Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт. Определенный уровень зрелости культуры безопасности. Уровни зрелости компаний по защите информации. В данном ролике мы разбираем подробно какие бывают уровни культуры ра безопасности организации — важная тема.
«Larchenkov.ru» - здоровье компании через призму культуры безопасности полетов
Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда. Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1).
К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности
Определенный уровень зрелости культуры безопасности. Уровни зрелости компаний по защите информации. Развитие культуры безопасности — это повестка большинства крупнейших мировых производственных компаний, а также ряда ведущих российских компаний, применяющих международные практики для повышения уровня зрелости культуры безопасности. Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений. Компания «Металлоинвест» достигла значительных улучшений в области развития культуры безопасного труда.
Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
Дескрипторы уровней зрелости культуры безопасности «Газпром нефть». Уровни зрелости культуры безопасности можно разделить на несколько категорий. Уровни зрелости культуры безопасности определяют, насколько глубоко и прочно заложены принципы безопасности в организации.
Культура безопасности — приоритет производственной деятельности
Уровни зрелости культуры безопасности Westrum, Hudson , Fleming&Meakin, DuPont, UK OilIndustryStepChange. Оценка проводится по методике, разработанной при поддержке психологов из ВШЭ, и позволяет получить подробный отчет об уровне зрелости культуры безопасности (КБ) в компании, а также разработать для предприятия план развития КБ и обучения персонала необходимым. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации.
Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху
Необходимо перейти к следующему уровню и начать активно применять полученные знания. Второй уровень зрелости — это «соблюдение процедур безопасности». На этом уровне сотрудники строго следуют установленным процедурам безопасности и предотвращают возможные нарушения. Они осознают не только риски, но и обязанности, которые лежат на каждом их плечах. Все сотрудники научены действовать в соответствии с правилами и производить мероприятия безопасности.
Третий уровень зрелости — это «активное участие». На этом уровне сотрудники не только соблюдают процедуры, но и активно работают над их совершенствованием. Они постоянно ищут новые способы повышения безопасности, делятся опытом с коллегами и принимают участие в разработке новых стандартов. Таким образом, они создают устойчивую базу знаний и опыта, которая позволяет достичь стабильного успеха руководства и всей организации в целом.
Уровни зрелости культуры безопасности являются основой для развития стабильной и продуктивной рабочей среды. Непрерывный рост и развитие персонала на каждом из этих уровней позволяет достичь высоких результатов и предотвратить коммуникационные и операционные сбои. Постоянное внимание к безопасности открывает множество возможностей для повышения эффективности работы, снижения рисков и улучшения всей организации. Путь к устойчивому успеху: развитие уровней зрелости Для достижения устойчивого успеха в области культуры безопасности необходимо пройти путь развития уровней зрелости.
Каждый уровень представляет собой определенную ступень развития организации, где реализуется системный подход к обеспечению безопасности информации. Первый уровень зрелости — это уровень осознания.
Уровень образцовой культуры безопасности Совершенствование безопасности является неотъемлемой частью бизнес-процессов Интеграция практик безопасности во всех аспектах организации Стремление к непрерывному улучшению и лидерству в области безопасности Раскрытие понятия и значимость Понятие «уровни зрелости» отражает степень взаимосвязи и взаимозависимости между различными аспектами безопасности, как техническими, так и организационными.
Оно помогает оценить и измерить состояние безопасности в организации, а также определить необходимые шаги для улучшения защитных механизмов и процессов. Значимость уровней зрелости культуры безопасности не может быть переоценена. Создание и поддержка безопасной среды является первостепенной задачей для любой организации, особенно в условиях, когда информационные технологии проникают во все сферы деятельности.
Недостаточная безопасность может привести к серьезным последствиям, включая утечку информации, финансовые потери и повреждение репутации. Развитие культуры безопасности должно быть спланированным и системным процессом. Уровни зрелости позволяют организации представить путь развития, а также определить меры, которые необходимо предпринять для достижения следующего уровня.
Они также помогают оценить эффективность применяемых решений и уделять внимание наиболее значимым аспектам безопасности. Итак, понятие уровней зрелости культуры безопасности играет важную роль в создании и поддержке безопасной среды в организации.
Сотрудники считают, что безопасность заключается в следовании определенным правилам.
Количество происшествий уменьшается. Стадия независимости. Сотрудники берут на себя ответственности и осознают, что могут изменить ситуацию своими действиями.
Количество происшествий значительно снижается. Стадия взаимозависимости. Команды проявляют реальную заинтересованность и чувствуют ответственность за культуру безопасности.
Они убеждены, что любое происшествие можно предотвратить.
Наибольшие расхождения в средних оценках наблюдается по вопросам 1, 3 и 5. Следовательно, можно сделать вывод, что руководители и линейный персонал следует неодинаковым принципам в работе, что не способствует гармоничному развитию организации. Данная ситуация подтверждается результатами расчета коэффициента адекватности менеджмента. Коэффициент адекватности менеджмента вычисляется по следующей формуле 3. Рисунок 15 - Коэффициент адекватности менеджмента Как видим, значение коэффициента попадает в зону переоценки, что отражает расхождения мнений руководителей и работников о положении в организации. В этом случае управленческие решения будут сталкиваться с внутренним сопротивлением коллектива, а разного рода преобразования, инициируемые руководством, будут абсолютно неэффективными. Далее проведем оценку состояния культуры безопасности движения по элементам СМБД. Оценка также проводилась при помощи анкетирования участников группы 1 - руководители среднего звена и группы 2 - руководители дистанции. Результаты анкетирования представлены в таблицах 7, 8 и на рисунках 16, 17, 18, 19, 20.
По известным значениям средних баллов делаем вывод, что уровень зрелости культуры безопасности движения - предпозитивный. Обеспечение действий персонала в нестандартных ситуациях 3,9 10 Проведение регулярно повторяющихся внутренних аудитов СМБД и обеспечение готовности проведения внешних аудитов 4,1 Рисунок 19 - Результаты анкетирования по культуре безопасности по элементам СМБД группа 2 Рисунок 20 - Результаты анкетирования по культуре безопасности по элементам СМБД группа 2 Рисунок 21 - Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД группа 2 Проанализировав средние значения баллов, полученных при ответах на каждый из вопросов, приходим к выводу, что при оценке культуры безопасности элементам, СМБД также наблюдается несогласованность в оценке по элементам. Наибольшее расхождение в оценках отмечается по элементам 2, 4, 8, 9, 10. Также нами был произведен расчет коэффициента адекватности менеджмента по элементам СМБД.
Культура безопасности на уровне руководства
Культура безопасности на производстве | Уровни зрелости культуры безопасности являются фундаментом для устойчивого успеха организации. |
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: сколько и как их выделить? | При этом повышение уровня зрелости лидеров приводит к развитию культуры безопасности в организации и обеспечивает устойчивую производственную дисциплину. |
Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда | | Уровни зрелости культуры безопасности являются фундаментом для устойчивого успеха организации. |
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА. Модель эволюции мышления.
Объективная и непредвзятая оценка текущего состояния культуры безопасности авиапредприятия — задача очень сложная и ресурсоемкая. Одной из основных проблем, на которую обращает внимание ICAO, является непреднамеренное желание компаний при самостоятельном проведении оценки «выделять в себе лучшее», свои успехи и достижения, одновременно понижая значимость и негативное влияние выявляемых проблем. Проведение аудитов состояния систем управления безопасностью полетов, фактическая оценка ее состояния, как правило, осуществляется собственными силами работников компаний, прямо или косвенно ответственных за проверяемый участок деятельности, либо работниками, имеющими компетенции аудитора, но без практического опыта работы с системами управления безопасностью полетов, а следовательно, недостаточно глубоко погруженных в тонкости и проблемы, связанные с вопросами безопасности. И в том, и в другом случае снижается качество проверки и соответственно объективность оценки СУБП и состояния внутрикорпоративной культуры. Такая же ситуация возникает и при проведении анкетирования работников собственными силами. В случае, когда руководитель подразделения организовывает анкетирование подчиненных ему работников по вопросам, связанным с деятельностью возглавляемого им подразделения, либо когда анкетирование проводится формально независимым подразделением например ИБП или служба качества , но в компании прослеживаются устойчивые горизонтальные связи между руководителями среднего звена и существует вероятность несоблюдения гарантий анонимности, - объективность оценок, отраженных в анкетах, будет стремиться к нулю, практически во всех анкетах будет отражена только та информация, которая угодна руководству, а текущие проблемы так и останутся неозвученными. Худший вариант — когда эксплуатационному персоналу становится известно о нарушениях анонимности, допущенных руководством при прошлых опросах или анкетировании, в этом случае — работники, из-за опасения за свои рабочие места, уже никогда не озвучат проблемные вопросы, связанные с их непосредственной деятельностью. При возникновении сомнений в возможности обеспечения должной объективности, ICAO напрямую рекомендует руководителям авиационных предприятий рассматривать возможность привлечения сторонних независимых организаций к процедурам проверки состояния СУБП и оценке уровня зрелости культуры безопасности в организации.
По известным значениям средних баллов делаем вывод, что уровень зрелости культуры безопасности движения - предпозитивный. Обеспечение действий персонала в нестандартных ситуациях 3,9 10 Проведение регулярно повторяющихся внутренних аудитов СМБД и обеспечение готовности проведения внешних аудитов 4,1 Рисунок 19 - Результаты анкетирования по культуре безопасности по элементам СМБД группа 2 Рисунок 20 - Результаты анкетирования по культуре безопасности по элементам СМБД группа 2 Рисунок 21 - Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД группа 2 Проанализировав средние значения баллов, полученных при ответах на каждый из вопросов, приходим к выводу, что при оценке культуры безопасности элементам, СМБД также наблюдается несогласованность в оценке по элементам. Наибольшее расхождение в оценках отмечается по элементам 2, 4, 8, 9, 10. Также нами был произведен расчет коэффициента адекватности менеджмента по элементам СМБД. Рисунок 22 - Коэффициент адекватности менеджмента по элементам СМБД Как видим значения коэффициента адекватности менеджмента по элементам 2, 8, 9 и 10 находятся в зоне «переоценки», что подтверждает несогласованность мнений между руководителями дистанции и линейным персоналом. По выявленным выше «слабым» сторонам признаков культуры безопасности и элементов системы менеджмента безопасности движения, сопоставим и определим возможные причины их возникновения. Таблица 9 - Возможные причины Элементы системы менеджмента безопасности движения Возможные причины 1 управляемость всех процессов деятельности, связанных с безопасностью движения, и ведущая роль менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов и демонстрации личного примера 1 формирование политики в области безопасности движения в организации холдинга «РЖД» слабым информированием работников о формировании и существовании политики СМБД 2 вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности 1 процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском в организации холдинга «РЖД»; 2 обеспечение выполнения планов действий по ликвидации последствий транспортных происшествий и событий и информирования о них. Обеспечение действий персонала в нестандартных ситуациях. Не привлечение работников к оценке рисков, недостаток практики и невнимание к теории, что является следствием отсутствия обучения работников по программе система менеджмента безопасности движения 3 признание существования системных причин нарушений безопасности движения, понимание того, что ошибки человека - симптом наличия проблем в системе, и отношение к 1 процедуры расследования транспортных происшествий и событий и принятия мер по их предупреждению; 2 проведение регулярно повторяющихся внутренних Недостаточно полная оценка рисков не позволяет разрабатывать адекватные корректирующие и предупреждающие мероприятия, что в дальнейшем ведет к Признак культуры безопасности Элементы системы менеджмента безопасности движения Возможные причины возложению вины аудитов СМБД и обеспечение готовности проведения внешних аудитов. Возникновению нежелательных событий.
В связи с тем, что в настоящее время при расследовании причин, событий, отказов технических средств акцент делается на вине персонала, то возникает недоверие к результатам расследования и недоверия персонала к менеджменту организации. В целом из проведенного анализа можно сделать вывод о неоднозначном уровне культуры безопасности движения ЭЧ - 5, так как результаты находятся в диапазоне среднего и предпозитивного уровня. Для устранения данной ситуации и приведения уровня культуры на предпозитивный уровень, руководству ЭЧ - 5 рекомендуется: - выявление причин несоответствий, анализ категорий, где прослеживаются максимальные расхождения в оценке; - провести обучение по программам «Менеджмент безопасности движения в организациях холдинга «РЖД»», «Аудит системы менеджмента безопасности движения в организациях холдинга «РЖД»»; - провести технические занятия по теме Менеджмент безопасности движения с ознакомлением с Политикой в области безопасности движения.
В отчете должны быть отражены как позитивные, так и негативные свидетельства, выявленные в процессе проверки в том числе индивидуальные или групповые, если в процессе проверки использовались методы интервьюирования и фокус-группы , и даны предложения в форме направлений работ для улучшения [9]. По результатам проверок состояния культуры безопасности движения и на основании выводов, приведенных в отчетах о таких проверках, руководителями проверенных подразделений организаций холдинга «РЖД» разрабатываются мероприятия корректирующие и предупреждающие действия по устранению выявленных несоответствий и организуется их выполнение. Для реализации этих мероприятий составляется план развития культуры безопасности движения, утверждаемый руководителем организации [9]. В рамках дипломной работы была проведена оценка культуры безопасности в Иркутской дистанции электроснабжения, оценка проводилась методом анкетирования согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 10. В анкетировании приняли участие руководители среднего звена 20 человек, далее обозначим, группа 1 линейный персонал , непосредственно участвующие в проводимых работах на участках, и руководители дистанции 3 человека, далее обозначим группа 2 руководители. Анкетирование проводилось с целью выявления признаков культуры безопасности движения и выявления культуры безопасности движения, характеризующей элементы СМБД в ЭЧ-5. Ниже в таблицах 5, 6 и на рисунках 9, 10, 11 и 12 представлены результаты анкетирования руководителей среднего звена и руководителей дистанции.
По значениям средних баллов, можно определить степень зрелости культуры безопасности движения на предприятии: от 1 до 1,8 включительно - низкий уровень; от более чем 1,8 до 2,6 включительно - посредственный уровень; от более чем 2,6 до 3,4 включительно - средний уровень; от более чем 3,4 до 4,2 включительно - предпозитивный уровень; от более чем 4,2 до 5 включительно - позитивный уровень. По данным анкетирования видно, что значения средних баллов колеблются в диапазоне от 3,4 до 4,2,таким образом можно сделать вывод, что уровень зрелости культуры безопасности движения является предпозитивным. Рисунок 13 - Уровни зрелости культуры безопасности движения группа 1 Рисунок 14 - Уровни зрелости культуры безопасности движения группа 2 Проанализировав средние значения баллов, полученных при ответах на каждый из вопросов, приходим к выводу, существует определенные расхождения в оценках участников анкетирования. По полученным данным средних значений баллов приходим к выводу, что признак: а «Управляемость всех процессов деятельности, связанных с безопасностью движения, и ведущая роль менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов и демонстрации личного примера» находится на предпозитивном и позитивном уровне среднее значение баллов группа 1 - 3,8, группа 2 - 4,3. В целом уровень культуры безопасности находится на уровне «вовлечения персонала» или среднем уровне и предпозитивном уровне или «сотрудничество». Наибольшие расхождения в средних оценках наблюдается по вопросам 1, 3 и 5.
Культура безопасности движения как показатель качества СМБД и составная часть корпоративной культуры Культура безопасности движения характеризует качество СМБД и степень соответствия этой системы выполняемым задачам в области безопасности движения. Это означает, что культура безопасности движения должна присутствовать во всех 10 функциональных элементах СМБД и отражать качество реализации этих элементов. Культура безопасности движения как показатель качества СМБД и составная часть корпоративной культуры Рисунок 1.
Высокая культура безопасности – основа нулевого травматизма
- Оценка состояния культуры безопасности
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД?
- Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
- Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге ржд
- Уровни зрелости культуры безопасности
Ключевые слова
- Свежие комментарии
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД?
- Путь к устойчивому успеху: развитие уровней зрелости
- Существующие уровни зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха