Новости шостакович симфония 2

В Санкт-Петербурге состоялся концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвящённый 80-летию первого исполнения Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. В своём сочинении Шостакович использовал сразу две композиторские техники: атональную нововенскую и привычную ладовую старовенскую. Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. Постер альбома Симфония №3 ре мажор, соч. К моменту сочинения Второй симфонии Шостаковича (1927) тот пласт, о котором говорит Луначарский, был еще довольно слабым.

«Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича

По этой причине музыкантов пригласили из военчастей. Партитура была успешно доставлена в Ленинград спецбортом из Куйбышева. Под стать им смотрелись и зрители в обвисшей на истощенных телах парадной одежде. Но все это было ничтожным на фоне царившей в зале атмосферы: не взирая на опасность артобстрелов и авиаударов сверкали люстры, а публика, казалось, оторвалась от блокадной земли и замерла в унисон свободе и миру. Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь.

Военные готовились к этой операции, получившей название «Шквал», весь месяц до премьеры. Все 80 минут сценического действа по врагу велся беспощадный огонь. Всего на установленные заранее немецкие огневые позиции приземлилось около трех тысяч снарядов. Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича.

Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда.

Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией Премьера в столице. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы. Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях.

Это чужой для него язык.

Именно поэтому, считает Лебедев, Дмитрий Дмитриевич не давал разрешения на широкое исполнение вальса. И заключает: Шостакович написал не только хорошую, но отличную подделку. Лучше оригиналов. С такой точкой зрения мне трудно согласиться.

Действительно, 1930-е — 1950-е годы были очень трудны для Шостаковича. Большинство его работ были запрещены, он был вынужден публично покаяться, а его семья лишилась привилегий. Юрий Любимов говорит, что «в это время Дмитрий Дмитриевич ждал ареста по ночам, дежуря с чемоданчиком на лестничной площадке у лифта". Не согласен я и с тем, что здесь «не его голос».

Созданные Шостаковичем песни, среди которых такие шедевры, как «Песня о встречном», «Родина слышит», «Ветер мира колышет знамена побед» - замечательный вклад композитора в советское песенное творчество, весьма для него органичный. Ушла содержательная актуальность этих сочинений, а музыка живет, исполняется. В конце концов, я твердо убежден, что Д. Шостакович не был диссидентом — ни в общественном, ни в музыкальном смысле, и фиги в кармане не держал.

Единственное, чего он желал — это чтобы ему дозволяли писать музыку по своему разумению и вдохновению и избавили бы его от невежественной критики и оскорблений.

Вторая часть подкаста полностью посвящена созданию симфонии и премьерным концертам. Как Дмитрий Шостакович писал Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде и как готовили ее исполнение? В каком городе симфония прозвучала впервые?

Своё произведение он начал писать в первые недели Великой Отечественной войны. Композитор принимал участие в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б. В середине октября 1941 года вместе с двумя малолетними детьми он был эвакуирован в Куйбышев. Там работа над симфонией была продолжена. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением С.

Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в осаждённый город, начались репетиции. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой.

«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича

Премьера 2-й симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии 6 ноября 1928 года. Накануне поздним вечером, 9 августа, на Стрелке Васильевского острова в рамках концерта «Ленинградская симфония на берегах Невы» звучала Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор Дмитрия Шостаковича. 1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония.

Блокадная симфония Дмитрия Шостаковича

5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, получившая название Ленинградской. Работу над Седьмой симфонией Шостакович начал в первые недели Великой Отечественной войны, а закончил финальную часть и начал готовить произведение к постановке уже в декабре 1941 года. Концерт покажут в прямом эфире в городах, с которыми была тесно связана биография Шостаковича — в Самаре (где прошла эвакуация и завершение работы над Седьмой симфонией), Новосибирске.

Симфония грядущей Победы. Музыка Шостаковича прозвучит вновь через 80 лет

По официальным данным, первые три части симфонии были написаны в 1941 году в блокадном Ленинграде. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Премьера симфонии транслировалась радиостанциями на территорию как Советского Союза, так и за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича. Фоат Шакирович Мансуров — советский и российский дирижер, музыкант, лауреат Государственной премии РТ им.

Шостаковичу и И. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было.

Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива. Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Госджаз сокращённое называние коллектива много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича.

Как я молю Бога, чтоб он сохранил его жизнь». Эвакуационная премьера Ленинград перешел на осадное положение. Угроза штурма оставалась реальной. Ленинград уже покинули профессора консерватории — все, кроме Шостаковича. Композитор не собирался покидать родной город, не собирался отрываться от симфонии, которую писал каждый день, но пришлось подчиниться постановлению горкома.

Вместе с семьей Шостаковича вывезли в Москву, а оттуда их путь лежал в Куйбышев ныне Самара. Там он вернулся к работе над симфонией. Оставалось написать одну часть. Ее исполнил оркестр Большого театра под управлением знаменитого Самуила Самосуда. Найти музыкантов Это был триумф.

Но Шостакович говорил: «Моя мечта — чтобы Седьмая симфония прозвучала в моем родном городе, которому я ее посвящаю». Это казалось чем-то из области фантастики. Ведь в Ленинграде почти не осталось музыкантов, а оставшиеся — голодали. Но 2 июля 1942 года летчик Василий Литвинов, несмотря на ранение, привез в блокадный город несколько коробок с лекарствами и четыре нотные тетради с партитурой. Руководство Ленинграда отнеслось к этой задаче как к государственному делу.

Миссию поручили Карлу Ильичу Элиасбергу. Он руководил оркестром радиокомитета, в котором осталось всего лишь восемь музыкантов, способных держать в руках инструменты. А требовалось сто оркестрантов. О чем писали «Известия» во время блокады города 80 лет назад Шостакович создал грандиозную музыкальную панораму, для исполнения которой требовался большой оркестр. Композитор оставил строгую ремарку на страницах партитуры: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно».

Как разыскать столько первоклассных музыкантов в голодающем, изможденном городе? Элиасберг находил в себе силы объезжать на велосипеде знакомых музыкантов, многие из которых уже по много месяцев не прикасались к своим инструментам. Он имел право передвигаться по городу и его предместьям даже во время воздушной тревоги. Элиасберг забирал людей из воинских частей, из госпиталей, а ударника Жаудата Айдарова нашел, когда его везли в морг, заметив, что пальцы музыканта, которого считали мертвым, слегка шевельнулись. Именно в этой симфонии Шостакович отводил ритмической основе ключевую роль в развитии темы.

Они даже не смогли подняться на четвертый этаж, в зал. Играли в холле.

Однако едва ли не в двух шагах от его завершения, все вновь срывается в пучину неиндивидуализированной фактуры, возвращающей нас к самому началу. Сильнейший удар по концепции «Пробуждения». Зато - серьезный довод в поддержку изложенной точки зрения: перед нами продолжающийся процесс самоорганизации мрачной массы, что пришла в движение в начале Второй симфонии. Выше уже шла речь о противопоставлении диатонической и хроматической сфер в «Посвящении». Репрезентантом светлых сил, воплощенных в сфере диатоники, явиляется альтернативная тема ц. В рассматриваемом эпизоде она, наконец, появиляется у хора и вытесняет начавшееся вновь хроматизированное, сопровожденное ревом гудка, квазиалеаторическое движение в оркестре.

Завершение этой темы переходит в ликующую, явно под влиянием революционной песни, октав-ную интонацию, которая, разомкнушись, обрушивается в абсолютно ритуальный С-Dur. Вот он, «свет победы». Но опять - в который раз - собственно музыкальная драматургия выходит из повиновения внешней схеме. Итог вновь представляет собой демонстрацию интонационного опустоше- ния. В Скерцо кульминацию обозначает удар литавр, в Финале - хоровой выкрик. Не пение. Не речитатив. Выкрик: «Знамя!

Чему в немалой степени способствует дробь малого барабана, каковая не столько создает атмосферу торжества, сколько вызывает ассоциации с многочисленными кинокадрами казней и расстрелов [2, с. В начале коды в третий раз все возвращается к исходному типу движения. Не удержавшись в C-Dure, оно «сваливается» в H-Dur. Диатонический лад отнюдь не скрадывает впечатления по-прежнему хаотичного движения. Здесь оно, лишенное сколько-либо индивидуализированных черт, достигает своей высшей точки. Это апофеоз движения огромной массы, смыслом существования которой является само безостановочное, лишенное цели движение. Решающим аргументом и доказательством тому является «загнанная» буквально в подполье С-bassi, Celli, fg-ti фанфара. Задавленная махиной остинатного оркестра, практически непрослушиваемая, наконец-то оформившаяся в рельеф, венчающая развитие всего сочинения и уже почти завершившаяся в победных фразах у хора интонация светлого апофеоза, никоим образом не прорвется сквозь толщу могучего tutti.

Порыв, увы, едва различим. Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. Вторая симфония представляется художественной летописью своего времени и одновременно гениальным взглядом в будущее. У Шостаковича, как и у Гоголя, в творчестве отсутствует то, что называется «положительным героем». Также как у Гоголя, этот «герой» находится за пределами художественного текста. У Гоголя этот герой - «смех», у Шостаковича -«страдание», возвышающее чувство, пронизывающее его творчество. Вне сомнения, Симфония-трагедия носит вселенский и всевременной характер. Позволим себе предположить, что Симфония, как и все, написанные после Второй - есть художественное осмысление катастрофы, настигшей мир в XX веке.

Во Второй симфонии впервые в музыке воплощена трагическая идея движения без цели, осознаваемая, впрочем, не одним только Шостаковичем. В «Котловане» А. Именно такое движение является одной из основных художественных метафор Второй симфонии. Также в «Посвящении Октябрю» впервые в творчестве Шостаковича появиляется образ исчезающей, будто испаряющейся жизненной энергии. Музыкальный материал эпизода, названного композитором «смерть младенца», носит очевидно трагический характер и ведет к сходным по состоянию и колориту кодам Четвертой симфонии, Первой части Пятой, Восьмой и т. Этот мертвенный удаляющийся свет трагического прощания являет собой одну из характернейших особенностей выразительного мира Шостаковича. И, наконец, нигде больше, ни у самого композитора, ни у кого-либо из его современников, не обнаруживает себя с такой ясностью тщетность попыток романтического стремления к обновлению. Формировавшаяся на наших глазах на протяжении всей Симфонии тема - символ этого обновления так и осталась незавер- шенной, растворившись в вихре неостановимого всесокрушающего, и одновременно лишенного конечной цели движения.

Всякий, кто слушает Вторую симфонию сегодня, волей-неволей сравнивает ее с последующими симфониями. Мы допускаем, что сравнение это далеко не всегда будет в пользу Второй, но сколь много в ней найдено, сколь провидческим оказался взгляд композитора, с какой точностью, скорее интуитивно, почувствовал и предсказал совсем еще молодой Шостакович трагизм грядущих перемен. Если позицию Шостаковича можно объяснить тем, что для него Вторая оказалась в тени последующих его шедевров, то невнимание ко Второй симфонии со стороны исследователей объяснить чрезвычайно сложно. Переоценить значение «Посвящения Октябрю» не только для эволюции стиля композитора, но и с точки зрения ее места в симфонической музыке XX в. Быть может, для кого-то Шостакович-Симфонист начинается с Пятой симфонии, для кого-то - с Четвертой, нам же очевидно, что один из величайших симфонистов XX века - Дмитрий Шостакович - начинается именно со Второй симфонии. Список литературы: еноменологии творчества. Дмитрий Шостакович.

Вторая симфония Дмитрия Шостаковича

Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. 22 июня, в день, когда 80 лет назад началась Великая Отечественная война, в Большом зале НОВАТа прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская». Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 (Ленинградская). Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Первая часть симфонии, с нагнетаемым барабанным стуком, была создана Дмитрием Шостаковичем до начала войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий