Новости святая софия в стамбуле

Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли. Константинопольский патриарх оценил превращение храмов в Турции в мечети. Собор Святой Софии — Премудрости Божией был построен в VI веке в столице Восточной Римской империи при императоре Юстиниане I. Возведение собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Краткая история Собора Святой Софии в Константинополе

Моё личное мнение в вопросе собора Святой Софии в стамбуле. Я вчера с первых минут как узнал эту новость, сразу написал, что новость хорошая и любая молитва верующих лучше в храме, чем музей. Тысячу лет Софийский собор был главным храмом всего христианского мира, как и замыслил некогда император Юстиниан. Собор Святой Софии в Стамбуле Мозаику собора Святой Софии могут скрыть освещением, пишут СМИ. Собор Святой Софии Константинопольской находится под угрозой необратимого разрушения после его преобразования в мечеть.

Мечеть Айя-София: фото, история, время работы

Собор Святой Софии был возведен в 537 году. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула.

Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию

Фото: unsplash. Скидка по городской карте Museum Pass Istanbul на мечеть не распространяется. Для туристов предусмотрен отдельный вход — через южный вестибюль на второй ярус, ходить по залу не разрешается. Касса расположится напротив фонтана султана Ахмеда III, а главный вход продолжит работать для верующих. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Экскурсии внутри мечети разрешены только с помощью аудиогида, доступ к которому можно получить через QR-код приложение работает на 23 языках.

И тут мы подходим к двум вопросам, которыми наверняка уже задается пытливый читатель. Первый вопрос: а что мы вообще можем сделать?

Как граждане мы можем воспринимать Святую Софию как храм — главный православный храм на земле. И если кто-нибудь из нас в свою бытность там ощутит хотя бы слабое побуждение к молитве — то не стесняться и молиться. Конечно, турецкий гид лукавил: мусульмане в Стамбуле не то что «хотят», а чувствуют себя в полном своем праве молиться где угодно. Христианам же потребуется хотя бы толика отваги. Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела?

Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам. Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока.

От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком.

Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.

Эти подвески передают вес купола на основные опоры и направляют их на землю. Контрфорсы добавлены столетия спустя К основным опорным столбам были добавлены выступы, идущие наружу.

Они предназначены для отклонения давления опор на землю, подобно опорным контрфорсам в готической архитектуре. Всего в соборе Святой Софии 24 опорных контрфорса: 7 на востоке, 5 на западе, 4 на севере, 4 на юге и 4 в весовой башне. Некоторые контрфорсы были построены в период Восточной Римской империи, а другие — в период Османской империи. Минареты добавлены исламом После того, как объект был преобразован в мечеть в разное время было добавлено 4 минарета по 60 метров. Дизайн Айя Софии вдохновил великого османского архитектора Мимара Синана. При строительстве мечетей он начал сочетать традиционный план базилики с апсидой, притвором и нефом, с центральным куполом с подвесками, добавляя минареты. Поэтому сегодня силуэт мечетей похож на Софийский собор, но внутри посетителей впечатляет невероятный масштаб сооружения. Внешний притвор В Софийском соборе два притвора: внутренний и внешний.

Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида. Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея — символ медицины. Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году. Двери Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору. Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей.

До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором.

Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями.

На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа.

Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон.

Глава РПЦ назвал ситуацию с Айя-Софией "наказанием Божьим" Варфоломею

У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Часы работы и цены на билеты. Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото. Айя-София (собор Святой Софии) – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула.

Мечеть Айя-София в Стамбуле

Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек , сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением. Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь! Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки. Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством.

Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. При этом барабан купола прорезан 40 окнами, в результате чего пространство под ним залито светом, а сам свод с мозаикой как будто висит в воздухе. Этот купол на протяжении девяти веков был крупнейшим на планете — пока его не обогнал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где купол имеет диаметр более 42 метров. При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете. Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек позже он был увеличен , из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих. Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.

Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.

Справа — частично поврежденная мозаика Архангела Гавриила. Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла. Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов. Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений. Сегодня галереи предоставляют посетителям захватывающий вид на неф со всех сторон, включая крупный план некоторых из лучших византийских мозаик, которые можно увидеть где угодно. Самая известная мозаика называется Мозаика Деэзиса, и это первая мозаика, к которой вы приходите, входя в Южную галерею через Мраморную дверь. На нем изображен торжествующий и царственный Христос известный как «Христос Пантрокрактор» , окруженнный Девой Марией и Иоанном Крестителем. В конце Южной галереи две золотые византийские мозаики. Современный выход из Собора Святой Софии находится через Вестибюль Воинов, названный так потому, что именно там телохранители императора ждали, пока он поклонялся. Высоко и позади вас, когда вы выходите, великолепная мозаика Богородицы с Константином и Юстинианом: Константин Великий представляет Деве модель города Константинополь Стамбул , который он основал, а император Юстиниан представляет церковь Собор Святой Софии, который он перестроил. Эта мозаика датируется, вероятно, 10 веком. Есть несколько интересных вещей, которые можно увидеть за пределами Святой Софии, включая три мавзолея султанов, баптистерий церкви, а также раскопанные останки Святой Софии Феодосии. Прежде чем посетить этот святой храм, вы должны знать факты и историю Святой Софии, чтобы обеспечить более просвещенное посещение. История собора Святой Софии в Стамбуле омрачена владениями многих религий. С 360 по 1453 гг. На короткое время он служил римско-католическим собором области. Собор Святой Софии известен своим большим куполом. Говорят, что этот купол «изменил облик архитектуры Византийской империи». Собор Святой Софии играл важную роль среди других византийских построек. Посещая собор Святой Софии, остановитесь в любом из отелей Стамбула, Турция — отличное место, чтобы насладиться чудесами мечети. Некоторые из них расположены достаточно близко, чтобы дойти пешком до зданий и садов мечети. Один из лучших фактов о соборе Святой Софии — это мозаика ручной работы, покрывающая весь храм. Детализация, а также точность мозаики подарят посетителям уникальные художественные впечатления. Многие из мозаик сохранились после реконструкции мечети с 1453 года. Чтобы увидеть собор Святой Софии с воды, попробуйте одну из прибрежных экскурсий по Стамбулу. Эти экскурсии проведут посетителей по различным достопримечательностям Стамбула, включая по собору Святой Софии. Один из скрытых артефактов мечети — минареты. Один из них спроектирован известным османским архитектором Мимаром Синаном. Часть фактов о Святой Софии, которые посетители должны знать как прошлое, — высокая скульптура из песчаника. Один из самых известных фактов Святой Софии связан с окнами, окружающими могучий купол.

Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле

Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.

Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом. Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение. Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам.

Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо еще более, чем прежде.

Казалось бы, подобные торговые сделки, никак несовместимы и невообразимы с членами НАТО, но это произошло. Также, по проекту «Росатома» строится самая крупная атомная электростанция в мире «Аккую». Турция благодаря России присоединилась к клубу стран с атомной энергетикой и стала обладательницей технологий мирного атома. Готовится операция по продаже - закупки газа в Европу, через предложенный Россией проект газового хаба в Турции. Страна становится серьезным и крупнейшим газовым транспортным узлом для Европы вместо Германии. Пути Господни неисповедимы, что невозможно было произойти веками, более 500 лет, может произойти на наших глазах. Это возвращение храма Святой Софии в лоно всего православного христианского мира. Религиозная значимость: возвращение храма для православных христиан Константинопольский храм Святой Софии имеет огромное значение для православных христиан, так как он был одним из самых важных центров религиозной жизни до того, как был отнят у православной церкви. Возвращение этого храма станет символом возрождения духовной связи всех православных во всем мире.

Для православных христиан Константинопольский храм является центральной святыней и знаком прочной связи с Богом. Многочисленные верующие будут приезжать в Стамбул Константинополь со всех концов мира, чтобы получить духовное развитие и внутренний подъем в этом уникальном храме. Возвращение Константинопольского храма Святой Софии для православных верующих будет означать не только возрождение религиозной жизни, но и позволит сохранить и восстановить культурное наследие христианства. Ведь этот храм не просто место для молитвы, но и творение выдающихся архитекторов и художников.

Оно задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире, что может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах. В условиях, когда христианство является гонимой религией во многих местах на планете, когда продолжается исход христиан из стран Ближнего Востока, данное решение турецких властей приносит особую боль. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом. Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение.

Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным

Сохранившиеся под ней мозаичные изображения открыты реставраторами в музейный период истории храма. Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека Несмотря на понесенные утраты, Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека, она по-прежнему несет на себе отблеск горнего мира, видимые знаки прикосновенности к Божественному совершенству. Русский художник М. Нестеров, побывавший в Софийском храме в бытность его мечетью, под впечатлением от увиденного писал: «Святая София, не кажущаяся грандиозной с моря, вблизи огромна. Куча позднейших мусульманских пристроек исказила первоначальные формы. Однако стоило войти внутрь храма, как все изменилось... Почти от самого входа... Необъятность его — необъятность неба, чего, конечно, нельзя сказать про купол римского Петра, такой тяжелый, давящий... Простор купола, его как бы безграничность, — поразительна». Горечь христиан по поводу акта президента Турции естественна, но реакция православного мира на перемену статуса Софии не может совпадать с той, которая выражена была в заявлении по этому поводу руководства Всемирного совета Церквей.

В нем этот акт Э. Эрдогана охарактеризован как «удар по делу объединения религий». Возможно, что это только неудачное выражение, что в виду имелась солидарность людей, принадлежащих к разным религиозным общинам, но отстаивающих при этом некоторые общие ценности. А вот «объединение религий» — это вредоносная утопия, к реализации которой могут сознательно стремиться лишь люди, лишенные религиозной веры. Но что будет со Святой Софией, когда исполнение указа Эрдогана примет конкретные черты? Какими станут реальные условия ее посещения? С турецкой стороны сделаны заверения, что доступ в Айа-Софию останется свободным и даже будет бесплатным, каким он не был до сих пор. Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными».

Уже обновлена отделка куполов. Фото: Константин Исааков.

Часы и дни работы, стоимость билета в Айя София Святая София , 2024 Обновлено: 16 января 2024 Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул. Это обусловлено тем, что ежегодно музейная экспозиция является наиболее посещаемой среди иностранных и местных туристов. Каждому из зарубежных гостей, начиная с 15 января 2024 года, придется приготовить 25 евро для покупки входного билета на второй этаж мечети т. Министерство культуры и туризма Турции завершило работу по разделению входов в мечеть Святой Софии-и-Кебир для людей, посещающих мечеть в целях отправления культа, так и и для иностранных туристов. Здесь иностранные туристы смогут осмотреть сверху первый этаж мечети, а также вблизи все иконы и мозаики византийской эпохи, после чего покинуть мечеть, спускаясь по рампе. Входы и выходы на первый и второй этажи мечети Айя София Святая София теперь полностью разделены. Посещение первого этажа мечети иностранными туристами будет запрещено.

Начиная с 15 января 2024, зарубежные туристы могут совершать свои визиты, не нарушая условий для богослужений в мечети. Иностранные посетители смогут получать информацию на 23 языках при помощи аудиогидов или в приложениях для чтения QR-кода в мобильных телефонах. Билетная касса была расположена недалеко от фонтана Ахмета, а точка входа - рядом с кассой. Оплатить стоимость входного билета в мечеть можно и турецкими лирами.

При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.

В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии

Почему собор Святой Софии хотят сделать мечетью? | 360° Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века.
В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии Собор Святой Софии (Айя-София) был основан византийским императором Юстинианом и открыт в 537 году.
Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Часы работы и цены на билеты.
Собор Святой Софии (Айя-София): Интересные Факты и Часы Работы 2024 Собор Святой Софии – великолепная каменная базилика, ставшая неотъемлемой частью Константинополя (сейчас Стамбул) на протяжении 1500 лет.
Новый статус константинопольской Софии Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью.

Мечеть Айя-София в Стамбуле

В распоряжении архитекторов был весь громадный опыт храмового строительства Рима, Афин, других городов. Именно так удалось: изготовить особые кирпичи для купола, очень легкие по воспоминаниям современников, они были в 12 раз легче обычных, даже плавали на поверхности воды! Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Темпы возведения святыни были поразительны — от закладки до освящения на Рождество 537 г. При этом храм был поистине огромен, не имея аналогов ни в христианском, ни в языческом мире: длина его 75 м, ширина 61,5 м, высота — почти 56. Архитектурный стиль Его обычно считают «переходным от базиликального к крестово-купольному храму». Действительно, до VI в. Первоначально базилики были светскими зданиями, где императорские чиновники совершали суд отсюда название , а также проводились разного рода собрания. Христиане, около 300 лет не имевшие собственных церквей, в условиях гонений собирались на богослужения в подобных зданиях — а позже они становятся полноценными церквями. Вот и София — тоже тип базилики, однако, при этом имеет и выраженную форму креста. Это говорит о том, что постепенно в церковном сознании появляется представление о символичности формы храма, который не «просто» здание, но — икона Царства Небесного.

Икона света «Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм,» — так пишет о Софии Прокопий Кесарийский. Это — еще одна уникальная особенность Софии: архитекторам удалось использовать естественный свет солнца, луны, даже — звезд, не только для утилитарной цели освящения храмового пространства, но также — для передачи богословских смыслов слов св. Иоанна Богослова : «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» 1 Ин. Это достигалось, прежде всего, благодаря 40 окнам по периметру купола, которые делали его как бы парящим. Шедший сверху свет особым образом преломлялся в пространстве Софии, создавая ощущение благодати, радости Божия присутствия. И подлинно, свет солнца, луны, звезд здесь в полной мере осознавался отблеском Царстве Небесного. Интересный факт Современными исследователями Софии, в частности, А. Лидовым, установлено: до VIII в. Великолепные мозаики, которые сохранились здесь сейчас лишь частично, были сделаны после VII Вселенского Собора ради утверждения иконопочитания.

Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против?

А вот «объединение религий» — это вредоносная утопия, к реализации которой могут сознательно стремиться лишь люди, лишенные религиозной веры. Но что будет со Святой Софией, когда исполнение указа Эрдогана примет конкретные черты? Какими станут реальные условия ее посещения? С турецкой стороны сделаны заверения, что доступ в Айа-Софию останется свободным и даже будет бесплатным, каким он не был до сих пор. Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными». Главная обеспокоенность ныне — о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно — пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана. Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора. Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни — внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, — в ЕС.

Подъём по лестнице без ступеней рампе на второй этаж собора. Второй этаж. Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице рампе 2 поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах каменных ограждениях надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму. В правом южном крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло — правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста — останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель Фатих приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам. Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах. Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики — в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже. Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами 9. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга. Где в соборе искать мозаики Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца сам дворец практически не сохранился. Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле. Находится во втором притворе над императорскими воротами 9. Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. На мозаике слева — император Юстиниан строитель собора. В руках у него — собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине — Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа — император Константин основатель города. В его руках — Константинополь, который он преподносит Богоматери. Мозаика «Последний суд». Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания — не заметить её сложно. Находится на втором этаже собора южная часть напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами. Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа. Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева — Константин Мономах муж Зои преподносит Ему дары мешочек с деньгами , а справа — императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа — его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары мешочек с деньгами , а императрица — дарственную грамоту. Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи. Режим работы. Стоимость посещения Время работы: с 09. Музей не работает по понедельникам. Стоимость посещения: 72 TL. Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться музейной картой. Транспорт Стамбула до остановки Султанахмет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий