Главными преимуществами перехода на самозанятость является низкая налоговая нагрузка, отсутствие отчетности и пенсионных взносов. Рассказываем, кто может стать самозанятым в 2022 году Рассматриваем виды деятельности, которые может осуществлять самозанятый Делимся лучшими идеями для самозанятых. Перед тем как приступить к регистрации надо изучить преимущества и недостатки самозанятых. Узнайте о том, что такое самозанятость: плюсы и минусы, как получить статус самозанятого.
Работа в качестве самозанятого: плюсы и минусы при нынешних реалиях
Самозанятые – граждане, осуществляющие приносящую доход деятельность и не зарегистрированные в качестве самозанятых граждан существует специальный. Государство предоставляет самозанятым гражданам льготы и бонусы, выплачивает субсидии для самозанятых в 2024 году, а также оказывает нефинансовую поддержку. Самозанятость – это особый налоговый режим, введенный в качестве эксперимента в 2019 году.
Работа в качестве самозанятого: плюсы и минусы при нынешних реалиях
Самозанятые — разбираем все нюансы (кто такие, как платить налог, что и как можно продавать, какие плюсы и минусы и т.д.). Зачем нужно регистрироваться как самозанятый и что дает этот статус, плюсы и минусы, оформлять или нет. Самозанятость можно совмещать с основной работой: например, работаете в охране посменно и продаете резные деревянные тарелки как самозанятый. Важный момент: как самозанятый вы платите налоги только со своего дохода, но при этом не получаете пенсионные баллы, а также не учитывается стаж. В статье разберём, какая ещё помощь самозанятым от государства положена в 2024 году.
Все, что нужно знать о самозанятости
Поэтому самозанятый вправе получать бесплатную медпомощь. У пенсионеров, применяющих НПД, пенсия и все надбавки к ней сохраняются. Статус самозанятого не влияет на размер пенсии и ее индексацию. Это положение является одновременно плюсом и минусом самозанятости надо самому заботиться о своей пенсии. Но если самозанятый совмещает свою профессиональную деятельность с трудовой по договору, то страховые взносы за него платит его работодатель. Можно совмещать разные виды деятельности Самозанятый может совмещать разные допустимые для НПД виды деятельности. Он может одновременно быть фотографом, парикмахером и поваром.
Главное — сообщать налоговой обо всех доходах. Статья по теме: Какие услуги может оказывать самозанятый в 2024 году Самозанятость очень привлекательна для малого бизнеса: налоги меньше, заполнять отчеты и декларации не нужно и даже регистрироваться как ИП вовсе не обязательно. Но есть одно но: далеко не любая деятельность подходит под самозанятость. В нашей статье расскажем, существует ли список самозанятых видов деятельности и как определить, подходит ли этот налоговый режим именно вам. Подробнее Еще самозанятые могут совмещать трудовую деятельность по договору и работу самозанятого. Правда, за некоторым исключением: госслужащие не могут в качестве самозанятых вести коммерческую деятельность но могут получать доход от сдачи жилой недвижимости в аренду ; нельзя оказывать услуги собственному работодателю, а также бывшему работодателю в течение 2 лет после увольнения.
Отчетность и кассовый аппарат при НПД не нужны Самозанятому не нужно вести бухгалтерию, покупать кассовый аппарат, сдавать декларации ст. Взаимодействие с налоговой происходит через приложение «Мой налог». Более того, можно подключить специальную опцию, и чеки за поступающие деньги будут формироваться автоматически. Еще через приложение «Мой налог» самозанятый может формировать справки для подтверждения своего статуса или доходов, например, для оформления социальных пособий и кредитов. Контрагенты предпочитают самозанятых физлицам Бизнесу выгодно работать с самозанятыми в отличие от обычных физлиц. Самозанятый сам платит налоги, и контрагенту это удобно.
Нанимая работников в штат компании и работая с физлицами по договорам ГПХ, компания платит за них страховые взносы и налоги т. Работая с самозанятыми, бизнес экономит средства на уплате страховых взносов, не перечисляет за них НДФЛ. Также нет необходимости вести отчетность и кадровую документацию, как при оформлении человека в штат. Поэтому сейчас во многих объявлениях с вакансиями для фрилансеров указано, что для сотрудничества нужен статус самозанятого. Каковы недостатки налога на профессиональный доход Кроме множества плюсов, которые приносит статус самозанятого, в некоторых случаях самозанятость может не оправдать ожиданий человека или не подойти ему для реализации задуманных планов. Все говорят о преимуществах самозанятых, а какие есть недостатки?
В общем виде минусы самозанятости в 2023 году остались прежними: подходит не для всех видов деятельности; можно использовать при доходе не более 2,4 млн рублей в год; если не платить взносы в Социальный фонд, в будущем можно рассчитывать только на социальную пенсию; нельзя нанимать сотрудников; нельзя применять одновременно с другими налоговыми режимами. Ограничения на виды деятельности Минус данного положения — в отсутствии четкости, поскольку закон устанавливает только ограничения для применения НПД. Причем круг лиц, которые не могут применять данный налоговый режим, открыт и весьма широк. Так, не вправе становиться самозанятыми лица, осуществляющие п. Ограничение максимального годового дохода Годовой доход самозанятого не может превышать 2,4 млн руб. По отзывам это серьезный минус самозанятости.
Если данный лимит превышен, то самозанятого ожидают следующие последствия: налоговая автоматически снимает его с учета — аннулирует его регистрацию потом придется регистрироваться заново ; все доходы свыше 2,4 млн руб. Причем если самозанятый является ИП, то ему необходимо быстро в течение 20 дней выбрать подходящий спецрежим п. Эти ограничения не касаются месячного дохода. Например, самозанятый может в январе не заработать ничего, в июне — 10 000 руб. Отсутствие социальных гарантий Самозанятый должен самостоятельно позаботиться о своих социальных гарантиях, что тоже следует отнести к минусам самозанятости.
Сделайте селфи. Фотографию нужно сделать на камеру телефона, с которого регистрируетесь. Произойдет сверка вашей фотографии с фото в паспорте. Подтвердите регистрацию. Ваше заявление для постановки на учет будет отправлено в налоговую. Регистрация займет от нескольких минут до шести дней — налоговая пришлет письмо на почту и подтвердит, что все прошло успешно. После этого вы сможете начать работу в статусе самозанятого. Как принимать платежи от заказчиков и покупателей Самозанятый может работать с физлицами, ИП и компаниями. Во всех случаях работа строится по такой схеме: 1. Самозанятый предоставляет услугу или продает товар. Если самозанятый принимает оплату по безналичному расчету, он передает заказчику банковские реквизиты. При платеже наличными ничего передавать не нужно. Заказчик оплачивает услугу или товар наличными или переводом. Самозанятый передает чек заказчику. Чек формируется в приложении «Мой налог». Самозанятый оплачивает налог в следующем месяце. Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки. Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать. Оказали услугу — получили деньги — выдали чек. Как сформировать чек или выставить счет на оплату Чтобы сформировать чек и отчитаться налоговой о полученном доходе, на главном экране приложения «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа». Затем сделайте следующие шаги: 1. Укажите наименование оказанной услуги или проданного товара. Укажите стоимость товара или услуги. Запросить данные можно у заказчика. Если компания зарегистрирована за границей, это нужно указать отдельно с помощью ползунка. Нажмите кнопку «Выдать чек». Приложение сформирует чек и покажет вам для подтверждения. Если все данные указаны верно, чек можно отправлять заказчику. Если в данных есть ошибка, чек можно отредактировать. Например: «Услуги по переводу статьи по Договору 1 от 01. Если же работаете без договора и ваши клиенты — физлица, то в чеке можно написать что угодно.
Преимущественно НПД платят граждане в возрасте от 30 до 39 лет, среди которых большинство — писатели, копирайтеры, грузчики, курьеры и носильщики. Наше издание писало, что согласно принятому сенаторами закону, самозанятые граждане получат право регистрировать собственные товарные знаки. Также мы сообщали, что в Минтруда был направлен сенаторский законопроект. Это интересно.
Граждане сами формируют тот бюджет, который будет распределен на нужды региона. Самозанятым не нужно самим вести отчетность, нанимать бухгалтеров, заполнять налоговые декларации и т. Помимо прочего, с теми, кто официально оформил свою профессиональную деятельность, более охотно сотрудничают другие организации. Еще одна причина, зачем оформлять самозанятость — прозрачность бизнеса. Сокрытие доходов от налоговой службы — это нарушение закона. В таком случае придется платить штраф размером в 300-400 тысяч рублей. К тому же обвинение и приговор негативно отражаются не только на личных финансах, но и на привлечении клиентов. Для «теневого» бизнеса в России уже давно не осталось места. Преимущества и недостатки самозанятости: есть ли изменения в 2023-2024 году На сегодняшний день информация о плюсах и минусах самозанятости остается неизменной. Так что при анализе всех преимуществ и недостатков, вы можете опираться на данные, представленные в следующей главе. Отметим, что начиная с июня 2023 года, трудящиеся могут зарегистрировать свой товарный знак, что является дополнительным преимуществом. Плюсы и минусы регистрации самозанятости В 2021 году профессионалы могли выплачивать налоги от доходов на добровольных условиях. На сегодняшний день условия те же. Однако через пару лет, когда проект будет доработан, вероятно, всех работников обяжут оформлять свои доходы должным образом.
Кто такой самозанятый и как им стать
Станьте самозанятым с помощью сервиса «Своё дело». Быть самозанятым удобно и выгодно — среди преимуществ низкая налоговая нагрузка, несложный документооборот. Самозанятость 2024: что изменилось за пять лет действия налогового режима. Станьте самозанятым с помощью сервиса «Своё дело».
Самозанятые в 2024 году: изменения, налоги, плюсы и минусы
В справочной, правда, сказали, что этот вопрос решается — планируется специальный сервис, который избавит от поездок". А Ксению Шайкомалову клиенты даже попросили подтвердить, что она действительно платит налоги. Клиенты мне просто поверили на слово. Не может же из-за этого работа стоять". Действительно, первые налоги самозанятым должны были начислить 7 марта — сразу и за январь, и за февраль. Их общая сумма составила 52 млн рублей, рассказал начальник управления оперативного контроля ФНС Андрей Бударин. Заплатить налоги самозанятые должны до 25 марта, а дальше начисления будут производить ежемесячно. Кто такие самозанятые? Задачи нацпроекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости" Анастасия Климанова посетовала на дикую путаницу с самим термином "самозанятый": "Есть программа поддержки самозанятых, которая реализуется через центры занятости и позволяет получить от государства субсидию. Собственно, благодаря такой программе я когда-то и стала ИП.
Меры поддержки малого бизнеса Где искать актуальные меры поддержки Есть меры поддержки, которые дают всем самозанятым, независимо от региона проживания, — их называют федеральными.
А есть те, которые можно получить, только работая или проживая в конкретном регионе, — их называют региональными. И те и другие можно отслеживать на портале «Мой бизнес» вашего региона. Доступные меры поддержки для самозанятых на портале «Мой бизнес» Республики Татарстан У некоторых региональных мер господдержки ограничен срок подачи заявок. Чтобы не пропустить ничего интересного, рекомендуем раз в пару месяцев заходить на «Мой бизнес» и проверять доступные льготы. В статье говорим о главных федеральных мерах поддержки.
Согласно предложенной программе, право на получение страхового пособия у самозанятого возникнет через шесть месяцев после начала уплаты взносов. Как стать самозанятым Какую сумму компенсируют при болезни? Сумма компенсации при болезни будет зависеть от стажа и выбранной программы. При этом в Минтруде подчеркнули, что будет учитываться стаж, который получен во время работы по найму до перехода в режим самозанятого. Также будет приниматься во внимание и то, сколько времени самозанятый платит страховые взносы. Таким образом, выплаты по больничным листам будут составлять примерно от 13 600 до 48 726 рублей в расчёте за полный месяц в зависимости от выбранной страховой суммы, стажа гражданина и периода участия в программе добровольного страхования», — рассказали в Минтруде. И если болезнь продлилась, например, одну неделю, то сумма компенсации составит от 3 400 до 12 175 рублей.
Рассчитать стоимость Страховые взносы самозанятых в 2024 году C 1 июля 2023 г. Размер ежемесячного взноса зависит от страховой суммы, которую самозанятый вправе выбрать самостоятельно: 2 МРОТ за полный месяц или 32 484 руб. Право на получение пособия в случае болезни или травмы наступит спустя 6 месяцев с начала уплаты взносов. Лицензия такси С 1 сентября 2023 для самозанятых стал доступным еще один вид деятельности — организация пассажирских перевозок легковым такси. Ранее лицензия была доступна только ИП и юрлицам. Самозанятому для получения лицензии нужно заключить договор с любым агрегатором. Товарный знак С 29 июня 2023 г. Срок действия прав — 10 лет с возможностью дальнейшего продления. Рассчитайте стоимость аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент. Сэкономьте на бухгалтере и налогах Реальная цена аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент — от 18 720 руб.
Самозанятость: что это, кому подходит, в чём преимущества и недостатки
Как платить налоги Сервис сам рассчитывает сумму налога на основании сформированных чеков и присылает уведомление. Информация есть в разделе «Выручка» в части «Мои налоги». Уведомление приходит до 12 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Уплатить налог необходимо до 28-го числа того же месяца. Например, Иван стал самозанятым в январе. Первое уведомление придет до 12 марта.
До 28 марта ему нужно уплатить НПД за февраль и часть января. Следующее уведомление он получит до 12 апреля, а уплатит налог за март до 28 апреля. Если сумма налога меньше 100 рублей, она добавляется к НПД за следующий период. Как получить справку Справки о доходе и о постановке на учет формируются в разделе личного кабинета «Настройки» в подразделе «Справки». Необходимо выбрать тип справки, ввести год и нажать «Сформировать».
Справка загрузится автоматически в PDF-формате. Ее можно распечатать или отправить в электронном виде. Где смотреть статистику Аналитику по налоговым выплатам и доходам можно посмотреть в разделе «Статистика». Доступна общая статистика и статистика по периодам. Как перестать быть самозанятым Процедура различается для физических лиц и бывших ИП.
Для ИП Если индивидуальный предприниматель стал самозанятым с сохранением ИП и хочет вернуться к прежнему налоговому режиму, он должен: Зайти в раздел «Настройки» ЛК и сняться с учета; В течение 20 дней после этого сообщить налоговой о возвращении к УСН либо подать заявление для постановки на учет как плательщик единого налога на вмененный доход. Если ограничиться только снятием с учета, то через 20 дней индивидуальный предприниматель переходит на общий режим налогообложения.
Банковский счет. При одобрении проекта безработные лица регистрируют ИП, переходят на самозанятость, получают статус налогоплательщика НПД, открывают счет в любом банке. Если у владельца уже есть банковская карта, не обязательно создавать новый счет, но можно завести отдельную карту для учета доходов от самозанятости.
Получение субсидии от государства. Кандидат передает в Центр занятости реквизиты своего банковского расчетного счета вместе с квитанциями о понесенных расходах. Длительность транзакции 2—4 рабочих дня с момента подписания соцконтракта. Целевое расходование средств. По стандартной программе субсидирования отводится 90 дней на трату полученных денег и на предоставление отчетности.
Субсидия для самозанятого на открытие бизнеса может быть потрачена только на цели, указанные в договоре и соответствующие пунктам бизнес-плана. Нужно избегать взаиморасчетов наличными, сохранить все квитанции для подтверждения целевых расходов. Выполнение основных условий социального контракта условий получения субсидии для самозанятых включает сохранение статуса и уплату налогов в течение года. С момента получения денег на протяжении 12 месяцев нельзя допускать просрочек уплаты налоговых отчислений с фактического дохода и терять статус самозанятого или ИП. Нельзя злоупотреблять представленными льготами, придется отчитываться за истраченные средства.
Подробнее о том, кто может заключить контракт, кому может быть отказано в помощи и почему, читайте в нашей статье « Соцконтракт для самозанятых ». С марта по 31 декабря 2022 г. В нем не учитывают доходы тех, кто потерял рабочие места с 01. Не учитываются выплаты уволенным лицам по трудовому соглашению, выходные пособия и средний заработок, сохраняемый при увольнении по сокращению штата. Куда ещё обращаться за субсидией самозанятому?
Заявление на получение денежных средств и документы можно отправить в органы соцзащиты через Госуслуги или МФЦ. Центры «Мой бизнес» открыты в каждом регионе России. На рассмотрение отводится 3 месяца, если с документами все в порядке, проверка длится не более 10 суток. Соцзащита может потребовать справки о наличии недвижимого и движимого имущества вашей семьи. Плохая кредитная история не влияет на получение субсидии, а дорогое имущество, как источник прибыли, может служить основанием для отказа.
Прочие способы поддержки самозанятых Ежегодно разрастается список разрешенных видов деятельности. Он представлен в приложении «Мой налог». На рассмотрении Правительства вопросы о повышении размера годового лимита дохода, об аренде нежилых помещений, о перепродаже товаров. Рассматривается предложение повысить ограничение 2,4 миллиона до 6—10 млн. Госзаем Через Фонд поддержки предпринимательства плательщики НПД вправе оформить заем в сумме до 500 000 рублей сроком на 2 года и с правом получить отсрочку выплат на полгода при условии, что деньги потрачены на закупку сырья и нужных материалов, на ремонт, на развитие своего дела.
Поддержка государства У каждого региона есть свои меры поддержки самозанятых граждан. Москва предлагает информационно-консультативную и образовательную поддержку от «Малого бизнеса Москвы», включая онлайн-курс «Почему выгодно быть самозанятым» для новичков. Кроме того, москвичи могут пользоваться бесплатными коворкингами для самозанятых, сейчас в столице таких три. Широкая сфера деятельности Этот режим подойдет для всех, кто хочет получать доход самостоятельно, без посредников. Например, самозанятым может стать мастер по маникюру, копирайтер, фотограф и другие специалисты. Только в одном приложении СберУслуги доступно более 500 услуг, оказывать которые могут самозанятые. Все подкатегории объединены в 12 больших блоков, среди них «Красота и здоровье», «Мастер на час», «Уход за животными». Недостатки самозанятости Ограничения по сфере деятельности Хотя выбор деятельности для самозанятых очень широк, есть ряд ограничений. Например, нельзя заниматься перепродажей товаров и работать по агентскому договору. Самозанятый также не может продавать подакцизные товары или товары, которым нужны специальные разрешения.
Все ограничения можно уточнить на сайте ФНС России.
Так, они имеют право на налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, которые можно вернуть из уплаченных налогов или, например, уменьшить за счёт этой суммы налог. Их ждут в центрах «Мой бизнес» , где проконсультируют по поводу бизнес-плана, посодействуют в поиске помещения, оборудования, транспорта и необходимой техники по льготным тарифам, помогут в работе с маркетплейсами и даже в продвижении бренда. Самозанятым доступен социальный контракт на сумму до 250 тысяч рублей, чтобы его заключить, нужно составить бизнес-план и соблюсти ещё ряд требований. В частности, полученные средства должны быть потрачены только на рабочие нужды — покупку оборудования и материалов, плату за аренду помещения, доставку основных средств или расходников. Кроме того, официальные доходы претендента на соцконтракт за три последних месяца должны быть меньше регионального прожиточного минимума.
Самозанятые в 2024 году: изменения, налоги, плюсы и минусы
Быть самозанятым — это самый простой способ легализовать свои доходы, получить определенные гарантии и помощь со стороны государства и возможность подтверждать свою платежеспособность. А взамен нужно только оплачивать налоги по сниженной ставке. Какие налоги нужно будет платить самозанятым Граждане, оформленные в качестве самозанятых, оплачивают налоги только со своей трудовой деятельности. Если по какой-либо причине гражданин не работал, например, находился на больничном, устроил себе отпуск или просто сделал перерыв в работе, то и платить ничего не нужно, никаких дополнительных взносов. Самозанятые граждане могут работать с разными типами клиентов: С физическими лицами, то есть с обычными гражданами. С юридическими лицами, то есть с организациями или ИП. Каждая продажа будет фиксироваться вручную самозанятым гражданином в приложении «Мой налог». Если клиент — физическое лицо, то ничего дополнительно указывать не нужно, чек формируется автоматически. Если чек нужно выдать юр. Приложение сохраняет данные о каждой продаже, суммирует их и в конце месяца выдает информацию о начисленном налоге. Общая сумма появляется в приложении с 9 по 12 число следующего месяца, а оплатить нужно до 25 числа.
Если просрочить, то за каждый день начиная с 26-го числа будет начисляться пени. Важно, что каждый человек при регистрации в качестве самозанятого получает «налоговый вычет» в размере 10. А вот взносы в Пенсионный фонд не делаются, работа самозанятым не учитывается в трудовом стаже, поэтому пенсию придется формировать самостоятельно. Как стать самозанятым гражданином в России У человека, который хочет стать плательщиком налога на профессиональный доход, есть сразу несколько вариантов, как он может зарегистрироваться в качестве самозанятого. Можно выбрать любой удобный вариант: В личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС ; Через банк, который имеет такую договоренность с налоговой службой. Большинство граждан выбирает именно первый вариант, потому как он самый простой: нужно скачать бесплатное мобильное приложение, зарегистрироваться в нем и просто следовать инструкциям и подсказкам системы. От гражданина понадобятся данные его паспорта, контактные данные, а также реквизиты счета, на который будут поступать доходы для учета. После введения всех данных нужно пройти авторизацию по паспорту и фотографии, либо по данным с личного кабинета налогоплательщика. Также есть возможность регистрации по учетной записи на Госуслугах, в этом случае часть данных «подтягивается» с вашей учетки, и процесс еще больше упрощается. В заключении вам нужно будет ввести код, который придет по смс для подтверждения регистрации, и придумать пин-код для доступа.
Иногда может появляться надпись о тестовом доступе — это значит, что ФНС проверяет данные, у нее на это есть 6 дней. Но пользоваться сервисом можно уже сейчас, в частности, формировать чеки.
Мария работает в статусе самозанятой и пользуется приложением ВТБ для физических лиц. По ее словам, это выгодно и удобно. Самозанятость оформляла через ВТБ, поскольку уже была клиентом банка. По сути, это три простых шага: нужно было оформить бесплатную дебетовую карту «Мир», скачать мобильное приложение или зайти в ВТБ Онлайн и зарегистрироваться как самозанятый, следуя подсказкам», — делится опытом Мария. Из дополнительных функций, доступных в приложении, она часто пользуется сервисом доставки для отправки посылок по России и в страны СНГ. Со временем личный кабинет стал корзиной услуг, собранных под потребности конкретного клиента. Имея приложение в своем смартфоне, можно получить быстрый доступ к продуктам банка и партнерским сервисам для бизнеса. ВТБ предлагает самозанятым клиентам оформление программы страхования, юридические консультации, сервисы для создания сайтов и различных документов, услуги доставки.
Все это доступно на специальных условиях — например, клиент может на 100 дней получить бесплатный доступ к сервису для управления торговлей, автоматизирующему все рутинные процессы. Еще совсем недавно у самозанятых могли возникать сложности при оформлении кредита, однако с появлением банковских программ для этого сегмента клиентов они получили возможность пользоваться аналогичными условиями, что и работники по найму. И это становится еще одним стимулом для тех, кто сомневается в регистрации самозанятости. Среди них — возможность работы с юрлицами, оформление пенсионных и страховых накоплений, ипотеки, автокредита или кредита наличными». Фото: Unsplash Маркетплейсы для самозанятых: где выгоднее продавать Отдельного упоминания заслуживает самый популярный канал продаж для самозанятых. Это маркетплейсы — мощные цифровые платформы, которые аккумулируют в едином поле огромный выбор товаров и услуг от десятков тысяч продавцов. Выход на такие площадки небольших компаний, индивидуальных предпринимателей и самозанятых не только стал драйвером роста интернет-торговли, но и показал, что у новичков e-commerce есть свое место под солнцем. Любой желающий может предложить свои товары на полях маркетплейсов. Это взаимовыгодное сотрудничество: для самозанятых разрабатываются особые условия — например, они могут рассчитывать на скидку на доставку или более низкую комиссию. Чем привлекают маркетплейсы тех, кто хочет запустить свой бизнес, но не торопится масштабироваться?
Ольга продает через Wildberries и Ozon декоративные подушки. Для работы она выбрала режим самозанятой. Я понимала, что с моим товаром не превышу лимиты, а значит, пока нет смысла замахиваться на большее и усложнять себе жизнь с ИП», — рассказывает Ольга. По ее словам, путь от идеи до реализации максимально упрощен для таких продавцов, как она. Но цифровые сервисы заметно облегчают жизнь и позволяют все сделать быстро.
Наиболее распространены споры: о переквалификации отношений с самозанятым в трудовые. Суд встает на сторону проверяющих, если под прикрытием самозанятости стороны состоят в трудовых отношениях: постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 06. Самозанятые, наравне с ИП и юрлицами, должны соблюдать требования Роспотребнадзора. В каком суде рассматриваются споры с самозанятыми Споры с самозанятыми рассматривают суды общей юрисдикции. Самозанятый гражданин, с позиции процессуального законодательства, не является предпринимателем, споры с участием таких граждан не подсудны арбитражному суду. Судебная практика подтверждает позицию отнесения споров с самозанятыми к подсудности судов общей юрисдикции постановление 15 ААС от 19. Самозанятость и приставы Судебные приставы работают с самозанятыми наравне с иными гражданами. Плательщики НПД не имеют преимуществ и льгот и отвечают по долгам принадлежащим им имуществом. Судебный пристав-исполнитель вправе произвести опись имущества в целях наложения ареста и реализации его на аукционе. Допустимо списание денежных средств с карты в целях погашения задолженности. Прием на работу самозанятого Оформить сотрудника через самозанятость выгодно для работодателя: экономия на налогах, страховых отчислениях, больничном и отпуске. Учитывайте, что если ФНС обнаружит факт прикрытия трудовых отношений самозанятостью, работодателя оштрафуют и доначислят налоги и взносы. Если работодатель принимает решение о сотрудничестве через самозанятость, соблюдайте рекомендации: не указывайте в договоре норму времени, график работы и оклад. Размер оплаты устанавливайте за объем работы; опишите услуги, которые оказывает гражданин, избегая трудовых функций: разработка макетов по заявкам заказчика, изготовление кондитерских изделий по заявкам заказчика и пр. Оплату проводите периодически, по мере выполнения работ. Самозанятый — бывший сотрудник менее 2 лет Законом установлено ограничение на работу самозанятого у бывшего работодателя в течение двух лет после увольнения. Норма призвана ограничить злоупотребление работодателей в сфере регулирования трудовых отношений. В информации ФНС от 23.
После этого вы сможете начать работу в статусе самозанятого. Как принимать платежи от заказчиков и покупателей Самозанятый может работать с физлицами, ИП и компаниями. Во всех случаях работа строится по такой схеме: 1. Самозанятый предоставляет услугу или продает товар. Если самозанятый принимает оплату по безналичному расчету, он передает заказчику банковские реквизиты. При платеже наличными ничего передавать не нужно. Заказчик оплачивает услугу или товар наличными или переводом. Самозанятый передает чек заказчику. Чек формируется в приложении «Мой налог». Самозанятый оплачивает налог в следующем месяце. Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки. Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать. Оказали услугу — получили деньги — выдали чек. Как сформировать чек или выставить счет на оплату Чтобы сформировать чек и отчитаться налоговой о полученном доходе, на главном экране приложения «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа». Затем сделайте следующие шаги: 1. Укажите наименование оказанной услуги или проданного товара. Укажите стоимость товара или услуги. Запросить данные можно у заказчика. Если компания зарегистрирована за границей, это нужно указать отдельно с помощью ползунка. Нажмите кнопку «Выдать чек». Приложение сформирует чек и покажет вам для подтверждения. Если все данные указаны верно, чек можно отправлять заказчику. Если в данных есть ошибка, чек можно отредактировать. Например: «Услуги по переводу статьи по Договору 1 от 01. Если же работаете без договора и ваши клиенты — физлица, то в чеке можно написать что угодно. Главное, чтобы было понятно вам и вашему заказчику. Например: «Перевод статьи про котов для журнала N». Так вы сможете находить любые чеки в статистике и четко понимать, кто и за что вам платил. При необходимости чек можно аннулировать, если придется вернуть деньги. Чеки не обязательно выдавать вручную. В приложении «Мой налог» есть раздел «Партнеры», в котором можно подключиться к специальным сервисам.
Что такое самозанятость
- Эксперт: налоговый режим для самозанятых выгоден населению и государству
- Эксперт: налоговый режим для самозанятых выгоден населению и государству
- Самозанятые-2023: что будет нового
- Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
- Самозанятые-2023: что будет нового
Работа в качестве самозанятого: плюсы и минусы при нынешних реалиях
Налоговым периодом для самозанятого является месяц. Это значит, что 12 числа каждого следующего месяца самозанятому приходит уведомление о сумме, подлежащей к уплате. Оплатить налог нужно будет до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Как оплачивает налог самозанятый? Это самая простая процедура.
Каждую сумму продаж самозанятый заносит в приложение. В разделе «Мои налоги» срезу прописывается сумма, которая начислена. Ежемесячно приходит уведомление о сумме, подлежащей уплате, за работу в предыдущем месяце. В уведомлении указаны платежные реквизиты.
Заплатить налог можно в любом банке, но проще это сделать все в том же приложении «Мой налог». Чтобы платеж списывался со счета налогоплательщика, то есть с карты, которая зафиксирована в приложении в качестве основной, нужно сделать отметку в настройках в разделе «Платежная информация» напротив кнопки «Автоплатеж». Как самозанятые платят в Пенсионный фонд? Самозанятые не обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд, но могут это делать в добровольном порядке.
В отличие от ИП, пенсионные взносы самозанятых не включены в налоговый вычет. Управлять взносами в ПФР также можно в приложении. Там есть специальный раздел, где можно провести платеж за месяц или за весь год. Идет ли стаж у самозанятых?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уяснить для себя: самозанятый гражданин, кто это. Самозанятость не предусматривает запись в трудовой книжке, нет такого понятия пока и в Трудовом кодексе. Поэтому самозанятый не состоит в трудовых отношениях, а значит, и трудовой стаж в период самозанятости ему не идет. Может ли самозанятый оказывать услуги самозанятому?
В законе запрета на это нет. Самозанятый оказывает услуги физическим и юридическим лицам. В конце концов, если услуга оказана постороннему человеку, самозанятый может просто не знать, в каком статусе находится его клиент. Яркий пример этому — извоз и многие другие услуги.
Как самозанятому работать с юридическими лицами?
Однако самозанятый гражданин вправе платить взносы добровольно. Например, перечислять самостоятельно взносы на формирование своей будущей пенсии или на соцстрахование больничные и пособия. Для этого потребуется заключить договор на добровольное страхование с Социальным фондом России и перечислять взносы. Отчетность и бухучет Самозанятые граждане и ИП не ведут бухгалтерский учет доходов, полученных при применении спецрежима «Налог на профессиональный доход». Минфин подтвердил, что Законом от 27. Налоговую декларацию по налогу на профдоход в инспекцию не представляют ст. Перед заключением сделок или договоров с самозанятыми работодателям следует проверить их на благонадежность.
При этом ограничений по ежемесячному доходу нет. Например, за январь можно заработать 20 000 рублей, за февраль — 3 000 р. Главное — уложиться в годовой лимит доходов. Налог нужно платить каждый месяц Налоги платятся согласно сумме и срокам, указанным в квитанции приложения «Мой налог». Для сравнения, ИП самостоятельно выбирает периодичность погашения налога. Единственное условие — оплата за прошлый год производится не позднее 28 апреля. С другой стороны, налог начисляется только на то, что самозанятый сам внес в сервис «Мой налог». Нельзя вычесть расходы из налоговой базы Как уже писалось выше, налоги платятся со всего дохода, который получает самозанятый. Так что тем, кто несет большие издержки, стоит присмотреться к ИП на УСН с базой «Доходы минус расходы», Не идет страховой стаж для пенсии Период нахождения в статусе самозанятого не засчитывается в трудовой стаж. Чтобы это время зачлось при формировании пенсии, необходимо: параллельно трудоустроиться и получать официальную зарплату, откуда будут удерживаться средства в пользу пенсионного фонда; либо самостоятельно добровольно оплачивать пенсионные страховые взносы на уровне ИП минимальная сумма для 2024 года — 39 653 рубля. Нет больничных и отпускных Самозанятый работает сам на себя, но и риски все тоже принимает сам. Если работник по трудовому договору может уйти в оплачиваемый отпуск или получить оплату за время на больничном, то самозанятый должен обеспечивать себя всегда сам. В итоге, при болезни самозанятый не только будет тратить свои деньги на лечение даже пользуясь бесплатной медициной приходится покупать лекарства , но и недополучит доходы за этот период. Для исправления этой ситуации в ноябре 2022 года Минтруд подготовил законопроект , который запускает новую модель добровольного социального страхования для самозанятых. Если бы документ был в итоге принят, с 1 июля 2023 года плательщики НПД могли бы платить добровольные взносы в СФР и получать выплаты в случае болезни. Законопроект был подготовлен в конце прошлого года, тогда его выставили на обсуждение. В Госдуму на данный момент он еще не попал, поэтому говорить о его перспективах пока преждевременно. С 1 июля 2023 года он так и не заработал. Нельзя сотрудничать с прошлым работодателем Самозанятый не может сотрудничать со своим действующим и предыдущим работодателем в течение 2-х лет после увольнения. Маскировать трудовые отношения под самозанятость крайне опасно — если ФНС это выявит, заказчику услуг грозит доначисление всех налогов и взносов по фактическим доходам, а также штрафы и пени. Отсутствие права на налоговый вычет Самозанятые не имеют права на налоговые вычеты по НДФЛ, так как НПД и налог на доходы физических лиц — это разные понятия. Подводные камни самозанятости Возможные риски для плательщиков НПД включают различные ограничения и сложности, так или иначе связанны с оформлением данного статуса. Выделим подводные камни самозанятости, актуальные на 2024 год: Один из самых главных недостатков — высокий процент отказа по кредитам, если гражданин не работает где-либо еще. В целом увеличивается объем обязанностей: самозанятый должен вносить получаемые доходы в приложение, выдавать клиентам чеки в электронном или бумажном формате и ежемесячно оплачивать налоги. Самозанятые не могут претендовать на пособие по безработице, даже если по факту не получают доходов. Из недавнего — оказалось, что самозанятые не могут оформить выплату по уходу за пожилым человеком которая составляет 1200 рублей в месяц.
Весь процесс проходит онлайн и занимает 10 минут. Есть четыре способа зарегистрироваться: на сайте ФНС, в приложении «Мой налог», на портале «Госуслуги» или в личном кабинете крупных банков. Нет отчетности. Самозанятые не обязаны сдавать декларации, вести бухгалтерию или книгу учета доходов и расходов. Все, что от них требуется, — выдать чек через приложение и отправить его покупателю. Не нужно рассчитывать налог. Приложение «Мой налог» автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, показывает итоговую сумму и сроки оплаты. Низкие ставки по налогу. Нет онлайн-кассы. Большинству ИП и организациям для работы с физическими лицами нужна онлайн-касса, а это дополнительные расходы на ее покупку или аренду. В случае самозанятых роль кассы выполняет приложение. Больше клиентов. Многим ИП и ООО выгодно работать с исполнителями-самозанятыми, так как это уменьшает налоговую нагрузку. Минусы Однако у этого режима есть и целый ряд минусов. Ограничения по доходу. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Тем, кто планирует зарабатывать больше, этот налоговый режим не подойдет. Нельзя нанимать работников. Самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно либо заключать договор подряда. Нет социальных гарантий. Если самозанятый заболеет или захочет уйти в отпуск, он не получит никаких выплат, которые обычно гарантированы сотруднику, работающему по трудовому договору. Ежемесячная оплата налога. Если ИП могут платить налоги раз в квартал или вообще раз в год, главное — успеть до конца установленного срока, то самозанятые платят их каждый месяц. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому такая работа не учитывается в трудовом стаже. Самозанятым не нужно заполнять налоговые декларации и отчетные документы - это тоже одно из преимуществ нового налогового режима. Это выгодно для бизнеса с большими расходами, например на материалы для производства, а вот расходы самозанятых нигде не учитываются. Временный режим. Самозанятость — это эксперимент. На данный момент этот налоговый режим действует до 31 декабря 2028 года. Подводные камни Как у любого налогового режима, у НПД есть свои подводные камни. Иногда они дают о себе знать еще до регистрации, а иногда — после. В некоторых случаях бывает сложно определить, кому можно стать самозанятым, а кому — нет, так как в законе указаны не конкретные профессии, а только ограничения. Возьмем, к примеру, врачей: в законе нет прямого запрета на оказание медицинских услуг, и теоретически врач может работать как самозанятый. Но для оказания медицинских услуг необходима лицензия, а выдать ее могут только индивидуальному предпринимателю или организации. Поэтому врачу сначала придется зарегистрироваться как ИП, а потом выбрать из всех существующих налоговых режимов НПД. Вывод: важно учитывать не только положения закона о налоге на профессиональный доход, но и существующие правовые нормы по нужному виду деятельности. Что выплачивают при увольнении сотрудникам То же касается и продукции, которую запрещено производить и продавать самозанятым. Список маркируемых товаров каждый год дополняется, поэтому нужно следить за изменениями, чтобы случайно не нарушить закон.