Зулу́сы — африканский этнос численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. Король зулусов 48-летний Мисузулу Звелитини был экстренно госпитализирован по подозрению в отравлении. Крупный знаток быта и истории зулусов Альфред Брайант (1865-1953), основываясь на устной традиции, посвятил ранней истории этого народа сотни страниц своих книг. Именно нгуни – народы коса, зулу (зулусы) и отделившиеся от зулусов матабеле, оказали особенно стойкое сопротивление колонизаторам.
СМИ в соцсетях
Принц Мисузулу Синкобиле Зулу прошел в субботу в ЮАР торжественную церемонию возведения на престол, приняв титул короля зулусов. Король зулусов в ЮАР Мисузулу каЗвелитини госпитализирован в государстве Эсватини, не исключено, что он отравлен. Однако народу зулу приходилось сохранять свою самобытность в исключительно сложных исторических условиях.
Универсальная нация зулусов
Зулусская королева манфомби Дламини Зулу на фестивале «Zulu 200», посвященном существованию народа зулусов. СМИ в соцсетях. тег: "король_зулусов". О покорении глупых зулусов Великобритания, Южная Африка, Зулусы, Британские колонии, Карты, 19 век, Африка.
В ЮАР прошла коронация короля зулусов — первая за полвека
СМИ в соцсетях | В 1838 году вождь зулусов Дингаан устроил засаду и убил около 500 буров. |
Зулусы короновали нового монарха в ЮАР: 21 августа 2022 16:49 - новости на | Благодаря его реформам, ранее незначительный народ зулусов превратился в сильную державу. |
Праздник урожая у зулусов. | Зулу́сы — африканский этнос численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. |
South Africa Celebrates 30th Anniversary of Freedom Day | Крупный знаток быта и истории зулусов Альфред Брайант (1865-1953), основываясь на устной традиции, посвятил ранней истории этого народа сотни страниц своих книг. |
Король зулусов попал в больницу с подозрением на отравление | В Южной Африке есть такой народ — зулусы. |
South Africa Celebrates 30th Anniversary of Freedom Day
В настоящее время король чувствует себя хорошо и находится под наблюдением медиков. Казвелитини вступил в права короля зулусов в октябре 2022 года после того, как его отец Гудвилл Звелитини умер от коронавируса в 71 год. Его провозгласили королём зулусов в 1968 году и короновали в 1971 году.
Шаке приписывается радикальная реформа в этой области — как передавали зулусы "Шака говорил, что старый обычай метания ассегаев был плох и вызывал трусость…" Теперь зулусы вооружались ассегаем с длинным широким наконечником около 45 см длиной и коротким древком длиной около 75 см. Дошедшие до нас находки ассегаев обладают наконечниками меньшего размера, однако, фотографии и рассказы очевидцев подтверждают, что ассегаи Шаки были похожи на описанные выше. В связи с появлением вооружённых ружьями белых, наследники Шаки вернули воинам метательные копья, которые позволяли вести бой на расстоянии, однако главным оружием оставалось колющее копьё.
Для метания зулусы использовали в основном дротик с наконечником длиной около 25 см и древком длиной до 90 см, который можно было бросить на расстояние до 45 м. Кроме копий зулусы вооружались деревянными палицами до 60 см. Также высокопоставленные зулусы носили боевые топоры, которые являлись как церемониальным оружием, так и боевым. По мере роста торговли с белыми в страну стало поступать всё большее количество огнестрельного оружия, и ко времени войны с англичанами в 1879 г. Мушкеты были, естественно, старых образцов, например, гладкоствольными "Brown Bess", к тому же качество пороха и пуль оставляло желать лучшего.
Среди зулусов было очень немного хороших стрелков, а большинство из них едва умело целиться, поэтому даже захват при Исандлване 1000 современных британских винтовок не слишком усилил огневые возможности зулусского войска. Один из англичан рассказывал, что зулусы, видя, как европейцы при стрельбе на большие дистанции поднимают прицельную планку, решили, что это увеличивает мощность ружья и всегда стреляли с поднятыми планками. Как следствие, в решающем сражении при Улунди британцы, несмотря на то, что были построены плотным каре, потеряли от огня зулусов всего полтора десятка человек убитыми и до 80 ранеными. Обучение войск Во времена Шаки воинам запрещалось носить дротики или метать ассегаи — король требовал быстро атаковать сомкнутым строем и сходиться с противником врукопашную. Однажды Шака провёл эксперимент: разделив воинов на две части, он, кроме щитов, выдал воинам одной половины по несколько палок для метания, а бойцам другой половины по одной палке, изображавшей колющее копьё; затем король приказал воинам биться друг с другом, и воины с "копьями", бросившиеся в рукопашную схватку, быстро победили своих противников.
Интересно, что точно таким же способом в "Киропедии" Ксенофонта Кир доказал своим воинам превосходство холодного оружия над метательными снарядами. Ассегай чаще всего использовался для нанесения ударов нижней хваткой — "…он обычно насмехался над воином, если тот держал ассегай верхней хваткой. Сам он всегда держал ассегай нижней хваткой наконечником вверх…, а не верхней хваткой. Зулу говорил, что ассегай нужно держать нижней хваткой…" О Зулу каНогандайа, известном воине Шаки дослужившемся до полковника при его брате и наследнике Дингейне. Начиная с 7 летнего возраста, зулус приобщался к древней традиции поединков на палках, которые велись "до первой крови на голове", после такого поединка соперники перевязывали друг другу раны, показывая, что не испытывают вражды друг к другу.
Большинство же солдат в лагере пользовались винтовкой системы Мартини-Генри, с которой тоже не все было в порядке: «неожиданно» выяснилось, что на жаре она перегревается и стрелянные гильзы начинают застревать. Идя в штыковую из-за того, что заклинило винтовку или не нашлось подходящих патронов, солдаты 24-го пехотного наверняка проклинали некомпетентность командиров и весь этот проклятый, богом забытый буш. Военачальник оказался впечатлен, но когда его спросили, что его воины будут делать, если им придется сражаться с этими великолепно одетыми и отлично вооруженными стрелками, Мосиликатзе разразился сардоническим хохотом. Он ответил, что им просто нужно подождать, пока британцы зайдут в глухую местность, а затем внезапно броситься на них с обеих сторон, прикрывшись щитами и, невзирая на свои потери от первого залпа, колоть ассегаями каждого солдата, прежде чем тот сможет зарядить свое ружье во второй раз. Собственно говоря, нечто подобное и произошло в битве при Изандлване. Причина третья.
Некомпетентность британских командующих Однако главная причина поражения при Изандлване — это ошибки руководства и, прежде всего лорда Челмсфорда, который был руководителем операции. Цвет 24-го пехотного полка погиб из-за невероятно завышенного мнения генерала о собственных возможностях и превосходстве над зулусами. Генерал Челмсфорд Предварительная разведка перед наступлением на территорию врага не проводилась вообще. По ходу перемещения войск она тоже была преотвратной и снова возвращаемся к тому, как британцы не заметили 20 тысяч врагов. Разбредшиеся отряды англичан занимались угоном скота и стычками с маленькими группами зулусов. Некоторых из них даже удалось взять в плен и допросить, и те сознались, что стекаются к некой общей армии, которая базируется в этих местах.
Но даже этому британское руководство не придало значения. По поводу скота стоит объяснить отдельно: он был единственной валютой и главным мерилом социальной успешности у зулусов. Так что угон стад, которым занимались англичане, в целом оправдан как элемент психологической войны и давления на противника. Угнав большое количество скота, можно было рассчитывать на падение боевого духа зулусов и необдуманные поступки с их стороны. Но самыми позорными в биографии генерала Челмсфорда стали два трагических решения. Во-первых, он не приказал построить укрепления вокруг лагеря.
Он даже повелел не ставить вагенбург, защиту из повозок, которая могла быть использована как подобие крепости. Лорд считал, что зулусы просто не посмеют напасть на его войска. Хуже того, генерал знал о том, что нападение все же случилось и даже видел лагерь при Изандлване из бинокля, но не смог разглядеть, что там происходит. Ему дважды приходили донесения об атаке зулусов, но лорд отмахнулся от них. Он решил, что произошла мелкая стычка, и его ребята уже наверняка справились. Довольно распространенная версия, которая объясняет странности его поведения заключается в том, что осажденные в лагере не отвязали колышки, на которых крепятся палатки.
Это — стандартное положение в британской армии тех лет. Палатки приспускаются, чтобы не мешать стрельбе, а убранные колья не мешают во время рукопашной непосредственно внутри лагеря. Еще одной проблемой стали разногласия внутри самого лагеря незадолго до атаки. Полковник Энтони Дарнфорд не желал подчиняться временно оставленному за главного Пуллейну и просто ушел из лагеря со своими конными стрелками. Однако люди Дарнфорда не успели отойти далеко, атака также застала их врасплох, и они также сражались до последнего бойца. Впрочем, их отряд не был и достаточно близко, чтобы выступать сплоченной силой с бойцами Пуллейна.
В итоге их силы были чрезвычайно растянуты и были смяты зулусами.
Гудвилл Звелитини находился на троне почти 50 лет, у него было шесть жен, осталось 26 детей. Зулусский престол считается самым престижным среди традиционных лидеров ЮАР. Зулусы - самый многочисленный народ республики, насчитывающий 11 млн человек. Король зулусов не имеет политической власти, однако является моральным авторитетом и символом своего народа.
Последняя попытка предотвратить коронацию зулусского короля провалилась
Чака Зулу — вождь, который превратил небольшой клан в могущественный народ Чака Шака был незаконнорожденным сыном Сензангакона, вождя племени Зулу и Нанди. Отношения его родителей противоречили зулусским традициям и длились недолго. В 1802 году Чака был изгнан своим отцом из племени. Он вынужден был искать убежища в племя Мтетва, где Чака начал обучался военному искусству. После смерти отца в 1816 году Чака вернулся в свое родное племя, которое насчитывало всего 1500 человек, и стал его вождем. В своем племени он создал централизованную администрацию, и взял на себя ответственность за формирование армии зулусов, которая была основана на классе неженатых воинов. Благодаря его реформам, ранее незначительный народ зулусов превратился в сильную державу. Единственный известный эскиз Чаки, сделанный в 1824 году. Тактика, созданная вождем Чакой, так называемые «бычьи рога», а также основное оружие, которое он разработал и использовал для своих воинов копье ассегай с длинным лезвием , обеспечили ему победу практически в каждом бою. Благодаря тщательной подготовке, хорошей экипировке и высокой степени организованности, воины Чаки стали самыми эффективными во всей южной Африке. Чака использовал эту силу, чтобы завоевать другие племена.
Традиционные военные щиты и копье ассегай посередине. У покоренных племен был выбор: смерть или изучение зулусского языка и становление зулусами. В результате племя за короткое время выросло до огромных размеров. Так число зулусов увеличилось до четверти миллиона, а армия насчитывала 40 000 человек, их территория простиралась от Капской провинции до Танзании.
Также в течение такого боя проходили многочисленные индивидуальные поединки. За этими сражениями наблюдали все соплеменники, даже старики и женщины, приходившие "из тыла". Военные потери в таких битвах были минимальны, и под завершение дня одна сторона признавала себя побежденной и обязалась платить победителям дань. Со временем битвы становились ожесточённее, противники уже часто переходили в жестокую рукопашную схватку. Главным наступательным оружием являлось копье.
Зулусы пользуются собственным языком — зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки. Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта. Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане.
Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.
Самбуру Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место.
Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм. Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке. У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей.
В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования. Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам.
В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты. Бушмены Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным.
После смерти матери Нанди он потерял рассудок. В период горя Шака убил сотни зулусов. Как умерла Шака Зулу? Меньшие вожди, его сводные братья Дингаан и Мхлангана, убили его. Дингаан, сводный брат Шаки, принял власть над кланом после убийства Шаки. Зулусская традиционная одежда Зулусская традиционная одежда: мужчины и женщины зулусов обычно носят яркие одежды, украшенные бисером и перьями.
Зулусы (народ)
В своей инаугурационной речи монарх выступил против сексуального насилия в ЮАР страна имеет один из самых высоких в мире показателей изнасилований и сексуальных домогательств. Женщин нужно уважать и защищать. Мы, как мужчины, должны прилагать к этому больше усилий», — сказал зулусский король. Постоянный адрес новости: eadaily.
Все, кто достиг шестилетнего возраста, должны были работать: мальчики — под руководством отца, девочки — матери. Эрнст Риттер, выросший среди зулусов, оставил уникальные свидетельства об обычаях и быте зулусов конца XIX в.
Вот как он описывает занятия мужчин зулусов: «На долю зулусского мужчины падает строительство и ремонт хижины и различных оград, окружающих загон для скота и крааль[326] в целом. Он вырубает кустарник и срезает высокую траву на участках, которые предстоит обрабатывать женщинам, доит коров, ухаживает за скотом. Важно отметить, что эти обязанности выполняются всеми — от главы крааля и даже самого вождя до маленького мальчика. Точно так же, как каждой жене отводится отдельная хижина, а нередко и молочная корова, ей выделяется отдельный огород, который она обрабатывает вместе с дочерьми, чтобы обеспечить семью продуктами питания. Пока матери и старшие сестры находятся в поле, младшие девочки тоже выполняют свои обязанности: присматривают за младенцами и кормят их, подметают хижины и дворы, приносят в калебасах[328] воду из ближайшего родника или речки».
Хижины представляли куполообразные строения из плотно связанных между собой жердей, покрытых толстым слоем сухой длинной травы. Пол делали из твердой глины и тщательно полировали. Посреди хижины находилось овальное углубление — очаг. Одежда была крайне проста и состояла из кожаных набедренных повязок и фартуков. Незамужние девушки носили ожерелья бусы на шее и руках и коротенькую юбочку.
До сих пор на сельских праздниках они ходят с обнаженной грудью. Выйдя замуж, женщины одевали черную кожаную плиссированную юбку, украшенную бусами. У мужчин было два кожаных фартука, прикрывающие интимные места спереди и сзади. Предплечья и икры они украшали хвостами диких животных. Заслуженные воины и военачальники — инкоси, имели прически с головным кольцом из трав и воска.
Важное место у зулусов занимала ритуальная чистота. Утро все начинали с приема клизмы из теплой воды, настоянной на лекарственных травах. Трижды в день совершали омовения. Для разной пищи использовали разные приборы и посуду. Основой пищи зулусов являются разного рода каши, ныне из молотой кукурузы, а прежде из сорго.
Популярны исибхеде — жидкая перебродившая каша, и футу — густая каша, которую едят руками. Из сорго варят безалкогольное пиво амахеву и крепкое пиво утивала. Кроме каши готовят бобы, корнеплоды амандумбу, напоминающие сладкий картофель, и тушеную тыкву. В каши и тушеные овощи добавляют для вкуса шпинат, листья дикорастущих растений и творог. Творог едят и как отдельное блюдо.
Зулусу любят простоквашу амази, но не пьют свежего молока. Говядину ели лишь по праздникам; в обыденной жизни мужчины добывали для стола дичину — животных и птиц. Курятину, свинину и баранину вообще не ели. Теперь зулусы едят все виды мяса, хотя преобладает вегетарианская пища. Мясо тушат или жарят на открытом огне.
К мясным блюдам подают острый хрен чакалака. В старину мужчины, мальчики и женщины имели право на разные части туши. Мужчины получали статусные части — голову, правую переднюю ногу и печень. Мальчики — голени и легкие. Женщины — рубец и ребра.
Раньше зулусы не ели рыбу. Зато они до сих пор любят жаренных насекомых: летающих муравьев и огромных червей мопани. Первый раз они ели около одиннадцати часов утра, когда женщины возвращались с полей и мальчики пригоняли коров из вельда, второй раз — вечером перед сном. Эрнст Риттер с уважением описывает застольные манеры зулусов: «За обедом каждый занимает место, отведенное ему в соответствии с полом и старшинством: мужчины садятся по правую руку от очага …, причем старшие усаживаются ближе к полукруглой двери, женщины и дети располагаются слева. Каждый достает свернутую тростниковую циновку и садится на нее, кладя ноги так, как полагается представителям его пола.
Сидеть непосредственно на полу хижины считается неприличным. Одна из дочек ставит две чашки с едой — отдельно для мужчин и женщин — с вареным кукурузным зерном, початками кукурузы, кислым молоком, вареным сладким картофелем, кашей из тыквы или перебродившего сорго или с иным из добрых сорока кушаний, известных зулусам. Одновременно подается нужное число чистых деревянных ложек. Их кладут на пол, опирая головками о края чашки. Старшие строго следят за тем, чтобы дети не ели поспешно или жадно.
Перед едой все моют руки в специальной глиняной лохани, а после еды — полощут рот водой». Брак и семья. В прошлом зулусы были полигамны, теперь принявшие христианство моногамны, а зулусы-язычники, в первую очередь, вожди, сохраняют традицию иметь несколько жен. У нынешнего короля зулусов Цвелитини — шесть жен; его отец имел десятки жен. Женитьба считается у зулусов важнейшим событием.
Сначала девушка подает знак юноше, что он ей нравится.
Свадебного быка, умкхолисо, приносили в жертву предкам, а его желчью обливали невесту. Обе семьи ели жертвенного быка, после чего невеста входила в хижину Бхудаза. Этой ночью жених и невеста завершали свою свадьбу. На следующий день происходила церемония с бусами.
Бхудаза должен был выбрать одну бусинку из левой руки своей жены, которая прятала их, перекатывая в ладони. Они были белого, красного и черного цвета. Жених надеялся взять белую бусину — знак удачного брака. Красная бусина означала, что невеста не была девственницей, черная — что она вела беспорядочную жизнь. Затем невеста дарила новым родственникам сделанные своими руками подарки.
На четвертое утро после свадьбы невеста совершала обряд очищения деревни новой семьи. Ей помогали ее друзья, которые после этого возвращались в свою деревню. Оставалось выполнить еще одно ритуальное действие: невеста должна была вырезать ножом кусок навоза, прежде чем могла начать питаться обычной пищей своей новой деревни. Если Бхудаза просто переходил из холостого состояния в положение женатого мужчины, то его жена меняла одно жилище предков на другое, и эта весьма значительная перемена могла вызвать вмешательство очень опасных сил. Поэтому с ее стороны требовалось соблюдать величайшую осмотрительность.
Особенно важным считалось требование закрывать лицо, появляясь на улице. Его нарушение рассматривалось как неуважение к новым предкам и могло вызвать их гнев, направленный как на нее, так и на всех жителей деревни. Через несколько месяцев ей разрешалось отказаться от этого знака уважения. Теперь Бхудаза и его новая жена ждали появления первого ребенка. После смерти Бхудаза совершались те же ритуалы, что и после смерти его отца, и, таким образом, жизненный цикл был завершен, и начинался новый круг.
Религиозная организация жизни в западном обществе мы прекрасно отдаем себе отчет в различии между религиозным и светским поведением. Нам понятна разница между благодарностью, выражаемой повару за удачный яблочный пирог, и хвалой, которую мы возносим Богу за его милосердие, между подъемом флага и демонстрацией «тела Христова» во время церковной мессы. Это происходит без труда, поскольку нас приучили к этому с детства. Гораздо труднее провести такое разграничение, когда речь заходит об обществе зулу. Почти каждое действие, совершаемое зулу, можно рассматривать как религиозное.
Можно было бы сказать, что весь образ жизни зулу организован в соответствии с их религиозным вероучением. Так, невеста должна покрывать голову в присутствии предков своего мужа, несоблюдение этого правила считается проявлением неуважения. В старые времена жених выбирал бусинку, скрытую в руке невесты, и если она оказывалась красной или черной, это была настоящая трагедия. В наши дни жених, чтобы быть уверенным в благоприятном исходе, нередко выбирает бусину из ее руки и, конечно, берет белую. Все это говорит о том, что религиозная система зулу за последние 150 лет претерпела значительные изменения.
Одной из причин этих перемен были контакты с западной культурой, в том числе осознание разницы между религиозным и светским поведением. Вера в силу предков не исчезла, но под влиянием западных религий в том числе христианства , ислама и даже индийских религиозных учений в провинции Натал проживает немало индийцев некоторые элементы религиозной системы зулу стали приобретать все большее значение. Поклонение Небесному Богу принадлежит к числу наиболее древних верований зулу, хотя до встречи с другими религиозными системами обрядовые действия, обращенные к нему как к источнику силы, играли сравнительно второстепенную роль. Под влиянием сионства и других независимых церквей сакральные холмы, связанные с его культом, становятся местом активной религиозной деятельности. До этого, несмотря на то что Небесный Бог был одним из важных источников силы в религии зулу, он никогда не выходил на первый план.
В этом нашла выражение ее гибкость. Однако ясно, что какая бы медицина ни применялась, она рассматривалась как самостоятельная целительная сила, способная принести нечто большее, чем просто физическое здоровье. Еще одним примером гибкости религиозной системы зулу была ритуальная деятельность женщин. Как уже говорилось, общество зулу было патрилинейным: мужчины занимали доминирующее положение в его социальной и религиозной организации. Тем не менее существовали области, в которых ритуальная активность женщин проявлялась в полной мере.
О некоторых из них мы уже упоминали. Однако существовала еще одна специфическая сфера, принадлежащая исключительно женщинам. В диаграмме, отражающей религиозный мир зулу см. Хотя наибольшее внимание уделялось Небесному Богу и предкам, система эта была достаточно гибкой, чтобы предусмотреть особое место для ритуальной деятельности женщин. Она одновременно ассоциируется с девственностью и плодовитостью всех земных созданий.
Небесная принцесса может выступать в качестве посредника между людьми и Небесным Богом. При определенном изменении религиозной системы именно она, а не «небесный пастух» способна упросить его послать дождь. Местом ее появления и поклонения ей никогда не является деревня, но всегда — особые холмы и горы. Девушки и молодые женщины совершают обряды и обращаются к ней в то время, когда пасут скот на холмах. Для мужчин Небесная принцесса может быть очень опасной, она никогда не появляется перед ними.
Она также может передать женщинам сведения, которые они не смогли бы получить никаким иным путем. Мы обратимся теперь именно к этой способности. Трансформация религиозной системы религиозные системы динамичны. Перемены происходят в них по-разному. Они очень подвижны и гибки и в новых обстоятельствах могут находить новые способы выражения.
Читатель помнит, что деревня зулу была основным центром их религиозной деятельности, хотя незаселенные холмы также играли в ней немаловажную роль. Деревня была непосредственно связана с предками, тогда как холмы — с Небесным Богом. Вождь-жрец нес ритуальную ответственность за поддержание отношений с предками, а «небесный пастух» — с Богом Неба. Этот дуализм религиозной системы свидетельствовал о наличии в ней внутренних противоречий. Жители деревни обращались к Небесному Богу лишь в случае экстремальных ситуаций.
Однако народу зулу приходилось сохранять свою самобытность в исключительно сложных исторических условиях. В XIX в. Быть может, наиболее важным событием было открытие в 1885 г. Одним из последствий этого стало разрушение традиционного уклада жизни. Многие ученые рассматривают их как реакцию зулу на введение христианства и его символики.
Зная внутренние потенции системы зулу, не приходится удивляться, что ее отдельные элементы способны трансформироваться и находить новые способы выражения. Соединив зулусскую и христианскую символику в новых формах религиозной жизни, он дал повод ряду ученых рассматривать ее как зулусский вариант христианства. Столь же несомненно присутствие в его учении религиозной традиции зулу. По его признанию, у него несколько раз были откровения, всегда во время грозы. Первый раз он услышал голос, призывавший его перестать быть нечестивым.
Во второй раз он имел видение своей собственной смерти. При третьем откровении ему было приказано отказаться от брачной жизни со своими четырьмя женами. При четвертой встрече молния убила его лучшего быка и сильно опалила его самого. Эти четыре откровения, призывавшие к повиновению Богу, превратили его в глазах народа в мессию. Если бы он отказался от них, народ бы его не принял.
Лишь трагическая ситуация, в которой оказались не отдельные люди, а народ как целое, могла преобразить традиционные роли. К концу XIX в. Страна была у них отнята, король изгнан, религия поставлена под сомнение христианскими миссионерами. Мессианский призыв Шембе указывал выход из него и поэтому был воспринят Он предлагал путь спасения тем, кто страдал в наибольшей степени. Призыв этот был облечен в новые формы, но они были достаточно привычны, и потому их услышали и поняли.
Отношения между христианством и традиционной религией зулу неоднозначны. Признавая Небесного Бога, религиозная система зулу находила точки соприкосновения с Христом. Однако образ Небесного Бога претерпевал изменения. Исайя Шембе был одним из тех, кто способствовал сближению этих религиозных миров. На примере созданного им движения мы видим, как религиозная система зулу приспосабливается и отвечает на реально сложившуюся ситуацию, сохраняя в то же время свои внутренние связи и единство.
Движение Шембе не было единственным в конфронтации с западным миром. Колониальный гнет и страдания зулусского народа создавали благоприятную почву для возникновения ряда других движений. Одним из них стали так называемые Эфиопские церкви. Они не выдвинули пророческого и даже революционного преобразователя, подобного Шембе. Мы снова должны напомнить, что в религиозном мире зулу вождь-жрец был лицом, отвечающим за все аспекты жизни деревни.
Если движение Шембе изменило роль «небесного пастуха», то Эфиопская церковь изменила роль вождя-жреца. В обоих случаях роли традиционной системы оказались достаточно гибкими, чтобы их можно было, когда возникает необходимость, интерпретировать по-новому. У народов Южной Африки, в том числе и у зулу, было два ответа на колониальное угнетение — приспособление и сопротивление, которые принимали не только политическую, но и религиозную форму, причем нередко переплетаясь внутри одного движения. В случае зулу очень трудно разграничить политическое и религиозное начала. Хотя ни один вождь зулу не примирился с угнетателями, они склонялись к компромиссам в большей степени, чем основатели и лидеры движений за освобождение Южной Африки.
Их церковь «не хуже, чем церковь белых», у нее те же формы организации и такие же служители культа. Но это была именно их церковь, «церковь черных», церковь зулу с ее традиционными подходами к силам. С их точки зрения система, унаследованная ими от прошлого, была вполне самодостаточна, чтобы существовать в этом мире, каким бы он ни был, независимо от происходящих в нем перемен. Эти люди считали, что их образ мыслей и действий не может быть понят белыми ни при каких условиях. Между тем для зулу Ункулункулу был первым человеком, а не Небесным Богом, хотя он и был творцом.
Спустившись с неба, он выступил создателем всех людей. Смешав эти две различные роли, христиане продемонстрировали свою неспособность понять духовный мир зулу. Тем не менее зулу, даже будучи «традиционалистами», проявили поразительную способность оценить духовные и материальные достижения заокеанских завоевателей. На них произвели впечатление и система образования, и научные открытия, и политические и социальные теории, позволяющие объяснять человеческое поведение. Многие зулу стали стремиться приобрести знания любым возможным в данных обстоятельствах способом.
Теперь уже ясно, что религиозная система зулу сохраняет свой творческий потенциал и остается основой, позволяющей этому народу продолжать с достоинством жить в современном мире. Это мир, находящийся в движении, мир перемен. Традиция, находящаяся в процессе преобразований, порождает контекст и придает смысл жизни и представлениям о мире природном и социальном. Мы убедились в его способности реализовать себя на новых путях, когда он перебросил мосты к другим мирам, включая западную медицину, и теперь движение по ним идет в обоих направлениях. Это мир преобразований.
Это значит, что в пределах одной системы существуют альтернативные способы мышления и действий, но одна альтернатива приобретает смысл лишь во взаимодействии с другой. Примером может служить позиция мужчины и женщины в обществе зулу.
Любой, кто не участвует в изменениях, происходящих в Zulu Nation, не является Zulu. Короли зулусов и королевы зулусов также важны в нации зулусов, им причитается уважение. Юбилей нации зулусов - это 12 ноября дата создания.
Это официальная дата, и ее следует отмечать в четверг или пятницу той же недели. Верования Мы уважаем все религии и верования. Мы верим, что духовность может помочь в самореализации и понимании других. Однако в тот момент, когда религия превращает своих последователей в зомби или пешек, будь то финансово, умственно, физически, психически или каким-либо образом затрагивающим целостность человека, мы отвергаем ее как форму духовности. Мы ищем Истину по всем фактам, которые могут нас туда привести.
Ложь во всех ее формах не является гарантией честности по отношению к другим и самому себе. Письменные или устные выдумки, равно как и фальсификации, могут только вызвать плохие чувства. Как зулусы, мы верим, что Истина приведет к уважению, любви и единству. Мы считаем, что расизм и ненависть пытаются регулировать жизнь людей в этом мире и что только терпимость, уважение, понимание и истина могут уничтожить это зло. Мы, зулусы, миролюбивы.
Мы уважаем тех, кто уважает нас, и мы живем в мире с теми, кто находится в мире с нами, но если на нас нападают, мы считаем, что должны защищать себя во имя наших убеждений. Мы верим в справедливость для всех, будь то справедливость Бога или нет. Мы верим, как и другие, в то, что мы имеем право на равную справедливость как люди. Мы считаем, что люди несут ответственность за текущее состояние окружающей среды.
2 Зулу и их религиозные традиции
Народ зулу является неотъемлемой составляющей коренного африканского населения, со своей уникальной историей, полной неразгаданных тайн. "Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции КваЗулу-Наталь в Южно-Африканской Республике. Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек.