Расширить знания детей о перелётных птицах: их внешнем виде, образе жизни; учить классифицировать птиц в зависимости от типа питания, совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Птицы перелётные»
«Перелетные птицы» конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического. Тем не менее мелкие перелетные птицы способны лететь до 3 суток без остановки и преодолевать свыше 4000 км. Составьте предложение из слов: домой, Перелётные, вернулись, птицы – дети составляют предложение. Дети: перелетные птицы летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов, улетают в теплые края, а весной, когда становится тепло, возвращаются. – Весной возвращаются к нам перелетные птицы, а как вы думаете, почему их называют перелётными? Цель: Обобщить и углубить знания детей по теме «Перелетные птицы».
Конспект комплексной НОД в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»
Перелётные птицы. Перелётные птицы. Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов). Перелетные птицы». Задачи: конкретизировать знания детей о перелетных птицах, закреплять знания о зимующих птицах, учить устанавливать связь между сменой сезона года и особенностью жизни птиц.
«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе
Если пернатые хоть раз прилетят за кормом, то они будут возвращаться снова и снова. Материал для кормушки может быть самым разным — дерево, пластмасса, картон. Важно помнить, что кормушка должна быть безопасна для птиц, чтобы они не могли об нее пораниться. Чем кормить оставшихся на зимовку птиц? Следует понаблюдать, какие птицы чаще других прилетают к кормушке. Каждый вид предпочитает разные лакомства. Какой же корм подходит для разных птиц? Синицы любят семечки подсолнечника, не откажутся они и от свежего сала. Воробьи предпочитают хлебные крошки, зерновые.
Сушеными ягодами с удовольствием полакомятся свиристели, дрозды и снегири. Черный и ржаной хлеб нельзя класть в кормушку, не следует угощать пернатых друзей и солеными продуктами, жирами, жареными семечками или орехами. Все эти угощения могут вызвать расстройства и нарушение работы внутренних органов. Полакомившись один раз, птица может погибнуть. Зимний корм должен быть насыщенным и калорийным, но не вредным и не жирным. Изготовление кормушек — помощь зимующим птицам Что помогает зимующим птицам выжить в холода? Зимующие птицы тяжелее своих собратьев, которые улетают в теплые края. Из-за веса многие не способны на длительные перелеты.
У них густые перья и обязательно есть пух под перьевым покровом. Благодаря пушному покрытию, птицы не замерзают. Спасает также слой подкожного жира, накопленный еще с осенних месяцев. Птицы зимуют группами, выживать в суровых условиях вместе с другими особями, легче. Выделяют группы птиц, остающихся на зимовку, которые проживают на определенных территориях. Это пернатые: живущие в полях; живущие в городе; живущие в лесах. Чтобы увидеть, где зимуют птицы, достаточно прогуляться по городским паркам, жилым кварталам и скверам. Некоторые виды так привыкли к людям, что уже не могут жить без человека.
Это голуби и воробьи.
Скворцы живут не только в скворечниках, но и в дуплах деревьях. А вы помните, что птичек нужно подкармливать. Дети: Да. Воспитатель: Чем? Дети: Хлебом, семечками, пшеном.
Воспитатель: Вы молодцы. Мы должны заботиться о птичках, я приготовила скворечник, куда мы насыпим корм, а потом поставим на наш участок детского сада. Воспитатель: Ребята, а как птички машут крылышками, дети показывают.
Сорока: Вооот, это я все новости разношу. Рассказать вам новость прямиком из леса? Д: да Сорока: В лес возвращаются птицы. Прилетают обратно из теплых краев мои пернатые соседи. Воспитать: Сорока сорока, раз все птицы возвращаются в лес, почему же ты к нам в гости прилетела? Сорока: я прилетела к вам за помощью! Все мои соседи птицы возвращаются, а я за зиму уже и позабыла как кого зовут.
А я слышала, что в детском саду учатся самые умные ребята. Поможете мне. Дети: да.
Потом по звукам птичьих трелей участники мероприятия определяли, что за птица поет в настоящий момент. И, наконец, ведущая предложила ребятам пройти через лабиринт к топиарным фигурам и сфотографироваться возле них на память. После этого дети прошли в музей, где послушали рассказ автора проекта «Зеленый лабиринт» Татьяны Ивановой о птицах, которые находятся в Зале флоры и фауны в виде экспонатов.
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы»
Перелетные птицы». 2) Познакомить детей с некоторыми перелетными птицами (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки). Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. «Перелетные птицы» конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического.
Конспект занятия Перелетные птицы
Хвост имеет красно-оранжевый окрас. Еще одним пернатым другом, который прилетает вслед за горихвосткой, можно считать варакушку. Эта птица имеет маленькие размеры. Ее отличительной особенностью является ярко-синее пятнышко на грудке, которое отделяется от брюха в черное полукольцо. Спина и крылышки имеют бурый окрас, а хвост полосато-рыжий. Май месяц встречает соловья в лесные объятия.
Эта птица радует окружающих своим необыкновенным пением. О трелях соловья слагались легенды. Никто не может устоять перед его пением, хоть по внешнему виду соловей совсем неприметный, имеет серый окрас. Конец весны отмечается прилетом ласточек. Эти красавицы обычно гнездятся поблизости с жилищем людей.
Зачастую ласточки строят гнезда под балконами, в сенях, в ущельях над рекой. Эти птицы имеют черный окрас с белой грудкой. Обычно ласточки один раз выбирают место для гнезда и строят его самостоятельно.
В отличие от перелетных птиц, кочевые виды преодолевают не более ста километров. Кочующие птицы стараются вернуться для продолжения потомства туда, где было их родное гнездо, где росли сами. К кочующим можно отнести известных нам пернатых: снегиря, свиристель, щегла, пищуху, поползня. Сейчас, с потеплением климата, границы между оседлыми, зимующими, кочующими птицами становятся размытыми. Интересно, что овсянка приобрела статус перелетной птицы совсем недавно.
Если раньше она комфортно зимовала в сельской местности в сене на конюшнях, на сеновалах в сараях , то в настоящее время, с угасанием деревень, перебралась на зимовку в теплые страны. Что касается уток, с ними ситуация обратная. Теперь многие из них зимуют в водоемах городов, где их подкармливает человек. А гуси и лебеди зимуют на юге Кубани, где много незамерзающих водоёмов и можно без труда найти пропитание. Многих интересует вопрос: щеглы — зимующие птицы или перелётные? Большинство пернатых этого семейства остаются зимовать в своей природной среде обитания, а меньшая часть отправляются в Средиземноморье. Обычно остаются самцы щеглов, а самки улетают. Щеглы с Кавказа и юга России относятся к зимующему виду птиц, то есть это оседлая особь.
Из северных регионов Сибири щеглы кочуют в районы Средней Азии. Пищухи, которые живут на юге и западе своего района обитания, относятся к оседлым птицам. А северные пищухи на зимовку отправляются в теплые южные края, их можно считать кочующими. Как птицы узнаЮт, что им пора собираться в дальнюю дорогу?
Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? Они откладывают яйца, выводят птенцов. А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? Мама-птица, самка.
Кто заботится, кормит маму и птенцов? Папа, самец. Кто вскармливает и растит потомство? Родители, обе птицы. Можно ли разорять гнезда?
Находим конверт с деревьями.
Дыхательная гимнастика: «Перышко» Воспитатель: Ребята, смотрите, птички выронили перышки. Надо положить эти перышки в гнездышко. Давайте положим перышко на ладошку. Глубоко вздохнем носиком и сдуем перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца, аккуратно, чтобы перышко попало в гнездо. Находим конверт со вторым заданием. Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание.
Упражнение «Скажи одним словом» У аиста длинные ноги, он какой? У аиста длинный клюв, он … длинноклювый. У ласточки длинный хвост, она … длиннохвостая. Ласточка любит тепло, она … теплолюбивая. У ласточки острые крылья, она … острокрылая. У соловья звонкий голос, он … звонкоголосый.
Воспитатель: Ребята, а сколько мы уже заданий выполнили? Какие вы молодцы. Читаем третье задание? Игра «Птицы перепутались» Баба Яга перепутала всех птиц. Надо разобраться какие птицы должны улетать первыми. Картинки с птицами, тарелочки с нарисованными насекомыми, зернами, озером.
Дети рассматривают птиц, выделяют характерные признаки и раскладывают по нужным тарелочкам. Баба Яга не только птиц перепутала, она еще и рассыпала слова с названиями птиц. Давайте поможем собрать! Игра «Рассыпалось слово».
«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе
В народе говорят: «Грачи на горе - весна на дворе». Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. Ребята, чем весной занимаются птицы. Строят гнезда. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Зачем птицы строят гнёзда?
Гнездо необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их. Ребята, а вы знаете, где птицы строят гнезда?
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу, самостоятельность Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, макет скворечника на дереве со скворцом для закрепления предлогов, наглядное пособие «солнце», карточки для самостоятельной работы детей, разработанные модели полёта перелетных птиц Лексический материал: грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, утка, скворечник, перелетные, насекомоядные, хищные, травоядные. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах. Ход занятия I. Организационный момент.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Какие вы все бодрые и веселые! Наверное, вам поднимает настроение весеннее солнце. Ой, посмотрите, а наше солнышко спит, что-то оно загрустило воспитатель обращает внимание на грустное изображение солнца Давайте его разбудим : Встаньте рядышком друг с другом, Словно месяц, - полукругом.
Им надо поскорее свить гнёздышко в дупле, под крышей деревянного строения или кустах, чтобы прятаться от хищных коршунов. К апрелю возвращаются дрозды, проплывают в небе журавлиные клинья. Чуть позже на оттаявших водоёмах появляются водоплавающие птицы: чайки, цапли, гуси и утки, прекрасные лебеди.
Во второй половине месяца из южных стран прибывают пеночки, мухоловки, кукушки. Выбирайте свой квест! Солнечный май время прилёта ласточек и стрижей. С приходом тепла пищи становится больше. Стремительные птицы хватают мошек, мух, комаров прямо в полёте. После середины мая возвращаются иволги. В перелесках и прибрежных зарослях появляются соловьи.
Продолжительность дня увеличивается, и активность птиц возрастает. Наступает брачный период, он начинается с токования. Самцы стремятся привлечь будущую подругу ритуальными песнями и танцами. Готовы победить соперников в честном турнире или драке за выбранный участок. У каждого вида птиц свои брачные песни. Зяблик, раздувая красно-коричневый зоб, коротко выкрикивает «пинь-пинь» и «вичиу! В трелях соловья можно различить щёлканье, свист, цыканье.
Из лесу доносится «ку-ку», это самец кукушки приманивает подругу, которая отвечает ему «кли-кли-кли». В пении иволги звук «фиу-лиу» сменяется криком, похожим на визг кошки. Синички мелодично посвистывают «ци-ци-пи». Иволга Тетерева и глухари проводят ритуальные соревнования. Самцы собираются на оттаявших полянках, где ходят кругами, распустив крылья и хвосты. Они издают булькающие звуки, показывают яркое весеннее оперение. Наблюдая за ритуальным поведением самцов и прислушиваясь к их пению, самки выбирают самых активных и привлекательных партнёров.
Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки — Какие ноги? Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека. Четвертое задание — назвать птенцов перелетных птиц. У грача — грачонок, у скворца — скворчонок, у кукушки — кукушонок, у утки — утенок, у гуся — гусенок, у аиста — аистенок, у журавля- журавленок Игра проводится с мячом — Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно?
У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине — Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там?
Конспект занятий по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? Перелётные птицы. Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края. Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы -Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? Логопед предлагает детям сесть за столы. На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.
Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена.
Этот клюв «принадлежит» зерноядным птицам чиж, зяблик, клёст. Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете Скворец, стриж, ласточка, соловей. Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Её зовут трясогузка Слайд 8. Трясогузка — птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища и длинным хвостиком, то есть «гузом». Раньше так называли заднюю часть птицы, человека или животного.
Трясогузка такими движениями пугает мелких насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе Слайд 9. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений разных вредителей. Весной трясогузки прилетают одними из первых, поэтому считаются предвестниками потепления. Существует такая поговорка: «Трясогузка прилетает — хвостиком лед разбивает». Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?
Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы Слайд 10 , то есть птицы, которые умеют плавать. Их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу.
Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, Воспитатель. Из чего строят гнезда птицы? Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Они откладывают яйца, выводят птенцов. А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? Мама-птица, самка. Кто заботится, кормит маму и птенцов? Папа, самец.
Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»
- Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы»
- Птицы перелётные, зимующие, оседлые, кочующие – как их различать | Обучалочка | Дзен
- Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Птицы перелётные»
Похожие файлы
- Конспект НОД "Перелетные птицы весной" (ФЦКМ) - дошкольное образование, уроки
- «Всё о перелётных птицах».
- Библиотека
- Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе
- Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе
- Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Перелетные птицы»