Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.
Самозанятый: плюсы и минусы 2022 году. Оформлять или нет?
- Онлайн-курсы
- Петербуржцам объяснили плюсы и минусы самозанятости
- Читайте также
- Самозанятый - плюсы и минусы, подводные камни
Самозанятость в 2024 году: плюсы и минусы
В чем плюсы и минусы регистрации в качестве самозанятого и уплаты налога на профессиональный доход. На сегодняшний день информация о плюсах и минусах самозанятости остается неизменной. Плюсы и минусы самозанятого в 2024 году: разбираем все особенности работы плательщиков НПД максимально подробно. Работать нелегально или официально: плюсы и минусы самозанятости и работы по договору.
Самозанятый гражданин: плюсы и минусы получения статуса
Минусы самозанятости При всей простоте и доступности у налога на профессиональный доход есть недостатки, из-за которых не каждый решится перейти на этот режим налогообложения. К основным минусам самозанятости относятся: 1. Ограничение дохода. Чтобы платить льготный налог, самозанятый должен зарабатывать не больше 2,4 миллиона рублей в год. Доход считается за все месяцы. Зарплаты, пособия и пенсии туда не включают, но траты тоже не учитывают. Например, если швея половину заработка потратила на закупку новых тканей, налог она заплатит со всей суммы. Если доход превысит 2,4 миллиона, самозанятый заплатит с него стандартный НДФЛ.
Например, фотограф заработал за год 3,4 миллиона рублей, сотрудничая с юридическими лицами. Запрет найма сотрудников. Если налогоплательщик надумает расширять бизнес, взять помощников и платить им зарплату, сделать это не получится. Самозанятый должен работать сам на себя, а в иных случаях придется регистрировать ИП или юридическое лицо. Ограничение по видам деятельности. Налоговый режим доступен не всем желающим. Например, зарегистрироваться и стать самозанятыми не могут арбитражные управляющие и нотариусы, продавцы товаров, если они их не производят, и госслужащие.
Отсутствие пенсионного стажа. У самозанятых нет обязанности платить страховые взносы, поэтому пенсия в этот период у них не копится. Но выход есть: можно перечислять взносы добровольно. Достаточно подать заявку в Пенсионный фонд через приложение «Мой налог» и узнать сумму к оплате. Пошаговые инструкции, как открыть самозанятость Стать самозанятым довольно просто. Оформление проходит онлайн, понадобятся только ИНН и паспорт. А если вы уже зарегистрированы на сайте госуслуг или ФНС, достаточно сделать несколько кликов — и заявление отправится в налоговую.
Открыть самозанятость можно несколькими способами. Расскажем о каждом из них подробнее. Оно открывает доступ в личный кабинет, где налогоплательщик формирует чеки, отслеживает доходы, получает уведомления от ФНС. В этом же приложении можно зарегистрировать самозанятость: 1. Установите программу «Мой налог». Сделать это можно через магазин приложений на смартфоне или планшете. Обратите внимание, чтобы разработчиком приложения была ФНС России.
Войдите в приложение. Есть три способа: по паспорту — нужно сфотографироваться с документом; через личный кабинет физического лица — если уже зарегистрированы, введите данные от ЛК, а если нет — необходимо взять пароль в любом отделении налоговой; через портал «Госуслуги» — учетная запись должна быть официально подтверждена. Введите номер телефона и пароль из смс. Укажите регион регистрации.
Если же данное лицо совершит подобное нарушение повторно, то тогда его ждёт штраф в размере 5000 рублей или же заберут всю сумму неучтённого дохода.
Что будет, если не зарегистрироваться в качестве самозанятого? Если у незарегистрированного физического лица в качестве самозанятого имеется банковская карта, на которую периодически поступают денежные средства, то банк будет обязан поставить в известность налоговые органы. Можно ли сдавать квартиру в качестве самозанятого? У тех, кто сдавал недвижимость в аренду найм , было 2 способа легализации: Зарегистрироваться как ИП и выплачивать государству по сниженной налоговой ставке, Просто выплачивать НДФЛ. С принятием нового закона о самозанятых, у физических лиц появится третья возможность легализации доходов от сдачи недвижимости в наем в аренду.
То есть при стоимости квартиры 1 млн. Кто не сможет стать самозанятым: ограничения?
Зачем нужна самозанятость. Чтобы начать работать официально.
С помощью НПД государство легализует граждан с теневыми трудовыми доходами. Им предложили выгодный налоговый режим с небольшими ставками и простую регистрацию. Самозанятые граждане показывают доход от подработок и бизнеса, платят налоги и не получают штрафы за работу без оформления ст. В каких регионах работает «самозанятость».
Во всех регионах России. С начала 2020-го к эксперименту присоединили еще 19 регионов. Обратите внимание НПД — это временный эксперимент. Он будет работать 10 лет, до конца 2028 года п.
Затем самозанятые перейдут на иной налоговый режим. Как работает самозанятость Как работают самозанятые граждане: как понять, какую отчетность сдавать? В какую налоговую ходить? Где регистрироваться и вести деятельность?
Государство упростило основные моменты — никуда ходить и ничего сдавать не нужно. Регистрируетесь онлайн и работаете как раньше. Как контактировать с ФНС. Дистанционно, через приложение « Мой налог ».
Его можно скачать на смартфон или пользоваться на сайте налоговой. Лично ходить в ИФНС за квитанциями и справками не нужно. Как платить налоги по НПД. Тоже дистанционно.
Самому ничего считать не нужно. Самозанятый гражданин формирует в приложении чеки, указывает сумму дохода и источники его получения. Все остальное автоматизировано: ИФНС сама посчитает налог, пришлет уведомление и напомнит до какого числа нужно его оплатить. Платить можно прямо в телефоне.
Неудобно — формируйте квитанции и оплатите в банке. А еще можно настроить автоплатеж — нужную сумму спишут с карты автоматически. Как сдавать отчетность.
Для этого они могут перечислять средства в пенсионные фонды. В противном случае работа в статусе самозанятого гражданина никак не сказывается на страховой пенсии по старости. Напомним, что государство решилось вывести всех самозанятых граждан из тени из-за демографического крена и необходимости проведения пенсионной реформы. Налог и кредит для самозанятых? Заплатить налоги будет просто — списание с карты через мобильное приложение.
Очевидно, контролировать все выплаты будут банки. В свою очередь у самозанятого гражданина появится официальная возможность брать банковские кредиты, так как банки будут признавать официальный доход гражданина от деятельности в статусе самозанятого. Как будут наказывать тех, кто будет укрывать доход?
Как стать самозанятым и какие изменения в законе произойдут в 2023 году
Самозанятые могут привлекать исполнителей и подрядчиков по гражданско-правовым договорам, что подтверждено письмом налоговой инспекции от 12. Это позволяет организовывать рабочие процессы с участием других специалистов без создания трудовых отношений. Для этого можно использовать несколько способов: Через мобильное приложение « Мой налог » или его веб-версию, которые предназначены специально для учета операций самозанятых. Через приложения банков, таких как Сбербанк или Тинькофф , которые также предлагают функционал для формирования и отправки чеков. Чеки могут быть выданы покупателям печатным способом или отправлены через SMS, мессенджеры или по электронной почте. В случае ошибки в чеке, возврата товара или ошибочного перевода денег, чек можно аннулировать через приложение, что не повлечет за собой проверку со стороны налоговой инспекции. Это особенно актуально для тех, кто ранее работал как ИП и уже имеет онлайн-кассу. Таким образом, самозанятые имеют гибкие варианты для управления и выдачи чеков, обеспечивая соответствие налоговому законодательству без необходимости использования кассовой техники.
Налоговый режим для самозанятых в 2024 году Налоговый режим. Каждый самозанятый гражданин при регистрации получает налоговый вычет в размере 10 000 рублей, который не имеет срока действия и используется до его полного исчерпания. Если гражданин ранее использовал часть вычета, например 3000 рублей, затем прекратил свою самозанятость и снова её возобновил, оставшийся вычет будет составлять 7000 рублей. Расчет налога происходит автоматически на основе чеков, выданных в предыдущем месяце и не аннулированных, с расчетом до 12 числа каждого месяца. Налог следует уплатить не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Оплату можно произвести непосредственно через приложение «Мой налог» или через банковское приложение. Однако если доход не попадает под критерии НПД, такой как проценты по договору займа, доходы от продажи квартир, нежилых помещений или долей в ООО, с этих сумм необходимо уплатить НДФЛ.
В случаях, когда индивидуальный предприниматель ИП , перешедший на НПД, привлекает физических лиц, не имеющих статуса самозанятого по договорам гражданско-правового характера ГПХ , он действует как налоговый агент. Это означает, что ИП должен самостоятельно исчислить НДФЛ с вознаграждения, перечислить его в бюджет и предоставить соответствующую отчетность. Для лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, подобные обязанности отсутствуют. Таким образом, самозанятые и ИП должны внимательно следить за характером своих доходов и соответствующими налоговыми обязательствами для корректного ведения налогового учета. НДС для самозанятых Для лиц, применяющих специальный налоговый режим налога на профессиональный доход НПД , освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость НДС является одним из ключевых преимуществ. Это означает, что самозанятые не обязаны платить НДС при осуществлении внутренних операций на территории России. Однако существует исключение для самозанятых, которые также зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 9 статьи 2 закона от 27. Это требование касается ввоза товаров из-за границы, где НДС должен быть уплачен в соответствии с действующим законодательством РФ о налогах и сборах. Таким образом, самозанятые, которые не занимаются импортной деятельностью, могут вести свой бизнес без необходимости расчета и уплаты НДС, что упрощает налоговую отчетность и снижает административную нагрузку. Но при ведении международной торговли необходимо учитывать обязательства по НДС. Отчетность для самозанятых на НПД Для самозанятых, использующих налог на профессиональный доход НПД , процесс ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности значительно упрощен. Согласно письму Минфина России от 17. Это означает, что они не должны предоставлять в налоговую инспекцию отчеты, традиционно требуемые от предпринимателей и юридических лиц.
Все необходимые данные о доходах самозанятых автоматически поступают в Федеральную налоговую службу ФНС через приложение «Мой налог». Это приложение позволяет самозанятым вести учет своих доходов и расходов, формировать и отправлять чеки покупателям, а также уплачивать налог на профессиональный доход. Таким образом, вся необходимая отчетность формируется и передается в ФНС в автоматическом режиме, минимизируя административную нагрузку на самозанятых. Это значительное упрощение процедур связано с желанием государства стимулировать предпринимательскую активность и уменьшить бюрократические барьеры для малого бизнеса. Страховые взносы для самозанятых Страховые взносы Для самозанятых, применяющих налог на профессиональный доход НПД , основным налоговым обязательством является уплата указанного налога, а обязательные страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве, как правило, не требуются. Однако, часть средств с налога на профессиональный доход направляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ФОМС , что предоставляет самозанятым доступ к бесплатной медицинской помощи. Следует отметить, что самозанятые не имеют права на оплачиваемые больничные листы, страховые пособия или пенсии по страхованию, что может стать существенным недостатком этого статуса.
Однако закон не запрещает самозанятым на добровольной основе заключать договоры с социальными фондами для уплаты страховых взносов, что позволит им в будущем получать пособия и формировать пенсионные права. Для самозанятых, заключивших договоры гражданско-правового характера с физическими лицами, не имеющими статус самозанятого или ИП, возникает обязанность уплаты страховых взносов за этих исполнителей. Эти меры направлены на обеспечение прав физических лиц, работающих по договорам ГПХ, на социальное страхование и медицинское обслуживание, что важно для защиты их трудовых прав.
Раньше кофейне пришлось бы искать специальную компанию, которая пришлет мастера и выставит счет. Сейчас эта кофейня может обратиться к самозанятому и совершенно легально оплатить услугу по чеку. Поддержка государства У каждого региона есть свои меры поддержки самозанятых граждан. Москва предлагает информационно-консультативную и образовательную поддержку от «Малого бизнеса Москвы», включая онлайн-курс «Почему выгодно быть самозанятым» для новичков. Кроме того, москвичи могут пользоваться бесплатными коворкингами для самозанятых, сейчас в столице таких три. Широкая сфера деятельности Этот режим подойдет для всех, кто хочет получать доход самостоятельно, без посредников. Например, самозанятым может стать мастер по маникюру, копирайтер, фотограф и другие специалисты. Только в одном приложении СберУслуги доступно более 500 услуг, оказывать которые могут самозанятые. Все подкатегории объединены в 12 больших блоков, среди них «Красота и здоровье», «Мастер на час», «Уход за животными». Недостатки самозанятости Ограничения по сфере деятельности Хотя выбор деятельности для самозанятых очень широк, есть ряд ограничений. Например, нельзя заниматься перепродажей товаров и работать по агентскому договору.
Запомнить Самозанятость — самый простой способ получать доход легально, если работаете сами на себя, без сотрудников с трудовыми договорами. Самозанятость проще и выгоднее, чем ИП: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить страховые взносы за себя. Налоги с доходов за предыдущий месяц платят до 28-го числа текущего месяца. Если не было доходов, ничего платить не надо. Декларацию заполнять не нужно. Основные минусы самозанятости: нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам, страховой стаж для пенсии не идет, нет соцгарантий и пособий, ограничение на доход — 2,4 млн в год.
В данном примере выгода очевидна. Однако от сферы деятельности очень многое зависит. Так, есть случаи, когда быть ИП-шником не только выгоднее, но и необходимо. Когда от ИП не уйти? Такие случаи есть. Самый очевидный - вы работаете в регионе, который не участвует в эксперименте. В этом случае у вас просто нет иных вариантов. Другие примеры. Представим, что вам нужно нанять сотрудника. По закону, самозанятые не могут быть работодателями. Работы стало так много, что самому уже не справиться? Открывайте ИП! Следующий пример приятный. Если ваш годовой доход превышает 2,4 миллиона рублей - задумайтесь об ИП. В этом случае разумнее стать ИП и выбрать подходящую систему налогообложения - тогда ставка будет ниже. Также ИП необходим для осуществления некоторых видов деятельности, например, если вы хотите добывать полезные ископаемые или продавать подакцизные товары. А также самозанятым нельзя заниматься деятельностью, которая требует особую лицензию - например, автобусными перевозками людей. А вот ИП - запросто. Все ли идеально? Разумеется, нет.
Петербуржцам объяснили плюсы и минусы самозанятости
"О налоге для самозанятых муж прочел в новостях. Смотрите в таблице все плюсы и минусы применения налога на самозанятых в 2024 году. У самозанятости есть много плюсов и льгот, которые делают этот режим довольно привлекательным. ВЫГОДА и минусы приложения, какие данные необходимы для регистрации, подробно о моей самозанятости. Работать нелегально или официально: плюсы и минусы самозанятости и работы по договору. Перед тем как становиться самозанятым, нужно убедиться, что ваша деятельность подходит для этого, и взвесить все плюсы и минусы.
В России и Беларуси растет число самозанятых. В чем плюсы и минусы работы на себя
Подробнее о том, как оформить самозанятость, кому это подходит и какие бонусы дает, программе «Доброе утро» рассказала налоговый консультант, кандидат экономических наук Эльвира Митюкова. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном. Самозанятые — разбираем все нюансы (кто такие, как платить налог, что и как можно продавать, какие плюсы и минусы и т.д.). если самозанятый ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он вправе самостоятельно выбрать субъект, на территории которого им ведется деятельность.
Все о минусах и подводных камнях самозанятости
Поэтому этот способ регистрации самозанятости самый быстрый, он занимает не более пяти минут. При этом никакие документы вам не понадобятся. Регистрация в приложении «Мой налог». Прежде всего надо скачать приложение «Мой налог». Сделать это можно в любом магазине мобильных приложений, который установлен на вашем телефоне. Далее нужно зарегистрироваться. Сделать это можно несколькими способами. Регистрация по паспорту Понятно, что для такой регистрации понадобится паспорт подойдет только российский документ.
Кроме того, вам понадобится камера телефона. Но обо всём по порядку: Открываете приложение и вводите свой номер телефона. Получаете код подтверждения в смс-сообщении. Выбираете свой регион ведения деятельности. Он может не совпадать с местом официальной регистрации. Например, если вы живёте в Москве, а квартиру сдаёте в Липецке, то можно указать регионом Москву. Регион можно менять один раз в год.
Сканируете или фотографируете вторую и третью страницы паспорта в развёрнутом виде. Проходите идентификацию, сделав своё селфи. Подтверждаете корректность номера ИНН. После этого ваше заявление уходит на проверку в налоговую. Обычно на сверку данных уходит до одного рабочего дня. Для этого: Вводите в приложение номер ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика. Подтверждаете регистрацию.
Подтверждение, что вам присвоили статус самозанятого, придёт в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Если у вас есть подтверждённая учётная запись на портале «Госуслуги», то в приложении «Мой налог» можно выбрать именно этот способ регистрации. Тогда вам не понадобится вводить номер ИНН, сканировать паспорт и делать селфи. Все ваши данные автоматически загрузятся с «Госуслуг». Для этого в приложении «Мой налог» надо выбрать способ регистрации через «Госуслуги». Далее вы разрешаете использовать данные с портала и подтверждаете регистрацию. Сообщение об успешной постановке на учёт в статусе самозанятого приходит в течение одного рабочего дня.
Иногда, время ожидания растягивается до 6 дней максимальный срок. Если в регистрации отказали, то надо проверить правильность введённых данных и повторить попытку. Как оформить самозанятость через банк-партнёр ФНС Вместо приложения «Мой налог» можно воспользоваться мобильным приложением одного из банков-партнёров ФНС. Посмотреть, сотрудничает ли ваша кредитная организация с налоговиками можно на официальном сайте ФНС. Сейчас в списке есть практически все крупные российские банки. Если ваш банк относится к их числу, то дальнейший алгоритм действий зависит от интерфейса банковского мобильного приложения. Но обычно всё выглядит так: Входите в мобильное приложение банка.
Находите сервис для самозанятых. В Сбербанке он называется «Своё дело». Вводите требуемые данные. Обычно это ИНН, паспорт, но всё зависит от конкретного банка. Подаёте заявку на регистрацию. После этого банк сам подаёт ваши данные в ФНС и уведомляет вас о постановке на учёт. Приложение для самозанятых в Сбербанке.
Фото: sberbank. Не путайте личный кабинет налогоплательщика физического лица и личный кабинет самозанятого. Это разные сервисы.
В отличие от индивидуальных предпринимателей ИП , самозанятый не обязан вести финансовую отчетность и платить социальные и пенсионные взносы. А контрагентам по их запросу самозанятый может выдавать электронный чек , но это его право, а не обязанность.
Самозанятость — это официальный рабочий статус, в связи с этим можно получить справки о доходах и о постановке на учёт. Скачать их можно прямо в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении, а если потребуются бумаги с синей печатью, то налоговая инспекция их выдаёт без проблем. Банки, принимая решения о выдаче гражданину кредита, принимают доход самозанятого в качестве источника основного дохода вот тут как раз и могут понадобиться заверенные справки. Минусов не так много, но они тоже есть. Так как самозанятый может не платить никаких социальных взносов — оплачиваемых больничных и отпусков ему не положено.
Если самозанятый прекратит свою деятельность, а работу по найму не найдёт, то рассчитывать на пособия по безработице он не может. Пока Минтруд только готовит соответствующие поправки в Закон о занятости. Как стало известно Лайфу, предполагается, что если самозанятый в период своей деятельности по трудовому договору не работал, то, скорее всего, он сможет рассчитывать только на минимальное пособие.
Простота регистрации и учета. Статус самозанятого легко получить через приложение «Мой налог», также нет необходимости вести сложный бухгалтерский учет или сдавать налоговую отчетность. Отсутствие обязательных страховых взносов. Не требуется уплачивать страховые взносы, кроме добровольных взносов на пенсию. Возможность официальной работы с компаниями.
Самозанятые могут официально сотрудничать с компаниями, выставлять им чеки без необходимости использования онлайн-кассы. Гибкость в переходе между налоговыми режимами. Можно легко перейти на НПД с других режимов и совмещать работу по трудовому договору. Государственная поддержка. Самозанятые могут воспользоваться различными программами поддержки. Минусы Ограничения по видам деятельности. Не все виды бизнеса могут использовать НПД, существуют ограничения на определенные виды деятельности. Ограничение по максимальному доходу.
Существует верхний предел дохода, превышение которого приводит к необходимости перехода на другой налоговый режим. Отсутствие социальных гарантий. Нет доступа к оплачиваемым больничным и другим социальным выплатам, пока не внесены добровольные страховые взносы. Невозможность найма сотрудников. Нельзя нанимать сотрудников на полную ставку, только работа с подрядчиками по ГПД. Сложности с пенсионными накоплениями. Период работы в качестве самозанятого не учитывается при расчете трудовой пенсии, если не вносить добровольные взносы. Невозможность совмещения с другими налоговыми режимами.
Таким образом, выбор статуса самозанятого может быть выгодным для тех, кто ищет простоту в налогообложении и управлении бизнесом, но важно учитывать ограничения, особенно в плане социальных гарантий и масштабируемости бизнеса. Государственная поддержка самозанятых Поддержка от государства В России самозанятые граждане могут воспользоваться различными формами поддержки от государства, которые направлены на стимулирование их бизнес-активности и повышение уровня их социальной защиты. Ниже приведен обзор основных видов поддержки, доступных для самозанятых в 2024 году. Виды поддержки для самозанятых 1. Социальный контракт Поддержка: до 200 тысяч рублей на развитие подсобного хозяйства, до 350 тысяч рублей на открытие бизнеса. Критерии получения: предоставляется самозанятым, чей доход ниже прожиточного минимума в регионе. В 2024 году введено требование проведения тестирования предпринимательских компетенций для оценки потенциала претендентов. Субсидия фермерам Поддержка: финансовая помощь на закупку семян и производство овощей.
Критерии получения: займы предоставляются самозанятым без просрочек по кредитам, целевое использование займа — погашение бизнес-расходов или инвестиции. Критерии получения: доступно всем самозанятым, нуждающимся в консультациях и образовательных ресурсах для развития бизнеса. Низкие ставки по аренде Поддержка: льготные условия аренды коворкингов и помещений в бизнес-инкубаторах. Критерии получения: предоставляется самозанятым, ищущим доступное рабочее пространство. Участие в государственных закупках Поддержка: право участвовать в торгах по 223-ФЗ и 44-ФЗ , приравниваясь к малому и среднему бизнесу. Критерии получения: доступно всем самозанятым, желающим расширить свои бизнес-операции через государственные и муниципальные заказы. Эти меры поддержки позволяют самозанятым не только улучшить условия для ведения и развития своего дела, но и обеспечивают более широкие возможности для получения финансовой поддержки и консультационных услуг. В заключении о самозанятости и её пригодности Нужен ли статус самозанятости Самозанятость предоставляет уникальную возможность законно вести предпринимательскую деятельность без необходимости регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ИП.
Этот режим особенно подходит для тех, кто предоставляет услуги или выполняет работы индивидуально. Основные критерии для выбора НПД: Вид деятельности.
Но эти выплаты имеют ограничения. То есть, даже если вы всё время получали зарплату 150 тыс. Это касается всех выплат, в том числе больничного в связи с беременностью и родами. Все эти социальные выплаты имеют верхние ограничения.
Сейчас, например, ФСС перешли на прямые выплаты людям, т. Я не знаю, будет ли этим заниматься самозанятый. Но здесь, на самом деле, государство правильно делает: если есть такая система, то почему её не распространить в том числе на самозанятых?.. Другое дело, что размер выплат там будет, скорее всего, довольно скромный. У нас в стране болеть невыгодно. Мнение самозанятого: лучше самому откладывать на «чёрный день» Самозанятые к идее Минтруда относятся прохладно — они тоже сомневаются в щедрости ФСС и не видят смысла перечислять куда-то деньги, если их можно накопить «на чёрный день» самостоятельно.
В интервью 78. Я так и делаю. Больничный самозанятым никто не оплачивает, потому что никто не делает взносы в Соцфонд РФ. Нужность больничных определяет каждый сам, возможно, в каких-то тяжёлых случаях он и правда пригодится. ИП могут получать больничный, поэтому почему бы и самозанятым его не иметь, если он кому-то важен. В беседе с 78.
Мне казалось, что для клиентов специалист с самозанятостью считается более профессиональным, чем без неё. Почему же не ИП? А у меня нерегулярный и небольшой доход. Также подкупила простота — стать самозанятым можно через приложение, чеки формировать там же, отчётность никакая не нужна, обязательных взносов нет. В остальном считаю систему удобной. Отметим, что со Светланой солидарен и Российский союз промышленников и предпринимателей: в феврале его представители предложили поднять планку для самозанятых до 5 млн в год.
Правда, предложение относилось только к IT-специалистам. Простота привлекает Простота оформления самозанятости и уплаты налогов в этом режиме, без сомнения, оказалась решающим фактором для «выхода из тени» многих работающих на себя россиян помимо низкого налога, конечно. Причём отметим, что и гражданином РФ для оформления такого налогового статуса быть не обязательно. Вот как описывает весь процесс Андрей Еронский, самозанятый преподаватель йоги и гражданин Республики Беларусь: — Открыть легко. Нужно просто иметь ИНН. Это я в налоговой быстро сделал.
А самозанятого открыл через приложение банка «Тинькофф». Даже никуда не ходил.
Как оформить самозанятость в 2023 году и зачем это нужно
Спустя некоторое время самозанятому поступит сообщение об успешной постановке на учёт плательщиков НПД, максимальный срок ожидания — 6 дней. Отдельно стоит рассмотреть регистрацию самозанятости через уполномоченные банки например, Сбербанк, «Тинькофф», «Альфа-банк» или операторов электронных площадок. Этот вариант будет удобен тем, кто уже является клиентом банка или оператора и хочет вести всю профессиональную активность в одной экосистеме. Что делать, когда заказ выполнен После поступления денег за выполненную работу, необходимо сформировать чек в «Мой налог» и отправить его заказчику. Для этого нажмите кнопку «Новая продажа» на главной странице приложения.
Далее выберите дату получения оплаты, название услуги и её стоимость. Если заказчик юридическое лицо или ИП, то введите ИНН организации — её наименование добавится автоматически. Затем нажмите «Выдать чек».
Если доходов в каком-то месяце не было, ничего платить не нужно. Он действует следующим образом: при получении дохода от физических лиц сумма налога с каждого чека уменьшается на 1 процент, при поступлениях от юрлиц — на 2 процента. То есть на начальном этапе платить налоги придется по ставкам всего 3 процента и 4 процента соответственно. После того как сумма сэкономленных налогов составит 10 000 рублей, ставки станут стандартными — 4 процента и 6 процентов. Все эти перерасчеты происходят автоматически.
Фото: Shutterstock 37 процентов от уплаченного налога распределяются в Фонд обязательного медицинского страхования, остальное — в бюджет региона, в котором самозанятый встал на учет. Обязанности делать взносы в Пенсионный фонд РФ для самозанятых нет, поэтому данная деятельность не включается в пенсионный стаж, а доходы не влияют на размер пенсии. Но при желании взносы в ПФР можно делать добровольно. А вот взносы в Фонд социального страхования не предусмотрены совсем — самозанятым не положены ни больничные, ни декреты, ни оплачиваемые календарные отпуска. Новое для самозанятых в 2022 году По данным ФНС, по состоянию на середину 2022 года в России насчитывается уже более 5 миллионов самозанятых, а зарегистрированный ими с начала введения этого налогового режима доход превысил 1 триллион рублей. Оформить самозанятость в 2022 году стало еще проще — с августа это можно сделать через «Госуслуги». Из других возможных новшеств: самозанятым планируется упростить работу в такси.
Это разные сервисы. Личный кабинет самозанятого на сайте ФНС. Фото: ФНС Для этого надо перейти по ссылке и пройти регистрацию через: ИНН и пароль если у вас уже есть регистрация в личном кабинете налогоплательщика ; по номеру телефона придёт код подтверждения в ответном смс-сообщении ; через портал «Госуслуги». Далее подтверждаете данные и выбираете регион. Если в дальнейшем вы всё же решите воспользоваться приложением «Мой налог», то вся информация появится там автоматически, после того, как вы введёте свои данные. Как оформить самозанятость в отделении ФНС Для офлайн-оформления статуса самозанятого, надо обратиться в ближайшее отделение ФНС по месту проживания. Там вам выдадут специальный бланк, в котором указывается: номер ИНН; личная информация ФИО, дата рождения ; адрес регистрации и фактического проживания. На проверку данных и постановку на учёт уходит до шести рабочих дней. Учтите, даже при офлайн-оформлении статуса, информацию о доходах придется передавать через онлайн-сервисы — «Мой налог», личный кабинет на сайте ФНС или приложение банка-партнёра. А вот если вы оформили статус самозанятого через ФНС, то и прекращать его придётся здесь же. Использовать для этого приложение «Мой налог» или личный кабинет самозанятого на сайте не получится. Кто может стать самозанятым У статуса самозанятого есть сразу нескольких ограничений: надо зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год. Если доход выше, то самозанятого автоматически переведут на НДФЛ; работать самостоятельно, то есть нельзя нанимать сотрудников; заниматься только разрешёнными видами деятельности, причём можно совмещать сразу несколько. Например, быть репетитором и фотографом. Виды деятельности самозанятых Самозанятые могут предоставлять услуги, продавать вещи собственного производства и сдавать в аренду жилье. Самозанятый может заниматься сразу несколькими видами деятельности. Этот налоговый режим подходит для разных профессий. Вот только несколько примеров: Информационные услуги и маркетинг: переводчик, копирайтер, маркетолог, блогер, автор статей, SMM-менеджер, таргетолог. Образование: учитель, репетитор, тренер, няня, автор курсов, продюсер онлайн-школы. Кулинария: повар, кондитер, пекарь. Красота и мода: модель, парикмахер, стилист, мастер тату, косметик, мастер маникюра, швея, модельер, дизайнер. Помощь по дому и ремонт: сантехник, электрик, уборщик, мастер по ремонту бытовой техники, строитель, столяр, плотник. IT-сфера: программист, веб-разработчик, компьютерный мастер, аналитик данных, системный администратор. Здоровье и спорт: диетолог, логопед, массажист, тренер, инструктор, психолог, сиделка. Развлечения и творчество: аниматор, ведущий свадеб, гид, артист, музыкант, оператор, фотограф, художник, мастер по пошиву кукол или другим видам декоративно-прикладного искусства. Финансы и юридические услуги: бухгалтер, юрист, налоговый консультант, финансовый консультант. Статус самозанятого может оформить даже работающий по трудовому договору человек. Это не запрещено. Но есть ограничение — человек не может одновременно оказывать дополнительные услуги в статусе самозанятого действующим или бывшим работодателям с момента увольнения должно пройти не менее двух лет. Людям со статусом самозанятых нельзя перепродавать товары произведённые не ими , продавать подакцизные или маркированные товары, реализовывать полезные ископаемые песок, уголь , работать посредником. Подробный список разрешённых и запрещённых для самозанятых занятий есть в Федеральном законе от 27. Плюсы и минусы самозанятости У статуса самозанятого есть довольно много преимуществ: Можно работать легально и не бояться, что однажды налоговая решит проверить подозрительные доходы. Кроме того, можно не опасаться давать рекламу для привлечения новых клиентов. Простая регистрация. Для регистрации статуса самозанятого не надо собирать документы, платить госпошлину и посещать налоговую. На онлайн-оформление уходит буквально 5 минут. Не нужно отчитываться. Самозанятым не надо подавать декларации о доходах, вести бухгалтерию. Главное — выдать чек и отправить его покупателю. Не надо рассчитывать размер налога. Сумма выплаты определяется автоматически и появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого. Низкие налоги. Не нужно покупать онлайн-кассу. В роли устройства выступает приложение «Мой налог». Но не все так радужно. Есть у статуса самозанятого и свои минусы: Нельзя нанимать работников.
Посмотрим, как обстоят дела с теми, для кого этот режим был задуман. Кому подходит режим самозанятости Самозанятость — палочка-выручалочка для всех, кто раньше воздерживался от оформления официальных отношений с государством. Таким образом, новый налоговый режим помогает повысить прозрачность доходов. Многих останавливала необходимость вести бухгалтерский учет, готовить и сдавать налоговую отчетность, покупать кассовый аппарат или осваивать онлайн-кассу, заказывать печать — это дополнительные расходы и большая головная боль. Именно для таких людей самозанятость, пожалуй, самый лучший вариант. Режим самозанятости полезен для тех, кто только начинает бизнес — для молодых предпринимателей, небольших стартапов, еще не набравших финансовые обороты. Самозанятость почти идеальна для фрилансеров разных специализаций — маркетологов, копирайтеров, дизайнеров, фотографов, художников, психологов, коучей. Прекрасно подходит режим самозанятости для грумеров и таксистов, гидов и веб-разработчиков, скульпторов и репетиторов. Плюсы статуса самозанятого Рассмотрим на примере маркетолога-фрилансера, какие плюсы дает статус самозанятого. Увеличение числа заказчиков: бизнес становится все более прозрачным, и многие заинтересованы в том, чтобы оплата любых услуг проходила официально. Отношения с государством официально оформлены, не нужно бояться претензий налоговой или блокировки карты банком. Низкие ставки по налогу, отсутствие необходимости заполнять налоговые декларации и самостоятельно рассчитывать сумму отчисления в казну. Статус дает возможность находиться в правовом поле с минимальными усилиями. Не нужны печать, касса и расчетный счет. Никаких проблем с бухгалтерской и налоговой документацией. Во всех официальных документах теперь можно писать «самозанятый», а не «временно не работаю». Проще получать визы, так как можно документально подтвердить свой доход. В июне 2020 года из-за ситуации с пандемией всем самозанятым государство полностью вернуло налоги, уплаченные в 2019 году. Этими деньгами можно оплатить налог на профессиональный доход. Плюс к этому уже не первый год новых самозанятых поддерживают бонусом на уплату налога — все это привлекает микропредпринимателей, желающих выйти из тени и не бояться внезапных проверок от налоговой. Источник: портал Мой бизнес по Омской области Если в 2020 году самозанятые практически всегда получали отказ в кредитовании, а тем более в одобрении ипотеки, то к 2023 году ситуация значительно улучшилась. Поэтому в качестве плюса такого статуса можно назвать возможность оформить кредит или ипотеку в банке. Все больше кредитных организаций разрабатывают специальные продукты для самозанятых. С такими предложениями можно ознакомиться, например, в специальном разделе сайта Банки. Но в любом случае, банки принимают во внимание справки о сумме заработка, сформированные через ФНС. Самозанятый выглядит более уверенным клиентом в отличие от того, кто поставил в анкете статус «работаю неофициально» и не предоставил подтверждение своего дохода. Минусы самозанятости Первый существенный минус — отсутствие страхового пенсионного стажа и пенсионных баллов. Это можно изменить, добровольно перечислив в Пенсионный фонд взнос на обязательное пенсионное страхование. Платеж — это фиксированная сумма в год. В 2020-м году она составляла 32 448 руб. Согласитесь, не так уж и мало, особенно для тех, кто расценивает самозанятость в качестве подработки. Еще один минус — хоть самозанятые и получили возможность кредитования, процентная ставка по кредиту или ипотеке, первоначальный взнос и срок предоставления заемных средств могут быть не такими привлекательными, как для заёмщика, имеющего официальное трудоустройство и справку 2-НДФЛ. Но это касается не только самозанятых, но и всех других категорий заёмщиков. Какие ещё есть минусы такого статуса? Действующие ограничения по доходам — до 2,4 млн руб. Запрет нанимать работников по трудовому договору — то есть выполнять работы самому или заключать специальный договор подряда. Все ещё отсутствуют социальные гарантии, например, если самозанятый заболеет или захочет пойти в отпуск. Нет возможности вычесть расходы, например, для тех лиц, кто занимается производством собственных товаров — торт или постельное белье. К примеру, ИП и ООО на специальном налоговом режиме могут уменьшить сумму налога за счет понесенных расходов.