Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств. На основании Устава Содружества Независимых Государств проводится четкое разграничение, касающееся государств-учредителей и стран-членов Содружества. Статья рассматривает создание, структуру, цели и задачи Содружества Независимых Государств (СНГ), а также его важные достижения, проблемы и перспективы.
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня основания | В декабре 2023 года СНГ отмечает свою 32-ю годовщину со дня своего образования. |
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года | Вестник Кавказа | управление отношениями между некоторыми государствами, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических республик. |
30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств | Датой учреждения Содружества считается 8 декабря 1991 года. |
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств | Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 8 декабря 1991 года в результате подписания соглашения о его создании. |
Образование СНГ
8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии было заключено соглашение о создании СНГ. Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, основано на началах суверенного равенства всех его членов и действует на основании Устава от 22 января 1993 г. СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. Содружество Независимых Государств (СНГ) — это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его распада.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
- СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня основания
- Создание СНГ: что это такое и как это влияло на историю России
- Образование СНГ
- Историческая справка о создании Содружества
- Создание СНГ после распада СССР
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами. Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены.
Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей.
ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. Организации присоединились 25 января 2006 года.
Единое экономическое пространство ЕЭП После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств СНГ Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран. Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте.
Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года "Вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не возможно сегодня, так как экономические принципы и законы ВТО не позволяют сделать это, а мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». Таким образом в 2010 году был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а создание единого рынка было предусмотрено в 2012 году.
Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 декабря 1993 года, а Беларусь - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор о коллективной безопасности был подписан сроком на 5 лет.
Впоследствии это попытаются исправить задним числом, для чего в апреле 1992 года соберут Съезд народных депутатов, но на нём депутаты трижды откажутся ратифицировать Беловежское соглашение, за что в октябре 1993 года будут распущены. По итогу заседания они заявят, что готовы поддержать сепаратистов на условии того, что в будущем соглашении они будут иметь статус равноправных учредителей, которого не было в Союзном договоре. После чего президент Казахстана Н. Назарбаев пригласит сепаратистов в Алма-Ату для принятия совместных решений по данному вопросу. Но на данную встречу решили приехать и другие представители союзных республик, за исключением Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии. Результатом совместных обсуждений стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, заменившей организационно-правовую форму сотрудничества в виде федерации, которой был СССР, отдельным протоколом была создана международная организация СНГ, а также описаны её цели и принципы.
Хотя цели были прописаны достаточно саркастично, так как фиксировали стремление стран-участниц к тому, от чего они ушли в СССР.
Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. Статья 6 Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.
Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.
Бурбулис; от Украины — Президент Л. Кравчук, председатель Совета Министров В. Как уже говорилось, над ним работали российские и белорусские эксперты.
Украинцы в этом почему-то не участвовали Гайдар: «Они подошли к той даче, где я жил, но через порог ее не переступили, не решились». Хотя это странно: как-никак, Кравчук был основным тараном, долбившим Советский Союз.
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
Здесь стоит сказать, что подписанию данного документа предшествовали события, происходившие на территории СССР с середины 1980-х годов. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками и к радикальным изменениям политической ситуации в стране. В результате, в 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, а произошедшие события в Москве в августе 1991 года ускорили процесс распада СССР. Её итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Для совместного решения всех данных вопросов была специально организована встреча глав 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины.
Однако, принимая во внимание историческую общность и связь народов, двусторонние договоры, стремление к строительству государства на демократической основе, намерение продолжать развитие взаимоотношений, базируясь на взаимном признании и уважении суверенности государств, стороны согласились с учреждением СНГ. Далее последовала встреча пяти глав центральноазиатских республик, бывших членами Советского Союза: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Заседание прошло 13 декабря того же года в городе Ашхабад Туркменистан , по его итогу было сделано Заявление. В нём стороны пришли к согласию по вопросу вхождения в состав организации при условии предоставления и соблюдения равноправности субъектов бывшего СССР и признания всех стран, входящих в СНГ, как учредителей. В этом документе были изложены цели и принципы организации.
Республикам предоставлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра. Этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик. Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 года государственный суверенитет провозгласили Российская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990 года. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов. В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 года в Москве группа высших государственных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были нейтрализованы сторонниками нового курса. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране. На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Первые годы существования СНГ в большей степени были посвящены организационным вопросам. В декабре 1991 и январе 1992 года в Минске и Москве на высшем уровне были подписаны соглашения и протоколы, определившие принципы и характер новых взаимоотношений между государствами - участниками Содружества, призванные координировать их усилия в экономической сфере, в оборонной области и военном строительстве, в исследовании космического пространства и защите окружающей среды, в решении многих гуманитарных проблем. На заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, которые были проведены в течение 1992 года, приняты документы, заложившие правовой фундамент строительства СНГ. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств - основополагающий документ организации. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, а также закреплено суверенное равенство всех его членов. Согласно принятому Уставу, Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, в том числе единой валютой.
С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет. Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991—2024, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения. Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы. Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР. Рекомендуем посмотреть видео: Направления деятельности Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических. Основные векторы работы стран Содружества на 2024 год: Поддержка демографической ситуации в странах. Развитие институтов семьи и семейных ценностей. Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью. Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности. Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем.
Базовые документы Содружества независимых государств
СНГ — последний выдох СССР | Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, основано на началах суверенного равенства всех его членов и действует на основании Устава от 22 января 1993 г. |
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств | Для вступления в силу Соглашения о создании Содружества Независимых Государств необходима была его ратификация парламентами стран. |
СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня основания | управление отношениями между некоторыми государствами, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических республик. |
30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств | Статья СНГ (Содружество независимых государств), Информационные технологии в СНГ, 2021 Правительство РФ одобрило соглашение стран СНГ о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, Мишустин утвердил соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области. |
Образовалось Содружество Независимых Государств | До 1991 было единое государство СССР В 26 декабря 1991 СССР распался Дата основания СНГ 8 декабря 1991 г. СНГ был основан главами РСФСР, Беларуси и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща). |
Содружество Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. образование снг кратко СНГ—это объединение независимых государств—бывших республик Советского Союза — для сохранения существующих экономических, социальных, политических и прочих связей и для поддержки друг друга во всех сферах. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.
Базовые документы Содружества независимых государств
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.). СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. 8 декабря после четырехчасового обсуждения они подписали Беловежское соглашение — документ о кончине СССР и о создании Союза Независимых государств — СНГ. управление отношениями между некоторыми государствами, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических республик. Сегодня СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня своего основания.
СНГ: начало или конец истории. К смене вех
К сожалению, этого недостаточно. Ненормально, когда мигранты образуют "гетто" или анклавы, где живут по своим правилам, и это становится причиной обострения межэтнической напряженности. Но и ситуация, когда работодатели ущемляют права приезжих рабочих, - прямое нарушение закона. Сейчас в рамках Содружества требуется выработать четкую, современную систему правил, позволяющую регулировать миграционные потоки и предусматривающую ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов. Необходима разработка единого механизма учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Этот вопрос уже десять лет остается нерешенным, хотя соответствующее межправительственное соглашение подписано в 2011 году. К важным социальным проблемам относятся и те, которые связаны с пенсионным обеспечением граждан бывшего Союза, а также с различными льготами.
В 90-х годах такие вопросы одними из первых стали регулировать на межгосударственном уровне, но за 30 лет в законодательстве всех нынешних участников Содружества многое изменилось. В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ интеграционного объединения - ЕАЭС - были заключены новые договоры, основанные на современных стандартах. Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создать для нее полноценно работающий правовой контур. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем. В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане - официальный, в Таджикистане - язык межнационального общения.
Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии. И, конечно, на Украине - хотя нынешним киевским властям это очень не нравится. Существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ - русский Тридцать лет назад в любой республике бывшего СССР для приезжего не составляло проблемы объясниться с местными жителями на русском. Сейчас он распространен меньше. Но и сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны с нашей страной родственными, культурными, научными, рабочими контактами.
Однако успело вырасти и целое поколение, которое языком Пушкина и Толстого не владеет, а таковых насчитывается не менее 38 миллионов человек. Некоторым он просто не нужен ни в быту, ни на работе, а кто-то, наоборот, даже при желании не имеет возможности его выучить. Сокращение числа русскоговорящих в странах СНГ - тенденция, которой не один десяток лет. Началось все еще в 90-е годы, когда многие русскоязычные граждане были вынуждены уехать из бывших республик СССР. Но нельзя списывать все на демографические и миграционные процессы, во многих случаях дело именно в государственной политике по отношению к "великому и могучему". Более того, формируемую в этом весьма чувствительном вопросе точку зрения можно считать своего рода маркером готовности того или иного государства СНГ двигаться в направлении дальнейшего сопряжения усилий в решении актуальных проблем развития.
Культурная платформа СНГ предполагает разнообразие и взаимообогащение гуманитарных связей народов, которые входят в Содружество. Между тем мы видим порой совсем другие вещи, например, в Киргизии, где идет общественное обсуждение поправок к закону о государственном языке. Новые нормы, которые предлагается в него внести, могут существенно ограничить права русскоязычных граждан. В данном контексте нельзя не отметить, что в ряде государств СНГ историю нашего совместного прошлого сейчас активно пытаются переписать. Любовь к своей Родине - прекрасное и естественное чувство, которое присуще любому народу. Однако одно дело - патриотизм, и совсем другое - радикальный национализм и ксенофобия, насаждение ненависти к другим народам, крайней формой проявления которых становятся оправдание преступлений фашизма, массовых убийств и этнических чисток.
Мы нередко сталкиваемся с возвеличиванием тех или иных исторических персоналий в республиках СНГ только за то, что они "боролись за свободу своих стран против России" в разные периоды ее истории. Так, "национальными героями" в ряде стран пытаются представить того же Гарегина Нжде, который во время Второй мировой сотрудничал с нацистами, идеологов Туркестанского легиона вермахта или басмачества в Средней Азии первой половины ХХ века, не говоря уже об украинских боевиках из ОУН-УПА и других подобных деятелях. И мы хорошо понимаем, ради чего и какими силами подогреваются подобные "ремейки истории", какое воздействие это может оказать на массовую аудиторию. При этом совершенно не важно, являются ли эпизоды глорификации псевдогероев, в той или иной степени действовавших по наущению враждебных России внешних сил, единичными или массовыми, - мириться с такими фальсификациями ни в коем случае нельзя. Что этому можно противопоставить? Конечно, прежде всего - силу убеждения и просвещения, обеспечение прав людей на свободное и мультикультурное развитие и историческую правду.
Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить и укрепить общее гуманитарное пространство, существовавшее у наших народов в течение многих веков. Для этого делается очень многое.
Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Кроме того, в СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные усилия в важнейших отраслях экономики и социального развития, борьбе с преступностью и терроризмом, вопросах гуманитарного сотрудничества и других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.
Едиными постоянно действующими исполнительными, административными и координирующими органами Содружества являются Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделение Исполкома в Москве.
Украина с 2014 года фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации. Организационный этап образования СНГ завершился в 1993 году, когда 22 января 1993 г. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами — участниками СНГ.
На этот раз планировалась, что главы России, Белоруссии и Украины поохотятся и обсудят вопросы снабжения соседей российским газом. И охота, и баня, и пир горой в сплошь покрытой богатыми коврами резиденции действительно были, но днем. А вот начавшееся после этого обсуждение газового вопроса пошло по неожиданному сценарию. Позже Станислав Шушкевич так рассказывал об этом журналистам: «Собрались мы вообще не для этой цели, а мы собрались, чтобы решить топливные проблемы зимние в Белоруссии и Украине. Я пригласил Ельцина на охоту в Беловежскую пущу. Потом решили, что надо уговорить его помочь нам нефтью и газом. И тут мы выяснили, что над ним еще есть начальник, избранный съездом народных депутатов СССР — над президентом России, избранным всем народом. И мы можем просить только Горбачева».
Так решение рядового в общем-то хозяйственного вопроса, а главное — интересы чиновников высшего уровня, которые хотели вырваться из-под центрального управления и стать полновластными хозяевами в своих независимых государствах — повлек за собой государственный переворот. Оказалось, что более логично решать топливный вопрос, решая главный политический вопрос. Так мы и поступили. Так, вообще-то, и должны поступать нормальные политики». От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание.
Владимир Путин позже охарактеризовал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу прошлого века. Было морозно, минус 18 градусов. В жарко натопленном особняке шли споры о том, как решить топливный вопрос.
Страны СНГ на 2024 год
Но самым большим разочарованием стала несостоятельность СНГ в роли гаранта от прямой военной агрессии со стороны других членов Содружества. Россия дважды совершала нападения на другие страны СНГ, пренебрегая механизмами урегулирования, заложенными в его уставе. Первым стал конфликт с Грузией в 2008 году. В результате Грузия официально вышла из СНГ 19 августа 2009 года. Следом за Грузией, в связи с аннексией Крыма и военным конфликтом на Донбассе в 2014 году, рассматривает возможность выхода из СНГ и Украина. Появился и конкурентный интеграционный проект: Молдова, Грузия и Украина заключили соглашения об ассоциации с ЕС. Они значительно продвинулись в этом направлении, получив, в частности, право на безвизовый въезд своих граждан в Шенгенскую зону. Это неизбежно приведет к отдалению этих стран и от СНГ, и от России.
В настоящее время СНГ не обладает реальным влиянием. Оно не гарантирует входящим в него государствам целостности их территорий. Механизмы мирного разрешения конфликтов оказались фикцией. Их непригодность для защиты от прокси-войн, ведущихся через посредство сепаратистских формирований, проявилась с первых дней создания Содружества, в чем пришлось убедиться Азербайджану, Грузии и Молдавии. Как выяснилось в дальнейшем, эти механизмы не защищают и от прямой агрессии со стороны России.
Переговорщики столкнулись с невозможностью примирить взаимоисключающие интересы многих сил, влиявших в тот период на развитие политической ситуации в СССР. Авторы сменявших друг друга проектов оказались под перекрестным огнем критики, в диапазоне от «попытки завуалированного развала СССР» до «наступления на права автономных республик». Сам Горбачев должен был подписать договор как президент СССР, сохранив за собой некоторые полномочия на переходной период, который обещал быть достаточно долгим. Это давало ему возможность для дальнейших маневров. Однако противники подписания ново-огаревского договора, во главе с Борисом Ельциным, видевшим в Горбачеве опасного конкурента, сыграли на опережение: 8 декабря в Беловежской пуще главы трех союзных республик — РСФСР, Белоруссии и Украины — подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
При этом в преамбуле было заявлено, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование». Затем, 21 декабря в Алма-Ате, к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик, «без единой поправки к базовому тексту Беловежского соглашения», — вспоминает Геннадий Бурбулис, участник тех событий. При этом и Алма-атинская декларация абзац 1 и 3 и устав СНГ ст. СНГ было создано именно как «меж», а не «над»-государственная структура, которая должна была обеспечить условия и механизмы для мирного урегулирования возможных конфликтов между вновь образованными государствами. Участники Содружества брали на себя обязательства о взаимном признании «территориальной целостности друг друга и неприкосновенности существующих границ в рамках Содружества». Они также гарантировали «открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации» в пределах СНГ. Вопросы миграционной политики сразу были вынесены на уровень координирующих структур СНГ, а в качестве одной из целей его создания заявлено «содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве». Геннадий Бурбулис, один из инициаторов создания СНГ, считает, что СНГ свою функцию выполнило: «Беловежские соглашения часто называют цивилизованным разводом советских республик.
В мае 2018 года Украина отозвала своих представителей из уставных органов СНГ, 10 августа 2018 года — официально прекратила деятельность своего постоянного представительства в Минске. Рабочий язык СНГ — русский. Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают ее национальным интересам. Совет глав государств является высшим органом Содружества, в котором принимаются решения по стратегическим вопросам, связанным с деятельностью государств-участников в сферах их общих интересов. Совет глав правительств координирует взаимодействие органов власти государств Содружества в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел — основной исполнительный орган, обеспечивающий сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес. Межпарламентская Ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает предложения в сферах деятельности национальных парламентов.
Экономический суд. Исполнительный комитет. Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам. Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики. Этапы деятельности Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества. ВВП в странах бывшего СССР В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже: 1991—1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
Беловежские соглашения | Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, основано на началах суверенного равенства всех его членов и действует на основании Устава от 22 января 1993 г. |
В – 7. История создания снг, цели и принципы снг, членство и система органов снг. | Такие государства как Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан слабы, изолированы и не в состоянии серьезно повлиять на ту или иную тенденцию в рамках СНГ при явной неопределенности позиции самой России. |
Образование СНГ | Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. |
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
- Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
- Создание СНГ после распада СССР
- мировая экономика
- СНГ: начало или конец истории. К смене вех
- СНГ - Статкомитет СНГ
- Как жила страна до Беловежских соглашений
Содружество Независимых Государств
1. Образование СНГ и основные этапы развития сотрудничества государств – участников СНГ. «1». Создается Содружество независимых государств (СНГ) вместо СССР. На основании Устава Содружества Независимых Государств проводится четкое разграничение, касающееся государств-учредителей и стран-членов Содружества.