Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны. Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. Восстановление Ленинграда (1943—1945). Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. зданий. Её лекция посвящена процессу восстановления исторической части Северной столицы после Великой Отечественной войны.
От войны к миру
Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Великое восстановление после войны сделало свой вклад в развитие города и его превращение в одну из самых важных культурных и туристических столиц мира. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда».
Строительство ленинграда после войны
На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. YouTube фотокадры. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г. Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны.
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Представить каким дворец был оставлен при отступлении советских войск позволяет отчет, составленный научными сотрудниками Пушкинских дворцов-музеев В. Лемус, Т. Поповой и Е. Туровой, производившими последний обход музейных и парковых помещений 15 сентября 1941 г. За беспристрастной фиксацией облика комнат стоит боль от понимания того, что памятник ждет разорение. Оккупация города продолжалась до 24 января 1944 г. За это время Александровский дворец активно эксплуатировался нацистами — здесь стояли воинские части. В публикациях стало появляться очень распространенное в интернет-ресурсах ошибочное утверждение, что в годы оккупации в Александровском дворце располагалось гестапо 3.
Источник этой информации в сети не ясен: в печатных изданиях рассматривались последствия войны для интерьеров, о функциях дворца в ходе оккупации практически не упоминалось. Возможно, это заблуждение появилось благодаря искажению формулировки из фундаментального труда А. Петрова: «Здание Александровского дворца было превращено в казарму, а его подвалы — в тюрьму для советских людей; перед главным входом во дворец, на площади, фашисты хоронили своих офицеров» 4. В действительности, гестапо размещалось в комнатах Александра II Зубовского флигеля Екатерининского дворца, на что указывали при допросах жители г. Пушкина, пережившие оккупацию 5. В Александровском дворце располагались воинские подразделения нацистов: в январе 1943 г. Последний факт подтверждается фотографией разрушенной Малиновой гостиной, на стене которой видна надпись на испанском языке.
Воинские части, занимавшие дворец, менялись в связи с передислокацией войск: новые обитатели вносили свою лепту в разграбление памятника. Однако основной разгром произошел уже в первые месяцы оккупации. Ценным свидетельством о состоянии дворца в это время является рассказ Анны Михайловны Александровой, зафиксированный в протоколе от 28 февраля 1944 г: «В Александровский дворец я попала лишь в конце января 1942 г. Грязь была не просветная — также разбитые двери, зеркала, книги библиотеки, все на полу затоптанные, загаженные. После освобождения пригородов необходимо было оперативно оценить масштаб ущерба, нанесенный во время оккупации. Тот факт, что Александровский дворец не был взорван и не представлял собой выжженные стены или груду руин, как многие памятники пригородов, отмечался специалистами на заседаниях, посвященных первоочередным мерам по спасению ансамблей. Не случайно, именно он был предложен Е.
Туровой для размещения возвращенных из эвакуации предметов 8. Сохранилась смета «на приспособление Александровского дворца под хранилище музейных дворцовых ценностей» 1944 9. Отраженные в ней количественные показатели расхода материалов и перечень необходимых работ подтверждают значительную сохранность здания. Основные формулировки перечня звучат подобным образом: «ремонт старой штукатурки», «окраска существующих дверей» и т. Речь о замене идет в случае с ветхими лагами или со старым железным покрытием крыши. Если Александровский дворец в целом можно назвать сохранившимся в период оккупации зданием, то состоянию интерьеров в 1944 г. Существует довольно полная фотофиксация парадных залов и комнат восточного флигеля, осуществленная после освобождения г.
Пушкина 11. Фотографии позволяют охарактеризовать парадные залы как практически не пострадавшие в годы оккупации. В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной. Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно.
В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г. На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12. Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца. В 1944 г. Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным.
Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной.
Не случайно, именно он был предложен Е. Туровой для размещения возвращенных из эвакуации предметов 8. Сохранилась смета «на приспособление Александровского дворца под хранилище музейных дворцовых ценностей» 1944 9. Отраженные в ней количественные показатели расхода материалов и перечень необходимых работ подтверждают значительную сохранность здания. Основные формулировки перечня звучат подобным образом: «ремонт старой штукатурки», «окраска существующих дверей» и т.
Речь о замене идет в случае с ветхими лагами или со старым железным покрытием крыши. Если Александровский дворец в целом можно назвать сохранившимся в период оккупации зданием, то состоянию интерьеров в 1944 г. Существует довольно полная фотофиксация парадных залов и комнат восточного флигеля, осуществленная после освобождения г. Пушкина 11. Фотографии позволяют охарактеризовать парадные залы как практически не пострадавшие в годы оккупации. В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной.
Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно. В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г. На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12. Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца.
В 1944 г. Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным. Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной. Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти о Николае II. К тому же с административной и финансовой точек зрения, возродить все музеи, существовавшие в пригородах к 1941 г.
Поэтому органы власти видели выход в передачи ряда объектов разным организациям — чаще всего военным. В этом смысле Александровскому дворцу повезло. Центральное хранилище как временная структура пробыла в дворце недолго. Весной 1946 г. Это означало, что дворец не будет заброшен или не станет закрытым военным институтом. Чтобы дать адекватную оценку проектным решениям, осуществленным в 1947—1949 гг. Пушкине научного городка, посвященного истории русской литературы.
В ведение Академии наук был также передан Лицей именно тогда ставший музеем , дача Китаевой, дома Теппера де Фергюссона и Е. Энгельгардта и еще несколько зданий для устройства в них квартир сотрудников 14. Александровскому дворцу в этой системе отводилась ключевая роль: литературного музея и хранилища бесценного рукописного собрания Пушкинского дома. Проект, разработанный архитектором Л. Безверхним, исходил из этих целей. Демонтировался балкон, устроенный в 1890-е гг. Данини, в жилых покоях Александры Федоровны пробивались новые дверные проемы, Кленовая гостиная делилась на два помещения.
Пушкинский дом действовал согласно своим целям и логике времени, а из памятника тем самым стирался целый пласт его истории. Под его председательством 19 апреля 1947 г. В остальных комнатах: бассейной и камердинерской желательно восстановить историческую отделку в пределах совмещения отделки с экспозициями музея» 15. Институт русской литературы аргументировано возражал, указывая на невозможность размещения задуманных ими экспозиций при соблюдении этих условий. Тем не менее, в чем-то удалось прийти к компромиссу и благодаря Н.
В эти же годы на предприятиях Управления капитального ремонта было освоено изготовление сборных конструкций перегородок, не требующих штукатурки. Так к концу 1950-х гг. Индустриализация капитального ремонта требовала прежде всего перестройки методики проектирования и централизованного управления системой проектирования. Из-за существенного различия в жилищном фонде административных районов новостроек и старых застроек координировать деятельность разобщенных районных проектно-сметных бюро было крайне сложно. Капитальный ремонт в каждом районе проектировали по-своему. Немалое влияние на это оказывала неравномерность развития теплофикации и газоснабжения с разрывом по времени в 5-7 Лет, поэтому в отдельных районах после замены перекрытий восстанавливалось печное отопление и не делали газоходов и требуемой вентиляции для газифицированных ванных и кухонь. В технических возможностях районных проектно-сметных бюро и районных ремонтно-строительных организаций имелись существенные различия из-за неравномерного развития районных производственных баз. Опыт и квалификация проектировщиков тоже были разными. Не было единства мнений в вопросах технического обследования домов, подлежащих капитальному ремонту: привлекать ли проектировщиков к этому или проектировать по исходным данным заказчика. Последняя позиция порождала безответственность, так как в случае выявления в ходе ремонта ошибок в проекте проектировщики получали возможность перекладывать вину на заказчика, который выдал неточные исходные данные для проектирования. В то же время заказчик никаких способов технического обследования зданий, кроме принятых при определении физического износа конструкций в процентах, не знал. Жилищное управление Исполкома Ленгорсовета вынуждено было сосредоточить проектирование комплексного капитального ремонта в едином общегородском центре. В конце 1955 г. В нее вошла часть проектировщиков и сметчиков из других районных организаций, но так как нельзя было полагаться, что новая организация сможет сразу удовлетворить все потребности в технической документации для капитального ремонта, районные проектно-сметные бюро были сохранены. Техническая экспертиза зданий, подлежащих комплексному капитальному ремонту, в новой специализированной организации продолжала оставаться белым пятном. Заказчики представляли технические задания, в которых указывался процент физического износа конструктивных элементов и дома в целом. К этим заданиям прикладывались акты, составленные экспертами Управления по делам архитектуры и подтверждающие необходимость капитального ремонта дома. В технические задания обычно вписывалась заключительная фраза: «Предусмотреть в необходимых объемах замену перекрытий и усиление стен, а также запроектировать перепланировку квартир без потерь жилой площади». Последняя приписка объяснялась тем, что жилой площади для компенсации потерь, связанных с перепланировкой, в жилищных организациях не было. В то же время восстанавливать прежнюю планировку было невозможно. Названные документы рассматривались как исходные данные для проектирования, по которым специалисты должны были составить проектно-сметную документацию. Для решения вопросов, связанных с подготовкой проектирования, в проектно-сметной конторе в 1956 г. Задача, которую следовало решить, сводилась к следующему: проектировщикам при получении заказа нужно иметь чертежи скрытых конструкций подлежащего капитальному ремонту здания. На инвентаризационных планах должны быть указаны поврежденные участки строительных конструкций. Этот графический материал необходимо дополнить фотофиксацией. Началу проектирования комплексного капитального ремонта должен предшествовать расчет будущих энергонагрузок и решение вопросов, связанных с энергообеспечением объекта. Вэтом отношении комплексный капитальный, ремонт ничем не отличается от нового строительства. В тех случаях, когда экспертиза устанавливает необходимость безотлагательного ремонта, а энергоснабжение по каким-либо причинам в данное время обеспечить невозможно, экспертиза должна выдавать заказчику рекомендации по временным креплениям здания или указывать на необходимость немедленного расселения. Рекомендации технической экспертизы по инженерному оборудованию зданий должны подтверждаться техническими условиями энергоснабжающих организаций. В тех случаях, когда потери жилой площади, связанные с перепланировкой, велики, вопросы компенсации убыли жилой площади необходимо решать до начала проектирования. Задания на проектирование должны быть увязаны с рекомендациями экспертизы. Если экспертизой рекомендуется при капитальном ремонте надстроить дом, реконструировать мансарду, изменить назначение первого этажа, то подобные рекомендации следует подтверждать архитектурно-планировочными заданиями. Группа технической экспертизы должна состоять не только из опытных инженеров-строителей. В нее необходимо включать также техников, рабочих и инженеров смежных специальностей.
На заводе «Электросила» под руководством главного инженера Д. Ефремова и главного конструктора Е. Комара была разработана новая конструкция турбогенератора в 100 тыс. В декабре 1953 г. Кирова предложил развернуть социалистическое соревнование за увеличение выпуска продукции путем лучшего использования имеющихся производственных площадей и оборудования. Своими производственными успехами трудящиеся Ленинграда внесли значительный вклад в досрочное выполнение пятого пятилетнего плана за 4 года и 4 месяца. Общий объем продукции промышленности Ленинграда в 1955 г. Выпуск продукции предприятии крупной промышленности почти в 29 раз превзошел уровень 1913 г. Численность рабочих и служащих в сентябре 1955 г. Успехи промышленности Ленинграда были достигнуты не за счет увеличения численности рабочей силы, а главным образом, благодаря росту производительности труда. В 1955 г. Машиностроительные предприятия Ленинграда освоили и выпустили 354 важнейших новых типа машин, механизмов, аппаратов и приборов. Учитывая возможности и внутренние резервы производства, работники ленинградской промышленности в ответ на решения XX съезда КПСС 1956 г. В годы шестой пятилетки Ленинград даст стране шесть типов новых гидравлических турбин и в их числе для гидроэлектростанций Сибири — гигантские турбины мощностью до 300 тыс. Карбюраторный завод имени В. Куйбышева должен на тех же производственных площадях изготовить в 4 раза больше карбюраторов, чем за предыдущее пятилетие. На заводе имени Л. Свердлова будет освоено производство новых типов крупных горизонтально-расточных станков. На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в 1956 г. План первого года шестой пятилетки ленинградцы выполнили досрочно. По сравнению с 1955 г. Крупных успехов в выполнении государственного плана добились заводы: Кировский, Невский машиностроительный имени В. Ленина, «Светлана», «Севкабель», резиновых технических изделий, Пролетарский паровозоремонтный, Канонерский, мельничный комбинат имени В. Ленина, фабрика имени Н. Крупской и другие предприятия. В 1956 г. Знатный токарь Кировского завода В. Карасев в содружестве с фрезеровщиком Е. Савичем и другими работниками в 1956 г. Новаторы Кировского завода фрезеровщик А. Логинов и слесарь П. Зайченко выступили инициаторами движения за высокопроизводительную техническую оснащенность и комплексное внедрение передовых методов труда на каждом рабочем месте. Заслуженной славой среди трудящихся Ленинграда пользуется кузнец-новатор Невского машиностроительного завода И. Бурлаков, которому в январе 1957 г. Материкова, закройщица фабрики «Скороход» А. Слесарь-новатор штамповочного цеха «Электросилы» Е. Судаков сконструировал десять оригинальных прессов и станков. Судостроитель бригадир разметчиков К. Сабуров за 7 лет внес 69 рационализаторских и изобретательских предложений и все они приняты для внедрения в производство. Научно-исследовательские институты и организации Ленинграда являются всесоюзными лабораториями технического прогресса. Они неустанно обогащают науку и промышленность страны новейшими открытиями в области техники и технологии производства. В городе около 300 научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и учреждений Академии наук СССР. В них работает около 13 тыс. В Ленинграде трудятся многие крупнейшие советские ученые, которые вносят свой творческий вклад в развитие советской и мировой науки. Повышается материальное благосостояние ленинградских трудящихся, улучшаются жилищные, бытовые условия.
Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны. После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году».
Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год
Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы. Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь. Гистограмма просмотров видео «Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады» в сравнении с последними загруженными видео. Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы. Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности.
Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения.
Я в стационаре при больнице. Ноге несколько лучше. Питают сносно. Главное — дают масло 50 гр. Конечно, мало. Ночью была сильная канонада. Днем тихо. Вялость в людях и в природе.
Тяжело ходить. Рабочий день. На улицах мало флагов, никаких украшений. Солнце чудное. Первый раз вышла без платка. После работы пошла в театр. Место было хорошее.
В пол-восьмого дома. Был артобстрел. Тревога была в 5, в пол-шестого кончилась. День холодный. Взяла на 10 мая билет в Филармонию на 5-ю симфонию Чайковского, дирижер Элиасберг. В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии.
В войну служил политруком кавалерийского эскадрона. После войны преподавал в ленинградских вузах. Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки. Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье.
Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев. Думаю, следующим летом будем праздновать победу. Разгром Германии возможен даже в этом году, если союзники все же высадят десант в Европе. А ведь было время, многие не верили в наши силы. Помню разговор в августе 1941-го с майором Т. Он знал меня еще мальчиком. В армии служит лет 10.
Наше с тобой положение безнадежно. Наши войска под Ленинградом, даже некуда будет отступать. Мы в мышеловке. В те дни многие метались: эвакуироваться из города или остаться? Прорвется немец в город или нет? Начался артобстрел. Стены содрогались от близких разрывов.
Но публика спокойно сидела в темном зале. Досмотрели до конца. Таков теперь быт ленинградцев: ходят в кино, в театры, а где-то рядом рвутся снаряды, замертво падают люди. При этом работа предприятий и учреждений не прекращается. Где же фронт, где тыл? Как определить границу между геройством и беспечностью? Что это — мужество или привычка?
Каждый в отдельности взятый ленинградец ничего такого не совершил, чтобы наградить его орденом, но все они вместе взятые, безусловно, воплощают в себе звезду Героя Советского Союза. В последние дни освобождены 10 городов в Донбассе, взят Таганрог. Во время концерта объявили о взятии Харькова. Зал рукоплескал стоя. У нас назначен новый командарм. Низкого роста, коренастый, говорит медленно, увесисто, видимо, волевой, жесткий человек. Этот будет покрепче предшественника.
Его приход подкрепляет предположение, что нашей армии предначертаны наступательные операции не местного значения. Похоже, город доживает последние месяцы блокады. Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство. На днях возьмем Пушкин и Гатчину. Наши соседи взяли Мгу, Волхов.
Еще несколько дней — и Ленинград будет полностью недосягаем для артобстрелов. Двигаемся вперед. Возможно, сегодня в последний раз вижу свой город. Начинается кочевой образ жизни… Ленинград пережил страшную блокаду, голод, бомбежки. Люди ждали окончания войны, но в итоге наступивший мир принес новые испытания. Город стоял в руинах, повсюду нищета, разруха и разгул уличной преступности: появились банды и убийцы-одиночки. Кривая преступности В послевоенные годы почти не охотились на драгоценности и деньги, воровали, в основном, одежду и продукты.
Ленинград был переполнен сомнительными элементами и отчаявшимися от нищеты людьми. Горожане больше не умирали от дистрофии, но большинство из них продолжали испытывать постоянное чувство голода. Например, рабочие в 1945-46-х годах получали в день 700 грамм хлеба, служащие - 500 грамм, а иждивенцы и дети - всего по 300 грамм. На «черном рынке» продуктов было предостаточно, но для обычной питерской семьи со скромным бюджетом они были недоступны. Неурожай 1946 года еще более усугубил ситуацию. Неудивительно, что кривая преступности в Ленинграде быстро ползла вверх. Грабители-одиночки и организованные банды действовали во всех районах города.
Одно за другим следовали ограбления продовольственных баз, магазинов, квартир, случались вооруженные нападения на улицах, во дворах, подъездах. В руках у бандитов после войны было огромное количество огнестрельного оружия, его нетрудно было найти и добыть на местах недавних боев. Лишь за один четвертый квартал 1946 года в городе было совершено более 85 разбойных нападений и вооруженных ограблений, 20 убийств, 315 случаев хулиганств, почти 4 тысячи краж всех видов. Эти цифры рассматривались тогда, как очень высокие. Надо учесть, что среди бандитов было много участников войны. На фронте они научились стредлять и убивать, и поэтому не раздумывая решали проблемы с помощью оружия. Например, в одном из Ленинградских кинотеатров, когда зрители сделали замечание курившей и громко разговаривающей компании, раздались выстрелы.
Погиб милиционер, было ранено несколько посетителей. Преступники из уголовной среды даже следовали своеобразной моде - носили металлические фиксы на зубах и низко надвинутые на лоб кепки.
Будет отопление. Серебряный А ну-ка взяли! Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города.
Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг. Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев.
В пределах сумм каждого квартала составлялись месячные кассовые планы, где и учитывались все изменения с начала года. Именно эти документы и определяли обязательства по платежам на право получения средств из бюджета. В декабре 1947 года в СССР началась денежная реформа. Она не только корректировала последствия войны в денежном обращении, но и последовательно реализовывала основные принципы советской денежно-кредитной политики. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами. В ходе реформы проводился обмен наличных денег, производилась переоценка денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. В связи с этим отделом госдоходов Ленгорфинотдела велась большая работа по контролю за переоценкой продовольственных и промышленных товаров торгующими организациями города по постановлениям правительства с выплатой сумм из бюджета. В самые трудные первые послевоенные годы вся работа Ленгорфинотдела и районных финансовых отделов была направлена на решение основной задачи — выполнение плана государственных доходов из квартала в квартал. Финансовым органам Ленинграда пришлось также провести большую работу по выявлению поступающего в адрес промышленных предприятий города трофейного имущества и взысканию сумм в бюджет. Личная карточка награждённого медалью «За оборону Ленинграда» начальника управления финансирования народного хозяйства И.