Закрытие предприятий и падение доходов привели к оттоку кадров и, как результат, снижению привлекательности инженерных и рабочих специальностей.
Дефицит кадров в России существует во всех отраслях
По результатам исследования Центробанка, в России зафиксирован рекордный дефицит кадров за последние 25 лет. Закрытие предприятий и падение доходов привели к оттоку кадров и, как результат, снижению привлекательности инженерных и рабочих специальностей. Нехватка квалифицированных кадров — основной барьер на пути экономического роста и технологического развития страны. «В условиях нехватки кадров, для удержания и привлечения работников, предприятия активно повышали заработные платы. Возможна нехватка кадров в связи с развитием новых отраслей, например, в аэрокосмической и космической промышленности, замечает Владимир Петюшин.
Сами себя наказали. Почему в России некому работать даже за большие деньги
Почему в России дефицит кадров. Эксперты — о кадровом дефиците в России. Ликвидация дефицита квалифицированных кадров в промышленности не решается привлечением мигрантов, так как их количество не переходит в качество, обратила внимание доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом РГСУ Алиса Храмова.
Какие регионы в большей степени страдают от дефицита кадров
Во многих из них были уже устоявшиеся трудовые коллективы, где работали мигранты по несколько лет бессменно. Светлана Саламова считает, что проблемы с кадрами в производстве и логистике могут сказаться на ценах на все товары и услуги. Транспорт: некому водить автобусы и такси Чаще всего российские регионы ограничивают право мигрантов работать в сфере пассажирских перевозок — сильнее всего запрет скажется именно на этой отрасли, считают эксперты. Это происходит во всех отраслях в стране: в строительстве и ремонте, сфере обслуживания и так далее. Председатель Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова считает, что ограничение на работу мигрантов сильнее всего ударит по перевозкам в больших городах, так как проблема дефицита водительского состава как в пассажирских, так и в грузовых перевозках, уже существует. Дефицит кадров в такси наблюдается как минимум полгода, считает Зарипова. По ее словам, дело не только в ограничении на работу для мигрантов — влияние на ситуацию также оказывает ужесточение закона о такси, дороговизна ОСАГО и самих автомобилей, рост стоимости обслуживания машин в такси, а также уход водителей такси в зону спецоперации.
Рестораны: некому готовить плов и лагман Еще одна сфера, в которой регионы часто запрещают работать мигрантам, это гостиничный и ресторанный бизнес. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров в разговоре с RTVI подчеркнул, что дефицит рабочей силы уже стал констатацией факта, бизнес наблюдает его давно и во всех отраслях. В том числе проблему дефицита кадров пытаются решить за счет поднятия заработных плат. Когда люди стали получать российское гражданство, официальное право на работу, то их услуги стали стоить столько же, сколько и любого жителя страны. Уже нет возможности использовать дешёвую рабочую силу, ведь здесь важно, чтобы люди понимали, что они делают, умели это делать. Пока у Федерации рестораторов и отельеров нет информации из регионов о том, как местные запреты отразились на бизнесе, добавляет Бухаров.
Усложняет ситуацию отток сельского населения в города и непонимание руководящего состава компаний особенностей работы с молодыми специалистами. В начале апреля первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут сообщала, что за год из отрасли агропромышленного комплекса России ушло около 200 тыс. Лут отмечала, что в отрасли работает примерно 6 млн человек, и хотя производительность труда значительно выросла за последние десять лет, необходимо сохранять этот уровень занятости. Она говорила, что сокращение численности работников при увеличении производительности труда создает серьезные вызовы для развития отрасли, поэтому основной задачей является обеспечение кадрами всех сфер агропромышленного комплекса. Ранее руководитель управления привлечения и развития персонала в ГК « Черкизово » Ксения Мартынова говорила, что вопрос кадрового обеспечения является одним из наиболее сложных и важных в сельскохозяйственной отрасли.
Несмотря на предпринятые меры, ситуация остается непростой, хотя наблюдается увеличение выпускников аграрных вузов и рост заработной платы. Многие специалисты предпочитают работать в городах из-за лучших условий. По ее мнению, для изменения ситуации необходимо разрабатывать комплексные меры, направленные на улучшение условий труда, развитие социальной инфраструктуры, повышение образования и квалификации персонала, а также создание системы мотивации.
С третьей стороны, по словам высшего руководства нашей страны, ключевой индикатор экономического развития государства и его качества — динамика доходов граждан. Приобретение дополнительных навыков взрослым населением помогает ему увеличивать свое благосостояние. Таким образом, в непрерывном образовании заинтересованы все стороны — и бизнес, и занятое население, и государство. Однако образование стоит денег, и возникает вопрос — кто будет его финансировать? Оказывается, уже в настоящее время существуют разные возможности. Проект «Заработаем вместе» В настоящее время на Сахалине Агентством стратегических инициатив совместно с Правительством Сахалинской области запущен пилотный проект программы «Заработаем вместе», в основе которой лежит новый механизм инвестирования в профессиональное развитие человека, так называемое револьверное финансирование — когда человек сам платит за себя, чтобы зарабатывать больше и таким образом в том числе компенсировать расходы на обучение. Корпоративное обучение персонала Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач: Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения. В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей. Подробности и регистрация Участник проекта выбирает карьерную цель, получает персональный план ее достижения, проходит программу подготовки, получает комплексное сопровождение в процессе поиска работы и трудоустройства, а после достижения целевого уровня дохода оплачивает услуги. После успешной «обкатки» программы на Сахалине планируется применять проект в масштабах всей страны. Участники дискуссии отметили важность появления оператора для переобучения взрослых людей. Для бизнеса, по словам Геннадия Щербины, президента группы компаний «Эталон», вложить деньги в обучение — не проблема , главное — иметь работающую систему, ведь добавить 1—2 нужных сейчас навыка уже обученным людям дешевле, чем готовить заново молодого специалиста. После учебного заведения молодых специалистов приходится адаптировать несколько лет, так что программа переподготовки очень нужна. Бизнес готов «покупать» у такого оператора подготовленный персонал, а задача оператора — заниматься мониторингом рынков и смотреть, где, в каком количестве и какой персонал требуется. Роберт Уразов, генеральный директор «Агентства развития навыков и профессий», отметил, что источники финансирования могут быть разными: сам человек, регион, компания, средства банковского финансирования и даже инвестиции частных лиц — возможность профинансировать карьеру другого. Каждый может искать и находить свое место в этой программе. Кейс «Норильского никеля» Ряд участников — представителей бизнеса поделились своими наработками в области обучения взрослого персонала. Поскольку готовых сотрудников, в особенности рабочих специальностей, найти трудно, в Норникеле действует программа «Содействие»: в корпоративный университет приглашают тех, кто хочет освоить рабочую профессию. Два месяца они учатся со стипендией, потом проходят практику и переходят на работу. Платит за это сама компания. Также в Норильском никеле запущена программа поддержки изменений и повышения эффективности в организации. Сотрудники, которые в ней участвуют, делятся своими идеями.
Например, в строительной отрасли нехватка составляет 3-5 миллионов рабочих. Кроме всего прочего, в некоторых регионах России в последнее время стали ограничивать труд мигрантов. Так, на Колыме мигрантам на один год запретили управлять общественным транспортом. Ранее подобные запреты введены Челябинской, Тульской области и Красноярском крае. Кроме того, в Туле и Красноярске. В этих регионах иностранцам нельзя будет работать в общепите и торговле некоторыми товарами. В Свердловской области из-за запрета работать мигрантам в общественном транспорте наблюдается дефицит водителей. В Пермском крае уже продлен запрет на работу в такси. И регионы продолжают такую практику. По словам Марии Игнатовой, ни одна развитая страна не может обойтись без мигрантов в сфере услуг, так как именно она имеет спрос на массовый персонал. Нехватка людей тотальная — нельзя назвать ни один сегмент рынка или регион, в котором есть какой-либо избыток кадров, и на причины этой ситуации нужно смотреть в широком контексте, — считает Мария Игнатова. Однако в последнее время мигрантов в Россию приезжает меньше.
В России существует проблема дефицита кадров
Согласно исследованию Института экономики РАН, Россия столкнулась с серьезным дефицитом рабочих сил в размере 4,8 миллионов человек к концу 2023 года. В РАН оценили дефицит кадров в России. Дефицит кадров назвали главным вызовом 46% респондентов (руководителей бизнес-единиц и ключевых бизнес-функций).
Что делать с нехваткой квалифицированных кадров
И ситуация не настолько острая, как представляется некоторым аналитикам», — заявил он. По словам министра, в экономике есть факторы, которые позволяют наращивать производство и увеличивать производительность труда при том же формальном числе занятых. Во-вторых, производительность труда растет в том числе за счет увеличения инвестиций и внедрения норм бережливого производства, которые мы активно подвигаем на протяжении шести лет», — отметил он. Третьим фактором Решетников назвал то, что в России есть большой потенциал в привлечении молодежи на рынок труда.
Елена Уткина, руководитель направления по методологии управления персоналом группы компаний «Дом. Сервис «Работа. Оказалось, что в уходящем году наблюдался рекордный рост предложения. Аналитики связывают это с усугубляющимся дефицитом кадров.
Годом ранее эта профессия не входила даже в топ-20 наиболее востребованных. Из-за нехватки кадров предприятия не могут нормально расширяться, говорит директор завода по производству медной проволоки «Элкат» Максим Третьяков: «У меня на предприятии не хватает рабочих на производстве — плавильщиков, прокатчиков, токарей, слесарей. Все сильно обострилось с существенным ростом оборонно-промышленного комплекса и вообще ростом выпуска обрабатывающей промышленности. Мы хотели бы запустить вторую площадку, но я даже не знаю, как найти кадры, потому что даже в примыкающих к Москве регионах, которые мы рассматриваем, та же проблема. Мы стараемся удерживать пенсионеров, сохранить их в штате как можно больше и дольше. С молодежью сложно. Во-первых, молодые люди изначально нацелены на крайне высокие зарплаты, которые несопоставимы с их отдачей. Второе — они очень плохо нанимаются на производство. Наконец, у нас фактически не осталось среднего технического образования, которое готовит специалистов по нашему профилю». Кадры для промышленных предприятий на фоне дефицита заметно дорожают, а это тянет за собой себестоимость продукции и чревато заметными издержками для бизнеса, говорит основатель шоколадной фабрики «Конфаэль» Ирина Эльдарханова: «Не хватает разных сотрудников, начиная от слесарей, сантехников, наладчиков, электриков, заканчивая специалистами — технологов, энергетиков.
При этом заместить экспатов в короткие сроки не удастся, так как на подготовку новых кадров требуются годы, отмечает Игорь Бельских. А в условиях демографического провала обойтись без «помощи» извне еще труднее. Решить проблему с дефицитом кадров могут мигрант Фото: novostivolgograda. Быстро вырастить работника или переучить специалиста не получится, это нужно понимать. Остаются только трудовые мигранты. Нужно создавать привлекательные условия для иностранцев, приглашать их в нашу страну: из стран СНГ, Индии, Бангладеш. Это непопулярное сейчас мнение, но реальность такова, — отмечает Игорь Бельских. О роли мигрантов в восстановлении и развитии экономики говорят многие политики и экономисты. Об этом же заявил в ноябре президент Владимир Путин. Он подчеркнул, что трудовые мигранты вносят «большой вклад в развитие российской экономики и заняты в самых разных отраслях».
Кадровый голод в стране — новая реальность: что следует предпринять для ее решения
Это проблему не решит, нам нужны другие подходы», — заявил президент. Он поручил МВД совместно с другими правоохранителями и спецслужбами, а также вместе с правительством и администрацией президента комплексно и детально проработать эти вопросы. Глава государства также подчеркнул, что в Россию для жизни и работы должны приезжать только те, кто уважает её традиции, историю и язык.
Проблемы из-за вводимых ограничений на привлечение к работе мигрантов испытывает агросектор, считает Саламова. По ее словам, традиционно на сбор фруктов в садах привозили граждан Узбекистана и Таджикистана, теперь фермерские и садовые хозяйства вынуждены искать им замену. К таким работам пытаются привлекать граждан Кыргызстана, однако такие попытки не всегда оказываются удачными. По словам Саламовой, граждане Кыргызстана сейчас больше ориентированы на вакансии в сфере логистики — работу на складах маркетплейсов или курьерами. Малый бизнес также страдает от нехватки кадров, в том числе подпитываемой запретом на работу мигрантов. Это касается и ресторанов, и ритейла, и небольших производств, говорит Светлана Саламова. Во многих из них были уже устоявшиеся трудовые коллективы, где работали мигранты по несколько лет бессменно.
Светлана Саламова считает, что проблемы с кадрами в производстве и логистике могут сказаться на ценах на все товары и услуги. Транспорт: некому водить автобусы и такси Чаще всего российские регионы ограничивают право мигрантов работать в сфере пассажирских перевозок — сильнее всего запрет скажется именно на этой отрасли, считают эксперты. Это происходит во всех отраслях в стране: в строительстве и ремонте, сфере обслуживания и так далее. Председатель Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова считает, что ограничение на работу мигрантов сильнее всего ударит по перевозкам в больших городах, так как проблема дефицита водительского состава как в пассажирских, так и в грузовых перевозках, уже существует. Дефицит кадров в такси наблюдается как минимум полгода, считает Зарипова. По ее словам, дело не только в ограничении на работу для мигрантов — влияние на ситуацию также оказывает ужесточение закона о такси, дороговизна ОСАГО и самих автомобилей, рост стоимости обслуживания машин в такси, а также уход водителей такси в зону спецоперации.
Эксперты утверждают, что решению проблемы может способствовать инвестирование бизнеса в новые технологии и оборудование, а также введение целевых программ для набора персонала. Расширив эти данные на общую занятость, ожидаемая нехватка персонала составит около 4,8 миллионов человек.
Эксперты отмечают, что дефицит персонала сильнее всего заметен в обрабатывающем производстве, строительстве и транспортной отрасли. Компании вынуждены принимать временных сотрудников и увеличивать расходы на оплату труда.
К таким эксперт отнес сельское хозяйство, ЖКХ и строительство. Также будут востребованы программисты высокого класса, инженеры, технологи, станочники, водители и робототехники. Ранее сервис «Работа.
России не хватает работников — во всех отраслях!
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала. Ранее, Минэкономразвития и Центробанк выражали обеспокоенность дефицитом специалистов, но конкретные цифры не уточнялись. В особенности высок спрос на рабочих среднего звена, таких как водители, операторы и продавцы. Эксперты утверждают, что решению проблемы может способствовать инвестирование бизнеса в новые технологии и оборудование, а также введение целевых программ для набора персонала.
Эксперты утверждают, что решению проблемы может способствовать инвестирование бизнеса в новые технологии и оборудование, а также введение целевых программ для набора персонала. Расширив эти данные на общую занятость, ожидаемая нехватка персонала составит около 4,8 миллионов человек. Эксперты отмечают, что дефицит персонала сильнее всего заметен в обрабатывающем производстве, строительстве и транспортной отрасли. Компании вынуждены принимать временных сотрудников и увеличивать расходы на оплату труда.
Я думаю, что так или иначе из СНГ у нас будет какой-то приток мигрантов, которые будут здесь работать, — полагает он. То есть раньше учили по три года и выдавали человека условно готового. Сейчас планируется, я так подозреваю, два года, чтобы человек быстрее пришел в промышленность. Еще совсем недавно нам казалось, что закроются все офисы и люди одичают, сидя дома на удаленке. Но нет, удаленка остается — просто в другом формате, чтобы сотрудникам не выпадать из поля зрения руководства.
Сейчас такой режим работы актуален прежде всего для специалистов call-центров, продаж, ИТ-сферы, — перечисляет Юрий Михеев. Но некоторые компании оставляют возможность работы в гибридном формате: один или два дня в неделю как часть соцпакета. По мнению Антона Дурнецова, в некоторых случаях на удаленке будет меньше шансов продвинуться по карьерной лестнице. Хочешь расти и развиваться — окей, приезжай в офис, хотя бы на какой-то гибридный формат, — приводит он пример. Однако свободных рук на рынке труда нет.
Но в сегодняшних реалиях работодатель не может позволить себе делать ставку только на рост зарплаты, даже если она конкурентная. Приходится менять требования и снижать аппетиты. На типично мужские профессии всё чаще откликаются женщины. Зарплатные ожидания возрастных кандидатов, согласно нашим исследованиям, растут гораздо быстрее, чем 2—3 года назад. По мнению Натальи Даниной, возрастные границы для кандидатов расширяются, но это довольно медленный тренд, и пока всё же большинство нанимающих менеджеров по-прежнему ориентируются на молодых соискателей.
Хотя, учитывая демографическую ситуацию, есть смысл привлекать соискателей в возрасте 40—50 лет, которые пока есть на рынке труда.
По его словам, в 2023 году повышенный спрос на людей с рабочими профессиями сохранится. Кроме того, работодатели активно будут искать сотрудников для сферы торговли и услуг, образования, здравоохранения, спрогнозировал Платыгин.
Рекордные показатели нехватки кадров
- «Брать на работу некого»: экономист Зубец вскрыл проблемы рынка труда - МК
- В России существует проблема дефицита кадров
- 88% компаний в России столкнулись с кадровым дефицитом в 2023 году
- Как нехватка рук влияет на экономику и компании
- Не хватает рабочей силы
- В РАН оценили дефицит кадров в России
Вводные: аналитика, данные опросов, прогнозы
- «Реальные» кадры
- Обсуждение (16)
- Что еще почитать
- Публикации
- Волгоградский эксперт рассказал о последствиях низкой безработицы в России
- Дефицит кадров - главная проблема и риск российской экономики