Армия Саудовской Аравии находится в состоянии повышенной готовности. Причиной этому стало столкновение с хуситами в Йемене.
Саудовцы предлагают хуситам зарыть топор войны
Суть конфликта в двух словах: независимые северяне воюют с южанами/вассалами ОАЭ, СА и других стран. Ситуация в Йемене вошла в переговорное русло сразу после того, как Иран и Саудовская Аравия сначала в Пекине договорились о нормализации отношений, а потом уже на месте стали заниматься урегулированием всех своих противоречий в конфликтах на периферии. Правительство Саудовской Аравии признает, что не существует жизнеспособного военного решения проблемы контроля хуситов над северо-западом Йемена. Согласно данным Bloomberg, глава МО Саудовской Аравии Халед бен Салман Аль Сауд отправился в столицу США, чтобы обсудить ситуацию в Йемене, а также последствия палестино-израильского конфликта.
Арабы наносят США стратегическое поражение
Уход Саудовской Аравии, который не включает в себя какое-либо соглашение или, по крайней мере, молчаливое понимание с хоуситами, может подтолкнуть последних к попытке захватить бОльшую часть страны, тем самым ввергнув Йемен в новую спираль конфликта. Коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, опасалась, что дальнейший успех хуситов даст их соперничающей региональной власти и государству с шиитским большинством Иран Ирану точку опоры в Йемене, южном соседе Саудовской Аравии. 11 августа 2015 года войска Саудовской Аравии, ОАЭ и силы лояльные экс-президенту Йемена Абд Раббу Мансуру Хади установили контроль над Аденом и многими городами юга страны.
Спецоперация Y: Обострение на Аравийском полуострове
По словам Казанцева, даже, казалось бы, позитивное улучшение отношений Ирана и Саудовской Аравии может привести к более острому противостоянию Ирана с Израилем, что только усугубит обстановку в регионе. По оценке ООН, с 2014 по 2021 г. Из них 150 000 погибло в ходе боев, а остальные — в результате вызванных войной голода и болезней. Нынешнее перемирие может стать достаточно длительным, так как за ним стоят Китай и Иран, являющиеся гарантами йеменского урегулирования, считает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Одним из условий нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией было то, что хуситы должны перестать быть опасными для саудитов. При этом, добавляет эксперт, влияние Ирана на хуситов преувеличено — несмотря на зависимость от Тегерана в поставках оружия, повстанцы являются самостоятельной политической силой, которая понимает необходимость изменить свое положение и избавиться от длительной блокады, нанесшей большой ущерб.
Как вы уже поняли, дальше начинается геополитика.
Проблема Аденского залива Так бы и оставался Йемен с его хуситами глубоко локальной и никому неинтересной историей, если бы не Аденский залив, вдоль которого растянулся юг хуситского Йемена. Далее корабли заходят в Аденский залив, потом в Красное море, потом в Суэцкий канал, после чего попадают в Европу. Путь по этому тракту составляет около 24 суток или 10 000 морских миль. Поэтому решено было выбрать куда более простую тактику — атаковать один из важнейших мировых торгово-логистических маршрутов. Формально хуситы объявили, что будут атаковать корабли, направляющиеся в Израиль, как месть за блокаду и удары по Сектору Газа. Но лиха беда начало — под горячую руку стало попадать всё, в том числе и российские суда.
Если вы немного в курсе, большая часть торговых кораблей плавают под флагами малоизвестных маленьких государств, например Панамы или Либерии так называемые «дешёвые флаги», меньше налоговых и прочих издержек. Понять, чей корабль и куда плывёт без точной и достоверной информации нереально. В итоге под раздачу попадают все подряд, досталось и российскому судну. Хуситы использовали ракеты береговой обороны, а потом задействовали и катера с лёгким ракетно-пушечным вооружением и дроны. В общем, основные ресурсы Йеменских ВМС и береговой обороны. Разведку водного пространства также ведут радарами береговой обороны, и ими же наводят ракеты.
Подготовка и проведение пришлись на ночь с 11 на 12 января. По сообщениям хуситов, ударам помимо ожидаемых объектов стали и три международных аэропорта, в том числе и столичный рядом с городом Сана. Ожидаемые последствия Точных данных о количестве и массе ракет и снарядов прилетевших по Йемену нет — очевидно, это «Томагавки», крылатые ракеты и, вероятно, корректируемые авиабомбы. Хуситы поспешили заявить о том, что урон инфраструктуре береговой обороны незначительный, и они готовы продолжать.
Большинство экспертов полагают, что власти в Вашингтоне и Лондоне, нанеся удары по объектам хуситов в Йемене, пытаются заработать политические очки. Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов отмечает, что коллективный Запад не в первый раз действует неправомерно.
По его словам, последние шаги могут быть связаны с грядущими выборами президента США. По его мнению, Байден не может позволить себе общаться с избирателями, «имея имидж президента-неудачника». Такова цена власти, за которую Байден и демократы будут держаться зубами, а расплачиваться — простые люди», — добавляет аналитик. С одной стороны, они заявляют о своих весьма миролюбивых намерениях и при этом даже пальчиком грозят Израилю, а с другой стороны, США откровенно никак не сдерживают свою «руку» на Ближнем Востоке, а этой «рукой» является Израиль», — поясняет политолог. Вместе с тем, по его словам, ночные удары «Ансар Аллах» могут осложнить отношения США с их ключевыми партнерами в регионе — Саудовской Аравией и ОАЭ, которые в 2015 году сформировали коалицию для борьбы с йеменскими повстанцами.
Прилет делегации из Саудовской Аравии в столицу Йемена — хороший знак, возможно, говорящий о том, что не за горами не просто очередное временное перемирие, а полное прекращение боевых действий. Йеменские повстанцы-хуситы на встрече с дипломатами подчеркнули, что их движение тоже стремится к миру и хочет свободы и независимости для всех граждан страны. Мохаммед Абдул-Салам , глава делегации хуситов: «Наши справедливые требования — полностью прекратить агрессию, полностью снять блокаду, выплатить зарплату всем йеменским служащим и предоставить им права на доходы от нефти и газа, а также вывести иностранные силы из Йемена, выплатить компенсацию и профинансировать восстановление страны». Эксперты по Ближнему Востоку считают, что сейчас противоборствующие силы максимально близки к тому, чтобы закончить войну.
И главная причина — это глобальные политические изменения в регионе.
Ситуация накаляется: в конфликт на Ближнем Востоке втянулись хуситы Йемена
Несмотря на несколько интервенций Саудовской Аравии в Йемен, повстанцы по-прежнему контролируют северную часть республики. США и Великобритания напали на Йемен: причины и последствия, что известно о конфликте. Йеменский конфликт для Саудовской Аравии — это в первую очередь усиление собственных позиций и сохранение влияния на Йемен как на территорию интересов королевства.
В чём заключается суть конфликта в Йемене? И какую роль в нём играют Саудовская Аравия и Иран?
Делегация Саудовской Аравии направится в Сану на следующей неделе для заключения соглашения с Йеменом, 7 апреля сообщает Reuters со ссылкой на два информированных источника. Белый дом обосновал свое решение заблокировать резолюцию о военных полномочиях в Сенате, которая положила бы конец поддержке Вашингтоном боевых действий Саудовской Аравии в Йемене. Зачем США и Британия атаковали хуситов в Йемене: история конфликта. Еще одной причиной стала гибель четверых саудовских солдат в провинции Джизан на границе с Йеменом.
Полуостров бурь: зачем Саудовская Аравия начала войну в Йемене
Основным же требованием была отставка правительства во главе с президентом Абд Раббу Мансуром Хади, которое открыто обвиняли в коррумпированности, а также прекращение вмешательства Запада в дела страны. Конфликт быстро перешел в вооруженную стадию, а к концу января хуситы уже захватили ключевые здания в столице Сане, взяли под контроль обширные территории в самой заселенной части страны, после чего президент Хади подал прошение об отставке и был заключен под домашний арест, а затем бежал в Аден важный порт на юге страны , а впоследствии — и за границу. Новый виток вооруженного конфликта в Йемене начался после того, как в конце февраля 2015 г. Саудовская Аравия пошла на открытое военное вмешательство, оправдывая его намерением восстановить в Йемене законную власть и вернуть в президентское кресло избранного главу государства. Принц Мухаммед бен Сальман был активным сторонником ее проведения, рассматривая успешное осуществление наземной операции не только как единственное средство ликвидации нарастающей шиитской угрозы на южных рубежах Саудовской Аравии, но и как механизм поднятия своего рейтинга в глазах мирового сообщества как фигуры, способной осуществлять масштабные проекты с участием многонациональных международных сил. То есть КСА фактически выступила в роли ближневосточного аналога « регионального жандарма ». Алексей Сарабьев: Ближний Восток на новом витке эскалации войны в Йемене Операция под кодовым названием «Буря решимости» «Decisive Storm» началась в ночь на четверг 26 марта 2015 г.
Интервенты постепенно закрепились в южных провинциях, начав с боями продвигаться на Север. Основу коалиции составляли подразделения вооруженных сил ОАЭ, а также сторонники «Народных комитетов», которые выступали на стороне президента Абд Раббу Мансура Хади. Общую позицию озвучил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, когда сказал, что все эти действия на территории Йемена ведутся « для сохранения его единства и суверенитета ». На стороне хуситов выступил шиитский Иран. Эр-Рияд утверждает, что Тегеран наряду с политической и финансовой поддержкой долгое время помогает хуситам оружием и боеприпасами; ракетами, которые летят в сторону Саудовской Аравии из районов расположения хуситов, их тоже снабжает Иран. Хуситы находятся почти в такой же ситуации, как Хезболла в Ливане — обе группировки являются главными силами в своих странах, однако текущие политические и демографические условия не позволяют им управлять государством единолично.
Геополитические причины йеменского конфликта Разумеется, одним из основных действующих лиц в данном конфликте является Саудовская Аравия, для которой Йемен, с которым она имеет общую протяженную границу на юге, особенно важен. Распространение иранского влияния на этот горный регион, расположенный непосредственно на юге от Саудовской Аравии, Эр-Рияд воспринимает как серьезную проблему безопасности. К тому же, захват боевиками-хуситами ряда имеющих стратегическую важность объектов экономики страны, а именно нефтедобывающей инфраструктуры, электростанции в Марибе и портовых городов на Красном море, крайне невыгодно КСА. Дело в том, что экономическое усиление хуситов, которое могло произойти за счет экспорта углеводородов, в сочетании с военными успехами создавало опасный прецедент. А обнаружение энергоносителей на своей территории вполне могло бы вдохновить шиитское население южных провинций Саудовской Аравии на попытку пересмотреть свой внутренний политический статус в виде требований дополнительной автономии или даже попытки отделиться. И для всего этого вовсе не потребовалось бы наличие «третьей силы» в виде «руки Тегерана», которой так опасаются арабские страны.
Ведь хуситы олицетворяют изменение в балансе власти в Йемене и даже на Аравийском полуострове, которое открыло дверь для Ирана, как крупного игрока в регионе, который еще недавно был сферой исключительных интересов Саудовской Аравии. А усиление роли Тегерана совсем не нужно Эр-Рияду. Есть еще одна версия того, почему КСА так заинтересована в продлении своего пребывании в Йемене. По некоторым оценкам, согласно анализу космических снимков южноаравийского региона и пробных бурений там, в пограничной зоне между Йеменом и Саудовской Аравией может находиться гигантский нефтеносный бассейн, содержащий объемы нефти сравнимые с пятой частью запасов углеводородов у северного соседа. Поэтому многие аналитики утверждают, что в планах Саудовской Аравии сделать из Йемена своего рода « вассальное государство », которое будет зависеть от нее. Эта версия не далека от реальности, и здесь хотелось бы привести доводы экономиста, доктора политических наук Принстонский университет Уильяма Энгдаля; а также американского политолога и исследователя Фила Батлера.
Ситуация с добычей и экспортом нефти и привлечением иностранных компаний в страну не будет нормализована, пока не закончится военный конфликт в этой стране. Однако учитывая тот факт, что на стороне йеменского государства выступают племенные группы с севера страны, в то время как Саудовская Аравия снабжается оружием практически всеми странами западного мира, определение «конфликт» представляется автору неточным. Скорее, утверждает он, «речь идет о карательной операции, в ходе которой 2,5 млн человек стали беженцами, в то время как еще 20 млн испытывают перебои с доступом к провизии, медикаментам и питьевой воде».
И там решили провести показательную порку «местных племен» в отработанном колониальном стиле.
И выразил опасение, что это ни к чему хорошему не приведет. Премьер Великобритании Риши Сунак лицемерно заявил, что удары по хуситам были нанесены превентивно якобы в порядке самообороны. В США президент Байден пообещал повторить удары, «если это будет необходимым». За операцией в прямом режиме времени прямо из больничной палаты наблюдал глава Пентагона Ллойд Остин, счастливо нашедшийся после недельного исчезновения.
Мол, смотрите: все у нас под контролем. В Йемене ракетные удары поразили много мирных объектов, есть жертвы среди гражданского населения. В столице тысячи вооруженных йеменцев вышли на улицы в знак протеста против ночного обстрела. В самих Штатах - у Белого дома и на нью-йоркской Таймс-сквер прошли массовые акции протеста.
Кремль, в свою очередь, осудил ночные удары по хуситам — пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что они нелегитимны с точки зрения международного права.
Во-первых, само наличие нескольких сотен тысяч вооруженных повстанцев на границе с Саудовской Аравией создавало прямую угрозу безопасности королевства — а значит, ставило Эр-Рияд в зависимость от американских оборонных гарантий. Во-вторых, крупнейшие нефтяные месторождения КСА находились в зоне досягаемости ракет и боевых дронов, которые хуситам любезно поставили иранские партнеры, — и хуситы регулярно атаковали эти месторождения. Все это заставляло королевство привлекать США к организации системы ПВО, а также ставило безопасность саудовской нефтедобычи в зависимость от Пентагона.
Наконец, в любой момент обострения двусторонних отношений Вашингтон руками своей «независимой» прессы мог поднять вопрос о нарушениях прав человека в Йемене см. Однако, к сожалению Вашингтона, йеменский конфликт начал разрешаться. Ситуация в Йемене вошла в переговорное русло сразу после того, как Иран и Саудовская Аравия сначала в Пекине договорились о нормализации отношений, а потом уже на месте стали заниматься урегулированием всех своих противоречий в конфликтах на периферии. Как пишет The Wall Street Journal, прибывший в Эр-Рияд глава ЦРУ Уильям Бернс выразил крайнее неудовольствие саудовским коллегам относительно темпов и масштабов их переговоров с иранцами — по его словам, эти темпы «ошеломили» Вашингтон.
Для Эр-Рияда это был выход из крайне убыточного во всех отношениях тупика.
Кто такие хуситы и чего они добиваются? Хуситы — это вооружённая группировка в Йемене, представляющая мусульманское шиитское меньшинство страны — зейдитов. Группа была создана в 1990-х годах для борьбы с коррумпированным, по их представлениям, режимом тогдашнего президента Али Абдаллы Салеха. Своё название они получили от имени основателя движения Хусейна аль-Хуси. Они также называют себя "Ансар Аллах", или "Партизаны Бога". Смерть США. Смерть Израилю. Проклятие иудеям и победа ислама". Это объясняет, почему хуситы атакуют израильские суда в Персидском заливе, говорит Хишам аль-Омейси, эксперт по Йемену из Европейского института мира.
Как хуситы захватили большую часть Йемена Хуситы набрали политическую силу в Йемене в начале 2014 года после восстания против Абдраббу Мансура Хади, преемника президента Али Абдаллы Салеха. Достигнув соглашения со своим бывшим противником Салехом, они поставили перед собой задачу снова привести его к власти. Читайте также: Шиитские повстанцы объявили о захвате власти в Йемене Хуситы установили контроль над провинцией Саада на севере Йемена, а в начале 2015 года захватили столицу страны Сану, вынудив президента Хади бежать за границу.