примет решение объединиться с Румынией. "Борясь за сохранение власти, Майя Санду превращает Молдавию в полицейское государство. По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии.
Глава Гагаузской автономии назвала политическим возбужденное против нее в Молдавии дело
Здесь создавались военно-хозяйственные поселения из отставных солдат, казаков, военнослужащих. Менее тяжелый феодальный гнет и благоприятные природные условия привлекали сюда крестьян, бежавших от крепостничества. Молдавские земли продолжали оставаться сельскохозяйственными, однако изменилось соотношение между животноводством и земледелием, последнее в середине 19 в. Промышленность развивалась медленно, в дореформенное время преобладали специфические отрасли — соляная и рыболовство с рыбообработкой. В 1818 местное боярство было уравнено в правах и привилегиях с русским дворянством, низшие слои господствующего класса боернаши в 40-х получили права на личное дворянство.
Однако основная категория крестьян — царане — не были приравнены к крепостным в России. Они были объявлены «свободными земледельцами», но за пользование помещичьими и монастырскими угодьями должны были отбывать барщину и платить оброк. Мелкие землевладельцы — резеши — меньше зависели от феодалов и в основном находились на положении податных крестьян. В 1820 Кишинев стал одним из центров революционного движения России.
Декабристы создали здесь Кишиневскую управу, во главе которой встал М. Орлов, командовавший 16-й дивизией. Кишиневские декабристы развернули пропаганду среди солдат, готовя их к вооруженному выступлению. Для обучения юнкеров и солдат были созданы ланкастерские школы, руководителем которых был назначен участник Отечественной войны 1812 поэт В.
Для расширения своего влияния декабристы использовали и созданную в 1821 в Кишиневе масонскую ложу «Овидий». Также была установлена тесная связь с действовавшим на территории Бессарабии тайным политическим обществом греческих повстанцев «Филики этерия». Революционная пропаганда декабристов привела к тому, что в конце 1821 в четырех из шести полков 16-й дивизии произошли волнения. После их подавления М.
Орлова отстранили от командования дивизией, а В. Раевский был арестован и заключен в Тираспольскую крепость. Крестьянская реформа на молдавских землях проводилась в разное время. В левобережных районах Приднестровья, входивших в состав Херсонской и Подольской губерний, она была проведена на основе Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861.
Для Херсонской губернии предусматривалось освобождение крестьян и наделение их землей в размере от 3 до 7 десятин за выкуп. В Бессарабии Положения касались лишь незначительной части крестьян, так как крепостные составляли здесь только один процент населения. Для основной массы крестьян, царан, реформа проводилась на основании закона от 14 июля 1868. Надел в среднем 2,9 десятины передавался здесь в семейное пользование.
Для государственных крестьян и колонистов были проведены специальные реформы 1869 и 1871, согласно которым они получали от 8 до 11 десятин земли на душу, причем за меньший выкуп. В южной Бессарабии реформа была проведена в 1864. Крестьяне получали здесь земли в наследственное семейное пользование, но надел их был меньше, чем в новороссийских губерниях. На юге края, где основная часть земли находилась в пользовании государственных крестьян и колонистов, крестьяне получили земли на льготных условиях в собственность, соответственно по 30 и 50 десятин на главу семьи.
Сложившееся поземельное устройство сохранялось здесь и после возвращения этих районов в состав России в 1878. Крестьянская реформа способствовала развитию капиталистических форм производства, фермерства, аренды. Бессарабия стала одной из губерний торгового зернового хозяйства, более быстрыми темпами стали развиваться также виноградарство, садоводство, табаководство. Большую роль в экономике губернии играла торговля, доля промышленности продолжала оставаться незначительной.
В период русско-турецкой войны 1877—1878 на территории Молдавии формировались добровольческие отряды для борьбы против Турции, в том числе формирования болгарского ополчения. В Кишиневе общество Красного креста готовило для Болгарии братьев милосердия. В результате войны Южная часть Бессарабии с портами на Дунае вновь вошла в состав России. Революция 1905—1907 в России распространилась и на молдавские земли.
В октябре во всероссийскую политическую стачку включились железнодорожники Кишинева, Бельц, Тирасполя, а также печатники и рабочие многих мастерских. Волнения охватили также крестьян, армию и флот. В январе 1906 в с. Комрат Бендерского уезда вспыхнуло крестьянское восстание, которое пришлось подавлять с помощью войск.
Усилилось национально-освободительное движение, выдвигалось требование обучения детей на родном языке, на молдавском языке стали издаваться газеты. Аграрная реформа Столыпина затронула и Бессарабию. За 1907—1913 11 810 крестьянских хозяйств Бессарабской губернии выделились из общины и закрепили за собой в частную собственность 130 тыс. В Сибирь и Казахстан переселилось около 60 тыс.
В годы Первой мировой войны в Молдавии ускоренными темпами развивалось железнодорожное строительство, вызванное потребностями фронта. В то же время в сельском хозяйстве начался упадок, вызванный мобилизацией трудоспособного мужского населения в армию и хозяйственной разрухой и выразившийся в сокращении посевных площадей и валового сбора зерна. Практически с началом войны в крае активизировалось крестьянское движение. В связи с призывом в армию крестьянство отказывалось выплачивать государственные и земские налоги, сопротивлялось реквизиции скота.
В первые дни Февральской революции 1917 в Молдавии сформировались органы Временного правительства. В Кишиневе, Бендерах, Бельцах и других крупных городах возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. В октябре 1917 был создан Сфатул цэрий «Совет страны» и объявлена автономия Молдавии, принято решение о создании молдавской национальной армии. По согласованию со Сфатул цэрий на территорию Бессарабии вступили румынские войска.
В то же время состоявшийся 10—23 декабря 1917 в Одессе II съезд Румчерода исполкома Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области провозгласил курс на установление на территории Молдавии власти Советов. В ответ на продвижение румынских войск Совнарком России разорвал дипломатические отношения с Румынией и направил в Бессарабию части Красной Армии. Конфликт привел к разделению молдавских земель. В состав республики вошли 11 районов Левобережья Днестра, столицей стал г.
Балта, с 1929 — г. Старый, главой правительства стал А. В республике началось создание крупной промышленности, прежде всего — пищевой и строительных материалов. В 1935 вступила в строй Тираспольская ТЭЦ.
Частные предприятии были национализированы, в 1929—1931 проведена сплошная коллективизация крестьянских хозяйств. Во второй половине 30-х руководство МАССР, а также много простых людей были подвергнуты сталинским репрессиям. Старый , партийных, комсомольских и советских работников. Все они обвинялись в измене Родине и шпионаже «в пользу королевской Румынии».
Молдавская ССР. В городах, селах и поселках Молдавии создавались новые органы власти: исполкомы советов и местные советские органы управления. В январе 1941 были проведены выборы в Верховный Совет Молдавской ССР, на первой сессии которого была утверждена конституция республики, аналогичная совесткой. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1940, в Бессарабии были национализированы банки и кредитные учреждения, ссудные и сберегательные кассы, железнодорожный и водный транспорт, трамваи и автобусы, средства связи, основные промышленные предприятия, электростанции, крупные торговые предприятия, нефтяные резервуары, медицинские и социально-культурные учреждения, крупные жилые дома.
В конце июля — начале августа 1941 территория Молдавской ССР была полностью оккупирована фашистскими войсками. Правобережные районы вошли в состав так называемого губернаторства «Бессарабия», левобережные — в так называемое губернаторство «Траснистрия» «Заднестровье». В отличие от «Траснистрии», переданной гитлеровцами Румынскому королевству во временную «администрацию и экономическую эксплуатацию», губернаторства «Бессарабия» и «Буковина» были объявлены составной частью Румынии. В период 1941—1944 на территории Молдавии действовало около 80 антифашистских подпольных организаций и групп, к началу 1944 почти все они были разгромлены.
Активизировалось партизанское движение только летом 1944 в период подготовки Ясско-Кишиневской операции. Войска 3-го Украинского фронта 12 апреля 1944 овладели Тирасполем. Яссы, 24 августа освобожден Кишинев. Всего за 10 дней были окружены и ликвидированы 22 немецкие дивизии.
После войны в руки малоземельных и безземельных крестьян было передано 245 тыс. Часть крестьянских хозяйств была освобождена от налогов. В 1946—1947 территория Молдавии подверглась страшной засухе, что привело к крайне низкой урожайности колосовых культур и трав. Однако сталинская система обязательных хлебозаготовок, распространенная на республику, заставила местных партийных и советских органов продолжать выполнение госпоставок.
Это привело к массовому голоду и даже смертности населения. Союзное правительство срочно оказало республике продовольственную и зерновую помощь, что ситуации не улучшило, так как хлебопоставки, лишавшие крестьян страховых запасов продовольствия, отменены не были. По разным подсчетам, от голода в республике погибло в эти годы от 150 до 300 тыс. В 1949 была проведена массовая коллективизация сельского хозяйства, сопровождавшаяся высылкой зажиточной части крестьянства.
В 1988 возникли две оппозиционные группы: Демократическое движение в поддержку перестройки и музыкально-литературный клуб им. Алексея Матеевича. При непосредственном участии этих организаций летом 1989 в Кишиневе прошли многочисленные демонстрации под лозунгом: «Молдавия — молдаванам! В ответ на это 8 июля состоялся учредительный съезд интердвижения «Унитате-Единство».
Был принят закон О возврате молдавскому языку латинской графики. Большинство мест получили сторонники Народного фронта. Депутаты, оппозиционные Народному фронту, 24 мая вышли из состава парламента. Российские наблюдатели накануне выборов из Молдавии были высланы.
Второй кандидат, Георгий Дуку глава Академии наук республики, также кандидат от партии коммунистов получил один голос. Инаугурация Воронина состоялась 7 апреля 2005. Республика Молдова. С конца 1991 до середины 1992 проправительственные вооруженные формирования безуспешно пытались взять под контроль территорию выступавшего за автономию Приднестровья, что переросло почти в гражданскую войну.
К концу лета 1992 число погибших в ней превысило несколько сотен человек. Большая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена проправительственными войсками, тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны. Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта.
Рост неприязни к депутатам Народного фронта, число которых постоянно уменьшалось за счет перехода в оппозиционные партии, привел к тому, что парламент проголосовал за самороспуск и проведение новых выборов 27 февраля 1994. Эти выборы были отмечены резким изменением политического курса — отказом от политики объединения с Румынией, проводившейся на ранних этапах независимого развития. Прорумынские националистические партии в основном утратили свое политическое влияние, на смену им выдвинулись партии, отстаивавшие национальную независимость. Социалистический блок, союзник аграриев, получил 28 мест.
Окончательные результаты выборов незамедлительно сказались на политической жизни Молдавии. Правительство аграриев, имея большинство мест в парламенте, достигло политического консенсуса и немедленно приступило к переориентации внешней и внутренней политики. Власти подписали соглашение с Гагаузией, разрешив тем самым критическую ситуацию, продиктованную стремлением гагаузов к автономии. С 1992 большей автономии добивается южный, населенный в основном болгарами, Тараклийский район.
Предпринимались шаги к урегулированию отношений с властями Приднестровья. Этот документ отразил «молдавскую» ориентацию нового политического большинства. Ссылки на румынский язык и румынский народ, которые характеризовали главные положения ранних проектов конституции, были изъяты и заменены ссылками на молдавский язык и молдавский народ, в то время как национальная независимость сохранялась в качестве главного принципа молдавской государственности. Разочарование в этих дополнениях к конституции вызвало протест со стороны студенческих групп в марте-апреле 1995.
Чтобы обуздать проявления недовольства, президент Снегур ввел шестимесячный мораторий на обсуждение вопроса о языке и создал специальную комиссию для его рассмотрения. В то же время парламент дважды — в 1994 и 1995 — отвергал предложение признать румынский в качестве государственного языка. В июне 1995 президент Снегур отошел от руководства АДП, не согласившись с ее требованием утвердить румынский язык в качестве государственного. Конфликты Снегура с руководством АДП не прекращались.
Когда он в 1996 попытался отправить в отставку министра обороны Павла Крянгэ, парламент признал это решение неконституционным. В первый год президентства Лучинский настойчиво поддерживал экономические реформы. Основным оппонентом рыночных реформ выступала ПКМ. Поскольку ни одна из партий не получила решающего большинства мест, было сформировано коалиционное правительство с участием Движения за демократическую и процветающую Молдавию, Демократической конвенции Молдавии и Партии демократических сил.
Новый парламент признал румынский государственным языком Молдавии. Конституция 1994 подтвердила нейтралитет Республики Молдовы в международных отношениях. Статус Приднестровья специально не оговаривался, но констатировалось, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии. Детальные переговоры по поводу статуса Приднестровья велись в 1995.
В середине 1996 правительства Молдавии и Приднестровья пришли к соглашению об автономном статусе Приднестровья. Ход переговоров сдерживался из-за непрекращавшихся споров об условиях вывода российских войск и военной техники из Приднестровья. Законодательная и исполнительная ветви власти ПМР игнорируют законы Молдавии. ПМР имеет все атрибуты государственности флаг, столицу, президента, парламент, таможни, милицию, финансы.
В противоположность ПМР лидеры Гагаузии в конце 1994 достигли соглашения с правительством Молдавии об условиях автономии. Гагаузии гарантировалось местное самоуправление, и гагаузский язык стал одним из трех официальных языков — наряду с молдавским и русским. Народное собрание Гагаузии Халк Топлошу получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее глава башкан , который избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на альтернативной основе.
На региональном референдуме, состоявшемся в марте 1995, были определены официальные границы Гагаузии. К концу 1998 республика столкнулась с сильнейшим за годы независимости кризисом.
По данным текущей оценки статистики, на 1 января 2017 года численность постоянного населения Молдавии составила 3 550 900 чел. Численность населения, учтённая по итогам переписи 2014 года, составила 2 913 281 человек, в том числе 329 108 человек, пребывавших на момент переписи за границей, но учтённых членами их семей [5] [13] [c].
Население республики, по данным переписи 2004 года , составило 3 383 332 человека без учёта Приднестровской Молдавской Республики [41]. Плотность населения составляет 111,4 чел. Несмотря на то, что большинство украинцев, гагаузов, болгар родным языком указали язык своей национальности, каждый второй украинец, каждый третий болгарин и каждый четвёртый гагауз обычно разговаривает на русском языке. Среди граждан Молдавии 12 705 человек указали двойное гражданство.
Не указали гражданство 390 человек [43]. Крупные районы с населением более 100 тыс. Малочисленные районы — Бессарабский 29 тыс. Данные двух последних переписей показывают, что за период 1989—2004 годов население страны уменьшилось на 274 тыс.
Уменьшение численности за данный период обусловлено снижением рождаемости и отрицательным сальдо внешней миграции [43]. Плотность населения в межпереписной период снизилась с 120,4 до 111,4 чел. В 2008 году было зарегистрировано около 25 тыс. Суммарный коэффициент рождаемости в 2016 году среднее число детей, рождённых женщиной в течение жизни — 1,56 оценочные данные ЦРУ за 2016 год [44].
Значительная часть трудоспособного населения находится в трудовой миграции в России.
Курс Молдавии на Европу критикуется оппозиционерами. Так, бывший президент и лидер Партии социалистов Игорь Додон заявил, что Санду и ее сторонники являются угрозой национальной безопасности Молдавии, выполняя волю западных кураторов.
Санду заявила о «непрозрачности» выборов в автономии и пообещала, что там скоро все изменится. Эксперты полагают, что результаты выборов в Гагаузии могут быть отменены, а партия «Шор» запрещена.
Фото: globallookpress. Большинство населения автономии составляют гагаузы - православный тюркоязычный народ. Столица — город Комрат. В Гагаузии действуют три официальных языка — гагаузский, молдавский и русский. В начале 90-х Гагаузия одновременно с Приднестровьем вышла из состава Молдовы, объявив о создании независимой республики. Только чудом ей удалось избежать войны: в этих краях все хорошо помнят «гагаузский поход» молдавских волонтеров-националистов под руководством тогдашнего премьера Мирчи Друка, состоявшийся 25—30 октября 1990 года.
Тогда в Гагаузии началась мобилизация, но кровопролитие удалось предотвратить. Непризнанная Республика Гагаузия просуществовала с 1990 по 1994 годы, а потом была мирно реинтегрирована в состав Молдовы, где получила особый статус. Тем не менее регион остается оппозиционным по отношению к официальному курсу Кишинева, выступает за улучшение отношений с РФ и против объединения с Румынией, оставляя в этом случае за собой право на самоопределение.
Президент Молдавии заявила, что Россия пыталась свергнуть молдавское правительство
По словам российского дипломата, молдавские оппозиционеры столкнулись с западными ценностями, которые Кишинев продвигает под видом реализации «европейского проекта». Читайте также Политолог нашел в Молдавии семена нового военного конфликта «Официальный Кишинев любит говорить о стремлении в Европейский союз, стремлении к демократическим принципам, а на самом деле в стране действуют откровенно фашистские порядки: неугодные СМИ закрывают, журналисты выдворяются, против политических оппонентов заводятся уголовные дела», — ответила она на соответствующий вопрос «Известий». Захарова обратила внимание на то, что западные ценности в Молдавии проявляются в репрессивных методах воздействия на оппонентов. Сейчас это превратилось в визитную карточку нынешнего молдавского руководства.
Это позволит выиграть время по всем направлениям, — предположил Марков. Спикер уточнил, что у Кишинева одна задача — сохранить свои земли, но не упустить шанс объединиться с Румынией. Однако молдавским властям хочется это сделать без кровопролитий. А это означает, что в обозримом будущем этого не случится и, скорее всего, президент Молдавии попросит дополнительное финансирование у Бухареста на продолжение процедуры «орумынивания» населения. Но силы придется продвигать через территорию Одесской области, — заключил политолог.
Еще в 1848 географ К. Арсеньев писал, что Бесарабия представляет собой «чудное смешение сухих степей с плодоноснейшими пашнями, богатыми лугами и садами». Молдавия находится в двух природных зонах: лесостепной и степной. Однако естественная растительность сохранилась лишь отдельными пятнами, целинные степи распаханы еще в конце 19 в. В Кодрах произрастают грабово-дубовые леса, присутствует и бук. В Кодрах находится и Лозово-Каприяновский заповедный лесной массив — один из крупнейших в республике. В поймах сохранились участки высокоствольных дубов, самая старая дубрава — в пойме Прута. В припрутских лесах встречаются и заросли дикого винограда. Рождаемость составляла 11,12 на 1 тыс. Средняя продолжительность жизни немногим превышает 70,8; у мужчин — 67,1, у женщин — 74,71. Преобладающая религия — православие. Существуют также общины баптистов, христиан-адвентистов седьмого дня, романо-католиков, иудеев. Преобладающая религия — православное христианство. Славянские меньшинства и гагаузы — тоже православные христиане. Крупнейший город и столица Молдавии — Кишинев 734,2 тыс. Это самый крупный промышленный центр Молдавии. Второй по величине город Тирасполь 203,7 тыс. Это важный административный, транспортный и промышленный центр. Среди других крупных городов выделяются Бельцы 156,7 тыс. В обоих городах молдаване составляют меньшинство населения. По Конституции Республика Молдова является демократическим правовым государством, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм провозглашены высшими ценностями. В Конституции оговаривается, что при наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами, приоритет имеют международные нормы. Согласно ст. Провозглашает свой постоянный нейтралитет. Государственный язык — молдавский на основе латинской графики. Вместе с тем признается право на сохранение русского языка и других языков, используемых на территории страны. Государственное устройство. Молдавия — парламентская республика, Конституция которой основана на принципе разделения властей. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, состоящим из 101 депутата, избираемых свободным и тайным голосованием на основе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу. Срок полномочий парламента — 4 года. Парламент принимает законы и дает их толкование, назначает референдумы, утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью, утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением, ратифицирует международные договоры. Сессии парламента созываются два раза в год. Парламент принимает конституционные то есть — по пересмотру конституции , органические и ординарные законы. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов. Ими регламентируется, в частности, избирательная система, организация и деятельность парламента и правительства, судебных инстанций, организация местного управления, режим местной автономии, организация и деятельность политических партий, общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита, режим чрезвычайного и военного положения и некоторые другие области. Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум. Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и правительству. Глава государства — президент, избирается парламентом тайным голосованием; избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Президентом может быть гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживающий на территории республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Срок полномочий президента — 4 года, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. В случае совершения деяний, которые нарушают положения конституции, президент может быть отстранен от должности парламентом двумя третями голосов избранных депутатов. Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов. К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования. При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых — 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также — 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе. Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие — генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров — 5 лет. Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. Конституционный суд: — осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, — дает толкование Конституции, — высказывается по предложениям о пересмотре Конституции, — подтверждает результаты республиканских референдумов, — подтверждает результаты выборов парламента и президента, — констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента, — разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, — принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое — президентом и двое — Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001. В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат , автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ПМР. Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994. На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений — 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции. Политические партии. Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова. Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти. По инициативе ПКРМ летом 2000 парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию. Воронин был избран президентом Республики Молдова. Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы 1989—1992 и Христианско-Демократического Фронта Молдовы 1992—1998. Входит в Христианско-Демократический Интернационал. Является главным оппонентом компартии. Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы создана в 1991 , Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие. Социал-либеральная партия — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейский союз. Партия была создана 9 мая 2001 День Европы , ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм. Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политический кризис конца советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Со стороны радикальных партий появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья. Эта непризнанная Кишиневом республика была образована в сентябре 1990, еще во время существования СССР, ее жители выступили против выхода из состава Советского Союза вместе с Молдавией. Власти Молдовы пытались вооруженным путем занять территорию мятежной республики с конца 1991 до середины 1992, однако эта попытка не удалась, автономия устояла. В конце 1992 — начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов членов фракции независимых депутатов заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. Молдавские национальные прорумынские партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья. В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск.
По словам Додона, если прийти к такой договорённости не получится, и у всех партий будет свой кандидат, тогда и ПСРМ выдвинет своего кандидата в президенты. Он добавил, что у него лично нет приоритета участвовать в президентских выборах, так как ему ближе исполнительная власть. При этом в приоритете у оппозиционных сил остается отстранить от правления страной «Действие и солидарность», а для этого нужна общая стратегия. Если мы будем бороться друг с другом, выиграет опять Майя Санду. Этого нельзя не допустить», — подчеркнул Игорь Додон.
«Максимальное отталкивание от России»: Молдавия начинает процесс вхождения в ЕС
Республика Молдова | • Форма правления: Социалистическая республика. • Политический режим: Социализм • Законодательная власть: Верховный Совет Молдавии. •. |
ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС | Академия наук Молдавии — высшее научное учреждение Молдавии, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. |
«Режим Санду»: Захарова отреагировала на задержание молдавских оппозиционеров в Кишиневе | Sputnik Молдова: новости в Молдове и мире. |
"Втягивает в военный конфликт". Социалисты Молдавии назвали правление Санду антинародным | это попытка руководства страны нанести удар по оппозиции в преддверии президентских выборов. |
Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться
"Борясь за сохранение власти, Майя Санду превращает Молдавию в полицейское государство. В эфире местного телевидения он объявил о запуске процедуры по переходу Молдовы к новой форме правления и изменению конституции. Топ-5 главных новостей в Молдове на утро субботы, 27 апреля 2024. Форма правления там – парламентская республика, поэтому от выборов буквально зависит, кто будет руководить государством. Молдавия может выйти из большинства соглашений, подписанных республикой в рамках СНГ, заявил министр экономики страны Дмитрий Алайба в эфире телеканала N4.