Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-летнего перерыва. Еще ни разу творчество Михаила Врубеля не было представлено с такой исчерпывающей полнотой, с таким экспозиционным размахом, с таким безупречным вкусом и совершенной сценографией. Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Михаила Врубеля.
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
В Абрамцевской керамической мастерской Врубель увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ). И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Михаил Врубель снова начал сползать в депрессию и работал над картиной «Демон поверженный» по 14 часов в сутки.
Михаил Врубель: что предсказал своими картинами гениальный русский художник
Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И. Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М.
Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б.
Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы.
Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой.
Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б. Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении...
Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24]. Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н. Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25].
Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах. Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н.
Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова.
Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29]. Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией.
Он пишет много. Видно, что душа его волнуется. И, может быть, из этих волнений выкатятся драгоценные жемчужины»[32]. К убедительности вымысла, к этой особой власти над формой, художник шел всю свою жизнь.
Он писал смело, крупными мазками, а потом также смело мог уничтожить собственное творение. Были случаи, когда Врубель, впечатленный какой-нибудь театральной постановкой, в спешке создавал новый сюжет прямо на готовых полотнах, только потому что не было под рукой чистого холста. Последние годы жизни Врубель боролся с душевным расстройством. Но и в клинике для душевнобольных Врубель продолжал творить. Творчество в какой-то мере было лекарством. В стенах лечебницы была написана последняя работа Врубеля — портрет Валерия Брюсова.
Широкого мирового признания Врубель так и не застал. Перед смертью художник ослеп, умер в 1910 году.
Многие обвиняли художника в создании уродства, смеялись над его новой картиной, причём речь не об обывателях, но о тех, кто определял вкусы эпохи, в том числе о членах Академии художеств. Но были и те, кто оценили высокое мастерство художника и выразительность созданного им образа: «Было мне тогда лет четырнадцать — пятнадцать. Дома всегда покупали новые книги. Купили и иллюстрированного Лермонтова в издании Кнебеля.
Врубелевские рисунки к «Демону» меня пронзили. Но они-то как раз и служили главным аттракционом, когда моя просвещённая мама показывала не менее культурным своим приятельницам эти новые иллюстрации к Лермонтову. Смеху и тупым шуткам, которые неизменно, неуклонно порождало всякое проявление нового, конца не было. Мне было больно по-новому! Я не могла допустить продолжения этих надругательств, унесла Лермонтова и спрятала себе под тюфяк; как ни искали, так и не нашли», — вспоминала Л. Сейчас «Демон» — практическая классическая работа.
Когда мы вспоминаем о лермонтовском герое, тут же в голову приходит и картина Врубеля. А ведь в течение практически полувека никто не мог «воплотить» этот загадочный образ поэта. Пан, 1899 Михаила Врубеля мы знаем и как поэта русского сказочного эпоса. Отразить «национальное» в искусстве для Врубеля было важно. Это музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада», — писал он к сестре. Как утверждают искусствоведы, современное «актуальное» искусство Европы — импрессионисты и постимпрессионисты — не оказали практически никакого влияния на живописную технику Врубеля.
Хотя он жил в Европе, бывал и в Париже, к этому искусству он остался равнодушен. Западными источниками его вдохновения, наряду с русской и византийской иконописью, была живопись итальянского Ренессанса. Уже будучи автором многих классических своих работ, Врубель оставался малоизвестен публике — его прижизненная слава была сравнительно недолгой. В 1896 году Врубель женится на известной оперной певице Надежде Забеле. Сейчас это звучит необычно, но долгое время в театральных кругах Врубеля называли просто «мужем артистки Забелы». И лишь со временем слава мужа превысила славу жены.
Портрет Н. Забелы-Врубель на фоне березок, 1904 Врубель вообще был очень музыкален и увлечён оперой. Рассказывают, что он настолько был очарован голосом певицы, что сделал ей предложение едва ли не в первые дни знакомства. Художник принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы и все костюмы для её ролей придумывал сам. Я даже как-то спросила его: "Неужели тебе не надоело? Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона"», — вспоминала Надежда Забела-Врубель.
Сохранилось довольно много портретов и набросков к портретам Забелы-Врубель, нарисованных Врубелем. Сравнивая их с её фотографиями, можно заглянуть на «кухню» художника: как он изменяет черты лица, фигуры своей модели, чтобы добиться нужного ему эффекта. Портрет доктора Ф.
Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания.
Демон сидящий. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь.
Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой.
Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными».
Демон и Тамара. Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души.
Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак? У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму.
Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь.
Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков.
Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества.
Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак.
Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни».
Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену.
Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».
В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый.
Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея
Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее — он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей. Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить. Тамара и Демон Картина «Тамара и Демон» — одна из иллюстраций художника, которые он рисовал к поэме Лермонтова «Демон». На картине видны следующие декорации — кровать, ковры, которым, кажется, нет конца и края, лежит девушка, а ее черные длинные волосы заплетены в косы — Тамара закрывает руками свое лицо. Демон сидит с ней рядом и пытается посмотреть ей в глаза. Его волосы темные, почти черные, длинные и вьющиеся, а взгляд строгий, как и в целом черты лица. Демон — это олицетворение вечной борьбы человеческого духа, который мучается от душевных скитаний — его одолевают сомнения.
Царевна-лебедь Одна из самых загадочных работ художника. С этой постановкой была связна вся семья Михаила Врубеля — его жена исполняла роль Царевны, а художник должен был создать эскизы костюмов. Художника очень интересовала тема его картины — сказочность, сочетание того, что не сочетается, привлекали мастера, а также природные начала — теплое и холодное, светлое и темное. Образ Царевны не списан с его жены — художник создавал персонаж из своих фантазий. От взгляда Царевны невозможно отвести взгляд! Он будто бы созывает всех желающих разделить с ней волшебное мгновение.
Демон сидящий Когда Врубель был в Москве и гостил у Саввы Мамонтова русский предприниматель , он писал картину в мастерской, которую предоставил ему хозяин дома. По словам художника, он подумывал о создании картины еще в Киеве после оперы одного русского композитора — Рубинштейна «Демон» и поэмы Лермонтова. Художник говорил о Демоне следующие слова: «Демон — это не только злой дух, он еще и властный, величавый». На его картине зритель видит Демона, сидящего посреди гор — он печален, а руки его сцеплены.
Этот образ стал во многом подготовкой для разработки последнего демона, завершившего и трилогию, и одновременно карьеру художника, — «Демона поверженного». По словам Ирины Шумановой, если перевернуть «Демона летящего», то как раз выйдет композиция «Демон поверженный». Еще один сюрприз — световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. Переход от одного зала в другой напоминает смену театрального действия. Архитекторы экспозиции Сергей Чобан и Александр Шейнер превратили залы первого этажа в прорезанную окнами структуру, которая должна подчеркнуть ломаные линии рисунка Врубеля и одновременно стать метафорой его ломаной жизни. Кроме того, каждое окно — это обращение к работе из следующего зала, такой дизайнерский ход подчеркивает, что все работы художника связаны между собой. Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. Но удивительным образом в портрете «С. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи как называли Мамонтова современники , а о той злой доле, что ему была уготована. В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах. Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва — это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С. Мамонтова во время судебного разбирательства Мамонтовы вынуждены будут продать этот дом с молотка. Изображения этих львов в свое время использовали как эмблему керамической мастерской Абрамцево на всех рекламных листовках.
Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический. По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета. Врубелю повезло с врачами. Он сменил 4 клиники: Поморского, Введенского, Карпова и Усольцева — и везде он находил понимание, и каждый лечащий врач в нем видел не только пациента, но и могучего художника. Главный объект последнего цикла — это большая перламутровая раковина, не виденье или греза, а вполне реальный объект, привезенный на выставку из петербургского собрания Русского музея. Врубель создал десятки зарисовок с так называемой «жемчужиной», с нимфами и без, но чем больше он ее рисовал, тем больше он уходил в абстракцию, расчерчивая лист на две плоскости — белого и черного цвета.
Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Но только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века... Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
И картины «киевского периода», когда Врубель увлекся религиозными сюжетами и иконами. Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова. 3 июня в Русском музее, в Корпусе Бенуа открылась выставка одного из, пожалуй, самых неоднозначных художников 19-20 веков – Михаила Врубеля. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Картину "Автопортрет" Михаила Врубеля и репродукцию "Мужской портрет" (с рисунка Врубеля "Портрет врача Левицкого" 1904 года) признали бесхозяйными и передали их в собственность России. В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля (1865-1910).
Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля
Еще один сюрприз – световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге еще раз продлил работу выставки «Михаил Врубель.
Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля
Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н.
С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина.
По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.
Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой.
В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели.
Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек.
Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.
Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит. На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах — желто-белые, сиренево-белые. Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом… У Саввы был порок — раздвоенная верхняя губа, и Врубель это не скрывает на своей картине.
У мальчика печальный взгляд, в глазах много скорби… Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких. Девочка на фоне персидского ковра На картине изображена 13-ти летняя дочь владельца киевской ссудной кассы — Маня Дахнович. Врубель вернулся в Киев после путешествия по Италии, и сразу же приступил к работе. Картина противоречива, что свойственно характеру художника — в одной руке Маня держит кинжал, а в другой нежную розовую розу. В картине отразилось пристрастие художника к тонким нюансам цветовых сочетаний, к переливающимся камням. В ссудной кассе предпринимателя Дахновича Врубель любовался камнями и изучал сверкание и переливы рубинов, бриллиантов.
В 2018 году Укропочта выпустила марку стоимостью 5 гривен, и на ней изображена картина «Девочка на фоне персидского ковра» и подписано: «Врубель Михайло Олександрович». Пан Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее. На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.
Дягилевым в Париже в 1906 году, картины Врубеля никого не заинтересовали, кроме одного человека, который внимательно всматривался в работы и делал наброски в своем блокноте. Этим человеком был Пикассо.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста с польскими корнями. С польского слово «врубель» переводится как «воробей». Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. Его учителями были П. Чистяков и И. В академии Врубель блестяще овладел техникой академического рисунка. На выставке можно видеть его работы, созданные во время учебы, в том числе «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом», которая была отмечена Второй серебряной медалью.
Врубель не закончил Академию, так как по рекомендации П. Чистякова весной 1884 года был приглашен профессором А. Праховым в Киев для реставрации Кирилловской церкви. В ноябре 1884 -апреле 1885 художник путешествует по Италии, посещает Венецию, где изучает мозаики собора Сан-Марко, и другие города.
Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них. Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено.
Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М. Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона. Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта.
С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира. Они важный этап в развитии темы Демона, связующие звенья в цепи превращений этого образа, фиксирующие движение мысли художника от «Демона сидящего » к летящему и поверженному. Работая над иллюстрированием поэмы, художник проводит своего героя путем лермонтовского «Демона» и затем продолжает его судьбу уже как бы за пределами поэмы. И если «Летящего Демона» еще можно рассматривать как некий итог постижения лермонтовской концепции, то «Демон поверженный» - освобождение от чар литературного первоисточника. Волошин писал: «У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова.
Но и он не дошел по ней до конца. Необычно большой по размеру лист бумаги тонирован так, что его поверхность уподоблена плоскости оштукатуренной стены, на которой проступает изображение. Легко поверить, что этот бесплотный лик был не сочинен, а «увиден» художником. Вся титаническая работа, предшествовавшая созданию образа, была проделана до того - на протяжении пяти лет, прошедших с тех пор, как Демон «явился» Врубелю впервые. Все эти годы он пытался разными способами воплотить, материализовать видение - вплоть до исполнения его трехмерной «модели», чтобы, осветив его по требованию картины, пользоваться им как «идеальной натурой»[13]. Возвращаясь в Москве к образу Демона, художник тщательно прорабатывает его пластику в целой серии монохромных иллюстраций к одноименной поэме Лермонтова. В поисках визуального эквивалента лермонтовскому тексту Врубель «материализует» Демона - его мимику, позы, характер движений.
И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре. В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона. Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов. Здесь впервые, сгущаясь в тенях, проступает знаменитая врубелевская лиловая гамма, ставшая неотъемлемой составляющей его «Демонов». Подготовительные рисунки к различным частям демонианы трудно назвать эскизами в привычном понимании, они поражают разнообразием и новизной задач, которые ставит перед собой в них художник. Среди подготовительных рисунков к «Демону поверженному» все представленные на выставке листы - на вес золота и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины, и карандашный эскиз, заложенный по центру «гармошкой», при помощи которой художник опытным путем пытался определить максимально выразительную, «нечеловечески» прекрасную, но все же сохраняющую человекоподобие пластическую формулу фигуры Демона. Демон поверженный.
Эскиз первоначального варианта картины Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо. Иванов: «... Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его. На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи. На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона. Видимое сейчас лицо написано другими, чем все полотно, красками и достаточно вольно смонтировано с фигурой, вне какой-либо заботы о законах анатомии.
То место на холсте, где лицо Демона располагалось изначально, перекрыто густым слоем иной по составу краски и выделяется чужеродным пятном. В его очертаниях чудится абрис головы Демона, и в этом своем первоначальном варианте фигура летящего Демона еще ближе будущему поверженному. Тончайший резонанс в звучании «Сирени» 1901 года и демонов уловил и афористично, не оставив места для сомнения в их общности, сформулировал В.