Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась.
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон
Чаще всего Иверской Божией Матери молятся об избавлении от недугов, утешении в бедах, избавлении от скорби и печали, а также о помощи в разных тяжелых ситуациях. Образ помогает встать на правильный путь людям, которые совершили прегрешения и раскаялись в своих грехах. Были случаи, когда после обращения к образу Божией Матери в семью с покаянием возвращались супруги, а дети уходили из дурных компаний. Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — традиции и запреты Празднование в честь иконы Божией Матери совершается ежегодно 25 февраля. В этот день братия Иверского монастыря с крестным ходом идет на берег моря, где была принята икона. В России образ тоже чтут глубоко и трепетно.
Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты Иверская икона, на которой Богоматерь изображена с младенцем Христом, является покровительницей Москвы. Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в российскую столицу. В праздник в храмах и церквях города проходят службы, на которые собирается много верующих. Совершаются они и во многих других городах России. В день почитания православной святыни верующим нельзя ссориться, конфликтовать с близкими, распространять слухи о других людях.
В том числе русский исследователь византийского и древнерусского искусства Никодим Кондаков 1844-1925 относит создание иконы к XII веку. Иверский монастырь на Валдае Он свидетельствовал: «Указания на древнее предание о том, что св. Между тем, некоторые современные историки считают, что евангелист Лука написал более 20 образов Пресвятой Богородицы, включая те, о которых мы сказали выше. Леонид Успенский, русский иконописец, богослов и искусствовед 1892-1987 , считал, что из этих икон св. Луки в Русской Православной Церкви находятся около 10, в европейских странах — 8, на Афоне — 13. Поясним: Одигитрия в переводе с греческого — Путеводительница. Предание об обретении Иверской иконы Божией Матери очень красивое, напомним его. Примерно в IX веке она находилась у некоей благочестивой вдовы, жившей в Никее, близ Афин. В те времена в Греции буйствовали иконоборцы, уничтожавшие святые образа и запрещавшие людям на них молиться.
Они, вооружённые копьями и топорами, пришли к этой женщине. Один из них ударил копьем по изображению Богоматери, и на месте удара показались капли крови. До сих пор на оригинале видно повреждение красочного слоя. Вдова умоляла пришельцев оставить у нее икону до утра, даже заплатила им деньги. Когда они ушли, она вместе с сыном опустила икону в море.
В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон Иверского, Грузинского.
Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы. Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Однажды Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь.
Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной. Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона. Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Иверский монастырь, Афон.
Фото с сайта sobormihail. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов.
Ныне и присно и во веки веков. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом — в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.
Рубрика: Иконы Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес Узнайте все самое интересное и полезное об Иверской иконе Богородицы, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста Иверская икона — история Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи 8-9 века. В то время на государственном уровне были приняты запреты на почитание икон как таковых. До наших дней не сохранились древние рукописные сведения об обретении Иверской иконы. Есть несколько более поздних по написанию 16-17 век «Сказаний об иконе». В них есть некоторые разногласия по дате появления иконы на Святой горе. Также нет единого мнения, откуда на шее Пресвятой Богородицы в данном иконописном типе появилась кровь. По одной из версий, в правление византийского императора Феофила 9 век эта икона находилась в доме благочестивой вдовы близ города Никея Турция. Выполняя приказ императора-иконоборца по выявлению и уничтожению икон, к ней домой пришли воины. Но когда они пронзили этот образ копьем, в области шеи Пресвятой Девы Марии выступила кровь.
Вдова вымолила у воинов икону и ночью пустила по морю. Икона чудесным образом сама поплыла на запад. Иверская икона Божьей Матери Появление иконы на Афоне Через несколько лет афонские монахи увидели плывущую по морю икону в столпе света. Пресвятая Дева явилась монаху-отшельнику Гавриилу с повелением взять икону и отнести в Иверский монастырь. Братия монастыря вместе с преподобным Гавриилом пришли к берегу моря крестным ходом. Монах Гавриил пошел по воде как по суше, икона стала к нему приближаться. В том месте, где Гавриил вышел с иконой на берег, сейчас стоит часовня с колодцем пресной воды. Это одно из чудес Афонской горы — часовня стоит на песке в нескольких метрах от моря, а колодец имеет пресную питьевую воду. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного храма Иверского монастыря.
Однако икона дважды исчезала из него и появлялась над монастырскими воротами.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. История создания списка с образа «Иверской» Божией Матери восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676). РИА Новости, 1920, 31.01.2024.
Иверская икона Божией Матери 26 октября — чудеса и празднование
В другом случае, икона помогла спасти жизнь людям, оставившим свою машину на опасной дороге, где произошло столкновение двух автомобилей, но их машина осталась невредимой. Есть также предание, что икона помогла вернуть слух человеку, который приложился к ней. В одном случае, муж женщины, молившейся перед иконой, проснулся рано утром и предложил ей пойти в церковь, хотя раньше он не проявлял интереса к церкви. В другом случае, икона помогла зажить рану без боли и кровотечения. Все эти чудеса свидетельствуют о том, что Иверская икона Божией Матери помогает верующим в разных ситуациях и является источником утешения и надежды. Икона также помогает вернуть душевное равновесие после потери близких людей и уберечь от пожара.
При следовании иконы в Россию совершалось необыкновенное событие, о котором передает Никон в своей книге «Рай мысленный» У иноков святогорцев Корнилия и Никифора не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-магометанам.
Они уже было решили вернуться на Афон, но во сне им явилась Божия Матерь и успокоила их, уверив, что они благополучно завершат свой путь. Той же ночью Божия Матерь явилась одному богатому греку Мануилу Константиев и приказала ему помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь за усердие к ней впоследствии даровала ему великие выгоды в торговле. Никон великолепно украсил икону, покрыв её ризой из чистого чеканного золота, жемчугом, алмазами и сапфирами. Стоимость ризы была около 44 тыс.
Предстательство Божией Матери явленное в разных чудесных случаях, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. Позже были установлены крестные ходы в городе Боровичи и Демянске. Кроме того крестные ходы отправлялись в дни престольных праздников: Успения Божией Матери, Богоявления, во Вторник Светлой Седмицы после Пасхи, в честь празднования святаго праведного Иакова Боровичского. Валдайская Иверская икона Божией Матери В 1861 году на чудотворную икону Иверской Божией Матери сделана новая риза; в ней чистого золота 25 фунтов и серебра, чрез огонь золоченного 60 фунтов. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом.
Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 апостолов. В художественном отношения отделка представляла верх совершенства. Весь внутренний уклад монастыря не изменялся и не нарушался вплоть до кровавых событий октябрьского переворота. После 1917 года монастырь стал оскудевать. В 1927 году монастырь был закрыт, а чудотворная икона увезена в неизвестном направлении. Находящаяся в настоящее время Чудотворная икона Иверской Божией Матери написанная ориентировочно в 1854 году как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну, является копией чудотворного образа.
Очертания образа Богородицы разглядела на придорожном камне прихожанка Макариевского храма города Киева Татьяна. Когда-то она сделала аборт, а после того, как пришла к вере, стала заниматься на приходе помощью таким же женщинам. Увидев образ, Татьяна схематично зарисовала его. Позже по благословению митрополита Киевского Владимира Сабодана была написана икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Примечательно, что иконописец не взял денег за работу, поскольку сам чудом остался в живых: его мать хотела сделать аборт. Образ был написан около 1700 года, находился в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Мурома. На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресвятая Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые.
Между лучами представлено 15 сцен из истории Нового Завета.
Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы. Он был привезен в Москву в 1648 году. Встреча была очень торжественной и пышной.
Образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесен в Новодевичий монастырь, где пребывает и поныне. Второй список заказал в 1652 году митрополит Никон, вскоре ставший Патриархом Всея Руси. Список предназначался для вновь построенного им Иверского монастыря на Валдае. Новый список был изготовлен «в меру чудотворной иконы и тем же образом», что и список 1648 года. При этом, став Патриархом, Никон запретил всем иконописцам копировать этот святой образ. Сейчас в России 25 февраля — один из дней, когда чествуется Иверская икона Божией Матери. Александр Трушин.
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме. Икона Богородицы Иверская – одна из важнейших православных святынь.
История Иверской иконы
Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни.
Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес
Иверская икона Богородицы принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия», что преводится как «Указующая путь», «Путеводительница». Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы».
Иверская икона Божией Матери: откуда на лике Богородицы глубокие шрамы
Иконоборцы обнаружили образ и пронзили копьём, из раны потекла кровь, такое изображение Иверской иконы сейчас знают все. Богобоязненная вдова отдала воинам деньги, чтобы они оставили икону нетронутой, она опустила образ Богоматери в море. По преданию, её сын впоследствии стал афонским монахом. Иверская икона Богородицы явила свою чудодейственную силу явно: монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне однажды увидели на воде яркий огненный столп, они стали непрестанно повторять «Господи, помилуй! Благочестивому старцу Гавриилу, жившему в обители, во сне явилась Богородица и сказала, чтобы он передал настоятелю и братии, что у них появится новая покровительница — Иверская икона, но Гавриил должен сам пойти за образом Богоматери по воде. Сопровождаемый пением братии старец Гавриил чудесно прошёл по воде и принял в свои руки Иверскую икону. Монахи трое суток возносили перед ликом Богородицы молитвы, а потом торжественно поставили образ в алтаре, но монах, зажигавший лампаду перед образом на следующий день, не увидел там иконы — она находилась над вратами обители. Её оставили в храме, но икона опять заняла своё место над вратами.
Его дети росли некрещенными. Но мужчина упал в храме на колени перед чудотворной иконой Иверской Божьей Матери, провел много времени в слезах и молитвах. А дома его ждало чудо. Опухоли на телах обоих детей уменьшились вполовину, операция не понадобилась. Сила целительного мира Несколько чудесных случаев исцеления произошли после использования мира, который струится иногда из раны на щеке Богородицы.
Младенец Христос сидит на руках Матери, правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые варианты и оплечные изводы, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа так и слева от Богородицы, чаще он изображается сидящим на левом руке Матери. Иверская икона. Афонский Иверский монастырь Основная богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Молитвенный жест Богородицы — не только выражение Ее личного моления, это и обращенный к зрителю призыв к молитве. Церковное Предание сообщает, что автором первой подобной иконы Богородицы с Младенцем был апостол и евангелист Лука. В середине V века икона вместе с другими святынями была привезена из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что образ поместили в храме женского монастыря Одигон. Рядом с этой обителью был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». Так главная святыня монастыря — икона Богоматери — стала называться Одигитрией. Это первоначальное топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница христиан, наставляющая на верную стезю и ограждающая от врага. Вскоре икона стала одной из самых почитаемых святынь Константинополя. Ее поднимали на городские стены во время нападения врагов. Исследователи полагают, что, возможно, именно с этой иконой по вторникам совершался крестный ход по всему городу. Во время крестного хода регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй! Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»[1] — сообщает Стефан. По молитвам к Богородице перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления. Множество списков чудотворного образа отравлялось в провинции империи и за ее пределы. Иконографический тип Одигитрии быстро распространился по всему христианскому миру; из Византии он попадает на Русь. Согласно одному из вариантов «Сказания об Иверской иконе» во время правления императора-иконоборца Феофила 829-843 годы некая вдова, проживавшая с сыном близ малоазийского города Никеи, хранила у себя дома одну из многочисленных икон Богородицы Одигитрии. Ночью в дом ворвался отряд иконоборцев и один из воинов, желая разрубить икону, нанес по ней удар мечем. Сталь оставила на изображении правой щеки Богоматери след, из которого заструилась кровь.
Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря не названного в тексте Иверским. Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его». Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския... Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц. Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский. Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон. Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач.
История Иверской иконы Богородицы
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, — названа по имени Иверского монастыря на Святой Горе Афон. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей. История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online.