Новости кронштадт во время блокады ленинграда

Кронштадт противостоял блокаде, не жалея себя. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника.

История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда

На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. день полного снятия блокады Ленинграда. Немногие знают, что Петербургский дацан принимал самое непосредственное участие в защите города. город-герой наравне с Ленинградом, выстоявший 900 дней блокады, не давший немецким захватчикам победить.

Кронштадт во время Великой Отечественной войны

Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта! Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. «Немцы всё время обстреливали Кронштадт, смерть ходила рядом.

Завод 1941-1945

Только одной муки Ленинграду ежесуточно требовалось как минимум 1100 тонн. Авиация же могла перевозить не более 100 тонн. Единственный свободный от врага транспортный путь пролегал по южной части Ладожского озера — от бухты Осиновец на западном осажденном берегу до города Новая Ладога на восточном. Маршрут в 60 километров был коротким, но весьма рискованным из-за коварной погоды на озере, чья температура воды даже летом редко поднимается выше 19-20 градусов тепла. Ладога известна своими штормами, которые могут достигать десяти баллов Крупнейшей трагедией стали события, разыгравшиеся в ночь на 17 сентября 1941 года. Шторм унес жизни экипажа баржи и 460 бойцов, направлявшихся из Новой Ладоги. В то же время в результате гибели другой баржи, вышедшей из Осиновца на восток, утонули более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Удалось спасти лишь 240 пассажиров.

Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год Фото: « Военный альбом » Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли. Так, 4 ноября 1941 года стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения.

Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды.

Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей.

На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем.

Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад.

И Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму.

В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу. Военный совет КБФ решил перевести большинство кораблей в Ленинград.

В Кронштадте остались только линкор «Марат», лидер «Минск», канонерские лодки «Волга и «Кама», а также отряд охраны водного района под командованием капитана 2-го ранга И. Святого: 5 сторожевых кораблей, 18 тральщиков, катера разных типов. В начале ноября в Ленинград переехали штаб политуправление и тыл флота.

В связи с этими переменами Кронштадтскую военно-морскую базу 21 октября 1941 года преобразовали в крепость. Ее возглавил генерал-лейтенант А. Елисеев позже — генерал-лейтенант И.

В связи с приближением зимы и новыми задачами, командование фронта и флота провело перегруппировку сил. На островах и берегах Балтики советские воины еще удерживали немало опорных пунктов: Моонзунд, Ханко, Бьёркский архипелаг, Гогланд, Большой и Малый Тютерс. Их гарнизоны до конца выполнили свой долг.

Да и силы балтийцев, распыленные на сотни километров, были теперь нужнее у стен Ленинграда. Для обороны плацдарма была создана Приморская группа войск. В нее вошли уже находившиеся там части морской пехоты, гарнизоны островов Выборгского залива, Гогландского сектора и Ханко.

Они многократно пересекали минные поля, выдержали вражеские артобстрелы и налеты авиации, боролись со штормами и льдами. Эти дерзкие, мастерски организованные походы опрокинули все представления о морской блокаде. Первой военной зимой в руках Балтийского флота остались западнее Котлина только три небольших острова: Сескар, Пенисари и Лавенсари.

Немецкий контр-адмирал П. Доннер писал: «Ленинград окружен; так же, как и при падении Ревеля, произойдет катастрофа проклятого флота. Кронштадт с военными гаванями находится под артиллерийским огнем и бомбами, многие русские корабли уже уничтожены, а к остаткам флота все ближе продвигаются германские минные заграждения.

Видимо, скоро придет конец». Действительно, корабли не могли выйти в море. Самый короткий переход - из Ленинграда в Кронштадт - превращался в сложную боевую операцию.

Ее заранее разрабатывали в штаб, обеспечивали огнем артиллерии, дымовыми завесами с катеров, прикрытием авиации. Немецкие пушки в Лигове, Стрельне, Петергофе били прямой наводкой даже по рыболовным баркасам, а зимой — по автомашине или по человеку на льду залива. Но балтийцы верили: придет время, и они вырвутся на морские просторы.

По решению райкома партии на помощь ослабевшим людям пошли бытовые отряды. В Морской госпиталь были направлены 30 добровольных санитарных дружин. Город-крепость, осыпаемый бомбами и снарядами не отступал от своих привычек.

Всю войну ежедневно работала Центральная библиотека. Несмотря трудности с топливом, в ней было тепло. Об этом же позаботился райком партии — организовал разборку на дрова около ста деревянных домов разрушенных бомбами и снарядами.

Действовали баня и парикмахерская. Как до войны, в клубах, на кораблях и портах выступали артисты — Клавдия Шульженко, Софья Преображенская, Леонид Кострица. При Доме Флота ныне Дом офицеров существовала постоянная труппа Ленинградского театра комедии и сатиры, давала спектакли и концерты.

Осенью 1941 года политуправление флота создало группу писателей-моряков во главе со старым балтийцем, автором сценария фильма «Мы из Кронштадта» Всеволодом Вишневским. Александр Зонин поселялся па линкоре «Октябрьская революция» и писал документальную повесть «Железные дни». О ратных делах балтийцев страна узнала из очерков Николая Тихонова и Александра Фадеева.

В ночь на 1 февраля 1942 года от форта «П» в сторону врага вышли две пары дозорных: матросы Вихров и Епихин, Зябков и Лукин. Шел густой снег. Близкий берег, на котором засели оккупанты, терялся во мгле.

Но враг оказался еще ближе. По первой паре дозорных неожиданно открыли огонь около 20 фашистских солдат, притаившихся в торосах. Лукин и Зябков, шедшие в другом направлении, тоже натолкнулись на засаду.

Лукин был ранен в ногу, но, лежа, истекая кровью, повел, яростный огонь. На льду залива трещали автоматные очереди, гремели взрывы гранат. Звуки боя донеслись до матроса Шиншикова, находившегося в секрете.

По его сигналу гарнизон форта изготовился к отпору. Но враг не дошел до укрепления. Пост боевого охранения обратил его в бегстве.

В этом бою погибли младший сержант Н. Королев, матросы Н. Вихров и А.

Двое дозорных были буквально изрешечены пулями, изрезаны ножами. Удар финского ножа прошел сквозь комсомольский билет Н. Герою Советского Союза В.

Федоров и его товарищи уходили в смелые рейды по тылам фашистов. Крохотный островок буквально кишел фашистами. Умирали лучшие мастера.

А враг все бил и бил по заводским корпусам, по докам. На территории предприятия в 1941 году взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. И за то же время завод выполнил 1800 оперативных заданий командования флота и фронта.

Гитлер еще раз потребовал от своих генералов, и адмиралов уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота. Вечером 4 апреля одновременно с артобстрелом фашисты предприняли массированную атаку с воздуха. Однако к заранее намеченным целям прорвались лишь 58 бомбардировщиков.

В течение апреля захватчики устроили еще 5 налетов. Операция «Айсштосс» провалилась. Тогда гитлеровцы решили запереть Балтийский флот, прежде всего—подводные лодки.

Чтобы избавиться от этой угрозы, противник минировал Морской канал, фарватеры и рейды Котлина, Сескара и Лавепсари. Специалисты всего мира издавна считали Балтику труднейшим морским театром военных действий. С этой угрозой советские воины боролись всеми средствами.

Зимой дозоры непрерывно курсировали на буерах и лыжах по трассе Морского канала, вокруг Котлина и островных фортов. Они обнаруживали вражеские мины, спущенные под лед.

В отряде главных сил исправными оставались только крейсер "Киров" и эсминец "Сметливый". На беду моряков, с наступлением рассвета установилась ясная погода, которая позволила противнику применять авиацию без ограничений. Немцы провели воздушную разведку и начали уничтожать корабли Балтийского флота. Пользуясь близостью аэродромов, нацистская авиация взлетала с максимальной бомбовой нагрузкой. Корабли, шедшие в составе конвоев, не могли себя защитить из-за слабых средств противовоздушной обороны. За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек. Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули. Среди людей, оказавшихся в воде, было много женщин и детей.

Гитлеровские летчики, сбросив свой смертоносный груз, делали еще один боевой заход и расстреливали несчастных из пулеметов. Корабли главных сил начали прибывать в Кронштадт вечером 29 августа. В этот день Балтийский флот понес самые большие потери. Благодаря отважным действиям экипажей было спасено более 9 тыс. Еще 6 тыс. На следующий день корабли продолжали прибывать небольшими группами и поодиночке. Нацистская авиация на протяжении всего дня бомбила острова Гогланд и Лавенсаари, не давая эвакуировать поврежденные суда. Итоги Всего за время перехода Балтийский флот потерял 62 корабля. Подавляющее большинство судов затонуло из-за подрыва на минах и действий авиации. Точное количество погибших людей подсчитать не удалось.

Для голодающих людей перемолотые в мясорубке в фарш колюшки казались настоящим деликатесом. Котлеты из этой рыбешки жарили на ярко-оранжевом рыбьем жире, который добывали из нее же. Особым изыском считалась уха, сваренная из колюшки с добавлением рыбной муки. Справочно: Колюшка - очень маленькая рыбка с колючками на спине, которую рыбак даже на корм котам не возьмет.

Вместо чешуи ее бока покрыты костными пластинками, как панцирем. Перед спинным плавником и на брюхе - по три шипа. Кстати, колюшка продолжает служить людям и в наши дни.

Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.

Это документы из архивов Петербурга, а также фотографии из личных семейных архивов жителей города, которые будут продемонстрированы впервые - заявления учителей в 1942 году о приёме в партию, тетради с конспектами уроков учеников, фотографии военного времени. Перед зданием музея в сквере Желобовского на стендах будет развернута выставка "Кронштадт в фотографиях. Перед зданием также будет размещена инсталляция "Мы слышим сердце Ленинграда...

Все подхо-ды к берегу постоянно обстреливались противником. Не было возможности подвозить боеприпасы и увозить раненых. Подразделениям 8-й армии, наступавшим с района Мартышкино, прорвать обо-рону немцев также не удалось. Почти весь десант моряков погиб. Лишь единицы с боями прорва-лись на Ораниенбаумский плацдарм. Причиной неудачи этой операции стала плохая подготовленность десанта. Прежде всего не удалось обеспечить скрытность при его подготовке, не были десантники снабжены и надежными средствами связи. Впервые после этого десанта в лексиконе немецких вояк появился термин «шварце тотт» черная смерть — так окрестили фашисты одетых в черные бушлаты морских пехотинцев.

Но флот был жив и героически сражался. Из Ленинграда и от Кронштадтских причалов выходили в море, проры-вались через минные поля и топили врага прославленные балтийские подводники: Афанасьев, Вишневский, Лисин, Маринеско, Осипов, Травкин и мн. Тральщики, морские охотники, торпедные и сторожевые катера надежно охраняли подступы к Ленинграду с моря, обеспечивали бесперебойное сообщение на маршрутах Ленинград-Кронштадт-Ораниенбаум. В ноябре 1943 — январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно провели 2-ю ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум, откуда советские войска начали окончательный разгром фашистов под Ленинградом. С островного аэродрома взлетали истребители и самолеты-торпедоносцы. Так Балтийская крепость неутомимо сражалась изо дня в день. Конечно же рядом с воинами-балтийцами бок о бок трудились и сражались жители города — рабочие, техники, инженеры и слу-жащие. С первых дней войны население Кронштадта, как и всех прифронтовых городов, активно участвовало в строительстве оборонительных сооружений. Установлены 10-ки пушек всех калиб-ров, построено свыше 200 дотов, дзотов, пулеметных точек. За городом и в черте города были воз-ведены различного рода препятствия и заграждения.

Усилена оборона предприятий. Кронштадт был подготовлен к уличным боям. За первые 6 месяцев войны по всеобщей мобилизации и добровольцами из Кронштадта ушло на фронт около трех тысяч бойцов, 50 медицинских сестер, 48 сан. С первых дней вой-ны женщины Кронштадта заменили мужей на производстве, стали активно участвовать в донорском движении. Был оборудован эвакогоспиталь, рассчитанный на 400 коек, инфекционный госпиталь. Население города активно участвовало в оказании помощи фронту и материально. В народный фонд обороны от Кронштадта поступило на 1. На боевые корабли и в дей-ствующую армию коллективы предприятий и учреждений посылали 100 посылок, не считая огром-ного количества подарков, передаваемых больным и раненым, находящимся на излечении в госпи-талях. Разрушения, причиненные врагом городу, были значительны. На Морском заводе не было ни одного цеха, который бы не подвергся разрушению.

Отдельные участки завода были полностью уничтожены. Выведен из строя Петровский док. В 18 местах поврежден водопровод, разрушена го-родская канализация. Вышел из строя банно-прачечный комбинат. Порвано до 20 км радиотелефон-ной и около 9 км электрической сети. Оказалась поврежденной почти половина жилищного фонда. Всего было разрушено 140, разобрано на дрова и оборонительные сооружения 115 строений. К это-му времени численность гражданского населения города-крепости составляла 9800 чел. Но силами команд противовоздушной обороны, с привлечением всего работоспособного населения немедленно принимались меры к ликвидации последствий воздушных нападений и арт-обстрелов. Городской водопровод и канализация ремонтировались круглосуточно, что обеспечило бесперебойность в снабжении водой населения, предприятий, корабле и частей КБФ.

Предметом постоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В нача-ле войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия. Нормы питания, также как и в Ленинграде, постепенно сокращались. До 25 де-кабря 1941 г. Таким образом, жители Кронштадта полностью разделили в блокаду участь ленинградцев. Смертность среди жителей от холода, голода и других лишений была довольно высокой. Особенно в первый, наиболее тяжелый год войны. К 20 июля 1942 года умерло 5 146 человек.

Станция была построена буквально за три месяца на территории пустовавшего здания буддийского храма, естественно замаскированного зеленью высоких деревьев, когда-то высаженных на прихрамовой территории. В ходе строительных работ потребовалось определить, какой должна быть антенна. Построить стометровую мачту в условиях блокады было трудно. Кроме того, ее появление демаскировало бы радиостанцию. Выход был найден одновременно простой и дерзкий: радисты придумали поднять антенну на высоту 380 метров на обычном аэростате заграждения, которые широко применялись в Ленинграде для противовоздушной обороны.

Это были тяжелые, невосполнимые потери. Геббельсовская пропаганда не раз объявлял об уничтожении БФ в Кронштадте. В ноябре 1943 — январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно перевезли 2-ю Ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум, откуда советские войска начали окончательный разгром фашистов под Ленинградом. За городом и в черте города были возве-дены различного рода препятствия и заграждения. На боевые корабли и в действу-ющую армию коллективы предприятий и учреждений посылали 100 посылок, не считая огромного количества подарков, передаваемых больным и раненым, находящимся на излечении в госпиталях. Предметом по-стоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В начале войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия, из которого в сентябре 1941 г. До 25 декабря 1941 г. Орденом Ленина в 1942 г. Кронштадту вручен орден Красного знамени, а в 1984 г. Два др. Остальные были отогнаны, сброшенные с них мины уничтожены. Началась Вов. Фашистским войскам так и не удалось выйти к морю. И только в районе Петергофа и Стрельны сумели захватить кусочек побережья и закрепиться там. Первый массированный налет фашистской авиации на Кронштадт был 16 сентября 1941 г. При налете 23 сентября 1941 г. Воздушная тревога продолжалась 18,5 часов, погибло много людей, город был сильно разрушен. Как только ФЗ покрылся льдом, фашисты из Петергофа, из Стрельны, с Финского берега спускались на лед с танками, с самоходками, в сопровождении пехоты. И тогда оба берега острова Котлин превращались в передний край обороны — стена огня вставала перед врагом, с большими по-терями он отступал назад. Утром 14 января 1944 года, в 9 часов 45 минут, тучи снарядов дальнобойной морской артиллерии обрушились на позиции врага. Фашистская артиллерия через 5 мин. Прекратила свое существование. Утром следующего дня навстречу воинам Ораниенбаумского пятачка пошли в бой войска Ленинградского фронта. Дорогу им проложили ар-тиллеристы кораблей БФ, занявшие боевые позиции в реке Неве. Когда войска 2-х фронтов соединились в районе Ропши блокада полностью была снята. Перед группой армии «Север» стояла главная задача: «… уничтожить советские войска в Прибалтике и захватить Кронштадт и Ленинград». А для этого нужно было уничтожить мощную артиллерию фортов и кораблей Кронштадта и овладеть Ораниенбаумом, вернее, его плацдармом В сентябре 1941 года немецкое командование сделало попытку разрушить Кронштадт и основные корабельные силы Балтийского флота с воздуха. В общей сложности, в эти три дня в налетах участвовало около 500 самолетов противника. К кораблям и Кронштадту подходили тремя колоннами с трех сторон одновременно — это, так называемый, «звездный налет». Сигналы «Воздушная тревога» на всех кораблях и в зенитных дивизионах ПВО КБФ прозвучали задолго до подхода вражеских колонн бомбардировщиков противника. И когда они появились в пределах прямой видимости и подошли поближе, то были встречены заградительным огнем зениток. И этот, небывалой силы зенитный огонь перекрыл все подступы к кораблям и Кронштадту и, как бы куполом огня, защитил собою город и корабли. Мощная воздушная операция с участием 400 бомбардировщиков цели не достигла. Таким образом, Кронштадт сумел достойно оборонить себя. Более того, с 29 сентября гитлеровское командование отказалось от массированных налетов на объекты Кронштадта. За три дня во время этих налетов было сбито более 20-ти самолетов противника. Остальные самолеты, в большинстве своем получили существенные повреждения. И они оказались столь велики, что после третьего дня налетов противник вынужден был прекратить дальнейшие массированные налеты своей авиации. Самое главное состояло в том, что противнику не удалось выполнить главную цель своей операции — уничтожить Балтийский флот и стереть с лица земли Кронштадт. И в этом была главная победа Кронштадта. Были, конечно, существенные потери и у нас. По данным Института военной истории МО РФ, в результате массированных бомбардировок были потоплены и суда Балтийского флота. Различного рода повреждения, в том числе и тяжелые, получили многие суда. Но что могло бы произойти под Ленинградом и Кронштадтом, если бы немецкой авиации удалось реализовать свой план? Лишившись огненного щита артиллерии кораблей и фортов, блокированный Ленинград, наверняка, не устоял бы под натиском немецких войск.

Что посмотреть в Кронштадте за один день

Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года. С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных. Люди ели все, что можно было съесть: цветы из них делали лепешки , растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб. Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму. Корм для животных.

Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы — чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком. Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму. Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.

В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками. Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка.

Элемент внезапности и халатность американского офицера сделали свое дело. В результате японцы помешали вмешательству Тихоокеанскому флоту США на юге и сумели потопить 4 американских линкора, 10 военных кораблей. Ещё 4 линкора сильно были повреждены. США потеряли 349 самолетов, а среди убитых или раненых 3581 военных американцев и 103 гражданских. Со стороны Японии потери составили 29 самолетов и пять подводных лодок. Настоящая трагедия в Перл-Харборе случилась из-за недоверия американских военных к работе радиолокационных установок, а так же из-за халатности офицеров флота. Военные историки считают сравнение некорректным только лишь потому, что СССР в момент начала Кронштадтского Сражения находились в состоянии войны с фашистской Германией, а США до нападения Японии на Перл-Харбор в военных действиях не участовала. Получается, что сегодня РФ не нужно проявлять какую-либо бдительность и должным образом охранять свой флот и другие объекты стратегического значения от всяких случайностей, так как в настоящее время Россия ни с кем не находится в состоянии войны. Но это лишь несостоятельные и глупые рассуждения. Оценить факт значимости Кронштадтского Сражения можно, сравнивая количество сил противника в Кронштадтском Сражении и в Сражении Перл-Харбора.

В авианалетах на Краснознаменный Балтийский Флот, базирующийся в Кронштадте, в период с 21 по 23 сентября 1941 года были совершены бомбардировки немецкого воздушного флота в количестве 550 - 580 машин. Сколько же бомб было на борту каждого «Юнкерса»? Исследуя немецкую документацию, установлено, что двухмоторные бомбардировщики «Юнкерс-88» могли нести на себе груз весом до 2-х тонн, а одномоторные «Юнкерс-87» - груз до 1 тонны. То есть в 3 утренних налетах на Кронштадт 560 немецких бомбардировщиков несли бомбовый груз весом не менее тысячи тонн!!! В Перл-Харборе было совершено два массовых налета, в которых участвовало всего 353 японских самолета «Mitsubishi-Zero». Первый массовый налет осуществлялся 49 бомбардировщиками модификации «99», на борту которых было по одной 800 кг бронебойной бомбе, 51-м пикирующими бомбардировщиками с 250 кг бомбами и бомбе и 40 штурмовиками-торпедоносцами. Другие самолеты истребители тлько лишь сопровождали эскадрильи. Складывая общее число бомбонесущих японских машин, получаем 140 участников в первом налете с суммарным бомбовым грузом менее ста тонн. Во 2-м налете количество японских самолетов снизилось до 170 самолетов. По итогам двух налетов получаем 274 самолета с грузом в триста тонн бомб!

После несложных подсчетов можно подвести итоги. В Перл-Харборе японские самолеты несли бомбы весом в втрое меньший, чем немецкие бомбардировщики, но при этом, потери в Кронштадтском Сражении в десять раз меньше, чем потери США в Перл-Харборе! Мы не потеряли мощную артиллерию, которая в последствии стала мощным огненным щитом, благодаря которому удалось защитить Ленинград все 900 дней Блокады. Источник: Kronshtadt. Сентяниных "Редуты" на защите Ленинграда", Лениздат, 1990 г. Басов "Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945". Жуков, "Воспоминания и размышления" - том 2, изд. Агентство печати Новости, 1986г. Жуков, "Воспоминания и размышления" том 2, изд.

Обороной стальной Ленинград уничтожил врага Битва за Ленинград — самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны. Во время блокады погибло около 1 млн жителей, в том числе более 600 тыс. В 2020 году исполняется 76 лет полного освобождения города на Неве от вражеской блокады. В январе 2014 года День воинской славы, касающийся освобождения Ленинграда от блокады в 1944 году, получил новое название.

А в ноябре 2013 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о переименовании праздника. Теперь 27 января называется Днём полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. До этого дата отмечалась под названием полного снятия блокады, что затушевывало подлинный смысл события. Внесенная поправка позволяет более полно отразить роль советских войск в ликвидации блокады города Ленинграда и устранить смысловую недостаточность наименования.

Захват Ленинграда был одной из важнейших стратегических и политических задач немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Город оказался отрезанным от Большой земли 8 сентября 1941 года. Началась блокада, длившаяся 900 дней — до 27 января 1944 года. Постепенно в Ленинграде иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих опускались до 250 г в день, а для остального населения — до 125 г.

Власти города прилагали все усилия по сохранению порядка и «человеческих норм» проживания. Улучшить и упорядочить пытались и продовольственный вопрос. Власти города понимали: ждать доставки продовольствия, особенно свежих овощей, не приходится. Поэтому еще в первые дни войны жители стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей.

Сотни кронштадтцев занялись овощеводством и на Ораниенбаумском плацдарме. Собирать урожай пришлось под огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, силами гражданского населения. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад. Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава в Ленинград было перевезено более 3000 тонн продуктов. Под обстрелом немцев эти баржи доставлялись на Васильевский остров». Вот так мы и жили без кошек, наш кот пропал давно, собак, без голубей и воробьёв».

В голодном Кронштадте находились и расхитители, воры и мародеры. Были предприняты суровые охранительные меры, но голодные женщины продолжали тайком выносить продукты в попытке накормить детей. Кроме голода, суровым испытанием стал и холод. А скоро перестал работать и водопровод, и за водой надо было ходить к уличной колонке. Усиливались морозы». Батареи полопались, вода вылилась на пол и замерзла. Жильцов в доме было мало, кто-то умер, кто-то уехал». Новый Год, несмотря на чудовищные условия, в Кронштадте решено было все-таки отметить. В Матросском клубе для детей устроили новогодний праздник.

Светилась огнями пахучая елка, были подготовлены вкусные подарки Деда Мороза и обед из трех блюд. Для ребят происходящее казалось чудом. Эта традиция продолжалась все блокадные годы.

Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.

Впоследствии эта трасса, сыгравшая спасительную роль в жизни Ленинграда, будет названа Дорогой жизни. Всего таких разведывательных групп на льду озера, начиная с середины ноября, действовало больше десяти. Известно, что они формировались, как правило, из состава гидрографов Балтийского флота и сапёров 88-го отдельного мостостроительного батальона РККА. Участие же военнослужащих войск НКВД в этой разведке имело целью определить меры для защиты будущей трассы от нападений диверсантов и для пресечения хищений идущего в город и к фронту имущества. Результатом рекогносцировки явилось вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД командир — полковник Янгель, военный комиссар — полковой комиссар Громов о формировании в одном из полков этой дивизии 51-м полку войск НКВД совершенно нового 3-го батальона трёхротного состава - специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы.

Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров.

Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда.

Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков.

После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий.

По годам: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 А знаете ли вы, что?

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги. По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн.

Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. Материал из Википедии — свободной энциклопедии При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое.

Блокаде вопреки" расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. Экспозиция повествует о жизни в условиях голода, холода и постоянной опасности. На стендах будут представлены фотографии разрушений Кронштадта, рисунки, воспоминания жителей.

Кронштадт — как щит для Ленинграда

В 1944 году сняли блокаду Ленинграда, нам пришел вызов, мы вернулись домой в Кронштадт. Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. В бывшем Ленинграде в честь 81-й годовщины начала блокады объявили общегородскую минуту молчания. Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта! 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции фашистские войска были окончательно разгромлены, а блокада.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий