В Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Богословом и между ними возникла дружба, которая продолжалась всю жизнь.
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст | Три великих святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию. |
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – 12 февраля (30 января по ). |
ТРИ СВЯТИТЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ДЕНЬ АНГЕЛА | Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных. |
СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ
Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот. Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого. А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада. Он был моложе их на двадцать лет и своими трудами продолжил их наследие. Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу и получил лучшее по тому времени христианское и античное образование. Его учителем был знаменитый оратор Ливаний. В юности Иоанн мечтал о монашестве.
После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию. Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. Он посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие. Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру.
Храмовая икона св. Дар ктитора храма Юрия Сидоренко. Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко.
Отдавая честь великим греческим святителям и отцам Церкви, которые оставили после себя богатое богословское и литургическое наследие, часть богослужения была совершена на греческом языке.
Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Праздник трех святителей — праздник семейной святости Самое главное — семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей.
Иоанн Златоуст. Этот святитель вел активную религиозную деятельность чуть позже, чем вышеупомянутые патриархи. Он придерживался изложенных ими догматов и являл образец праведной жизни и служения. Его богословское наследие поистине огромно, но прославился Златоуст, прежде всего, яркими и проникновенными проповедями, понятными простому народу.
Главная заслуга трех Вселенских Святителей состоит в том, что они сформулировали основные догматы христианской веры. Впоследствии они были приняты в православии без изменений, в отличие от католицизма и протестантизма. Значение образа Трех святых Все вышеупомянутые святители глубоко почитались и во время жизни, и сразу по окончанию земного пути. Однако их объединение в собор состоялось гораздо позже — примерно на рубеже X-XI столетий. Например, в летописи Студийского монастыря, датированной приблизительно этим периодом, есть иллюстрация, на которой Вселенские Святители изображены вместе. Тогда же был установлен праздник — Собор вселенских учителей и святителей, который отмечается православным миром 30 января 12 февраля по современному стилю. Собственно говоря, и икона, о которой идет речь, является визуальным отображением этого религиозного праздника. Почему же возникла необходимость в объединении трех патриархов в единый собор? В связи с этим стоит упомянуть предание, известное нам благодаря Дмитрию Ростовскому, жившему шестью столетиями позже.
Итак, в X-XI столетиях в среде православных были распространены яростные споры об иерархии великих святителей. Появились даже внутриконфессиональные течения, ставившие одного из иерархов выше других. Дабы пресечь эти распри, было принято решение объединить Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в собор святителей, сделав каждого из них равным среди равных.
Молитвословия
- 12 февраля Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Новости по теме
- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - Марина Борисова
- Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (+ВИДЕО)
- Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
12.02.2023 Новости. Сегодня Церковь празднует память трёх великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия. Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Русская вера | в крещатой фелони и зеленовато-синем подризнике, св. Григорий Богослов - в синем саккосе с. |
Три святителя - Фонд Православного Христианского Искусства | Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению. |
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст. Православная Церковь 12 февраля чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста празднует Православная Церковь 12 февраля.
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.). Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Три великих святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию. Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению. 12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти
Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.
Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия. Иоанн Златоуст Учиться, учиться и учиться Современник отцов-каппадокийцев, Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года. Его отец вскоре умер, и воспитывала его мать, которая, овдовев совсем юной — ей не было и 20 лет, — не стала больше выходить замуж и посвятила себя сыну. Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере.
Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст. Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме.
Богородичен: Естество, просто стерпевшее сложению и явльшееся вышше слития в Твоем, Владычице, Сыне, трие Богоноснии учителие исповедаша, от двою волю и сугубаго действа, сугуба по естеству проповедавше. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся. Иже Божественных вещей и человеческих мудрыя хитрецы, иже сущих естества любоистинне яве нам известившия и Зиждителя тех всем сказавшия яко лепо, благодарными гласы восхвалим. Горькое и терпкое яже ко спасению лечеб усладиша мудрыми словес ученьми же, и хитростьми, и благодатьми, душ Божественнии лечителие: наслаждайтеся, вси благочестивии, и, красуеми, спасайтеся.
Молчит всяко слово, Богопроповедником глаголющим Божественная, и удержавает над Ветхим заветом Новый, предлагающий честныя скрижали, иже в нем законополагающих, к нимже причитается все верных сословие. Богородичен: Безсмертное естество смертное претече во святыню, и Дева Отроковица безплотныя Ангелы превзыде, яко Бога рождшая, Царя Ангельскаго, на Негоже зрети онем невозможно. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего. Троицу единственную богословити научихомся, Единицу Троичную пети прияхом, покланятися навыкохом от отцев Единому Естеству Триипостасному. Слово бе в начале, ко Отцу Собезначальное, и Дух Божий Бог бе Пребезначальный, просто, единосущно, соестественно Божество, яко Божественнии глаголют проповедницы. Совокупляю, и разделяю, яже совокупление разделяемая, Едино Нераздельно помышляю и Три мню: учители приемлю три Богоносныя, тако увещевающия мя веровати. Богородичен: Безматерний прежде плоти, безотчий же по воплощении, Сын Отчий и Матерний, иже сия нарицаяй паче ума обоя: Богу бо подобают чудес преславная. Кондак, глас 2 Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, прославляяй святыя Твоя. Икос Кто доволен своя устне разверсти и подвигнути язык к дышущим огнем силою Слова и Духа? Обаче толико рещи дерзну: яко все преидоша человеческое естество сии трие многими и великими дарованьми, деянием же и видением, по обоему светлы превозшедше.
Темже зело великих даров тыя сподобил еси, яко верныя Твоя служители, Едине, прославляяй святыя Твоя. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших. Молчащии и зовущии, видимии же и слышимии, добродетели и мудрости, Богоглаголивии, столпы быша, делом и словом вопити повелевающе: благословен Бог отец наших. Божия гласы, свыше возгремевшия нам пречудно, молнии же лучи, иже ваша вещания приемлюще, всемудрии, купно убо поем с вами: благословен Бог отец наших. Испущени будут гради от каменопращных языков, сокрушающии гнилая учений, аще кто посреде дерзнет суесловников, правая не вещая: благословен Бог отец наших. Богородичен: В Тя, Дево, вселися и по рождестве Деву остави Иже устрояяй стихии и претворяяй естества, якоже хощет, Богородительнице Марие. К Немуже вопием с Тобою, Всенепорочная: благословен Бог отец наших. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Яже Бог соедини в единочестнем единении, похвалитель да не разлучает человек, но равны непщуя в техже дарованиих, равных и пений песнопояй да сподобит: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Сильнии и непоборимии Божества споборницы и истины нелживии споспешницы, глубины Духа добре испытавше, Боголепная о Бозе разумения оттуду составляют и учат пети: людие, превозносите Христа во вся веки.
С Небесе убо величайшая два светила просвещают по преемству друг друга подсолнечную; от земли же светлее всю вселенную озаряют три по томужде превеликая светила, светяще с друг другом и поюще купно: людие, превозносите Христа во веки.
Стали появляться и их общие живописные изображения: первое из дошедших до наших дней — в хранящейся в Британском музее Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря Федором в 1066 году. Но почему именно отцы-каппадокийцы и Иоанн Златоуст стали для Церкви точкой опоры в трагическом для нее XI веке, расколовшем ее надвое Великий раскол произошел в 1054 году. Псков; XVI в. Все дело в том, что они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались Церковью как твердая основа веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Особенно в мире, который с 1000 года со дня на день в страхе ждал конца света, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова. Оказалось, что именно эти святые наиболее созвучны христианам на сломе эпох. Жизнь в эпоху перемен Эти три святителя, жившие в IV—V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, оказались в центре великой мировоззренческой трансформации.
Они стали свидетелями решающего для судеб христианства столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи. В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в истой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы в их произведениях. Православная Церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом. Их жизнь и творения помогают понять, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащие подлинному благочестию. Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий.
О том, как пользоваться языческими сочинениями». Василий Великий Святой сын святых Праздновать его память Церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством». Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики.
В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
Когда я встретился с Николаем Николаевичем Евтихиевым тогда он был префектом Восточного округа , он мне показал новое место для строительства храма и старое, сказав, что на старом месте не совсем удобно строить храм проходит ветка метрополитена , и объяснил, насколько предпочтительнее строить храм на новом месте. В беседе я сказал, что родился в старом деревянном доме. Как оказалось, и он тоже. Он сказал: «Хотите, я Вам покажу дом, в котором я родился и жил в Москве, в Сокольниках? Сейчас этот дом сломан, разрушен». Он принес фотографию дома. Я привел эту историю в качестве примера, что на новом месте строить храм Архангела Михаила было бы не совсем правильным, не совсем точным решением — тем более что известно местонахождение старого храма Архангела Михаила, где мы желали бы возвести часовню.
Почему мы назвали храм в честь Трех Святителей? Директором дома отдыха «Архангельское» был Василий Александрович Малышев он упокоился несколько лет назад. Он был первым старостой нашей общины и мощным хозяйственником. В 1999 году мы с ним встретились, и я сказал: «Василий Александрович, у Вас замечательная инфраструктура дома отдыха, все есть, только одного недостает — храма». Надо сказать, он был ушлый человек, знавший с чего начинать, к кому обращаться, какую бумагу написать — безусловно, без инициативы снизу, так скажем, невозможно было обращаться наверх, к власти, и просить, чтобы разрешили строительство этого храма. В общем, он продумал всю стратегию строительства, и я подумал, что было бы хорошо увековечить не его имя, но того святого, имя которого он носил: Василия Великого. Потом я подумал, что было бы странно назвать храм в честь Василия Великого — это, безусловно, замечательно, но как-то слишком претенциозно. И чтобы, с одной стороны, следовать своей мысли о Василии Великом, я подумал, что правильнее возвести храм в честь трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Естественно, Попечительский совет спросил, почему именно в честь трех святителей нужно назвать храм. В Патриархии тоже задавали этот вопрос.
И вы тоже сейчас спрашиваете. Нам разрешили строить храм в 2002 году, и в 2003 году мы начали его строительство. В те годы Россия еще не была просвещенной светом Христовой истины — только сейчас мы видим, что, может быть, отчасти фундамент будущего духовного возрождения России построен, но и тогда, и сейчас Россия нуждается во вселенской проповеди Православия, а эти святители — вселенские учители, вселенские проповедники имени Христова и Православия. Вот таким образом я обосновал имя этого храма. С моей версией все очень легко согласились, мое предложение приняли, и Патриарх утвердил название храма. Вот таким образом появилось наименование этого храма в доме отдыха «Архангельское». Наверное, для Вас лично эти святители тоже имеют какое-то особое значение? В 1979 году в Курско-Белгородской епархии меня рукоположили в священники рукополагал митрополит Хризостом, ныне пребывающий на покое, тогда он был архиепископом Курским и Белгородским, а закончил свое служение митрополитом Виленским и Литовским. Первый храм, где я стал настоятелем после рукоположения, был в честь Трех Святителей. Для меня это знаменательное событие — это первый храм, который был мне вручен в настоятельство.
С другой стороны, еще один не менее любопытный факт. Моя матушка проживает в центре Москвы у Красных ворот. Рядом с метро «Красные ворота», буквально в полутора минутах от дома, где мы живем, — место, где стоял храм в честь Трех Святителей. Это тоже о чем-то говорит. То есть я чувствую некое участие трех святителей в своей жизни и в жизни нашей семьи. Я уверовал в Христа и принял Крещение, когда мне было 20 лет. Тогда у меня не было сформировано такого отношения и взгляда на Православие. Тогда я не различал Православную Церковь и Католическую или протестантскую — для меня все они были христианскими, близкими моему сердцу; я не знал, чем эти Церкви отличаются друг от друга. С одной стороны, этот вопрос стоял для меня, но очень смутно. С другой стороны, я как-то не искал ответа на него даже в силу того, что рядом не было учителей, священников, духовной литературы не было...
Когда я стал священником, мне захотелось читать святых отцов.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Его учителем был знаменитый оратор Ливаний. Православный крестный ход Молодому, образованному и одарённому христианину уже тогда прочили епископскую кафедру, но он уклонился от такой чести. После смерти матери, юный подвижник раздал всё своё имущество и ушёл в пустыню, где четыре года возлагал на себя аскетически подвиги. Два из них он соблюдал полное молчание. За время своей иноческой жизни будущий святитель написал трактаты «Шесть слов о священстве», «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Увы, но из-за крайней слабости здоровья молодой инок был вынужден прервать свои подвиги и вернуться жить в родную Антиохию.
Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. В это время он написал сочинения: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». Пресвитер Иоанн ревностно посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие. Ежедневно до 3000 христиан питались от его храма. Но главным его трудом стали ежедневные проповеди удивительной внутренней силы и красоты.
Проповеди святого сделали его известным далеко за пределами Антиохии — по всей Римской империи. Однажды антиохийского Златоуста просто выкрали из города по поручению императора и возвели на кафедру Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру. Здесь он стал неустанно обличать пороки общества. Под влиянием его проповедей, тысячи прихожан на богослужениях плакали о своих грехах.
Своими обличениями он вызвал ярость со стороны нечестивой императрицы Евдоксии, за что несколько раз подвергался ссылкам. Во время своей последней ссылки, не выдержав тяжёлых условий перехода по Малой Азии, святитель Иоанн Златоуст скончался в Команах Понтийских неподалёку от места мученичества раннехристианского святого Василиска Команского. Позднее его честные мощи были возвращены в Константинополь. Святителю принадлежит честь установления традиции крестных ходов, авторство некоторых известных молитв, которые читаются во время вечернего правила и правила ко Святому Причащению, а также один из чинов Божественной литургии — тот, который в нашей Церкви совершается чаще всего. Подвижником благочестия было оставлено после себя около 1900 сочинений догматического, полемического, нравственного и экзегетического характера.
Послесловие Три великих святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию.
Наше тело — это жилище Духа Святого, и мы не должны осквернять его блудными делами, когда без заключения брака, без венчания в Церкви Христовой, люди живут вместе, оскверняя душу и тело. И вот святой апостол Павел в сегодняшнем послании к Коринфянам призывает возвратиться от этого блудного дела к Богу, чтобы Господь по Своему милосердию очистил, омыл наши оскверненные тело и душу и даровал прощение грехов.
Есть и другая сторона нашей жизни, когда мы удаляемся от Отца нашего Небесного грехами и пороками, увлечениями, удовольствиями, наслаждениями этого мира. И нам кажется, что мы - глубоко верующие люди, что мы верим в Бога, а на самом деле мы далеки от Него, далеки от исполнения Его воли. И Господь стучится в сердце каждого человека и хочет, чтобы мы отверзли наше сердце, и Он вошел вечерять с нами и принял в свои объятия, простил наши грехи, и мы были вместе с Ним.
Поэтому мы должны сохранить это единство, близость к Богу, почувствовать и постоянно сознавать наше сыновство по отношению к Богу, что мы являемся сынами Божиими по благодати. Мы должны всегда сохранять сыновство, помня о нем даже тогда, когда мы далеко ушли от Бога, от Отца своего Небесного, живя блудно и развратно. Нужно вспомнить о нашем Отце Небесном, который всегда готов объять нас Своею любовью и простить и принять в Свои обители.
Эти святители всегда были любимы нами и при жизни были любимы верующими людьми. Было время, когда одни люди почитали больше Иоанна Златоуста, другие — Василия Великого, иные — Григория Богослова, и таким образом было разделение между людьми.
Он назывался в свое время «у огородов» или «у старых огородов» , а когда построили знаменитые Красные ворота в честь победы в Полтавской битве, храм стал называться «у Красных ворот». И это был замечательный комплекс: храм, потрясающей красоты арка, которую возвели по приказу Петра I. Не так много у нас в Москве строений, зданий, связанных с Петром. Это была торжествующая арка, очень красивая. Храм еще известен тем, что там крестили Михаила Юрьевича Лермонтова; там отпевали генерала Скобелева, и даже была идея поставить рядом с храмом памятник генералу. Мне кажется, было бы хорошо осуществить еще и эту идею, то есть восстановить храм, восстановить торжествующую арку у Красных ворот, и, может быть, памятнику генералу Скобелеву найдется место. Как Вы думаете? Когда появится храм, когда в нем будет совершаться молитва, можно будет переходить ко второму проекту — к построению арки.
Ведь она была возведена очень известным архитектором Дмитрием Ухтомским. У него была целая школа архитекторов, в которой обучались и Баженов, и Казаков, и другие архитекторы. Кажется, до восьмидесяти человек обучалось у него в этой школе. Безусловно, когда смотришь на фотографии этой арки, она удивляет своей красотой. Сейчас Москва хоть и красивый город, но искажает свой облик, и в таких жемчужинах Москва, конечно, нуждается. Поэтому было бы правильным сначала возвести храм, потом арку, а потом — памятник генералу Скобелеву. Что интересно, Луначарский хотел сохранить этот храм. Грабарь и Луначарский выступали за сохранение этого христианского памятника, и это говорит о многом. То есть все-таки храм был красивый; везде описано, что он был необыкновенной красоты. По моим сведениям, в свое время Наполеон не позволил его разграбить, сжечь, а даже вознамерился разобрать его по кирпичику и перенести в Париж — он хотел видеть его в Париже.
Это о чем-то говорит. Вообще Москва тогда была — сорок сороков: каждый переулок, каждая улица увенчивались церковью. Москва была городом-сказкой. И сейчас строится достаточное количество церквей, в том числе благодаря программе «200 храмов», которая сейчас немного застопорилась, замедлилась, но лишним храмом больше — это лучше, тем более таких жемчужин архитектуры. Несмотря на красоту новых воздвигаемых церквей, все-таки это современная архитектура, хотя и а-ля русская, повторяет древнюю архитектуру. Замечательные храмы, но немножечко однотипные по всей Москве. То есть в таких жемчужинах, как храм в честь трех святителей, Москва, безусловно, нуждается и многое приобретет, если будет воздвигнут, восстановлен этот храм. Этот иконостас сейчас украшает храм мученика Иоанна Воина на Якиманке. Конечно, убирать оттуда иконостас, полагаю, негоже, но можно воссоздать абсолютно точную копию этого иконостаса. Когда храм уничтожали, сохранились его обмеры, есть точные чертежи, поэтому можно его восстановить практически со стопроцентной точностью.
Во всяком случае, я беседовала с очень интересными архитекторами, которые сказали, что если такое произойдет и храм восстановят, лицо Москвы будет в большей степени проявляться. Это, конечно, замечательные, радостные, торжествующие идеи.
Было пропето на хорах и в алтаре по гречески "Святый Боже". Прихожанин нашего храма доктор Забулис прочитал Апостол на родном греческом языке.
На сугубой ектенье хор пел трижды "Кирие Элейсон" после каждого прошения. После евхаристического канона матушка Кристина Орлова исполнила соло "Достойно есть" на греческом языке.
12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста | Одни говорили, что выше по достоинству святитель Василий Великий (память 1 января), другие выше его ставили святителя Иоанна Златоуста (память 14 сентября), третьи возвеличивали святителя Григория Богослова (память 25 января). |
Три святителя - Фонд Православного Христианского Искусства | Трое святителей – Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими Учителями, ибо их изложение Христианского Учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу. |
Собор трёх святителей — Википедия | Человек, которого называли кораблем, до предела нагруженным учёностью – Василий Великий, Григорий Богослов – один из величайших мистиков, Иоанн Златоуст – святой, которого будут называть учителем [ ]. |
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Святой Василий Великий (умер в 379 г.) и Святой Григорий Богослов (умер в 390 г.) — принадлежали к созвездию отцов Каппадокии, оставивших бесценное письменное наследие христианской цивилизации. Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне. Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святой Василий Великий (умер в 379 г.) и Святой Григорий Богослов (умер в 390 г.) — принадлежали к созвездию отцов Каппадокии, оставивших бесценное письменное наследие христианской цивилизации. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни.
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению. Три великих святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию. О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче.