Новости сколько гоголю лет

Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы весной 1809 года / Public Domain. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича ГОГОЛЯ – русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы, его называли мистиком, сатириком, прорицателем жизни и гением. На следующий год Гоголь возвращается на родину, и пытается восстановить сожженный том повести по памяти. Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского.

«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя

Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения Гоголь – наш современник: Новость: ПКПБ им. А. М. Горького: женя диаппа в «Прочие развлечения», 6 лет назад. сколько прошло лет с дня рождения гоголя если сейчас 2017.
Сколько лет было Гоголю на момент смерти Пушкина? Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет.

Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852). Гоголь еще два раза посетит Оптину пустынь в 1851 году.

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе

Методы преподавания были устаревшими и не приносили пользы: зубрежка и розги. Поэтому Гоголь занялся самообразованием: выписывал вместе с товарищами журналы, увлекался театром. После окончания учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, надеясь на светлое будущее здесь. Но реальность несколько его разочаровала. Его попытки стать актером провалились. В 1829 году он становится мелким чиновником, писцом в отделе министерства, но работает там не долго, разочаровавшись в этом деле. Творчество Работа чиновником не принесла радости Николаю Гоголю, поэтому он пробует себя в литературной деятельности. Первое опубликованное произведение — «Вечер накануне Ивана Купала» вначале имело другое название.

С этой повести началась известность Гоголя. Одна из комнат Дома-музея Гоголя Популярность произведений Гоголя объяснялась интересом петербургской публики к малороссийской так ранее называли некоторые регионы Украины бытности. В своем творчестве Гоголь часто обращался к народным легендам, поверьям, использовал народную простую речь. Ранние произведения Николая Гоголя относят к направлению романтизма. Позже он пишет в своем самобытном стиле, многие соотносят его с реализмом. Главные произведения Первый труд, который принес ему известность — это сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского. Впрочем, годы, проведённые в гимназии, открыли в Гоголе ещё и страсть к театральному искусству. Он организовал театр и привлёк к игре в нём своих товарищей.

Будущий писатель сам рисовал декорации, собирал реквизит, ставил спектакли и выходил на сцену. Любительская постановка «Недоросля» Фонвизина, в которой «главный режиссёр» играл госпожу Простакову, имела большой успех. Друзья юности Николая Гоголя всерьёз считали, что его ждёт актёрская карьера, а также отмечали его особый талант комического рассказчика. Острый на язык Гоголь умел довести слушателей до гомерического хохота, и остановить его не мог даже директор гимназии. Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи. Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр. Начало творческого пути Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще. Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии.

На принятие такого решения повлияли, в частности, лекции профессора Н. Белоусова, читавшего в гимназии курс естественного права в связи с возникшим в гимназии в 1827 деле о его вольнодумстве Гоголь глубоко сочувствовал опальному профессору и во время расследования дал показания в его пользу. В 1828 г. Гоголь переехал в Санкт-Петербург, где безуспешно пытался устроиться на службу. В начале 1829 г. Алов отдельным изданием вышла «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Несмотря на подражательный характер, здесь были намечены многие мотивы зрелого творчества Гоголя, в частности острая коллизия мечты и существенности, предвещавшая поэтику «петербургских повестей». Поэма вызвала резкий критический отклик Н. Полевого , Гоголь сжёг нераспроданные экземпляры книги, отправился за границу, в Северную Германию Любек, Травемюнде, Гамбург , к концу сентября 1829 г.

В конце 1829 г. В 1830 г. Гоголь познакомился с В. Жуковским , П. Плетнёвым и, возможно, А. Дельвигом , а в мае 1831 г. Первый цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» части 1—2, 1831—1832 , принёсший Гоголю широкое признание, отвечал развившемуся в русском обществе интересу к Украине «здесь так занимает всех всё малороссийское…» — из письма Гоголя к матери от 30 апреля 1829. Украинофильство Гоголя означало обращение к коренным, национальным первоосновам славянского мира Н. Надеждин называл Малороссию «славянской Авзонией», т.

Но мир этот, как показал Гоголь, вовсе не был един и идилличен: в ряде повестей цикла «Страшная месть» и др. После появления «Вечеров…» Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 г. Аксаков и К. Аксаков , М. Щепкин , И. Киреевский , С. Шевырёв , М. В 1835 г. Гоголь снова посетил Москву, где в мае состоялась, по-видимому, его первая встреча с В.

Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы «Миргород» и «Арабески» расширили диапазон его творчества в направлении, которое было предуказано входившей в «Вечера…» повестью «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». В сборнике «Миргород» части 1—2, 1835 в поле зрения Гоголя — мелкие заботы и неприятности, «пошлость пошлого человека» формула, по утверждению Гоголя, принадлежащая Пушкину , каверзничество и сутяжничество «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» , разрушение идиллического состояния мира «Старосветские помещики» и естественных человеческих связей, происходящее под влиянием дьявольских сил особенно отчётливо — в «Вие». Повести из сборника «Арабески» части 1—2, 1835 — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и другие — добавили к этой проблематике петербургские, столичные темы: пошлость и повседневность соединились с напряжённым пафосом, гротескным изломом сюжетных и повествовательных планов, с тревожным, катастрофическим настроением большого города. Это направление было впоследствии продолжено другими «петербургскими повестями» так они были названы в критике уже после смерти писателя : «Нос» опубликован в 1836 в пушкинском журнале «Современник» ; здесь же в том же году появились повесть «Коляска», статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» и др.

Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства. Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание «Мёртвых душ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в «Шинели» , «Записках сумасшедшего», «Мертвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями «натуральной школы» , обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [33]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филилогических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [34]. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [34]. С духовной точки зрения раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [34] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мертвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. Главную идею «Ревизора» Гоголь передал в пьесе под названием "Развязка «Ревизора», где есть такие слова: «… страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба». В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждет нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям. А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос. Гоголя по требованию духовных властей из его произведений исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви [37]. Позже произведения Гоголя и других русских авторов были сожжены во дворе Троицкой духовной семинарии. Данное мероприятие происходило по распоряжению ректора семинарии Саввы и по одобрению митрополита Филарета Дроздова [38].

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе

Именно она подарила писателю известность. Следующие произведения писателя были посвящены обычаям и традициям украинского народа: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие. В 1831 году Гоголь познакомился с представителями литературных кругов Жуковским и Пушкиным, которые повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность. Затем Гоголь увлекся драматургией. Его «Ревизор», написанный в 1835 году, до сих пор ставят во многих театрах России. Однако современники встретили комедию отрицательно, после чего писатель покинул страну. Он посетил Швейцарию, Германию, Италию и Францию. После возвращения на родину из Рима писатель опубликовал первый том поэмы «Мертвые души». Второй том автор сжег ночью 11 февраля 1852 года, а через 10 дней Гоголь скончался.

В истории русской литературы, пожалуй, трудно найти фигуру более загадочную. Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. Ещё при жизни его называли монахом, шутником, мистиком, подчёркивая, что в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое. Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы.

До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». Желая опубликовать своё детище, писатель из Рима, где он находился с 1837-го, отправился в Москву. Однако московская цензура не пропустила произведение в печать. Белинский посоветовал Гоголю переправить рукопись в Петербург. После исключения из книги острых мест « Похождения Чичикова, или Мёртвые души » увидели свет. Выход 1 тома стал для Николая Васильевича переломным событием. С этого времени он испытывал всё большие сомнения и душевные терзания, мечтал о создании в двух последующих томах образов идеальных героев, незнакомых доселе помещичьей России. В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. Однако труд не приносил желаемого результата: положительные герои выходили неживыми, перевоспитать старых не получалось. В 1845-м писатель предал огню уже завершённое произведение. После этого снова взялся за перо. Николай Васильевич Гоголь на смертном одре. В ночь с 11 на 12 февраля 1852-го он встал с постели и во второй раз сжёг рукопись 2 тома. Через 10 дней не стало и его самого. Сражённый кончиной Гоголя, Тургенев написал: «Гоголь умер!

Поэтому Гоголь занялся самообразованием: выписывал вместе с товарищами журналы, увлекался театром. После окончания учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, надеясь на светлое будущее здесь. Но реальность несколько его разочаровала. Его попытки стать актером провалились. В 1829 году он становится мелким чиновником, писцом в отделе министерства, но работает там не долго, разочаровавшись в этом деле. Творчество Работа чиновником не принесла радости Николаю Гоголю, поэтому он пробует себя в литературной деятельности. Первое опубликованное произведение — «Вечер накануне Ивана Купала» вначале имело другое название. С этой повести началась известность Гоголя. Одна из комнат Дома-музея Гоголя Популярность произведений Гоголя объяснялась интересом петербургской публики к малороссийской так ранее называли некоторые регионы Украины бытности. В своем творчестве Гоголь часто обращался к народным легендам, поверьям, использовал народную простую речь. Ранние произведения Николая Гоголя относят к направлению романтизма. Позже он пишет в своем самобытном стиле, многие соотносят его с реализмом. Главные произведения Первый труд, который принес ему известность — это сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти рассказы относят к главным произведениям Гоголя.

Гоголь Николай Васильевич

великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году.

Гоголь Николай

В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления к гимназии, к одному из местных учителей; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году. В 1828 году Гоголь переехал в Петербург.

Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. Балабина, Н. Лонгинова, А. Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте. Наиболее плодотворный период жизни В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески".

Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г. Выход в свет "Арабесок" 1835 и "Миргорода" 1835 подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести». Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого как утверждал сам Гоголь подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене. Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию. Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным это известно со слов Гоголя. В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина.

В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который впоследствии стал одним из любимых городов писателя. В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ».

Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский , Игнатий Брянчанинов и др.

Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [12]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.

В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина».

Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель.

Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета.

Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8. В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок.

Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М.

Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне.

Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным.

Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.

Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей.

Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства. Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя.

Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было.

Он даже пытался, как минимум один раз в жизни, сделать предложение. В начале 1840-х писатель познакомился с Анной Виельгорской и её семьёй в Петербурге. Они оценили талант писателя, а он не на шутку влюбился. По семейному преданию Виельгорских, писатель отважился сделать предложение Анне в конце 1840-х.

Но для начала было необходимо поговорить с родственниками девушки. А они, всячески подчёркивая своё уважение к его таланту, согласия не дали. Был колдуном Ещё один распространённый миф — Николай Васильевич якобы был мистиком, общался с загробным миром и так далее. К сожалению, всё гораздо банальнее. Психиатр Владимир Чиж утверждает, что у писателя были галлюцинации. Причём как слуховые, так и зрительные. Современники также отмечали его резкие перемены настроения. К примеру, писатель мог обидеться на хозяина дома, так как ему якобы не долили чай.

И молча уйти. А в дороге, напротив, резко оставлял все свои "перемены", по обыкновению был спокоен и весел. А потом во время эксгумации обнаружили, что гроб был расцарапан изнутри.

Он помнит, что еще в детстве делал так: стоит человеку пройти мимо него, а он, мальчиком, домысливает его биографию.

Кем этот человек был? В какой семье живет? Куда он идет? Кем он хочет стать?

И так рождались фантомы, Гоголевские фантомы — призраки, населяющие художественный мир Гоголя. Все у Гоголя чересчур, невероятно яркое, запоминающееся.

В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя

В безумии уничтожил второй том "Мёртвых душ" За несколько дней до своей смерти Гоголь сжёг второй том "Мёртвых душ". По распространённой версии, он сказал друзьям, что сделал это в беспамятстве и "из-за злых духов". Есть и куда более прозаичная версия такого действия. Во втором томе, как уверяют исследователи, речь шла о том, как Чичиков занимается подделкой завещания. Сюжет был навеян делом калужского губернатора, по которому шло следствие в 1849 году. К моменту их знакомства муж Смирновой-Россет был калужским губернатором. В 1849 году предводитель уездного дворянства Иван Ершов подал жалобу на супруга гоголевской приятельницы. Якобы отец предводителя отписал своё имение незаконнорождённой дочери Софье, которая вышла замуж за родственника губернатора. В ходе расследования оказалось, что сам Смирнов никакого отношения к этому не имеет. Но его всё равно отстранили от должности.

О своих переживаниях Смирнова-Россет сообщала Гоголю. Исследователи не исключают, что именно это стало причиной, по которой второй том "Мёртвых душ" никто не увидел. К слову, изначально он задумывался как трилогия. Это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Просто история с "Мёртвыми душами" стала наиболее известна.

Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу. На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Пушкиным.

Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня, — писал Пушкин. Портрет Николая Васильевича Гоголя, 1841 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея Гоголь и Пушкин не были закадычными друзьями. И всё же их, писателей с разными характерами и разными мироощущениями, связывала глубокая духовная близость. Именно Пушкин на гоголевский призыв дать ему «какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот» для написания комедии рассказал ему забавную историю о некоем господине, выдавшем себя за высокопоставленного чиновника. Так появился «Ревизор». Рождение «Мёртвых душ» также связано с именем Александра Сергеевича. Поэма Гоголя «Мёртвые души» — «поэзия нашей страны» Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести».

В эти годы проявился разносторонний художественный талант Гоголя: он рисовал пейзажи, рисунки; позднее выполнял зарисовки городов, эскизы обложек и др. Свое будущее Гоголь, однако, связывал прежде всего с государственной службой, мечтая о юридической карьере. В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу. В начале 1829 года появилось стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимиом В. Алов отдельным изданием вышла "идиллия в картинках" "Ганс Кюхельгартен". Поэма вызвала резкий критический отклик Н.

Полевого, Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и отправился за границу, в Северную Германию. В сентябре 1829 года возвратился в Санкт-Петербург и в конце года поступил в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел; а в апреле 1830- в департамент уделов вначале писцом, а потом помощником столоначальника. Одновременно активизировалась его литературная деятельность. В 1830 году Гоголь познакомился с В. Жуковским, П. Плетневым и, возможно, А.

Дельвигом, а в мае 1831 на вечере у Плетнева он был представлен А. Первый цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" принес Гоголю широкое признание. После появления "Вечеров…" Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 его с воодушевлением встретили в Москве С.

А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца». Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым. И это только навскидку! На самом деле огромное количество цитат сегодня используют активно и в разговорной речи, и в газетных, журнальных публикациях. Какое непопулярное произведение Гоголя достойно большего внимания Иллюстрация к комедии «Игроки» Конечно, комедия «Игроки». Она находится немного в тени «Ревизора» и «Женитьбы».

Хотя нельзя сказать, что последнюю часто вспоминают — она вроде бы на слуху, но все же в затмении первой. Тем не менее «Женитьба» и «Игроки» — тоже очень смешные и искрометные комедии. Очень радует, что в театрах их ставят достаточно активно. Так что определенно стоит и прочитать их, и сходить на постановку. Гоголя, можно увидеть замечательный памятник Николая Андреева, который показал писателя в виде печального философа. А вот на Гоголевском бульваре, где стоит монумент 1951 года скульптора Николая Томского, Николай Васильевич достаточно бодрый — яркий сатирик. Его образ складывается из совершенно разных оттенков, так что писатель по-настоящему отмечен в Москве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий