При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи, сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности.
26 августа – День 13‑й кошки, собак и равноправия женщин
День равенства женщин в США | Резолюция об установлении Международного дня женщин и девочек в науке нацелена на качественные изменения в ходе привлечения представителей женского пола в науку. |
«Международный женский день» превратился в «День глобального феминизма» | Смотреть все новости 8 марта: как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права превратился в Праздник весны и красоты. |
Россияне отмечают Международный женский день - 35медиа | Участники вышли с предложением ежегодно отмечать Международный женский день как день борьбы за политическое и социальное равноправие женщин. |
Международный женский день: как появился праздник 8 Марта
Положение женщин в России указывает на гендерное равенство в сфере трудовых отношений, говорится в отчёте российского Министерства труда, который есть в распоряжении РБК. Через два дня равноправки снова пришли ко Львову и лично вручили ему петицию от женских организаций с требованием допустить всех женщин к выборам всех уровней. На следующий день после обнародования декларации Временное правительство получило от Лиги равноправия женщин петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах. Советская власть всегда внимательно относилась к проблемам женщин и предоставила им полное равноправие с мужчинами. В этот день была казнена Жанна д’Арк, одна из самых отважных женщин своего времени. Праздник призван напомнить о равноправии мужчин и женщин, о борьбе с дискриминацией по половому признаку. Тульская служба новостей решила узнать у туляков. Белый дом 26 августа по случаю Дня женского равноправия пригласит руководителей штатов и местных органов власти для обсуждения проблемы доступа к.
Манифест российских феминисток. Татьяна Сухарева: Да пребудет с нами Женская Сила!
Анна провела поминальную службу в честь своей матери, которая занималась организацией женских групп, продвигала идеи дружбы и солидарности женщин. В память о своей матери, Джарвис выступила с инициативой учреждения праздника матерей, она написала письма в государственные учреждения с предложением один день в году посвятить чествованию матерей. Праздник стал популярен во многих штатах, а в 1914 году президент Вудро Вильсон сделал его национальным выходным. Любопытно, что Анна Джарвис до конца своей жизни боролась с коммерциализацией дня матери и даже пыталась упразднить его. День девочек 11 октября празднуется Международный день девочек , это молодой праздник, в 2022 году ему исполнилось десять лет. День девочек был учрежден ООН для привлечения внимания к трудностям, с которыми сталкиваются дети женского пола по всему миру: отсутствие образования и безопасности, насилие, калечащие операции и ранние браки — это только часть опасностей, которым подвергаются девочки. В День девочек ООН призывает ратовать за расширение прав девочек и помощь в реализации их потенциала. Также неофициально День девочек существует в других странах, к примеру 3 марта в Японии празднуется Хинамацури — Праздник девочек, его еще называют Днем цветения персика и Праздником кукол.
В этот день в доме выставляют особых кукол, принимают гостей и дарят подарки девочкам. Девочки с куклами хина нинге в день Хинамацури Фото: masteraikido. Этот праздник был учрежден для содействия женщинам-ученым в их праве на равный доступ к научной работе. В этот день обсуждается вопрос гендерного равенства в науке, а также освещаются успехи женщин в области технологий, математики и инженерии. Девочки с плакатами проекта The Global Goals Фото: unicef. Помимо официально учрежденных праздников, в разных странах есть свои дни для поздравления женщин.
Поэтому, естественно, все эти социально-экономические и политические вопросы требовали своего разрешения. Это правда, что именно она принесла Женский день в нашу страну? После того как в России свершилась Октябрьская революция, Коллонтай была назначена наркомом социального призрения или, как бы сейчас сказали, министром социальной политики.
В частности, одной из ее инициатив было введение в новый советский календарь Международного женского дня. Так что в этом плане Коллонтай, безусловно, внесла главный вклад в учреждение этого праздника у нас. Никто из большевиков не возражал, поэтому особого сопротивления этой инициативе не было. А в дальнейшем, уже в период становления и развития этого праздника, большую роль в его судьбе сыграла Надежда Константиновна Крупская. Коллонтай к тому времени уже была послом в Мексике, поэтому, естественно, влиять на формирование праздника она не могла. Но тем не менее она оказала большое влияние на женский день в его первом формате, даже выпустила несколько брошюр, посвященных 8 Марта. Самым важным моментом здесь, наверное, является то, что Россия не просто ввела 8 Марта после Октябрьской революции, а стала первой страной в мире, которая полностью уравняла женщин в правах с мужчинами — политических, экономических и социальных. Мимозы от Крупской и «мифический» марш — Значит, в России эмансипация победила раньше, чем на Западе! А вы можете привести какие-то наиболее яркие примеры равноправия полов, которые возникли в то время?
У нас же она получила это право сразу же по Конституции 1918 года! То же касается права подачи заявления на развод: многие страны Европы пришли к этому только после Второй мировой войны, а у нас женщина имела право инициировать развод тоже уже в 1918 году наравне с мужчиной. Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие. Большую роль здесь, конечно, сыграла и Клара Цеткин, которая в этот момент тоже активно сотрудничала с российской партией большевиков и Владимиром Лениным, и уже упомянутая Коллонтай, как непосредственный член правительства, поскольку и в 1918 году, и в течение всего периода Гражданской войны она входила в высшее руководство страны и влияла на многие решения. Это связано с тем, что, будучи заместителем народного комиссара просвещения РСФСР, Крупская курировала в том числе и процесс создания праздников. Существует мнение это, скорее, легенда, потому что мы знаем об этом не из документов, а из воспоминаний о том, что Крупской принадлежит авторство такой неотъемлемой детали 8 Марта, как дарение мимозы.
День равноправия женщин Отмечается: ежегодно 26 Августа Ежегодно, начиная с 1971 года, 26 августа в Соединённых Штатах Америки отмечают День равенства женщин, который посвящён ратификации девятнадцатой поправки к Конституции страны в 1920 году. Данная поправка гарантирует право голоса каждому, независимо от пола.
День равенства женщин отмечает достижения борцов за права женщин и напоминает нам об уникальных ежедневных трудностях, с которыми сталкиваются женщины во всём мире. Ещё в начале XIX века женщины Америки, которые обычно не могли наследовать собственность и зарабатывали половину заработной платы мужчины на любой доступной работе, начали организовываться, требуя политических прав и представительства.
Многие люди считают, что это явление заставляет женщину забыть о своем истинном предназначении — матери и жены. Очень часто мужчины относятся к феминисткам как к истеричным мужеподобным женщинам, которым не знакомо понятие женственности. Но ведь именно благодаря феминисткам, женщина сегодня имеет права работать, свободно самовыражаться, принимать решение о рождении ребенка. Поэтому представительницы течения не намерены останавливаться на достигнутом и выступают за дальнейшие позитивные изменения положения женщин в обществе. К этому призывает и сегодняшний праздник. Отважная женщина, сумевшая в свое время превзойти многих мужчин в вопросах дипломатии и военном деле. Как правило, Международный день феминизма отмечают представители общественных движений, политических партий и профсоюзных организаций проведением ряда просветительских и благотворительных мероприятий.
Праздник борьбы или нежности? 8 марта – Международный женский день
Автор: Ольга Волкова Фото: pixabay. Эти работницы боролись против низкой оплаты своего труда и нечеловеческих условий жизни. Кроме требования повысить зарплату, они призывали власти предоставить им равные с мужчинами права. В то время женщины работали до 16-ти часов в сутки и получали мизерную заработную плату. Кстати, активно использовался и детский труд.
В правительстве одни мужчины — их такое положение вещей вполне устраивает, а если бы хоть один кандидат и пообещал изменить его, вряд ли кто-то стал бы за него голосовать — ведь у женщинам право голоса на выборах никто не давал… Вот такие несчастные жительницы Нью-Йорка— в количестве 15 000 человек — вышли на демонстрацию протеста 8 марта 1908 года. Вероятно, именно это событие подсказало известной немецкой коммунистке Кларе Цеткин учредить особый день борьбы за права женщин — и она выступила с этим предложением на Восьмом конгрессе II Интернационала, который состоялся в 1910 году. Предложение было поддержано — и Международный день борьбы за права женщин стали отмечать в разных странах.
Разумеется, отмечали его не цветами, подарками и комплиментами, а акциями протеста с требованием равных прав для женщин. Да и восьмое марта не сразу стало таким днем повсюду. Поначалу американцы отмечали «женский день» в последнее воскресение февраля, французы и россияне — второго марта, чехи и венгры — девятого, австрийцы и немцы — девятнадцатого, а единая дата — Восьмое марта — утвердилась лишь в 1914 году. В нашей стране этот день приобрел еще одно смысловое значение. Какому дню по старому стилю соответствует восьмое марта по новому?
Ещё в начале XIX века женщины Америки, которые обычно не могли наследовать собственность и зарабатывали половину заработной платы мужчины на любой доступной работе, начали организовываться, требуя политических прав и представительства. Женщины должны быть равны мужчинам в социальном, экономическом, юридическом и представительском отношениях.
Безусловно, право голоса - это не единственная мера гендерного равенства. Участие в политической жизни, доступ к образованию, равные права в браке и разводе, а также многие другие факторы также имеют важное значение для обеспечения гендерного равенства.
Существует мнение это, скорее, легенда, потому что мы знаем об этом не из документов, а из воспоминаний о том, что Крупской принадлежит авторство такой неотъемлемой детали 8 Марта, как дарение мимозы. Согласно этой легенде, однажды к ней обратилась одна из работниц фабрики с вопросом, как можно поздравить женщин в этот день. Надежда Константиновна ответила: «Женщины больше всего любят цветы! И выяснилось, что единственные цветы, которые можно найти в этот период, когда еще, как правило, держатся заморозки, — это мимоза.
Так этот цветок оказался «внедрен» в праздник 8 Марта. Но опять же, мы знаем об этом только из воспоминаний, поэтому, насколько это достоверная история, сказать сложно. Я читала, что все началось с так называемого «марша пустых кастрюль», который 8 марта 1857 года провели текстильщицы Нью-Йорка. Эти женщины якобы протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Но некоторые историки, как я успела заметить, опровергают эту версию, поскольку в документах и в прессе якобы нет никаких сведений об этой забастовке. Так где же истина?
А для участниц женского конгресса эта информация была абсолютно достоверной, и никто никогда, вплоть до эпохи маккартизма, не подвергал это сомнению. Более того, в бывшем Институте марксизма-ленинизма, а ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, сохранились газеты, которые рассказывают об этом марше, поэтому говорить о том, что это миф, не приходится. Все, кто заявляет, что это миф, опираются на американскую прессу. Но ведь в этот же период американская пресса, например, писала о том, что коммунисты хотят убить президента Эйзенхауэра, о том, что Советский Союз планирует нападение с использованием подводных лодок и т. То есть в то время появилось много антисоветских и антикоммунистических мифов, так что говорить о том, что этого марша не было, — нельзя. Поэтому большинство историков сходятся на том, что демонстрации все-таки были.
Может быть, конечно, они не были такого масштаба, который в дальнейшем им был приписан, но то, что они имели место и именно 8 марта, — это факт. Праздник передовых пионерок — Встречается мнение о том, что раньше, у самых истоков эмансипации, Международный женский день был посвящен в основном «мужественным» женщинам, которые преуспели в «мужских» профессиях.
День равноправия женщин
Социалисты боролись за равноправие мужчин и женщин (на тот момент эта проблема действительно стояла в мире достаточно серьёзно). Начиная со второй половины 19 века женщины во многих странах мира стали более активными в общественной жизни и начали требовать равноправия. На сегодняшний день, убеждена Арбатова, феминизм в России достиг определённых успехов. Положение женщин в России указывает на гендерное равенство в сфере трудовых отношений, говорится в отчёте российского Министерства труда, который есть в распоряжении РБК. Татьяна Буцкая в эфире НСН заявила, что никаких гендерных ограничений в Госдуме нет, но женщинам по-прежнему дарят цветы и открывают дверь. День равенства женщин 26 августа – повод для продолжения борьбы за равные права женщин во всем мире.
Международный день феминизма отмечают сегодня
В 1921 году в память об участии женщин в февральских событиях на II Коммунистической женской конференции учредили 8 марта как Международный день работниц, в дальнейшем названный Международным женским днем. На сегодняшний день, убеждена Арбатова, феминизм в России достиг определённых успехов. Феминизм появляется на поверхности политической жизни только тогда, когда уровень жизни начинает позволять женщине самостоятельную жизнь. Советская власть всегда внимательно относилась к проблемам женщин и предоставила им полное равноправие с мужчинами. Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней.
Россияне отмечают Международный женский день
Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием. Как война повлияла на положение советских женщин Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании. А также именно в годы войны был введен налог на бездетность. Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании.
Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках.
Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно. В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями.
Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла. В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто. Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности.
Они родились и выросли в разных странах: Клара — в Германии, Роза — в Польше, которая тогда входила в состав Российской империи. Одна — дочь французской аристократки и немецкого школьного учителя, другая — из буржуазной семьи польских евреев.
Но, несмотря на различия, их многое объединяло. Обеих окружающие считали далеко не красавицами, однако они мгновенно покоряли сердца мужчин. Обе разочаровались в институте брака и семейной жизни", — рассказала историк Любовь Космачева. Как Клара Айснер стала Цеткин Клара Айснер, так звучала ее девичья фамилия, еще в юности увлеклась идеями феминизма. На девочку повлияла мать Жозефина, которая была убежденной сторонницей женской эмансипации. Во время учебы в педагогической гимназии Клара познакомилась с беглым революционером из Одессы Осипом Цеткиным. Вместе они посещали тайные собрания социал-демократов в Германии, а из-за гонений эмигрировали во Францию, где у них родились двое сыновей. Клара взяла фамилию Осипа, при этом официально так и не вышла за него замуж.
Конечно, с одной стороны, мы можем говорить о том, что мир меняется, но, с другой стороны, у нас существуют еще достаточно жесткие религиозные и общественные нормы. Все-таки большинство населения выступало за старую систему установленного брака", — отметил кандидат исторических наук Павел Балдин. Там познакомилась со своей первой любовью — социалистом Лео Йогихесом. В гражданском браке они прожили 16 лет, детей у пары не было, хотя Роза мечтала о них. Твое предназначение — это революционная деятельность". И так получилось, что Роза Люксембург никогда не стала матерью", — поведала эксперт. По одной из версий, их познакомила дочь Карла Маркса Лаура Лафарг.
На следующий год его отметили в Австрии, Дании и Швейцарии, где на митинги и демонстрации вышли суммарно более 1 млн женщин и мужчин. Праздник приурочили к 40-летию Парижской коммуны социалистического правительства Франции, продержавшегося всего 72 дня , но сдвинули на день — на воскресенье, 19 марта. С началом Первой мировой войны к требованиям избирательного права и улучшения условий труда добавились пацифистские лозунги и протесты против войны. Но война разобщила представительниц женских движений: пока одни требовали прекращения огня, другие становились сестрами милосердия и оканчивали шоферские курсы, чтобы помогать фронту. Даже внутри социалистических партий шли постоянные споры со взаимными обвинениями. Между тем, для многих женщин политическая повестка отходила на второй план — насущной угрозой стал голод. Хлеба и мира «Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба, — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о событиях февраля 1917 года. И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия». То тут, то там происходят уличные вспышки. Сегодня на Калужской площади толпа разнесла разгромила две булочные. Полиция… действовала «холодным» оружием, то есть кулаками «по шее» и «по зубам»… Были случаи замерзания в очередях», — такую запись можно найти в дневнике писательницы Рашели Хиль-Гольдовскй от 18 февраля 1917 года. Лев Троцкий в своей «Истории русской революции» отмечал , что когда начались протесты, женщины действовали гораздо решительнее мужчин. Вообще женский день в России был учрежден еще в 1913 году, когда 2 марта в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. Однако именно забастовка 23 февраля 1917 года — или 8 марта по Григорианскому календарю по «новому стилю» , вылившаяся в падение монархии, стала тем событием, от которого произошел известный нам праздник 8 Марта, официально установленный в 1921 году. В результате Февральской революции 1917 года российские женщины добились избирательного права — на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах — и стали образцом, на который равнялись британские и американские суфражистки. Однако вскоре международные связи между активистками были разорваны — решение «женского вопроса» в советской России монополизировало государство. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации.
Конкретную дату тогда не установили. Впервые Международный женский день праздновался 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. В 1912 году этот день отмечался в этих же странах уже 12 мая. В 1913-м впервые на митинги вышли женщины во Франции и России. Отмечать праздник 8 марта начали с 1914 года после того, как женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и других стран провели митинги протеста либо солидарности именно в этот день. Историки считают, что выбрана дата именно 8 марта была в память о крупных забастовках работниц текстильных фабрик в США, состоявшихся 8 марта в 1857 и 1908 годах: в 1857-м в Нью-Йорке работницы текстильных фабрик провели «марш пустых кастрюль» — прошлись по городу, протестуя против неприемлемых условий труда и низких зарплат, а в 1908-м забастовка нью-йоркских работниц прошла вновь — маршем прошлись 15 тысяч женщин, которые требовали сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда.
26 августа – День 13‑й кошки, собак и равноправия женщин
Участие в политической жизни, доступ к образованию, равные права в браке и разводе, а также многие другие факторы также имеют важное значение для обеспечения гендерного равенства. Сегодня различные организации во всём мире, не только в США, постоянно работают над тем, чтобы обеспечить женщинам равные права, выступая против подавления и насилия в отношении женщин, а также против дискриминации и стереотипов, которые все еще встречаются в каждом обществе. В День равенства женщин, лучшее на наш взгляд, что можно сделать — это отдать дань уважения удивительным женщинам, которые внесли огромный вклад в движение за права женщин и гендерное равенство. Когда отмечают "День равноправия женщин"?
В прессе штампы «новая женщина», «труженица» и «работница» сменяются «воспитательницей нашей молодежи» и «матерью». По мнению исследователей , при внешней декларации равенства и свободы к 1930-м годам сложилась особая гендерная система в виде советского патриархата. По отношению к женщинам государство занимает патерналистскую роль: за материнский труд оно окружает их заботой и покровительством, беря на себя роль «мужа».
Только теперь женщина должна быть не только матерью — но и активным участником производства. При Сталине государство стало требовать от женщин всего и сразу. Ответственная советская гражданка должна быть не только успешной карьеристкой и труженицей, но и самоотверженной матерью и женой. При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством. Например, в фильме «Женщина» 1932 четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной. Две из них — Машка и Анька — мечтают стать трактористками.
Трактор в сталинском кинематографе часто будет символом индустриализации и будущего. Женщинам приходится отстаивать право на работу перед семьей и патриархальной деревней. Муж Машки даже демонстративно сжигает перед ней учебник по механике со словами: «Знай свое дело бабское — хозяйство да роды! Если 20-е в кинематографе были праздником чувственности и внутренней свободы, в 30-е становится ясно, что «в СССР секса нет» хотя крылатая фраза родилась только в 80-е. Женщина на экране — это не женщина, а «товарищ». Например, в фильме «Член правительства» 1939 чем дальше главная героиня Александра продвигается по карьерной лестнице, тем более строгими становятся ее костюмы, а характер — более «мужским».
А в фильме «Трактористы» 1939 Марьяна, бригадир женской тракторной бригады, оценивает своего жениха не по личным качествам, а по трудовой удали. Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием. Как война повлияла на положение советских женщин Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании. А также именно в годы войны был введен налог на бездетность.
Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость.
Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все.
А вы можете привести какие-то наиболее яркие примеры равноправия полов, которые возникли в то время? У нас же она получила это право сразу же по Конституции 1918 года! То же касается права подачи заявления на развод: многие страны Европы пришли к этому только после Второй мировой войны, а у нас женщина имела право инициировать развод тоже уже в 1918 году наравне с мужчиной. Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие. Большую роль здесь, конечно, сыграла и Клара Цеткин, которая в этот момент тоже активно сотрудничала с российской партией большевиков и Владимиром Лениным, и уже упомянутая Коллонтай, как непосредственный член правительства, поскольку и в 1918 году, и в течение всего периода Гражданской войны она входила в высшее руководство страны и влияла на многие решения. Это связано с тем, что, будучи заместителем народного комиссара просвещения РСФСР, Крупская курировала в том числе и процесс создания праздников.
Существует мнение это, скорее, легенда, потому что мы знаем об этом не из документов, а из воспоминаний о том, что Крупской принадлежит авторство такой неотъемлемой детали 8 Марта, как дарение мимозы. Согласно этой легенде, однажды к ней обратилась одна из работниц фабрики с вопросом, как можно поздравить женщин в этот день. Надежда Константиновна ответила: «Женщины больше всего любят цветы! И выяснилось, что единственные цветы, которые можно найти в этот период, когда еще, как правило, держатся заморозки, — это мимоза. Так этот цветок оказался «внедрен» в праздник 8 Марта. Но опять же, мы знаем об этом только из воспоминаний, поэтому, насколько это достоверная история, сказать сложно. Я читала, что все началось с так называемого «марша пустых кастрюль», который 8 марта 1857 года провели текстильщицы Нью-Йорка. Эти женщины якобы протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Но некоторые историки, как я успела заметить, опровергают эту версию, поскольку в документах и в прессе якобы нет никаких сведений об этой забастовке. Так где же истина?
А для участниц женского конгресса эта информация была абсолютно достоверной, и никто никогда, вплоть до эпохи маккартизма, не подвергал это сомнению. Более того, в бывшем Институте марксизма-ленинизма, а ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, сохранились газеты, которые рассказывают об этом марше, поэтому говорить о том, что это миф, не приходится.
Например, рассказать о женщинах самых «неженских» профессий, пройти тест на знание фактов о положении женщин в обществе, из которого пользователи узнают, что до сих пор запрещено гражданкам Саудовской Аравии и сколько жительниц Афганистана умеют читать и писать. СМИ в ОК также расскажут о том, как женщины, больные раком, справляются с недугом и побеждают.