В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. Плодотворная деятельность руководимых Рубинштейном научных групп была прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся «борьбой против космополитизма», кампанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
В 1942—1945 гг. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ. В 1943 г. В 1945 г. В 1949 г. В 1954 г. В 1953 г. В 1956 г.
В 1957 г. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 г. Его интересовали: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
В 1942 году он назначается командиром специального эвакуационного состава, вывезшего из Ленинграда большую группу ученых. Проявленные им героизм и мужество отмечаются правительственными наградами. Таким образом, ленинградский период включает не только разработку С. Рубинштейном основ психологии как нового типа знания и нового способа его организации в научную систему «Основы общей психологии» - одним из важных методологических стержней этого труда становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития. В труде Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. Система психологии разрабатывается и представляется через иерархию все усложняющихся в деятельности психических процессов и образований, включая личность в качестве высшего уровня.
Сама деятельность субъекта также рассматривается в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому. Принцип единства сознания и деятельности выступает в "Основах общей психологии" в конкретизированном виде. Раскрытие их единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности. Проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование. Генетически последовательные стадии развития получают свою качественную определенности не в зависимости от их случайно складывающегося соотношения, а во взаимодействии с действительностью. Применительно к человеку это и является формированием сознания в деятельности в зависимости от активности субъекта деятельности. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейн дает методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе Рубинштейн дает развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Он раскрывает сознание через диалектику индивидуального и общественного, показывает его соотношение и с общественным сознанием, и с реальным бытием индивида. Сознание выступает как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции - регуляции самих психических процессов, регуляции отношений субъекта к миру и регуляции деятельности как целостного проявления субъекта.
Сознание, таким образом, выступает как высшая способность действующей личности. По переезде в Москву Рубинштейн снова оказывается поставленным перед задачей организационно-теоретической интеграции психологии, но уже в качестве директора Института психологии АПН СССР. Одновременно он создает кафедру психологии в Московском государственном университете им. На эту кафедру им были приглашены А. Леонтьев, А. Лурия, ученица К. Левина Б. Зейгарник, П. Гальперин и др. Трудно переоценить роль этой кафедры в деле подготовки отечественных психологов, которая теперь могла опираться на разработанные С.
Рубинштейном основы психологии. Научные исследования, развернутые на кафедре, непосредственно смыкались с подготовкой новых кадров, образуя целостный цикл развития и воспроизводства психологической науки. В 1943 году С.
Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Могила Сергея Рубинштейна Интересный факт: Рубинштейн относился к смерти без страха, свидетельство этому — цитата из книги философа «Человек и мир»: «Две есть в жизни прекрасные поры — годы юности и завершения жизни.
Еще раз смятение чувств. Великий перелом…» Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике. Цитаты «Не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» 1935 и «Основы общей психологии» 1940, 1946.
Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии 1942. В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии». Досоветский период Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию.
Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.
Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г.
Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России.
Разработал методику тестирования личностных особенностей и индивидуальных различий. Его методика получила широкое признание и используется в практической психологии для определения профессиональных предпочтений и анализа индивидуальных характеристик личности.
Творчество и исследования Сергея Рубинштейна оказали огромное влияние на развитие психологии. Его работы являются основой для многих современных теорий и методик и продолжают быть актуальными и значимыми в нашей психологической практике. Оцените статью.
Краткая биография С. Л. Рубинштейна
видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России.
Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа
Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Введение. Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Лит.: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, восп., материалы: К 100-летию со дня рождения. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки.
С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии
Трудно переоценить роль этой кафедры в деле подготовки отечественных психологов, которая теперь могла опираться на разработанные С. Рубинштейном основы психологии. Научные исследования, развернутые на кафедре, непосредственно смыкались с подготовкой новых кадров, образуя целостный цикл развития и воспроизводства психологической науки. В 1943 году С. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. У него возникает замысел создания нового современного психологического института, в котором можно было бы реализовать теоретически и эмпирически новые принципы психологического познания, которые оказались несовместимы с эмпирическими челпановскими традициями.
Своих учеников С. Рубинштейн ориентирует на изучение истории отечественной психологии, психологического наследия И. Сеченова, линию которого им постепенно восстанавливается. Сам Рубинштейн, завершив в середине сороковых годов подготовку второго издания "Основ общей психологии", продолжает методологическое осмысление проблем мировой психологии, осуществляет анализ основных направлений американской и западно-европейской психологической мысли, определяет дальнейший курс развития отечественной психологии, ее первоочередные задачи. В сороковые годы под влиянием требованием войны начинается становление связи психологии и практики.
В этот период перед ним открывается возможность интеграции теоретического и эмпирического уровней науки методологии, теории, эксперимента , обеспечения единства ее функционирования и воспроизводства. В этот период Рубинштейн уже завершил работу над следующей книгой "Философские корни психологии", в которой давался глубокий методологический анализ и прослеживались тенденции развития мировой психологической науки, ее современное состояние, направления семантики, философии языка и многие другие. Он обращается к осмыслению философско-психологических проблем, перед которыми остановилась советская наука сороковых годов, пытаясь рефлексировать ее противоречия и трудности. Рубинштейн ставит перед собой очередную задачу разработки методологической основы, дающей теоретическую самостоятельность психологии в период невозможности отстаивания организационной самостоятельности официальной науки. Его обвинили в космополитизме, в преклонении перед иностранщиной, в недооценке отечественной науки и культуры.
Был рассыпан набор его новой книги "Философские корни психологии" М. Хотя гонения на Рубинштейна не кончились, он упорно и систематически работал над новой философско-психологической рукописью "Бытие и сознание", продолжающей его, рассыпанную в верстке, книгу "Философские корни психологии". Рубинштейн в своей книге "Бытие и сознание" 1957 разрабатывает принцип детерминизма как ключевой для философии, психологии и самой социальной жизни метод, решая задачи психологии не только в философском, но и в социальном и мировоззренческом контексте. На основе предложенного им принципа детерминизма он дает философское обоснование роли внутреннего как ведущего в соотношении с внешним, применяя это положение для отстаивания самостоятельности психологии и специфики ее предмета. Таким образом, развивая свою философско-психологическую теорию деятельности, он формулирует философский принцип детерминизма внешние причины действуют только через внутренние условия начиная с середины сороковых годов "Философские корни психологии".
Рубинштейн получает возможность опубликовать эти результаты только после 1955г. Период творчества С. Рубинштейна 50-х годов делится на два этапа - первый из них представлен тремя широко известными книгами "Бытие и сознание" 1957 , "О мышлении и путях его исследования" 1958 , "Принципы и пути развития психологии" 1959 , второй - не опубликованный при жизни и увидевший свет только через 13 лет после смерти автора рукописью книги "Человек и мир". Первый этап представляет собой разработку методологических и конкретно-научных проблем психологии, второй - обращение к собственно философской проблеме человека и ее отстаивание как центральной проблемы человеческой жизни и перспективы развития гуманитарных наук. Этот этап его творчества является последней главой его жизни и трагической судьбы.
Он скоропостижно скончался 11 января 1960 года на семьдесят первом году жизни. Размещено на Allbest.
Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г. Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии. Сочинения: 1. Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т.
Одесса, 1922; 2.
С 1922 г. В 1930—1942 гг. Герцена ныне Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена , в 1942—1945 гг. Государственная премия 1942 г. В 1942 г. В конце 1940-х гг.
Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940-50е годы Директор Института психологии с 1 октября 1942 г. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете.
Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог
5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Сергея Леонидовича Рубинштейна. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса – 11 января 1960, Москва] – отечественный философ и психолог. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна § 1922 г. -сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни.