Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь. 71-летнего Леонида Борткевича сгубили больное сердце и сахарный диабет.
Памяти Леонида Борткевича...
В Останкинской студии НТВ прошли съемки очередной передачи "Давайте мириться" с участием "близко" знакомых и бывших мужей Примадонны российской эстрады.... Конечно известные артисты не всегда можут прямо на концерте прервав программу начать подробно отвечать на все вопросы... Поэтому в некоторой степени любознательные почитатели их таланта могут воспользоваться снятыми на ТВ интервью... Редкая удача и большая ответственность выпадает музыкантам, когда авторы песни доверяют именно им первым представить публике свое творение.
Прощай, Песняр! Спасибо за великолепные песни! Память о нем в наших сердцах.
Он очень много сделал для нас, наших дедов. Это эпоха, это история.
После чего он попытался создать свою команду, но она просуществовала недолго — распалась в 2008 году [3] В феврале 2009 года Леонид Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» [1]. Умер 13 апреля 2023 года от сахарного диабета [4] [5]. Личная жизнь Первой женой Борткевича была Ольга Шумакова, в браке, продлившемся 5 лет, родился сын Алексей.
Его второй женой стала знаменитая советская гимнастка, олимпийская чемпионка Ольга Корбут. В браке у них родился сын Ричард. Прожив вместе 22 года супруги развелись. Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан [2].
Музыкой увлёкся с детства, талантливого мальчика заметили и пригласили учиться в музыкальной школе, где он занимался по классу трубы. Пел в хоре мальчиков при Дворце пионеров, также участвовал солистом в хоровом ансамбле «Юность» при консерватории [1]. Завершив учёбу в средней школе Борткевич поступил в архитектурный техникум, где он был солистом местного оркестра, а затем стал вокалистом вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». После окончания техникума работал по направлению архитектором в «Белниигипросельстрой».
Дипломный проект Леонида Борткевича лёг в основу при проектировании кинотеатра «Октябрь» в столице республики. В декабре 1970 года Леонид Борткевич был приглашён Владимиром Мулявиным в недавно созданный им вокально-инструментальный ансамбль « Песняры ». Именно работы в этом коллективе принесла Борткевичу всесоюзную славу.
Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал
Читайте полезные материалы по теме Борткевич, Леонид Леонидович на портале «». Самая большая онлайн энциклопедия со статьями по всем областям знаний! биография, новости, личная жизнь, фото, видео. Читайте полезные материалы по теме Борткевич, Леонид Леонидович на портале «». Самая большая онлайн энциклопедия со статьями по всем областям знаний! биография, новости, личная жизнь, фото, видео. Биография белорусского музыканта Леонида Борткевича: личная жизнь, отношения с женой Ольгой Корбут, рождение детей. Ещё когда Леонид Борткевич состоял в браке с Ольгой Шумаковой, он на гастролях в Москве познакомился со своей страстной 15-летней поклонницей.
Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал
Его имя опять было на слуху, он выступал, пел любимые песни, наслаждался звуком оваций из зрительского зала. В том составе «Песняров» он был, пожалуй, одним из самых звездных участников. Поэтому, когда в 2003 году умер Мулявин, все прочили Борткевича на место во главе прославленного коллектива. Однако, белорусские чиновники от искусства так же неожиданно пошли другим путем. После этого обиженный Борткевич коллектив покинул, и создал своих собственных «Песняров», считая, что имеет на это право.
В 2004-м Борткевич женился в третий раз. Мальчишка стал его настоящей отдушиной. Артист больше всего мечтал успеть вырастить сына и поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился.
О причинах ходили самые разные слухи. Кто-то ругал его супругу, которая якобы разочаровалась в муже, который оказался не таким успешным, как это казалось раньше. Кто-то винил самого музыканта, который все свои неудачи заливал алкоголем, напрочь забывая о семье. Как бы там не было, но последнее время музыкант жил один.
Уже не было в его жизни ни музыки, ни концертов, ни оваций. Зато было четыре стены дома и алкоголь. А еще болячки, на которые он не обращал внимания. Одна из его знакомых, навестив его незадолго до смерти, рассказывала: «Леня был в ужасном состоянии и все время пил.
Он мне рассказывал про своего сына Ричарда, который сидит в тюрьме, говорил, что его грех, за который он теперь страдает. И все эти страдания заливал водкой. Он много говорил, как и все одинокие и никому не нужные люди при виде случайного собеседника. Он словно спешил напоследок выговориться…».
В апреле 2021 года 71-летнего Леонида Борткевича доставили в больницу в тяжелейшем состоянии. Дал о себе знать сахарный диабет, наличием которого музыкант откровенно пренебрегал. Спустя несколько дней в реанимации его сердце остановилось. Через полтора месяца ему должно было исполниться семьдесят два.
Но на день рождения к нему вряд ли бы пришли друзья и поклонницы, чтобы поздравить, или просто пообщаться.
Четырехкратная олимпийская чемпионка. Мы друзья. Были и остались. У нас общий сын.
Пускай так и будет. На Гавайях. В 1999 году. Они с Эриком Клэптоном готовили большой концерт для мирового тура, который назывался «Прощай, XX век». Потом Харрисон заболел, и, к сожалению, выступление не состоялось.
А на наших концертах бывали и Пол Маккартни, и Джон Леннон. Им нравились наши голоса. The Beatles для меня кумиры. Люблю слушать их или классику. Ну и, конечно, Володя Высоцкий занимает особое место в моем сердце.
Пел в хоре мальчиков Дворца пионеров, был солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории, окончил музыкальную школу по классу трубы. Интересно, что кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Борткевича. В 1970 году вошел в состав ВИА «Песняры». Вернулся в Беларусь и в «Песняры» в 1999 году. Заслуженный артист БССР.
Творчество он совмещал с работой архитектора в «Белниигипросельстрой». Карьера В 1970 году начал свою карьеру в ВИА «Песняры» , где сумел проявить себя одним из лучших вокалистов ансамбля. Позднее Леонид Борткевич рассказывал, как попал в «Песняры»: «Ведь я после окончания архитектурного техникума уже самостоятельно работал архитектором. Мулявин фактически вырвал меня из родной среды и «перепрофилировал». На каком-то концерте Мулявин услышал меня и пригласил на прослушивание. Я показал всё, что умею, распелся и во весь голос спел «Ах ты, степь широкая» из репертуара Лемешева. Затем мы вместе спели, в унисон, да так, что назавтра он пригласил меня на репетицию и признался, что до того прослушал человек сорок, а ведь среди них были выпускники консерватории.
В эту же ночь он написал для меня песню «Александрина», и через два дня я уже пел её в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Все произошло как в сказке про Золушку. Леонид Борткевич, фото: pesnyary. Так как совмещать гастроли и учёбу не получалось, артисту пришлось уйти из ансамбля «Песняры». И в 1980 году меня приняли на режиссёрский факультет. Мало кто верил, что человек, находящийся в здравом рассудке, может наплевать на славу, на деньги и уйти практически в никуда. Но именно так я и сделал». Коллектив много гастролировал, вместе с ними, с собственным номером, выступала и олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Ольга Корбут.
Благодаря её участию на концерты приходило ещё больше зрителей. В 1989 году певец решил переехать в Америку. В 1999 году Леонид Леонидович снова стал солистом «Песняров» и работал в этом коллективе до ухода из жизни руководителя ансамбля Владимира Мулявина в 2003 году. Все думали, что после смерти Мулявина, ансамбль возглавит Борткевич, но Министерством культуры Республики Беларусь руководителем «Песняров» был назначен Валерий Скорожонок. Леонид Леонидович и ещё несколько участников тут же ушли из ансамбля и стали выступать под эгидой российского ООО «Песняры». Зимой 2009 года певец вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под его же руководством. Личная жизнь Леонида Борткевича Леонид Борткевич, личная жизнь которого была насыщенной, женился три раза.
Выпивал с друзьями, куролесил, по голубям на крыше стрелял. А примерно за год до этого, в самолете, летящем в Америку, я познакомился с гимнасткой Ольгой Корбут. Она направлялась на показательные выступления.
И вдруг во время того загула Корбут мне позвонила и спросила, можно ли ко мне зайти. Я с радостью согласился. Правда, уже через час забыл, что у меня ожидается гостья. И когда та появилась на пороге, я уже был в дым пьяным. Но Оля меня быстро откачала, напоив куриным бульончиком. Корбут ушла к себе в «Интурист», но предложила следующим вечером вместе сходить в баню. А я с другом снова так наклюкался, что очнулся, когда назначенное время прошло. И все-таки, несмотря на поздний час, мы отправились в Олину гостиницу. Корбут обрадовалась приходу. Мой приятель оставил нас наедине...
А через 20 минут вернулся с ящиком шампанского, заявив: «Ребята, вы прекрасная пара! Я вас друг без друга не представляю». Утром я позвонил маме и сказал, что женюсь. Наверное, эти телефонные разговоры подслушали спецслужбы, и скоро нам предложили сыграть свадьбу под шефством правительства республики Белоруссия. Субботние вечера с Элтоном Джоном - Жену быстро в известность поставили, что полюбили другую? Та, схватив сына в охапку, срочно вернулась в Минск. Когда маленький Леша первым забежал домой, его встретила гимнастка в мамином халате. Я тут же поинтересовался у ребенка, с кем они отдыхали. А Корбут, которая сидела в соседней комнате, постучалась к нам в спальню и начала выговаривать сопернице: «Кто ты такая? Приехала из своего Краснодара, нигде не работаешь.
А Леня должен на тебя вкалывать». Моя, почти что бывшая, в слезы! Впервые увидел ее ревущей. Выяснив отношения, мы поняли, что надо срочно разводиться. Тем более что моя первая Оля без ума от своего любовника. Этот «дядя Володя» оказался летчиком-штурманом, сыном директора конного завода. Позже Ольга вышла за него замуж, родила. Но потом Владимир, к тому времени занявшийся бизнесом, ее бросил. Ушел с одним чемоданчиком. Правда, официально мы развелись не так быстро, как хотелось бы.
Ольга согласилась и, едва мы улетели, подала соответствующие документы. Когда-то я подарил ей роскошное кольцо с бриллиантом в семь карат, которое стоило больше, чем автомобиль «Волга». И вот по возвращении из Америки узнаю, что Ольга обвиняет меня в том, что я это кольцо украл и продал за границей. Пришел в квартиру, чтобы забрать свои бумаги-книги, и тихо обалдел. Ни ковров, ни люстр нет. Оказывается, Ольга их спрятала у соседки, хотя я не раз предупреждал, что ничего не возьму. Лезу в ящик за нотами и натыкаюсь на то самое колечко. Мол, цацка таких огромных денег стоит. В общем, плюнул и оставил. Но мы по большому счету были друзьями, а не супругами.
У нас у обоих случались романы на стороне, и мы относились к этому нормально. Когда жили в Америке, у Ольги поклонников было больше, чем у меня. Там ее почти боготворили. Корбут всегда была душой компании, зажигала по полной, выплясывая на столах. Я поначалу тоже в Штатах отрывался. Но спустя время понял, что это все не мое. Я - лишь дополнение к «лучшей спортсменке мира», типа «муж Тэтчер». Все эти гулянки, тусовки со Шварценеггером, посиделки с Элтоном Джоном по субботам... Знаете, я нормально отношусь к геям. Если они не манерные, конечно.
Среди них масса поистине талантливых и милых людей. На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это все закончится.
«Он был первым среди первых»: ушел из жизни солист ансамбля «Песняры» музыкант Леонид Борткевич
Однако, именно и-за врачебной ошибки мальчик родился мертвым. Что еще хуже, больше рожать Ольга Корбут не могла. Но бывшей чемпионке в Америке некогда было поддаваться депрессии. В США ее знали, помнили и обожали. Часто звали на различные мероприятия, предлагали тренерскую работу. В общем, Ольга была на виду и зарабатывала деньги. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. Мало того, что здесь его имя ничего не значило и он не был тут никому нужен, так еще и пребывать в тени успешной супруги после стольких лет звездной жизни в СССР было невмоготу.
Отношения Леонида и Ольги постепенно сходили на нет. Еще оставаясь супругами, они уже каждый жили своей жизнью, не скрывая отношений на стороне. В конце концов, Борткевичу такая жизнь надоела. В Америке Ольга была звездой, а он лишь приложением к ней. Лебединая песня До прежних высот было далеко, и все же в составе «Песняров» пусть уже и постаревший и не так красавец, как раньше, Борткевич чувствовал себя здесь нужным. Его имя опять было на слуху, он выступал, пел любимые песни, наслаждался звуком оваций из зрительского зала. В том составе «Песняров» он был, пожалуй, одним из самых звездных участников.
Поэтому, когда в 2003 году умер Мулявин, все прочили Борткевича на место во главе прославленного коллектива. Однако, белорусские чиновники от искусства так же неожиданно пошли другим путем. После этого обиженный Борткевич коллектив покинул, и создал своих собственных «Песняров», считая, что имеет на это право. В 2004-м Борткевич женился в третий раз. Мальчишка стал его настоящей отдушиной. Артист больше всего мечтал успеть вырастить сына и поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился.
О причинах ходили самые разные слухи. Кто-то ругал его супругу, которая якобы разочаровалась в муже, который оказался не таким успешным, как это казалось раньше. Кто-то винил самого музыканта, который все свои неудачи заливал алкоголем, напрочь забывая о семье. Как бы там не было, но последнее время музыкант жил один.
Выдающимся музыкантом. Все лучшие песни советского времени — это «Песняры»! Это был эталон вокально-инструментального жанра СССР. Песняры» — легенда.
Как сегодня говорят — космос. Они были космическими ребятами — тот вклад, который они внесли в жанр, неоспорим, никто не смог их переиграть, перепеть… Каждый музыкант может сказать, что он сделал больше, но я говорю объективно, отстранившись, что «Песняры» были первыми, и Леня был первым среди первых», — рассказал Юрий Маликов в интервью для «Московского комсомольца» mk. Фото обложки: instagram.
Песня «Александрына», которую исполнил Борткевич, стала козырной картой, которую он вытащил из колоды при помощи Володи Мулявина. Это был первый шедевр в композиторской биографии. Тогда сложилось всё: работа композитора, аранжировщика, певца.
Песня попала в свое время. Тогда это была бомба. Она и сейчас пользуется успехом. У некоторых певцов были две песни в биографии, а у Борткевича их море: «Алеся», «Березовый сок» и многие другие. И все они соревновались между собой. Уже после ухода Борткевича из ансамбля был период, когда Володя хватался за голову.
Тогда уже были Кашепаров, Дайнеко, но многие писали песни в расчете на индивидуальность Борткевича. Причем это был не первый год после его ухода из ансамбля, а позже. Заслуга Володи в том, что он нашел этого человека. А мне и всем другим солистам «Песняров» повезло, что мы работали с ним. Он пользовался вниманием публики до последнего момента. Дай Бог, чтобы обо мне сказали хотя бы часть того, что говорят о Леониде.
Как будто камертон, ни одной ноты мимо» Музыковед Ольга Брилон известна как автор книги «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент» издание выйдет в этом году , а также «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…» , которые написаны вместе с Мариной Мулявиной, дочерью «песняра». Про Борткевича она говорит и как авторитетный специалист, и как человек, который лично знаком со многими представителями «старой» белорусской эстрады. Ольга Брилон.
Когда вернулся, стали жить вместе. Она забеременела. Ждали двойню, но пришлось сделать аборт - врачи настояли. Медики запугали мою ненаглядную, что дети могут родиться больными, коли она во время беременности, не зная о ней, пила сильнодействующие таблетки, лечась от какой-то своей болячки. Кстати, с Корбут мы тоже малыша потеряли. Когда у нас уже был сын Ричард, ждали еще одного мальчика, даже имя ему придумали - Ваня. Но из-за врачебной ошибки он появился на свет мертвым. Я всегда выступал за рождение детей. У моей бабушки было 16 ребятишек! У меня четыре сына, но мы с женой Таней мечтаем о дочке. Сейчас в жизни певца два главных человека - сын Кристиан и жена Татьяна - Постойте. В вашей официальной биографии значится трое детей. Каждая из ваших жен родила по мальчугану. Но есть еще и внебрачный. В свое время за «Песнярами» ездила целая «зондер-команда» поклонниц. И среди них милая Ирочка, которая меня боготворила и попросила подарить ей ребенка. Так и случилось. Она родила сына Лешу. Сейчас это огромный двухметровый 30-летний парень. А что касается его мамы Иры, то она вышла замуж за одного московского актера, который внешне очень на меня похож. Американская пенсия - О ваших любовных похождениях можно снять целый сериал! В 1975 году «Песняров» пригласили в Канны на фестиваль «Медем», в котором участвовали артисты, выпустившие в своей стране наибольшее количество пластинок. Там, в поисках новых имен, собирались менеджеры со всего мира. Аккомпанирующий состав Аллы - а это, на минуточку, «Веселые ребята» - тогда не выпустили за границу кто-то из них проштрафился по пьяной лавочке. Короче, нам пришлось на время стать музыкантами для Алки. Помню, вышла она репетировать. Тогда-то я ее в первый раз и увидел. Пустой зал, стоит в полумраке и обалденно поет. Такого актерского мастерства никогда не встречал! Когда она отправилась в гримерку, догнал: «Алла, ты такая классная актриса! Наверное, занимаешься перед зеркалом? И игриво так подмигнула. А у меня в голове пронеслось: «Вот это женщина! Но она никому не дала повода. А ночью постучалась ко мне в номер. Открываю - стоит в обворожительном пеньюаре из прозрачного шифона, волосы распущены и мягко стелются по роскошному, почти обнаженному телу. Я обомлел. Но выдавил: «Конечно! Она оказалась царицей: худенькая, стройная, умелая. Наутро мы даже сфотографировались возле гостиницы. Мы больше не были близки, жизнь закрутила. Но Алла для меня всегда так и останется завораживающей женщиной и отличным... Она замечательный, отзывчивый друг. Да, была лишь одна ночь, зато какая! Алла и Лёня наутро после ночи любви сфотографировались на память Франция, 1975 г. Участвовали все звезды - от Киркорова до Хазанова. Выступали на саммите перед президентами. И Пугачева предложила: «Давай сделаем, что не мы у них в гостях, а они - у нас». За короткое время перекроили весь сценарий. Алка решила поставить выход Сони Ротару на финал. Но не об этом речь. Объявив выступление Аллы, я решил эффектно подарить ей цветы. Она вышла, я встал со своего кресла и дай, думаю, возьму шикарный букет прямо в вазе, стоящей неподалеку. Пытаюсь поднять эту вазу, а она, блин, не отрывается. Все, кто это видел, загоготали - они подумали, что это часть программы.
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством»
Борткевич Леонид Леонидович. 71-летнего Леонида Борткевича сгубили больное сердце и сахарный диабет. В 1964 году Леонид Борткевич окончил 8 классов средней школы и вскоре стал студентом Минского архитектурно-строительного техникума. В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры».
Памяти "Песняра" Леонида Борткевича: фото разных лет
Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. Леонид Борткевич умер в апреле. Леонид Борткевич умер в апреле. Любовница исполнителя хита «Березовый сок» позвонила Саврасовой-Абрамовой через несколько дней после кончины избранника. 13 апреля ушел из жизни Леонид Борткевич — голос ВИА «Песняры», а возможно, и один из лучших вокалистов Советского Союза. В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры». Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года.
Леонид Борткевич: Внебрачного сына мне родила юная фанатка
Редкая удача и большая ответственность выпадает музыкантам, когда авторы песни доверяют именно им первым представить публике свое творение. Таким образом исполнители становится настоящими соавторами произведения. За свою полувековую историю "Песняры" спели и записали на радио и ТВ сотни различных популярныхпесен. Многие из них стали настоящими хитами, были, и до сих пор остаются визитной карточкой белорусской музыкальной культуры.
Завершив учёбу в средней школе Борткевич поступил в архитектурный техникум, где он был солистом местного оркестра, а затем стал вокалистом вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». После окончания техникума работал по направлению архитектором в «Белниигипросельстрой». Дипломный проект Леонида Борткевича лёг в основу при проектировании кинотеатра «Октябрь» в столице республики.
В декабре 1970 года Леонид Борткевич был приглашён Владимиром Мулявиным в недавно созданный им вокально-инструментальный ансамбль « Песняры ». Именно работы в этом коллективе принесла Борткевичу всесоюзную славу. Вместе с ансамблем он объехал весь Советский Союз , и в каждом городе коллектив ждал грандиозный успех. К середине 1970-х годов вышло около 45 миллионов пластинок «Песняров».
У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А.
Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году. В этом журнале была опубликована блестящая статья А.
Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным. В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер». Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги. Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде».
Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги. По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова. За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени.
Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров.
У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста.
У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л. Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы. Скупо и лаконично решено пространство сцены, лишенной декораций. Все действие сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующимся то в дорогу, то в пашню, то в мужицкую хату, то в свадебный стол, то в мужицкую «Голгофу»…».
А вот как «переосмысливает» этот фрагмент Борткевич: «Декорации «Песни о доле» художника Бартлова вполне отвечали эстрадному стилю исполнения. Все действие было сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующемся то в дорогу, то в пашню, то в свадебный стол, то в Голгофу». Подобных примеров «заимствований» можно было бы привести еще, но не буду; думаю, и так все ясно. Интересно, а чтобы сказал на этот счет сам Валерий Яшкин, будь он сегодня жив? В последние годы, живя у себя на родине, на Вологодчине, он серьезно болел. Тем не менее написал мемуары под названием «Записки песняра» с подзаголовком «Фрагменты неизвестной жизни самого известного ансамбля», которые в прошлом году были опубликованы в вологодской газете «Русский Север». Мы выкачали их на сайте pesnyary.
Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия. И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом! Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича. Или я ошибаюсь? Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой.
И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича. Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году. Но повторяю, все, что повествует Николаев от своего, первого лица, в книге Борткевича рассказано как бы от лица автора книги «Песняры» и Ольга». И притом — теми же словами! И еще. У Николаева: «Но вышли они в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной.
Конечно известные артисты не всегда можут прямо на концерте прервав программу начать подробно отвечать на все вопросы... Поэтому в некоторой степени любознательные почитатели их таланта могут воспользоваться снятыми на ТВ интервью...
Редкая удача и большая ответственность выпадает музыкантам, когда авторы песни доверяют именно им первым представить публике свое творение. Таким образом исполнители становится настоящими соавторами произведения.
«Он был легендой музыки и светлым человеком». Друзья вспоминают о Борткевиче
В едких дневниковых записях Игорь Паливода беспощаднее всего характеризовал себя, мучился от пристрастия к спиртному — прозвище было «Пали-водка». Но и коллег не щадил. Он прослушал, опустив глаза в пол, и только после этого дал согласие на увольнение. Дорогой Боря! Спасибо Вам за блестящую статью о великом Плагиаторе Борткевиче. Никто, пожалуй, его так хорошо не знает, как я. Он способен на любой подленький поступок ради осуществления своих мелких, корыстных планов. И все последующие годы, осознав своё ничтожество, очень страдал и мучился от своей никому не нужности. Особенно хорошо он это почувствовал, эмигрировав в Америку.
И вот сейчас, волею судьбы, представилась возможность наверстать то далёкое упущение. И ради этого он готов идти на всё. По своей сути, не имея абсолютно ничего интересного, о чём можно было бы рассказать людям, ему не остаётся ничего иного, как воровать и приписывать себе не только чужие мысли, но также и чужие творческие планы. Так, он договорился до того, что сообщил на весь мир о якобы совместно задуманных 30 лет назад ИМ с Мулявиным планах об исполнении музыки Дунаевского! Это же надо так придумать! Борткевич с Мулявиным вместе нечто там задумывали! Некий такой совместный творческий проект! Общие творческие планы!!
Бедный Муля, ему и впрямь не с кем было посоветоваться, кроме как с Борткевичем, и с ним осуществлять совместные творческие проекты! Каждый день он считал своим долгом мне об этом сообщать. Ну а мне, как человеку маленькому, приходилось изо дня в день покорно всё это выслушивать… Зная его очень хорошо, всё же и я, однако, такой хватки от него не ожидал. Ему удалось на сегодняшний день всех обставить и выглядеть ещё при этом героем-победителем. Это очень прискорбно. Неужели нет на него никакой управы? И как это у него так легко всё с рук сходит? С Москвой, с ансамблем, с плагиатом, враньём!
Было бы очень досадно, если всё это так и останется для него безнаказанным. Ещё раз спасибо большое за статью. Ваш В. Сам Борткевич из Минска вчера выехал, а его продюсер Юрий Цыбин сообщил: хотя скандала избежать уже вояд ли удастся, но презентацию книги в любом случае решено приурочить к концерту, который Борткевич намерен дать в Минске в ноябре. По его словам, Борткевич взял из его многочисленных интервью с Владимиром Мулявиным целые куски, выдав их за свое творчество. В целом, полагает Б. Тем не менее, доказывание этого в судебном порядке Б. Крепак считает напрасной тратой времени.
Он намерен высказать свое отношение к поступку Борткевича в газетной статье. Вайценфельд намерен отстаивать свои права в суде. Нота судьбы». Однако Фрагменты моих интервью, и самое главное, эксклюзивный, специально присланный из Москвы для нашей книги, мы, к несказанному удивлению, увидели в книге господина Борткевича, который выдал их за свои собственные. Поэтому я должен высказать и свое отношение к опусу Борткевича, — в данном случае, скорее как рецензент, а не как обвинитель. Ну, по порядку. Все началось с заявления главного редактора московского журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда в адрес главного редактора газеты «Культура» и составителя книги «Владимир Мулявин. Нота судьбы» Людмилы Крушинской.
Он еще в мае-июне этого года по ее просьбе представил для этой книги рукопись «Песняры: попытка постижения феномена» расширенный вариант его же статьи «Мне не забыть той песни…», опубликованной в том же журнале в 1999 году. С автором был заключен договор. Заявление появилось после того, как А. Вейценфельд обнаружил в книге Борткевича «Песняры» и Ольга» на 29! Оно уже имеется на обоих форумах поклонников «Песняров» и на сайте российского информагентства Intermedia , освещающего события шоу-бизнеса. В частности, в заявлении говорится, что «кроме этого, 17 страниц прямо украдены им Борткевичем из воспоминаний Владимира Николаева «Записки песняра», опубликованных в Вологодской областной газете «Русский Север» в 2002 году, и еще несколько страниц даны в близком к тексту пересказе из Николаева… Владимир Николаев уже поставлен в известность об этом. Издательство «Вагриус» переложило всю ответственность за факты плагиата на автора…». Заявление А.
Вейценфельда заканчивается словами: «В связи с этим я хочу проинформировать общественность о данных фактах, и заявляю, что намерен защищать свои авторские права всеми предусмотренными законом способами». А, может быть, Анатолий Иванович преувеличил и раздул пожар на пустом месте? Ведь трудно поверить, что такой талантливый и уважаемый в народе солист-вокалист, как «песняр» Леонид Борткевич, не один год шедший рядом с Мулявиным, мог пойти на такое! Я лично поверил тогда, когда, еще не имея его книги на руках, увидел отдельные фрагменты моих сугубо эксклюзивных разговоров-интервью с Мулявиным, опубликованные — за авторством Борткевича! До выхода своей книги Борткевич успел ее отдельные главы «разместить», в частности, на страницах и «Белорусской газеты». И тут А. Вейценфельд начал бить в колокола, увидев свои незакавыченные мысли-раздумья, «спетые» как по нотам знаменитым артистом. Итак, я хочу высказать и свое отношение к книге Леонида Борткевича.
Высказать, как говорили древние, sine ira et studio — без гнева и пристрастия. Речь пойдет только о тех главах, которые касаются непосредственно «Песняров» и Мулявина: «Песняры» до меня», «Я в «Песнярах», «Гастроли», «Возвращение», «Гений Мулявина» — это 116 страниц, чуть меньше половины всей книги. Из них примерно 7 страниц занимают различного рода закавыченные цитаты, правда, без указания конкретного источника издания. Так, один раз он цитирует А. Вейценфельда, один раз — В. Яшкина; пару раз дает фрагменты из интервью некого корреспондента с Мулявиным вообще без ссылок на источник — а интервью брал я, правда, к моему тексту «пришпилены» полторы страницы некоего постороннего интервьюера ; дает три выдержки из американских газет; приводит неизвестно чью цитату из «Новой газеты» и еще несколько цитат известных людей, на которых ссылался В. Яшкин в своей книге «На полпути от эстрады к театру» о ней речь пойдет позже. Остальные главы, впрямую не касающиеся ансамбля «Песняры» и Мулявина, связанные с личной жизнью автора, в том числе с его первыми шагами в музыке, с семейными отношениями с Ольгой Корбут, с жизнью в США, с какими-то приватными встречами — к разговору не относятся.
Музыканты ансамбля играли "фирму" и популярные народные песни. На другом конце провода был Владимир Мулявин, который хотел пригласить Леонида на прослушивание. Борткевич сразу не поверил и подумал, что его разыгрывают и бросил трубку. Такие великие шлягеры, как "Березовый сок", "Александрина" и "Белоруссия", в исполнении Борткевича стали абсолютной классикой и получили культовый статус на всей территории Советского Союза. Что касается личной жизни артиста, то Леонид Борткевич был три раза женат. Первой супругой певца стала Ольга Шумакова из Краснодара. В 1973 году у супружеской пары родился сын Алексей, но прожив вместе всего пять лет, Леонид решил развестись с Ольгой. Со слов Леонида Борткевича, у него был короткий роман с Аллой Пугачёвой. Их знакомство произошло в самолете, когда "Песняры" в первый раз в жизни летели на гастроли в Америку.
До этого у них было несколько встреч. В 1978 году у них родился сын Ричард и в январе 1979 года Борткевич и Корбут поженились.
Супругой Леонида Борткевича была всемирно известная гимнастка Ольга Корбут, олимпийская чемпионка. Они поженились и уехали в США еще в 1989 году. Там прожили десять лет. У пары родился совместный сын Ричард. Правда, отношения не сложились, и они в итоге расстались. Но Борткевич и Корбут сохранили дружеские отношения.
Немногие знают, но до своей звездной карьеры в "Песнярах" Борткевич собирался стать архитектором. Он даже закончил Минский архитектурный.
После смерти В. Мулявина в 2003 году директором ансамбля был назначен В. Леонид Борткевич с частью музыкантов организовал коллектив с таким же названием ансамбль "Песняры" , которым руководил в последние годы. Будем очень признательны за помощь. Горечь потери не залечить.