Многих сознательных граждан беспокоит судьба женщин Саудовской Аравии, которым законом запрещено садиться за руль. В Древней Руси прав у женщин было мало, замуж выдавали, предварительно выкрав невесту из семьи, а наследства женщинам и вовсе не доставалось. Полагая, что неосведомленность и пренебрежение правами женщин – корень всех проблем нашего общества, мы решили выдвинуть торжественную декларацию естественных, неотъемлемых и священных прав женщин. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869.
История становления института прав женщин в России
200 тысяч детей поздравили женщин. Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. Кроме ограничения права передвижения, женщина, например, не могла без согласия того, в чей паспорт она вписана, пойти учиться или работать.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
И лишь с 1914 года этот день стихийно стали отмечать почему-то 8 марта. Так как Россия жила тогда в отличие от всей Европы по юлианскому календарю, то Международный Женский День у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля. В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года. И вот, 23 февраля 1917 года, года в России вновь наступил этот день женщины Петрограда вышли на улицы города протестуя против войны. Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. Таким образом, именно Международный Женский День 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской революции, которая в свою очередь привела к Октябрьскому перевороту и возникновению СССР… В СССР 8 марта долгое время был обычным рабочим днем, но 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой отечественной войне, Международный женский день 8 марта был объявлен в СССР праздничным днём. Другие исследователи полагают,чтоне все так просто.
Вскоре после октябрьской революции был издан декрет об охране материнства и детства [5, С. В 1919 г.
Советское правительство издает декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР "в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны" [5,С. Все эти мероприятия были направлены на привлечение женщины к управлению государством. В 1924 г. Была опубликована вторая Конституция [7] советского государства. Она не затрагивает вопросы положения человека - гражданина, мужчины, женщины в обществе. Идеи, которые определяли в дальнейшем построение государства и взаимоотношения государства и человека, положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют. Здесь фиксируются и взаимоотношения центральных органов и местных, их полномочия, но ни в одной статье мы не встречаем пунктов, касающихся прав и обязанностей граждан Советского Союза. Но это совсем не означало, что работа, направленная на расширение прав и обязанностей женщины была утрачена, а наоборот продолжена, но на уровне отдельных законодательных актов. Упор был сделан на создание системы бытового обслуживания, чтобы освободить женщин "от материальных тягот устарелого домашнего хозяйства".
В апреле 1925 г. В июне 1925 г. Бюро ЦК приняло постановление "Мероприятия по усилению работы среди крестьянок" [5, С. В нем указывалось на то, что местные парторганизации должны всемерно содействовать проведению подготовки и переподготовки кадров крестьянок-общественниц, а наиболее активных и способных выдвигать на общественную работу. ЦК указал считать неправомочными и кассировать выборы, прошедшие без широкого участия избирательниц. С 1926 года в Верховном Совете СССР, а затем ив других советах народных депутатов были созданы из состава депутатов постоянные комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства. В женщине пробудилось веками попиравшиеся гордость, независимость, самостоятельность, появился здоровый жизненный оптимизм. А главное — женщина обрела себя как личность.
Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы». В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом. Следует отметить, что в Мариинских гимназиях складывались своеобразные виды и формы внеклассной работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы, встречи с писателями и литературными деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов. Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958. Так закончилась деятельность Ведомства учреждений Императрицы Марии, а также деятельность подведомственных ему учреждений, а богатейший опыт, накопленный ими в обучении и воспитании, был, на долгие года предан забвению 3. Были основаны на систематическом, университетском характере преподавания. Первые курсы открылись в 1878 году в составе словесно-исторического и физико-математического факультетов Санкт-Петербургского университета кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ректором университета, ученым-ботаником, профессором А. Министерство просвещения поставило во главе курсов профессора русской истории К. Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Среди организаторов курсов были Н. Стасова, М. Трубникова, А. К преподаванию в новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в их числе Д. Менделеев, А. Бутлеров, И. Сеченов, С. Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины не моложе 21 года, получившие среднее образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготавливать самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей. В 1886 году Бестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых ходатайств представителей прогрессивной интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был введен ряд ограничений. В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевских курсах насчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях. Проблемы женского профессионального образования в России XIXв. Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки. Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия разработала «Положения о двух типах женских профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних - специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось на всех курсах. Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. К началу ХХ века 1901г. Как отмечает А. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ». Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории: 1 Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре — пять лет.
Победу британские суфражистки отпраздновали 6 февраля 1918 года. В этот день в Соединенном Королевстве подписали акт, позволивший замужним женщинам старше 30 лет принимать участие в голосовании на местных выборах. А до США женское избирательное право добралось спустя два года — в 1920-м. Большевики выступали за равные права для всех. Это заставило многих опасаться, что феминистки сочтут коммунистическую систему более привлекательной и помогут большевикам импортировать ее в западные страны. Лучшим способом избавиться от этой угрозы в зародыше было дать женщинам право голоса. Право оставлять свою фамилию после замужества На протяжении веков вопрос о том, кто является главным в семье, никогда не вызывал сомнений. Поэтому допустить мысль, что жена откажется брать фамилию своего мужа, даже не ставился. Первой, кому такая мысль все же пришла в голову, стала американская суфражистка Люси Стоун. Она вышла замуж в 1855 году и решила сохранить свою девичью фамилию. Стоун оказалась куда удачливее и богаче своего мужа, потерявшего все деньги на инвестициях.
Когда женщины в России впервые получили паспорта?
Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX веков | | Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. |
Дама может: на что получили право женщины за последние 100 лет | Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. |
От "клепальщицы Рози" до Бриджит Джонс История женской эмансипации в России и за границей: | 2 августа 1917 года в России впервые в мире женщинам предоставили избирательные права без каких-либо ограничений по сравнению с мужчинами. |
Ученые: у кого больше прав по закону - у мужчин или у женщин | Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. |
Борьба за права женщин
Чего добились женщины (женские права) | История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. |
Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права | Вернее, далеко не только о самом празднике, а вообще о борьбе женщин за свои права. |
Чего добились женщины (женские права) | Правда, что в СССР у женщин были все права? |
Когда женщинам дали право управлять автомобилем | Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. |
Когда у женщин появились права | Как началась борьба женщин за право на высшее образование. |
Каким было женское образование в Российской империи
Женское образование в Российской империи: история борьбы за диплом / Skillbox Media | Однако борьба за право голоса для женщин была непростой и продолжалась более 100 лет. |
Вы точно человек? | В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. |
100 лет борьбы за женские права: что изменилось - ИА "Финмаркет" | Россия Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. |
Чего добились женщины (женские права)
Большинство населения, особенно женского, прозябало в темноте и невежестве, опутанное религиозными предрассудками и отсталыми взглядами на место и роль женщины в обществе. По переписи 1897 г. Откровенной дискриминации подвергались женщины в правовом отношении. Согласно своду законов Российской империи "жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность" [2, С. Царское правительство упорно сопротивлялось распространению на женщин даже тех куцых гражданских прав, которые провозглашались земской реформой 1864 года и Манифестом 17 октября 1905 года. Экономическая зависимость женщин, отсутствие у них политических и гражданских нрав; деспотизм мужчины в семье; худшие условия труда на предприятиях; неграмотность основной массы женского населения; политическая отсталость, несознательность и темнота, обусловленные вековым бесправием и социальным гнетом, дали основание В. Ленину рассматривать положение женщин в России в качестве одного из главнейших пережитков, остатков крепостничества [3, С. Следует помнить, что процесс освобождения женщин начинался в трудных условиях гражданской войны, экономической разрухи, сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Эта преобразовательная работа осложнялась также косностью мужчин и несознательностью женщин.
Вместе с тем в России имелись факторы, благоприятствовавшие социальному освобождению женщин. Уже в сентябре 1917 г. Во второй главе указываются лица обоего пола, которым исполнилось 20 лет. Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе. В октябре 1917 года рабоче-крестьянское правительство установило 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы. Одновременно было запрещено привлекать женщин к ночным и подземным работам, установлен минимум заработной платы "взрослому рабочему без различия пола" [4, С. Таким образом, в соответствии с декретами советского правительства регулировались брачно-семейные отношения межу мужчиной и женщиной, мужу и жене были предоставлены равные права. Мать и отец так же получали равные права и обязанности в отношении ребенка.
Признание общности имущества, нажитого в браке, обеспечило материальные интересы женщины и закрепило ее равноправие в семье. В декабре 1917 года Декретом ВЦИК о страховании на случай болезни установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы.
В ее команде прозвище носила не только она — так было проще избежать порицания в обществе, которое не считало футбол достойным занятием для женщин. Неудивительно, что в XIX в. Поворотным событием стала Первая мировая война, которая сильно изменила отношение к роли женщины в обществе. Мужчины отправились на фронт, а за станки встали их матери, жены и дочери. Главной задачей британской промышленности стали поставки для армии и флота, поэтому многие предприятия переквалифицировались в военные. Но развлечения после работы оставались теми же — как и до войны, многие работники а теперь уже работницы шли играть в футбол. Так возникли женские команды, самой популярной из которых считалась «Дирк, Керр Ледис». Клуб из Престона был основан в 1917 г.
Команда проводила матчи в том числе и со зрителями, и уже в год основания на рождественскую благотворительную встречу с участием «Дирк, Керр Ледис» пришло около 10 000 человек. Естественно, были и другие команды, причем некоторые проводили полноценные турниры. Например, в последние годы войны на северо-востоке Англии организовали Кубок работниц оборонных предприятий. И на этот раз почти никто не возмущался, что женщины играют в футбол. Регби в помощь После окончания Первой мировой женский футбол вновь попал в опалу. И это несмотря на то, что «Дирк, Керр Ледис» обрел известность и за пределами Англии. Клуб часто ездил во Францию и регулярно принимал гостей с другой стороны Ла-Манша. Это были благотворительные матчи — собранные деньги уходили пострадавшим от войны. Такие встречи пользовались большой популярностью у публики. Один из матчей «Дирк, Керр Ледис» во Франции собрал на трибунах 63 000 зрителей.
А 53 000 на ливерпульском стадионе «Гудисон парк», где в 1920 г. Звезда Голливуда пробует себя в спортивной индустрии Но Футбольная ассоциация Англии ФА видела в «Дирк, Керр Ледис» и других женских командах ненужных конкурентов мужским клубам. К тому же благотворительные матчи не приносили почти никакого дохода организаторам, а чиновники не раз обвиняли клубы в присвоении собранных средств. В результате в 1921 г. Это был сильный удар по развитию женского футбола. Выйти из положения помогли регбисты, на чьи арены не распространялись правила ФА.
Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе. В октябре 1917 года рабоче-крестьянское правительство установило 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы. Одновременно было запрещено привлекать женщин к ночным и подземным работам, установлен минимум заработной платы "взрослому рабочему без различия пола" [4, С. Таким образом, в соответствии с декретами советского правительства регулировались брачно-семейные отношения межу мужчиной и женщиной, мужу и жене были предоставлены равные права. Мать и отец так же получали равные права и обязанности в отношении ребенка. Признание общности имущества, нажитого в браке, обеспечило материальные интересы женщины и закрепило ее равноправие в семье. В декабре 1917 года Декретом ВЦИК о страховании на случай болезни установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы. Этот акт свидетельствовал о признании материнства важной социальной функцией женщины. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами [5. В июле того же года первая советская конституция закрепила эти права. Первая конституция советского периода в 1918 г закрепила юридическое равенство мужчины и женщины. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины. В разделе 4 Конституции 1918 г. Есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти. Политическое право избирать и быть избранным органично было соединено с другим конституционным правом, которое объявлялось обязанностью. Это была обязанность трудиться.
При этом Коллонтай не считала себя феминисткой: в ее понимании феминизм был буржуазным течением, которое борется с последствиями угнетения, а не с его причиной. По ее мнению, при капитализме равенство было невозможно. В 1913 году Коллонтай пишет программную статью «Новая женщина», в которой излагает свой взгляд на то, какой должна быть эмансипированная гражданка. Ее интересы выходят за рамки семейных и любовных переживаний. Это полноценная личность со своими мечтами и увлечениями, которая активно вовлечена в общественную жизнь и обладает такой же сексуальной свободой, как и мужчина. Владимир Ленин в статье «Великий почин» 1919 пишет, что главный враг женщины — домашнее хозяйство, которое ничего не производит, не оплачивается и не приносит пользы обществу. Коллонтай в статье «Семья и коммунистическое государство» 1918 пишет, что брак — «товарищеский сердечный союз двух свободных и самостоятельных членов коммунистического общества», а женщина должна быть свободна от быта. Первая советская Конституция 1918 года законодательно закрепляла равенство мужчин и женщин, в 1919 году был создан Отдел по работе среди женщин — Женотдел ЦК ВКП б , а в 1920-м Советская Россия стала первой страной, легализовавшей аборты. В 1926 году браком стал считаться только гражданский союз, а не церковный. Также предусматривалась простая процедура развода лишь по желанию одного из супругов — в таком случае второго, не явившегося в ЗАГС, уведомляли о расторжении брака по почте. Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы. Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений. В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались. Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы. Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно. А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху». В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами. По мнению исследователей , насаждение равенства «сверху» было преждевременным : несмотря на прогрессивное законодательство, по факту женщины все еще зарабатывали меньше мужчин, были менее образованны и больше заняты домашним хозяйством.
Женское образование в России: с чего все начиналось?
Кроме ограничения права передвижения, женщина, например, не могла без согласия того, в чей паспорт она вписана, пойти учиться или работать. Древний Рим Права женщин. – 124 просмотра, продолжительность: 58:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. Как началась борьба женщин за право на высшее образование. Правда, что в СССР у женщин были все права? Женщины у нас не для избирательного права. Как менялись права и роль женщины — от Российской империи до наших дней.
Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права
Конвенция о политических правах женщин. Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Свадебный обычай, благотворительность и заводские команды: как женщины добились права играть в футбол. 100 лет назад в Англии женские команды не пускали на футбольные арены, а сейчас там проходит Евро. Конституция СССР гарантировала равноправие женщин: «Женщинам в СССР предоставляются равные с мужчинами права во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизн.
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
Берта Бенц — супруга одного из изобретателей автомобиля Карла Бенца — в 1888 году предприняла первое дальнее путешествие на построенном мужем трицикле и преодолела дистанцию почти в 80 км. История говорит, что дама таким образом решила прорекламировать автомобиль, который за два года с момента постройки не вызвал особого интереса у публики. Причем Берта свою авантюру от мужа скрыла и отправилась в поездку, когда тот мирно спал. Советы бывалого: автомобильное путешествие на дальние расстояния. Говорят, на подъемах двигателю не хватало мощности, а бензин постоянно заканчивался — и первыми импровизированными заправками стали аптеки, где жидкость продавалась в небольших пузырьках как средство от кожных болезней. Говорят, именно после этого отважного поступка у Бенца появились первые покупатели.
Этот регулятор успешно работал, выполнял свои функции и менялся государством только в том случае, когда начинал противоречить интересам правящих классов.
Надо сразу отметить, что нормы обычного права в русских крестьянских общинах во многом дожили до нового времени и действовали даже в XIX веке. Роль христианской церкви в изменении статуса женщины трудно оценивать однозначно. С одной стороны, христианство весьма определенно и безоговорочно поставило женщину на второе место, в подчиненное положение по отношению к мужчине. С другой, церковь довольно уважительно относилась к женщине, особенно к женщине — матери и учила этому свою паству. Священники резко осуждали тех мужчин, которые не проявляли должной заботы о семье, вели разгульный образ жизни, изменяли своим супругам. Согласно православным постулатам мужчина именно как глава семьи должен был содержать женщину и оказывать ей внимание и уважение.
Крайне отрицательно относилась церковь к проявлениям насилия по отношению к женщинам как в семье, так и за ее пределами. Явно под влиянием церкви в светском законодательстве появились статьи с серьезными наказаниями за изнасилование. Длительную борьбу вела церковь с многоженством и практикой обращения женщин в наложницы. Так, у самого князя Владимира — «крестителя Руси» — одних официальных жен было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал.
Таким образом, христианство по-своему «упорядочило» положение женщины в русских племенах: отвело ей подчиненное место, но и устранило и смягчило многие дикие пережитки языческих традиций. В некоторых племенах в их число входило не только «умыкание невесты», многоженство, но и человеческие жертвоприношения, где в роли жертв обычно выступали молодые девушки. Тесные контакты Руси с Византией привели к тому, что в законодательстве молодого славянского государства отчетливо прослеживаются следы и заимствования из римского права. Да, самая цивилизованная в мире на то время Восточная Римская империя оказывала заметное влияние на правотворчество в Древнерусском государстве. Однако чего-либо прогрессивного в правовое положение женщин на Руси она, на наш взгляд, не привнесла.
Женщинам были предоставлены все больше политических и социальных прав, включая право голоса, доступ к образованию и профессиональной карьере, право на участие в политической жизни и принятие участия в выборах.
Женщины занимают важные положения в различных сферах деятельности и активно участвуют в принятии решений на государственном уровне. В истории появления прав женщин было много важных этапов, которые повлияли на изменение общественного отношения к роли женщин. Благодаря активной борьбе за свои права и гендерное равенство, женщины постепенно стали приобретать больше свободы и возможностей для самореализации. Основные причины возникновения движения за права женщин Возникновение движения за права женщин связано с рядом основных причин: Патриархальная система Веками женщины были подвержены дискриминации и ограничениям, связанным с патриархальной системой, которая установила главенствующую роль мужчин в обществе. Ограниченные возможности Женщины были лишены равных условий в образовании, трудоустройстве, политическом участии и других сферах жизни, что ограничивало их возможности и самореализацию. Инспирация другими движениями Возникновение движения за права женщин в значительной степени было вдохновлено успехами и идеалами других социальных движений, таких как движение за равноправие рас и движение за гражданские права.
Несправедливые законы и нормы Женщины сталкивались с несправедливыми законами и нормами, которые лишали их свободы, автономии и возможности принимать участие в общественной и политической жизни. Образование и осознание Распространение образования и осознание своих прав и потенциала стали ключевыми факторами для возникновения движения за права женщин. Движение за равноправие Движение за права женщин было частью более общего движения за равноправие и социальную справедливость, которое проникало в различные сферы общества. Первые вехи достижения равноправия женщин История борьбы за равноправие женщин начинается далеко в прошлом. В течение веков женщины были лишены основных прав и свобод, ограничены в возможностях и обязанностях. Однако, несмотря на это, они находили способы протеста и борьбы за свои права.
С 1872 года им открыли двери в медицину. Новая волна борьбы за права началась с революцией 1905 года. Постепенно женщины отстаивали свою свободу, но права голосовать и занимать общественные или политические посты у них не было вплоть до XX века. Борьба за права, которая длилась несколько веков, принесла свои плоды. Женщины в современной России получили то, за что бились их предки. Сейчас Конституция РФ обеспечивает представительниц прекрасного пола теми же правами, которые есть у мужчин, отметила в интервью ОТР директор Авторского психологического центра «Мир Семьи», заместитель председателя совета по правам человека Ирина Киркора. У нас есть определенный ряд ограничений, связанный с трудовыми функциями женщины, позитивная дискриминация называется, чтобы женщины не работали на вредных производствах», — уточнила эксперт. Но даже эти ограничения сейчас пересматриваются, чтобы женщины могли сами выбирать, где им работать. Поэтому с каждым годом девушки осваивают все больше профессий, в которых их раньше не было, отметила Киркора. На государственном уровне [боролись] за избирательные права, чтобы у женщины были права на труд.
Но сейчас, на мой взгляд, каждая женщина в нашей стране считает самым важным право быть самореализованной, возможность быть услышанной и, самое главное, быть любимой», — подытожила зампред Совета по правам человека. Веками русские женщины боролись за возможности, счастье и успех, они вдохновляли тех же американок, которые тоже отстаивали свою свободу. Современные жительницы России сохранили кроткий, но сильный нрав своих предков, и до сих пор вызывают восхищение у соотечественников и у иностранцев. Актеры, певцы, поэты и другие зарубежные деятели культуры адресовали множество приятных слов россиянкам. Их считают самыми красивыми женщинами в мире. Мужчинам нравится, что русские женщины хорошо образованы и тянутся к новым знаниям. При этом они не забывают о важности семьи: девушки заботливо ухаживают за детьми, мужем и в любой момент готовы помочь им словом или делом.
Права, которые есть только у женщин
Многих сознательных граждан беспокоит судьба женщин Саудовской Аравии, которым законом запрещено садиться за руль. Но можно вспомнить, что и в некоторых странах Европы женщины получили, к примеру, право голосовать, сравнительно недавно. Может быть, и за руль их долго не пускали? AD AD Как оказалось, женщина села за руль практически в то же время, что и мужчина. Берта Бенц - супруга одного из изобретателей автомобиля Карла Бенца - в 1888 году предприняла первое дальнее путешествие на построенном мужем трицикле и преодолела дистанцию почти в 80 км.
Тогда люди высмеивали перспективы о том, что женщина может стать врачом или полицейским, и даже составляли карикатуры. И речь идет не об отстающих странах в Азии или Африке. Например, только в 1920 году в США женщины получили право голосовать и быть избранными. Точно такое же право женщины Великобритании получили в 1928 году, Швейцарии - 1971 году. Как можно заметить, женщины долго пробивали себе право на равную жизнь.
Сегодня о таком положении почти никто не задумывается. Разве что в южных странах мужчина до сих пор считается главным и не может быть наравне с женщиной. Именно на таком фоне очень удивляет тот факт, что при выдаче водительского удостоверения не было никакого различия по половому признаку. Например, в США несколько дам получили права в то же время, что и мужчины - в 1899 году.
После войны, когда помимо восстановления хозяйства одной из главных задач был рост численности населения сейчас бы это назвали "стимулирование беби-бума" , советское правительство начало предоставлять женщинам привилегированное положение: была провозглашена установка на сокращение рабочего дня, одна за другой появлялись льготы женщинам с детьми, росли сроки "декретного" отпуска и выплаты по нему. И да, увеличивался список профессий, по которым женщинам работать не рекомендовалось — но это было не притеснением, а наоборот, заботой.
Безо всякой словесной шелухи о "половом вопросе" СССР сделал женщин не просто полноценными членами общества, но и, пожалуй, привилегированной его частью. Независимой России, при всех издержках первых лет после распада СССР, удалось сохранить, а впоследствии и развить эти достижения. Женщины у нас получают высшее образование чаще, чем мужчины — мы едва ли не единственная страна мира, добившаяся такого результата. Дорога во власть Ярко иллюстрируют эту тенденцию результаты последних российских выборов. Характерно, что именно партия с названием "Новые люди" выдвинула в Госдуму наибольший процент женщин — в итоге мандаты получили Сардана Авксентьева, Ксения Горячева и Роза Чемерис. Из других ярких новых депутатов можно назвать Анну Кузнецову экс-уполномоченный по правам детей , актрису Марию Бутину, бывшего ответственного секретаря Совета по правам человека в России Яну Лантратову.
Все они — не просто депутатская массовка, а именно заметные политики с собственным мнением и гражданской позицией. В списках некоторых партий, не прошедших в парламент, тоже было представлено много женщин. Из 10 членов федерального списка "Зелёных" — 4 женщины, в списке "Партии роста" — только женщины.
В-четвёртых, многие надеялись, что реформы Александра II сделают более либеральными и порядки в университетах. По всем этим причинам женщины стремились к тому, чтобы их допустили учиться вместе с мужчинами. Поддерживали их в этом демократически настроенное студенчество и либеральные профессора. Первые «женские походы» в университеты Действовавший ещё с 1835 года университетский устав не разрешал, но и напрямую не запрещал женщинам посещать высшие учебные заведения. Воспользовавшись этой лазейкой, университеты стали допускать девушек на лекции в качестве вольнослушательниц. Вольнослушатели были особой категорией учащихся — они, как и обычные студенты, платили за посещение занятий, но при этом не считались полноправными студентами, не могли без специального разрешения сдать экзамены, чтобы получить диплом. Начались так называемые «женские походы» в университеты Петербурга, Харькова и Киева. Первой стала 19-летняя Наталья Корсини. В 1860 году она начала посещать лекции профессора юридического факультета Петербургского университета Константина Дмитриевича Кавелина. Сам Кавелин сыграл в этом значительную роль: благодаря своему влиянию в совете университета он смог продавить в нём допуск для вольнослушательницы. По тем временам появление в университете девушки могло быть расценено как по-настоящему дерзкий и вызывающий поступок, поэтому поначалу до аудитории её провожали ректор или преподаватель. Среди них немало тех, кто стал первыми женщинами-врачами в России. Неслучайно девушек интересовало медицинское образование — поскольку государственная служба для них была закрыта, докторская практика в ту эпоху представляла собой фактически единственно возможную свободную профессию. Но одной только медициной интересы вольнослушательниц, конечно, не ограничивались. Надежда Прокофьевна Суслова. Другие просто приходили на занятия разных известных учёных. Отношение к появлению в университетских аудиториях вольнослушательниц было разным. Советы Харьковского и Киевского университетов предлагали полностью уравнять женщин в правах с мужчинами на обучение и получение научных степеней, другие выступали резко против этого. А советы Московского и Дерптского университетов и вовсе отказались принимать девушек даже вольнослушательницами. В 1861 году прошли первые в российской истории студенческие волнения, и некоторые вольнослушательницы, например, Наталья Корсини, приняли в них участие. Также многие из них были членами радикальных кружков вроде «Земли и воли». Когда эту организацию раскрыли и стали громить, Министерство народного просвещения дало указание: женщин в университеты не допускать. Принятый в 1863 году новый университетский устав окончательно разбил надежды на равноправие мужчин и женщин в образовании. Университеты были провозглашены чисто мужскими учебными заведениями. После этого женщин стали пускать в университеты только в качестве большого исключения. За неё походатайствовал и оплатил её обучение оренбургский генерал-губернатор, потому что ему для местного мусульманского населения требовалась женщина-врач. Дебаты «за» и «против» вольнослушательниц После принятия нового университетского устава споры по поводу высшего женского образования в российском обществе не исчезли. Те, кто не желал видеть в университетах женщин, открыто приводили аргументы, которые в наше время кажутся абсурдными и оскорбительными, да и тогда многих возмущали. Некоторые, например, профессор Петербургского университета П. Георгиевский, боялись, что приём студенток приведёт к росту преждевременных и неравных браков и дальнейшему распаду семейного быта. Были и те, кто опасался, что женщины «отберут» места в университетах у мужчин, «лучше подготовленных и имеющих большее право на приём в университет». Об этом писал, в частности, профессор Варшавского университета Г. Другие переживали за «судьбу науки»: «Нравственный облик большинства наших студентов и студенток ещё таков, что сближение в стенах наших высших учебных заведений этих разнородных элементов послужит не в пользу, а прямо во вред не только учащимся в них, но и самим заведениям. Они обратятся в арену сходбищ и беспорядков, а наука отойдёт на второй план». Профессор Г. Тимме в обращении к Министерству народного просвещения. Социально-историческая судьба Но больше всего представители антиженского лагеря боялись, как отмечал профессор В. Хвостов, что с обретением равных прав женщины потеряют присущие им качества и станут похожими на мужчин. Изображение: Николай Ярошенко, «Курсистка», 1883 г. Пусть женщина идёт наравне с мужчиной: она приобретёт силу, которая везде ей пригодится и во всём возвысит её внутреннее достоинство. Московские ведомости. Социально-историческая судьба Дальнейшая борьба и мизерная уступка Хотя царское правительство чётко высказало свою позицию, активистки продолжили добиваться права посещения университетов. Они учреждали съезды, писали прошения, лично общались с чиновниками просвещения, но всё — безрезультатно. Так, в 1867 году женщины из Петербурга, Смоленска, Москвы, Тифлиса, Киева, Екатеринослава, Керчи подали ходатайства в Министерство народного просвещения с просьбой допустить их в университеты. С представительницами движения даже встретился министр просвещения Д. Толстой, но ничего из этого не вышло. Стасова о разговоре с министром народного просвещения Д. Цитируется по: Яковкина Н. Конради вместе с Д. Менделеевым и И. Сеченовым возглавила обращение 400 женщин в администрацию Петербургского университета. Они просили провести переговоры с Министерством народного просвещения о создании специальных совместных курсов. На это им ответили, что русские женщины недостаточно подготовлены для изучения университетских программ. Единственным послаблением властей стало разрешение на создание высших женских педагогических курсов и акушерских курсов при Санкт-Петербургской Императорской Медико-хирургической академии последние через пять лет получили новое название — «Высшие женские врачебные курсы», но уже в 1881 году их закрыли. Полученное на этих курсах образование не позволяло пойти в карьере дальше земских учреждений, созданных в рамках либеральных реформ шестидесятых годов XIX века. А земские врачи, как и учителя, чаще всего получали мизерную зарплату, иногда работали почти на голом энтузиазме. Сами земские управы, кстати, испытывая острый недостаток врачей, учителей и других специалистов, ходатайствовали о предоставлении женщинам права на высшее образование. Тем не менее доступ женщинам в вузы практически полностью оставался закрыт вплоть до революции 1905—1907 годов. Но, несмотря на это, они продолжали надеяться и бороться. Например, в 1901 году группа из 300 женщин обратилась в совет Томского университета с просьбой допустить их к совместному со студентами слушанию лекций. Дальше ректора это прошение не пошло. Где всё-таки могли учиться женщины до революции Когда государство полностью закрыло доступ женщинам в университеты, у них оставалось только два способа получить высшее образование: за границей или на высших женских курсах. Но курсы стали открываться лишь в семидесятых годах XIX века. Заграничные университеты Этот вариант могли позволить себе очень немногие — те, кто располагал необходимыми средствами и поддержкой родных. В Цюрихе, например, в 1873 году обучались 103 россиянки. Уезжали за образованием также в Берлин, Париж, Кёнигсберг. Правда, получение диплома там было лишь первой ступенью. Чтобы его признали в России, выпускницы иностранных вузов по возвращении сдавали здесь экзамены за университетский курс заново. Кенигсбергский университет «Альбертина», Прусия, 1913 г. Фото: открытка, издательство L. Желание девушек учиться было настолько сильным, что за границу ехали порой без достаточных средств, тайком от родных и даже не окончив среднее образование. Не все достигли поставленной цели. Российские власти увидели проблему и в этом женском паломничестве за образованием. Дело в том, что некоторые российские студентки за рубежом не ограничивались научными интересами и активно общались с политическими эмигрантами, даже вступали в Первый интернационал — международное товарищество рабочих. В 1873 году была созвана специальная комиссия. В неё вошли министры внутренних дел и народного просвещения, а также руководители III и IV отделений канцелярии его императорского величества — первая занималась политическим сыском и цензурой, вторая — вопросами благотворительности. Комиссия не придумала ничего лучше, кроме как создать в стране женские курсы при университетах строго определённой историко-филологической направленности. Они-де и должны были отвлечь россиянок от разлагающего влияния западных вузов. Вслед за этим последовало скандальное положение-ультиматум российского правительства. В нём россиянок, обучающихся в Цюрихе, власти обвинили в распутном образе жизни и требовали от всех заграничных студенток вернуться домой до 1 января 1874 года. В противном случае девушкам грозили, что они не смогут поступить в России на службу по специальности смешно: ведь это и так было практически невозможно , а сдавать экзамены им будет запрещено. Их также пытались убедить, что в России им гарантируют возможность получить научные знания. Постановление отменили только в 1886 году через 13 лет , и тогда в вузы Швейцарии вновь потянулись абитуриентки из России.
Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права
Женщины России проделали огромный путь от момента, когда не имели никаких «взрослых» прав, до современности. Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. Основателя московских Высших женских курсов Владимира Герье волновали вопросы равноправия, много сил и времени он посвятил борьбе за право женщин получать образование в России на равных основаниях с юношами. Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день.