Кстати, лидером сформированного в конце 1959 года первого отряда космонавтов считался именно Титов, но когда решали, кому лететь в космос первым, выбор был сделан в пользу Гагарина. Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы.
Сообщить об ошибке в тексте
- Первые в космосе - Самарский университет
- Королёв уважал Гагарина, но не любил Терешкову
- Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос — EADaily, 12 апреля 2017 — История
- «Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
- «Не так страшен чёрт»
- Космическая эра: кто будет первым?
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте.
Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код. Какие задачи стояли перед космонавтом?
Всю жизнь он проработал в космической отрасли, занимал высокие и ответственные должности. Герман Титов умер в 2000 году от сердечной недостаточности, ему было 65 лет. Свой полет он совершил 11 августа 1962 года на корабле «Восток-3».
В 1970 году Андриян Николаев поставил еще один рекорд: вместе с другим космонавтом Виталием Севастьяновым он провел на орбите 17 суток — это самый длительный космический полет на тот момент, после которого космонавтам требовалась серьезная помощь, так как выйти из корабля самостоятельно они не могли. В 1963 году Андриян Николаев женился на Валентине Терешковой , которая стала первой женщиной в космосе, а в 1981 году они развелись. Во второй брак он вступать не стал.
Умер в 2004 году на 75 году жизни. Так и получилось, на орбите он побывал трижды. В свой первый полет — с 14 по 19 июня 1963 года — он установил рекорд: на тот момент никто не находился на орбите в одиночестве так долго.
Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза. После завершения полетов, он продолжал работать в отрасли, а после сосредоточился на семье и воспитании внуков. Валерия Быковского не стало в 2019 году, он умер в возрасте 84 лет.
Она стала не только первой женщиной на орбите, но и до сих пор является первой женщиной, которая совершила одиночный полет.
Первой в мире женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова, имеющая белорусские корни. Она совершила космический полет 16-19 июня 1963 года в качестве командира космического корабля "Восток-6" по программе группового полета с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским. Продолжительность полета составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли. Юрий Гагарин и Валентина Терешкова. Фото ТАСС Первый выход в открытый космос был совершен советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля "Восход-2" Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду из них вне корабля 12 минут 9 секунд. Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Савицкая.
Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции "Салют-7". Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир американского корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг. Это событие произошло 21 июля 1969 года. За прошедший более чем полувековой путь космонавтика стала областью концентрации передовых достижений. Среди них - создание орбитальных станций, выполнение на них многочисленных научных и технологических экспериментов, полеты к другим планетам. Многие страны вывели в космос собственные искусственные спутники Земли.
Секунды длинные, как минуты». Перегрузки росли и дальше, но организм к ним привыкал. Материалы по теме «Трясёт час, как в лихорадке». Суровые тренировки Юрия Гагарина перед полётом в космос «Я даже подумал, что на центрифуге приходилось переносить и не такое. Вибрация тоже во время тренировок донимала значительно больше. Словом, не так страшен чёрт, как его малюют». Потом появилась невесомость, о которой Гагарин читал ещё в детстве и которую мог непродолжительное время испытывать во время тренировочных полётов на самолёте. Во время полёта он вёл наблюдение, принимал пищу, общался по радиосвязи — всё проходило хорошо. Но определённые трудности возникли, когда начался процесс возвращения. Вход в плотные слои атмосферы Гагарин в книге описывает довольно красочно, но спокойно: «Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально», — кажется, что всё шло строго по плану. Материалы по теме Месси был бы идеальным космонавтом. Кто круче — Гагарин или современные чемпионы? Однако эта версия слишком красива, чтобы быть исчерпывающей правдой. Всё было намного драматичнее.
Ставка на молодых
- ТОП-10 основных версий о самом первом полетевшем в космос человеке до Гагарина
- 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество
- «Не так страшен чёрт»
- Гагарин и Терешкова не были первыми
- Первый в космосе. Биография Юрия Гагарина - ТАСС
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Каждому человеку в мире известно, что самым первым человеком, совершившим полет в космос, стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. В Первый отряд космонавтов был жёсткий отбор, почему из этой двадцатки для первого полёта выбрали именно Юрия Гагарина. Титов стал вторым советским космонавтом, но первым человеком, совершившим длительный космический полет. РИА Новости, 25.03.2024.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество | Страницы Летописи" о первом отряде космонавтов и многогранной работе конструкторского бюро, возглавляемого Главным конструктором ракетно-космических систем академиком вым. |
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества | Образ жизни - 12 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе – Москва 24, 11.04.2014 | Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год. |
60 неочевидных фактов о Гагарине и его полёте
Титов стал вторым советским космонавтом, но первым человеком, совершившим длительный космический полет. Юрию Гагарину исполнилось бы 89 лет. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Однако космонавт справился с ситуацией — управляя стропами парашюта, он совершил успешное приземление, избежав падения в Волгу. Вы правильно говорите, — пусть капиталистические страны догоняют нашу страну, проложившую путь в космос, пославшую первого в мире космонавта. первые полеты в космос животных — собака-космонавт Лайка, первое животное, выведенное на орбиту Земли!
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Картина была такая: горизонт, затем тёмное небо, затем верхний слой яркости, подсвеченной Луной, над ним лучи, перпендикулярные горизонту, высотой в 6-8 градусов с интервалами порядка 2 градусов. По горизонту полярное сияние занимало всё видимое поле зрения», — воспоминания Константина Феоктистова о его полёте в составе «Восхода-1». Общая продолжительность полёта составила 24 часа 17 минут 3 секунды, что стало мировым рекордом по пребыванию группового экипажа на орбите Земли. Также полёт «Восхода-1» установил два мировых рекорда: была достигнута максимальная высота космического полёта 408 км и максимальная масса 5 320 кг , поднятая на такую высоту. Благодаря разнородности профессиональных направлений участников полёта были расширены сферы научных наблюдений и экспериментов, проводимых в космическом пространстве. За время полёта работа в космосе не прекращалась ни на минуту и сбор научной информации значительно возрос.
В истории нашей цивилизации известно множество легенд и мифов о полете человека подобно птице, о пущенных им «огненных стрелах», сказаний о ковре-самолете, преданий и сказок о крылатых конях и других мифических существах, переносящих человека на небо, Солнце, Луну и звезды. Например, в ассиро-вавилонской литературе и мифологии широко отражено предание о полете благочестивого Этана на орле к небу к богу Ану за травой плодородия. В легенде поражает то, что ее герой, поднявшись над Землей, видит не нечто на трех китах, или двенадцати цепях, или на слонах, а круглое тело, диск Земли. Уже из этой легенды можно сделать вывод, что в древние времена человечество имело представление о сферичности планеты и о возможности полета на небо. В иерусалимском Талмуде есть сказание о полете, совершенном Александром Македонским 356—323 годы до н.
На большой высоте Александр увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею, а в центре кольца — маленький помост. Оказалось, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. Широко известен миф о скульпторе Дедале и его сыне Икаре, сделавшем себе крылья из орлиных перьев и воска. Перед полетом осторожный Дедал посоветовал сыну держаться строго определенной высоты над Землей, но, опьяненный радостью полета, пылкий Икар забыл об этом напутствии, поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, и Икар погиб. Первым из известных в истории авторов «описаний» космических путешествий называют греческого философа-софиста Лукиана Самосатского 120—180 гг. Он в своих «Истинных историях» рассказал о жизни на других планетах, а в повествовании «Икароменипп» запустил своего героя в космос с горы Олимп. В этом произведении в художественной форме зарождается идея космического полета человека. Тогда же сформировалось космоцентрическое представление о мире, согласно которому мир воспринимался как космос, разнообразный и гармоничный. Рассматривалась связь микрокосмоса человека и макрокосмоса Вселенной , что создавало предпосылки для появления идей о космическом полете человека.
В эпоху Средневековья господствовала геоцентрическая картина мира Аристотеля — Птолемея, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. В рамках этой модели человеку не было нужды даже мысленно выбираться из «центра мироздания», и идея космического полета не получила своего развития. Для этого требовалась коренная ломка привычных схем и понятий. Система Птолемея была поставлена под сомнение. Наступила эпоха возрождения космической идеи. В своем сочинении «Об обращениях небесных сфер» Коперник нарисовал гелиоцентрическую картину мира, где Земля из центра Вселенной была переведена в ранг рядовой планеты Солнечной системы. Труды многих ученых Нового и Новейшего времени легли в основу современной космонавтики. Среди них: Джордано Бруно, выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, обнаруживший атмосферу на Венере и открывший первую страницу новой науки — физики планет и др. В мировой литературе начал появляться целый ряд произведений писателей-фантастов, отражающих идею космического полета. Одним из первых «отправился» на Луну в своем романе французский писатель Сирано де Бержерак.
Замечательный писатель-фантаст Жюль Верн в своих произведениях «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира» рассматривал космонавтику как неотъемлемую часть земной жизни, выступал как настоящий ученый-исследователь. В 1832 году было опубликовано первое оригинальное произведение русской литературы, в основу которого положен космический сюжет, — «Путешествие в Солнце и на планету Меркурий и все видимые и невидимые миры» Д. Его автор задался целью опровергнуть слухи о возможном столкновении в том году кометы с Землей. В 1844 году вышла книга С. Дьячкова «Путешествие на Луну в чудной машине, с описанием тамошних стран, обычаев и разных редкостей». В 1897 году газета «Северная пчела» поведала о том, что крестьянин села Ключи в Рязанской губернии Матвей Селиванов «измастерил из холстины крылья» и 12 апреля 1897 года прыгнул с колокольни, «махая оными». А перед этим он «смущал народ речами о том, что полетит к звездам и посмотрит Господа Бога». За вольнодумные речи Матвей Селиванов был выслан на поселение в Туркестанский край. Постепенно становилось понятным, что для полетов в космическое пространство необходимо изучить и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, разработать теоретические и практические основы освоения космоса. Нужен был принципиально новый космический летательный аппарат с реактивным двигателем.
В первой половине XIX века в России опытные работы по боевым ракетам проводили русские изобретатели — военные инженеры А. Засядко, К. Шильдер, К. Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники. С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека. В 1849 году военный инженер И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н. Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н.
Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания. В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А. Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет. Особое место среди большого количества проектов реактивных летательных аппаратов занимает проект изобретателя Н. Интересно, что его «Проект воздухоплавательного прибора» был разработан в 1881 году в тюрьме, куда он был заключен за участие в покушении на императора Александра II. Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению. Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве. Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов.
В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов. В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф. Цандер и Ю. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники.
Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был Л. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. Королева по испытаниям.
В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом.
Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать.
В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.
Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.
Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное.
В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс.
Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель».
Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка».
Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги.
В тот же день слушателя положили на «вытяжку». После лечения он начал было тренироваться, но вскоре медицинская комиссия наложила на это запрет. Покинув отряд, Варламов остался служить в ЦПК. Пилоты «Востока» Сергей Королёв планировал запустить первого космонавта на орбиту до конца 1960 года, поэтому в спешном порядке были изготовлены два тренажёра.
Пульт управления и приборная доска корабля «Восток» Внутри тренажёра корабля «Восток» К тому времени наиболее подготовленными к полёту считались двенадцать слушателей из двадцати, но пройти обучение на тренажёрах все они не успевали. Поэтому было принято решение выделить лучших, которые составят «специальную группу для ускоренной подготовки». Баллистики посчитали, что при нештатном приземлении в спускаемом аппарате «Востока» перегрузка может подняться до 12 g. Специалистам поручили проверить, способны ли отобранные слушатели выдержать подобное. К концу октября космонавты прошли семикратные испытания при действии перегрузок от 7 до 12 g продолжительностью до 13 минут. В отчёте сказано, что после воздействия перегрузок у слушателей «на спине и боковых поверхностях бёдер отмечались единичные мелкоточечные подкожные кровоизлияния». И только у Анатолия Карташова «возникли обильные, сливные кровоизлияния».
По свидетельству Ады Котовской, одного из специалистов, кровоизлияние выглядело как огромный отёчный синяк на всей задней поверхности тела — ничего похожего она до этого не встречала. Карташов был немедленно выведен из состава «спецгруппы» и направлен на госпитальное обследование. Его место в шестёрке занял Валерий Быковский. Руководил ими заслуженный лётчик-испытатель Марк Галлай. Именно он придумал запускать имитацию полёта на «Востоке» неуставной командой «Поехали! В ходе подготовки космонавты составили список претензий к внутреннему устройству кабины «Востока», которые были учтены при дальнейшей работе над кораблём. Из-за различных проблем с прототипами «Востока» планы Королёва были сорваны, и пилотируемый полёт перенесли на весну 1961 года.
Получается, что о том, кто будет первым космонавтом, члены отряда узнали ещё в январе 1961 года. В этой же последовательности изготавливались и индивидуальные скафандры «СК-1» для шестёрки, но из-за задержек завод успел обеспечить ими только троих: Гагарина, Титова и Нелюбова. Великолепная семёрка В отличие от советских властей, американцы не делали секрета из подготовки астронавтов. Отбор начался в ноябре 1958 года. В качестве кандидатов рассматривались мужчины возрастом от 25 до 40 лет, ростом не выше 180 см. Первоначально профессиональная принадлежность не имела значения — в кандидаты мог, например, записаться физик с опытом работы в лаборатории не менее трёх лет. Но президент Эйзенхауэр своим решением постановил, что астронавтов следует искать среди военных лётчиков-испытателей.
В итоге были отобраны 110 человек. Газетчики тут же окрестили их «великолепной семёркой», и не зря: все они были опытными лётчиками с феноменальной выносливостью. Будущие астронавты были представлены публике на пресс-конференции в Вашингтоне 9 апреля 1959 года и с тех пор находились под пристальным вниманием СМИ. Например, журналы Life и Popular Mechanical в том же году опубликовали целую серию материалов о семёрке и их семьях. Покорители орбиты 9 и 25 марта состоялись полёты кораблей 3КА, которые представляли собой точные копии «Востока», только вместо пилота в кресле находился манекен в скафандре, прозванный «Иваном Ивановичем». Каждый раз шестёрка космонавтов отправлялась на полигон Тюра-Там известный ныне под названием «космодром Байконур» , чтобы наблюдать за подготовкой к старту и тренироваться в надевании скафандров. Шестёрка космонавтов на полигоне Тюра-Там В одно из таких посещений, 23 марта, на полигон пришла страшная весть: в сурдокамере погиб слушатель отряда Валентин Бондаренко.
Случилось это на десятый день изоляции, которая должна была продолжаться пятнадцать суток. Утром слушателю сообщили, что очередной эксперимент подходит к концу, и разрешили снять медицинские датчики. Сняв их, Валентин протёр кожу ватным тампоном, смоченным в спирте, и бросил его, не глядя, в корзину для мусора. Но она упала на включённую электроплитку, и атмосфера сурдокамеры, насыщенная кислородом, вспыхнула. Пламя охватило всё помещение, загорелся шерстяной костюм. Дежурный врач не мог сразу открыть герметичную дверь: за ней поддерживалось пониженное давление. Однако, когда Бондаренко вынесли из камеры, он был ещё в сознании и повторял: «Никого не вините, я сам виноват».
Восемь часов врачи Боткинской больницы боролись за его жизнь, но спасти Валентина не удалось — он скончался от ожогового шока. Космонавтов потрясла весть о гибели товарища: к Бондаренко все очень хорошо относились, он был общительным и к тому же самым младшим в отряде. В апреле 1961 года было издано особое распоряжение министра обороны, в котором говорилось: «Обеспечить семью старшего лейтенанта Бондаренко всем необходимым как семью космонавта».
Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1. На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 апреля 2011 года по инициативе России было принято решение о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос. В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название «Гагаринский старт». Титовым на борту, самым молодым космонавтом в мире 17 витков вокруг Земли, 25 часов полета.
Им впервые был совершен длительный орбитальный космический полет. В 1963 году на орбиту был запущен корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой — первой в мире женщиной-космонавтом. В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года 3 витка, 5 часов. В ходе полета второй пилот корабля А.
Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю. Гагарина стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью нашего народа.
Он показал перспективы развития нашей Родины и мировой цивилизации. Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства. Всего на Байконуре за 65 лет его истории было совершено более 5000 пусков ракет, запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 150 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Успехи военных испытателей и строителей Байконура отмечены высокими государственными наградами.
В 1965 году за большие успехи в деле отработки и испытания ракетно-космических средств 5-й НИИП МО в дни празднования 10-й годовщины со дня своего основания 2 июня 1965 года был награжден орденом Ленина. Вместе с тем прорыв в космос, освоение космического пространства, начатое на Байконуре, к сожалению, не обошлось без человеческих жертв, информация о которых долгое время была засекречена. Так, 24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М. В результате возникшего пожара и отравления парами ядовитых компонентов топлива гептил погибло 74 военнослужащих и представителей промышленности.
Неделин, руководители испытаний от полигона полковники А. Носов и Е. Их имена носят улицы г. С тех пор этот день стал Днем памяти погибших испытателей космодрома Байконур, пуски ракет в этот день больше не проводятся.
Сегодня Байконур, находящийся на территории Республики Казахстан, стал международным космическим портом и открыт для мирового сотрудничества в освоении космического пространства. После развала Советского Союза отечественная космонавтика пережила трудное время. В ней накопилось немало проблем. В августе 2015 года для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли России была создана Государственная корпорация «Роскосмос».
В марте 2016 года постановлением Правительства России утверждена Федеральная космическая программа России на 2016—2025 годы. Цель программы — обеспечение государственной политики в области космической деятельности в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, реализация пилотируемой программы, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем. В 2001 году для обеспечения безопасности России в космической сфере были созданы Космические войска — в настоящее время род войск в составе Воздушно-космических сил России ВКС России. На территории России успешно действуют два космодрома.
Космодром обеспечивает выполнение российских космических программ, связанных с оборонными, а также прикладными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов. На космодроме эксплуатируются ракеты-носители легкого класса «Ангара-1. В настоящее время на Восточном функционирует площадка для пусков ракет-носителей «Союз-2», активно строится вторая площадка — под новую ракету «Ангара». Восточный — первый гражданский космодром России.
Он будет представлять собой современный космический комплекс, откуда будут проводиться запуски пилотируемых и грузовых кораблей, спутников различного назначения и автоматических межпланетных станций в ближний и дальний космос. Особое место в развитии отечественной космонавтики занимает Военно-космическая академия им. Можайского, входящая в состав Воздушно-космических сил России. Академия — это системообразующий политехнический вуз Минобороны России, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий и технологий сбора и обработки специальной информации.
В 1961 году академию посетил главный конструктор отечественной ракетной техники С. Королев, который дал высокую оценку работам, которые проводились в вузе. Академия обладает значительным научным потенциалом. Сегодня в ней научно-исследовательскую работу проводят около 1000 докторов и кандидатов наук, заслуженных деятелей науки, заслуженных изобретателей, почетных работников науки, членов академий наук Российской Федерации.
Активное участие в учебно-методической работе в академии принимают свыше 500 профессоров и доцентов, заслуженных и почетных работников высшей школы РФ и высшего профессионального образования. Методические рекомендации 1. Руководителю занятия необходимо исходить из его главной цели: на конкретных примерах убедительно показать достижения нашей Родины как первооткрывателя и первопроходца в освоении космоса и на этой основе формировать у военнослужащих чувство патриотизма и гордости за державу, высокие гражданские качества. При рассмотрении первого вопроса нужно особое внимание уделить историческим аспектам становления идеи космического полета, показать роль русских ученых, изобретателей, инженеров в разработке принципа реактивного движения и различных аспектов освоения космического пространства.
При обсуждении второго вопроса важно донести до аудитории, что прорыв в космос, исторические запуски первого ИСЗ, космического корабля с Ю. Гагариным на борту, совершенные с первого в мире космодрома Байконур, стали результатом самоотверженного труда огромного коллектива ученых, конструкторов, инженеров, испытателей. Выдающийся вклад в создание космодрома и успешное выполнение космических программ принадлежат героям Великой Отечественной войны, военнослужащим Вооруженных Сил СССР, военным строителям. Занятие рекомендуется провести в форме рассказа-беседы с использованием подготовленного видеоряда: фото- и видеоматериалов, рассказывающих о личностях ученых, изобретателей, первых космонавтов, первых руководителей строительства и космодрома Байконур.
В заключение руководителю занятия следует обратить внимание военнослужащих на основные направления и перспективы развития отечественной космонавтики, изложенные в Федеральной космической программе России на 2016—2025 годы, напомнить им о последних успешных запусках с космодромов Плесецк и Восточный, подвести итоги занятия. Герасимов М. Иванов А. Звездный путь.
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». Губарев В. Утро космоса: Королев и Гагарин. История создания и развития Военно-космических сил Российской Федерации.
Учебное пособие. Под ред. Кузьмина В. Коваль А.
Он сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов. Алексей Леонов Алексей Леонов совершил два космических полета, налетав в общей сложности 7 суток 33 минуты, и первый в мире выход в открытый космос общее время — 23 минуты 41 секунда, из них 12 минут 9 секунд — за пределами корабля. Первый полет состоялся 18-19 марта 1965 года, в котором он был вторым пилотом корабля «Восход-2» командир — Павел Беляев. В 1967-1970 годы Леонов возглавлял группу космонавтов, готовившихся к полету на Луну. После закрытия лунной программы проходил подготовку по программе ДОС «Долговременная орбитальная станция» , но на первые станции «Салют» не летал. Посадка произведена командиром корабля полковником Беляевым с использованием системы ручного управления. Товарищи Беляев и Леонов чувствуют себя хорошо.
Программа научных исследований выполнена полностью. В процессе полета успешно проведен сложный научно-технический эксперимент по выходу в космическое пространство космонавта в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения, открывающий новый этап в освоении космоса человеком. Советский космонавт Алексей Леонов в центре во время полета космического корабля «Аполлон-Союз» в 1975 году. В том сообщении не упоминалось, что именно Леонов совершил тот самый первый выход в открытый космос. Лишь немногие специалисты знали, с каким риском был сопряжен этот эксперимент. Только много лет спустя широкой общественности стало известно, что Леонов поначалу не мог вернуться на корабль, потому что из-за перепада давления его скафандр раздулся и не пролезал в люк. Но космонавт не потерял самообладания и, действуя в условиях острого цейтнота, сумел все же стравить через клапан часть воздуха из скафандра и протиснуться в шлюзовую камеру.
Как слышите? Прием…» С этим позывным 16 июня 1963 года мир услышал с далекой орбиты первую в мире женщину-космонавта Валентину Терешкову. Первая женщина в космосе провела на орбите почти три дня в июне 1963 года. Во время полета ей пришлось преодолеть множество проблем, которые не были обнаружены до распада Советского Союза. Она остается единственной женщиной, выполнившей одиночную миссию. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Была назначена основным кандидатом на полет.
Они уверяли корреспондентов, что перехватили сигналы из космоса. Один из сигналов якобы был разговором трёх русских пилотов — женщины и двух мужчин, имя одного из которых — Алексей Белоконев. Все они, по словам братьев, погибли в космосе. Скорость падает… Мир никогда не узнает о нас…» — такие перехваченные фразы приводила газета. Советский плакат «Многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека, — записал 12 февраля 1961 года в дневнике генерал-полковник авиации Николая Каманин, который отвечал за подготовку первых космонавтов. Всё это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта». Спустя время выяснилось, что Заводовский, Качур и Белоконев — реальные люди. Только не космонавты, а лётчики-испытатели, статью о которых опубликовали в 1959 году в советском журнале «Огонёк».
Как на самом деле зародились легенды Никто не летал в космос до Юрия Гагарина, утверждает ведущий научный сотрудник Института космических исследований кандидат технических наук Натан Эйсмонт. В кулуарных разговорах ни разу не было даже слухов о космонавтах, которые якобы погибли в космосе». То, что мифы появляются — естественно, считает Эйсмонт.
Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека. Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор. Космический корабль вошел в тень Земли. Борт корабля "Восток-3А". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах. Из дневника генерала Каманина: "Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. Юрий Гагарин принял пищу и воду. Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям. Обед с собой. Набор продуктов питания для первых космонавтов СССР. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно. Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью. В мой комбинезон были вмонтированы легкие, удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры - биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки - в электрические сигналы. Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я. С момента отрыва ракеты от стартового устройства управление всеми ее сложными механизмами приняли на себя разумные автоматические системы. Они направляли рули, заставляя ракету двигаться по заданной траектории, управляли двигательной установкой, задавая необходимую скорость, сбрасывали отработанные ступени ракеты. Автоматика поддерживала необходимую температуру внутри корабля, ориентировала его в пространстве, заставляла работать измерительные приборы, решала много других сложных задач. Вместе с тем в моем распоряжении находилась система ручного управления полетом корабля. Стоило только включить нужный тумблер, как все управление полетом и посадкой "Востока" перешло бы в мои руки. Мне пришлось бы еще раз уточнить по бортовым приборам местоположение стремительно несущегося над Землей "Востока". А затем надо было бы рассчитать место посадки, ручкой управления удерживать ориентацию корабля и в нужный момент запустить тормозную установку. Сейчас всего этого не требовалось - автоматика работала безотказно. Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор". Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
ПЕРВЫЕ ОДИННАДЦАТЬ
Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом | Космос | Мир фантастики и фэнтези | © РИА Новости. «Рамблер» рассказывает о советских космонавтах, которые стали первопроходцами в космосе. |
Они были первыми | А в 1977–1978 годах вместе с летчиком-космонавтом Юрием Романенко стал первым, кто встретил Новый год на орбите. |
60 неочевидных фактов о Гагарине и его полёте
К летной подготовке космонавт Гагарин вернулся в 1963 году, а в 1966 году приступил к тренировкам для полета на новом космическом корабле "Союз". На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях. Для Алана Шепарда, которого готовили как первого космонавта Соединённых Штатов Америки, эта новость стала крупным потрясением.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
В Книге рекордов Гиннеса за 1964 г. первым космонавтом назван сын известного авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Для Алана Шепарда, которого готовили как первого космонавта Соединённых Штатов Америки, эта новость стала крупным потрясением. В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков авиации ВМФ.