Новости кто прорвал блокаду ленинграда

18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда.

Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда

Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды». Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды». В среду, 18 января, город отметил 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.

Начало блокады

  • 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • В смертельном кольце
  • 80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда
  • Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия:
  • Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
  • Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине

Посетить музей

  • Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
  • 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Как люди выживали во время блокады Ленинграда
  • Поделиться
  • Материалы рубрики
  • Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Петербург — город решений. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 2024

В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении.

Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин.

Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам.

По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.

Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку. Но абсолютно все предусмотреть не смогли. Нам надо было форсировать Неву, чтобы попасть в Шлиссельбург. И вот на середине Невы нас положили». Оказалось, что на подступах к Шлиссельбургу был скрытый укрепрайон район, о котором советская разведка не знала. Замысел операции «Искра» был очевиден и для противника. Два фронта должны были соединиться у побережья Ладожского озера.

За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах.

Читайте также:

  • Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году | РЕН ТВ | Дзен
  • Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
  • Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
  • 80 лет назад была прорвана многомесячная блокада Ленинграда
  • Информация

Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло

В Санкт-Петербурге сегодня праздник и я хочу просто присоединиться к поздравлениям. Не так уж и много сейчас осталось живых свидетелей тех событий. Я прошу вас, осмотритесь вокруг, помогите им чем можете. Им не нужны большие деньги и красная икра в бочках. Им всего-то и надо от нас - немного простого человеческого внимания! В каждый свой приезд в Петербург я обязательно бываю на Пискарёвском кладбище, где похоронены в братских могилах десятки тысяч ленинградцев, не переживших Блокаду.

Да, после этой победы город на Неве еще год оставался осажденным, но смертельная хватка на горле Ленинграда ослабла. В те переломные дни завершалась и Сталинградская битва. Именно зимой 1943-го стало ясно: война закончится нашей победой.

В смертельном кольце Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, в самые черные и безнадежные дни войны. Красная армия отступала. Вместе с жителями пригородных районов в тисках окружения оказались почти 3 млн мирных жителей. Немцам не удалось захватить колыбель революции. Следуя своей бесчеловечной логике, они приняли решение уничтожить город голодом и бомбежками. Шансов на жизнь они ленинградцам не оставляли. Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация.

Для этого не следует использовать танки». Самым трудным временем было начало первой блокадной зимы. Рабочие карточки полагались лишь третьей части жителей. Город голодал. Повысить норму удалось только 25 декабря. Рабочим прибавили по 100 г хлеба, служащим, иждивенцам и детям — по 75. Жизнь подчас зависела от лишних 5 г... Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной.

Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала. Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни. На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. Большинство из них унес голод. Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет. Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение. Встреча двух фронтов Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ.

Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя... От 12 до 18 км. Но немцы обороняли эту пядь земли изобретательно и яростно.

В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано буквально следующее: «1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла...

Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции».

Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру.

Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.

Кровопролитные бои за эти опорные пункты шли в течение семи суток. Романенко все эти дни находился на поле боя и твёрдо управлял подразделениями. Враг потерял только убитыми около 600 фашистов, бросил много техники и боеприпасов», — говорится в документе. Отвести войска не позволил Гитлер Однако войска фашистов продолжали удерживать позиции вокруг Ленинграда, 18-я немецкая армия находились в непосредственной близости от города и продолжала обстрелы Северной столицы.

В руководстве СССР готовили новую операцию по снятию блокады. Узнав об этом от разведки, немецкий генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер, который руководил группой армий «Север» просил Гитлера дать возможность отвести войска от Ленинграда на новые оборонительные рубежи, чтобы защитить от ненужной гибели, но фюрер решил что подразделения вермахта способны отразить удары русских и приказал продолжать осаду. Тем временем в Ставке Верховного Главнокомандования разработали план операции под кодовым названием «Январский гром». Советские войска должны были освободить Ленинград от кольца блокады, выдавить оккупантов из Ленинградской области и создать условия для успешного наступления в Прибалтике. Части дивизии стремительно атаковали противника и прорвали фронт.

После трёх дней непрерывных боёв дивизия вышла к посёлку Ропша, где 2-я ударная армия соединилась с 42-й армией. Здесь бойцы Красной армии завершили разгром Петергофско-Стрельнинской группировки немецких войск. За пять дней 131-я дивизия продвинулась на 20 км, освободив несколько населённых пунктов. За успешные действия приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина дивизии была объявлена благодарность и присвоено наименование «Ропшинская».

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.

За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.

Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.

Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги.

Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели.

Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада.

На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог.

По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя.

Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались.

Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину.

С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками. Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду.

На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению.

В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В. Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я. Эта бригада сумела занять восточную часть города, выйти к Старо-Ладожскому каналу и отрезать противнику пути отхода из Шлиссельбурга. К исходу дня 14 января войска Волховского и Ленинградского фронтов находились всего в двух километрах друг от друга. Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него.

По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов. К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой. Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!

В 3-х т. Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление. Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера.

Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января. К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р. Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву. Части Леонидова и Афанасьева после прорыва закрепились на занятых рубежах, производят перегруппировку в южном направлении и с 12 часов 20 января начали наступление на юг. Для проведения операции Леонидову и Афанасьеву нужны боеприпасы. Прошу обязать Яковлева срочно подать фронтам мины и снаряды в количествах по моему указанию» цит. Однако дальнейшее наступление войск 67-й и 2-й ударной армий на юг, в сторону Мги, развития не получило.

Противник с 19 по 30 января перебросил в район Синявино части 5 дивизий и большое количество артиллерии, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Январь 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. Резко улучшилось положение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота. Была устранена угроза соединения войск вермахта и финских войск. Победа под Ленинградом получила высокую оценку со стороны союзников Советского Союза.

Президент США Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии» цит. Рузвельта Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс.

РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Ситуация усугубилась несколькими пожарами в сентябре 1941 года, произошедшими на Бадаевских складах в следствии бомбёжки. Немцы полагали, что отрезав город от суши, смогут воспользоваться бедственным положением людей из-за нехватки пропитания. Об этом писал в дневнике 18 сентября 1941 года начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер : "положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник - голод". К чему стремился враг? После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта... Для исполнения приказа на Ленинград посыпался мощный шквал артиллерии, длившийся до 22 января 1944 года.

Никакой современный мегаполис не может выживать без электричества, топлива и связи с внешним миром. Со связью сложности у Ленинграда создались, когда 30 августа немецко-фашистские войска захватили станцию Мга и проводная связь по самой современной в СССР постоянной воздушной линии, построенной от Ленинграда через Волхов и Лодейное поле перед самой войной, оказалась прерванной. По воспоминаниям наркома связи СССР, начальника Главного управления связи Красной армии Ивана Терентьевича Пересыпкина, к началу сентября единственным направлением проводной связи от Ленинграда к левому берегу Невы, а следовательно, к Москве, оставался подводный кабель, проложенный в районе Шлиссельбурга. Но 8 сентября прервалась и эта линия. Попытки отбить Шлиссельбург у противника не увенчались успехом, и в дальнейшем связь блокированного нацистами города с "большой землёй" осуществлялась исключительно по кабелям, проложенным по дну Ладожского озера. Однако полевые кабели не всегда пропускали силу тока, достаточную для связи по аппарату Бодо — на тот момент основному средству связи Ставки ВГК с фронтами. Проблема вскрылась при назначении Георгия Константиновича Жукова в качестве представителя ставки на Резервный фронт. К этому времени ситуация под Ленинградом стабилизировалась, и воля и решимость "главного пожарного" Сталина потребовались под Москвой. Директива об отзыве Жукова с Ленинградского фронта была подписана 6 октября, но передать её по аппарату Бодо удалось только 7-го: проблема была в тех самых полевых кабелях, проложенных по дну Ладоги. Получив серьёзный нагоняй от Сталина за проволочку, нарком связи приказал решить проблему кардинально — прокладкой специального подводного кабеля. Однако его ещё предстояло найти, поскольку на балансе наркомата он не значился, хотя до войны в Ленинграде такой кабель производился и не мог быть весь израсходован. В результате нужное количество действительно было найдено в Ленинградском торговом порту. После этого началась подготовка к прокладке кабеля, которая велась непрерывно днём и ночью. Специалисты завода "Севкабель" спаяли и смонтировали кабель в четыре конца, длиною по 10—11 км. Затем кабель доставили к берегу Ладожского озера, окончательно смонтировали и погрузили на баржу. Общая длина его составляла свыше 40 километров. При этом авиация противника неоднократно бомбила район погрузки кабеля. Работа по прокладке проходила в крайне тяжёлых условиях: при шторме, доходившем временами до 8—9 баллов, и непрекращающихся налётах авиации противника. Однако несмотря на все трудности связисты, моряки и водолазы успешно выполнили эту важную задачу за восемь часов напряжённейшей работы. Ещё более героической и сложной была прокладка по дну озера трубопровода для нефтепродуктов — первого, кстати, в мире подводного трубопровода. Строительство, которое началось 5 мая и было закончено уже 16 июня — то есть на семь дней раньше отведённого правительством срока, — велось в непосредственной близости от линии фронта 2—2,5 км , под непрерывным огнём противника. Стальной трубопровод длиной 29 километров в том числе — 21 километр под водой проходил на глубине до 13 м. Для его сооружения были привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения ЭПРОН , которые стыковали секции труб прямо на дне. С первых дней блокады она была в составе ЭПРОН, в годы войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе повреждённые бомбёжками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лёд грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Кстати, именно Нине Соколовой принадлежала сама идея прокладки трубопровода. Во время командировки в Москву она оказалась в одном самолёте с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым. И буквально на коленке нарисовала всю схему его прокладки. Летом того же 1942 года примерно по тому же маршруту удалось протянуть и пять нитей высоковольтных кабелей от частично восстановленной Волховской ГЭС. Первый ток первая нитка дала 24 сентября. В Ленинграде снова осень. Снова сентябрь — сентябрь сорок второго года. Как и в прошлом году — Ленинград наш, советский, русский город, не взятый, не покорённый, не умерщвлённый Гитлером... Новая сила родилась в нас в жестокие дни зимы, в трудные месяцы весны и лета. И эта новая сила питается болью за Россию... Имя Ленинграда стало символом несгибаемой, суровой стойкости, а "ленинградец" — почётным званием даже для тех, кто родился через десятилетия после снятия блокады. Ленинград не просто существовал, не просто выживал — он несмотря на голод, холод и смерть жил полноценной жизнью, что само по себе уже наполняло сердца врагов ужасом. Говорит Ленинград, говорит город Ленина!.. В течение года сигнал из полностью блокированного Ленинграда доходил до сражающейся страны исключительно с помощью ретрансляции через Москву. Однако уже через год, осенью 1942-го, гражданские связисты города-героя смогли обеспечить самостоятельную трансляцию вещания на весь СССР и близлежащие европейские страны. Но Ленинград не просто жил — он ещё и помогал стране. В 1941 году, когда ситуация под Москвой накалилась до предела, танки КВ-1, выпущенные Кировским заводом, предназначавшиеся Волховскому фронту и уже переправленные через Ладогу, были перенаправлены под Москву. И ещё один простой пример — в осаждённом Ленинграде на заводе им. Кулакова производились сложные механические узлы для устройств засекречивающей аппаратуры связи.

Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде. Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года... О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом. За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели.

Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление началось 12 января: ночью советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника. До 17 января длились затяжные ожесточенные бои. Немного позже в этот же день от противника было очищено все южное побережье Ладожского озера, а также освобожден Шлиссельбург. Пробитый вдоль берега коридор дал возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледовую переправу — «Дорогу жизни». За семнадцать суток по южному берегу Ладожского озера были проложены 33 километра железной дороги, названной «Дорога победы».

Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году

Советские войска должны были освободить Ленинград от кольца блокады, выдавить оккупантов из Ленинградской области и создать условия для успешного наступления в Прибалтике. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года. «Невозможно забыть о жертвах и лишениях»: В Ленинградской области почтили память героев, 80 лет назад прорвавших блокаду. Главная» Новости» 80 летие снятия блокады ленинграда в 2024. с подробным предисловием, посвященным драматической истории ее создания и запрета в городе, мученическому героизму которого она посвящена.

Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда

Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Блокадное кольцо было прорвано силами Красной армии раньше, 18 января 1943 года. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию.

80-летие прорыва блокады Ленинграда

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда // Новости НТВ Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды».
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января.
Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)

Фото: РИА Новости/Давид Трахтенб. История Великой Отечественной войны распорядилась так, что две важные даты стоят в календаре почти рядом, хотя их разделяет год. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Давайте Али поздравим, прорвал блокаду Ленинграда». «18 января – День прорыва блокады Ленинграда – мы отмечаем в непростое для страны время. Вокруг этой деревни и разворачивались основные события, связанные с попытками прорыва блокады в 1941-1942 годах. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс?

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Было облегчение, когда Никишин забил? Мне как главному тренеру всегда нужно думать о следующей смене в любой ситуации. Могу честно сказать, мы все игры многие отрезки играем намного лучше, чем в прошлом сезоне. Но бывает, что можем победить при плохой игре. В этом году мы должны быть на три головы сильнее, чтобы побеждать, так сложилась жизнь. Нужно работать дальше, не обращать внимания на эмоции.

Еще по теме Какая погода будет в Петербурге в Крещение В блокадном Ленинграде продолжали работу детские дома, где оставшиеся без родителей дети могли получить питание и присмотр. Часто их забирали из совершенно невыносимых условий «выморочных» квартир. Например, у трупа матери находили грудничков, которые пытались что-то высосать из груди мертвого тела», — рассказывает Дмитрий Асташкин. Работа в блокадном города: заводы, холодные театры, кино о мире Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР, поэтому даже во время блокады он продолжал снабжать фронт боеприпасами и техникой, замечает Асташкин. При этом предприятиям не хватало деталей и ресурсов, поэтому приветствовались рационализаторские предложения. Жители блокадного города, несмотря на тяжелейшие бытовые условия, продолжали трудиться на заводах. Этот аспект, подчеркивает Асташкин, историки активно исследовали как в советское время, так и сейчас. Однако журналисты, по его словам, все больше занимаются темой работы других учреждений в блокадном Ленинграде, в том числе — культурных. В городе работали театры, филармонии, кинотеатры. Но дневники жителей показывают, что горожан культурная жизнь интересовала мало, говорит исследователь. Стихи Берггольц, седьмая симфония Шостаковича и так далее — это, несомненно, яркие события. Но для человека гораздо важнее было получить что-то из продовольствия. Поэтому в дневниках очень скупо писали про культуру», — отмечает Дмитрий Асташкин. При этом большинство театров из Ленинграда эвакуировали к августу 1941 года. Осенью многие вовсе закрылись. Он был практически единственным, который существовал во время блокады. И он был далек от тех ассоциаций к слову «театр», которые у нас есть сейчас. Это было затемненное холодное место, где люди сидели в верхней одежде. Спектакли часто прерывались на воздушную тревогу, все бежали в бомбоубежище. Актеры падали в голодные обмороки», — рассказывает исследователь. Многие кинотеатры во время блокады закрылись, потому что не могли работать без электричества.

Она называется "Искра". Наступление назначено на 1 января 1943 года, но погода вносит свои коррективы — лед на Неве не встал, и пехота не может атаковать противоположный немецкий берег. Тянутся томительные дни ожидания. Силы у оставшихся в живых ленинградцев на исходе — их уже меньше миллиона. Зачем немцы поливали водой берега Невы? И как гаубица "МЛ-20" помогла деблокировать город? Курская битва. Танковые бои под Тернополем.

Так, например, 22 октября объединённая эскадра попыталась захватить остров Сухо, чтобы тем самым закупорить "бутылочное горлышко", однако вылазка эскадры была отбита с большими потерями для неё, и очередная попытка прервать снабжение города не удалась. Вот свидетельство из захваченных донесений итальянских офицеров, участвовавших в боевых действиях на Ладоге в скобках примечания советского военного : "Последующие выходы катеров MAS... Между тем движение на наших коммуникациях не прекращалось, конвои по большой трассе шли беспрерывно. Безрезультатными были также боевые походы совместно с немецкими вооружёнными паромами, а также выходы для выполнения других задач... Выходов катеров на выполнение боевых заданий было очень много, но результатов весьма мало: один сторожевой катер противника, застигнутый на рассвете на близком расстоянии от побережья 200 метров , был потоплен огнём артиллерии береговой обороны; другой сторожевой катер получил повреждения от попадания снарядов во время боя с нашим катером MAS, но не затонул; обстреляна была также канонерская лодка". Вообще разговоры о пассивности финских войск сильно преувеличены. Трусливыми они были, а вот пассивными стали только в 44 году, когда наши войска взяли Выборг. Дело в том, что за два с половиной десятка лет, прошедших после отделения Финляндии от России, эта северная страна прошла через стремительную нацификацию. Самые оголтелые, агрессивные лозунги самых правых, фашиствующих партий о построении "Великой Финляндии до Архангельска" и даже до Урала повторялись на самом высоком уровне. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что ни на какой "старой границе" войска Маннергейма не остановились. Напротив, они продвинулись глубоко на восток и юг, а возглавлявший их Карл Густав Маннергейм навсегда покрыл свою седую голову несмываемым позором, приказывая создавать концентрационные лагеря для этнических русских в Карелии, снова и снова бросая подконтрольные ему части на то, чтобы уже двойным кольцом охватить и без того погибавший от голода многомиллионный город, в котором он когда-то проходил службу. Чтобы перерубить единственную нить, связывавшую "блистательный Петербург" со страной. Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Ещё не знают на земле страшней и радостнй дороги, — как писала Ольга Берггольц. Где есть жизнь, там есть и смерть — простая диалектика, оборачивавшаяся тысячами смертей и трагедий для тех, кто встал на Дорогу жизни. Говорят, в хорошую погоду кое-где до сих пор можно видеть сквозь толщу ладожской воды лежащие на дне полуторки. Они сотнями уходили под лёд — сколь ни были суровы морозы 1941-го, даже они не могли проморозить Ладогу настолько, чтобы по ней беспрепятственно прошли тысячи тонн грузов, необходимых городу. Периодически трасса менялась: льду давали схватиться по новой, щели заливали водой. Вообще на Дороге жизни работали десятки тысяч людей, в том числе тех, кто буквально жил на льду. Тем не менее вовсе исключить трагедии не удавалось. Но самые страшные из них связаны со временем рождения Дороги жизни — летней и осенней навигацией 1941 года. На борту баржи кроме 408 курсантов Дзержинки находилось ещё около 800 человек — из Военно-морской медицинской академии и Главного гидрографического управления, Военно-инженерного, Гидрографического и нескольких ремесленных училищ. Некоторые ехали с семьями — жёнами, детьми и стариками. Ничто не предвещало беды. Но около трёх часов ночи разразился шторм, доходящий до девяти баллов. Деревянная посудина не выдержала напора стихии, её корпус треснул, в трюм, где находились люди, хлынула вода. Несколько часов, наполненных ужасом гибнущих людей, открытыми навстречу смерти глазами тонущих женщин, мужчин, детей. Каждый час ознаменовывался новой трагедией. Множество женщин и детей, чтобы защитить их от волн, собрали в шкиперскую рубку баржи, по сути — в сруб, установленный на палубе. Но в какой-то момент всю рубку целиком просто смыло за борт, она камнем ушла в воду. Отдавший буксирный трос "Орёл" постоянно слал сигналы SOS, но первыми на них среагировала немецкая авиация. К неистовству волн добавились бомбы, сброшенные с немецких штурмовиков. Всего капитану "Орла" удалось спасти 162 человека. Позже пришла на помощь канонерская лодка "Селемджа", которая подняла из воды и спасла ещё 26 человек. Остальные погибли в неверных волнах бушующей Ладоги. Никакой современный мегаполис не может выживать без электричества, топлива и связи с внешним миром. Со связью сложности у Ленинграда создались, когда 30 августа немецко-фашистские войска захватили станцию Мга и проводная связь по самой современной в СССР постоянной воздушной линии, построенной от Ленинграда через Волхов и Лодейное поле перед самой войной, оказалась прерванной. По воспоминаниям наркома связи СССР, начальника Главного управления связи Красной армии Ивана Терентьевича Пересыпкина, к началу сентября единственным направлением проводной связи от Ленинграда к левому берегу Невы, а следовательно, к Москве, оставался подводный кабель, проложенный в районе Шлиссельбурга. Но 8 сентября прервалась и эта линия. Попытки отбить Шлиссельбург у противника не увенчались успехом, и в дальнейшем связь блокированного нацистами города с "большой землёй" осуществлялась исключительно по кабелям, проложенным по дну Ладожского озера. Однако полевые кабели не всегда пропускали силу тока, достаточную для связи по аппарату Бодо — на тот момент основному средству связи Ставки ВГК с фронтами. Проблема вскрылась при назначении Георгия Константиновича Жукова в качестве представителя ставки на Резервный фронт. К этому времени ситуация под Ленинградом стабилизировалась, и воля и решимость "главного пожарного" Сталина потребовались под Москвой.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа - Парламентская газета Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда.
Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий