А месяц назад я прочел книгу Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon»). Роман «Цветы для Элджернона» принес автору не только награды, но и контракты в Голливуде. Роман Дэниела Киза “Цветы для Элджернона” — это пронзительный научно-фантастический роман, получивший признание критиков и популярность во всем мире.
Проблематика произведения «Цветы для Элджерона» Д. Киза
Ответы : Подскажите, пожалуйста, тему, проблему и идею рассказа "Цветы для Элджернона" | Роман Дэниела Киза “Цветы для Элджернона” — это пронзительный научно-фантастический роман, получивший признание критиков и популярность во всем мире. |
Читатели занижают рейтинг книги «Цветы для Элджернона». Возмущены «ошибками» в начале романа | Произведение "Цветы для Элджернона" можно отнести к научно-фантастической драме. |
15 фактов о книге “Цветы для Элджернона”
Летом Чарли Гордон привыкает к жизни гения и выходит в свет, он даже возглавляет научную работу врачей, которые его исцелили, и превосходит их в августе. Осенью начинается угасание, однако непонятно, завершается ли оно в ноябре, во время окончания произведения. Оригинальный рассказ получил в 1960 г. Премию «Хьюго» за лучший рассказ [8]. Доработанный роман разделил в 1966 году с « Вавилоном-17» Сэмюеля Дилэни Премию «Небьюла» за лучший роман , а в 1967 году был номинирован на Премию «Хьюго» за лучший роман , но уступил роману Роберта Хайнлайна « Луна — суровая хозяйка » [9]. В конце 1960-х Американская ассоциация писателей-фантастов решила провести ретроспективное награждение Премией Небьюла для произведений, написанных до 31 декабря 1964 года то есть до времени создания Премии.
Краткая версия рассказ «Цветов для Элджернона» заняла в голосовании 3 место из 132 и в 1970 году была включена в антологию фантастики The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929—1964. В 2000 году Ассоциация присвоила Кизу почётное звание Author Emeritus за значительный вклад в развитие фантастики и фэнтези ; основанием для этого решения во многом стала высокая оценка «Цветов для Элджернона» [10]. Влияние[ править править код ] «Цветы для Элджернона» оказали влияние на сольный альбом клавишника группы Genesis Тони Бэнкса A Curious Feeling 1979 г. С рассказом перекликается сюжет одного из эпизодов мультсериала « Симпсоны », под названием HOMR [13]. Во многом на рассказе базируется сюжет эпизода 2013 года телесериала « В Филадельфии всегда солнечно» [14].
Имя Элджернон использовал поэт Iain Cameron Williams в стихотворении The Empirical Observations of Algernon [15] ; в юности отец Вильямса иронически называл его Элджерноном за любознательность [16]. Экранизации и театральные постановки[ править править код ] В 1968 году в США был снят фильм « Чарли » — за него актёр Клифф Робертсон был награждён « Оскаром », кино также получило « Золотой глобус » за сценарий и несколько менее значимых наград [17]. На русский язык фильм переводился один раз, но всё равно нет устоявшегося мнения о русском названии фильма. С сюжетом данного рассказа в общих чертах перекликается сюжет фильма « Газонокосильщик » The Lawnmower Man , снятый в 1992 году. Идентичный сюжет имеет фильм «Молли» 1999 года, с той лишь разницей, что главный персонаж женского пола.
Также в 2006 году в Корее был снят сериал «Здравствуй, Бог! Режиссёр Юрий Грымов. Данный сюжет был использован в юмористическом ключе в сериале « В Филадельфии всегда солнечно » «Цветы для Чарли» — 8 серия 9 сезона. В 2015 году в Японии был снят сериал «Цветы для Элджернона». В 2020 году в Пермском театре кукол был поставлен видеоспектакль «Цветы для Элджернона», получивший множество театральных премий, в том числе вошедший в список самых заметных постановок РФ сезона 2020—2021 годов Long List 2022 по мнению экспертного совета Российской национальной театральной премии « Золотая маска » [20].
Первая крупная ссора происходит как раз из-за того, что девушка перестает понимать возлюбленного. Она замечает значимые изменения в личности Чарли: если раньше он был добр ко всем, то теперь, с увеличением интеллекта, в нём всё чаще начинает проявляться цинизм. Главный герой осознаёт, что многие люди над ним просто издевались. Если же к нему относились хорошо, то, по мнению Чарли, лишь потому, что они так хотели самоутвердиться.
Расставание близилось и потому, что Алиса начала чувствовать себя глупой в обществе Чарли. Главный герой оказывается прав: их отношения складываются гладко до тех пор, пока девушка может занимать покровительственную позицию. Как только ситуация меняется, происходит надлом. Таким образом, мы видим, как герой становится заложником собственного интеллекта.
Любые попытки социализации и создания полноценной семьи оборачиваются провалом. И ведь действительно, гении часто оказываются одиноки... В этом романе нет привычного хэппи-энда, финал оставляет горькое послевкусие. Однако хочется поддержать решение писателя оставить его именно таким.
Взлет и постепенное угасание героя даёт повод задуматься о том, что делает нас теми, кто мы есть. Прочитать 10 книг в ночь перед экзаменом? Понять смысл всех ключевых произведений за пару часов — легко.
И вот этот процесс постепенной утраты воспоминаний, навыков, черт, которые ещё вчера составляли часть твоего Я, - такая метафора Альцгеймера - в книге вышел очень убедительным и, поэтому, наверное, таким пугающим. Весь же эксперимент абсолютно неэтичен - мне кажется, автор здесь чётко обозначает свою позицию. Авторы эксперимента исходят из убежденности, что человек с особенностями - ущербный, как бы недочеловек, а раз так, его можно и нужно "улучшить", разрушив его личность и навязав ему чужую. Это ужасно. И я не считаю, что для Чарли здорово было получить такой "шанс". Ему нужна была любовь, общение, тепло, друзья, а не голый машинный интеллект, которым его неизвестно для чего наградили и который стал для него проклятием. Впрочем, я, как и при первом чтении, несогласна с автором в его трактовке интеллекта.
Он в книге как-то очень узко трактован - как способность анализировать и перерабатывать объёмы информации, но есть ведь множество разных видов интеллекта, и они все как-то остаются "за кадром". Мне кажется, реально высокий интеллект подсказал бы герою гораздо больше коммуникативных стратегий. То есть вот эта корреляция между уровнем интеллекта и эмоциональной угнетенностью, отшельничеством - мне она кажется искусственной; просто автору так было нужно для драматургии Рассказ по-прежнему показался лучше романа, в романе много ненужного, много нагромождений: все эти сны, психоанализ... Или, например, Чарли за несколько дней выучивается играть на рояле и пишет фортепианный концерт! С тем же успехом он мог бы за несколько дней начать ваять скульптуры как Микеланджело или устанавливать мировые рекорды по прыжкам с шестом... Интеллект-интеллектом, но это уже другая область умений и навыков. Рассказ в этом смысле лаконичнее и точнее. А что касается эмоциональной угнетенности, мне кажется, у героя был бы шанс выйти из этого состояния при наличии времени. Слишком быстро, просто огромными скачками рос уровень его интеллекта. Он просто не успевал освоить эмоционально каждый новый уровень и подстроиться под него.
По поводу неэтичности эксперимента - это однозначно так. Но разве Чарли в результате говорит о том, что о чем-то жалеет? Да, это было в чем-то кошмаром и проклятием. Но если бы он ну предположим заранее знал, чем всё это кончится, не факт, что он отказался бы.
Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на севодня я кончаю" Постепенно, после проведенного над Чарли Гордоном научного эксперимента, стиль его дневника меняется, он умнеет день ото дня и мысли его становятся другими. Он был написан Дэниелом Кизом в 1959 году и с тех пор много раз переиздавался. По его мотивам снято как минимум три фильма.
Его также часто ставят на театральной сцене. В Америке рассказ включен в обязательную школьную программу. Я бы его включила и в нашу программу тоже допустим, что школьная программа резиновая. Ведь подростки бывают особенно жестоки по отношению к умственно отсталым людям. А тут им дается взгляд не просто с другой стороны, но изнутри. Большинство обложек, созданых для этой книги, слишком слащавые и не отражают суть. Зато, возможно, повышают продажи, например, среди девушек. Ведь мультяшные мышки и красивые юноши - это так мииило.
Вот эти подходят больше, но книгу они сразу как-то "утежеляют". Зато не вводят в заблуждение. У меня есть некоторые сомнения в отношении того, как автор описывает переходы от одного интеллектуального уровня к другому. Но это действительно сложно, так же, как влезть в голову к дурачку, который внезапно стал умнеть, и записать его мысли. А в целом книга хороша, и сама ее идея очень актуальна. Интересно, научатся ли когда-нибудь делать подобные операции, и к чему это приведет? Финал показался мне вполне закономерным. А главный смысл, наверное, не в том, что вот как было бы здорово сделать умственно отсталых умственно продвинутыми, а в том, что ценен и уникален каждый человек, вне зависимости от его интеллектуального уровня.
Так вот просто, да. Лайк, если понравилось! Еще о книгах на моем канале: "Мисс Черити" - о юной художнице в Англии 19 века, "Замок из стекла" - о дочке раздолбаев-родителей в Америке 20 века, "Птица за птицей" - о том, как писать книги и просто тексты, советы от писательницы. Смысл книги И да, он становится гением. По интеллекту он обходит профессоров, свою учительницу, задиравших его ребят. Он — олицетворение человеческого идеала. Однако он понимает, что такая жизнь ужасна. Постоянные маски, интриги и прочее буквально не дает ему нормально жить.
Но его гений начинает угасать — наступает регресс, и Чарли возвращается в состояние отсталого в развитии мужчины. Теперь остаток жизни он проведет в специальном заведении. Конечно же, книга содержит в разы больше описаний его жизни, чувств, но об этом нужно прочитать самостоятельно, ведь эмоции от прочтения этой книги не заменить кратким описанием сюжета. Перейдем же к смыслу! Смысл названия книги Элджернон — это лабораторный мышонок, который становится любимцем Чарли во время операции. Этот мышонок еще до главного героя подвергся этому опыту. За короткий срок он зверек стал настоящим гением, но тоже постепенно угасал. Глядя на него, Чарли понимал то, что ждет его в будущем.
И в итоге, когда Элджернон погибает, Чарли приносит к его могилке цветы. Они выступают символом прощания с другом, а также с самим собой. Чарли, находясь еще в состоянии здравомыслящего человека, понимает, что и его конец рядом. Вскоре он начнет терять интеллект и станет глупым Чарли. Смысл названия в том, что все проходит, что будущее не подвластно человеку. Если можно и улучшить свой интеллект, то морально от себя не уйти, и все вернется на свои места. Именно с помощью цветов автор и сделал акцент на этом. Смысл произведения Цветы для Элджернона Существует несколько вариантов того, что сказал сказать автор.
Давайте разберем наиболее правдоподобные варианты! Первый вариант смысла Самое очевидное предположение скрывается во фразе — от себя не убежишь. Возможно, именно это автор и хотел сказать читателю, ведь Чарли, каких высот в науке не достигал бы, морально не взрослел. Он так и остался тем самым недоразвитым ребенком.
Тема одиночества цветы для элджернона. «Цветы для Элджернона
Почему ТЕБЕ Стоит Прочесть "Цветы Для Элджернона" | CleverMindRu | это небольшой роман, выросший из рассказа. |
Цветы для элджернона анализ кратко | В итоге, роман «Цветы для Элджернона» привлекает внимание к важности сложного баланса между интеллектуальным и эмоциональным развитием, этическими и социальными аспектами интеллектуальности, а также к значимости человеческой связи и эмоционального понимания. |
Цветы для элджернона анализ кратко | «Цветы для Элджернона» действительно стали новаторским и экспериментальным произведением для своего времени. |
Цветы для Элджернона — Википедия | Читайте лучшие рецензии и отзывы читателей ЛитРес на книгу «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. |
"Цветы для Элджернона". Есть повод задуматься
Сяду на поез и уеду Дополнительные метки: киз цветы для элджернона критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, эссе, Daniel Keyes Flowers for Algernon analysis, review, book, content. Роман «Цветы для Элджернона» (1966) стал одним из самых популярных у Дэниела Киза. Интересные рецензии пользователей на книгу Цветы для Элджернона Дэниел Киз: Этак книга занимает почетное первое место в моем сердце вот уже 15 лет. Произведение Д. Киза "Цветы для Элджерона" относят к научной фантастике, в которой затронута тема отношения обычных людей к неполноценным, особенным людям. Российские читатели начали занижать рейтинг книги «Цветы для Элджернона» — на это обратили внимание пользователи соцсетей.
15 фактов о книге “Цветы для Элджернона”
И один раз она в таком варианте вышла в Алма-Ате, ее напечатал Сергей Лукьяненко, когда еще там жил. И этот номер журнала ушел под нож. Тем временем Алексей понял, что читать это довольно трудно и странно, и уже в широком тираже глава начиналась неграмотно, а потом постепенно переходила в грамотность. К счастью для Иванова, ему таких упреков не делали». Впервые его издали в 1959 году. В дальнейшем Дэниел Киз дописал рассказ до полноценного романа под тем же названием, и он получил премию «Небьюла» как лучший роман в 1966 году.
Одно из первых связано с появлением в доме сестренки Одно из первых связано с появлением в доме сестренки. Чарли не желает ей зла, пытается ее успокоить, когда она плачет, однако получает крайне негативную реакцию от матери. Впоследствии отношение матери к Чарли только ухудшается, что связано с неприятием ее собственного сына, что он не такой, как все. В образах отца и матери воплощается отношение общества к людям с недостатками в развитии. Отец Чарли Мэтт пытался сглаживать агрессию своей жены Розы и дочери Нормы по отношению к Чарли, но его попытки заканчивались ничем. Он символизирует индифферентность общества. Даже когда Чарли уже достигает высокого интеллектуального развития и приходит на встречу к отцу спустя 15 лет, тот не узнает его. Для самоидентификации Чарли эта встреча кажется очень важной, он надеется найти свое истинное «Я». Кто из них — я? А что, если не говорить ему? Что хорошего принесет ему эта новость? Просто уйти, не сказав ни слова? Но ведь мне хотелось, чтобы он знал, что я жив, что я кто-то, чтобы завтра он мог хвастать перед клиентами родством со мной. Это сделало бы мое существование реальным. Если он признает во мне сына, значит, я — личность». В образе матери Розы и сестры выражена более радикальная и агрессивная позиция общества. Роза пытается изменить Чарли, сделать его «нормальным», как все, однако все ее попытки терпят неудачу, и понимание невозможности интеллектуального развития Чарли делает ее все более озлобленной и ожесточенной по отношению к сыну. Ее волнует даже не сам ребенок, а мнение окружающих о нем, и как следствие, - о ней. Отец же наделяется качествами доброго, но инертного человека, которому важен покой в доме и финансовый достаток. В результате, поддавшись на уговоры Розы, он отдает сына в пекарню и снимает ему квартиру. Этим примером автор возвращает нас к вопросу о морали, о человечности и несостоятельности человека принимать участие в помощи таким ущербным Этим примером автор возвращает нас к вопросу о морали, о человечности и несостоятельности человека принимать участие в помощи таким ущербным. Киз, устами Чарли, осуждает действия Розы, но все-таки прощает ее. Чарли тревожит его прошлое, потому что в нем было много боли и отсутствовала поддержка близких. IQ Чарли стремительно растет до 185, просто невероятными темпами, грамматика становится идеальной, а мысли глубже. Чарли чувствует особую привязанность к Элджернону — единственному существу с судьбой, похожей на его собственную. Для научного мира Чарли и мышь — всего лишь подопытные образцы. Судьба Элджернона зеркально отображает судьбу Чарли, да и наверно, судьбу каждого человека. Мы, как эта маленькая мышь, также постоянно пытаемся преодолеть лабиринт, теряемся, запутываемся, бьемся о стенки и не всегда находим выход. Судьба Чарли незавидна: над глупым смеялись, а умного боятся и сторонятся Судьба Чарли незавидна: над глупым смеялись, а умного боятся и сторонятся. Будучи умственно отсталым, Чарли был относительно счастлив, умным — он стал одиноким циником. Даже врачи — люди интеллектуальные, с высокими моральными устоями, воспринимают Чарли лишь как научный объект. По их мнению, Чарли только после операции стал человеком. Кем же он был до операции? Для Чарли важно доказать, что и до операции он был человеком: «Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга». Самое ужасное, что с этим мы сталкиваемся повсеместно, и такое отношение стало уже само собой разумеющимся. Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и читает техническую литературу. Чарли влюбляется в свою бывшую учительницу Чарли влюбляется в свою бывшую учительницу. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса даже младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что ее умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Мать наказывала сына за любое проявление интереса к противоположному полу. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет все еще действует. Как только он хочет поцеловать Алису, обнять и приблизиться как мужчина, его охватывает непонятное оцепенение, страх, необъяснимая паника, и он проваливается в темноту, где слышит голос того слабоумного Чарли. Что это — он не понимает. Того Чарли больше не существует. Алиса говорит Чарли, что время для близких отношений еще не наступило. Чарли раздражают ее «глупые» вопросы и непонимание «элементарного» Чарли раздражают ее «глупые» вопросы и непонимание «элементарного». Между ними появляется небольшая трещина, которая растет параллельно росту его IQ. На работе Чарли замечает, что старший повар обкрадывает хозяина и предупреждает его, угрожая рассказать об этом хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно, он учится доверять себе. Его бывшая учительница, Алиса, сначала радуется его успехам, но затем отдаляется от него: она уже не в состоянии его понять. Все чаще она молчит, обвиняя саму себя в своей несостоятельности и ущербности. Хозяин пекарни обещал заботиться о Чарли, однако Чарли теперь так странно изменился, рабочие его боятся и пишут прошение об увольнении Чарли. Чарли поумнел настолько, что понял — он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей Чарли поумнел настолько, что понял — он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности, Чарли также понимает, что и сам не может поддерживать с ними дружеские отношения. Ведь невозможно общаться на равных и принять в свои ряды того, кто еще вчера был на несколько ступенек ниже. Однако и Чарли теперь уже не может и не хочет быть рядом с теми, кого он еще вчера безмерно любил и уважал. Он научился читать и писать, но вместе с тем он научился осуждать и обижаться. Круг сужается. Мир смеялся над ним, когда он был слабоумным. Изменились обстоятельства, изменился он сам, однако мир продолжает его не принимать. На смену цинизму, потехе и глумлению пришли страх и отчуждение. Чарли готов, вслед за поэтом А. Чарли пытается поговорить с бывшими «друзьями», но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех. Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома «Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким». Его мечта осуществилась — он стал умнее. Но обрадовало это его друзей? Стал ли он сам по-настоящему счастливым? Синий штамп со словами «не такой, как все» раньше вызывал у окружающих желание возвыситься, восполнить свои проблемы за счет него. Дальнейшие события не стерли закрепленный за ним образ изгоя общества, они лишь окрасили его в другие цвета. Новый Чарли — это не человек, а «лабораторное животное». Никто не знает, как он поведет себя завтра, чего от него ждать и чем все это закончится. После операции с Чарли происходят разительные перемены, связанные не с умением героя прочесть страницу за секунды и оперировать сложными терминами, а, с его эмоциональным становлением как личности, происходящим посредством припоминания Эмоционально герой не развит. Он уже многое знает, но еще не понимает элементарных вещей прошлого, его анализом и экстраполяцией на реальность. Эмоционально герой не развит. Он уже многое знает, но еще не понимает элементарных вещей. Трудно представить себе, как взрослый человек, «лишенный разума», постигает, что есть мораль, эмоция, любовь, ответственность. Интеллектуальное взросление и осознание себя происходит с Чарли постепенно. Чарли осознает, что большинство близких ему людей только насмехались над ним, чтобы потешить собственное самолюбие и придет к мнению, общаясь с учеными, выдающимися профессорами и обычными людьми, что вся их жизнь — сплошная ложь, их знания — поверхностны, а мораль — «палка о двух концах, которой каждый готов бичевать своего ближнего, но отнюдь не себя», - как говорил О. Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз,… «Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума», - говорит в отчаянии Чарли. Чарли не работает уже 2 недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Герой, словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который не позволяет им окончательно сблизиться. Чарли ссорится с Алисой, отдаляется от всех, погружается в учебу. Главными «экспонатами» на этом мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолете Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, потратив все семейные сбережения, и родив еще раз, доказала, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его. На самом симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что вся научная элита бледнеет на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием», «ошибкой природы», приравнивая Чарли к мыши. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. В знак протеста Чарли выпускает Элджернона из клетки, потом находит его и улетает домой. Чарли дает однозначный ответ: «Я человек, а значит, я должен любить! Ему видна ограниченность докторов, их заблуждения в поставленном эксперименте. Уровень интеллекта Чарли становится выше уровня интеллекта профессоров. Чарли снимает квартиру, в одной комнате которой он устраивает лабиринт для мышки Чарли снимает квартиру, в одной комнате которой он устраивает лабиринт для мышки.
Поскольку роман построен на эмоциях и, отчасти, на образах и символах, то и персонажи становятся по-особенному ярки и символичны. Снова здесь проявляется заслуга самого строения повествования — все действие романа развивается довольно стремительно, и персонажи, возникающие в жизни Чарли, становятся подобны неким яркам вспышкам характеров. Хотя это все же в большей степени относится именно к женским персонажам, ведь, несмотря на их важность, времени в повествовании им отведено чуть меньше, чем мужчинам. Но такой выход — лучше. Потому что, насколько бы ни были полны и точны образы докторов, образы любимых женщин Чарли, воспринимаются намного сильнее. Исключение составляют две вещи — образ сестры, который показался мне чуть более слабым, и образ Элджернона, затмить который было невозможно. И отдельным особняком стоит образ матери — который получился намного сильнее образа сестры,но чуть слабее, чем Алиса и Фэй. Потому что именно вот два этих образа, чрезвычайно прекрасны. То как Чарли идеализирует ее сперва, и то, как изменяется его отношение, со временем — все показано невероятно правдоподобно. И второй образ — образ Фэй. Яркость, безбашенность, и одновременно некое забытье. Это словно период кризиса отношений, и Фэй символизирует как раз то, что изначально кажется разрешением такой ситуации — любовницу. И действительно, поначалу кажется, что это правильно — женщина, будто всплеск красок на картине, похожая на маленькое торнадо, привносит невероятно-приятный хаос и простоту в отношения. Но как и бывает в жизни, это только первый слой, за которым лежит просто ничто. Поэтому тот факт, что за невозможно короткий период времени, Чарли осознал ценность любви, и особенно первой любви, по совести и верности, ставит главного героя намного, намного выше многих других людей. Чарли, словно ребенок, перерастает какие-то вещи, становясь на все более высокий уровень, достигая предела. Перерастая первую игру, которой была для него работа в пекарне, он устремляется к новой работе, встречает свою первую любовь, вступает в кризис отношений, встречает любовницу, перерастает ее, углубляется в работу и наконец, осознает свои ошибки, успев предупредить финал. Та скорость, с которой все происходит, является одновременно и очередным плюсом и первым минусом. Рассказа я не читал, но как я понял, он действует соответственно своему объему — подобно яркому удару бьет в сознание читателя, оставляя в памяти мощнейшие эмоции и воспоминания. Но дело в том, что начав раскрывать более полную картину, Киз довольно быстро сворачивает свое полотно. И это хорошо для рассказа, но плохо для романа, потому что чувствуется некоторая недосказанность именно в деталях, несмотря на то, что в целом, история выстроена полно и логично. И в то же время это большой плюс в сюжетном плане — как я уже успел упомянуть, Чарли буквально проживает жизнь в ускоренном режиме, но делает это очень достойно. Не каждый человек совершит столько за всю жизнь, сколько совершил один персонаж одного романа, успев прочувствовать на себе всю полноту и боли, и одиночества, и радости и любви. Чтобы оценить, насколько оригинален роман, стоит упомянуть о знакомых образах и историях, которые я вспоминал при чтении. Именно «Собачье сердце» видится мне более похожим на «Цветы», нежели «Вино» , но в «Сердце» немного по-другому расставлены акценты в истории. От последнего здесь присутствует идея изменения человека, о попытке подогнать человека под общество, мысль об отождествлении человека с животным, и о цене таких изменений. Но все же «Цветы» несколько о другом, и здесь в уме возникает очередная аналогия, связанная с «Вином из одуванчиков». От Брэдбери здесь — тихое начало сезона, полное жизни лето, где была и грусть, и радость, и наконец, увядание летнего духа.
Синонимы to hit, to smash in, обозначающие рукоприкладство, показывают то, насколько сильно теперь Чарли ощущает агрессию. Частое употребление таких слов как furious и anger в тексте дополнительно подтверждает это. Негативной окраской обладают и моральные терзания, с которыми впервые сталкивается Чарли. Текст наполняется размышлениями о моральных принципах, и здесь уже большую роль играют риторические экзистенциальные вопросы. Why am I so alone in the world? Наконец, завершающий, третий этап, который приходится на самый последний отчет, характеризуется постепенным спадом уровня интеллекта Чарли Гордона, поскольку, как показал эксперимент, операция на головном мозге дает лишь временный эффект. Данный период характеризуется большим количеством использованной негативно окрашенной лексики, что позволяет судить о состоянии окончательного эмоционального упадка персонажа, которое к концу произведения доходит до депрессивного: «Thoughts of suicide to stop it all now while I am still in control and aware of the world around me» [5, с. Чарли совершенно не хочет возвращаться к прежнему состоянию умственной отсталости. К концу произведения автор снова прибегает к использованию графонов, показывая, что интеллект мужчины прошел полную регрессию, и Чарли вернулся в исходное состояние, с которого все начиналось: «please tel prof Nemur not to be such a grouch when pepul laff at him and he woud have more frends» [5, с. Чарли опять прибегает к фонематическому письму, вновь совершая орфографические ошибки. На основе проанализированных примеров можно сказать, что стилистический прием графона является основополагающим в тексте. На нем строится все повествование, поскольку благодаря этому приему писателю удается наглядно и убедительно изобразить динамику и резкий регресс развития интеллекта главного героя. Изучение перевода рассматриваемого романа на русский язык также является крайне интересным. Переводчики провели огромную работу по сохранению стилистических особенностей произведения. Наиболее интересными для сравнения являются отчеты из периодов низкого интеллектуального уровня Чарли, поскольку они отличаются богатой стилистической маркированностью. Для сравнения используем небольшой отрывок четвертой записи из оригинальной версии романа и сопоставим его с русским переводом. Оригинальное предложение выглядит следующим образом: «I tolld her how can you get that thing from cards that sombody spilld ink on and fotos of pepul you dont even no» [5, с. Русская версия предложения выглядит так: «Я сказал как можно палучить эту штуку из листов на каторые пролили чирнила и фатографий людей каторых я не знаю» [4, с. В русском варианте в искаженной графической форме используются другие слова в отличие от оригинала, но тем не менее русский перевод стилистически повторяет оригинальный английский текст благодаря применению приема графона. Несмотря на проблему, заключающейся в сложности передачи эффекта использованных автором графических стилистических приемов при экранизации произведения, книга «Цветы для Элджернона» обрела сразу несколько экранизаций в виде фильмов и сериалов не только на английском, но и на французском и даже на японском и корейском языках. Имеются также театральные постановки, основанные на данном произведении. Таким образом, на примере романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» удалось доказать, что применяемые автором стилистические приемы дают ему возможность достичь правдоподобия в создании образа главного персонажа, а выбранная автором форма текста произведения в виде отчетов главного героя позволяет читателю глубоко погрузиться в историю и заинтересоваться происходящими в книге событиями. Психологический портрет главного героя получился ярким и убедительным, а наблюдение за его развитием вызывает большой спектр эмоций от положительных до отрицательных. The role of stylistic devices in creating the image of the protagonist in the novel «Flowers for Algernon» by Daniel Keyes Smirnova S.
«Цветы для Элджернона»: почему любовь героев была обречена
Книга «Цветы для Элджэрона» является научно – фантастическим произведением. Произведение Д. Киза "Цветы для Элджерона" относят к научной фантастике, в которой затронута тема отношения обычных людей к неполноценным, особенным людям. Роман «Цветы для Элджернона» стал одним из самых популярных у Дэниела Киза. Пользователи твиттера активно обсуждают негативные отзывы на рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» на маркетплейсах Wildberries и Ozon. Оставляйте свои рецензии к книге «Цветы для Элджернона». «Цветы для Элджернона».
Читатели занижают рейтинг книги «Цветы для Элджернона». Возмущены «ошибками» в начале романа
Российские читатели начали занижать рейтинг книги «Цветы для Элджернона» — на это обратили внимание пользователи соцсетей. Книга «Цветы для Элджэрона» является научно – фантастическим произведением. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: История одного эксперимента: как родилась легендарная книга «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза. Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ДНЕВНИКА (ПО РАССКАЗУ Д. КИЗА «ЦВЕТЫ ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА»)». Роман «Цветы для Элджернона» (1966) стал одним из самых популярных у Дэниела Киза.
"Цветы для Элджернона" - книга-вспышка, книга-эмоция
Исследование проводилось и отечественными учеными. Так, лингвист А. Леонтьев подчеркивал роль языка и личности в ходе порождения, производства и восприятия речи, заостряя особое внимание на целостном характере речевой деятельности и сознании человека в системе языка [2, с. Изучение речевой деятельности человека, а главное - факторов использования тех или иных вербальных и невербальных средств коммуникации является важнейшим аспектом в области психолингвистики. По мнению И. Зимней, речевая деятельность раскрывается в нескольких формах, в ряду которых выделяется устная, письменная и внутренняя речь [3, с. И поскольку сознательная деятельность включает в себя не только непосредственное говорение, но и письмо, считаем возможным и необходимым предпринять попытку проведения психолингвистического анализа собственно письменной речи. В качестве материала исследования был взят рассказ Д. В настоящем исследовании рассматриваем литературного героя в качестве языковой личности.
Данное явление, по мнению Ю. Караулова, раскрывается в способности человека воспринимать и осуществлять речевую деятельность. Отечественный лингвист выделяет три уровня языковой личности - структурно-языковой, лингвокогнитивный и прагматический. Структурно-языковой определяется овладением языка на бытовом уровне и считается нулевым. Лингвокогнитивный - первый - уровень, на котором личность устанавливает связи между явлениями, старается понять и проанализировать действительность. Прагматический, или второй, сложнее предыдущих, поскольку в его рамках происходит более полное развитие человека с точки зрения его жизни в обществе [4, с. Так, произведение американского писателя предстает перед читателем в форме дневниковых записей, демонстрирующих постепенный переход языковой личности с одного уровня на другой. Такой формат сочетает в себе как размышления литературного героя, так и коммуникации - включен- ные в рассуждения диалоги.
На основе этого обращаем особое внимание на письменную и внутреннюю речь. Письменная речь по своей природе монологична и не предполагает использования внеязыковых средств подачи информации, поэтому больший интерес вызывает лексический и синтаксический уровень, а именно, подбор слов, их логическое оформление в рамках синтаксических единиц, а также передача эмоциональной составляющей [1, с. Внутренняя же речь не до конца изучена вследствие существования различных ее трактовок. Придерживаемся позиции Л. Выготского, который описывал эту форму как процесс превращения речи в поток мыслей, с которым человек сталкивается в момент обдумывания предмета своего беспокойства [5, с. В связи с этим единицами внутренней речи, по мнению Т. Ушаковой, становятся целые слова, обладающие особой смысловой нагрузкой для конкретной личности [1, с. Итак, письменная речь позволяет увидеть изменения на структурно-языковом уровне личности.
Начало произведения отмечается допущением ошибок на уровне слов, что исправляется на протяжении повествования. Сравните: Prof Nemur says if it werks good and its perminent they will make other pepul like me smart also. Вышеприведенные примеры являются демонстрацией разницы в ходе мыслей героя: в первом случае - мысль донесена просто, в ней прослеживается элементарное включение логики; во втором - осознанное выстраивание более сложных причинно-следственных связей.
В связи с выше сказанным, на главный план выходит следующий вопрос: может ли гениальность сделать человека счастливым в полной мере? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Действительно, после операции Чарли стремительно выходит на совершенно новый интеллектуальный уровень, превышающий норму, и закономерно становится тщеславнее. Гений не может быть лишен эгоизма и тщеславия полностью. В характере Чарли стало меньше легкости, открытости, детскости, которой так не хватает «нормальным» взрослым.
Один лишь разум, даже сверхгениальный, не способен дать человеку возможность почувствовать и увидеть все краски жизни. Однако опыт, полученный главным героем, позволяет ему приблизиться к совершенству, к своеобразной вершине собственного развития и взглянуть на мир с другого ракурса. Более того, обращение к столь новой проблеме в литературе дает читателю возможность задуматься над всеми проявлениями человеческого разума — от несостоятельности понимать устройство жизни до полного его постижения. Чарли Гордону не удалось совершить чудо, но его намерения были поистине человеческими. Дэниелу Кизу удалось достучаться до читателей, заставив каждого на миг задуматься о гуманности, научив задумываться не только о собственных проблемах, но и о проблемах общества, жизнь и гармония в котором зависит от каждого из нас. Грицанов, А. Институт русского языка им. Ожегов, Н.
Keyes Daniel Flowers for Algernon. Harvest Books, 2004. Keyes D. Mariner Books, 2004. Flowers for Algernon short story :. Пасхалов, А. Удивительная этимология. Похожие статьи Антитеза «умный-глупый» в романе Д.
Киза «Цветы для... Роман написан в виде последовательных отчетов Чарли Гордона. Антитеза «глупый-умный» выступает основой для создания контраста образов положительных главных героев. Во время тестирования психологической лаборатории Чарли знакомится с мышонком... Антитеза «умный-глупый» в романе Д. Ключевые слова:характер, темперамент, способности, талант, гениальность, личность, понимание.
Чему может научить книга? Зачем она нужна, какие грани интеллекта она может приоткрыть с какой-либо стороны. И вы знаете, в маркетинге есть такое выражение: Не продавайте кусок мяса, продавайте его аппетитное журчание на сковороде! Иногда недостаточно сказать, что книга хорошая, иногда нужно по пунктам расписать ваши выгоды от прочтения. Спойлеров нету! Скоротечность Времени У нас уже был ролик « Твой Мозг — Машина Времени », посмотрите его если вам кажется, что годы летят незаметно. Именно скоротечность событий и жизни, даже сознательной жизни в романе описывается очень и очень подробно. Представьте, что у вас есть 1 неделя чтобы найти ответы на самые сложные вопросы, решить любые проблемы, но в рамках своей жизни. С чего вы начнете? Можно даже записать! Но тут же запишите «Почему? Найдите истинную мотивацию. Многие мыслители и философы говорили об этой теме, но тут она особенно пикантно раскрывается.
Однако, не чудо, сотворённое учёными главное в рассказе. Главное, - то, что переживал этот парень, то, что он чувствовал, его мысли выплеснутые на страницы дневника, в виде которого и подан рассказ. Произведение сложное, тонкое, необычное. Это лучший рассказ, прочтённый мною за последние полгода. И это единственный рассказ, который заставил мои глаза увлажниться. Легко читается.
«Цветы для Элджернона» краткое содержание романа Дэниела Киза
Он также работал моряком торгового флота, редактором художественной литературы, учителем средней школы и профессором университета и получил за свою работу награды Хьюго и Небьюла. Дэниел Киз Источник: citaty. Поэтому первая часть книги написана с ошибками и читается с небольшим трудом. Это сделано специально для того, чтобы читатель вместе с главным героем могли видеть прогресс в его развитии посредством проводимого над ним эксперимента, который должен помочь ему стать умнее. Главная проблема Чарли и одновременно его «щит» состоит в том, что он очень сильно забывчив и видит вещи исключительно в положительном ключе вне зависимости от того, что с ним происходит. Однако он очень усердный и трудолюбивый, радуется мелочам и без устали учится читать и писать, чтобы стать таким же умным как остальные. Благодаря своей забывчивости практически вся его прошлая жизнь остается туманной, поэтому он живет, по сути, одним днем. Однако, несмотря на все его самостоятельные старания стать умнее, у него это плохо выходит. Тут на помощь к нему приходят профессор Немур и доктор Штраус со своим экспериментом. Суть его заключалась в хирургическом вмешательстве в мозг пациента и некоторые другие сторонние манипуляции с помощью тестов и упражнений.
Чарли попросили вести отчеты о том, что с ним происходит, чтобы они могли видеть прогресс или же его отсутствие.
Прочитала за день, вообще не отрываясь, настолько захватило меня происходящее. Эмоций и мыслей после прочтения было действительно очень много, что связано с разноплановостью смысловых посылов: здесь и смысл жизни, и отношение к любви, и необычная ситуативная дружба, и сожаление, и разочарование, и надежды, и видение картины мира в целом.
Есть над чем поразмышлять на досуге. Не скажу, что мне она открыла глаза на мир и заставила взглянуть по новому.
Одним из ведущих был определен страх. Особым проявлением личностного изменения отмечаем редкие, но яркие вспышки гнева, с которыми, со слов Чарли, он сталкивается впервые: I don 7 recall ever being so angry before. I had reached a new level, and anger and suspicion were my first reactions to the world around me. My anger was an exciting feeling, and I didn 7 give it up easily. I was ready to fight.
В одном абзаце встречается несколько раз слово anger, контекстуально представленное посредством эпитетов new level, exciting feeling. Описание непривычного для героя чувства раскрывается и через метафорический оборот: I felt the blood rush to my face again. А также в противопоставлении себя настоящего с прошлым: I find no pleasure in discussing ideas any more on such an elementary level. Эту же задачу выполняют и параллельно построенные синтаксические единицы: How different they seem to be now. And how foolish I was ever to have thought that professors were intellectual giants. Так, концепт «страх» играет роль не только в контексте самой личности, но и относительно его окружения. Например: Everyone seems frightened of me.
Непонимание же главного героя причин изменения в окружающих его людях наблюдается в следующих строках: «... I can feel their hostility. I guess it will take time for them to get used to the changes in me. Вышеприведенное описание демонстрирует начало размышлений в целом о жизни и месте человека в ней. Например: Why should it suddenly start to bother me? Появление риторических вопросов к самому себе приводит к процессу рассмотрения себя со стороны. Главный герой как будто отделяется от самого себя.
Например: Isee Charlie «... What did he do first? How did he hold his hand? His fingers? A thousand confusing ideas burst into his mind at the same time... Эпитет confusing в метафорическом обороте confusing ideas burst into his mind дополняет риторические вопросы и показывает героя в состоянии словно полного отделения от реальности и погружения в собственные мысли, в которых герой встречается с важным аспектом психолингвистики -экспериментом. Ассоциативный эксперимент считается одним из самых действенных и заключается в выстраивании словесных цепочек, например, с 120 целью восстановления воспоминаний [6].
Наглядный пример работы метода свободных ассоциаций представлен в материале исследования: I started to free associate. Установление связи между словами позволяет обратиться к бессознательному и овладеть контролем над прошедшими ситуациями, имеющими отклик в настоящем: Free-associated the way...
Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности.
Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.
Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе.
Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования. В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Мы начинаем историю о людях с фантастически натренированным разумом.
Понаблюдаем же, как прекрасна наука. Как события прошлого могут влиять на отдельно взятого человека до конца жизни? Пример из истории, которую преподносят как научно-фантастическое произведение.
Главные герои Второстепенные персонажи Берт Селден лаборант и младший член исследовательской группы. Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было.
Мистер Доннер владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу.
Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне. Хромой пекарь с повреждением ноги. Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом.
После дружба разбивается об измену. Фанни Бердин работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли. Вскоре ее опасения подтвердятся.
Миссис Муни на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки. Главное утешение для Чарли — это встреча с ними. Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman.
Там происходит знакомство с учителем А. По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя: Два талантливых исследователя учебного центра — Немур и Штраус— провели операцию на мыши, по кличке Algernon Элджернон или Альджернон. В результате чего умственные способности животного улучшились.
В поисках добровольца для новой операции они обращаются к Алисе. Основываясь на ее рекомендациях и текущих достижениях ученика, Чарли избирается для этой процедуры. После успешной операции интеллектуальный коэффициент Чарли приблизился к 185.
Правда, скачок интеллекта спровоцировал внутренний конфликт: понимание мира и дальнейшее изучение окружающего мира ухудшили отношения героя с людьми. В сотрудниках пекарни, где работает Чарли, зарождается страх. Привыкшие развлекаться за счет умственно-отсталого, коллеги уговаривают босса его уволить.
Чарли начинает противостоять своим научным наставникам. Он подозревает, что снисходительное отношение доктора Немура — это забота о лабораторном объекте, а не о человеке, каким он был до операции. Еще одна цитата иллюстрирует, что же принесло ему повышение коэффициента интеллекта: Элджернон живет в квартире главного персонажа, становится объектом наблюдения и поводом для отчетов.
Отведенное ему время Чарли использует для поиска недочетов в теории обоих ученых. Улучшение разума может оказаться недолгим, и вскоре пациент вернется в исходное психологическое состояние. Такой вывод подтверждается нестандартным поведением мыши, потерей интеллектуального развития и смертью.
Когда способности героя начинают деградировать, то ему ничего не остается, как попытаться восстановить отношения с родителями. Он вспоминает как мальчиком лишился отца и матери из-за своего недуга. Мать Чарли долгое время живет в Бруклинском старом доме, где у нее развивается деменция, и она признает сына, ненадолго.
Все что ему остается — это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения. На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей.
Цветы для Элджернона. Фенилкетонурия.
Отзывы о книге «Цветы для Элджернона», рецензии на книгу Дэниела Киза, рейтинг в библиотеке ЛитРес | это небольшой роман, выросший из рассказа. |
«Цветы для Элджернона» краткое содержание рассказа Киза – читать пересказ онлайн | «Цветы для Элджернона». |
Гениальный ум — чудесный дар или самое страшное проклятье? Обзор книги «Цветы для Элджернона» | Книга «Цветы для Элджэрона» является научно – фантастическим произведением. |
Краткое содержание «Цветы для Элджернона»
В книге «Цветы для Элджернона», есть отличный пример таких раскопок до глубин бессознательного. Заканчивается книга «Цветы для Элджернона» примечательной фразой – он просит по возможности навещать могилку Элджернона на заднем дворе и приносить ему цветы. Роман "Цветы для Элджернона" это подробные откровенные записи Чарли, которые он ведет до операции и после нее. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Цветы для Элджернона» по главам на нашем сайте. «Цветы для Элджернона» оказали влияние на сольный альбом клавишника группы Genesis Тони Бэнкса A Curious Feeling (1979 г.), который изначально был задуман как адаптация рассказа и имел то же название[11]. А месяц назад я прочел книгу Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon»).
Морская свинка. Дэниел Киз. Цветы для Элджернона
В поступках других людей, в снах, в положении звёзд на небе, во внутренностях свежеубитой козы… Особенно достаётся искусству, ибо оно есть идеальное поле для всевозможных значений и подтекстов — от заложенных в него автором до увиденных читателем, от отпечатка эпохи, в которой это искусство было создано, до нового значения, которое придаёт ему изменившееся спустя века мировосприятие. Многие более или менее проработанные произведения к тому же содержат не один моральный посыл. Какой именно увидит читатель — зависит от его мировоззрения, знаний, возраста, а то и просто настроения. Иногда они совпадают с тем, что хотел сказать автор, иногда нет. Иногда смыслы лежат на поверхности, их не надо искать или складывать из разбросанных по тексту кусочков. Иногда глаз цепляется за один такой кусочек, а остальные лепятся к нему, и смысл формируется в голове как снежный ком, который уже не получается развидеть и переключиться на что-нибудь другое. Я не исключение и тоже порой люблю закопаться в текст в поисках значения синих занавесок. Любимая многими читателями и обласканная критиками. Ставшая в рамках американской литературы одним из произведений, которые убедили публику и, что важнее, издателей, что фантастика может быть серьёзной литературой для размышлений, а не только развлекательными перестрелками с пришельцами… Однако мы тут собрались обсуждать не культурное значение книги которое весьма велико , а её подтексты и смыслы. А раз книга даёт пищу для размышлений, то почему бы не поразмышлять? Первое, что бросается в глаза большинству читателей — это история о человечности и умственно отсталых.
Он обращается к себе в третьем лице, как будто это случилось с другим Чарли. В этом отчете наблюдается сексуальное пробуждение Чарли. Хотя доктор Штраус уверяет его, что поллюции — обычное дело для мужчин, Чарли ассоциирует секс с чем-то грязным; Его негативные ассоциации с сексом будут становиться все более выраженными по мере развития романа. Отчет 10 В этом отчете Чарли Гордон описывает, как он нашел способ сделать работу в пекарне более эффективной. За это он получил премию и еще одно повышение.
Люди в пекарне изменились, стали враждебно относиться к нему и бояться его. Он все еще надеется, что они станут его друзьями. Доктор Штраус и профессор Немур разрешают Чарли сохранить некоторые из своих отчетов в тайне. Он подслушивает спор между двумя мужчинами о проекте. Немур договорился представить результаты эксперимента Фонду Велберга через шесть недель.
Штраус чувствует, что Немур слишком рано хочет поделиться результатами, но Немур с гордостью заявляет: «Я все проверил и перепроверил… Теперь я уверен, что ничего не может пойти не так». Штраус напоминает Немуру, что он «не единственный, о чьей репутации следует помнить». Чарли понимает, что ему не следует слушать их разговор. Чарли вспоминает, как его родители ссорились, когда отец пытался заставить мать признать его умственную отсталость. Она отрицала, настаивая на том, что он сможет учиться и ходить в школу.
Она кричала: «Он нормальный. Он вырастет, как другие люди… когда-нибудь он пойдет в колледж». Чарли вспоминает, как напуганный их спором, он испачкался, зная, что будет наказан. Он, наконец, вспоминает имена своих родителей, Роуз и Мэтт. Анализ Вместо того, чтобы сблизить его с коллегами по пекарне, растущий интеллект Чарли Гордона отталкивает их.
Они избегают его и абсолютно не рады его повышению. Кажется, они даже боятся его. Он чувствует, что ему больше не нравится пекарня, место, которое он когда-то считал своим домом. Разговор между доктором Штраусом и профессором Немуром, который Чарли подслушивает, показывает их эго. Они спорят о том, кто внес более ценный вклад в эксперимент, и прибегают к оскорблениям.
Очевидно, что оба больше озабочены исследованием и своей профессиональной честью, нежели Чарли Гордоном. Они посмотрели фильм, который он назвал нереалистичным; Алиса видит в этой критике свидетельство его прогресса, но Чарли выражает разочарование тем, как многого он до сих пор не может понять. Алиса сравнивает его растущий интеллект с восхождением по лестнице и надеется, что у Чарли все получится. Между молодыми людьми возникает все большая привязанность, но Алиса говорит, что пока они не могут быть вместе. Чарли увольняют из пекарни, потому что его интеллект подавляет всех остальных работников.
Фанни Берден предполагает, что Бог не хотел, чтобы Чарли стал умным, и намекает, что он заключил сделку с дьяволом. После увольнения Чарли чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Он продолжает читать и учиться; он может прочесть целую страницу всего за секунду, а разговоры студентов колледжа, когда-то столь увлекательные для него, теперь кажутся детскими. Он с удивлением осознает, что профессора колледжа знают меньше, чем он. Теперь он понимает, что они всего лишь люди, чего он раньше не знал.
Он понимает, что Алиса тоже всего лишь человек. На концерте в парке он держит Алису за руку, но в ушах у него сразу возникает шум. Он вскакивает, когда замечает, что за ними наблюдает мальчик, но понимает, что это галлюцинация, вызванная сексуальным возбуждением. Когда он пытается сблизиться с Алисой, он вспоминает, как мать избила его за эрекцию, когда он подсматривал за подругой своей сестры. Когда его начинает одолевать тошнота, звон в ушах и озноб, он отодвигается от Алисы.
Анализ В этом отчете вновь поднимается тема изоляции. Когда интеллект Чарли начинает превосходить интеллект окружающих его людей, они отдаляются от него. Чарли понимает, что его интеллект «подчеркивает их недостатки». Интеллект Чарли даже угрожает отдалить его от Алисы Кинниан, которая беспокоится, что он дойдет до такой степени, что общение между ними станет невозможным. В отчете также пересматривается представление о том, что наука нарушает намерения бога и является греховной.
Фрэнни Берден цитирует древо познания из Бытия 3, когда утверждает, что стремление к запретному знанию было причиной первородного греха. В библейской истории Бог сказал Адаму и Еве не вкушать плоды познания, а когда они ослушались, то принесли в мир смерть. Она предполагает, что Чарли, возможно, заключил сделку с дьяволом и что ему еще не поздно вернуться к тому, кем он был. Чарли не согласен; он называет науку источником своего интеллекта и говорит, что наука способна помочь людям. Дальнейшие события романа докажут, что оба героя правы: наука подарила Чарли интеллект, но она и отняла его.
Отчет 12 Чарли Гордон не посылает профессору Немуру свои отчеты в течение двух недель, хотя сейчас ему платит за его работу Фонд Велберга. Поскольку интеллект Чарли так сильно вырос, доктор Штраус просит его говорить и писать проще, чтобы люди могли его понять. Он помнит, как его сестра Норма получила хорошую оценку в школе и хотела собаку, но не хотела делить ее с Чарли. Не хотела она и играть с Чарли, несмотря на приказы отца. Когда их отец сказал, что собаки не будет, Норма объявила Чарли, что ненавидит его.
Позже Чарли услышал, как Норма сказала другу, что Чарли ей не брат. Взрослый Чарли хочет, чтобы Норма знала, что он никогда не хотел причинить ей вред. Он смотрит на себя в молодости через воображаемое окно и видит «маленького Чарли Гордона, четырнадцати или пятнадцати лет, выглядывающего из окна своего дома». Чарли навещает Алису Кинниан, которая говорит ему, что он превратился в другого человека. Он понимает, что его чувства к ней сменились благодарностью, а его возросший интеллект делает его «таким же далеким от Алисы», как до операции.
От одиночества он начинает «рыскать» по ночному городу и встречает в парке женщину, которая предлагает ему заняться сексом. Он злится, когда узнает, что она беременна. Он хватает ее за плечо, и она начинает звать на помощь. Ему удается убежать и спрятаться, пока мужчины ищут его. Позже он понимает, что женщина напомнила ему мать, когда та была беременна его сестрой, и стала уделять ему меньше внимания.
Анализ Растущий интеллект Чарли Гордона отдаляет его от Алисы Кинниан, его самого большого источника поддержки. Рядом с его сверхинтеллектом она чувствует себя неуверенно и ставит под сомнение свой собственный интеллект. По мере роста интеллекта Чарли меняется и его личность. Он больше не стремится усердно учиться, меняются и его чувства к Алисе. Он чувствует просто «благодарность» по отношению к ней.
Автор противопоставляет двух женщин: Алису и женщину в парке, и то, как Чарли их воспринимает. Алиса самоотверженно заботится о Чарли и знает его историю, в то время как женщина в парке чего-то хочет от Чарли, ничего не зная о нем. Со странной женщиной в парке Чарли чувствует себя уверенным, что может «быть нормальным, как и другие мужчины». Дэниел Киз использует символ окна для обозначения раздвоения личности Чарли. Герой видит себя в своей памяти, как сквозь окно.
Мальчик в окне — это его прежнее «я», отличающееся и, в то же время, узнаваемое. Окно символизирует разделение между послеоперационным «я» Чарли и его дооперационным «я» в детстве. Отчет 13 Чарли Гордон сообщает о психологической конференции, которую он посещает в Чикаго с профессором Немуром, доктором Штраусом и Бертом. Перед конференцией они останавливаются в отеле, и Немур начинает хвастаться своей работой. Чарли спрашивает его о недавней статье индийского ученого только для того, чтобы убедиться, что Немур не знает об этой статье из-за незнания языка.
Немур злится, и Штраус объясняет Чарли: «Вы заставляете его чувствовать себя неполноценным, и он не может этого вынести». Чарли пугается, узнав, что и Немур, и Штраус «не знают целых областей своей науки». Он видит в них мошенников, «претендующих на то, чтобы нести свет во тьму». Во время презентации на конференции Чарли чувствует себя второстепенным актером вместе с Элджерноном, который сидит рядом с ним в клетке. Когда Берт делает доклад об Элджерноне, Чарли узнает, что иногда Элджернон отказывается бежать по лабиринту и бросается на его борта.
Чарли не знает, что его снимали во время гонок с Элджерноном, и видит, как присутствующие смеются над его выражением лица, когда он получает очередной удар током. Когда Немур заявляет: «Можно сказать, что Чарли Гордона на самом деле не существовало до этого эксперимента», Чарли понимает, что Немур и Штраус совершили ошибку. Их выводы преждевременны; результаты могут быть недолговечными. Чарли представляет, как забавно было бы, если бы он открыл клетку с Элджерноном. Когда Немур заканчивает свою речь, Чарли открывает дверцу клетки и Элджернон убегает.
Чарли находит его, уставившегося на себя в зеркало в ванной, кладет его в карман и едет в аэропорт. Поскольку у него не так много времени, он считает, что должен найти своих родителей. Анализ Этот отчет раскрывает кризис, который превратит путь Чарли Гордона из триумфа в трагедию. Именно гений Чарли открывает то, что не видят другие ученые. В исследовании есть ошибка, а неустойчивое поведение Элджернона — тревожный знак.
Профессору Немуру и доктору Штраусу следовало бы потратить больше времени на изучение долгосрочных последствий операции. Читатели узнают, что Чарли все еще хочет завоевать любовь своей матери; это желание всегда подпитывало его стремление стать умнее. Даже тогда, когда он превосходит свою цель и становится гением, самое большое его желание — найти своих родителей. Дэниел Киз подробно останавливается на поведении Элджернона. Это не просто послушная лабораторная мышь.
Иногда он отказывается выполнять задание, хотя еду получает только в том случае, если проходит лабиринт. Время от времени он бросается всем телом на стены лабиринта. Возросший интеллект зверька дал ему понимание, выходящее за рамки лабиринта. Чарли кажется, что Элджернон понимает, что он говорит ему, когда кладет его в карман: «сиди там тихо, пока я тебе не скажу». Элджернон выглядывает, чтобы осмотреться, только после того, как они оказываются в безопасности, в комнате Чарли.
Отчет 14 Чарли Гордон пишет, что история его исчезновения с Элджерноном попала в газеты. Новости включают информацию о семье Чарли. Это пробуждает в нем старые чувства обиды на мать, которая отказалась от него после того, как Норма оказалась «нормальным» ребенком, которого она действительно хотела. Чарли хочет, чтобы его мать поняла, сколько боли она ему причинила, но решает, что еще слишком рано навещать ее. Чарли снимает квартиру в Нью-Йорке.
В комнате Элджернона он строит лабиринт. Также он знакомится со своей веселой соседкой Фэй Лиллман, и вскоре они становятся друзьями. Затем он навещает своего отца, Мэтта Гордона, но тот не узнает Чарли. Визит вызывает воспоминания о последней ночи Чарли дома, когда мать утверждала: «Мы не можем отнять шанс у Нормы на нормальную жизнь из-за Чарли». Хотя Чарли понимает, что Мэтт — отец «другого Чарли», он все еще мечтает о его расположении к себе.
Чарли решает использовать свой интеллект, чтобы помочь другим, попросив Фонд Велберга провести собственное исследование. Он торопится, потому что не знает, как долго его интеллект пробудет с ним. Он пытается заняться сексом с Алисой, воображая Фэй, но не может. Вместо этого он идет домой и занимается сексом с Фэй, во время которого представляет, как наблюдает за собой через окно. Он говорит младшему Чарли за окном квартиры Фэй: «Давай, бедный ублюдок.
Чарли и Фэй часто ходят танцевать, и однажды ночью Чарли появляется в пьяном виде, танцуя чечетку. Граница между ним и его младшим «я» стирается, когда он осознает, что «старого Чарли невозможно уничтожить. Он существует … во мне и вокруг меня». Тем временем, поведение Элджернона становится непредсказуемым. Он кусает Фэй и злобно нападает на самку мышки, которую ему принесла соседка.
Анализ Ожидание и предчувствие чего-то плохого нарастают по мере того, как история приближается к своей кульминации. Чарли Гордон все больше стремится узнать об ошибке эксперимента и внести свой вклад в область человеческого интеллекта. В то же время Чарли тратит время впустую, организовывая вечеринки с Фэй и устраивая «антиинтеллектуальный запой». Между тем, все более беспорядочное и агрессивное поведение Элджернона предвещает судьбу самого Чарли. После того, как Элджернон нападает на самку мышки, читателям остается задаться вопросом, что не так с Элджерноном и связано ли это с операцией; если да, то случится ли что-то подобное с Чарли?
Берт подтверждает снижение когнитивных функций Элджернона, и Чарли просит передать ему тело мышонка после его смерти; он не хочет, чтобы его просто сожгли, как других лабораторных животных. Чарли срочно нужно найти ошибку в эксперименте. В своем отчете он пишет: «Если я собираюсь найти ответы для себя, я должен немедленно приступить к работе». Профессор Немур говорит ему, что фонд не может отправить его обратно в пекарню или позволить ему жить независимо, если эксперимент провалится, потому что неудача может иметь непредвиденные последствия для его личности. В случае необходимости они планируют отправить его в Государственный дом Уоррена.
Чарли просит посетить дом, пока он «все еще достаточно контролирует себя». Он читает множество учебников по психологии по широкому кругу тем, от психологии животных до психометрии личности. Анализ Читатели видят, как изменились отношения Чарли Гордона и профессора Немура. Профессор больше не контролирует эксперимент в одиночку; при этом он не контролирует и Чарли. У Чарли, в свою очередь, появилась реальная свобода действий, независимая от Немура.
Он доволен тем, что ему не нужно отвечать перед Немуром, потому что это только замедлит процесс.
Глава 6 Когда Чарли сняли с головы и глаз повязку, доктор Штраусс сказал, чтобы он вновь начал вести дневник, и при этом больше писал о том, что он думает и чувствует. Однако Чарли трудно выполнить это условие: он не умеет думать и хочет поскорее поумнеть.
Глава 7 «много испытаний и разные состязания с Элджерноном». К тому времени он уже ненавидел мышь, которая постоянно его обыгрывала. Глава 8 Чарли вновь вернулся на фабрику, где он работал уборщиком.
Но он не должен никому говорить об операции, и каждый день должен появляться в больнице для осмотра. Узнав, что Элджернон постоянно обыгрывает его только потому, что ему тоже сделали аналогичную операцию, Чарли повеселел: у него появилась реальная надежда, что и он поумнеет. Чарли навестил доктор Штраусс, который принес ему «телевизор» — прибор, который должен работать во время сна.
Кроме того, теперь миссис Кинниен будет учить его индивидуально, под присмотром врачей. Он искренне считал их своими друзьями, но мужчины лишь смеялись над слабоумным Чарли. Во время соревнований Чарли стал побеждать Элджернона и вскоре с ним подружился.
Также он начал читать, улучшилась его грамотность. Миссис Кинниен очень радовалась успехам своего ученика. Она считала, что Чарли «сделал больше, чем многие умные люди, которые никогда даже не используют свои мозги».
На своей работе Чарли сделал рацпредложение, давшее большую экономию, однако восторг директора не был поддержан рабочими, и они подписали прошение об увольнении Чарли. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности; Чарли тоже понимает, что не может поддерживать с ними дружеские отношения. В романе, в отличие от рассказа, значительно более разработана сюжетная линия романтических отношений Чарли и его бывшей учительницы. Присутствуют также воспоминания Чарли о своём детстве, его встречи с родителями и сестрой. Ещё через месяц уровень интеллекта Чарли становится выше уровня интеллекта профессоров, проводящих эксперимент. Для Чарли очевидны их ограниченность и заблуждения. Когда у подопытной мыши начинают наблюдаться признаки регрессии , он решает сам продолжить исследование и использовать всю силу собственного интеллекта, чтобы найти решение проблемы. Несмотря на видимую первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для беспокойства — её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и нарастал.
Через некоторое время Элджернон умирает. При вскрытии видно, что его мозг уменьшен, извилины сглажены. Чарли попросил не сжигать труп Элджернона, как это обычно делали с лабораторными животными, и похоронил его сам. Исследования Чарли показали, что после операции, разработанной Штрауссом и Немюром, стремительная регрессия неизбежна. Становится понятной дальнейшая судьба Чарли: он обречён на возвращение в исходное умственное состояние. В романе главный герой пытается до последнего, используя свой всё ещё могучий интеллект, найти положительный выход из этой ситуации. Он смутно представляет, в каком направлении следует начинать исследования, которые могут помочь всем людям справиться с проблемой слабоумия , но понимает, что у него нет времени на подготовку этих исследований. Умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался.
Чарли испытывает глубокую депрессию и думает о самоубийстве, но острота его переживаний уменьшается вместе с интеллектом. В романе его IQ становится в итоге даже немного ниже, чем был первоначально. Он возвращается к своей прежней профессии, хотя и боится, что теперь над ним будут смеяться больше, чем прежде. Прежние товарищи по работе, ранее всегда злобно шутившие над ним они даже придумали выражение «валять Чарли Гордона» , а после операции отвернувшиеся от него, теперь относятся к нему с добротой и жалостью. Они заступаются за Чарли, когда новый работник начинает издеваться над ним.