На форуме «Сильные идеи для нового времени» директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко презентовал программу по созданию дружелюбной среды в образовательных и медицинских учреждениях. Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. / Социальная сфера. Поддержка ветеранов Социальная среда Фонд стремится укреплять связь поколений и сохранять в каждом память об истории страны и её нее. Социальная среда развития играет ключевую роль в становлении личности и формировании ее ценностей, убеждений и поведения.
Характеристика системы «человек – социальная среда»
Свежие и актуальные новости, происходящие в стране, эксклюзивные материалы и мнения экспертов. это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми. Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения.
Социальная адаптация
Если систематизировать изменения социальной среды и способов взаимодействия с ней, которые отличают урбанизированную, внеприродную среду от природной среды небольшого поселения, мы получим следующие особенности. это совокупность отношений и взаимодействий между людьми внутри конкретного общества или группы. Методология и инструменты мониторинга социальной сферы. Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Вести Чувашия
одни из основных факторов, которые удерживают россиян от переезда. Смотреть что такое «Среда социальная» в других словарях: СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой.
Глава1.Социальная среда
Социальная среда – очень важный фактор, влияющий на наше развитие, образ жизни и достижения. это совокупность всех социальных факторов, которые окружают человека и влияют на его жизнь, поведение и развитие. Большая перемена Новости социальной сферы. это то окружение, в котором мы живем, работаем и общаемся с другими людьми.
Материалы номера: Социальная среда
Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти. Задачи, цели и основные направления в социальной сфере Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании. Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики. Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения. Элементы социальной сферы Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов. К элементам социальной сферы относятся: Этническая составляющая.
Важно двигаться от достигнутого, не получится начинать жизнь проект с чистого листа. Поэтому важнее процесс, а соответственно стратегирование, в процессе которого необходимо учитывать наличие продуктивной социальной среды для достижения намеченного.
Социальная среда — это контекст для саморазвития и для реализации проектов, поэтому социальную среду необходимо создавать в каждом проекте, а не только в личных целях. В рабочих проектах необходимо создавать социальную среду для членов команды и для команды в целом, в том числе задействуя экзокортекс в том числе коллективный. Для каждого человека или для каждого проекта рабочего или личного социальная среда будет разной. Социальную среду можно классифицировать по каналам, то есть по источникам получения информации. Классификация каналов можно быть любой, но мы даем пример. С каналами удобно работать, потому что вся практика формирования социальной среды — это управление каналами. Поэтому нет застывшей идеальной социальной среды, но нужно стремиться развивать социальную среду, которая помогает реализовывать свои личные и рабочие проекты. Причем любая секунда жизни человека может быть отнесена какому-то проекту.
Каков процесс развития социальной среды? Исходя из того, что мы никогда не начинаем с чистого лица, то правильнее говорит о развитии социальной среды. А поскольку этот процесс не заканчивается пока он является объектом вашего внимания, то мы говорим о непрерывном развитии социальной среды. Это развитие происходит исходя из неудовлетворенностей, которые сами в свою очередь мы получаем из социальной среды, Поэтому так важно осознанно выделять время на постоянное потребление качественной информации. Это не получится делать все дневное время, но хотя бы несколько часов на систематическое медленное чтение важно выделять. Каждый информационный канал что-то дает, и это что-то желательно осознать. Процесс непрерывного развития социальной среды можно разделить на устранение негативных каналов или сокращаем время воздействия и на тестирование новых потенциально позитивных каналов.
Взятие заложников— форма преступления, при которой происходит захват людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники. Эта форма не только способна нанести ущерб здоровью человека, но и опасна для жизни.
Алкоголизм— хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Развивается физическая и психическая зависимость от алкоголя, психическая и социальная деградация, патология внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Наркомания— зависимость человека от наркотиков, заболевание, при котором жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому насыщению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма. Курение— вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов табак и др. В первую очередь от курения страдают легкие: это одна из главных причин эмфиземы тяжелейшее заболевание легких и рака легких.
Таким образом, подводя итог сказанного, можно утверждать, что проблема изучения социальной среды остается актуальной, и заслуживает пристального внимания. Сама же социальная среда представляет собой сложную систему факторов, оказывающих влияние на формирование личности, ее предпочтения и поведение. В свою очередь, влияя на личность, среда сама претерпевает ее творческое воздействие, т. Список литературы: 1. Асмолов А. Движущие силы и условия развития личности. Богомолова М. Устойчивое развитие социальных систем. Кон И. Энциклопедия, 1983. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Петров И. Личность в контексте культурных потребностей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. Петров Л. Общество и потребности. Петрова С. Социальные потребности и культурные процессы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Поппер К. Сарджвеладзе Н. Тбилиси: «Мецниерба», 1989. Смирнова Г. Сычев Ю. Философский энциклопедический словарь. Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. From Э. The Crisis of Psychoanalysis.
Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности
Keywords: social environment, personality, patterns of social and intrapersonal interactions. К числу наиболее важных и актуальных проблем, к которым постоянно обращаются ученые можно отнести проблему социальной среды, ее влияния на личность и культурные процессы в целом. Затрагивая этимологию понятия можно отметить, что термин «среда» от французского milieu введенный в научный оборот И. Тэном, истолковывается по-разному. В первом случае, под «средой» понимается окружающий мир; во втором — окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.
Причем вначале «теория среды» признавала человека всецело зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным. Сегодня же «среду», в основном, рассматривают в качестве противоположности врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно. Следует добавить, что Я. Икскюль, например, установил, что среда у различных организмов различается не в количественном отношении, а в качественном, вплоть до несравнимости это же имеет место и в отношении среды человека [там же].
Кроме того, употребляют широкое и узкое толкование социальной среды. В узком микросреда , включает непосредственное окружение человека — семью, трудовой, учебный и иные коллективы и группы [13, с. Рассматривая социальную среду, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о взаимодействии личности с социальной средой. Личность от латинского personality сложная категория и истолковывается по-разному: и как общежитейский и, как научный термин, обозначающий в одном случае индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности лицо в широком смысле слова , в другом — устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Несмотря на то, что эти два понятия — лицо как целостность человека persona и личность как его социальный облик personalities — различимы терминологически, они, тем не менее, иногда употребляются как синонимы [3, с. Известны два противоположных взгляда на развитие личности - «средовой» личность формируется в ходе социального опыта и «наследственный» личность формируется и развивается исходя из ее врожденных качеств и способностей. При всей спорности этих позиций вспомним хотя бы культуру, как фактор, оказывающий влияние на формирование личности, групповой и индивидуальный опыт и др. В последнее время, спор между этими двумя концепциями был переведен в плоскость экспериментальных исследований, в частности, исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях, что, в конечном счете, как отмечает А.
Асмолов, привело к появлению различного рода двухфакторных теорий детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения [1]. Самыми распространенными среди них являются: теория конвергенции двух факторов, теория конфронтации двух факторов и концепция взаимодействия двух факторов. Суть этих теорий сводится к следующему. Теория конвергенции двух факторов В.
Штерн , представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности» — то есть, личность выступает и как продукт социальной среды, и как биологического фактора. К приверженцам этой теории относят и Г. Теория конфронтации двух факторов З. Фрэйд, А.
Адлер, К. Юнг, а также Э. Фромм, К. Хорни и др.
Она пыталась решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, и является теорией конфронтации двух факторов, их противоборства. Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу и в результате появилась концепция взаимодействия двух факторов [1].
В этом окружении важны не только люди, но и предметы, формирующие пространственную развивающую среду. Ребенок учится сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, устанавливать связи между ними, делать обобщения, взаимодействуя при этом с другими детьми и взрослыми. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! Мы помогли более 1 900 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинар, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно! Как найти призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб. Предметно-социальное окружение в старшей группе нацелено на подготовку ребенка к школе. Ознакомление родителей с социальным окружением, которое будет взаимодействовать с ребенком, позволит им выбирать учреждения, где его способности могут раскрыться наилучшим образом. Влияние социального окружения на развитие человека хорошо иллюстрирует пример, который известен в психологии как «эффект Маугли» — ребенок, лишенный взаимодействия с другими людьми, теряет ориентиры своего развития и, если процесс затягивается, он не может впоследствии вернуться к нормальной жизни среди людей.
Видео С малых лет детей приучают к тому, что они должны стать частью общества. Создаются искусственные группы по интересам, о которых в зрелом возрасте индивид вряд ли вспомнит, но это оставит свой отпечаток в его подсознании. На сегодняшний день важно быть частью социума, чтобы быстрее и успешнее добиваться своих целей. Человек — часть общества, а общество — часть человека Что такое социальная среда Социальную среду можно описать, как отдельные группы людей, верные своим интересам либо объединенные некоторой идеей, способной влиять на человека. Ее также можно охарактеризовать формированием, деятельностью разных условий существования социальных, экономических, духовных личности, организации, класса. Обратите внимание! Социальность — черты характера и поведения, приобретенные индивидом, находящимся в группе.
Они подвигают его к социуму — общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности. Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников. Определение понятия в психологии и философии Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе.
Структура социальной среды развития Социальная среда развития представляет собой комплексные взаимодействия и влияния, которые происходят в обществе и оказывают воздействие на развитие человека. Структура социальной среды развития включает в себя несколько основных элементов: Семья. Семейная среда является одним из ключевых факторов в развитии человека. К семье относятся родственники, супруги и дети, которые формируют определенные ценности, нормы поведения и образ жизни. Образовательная среда включает в себя школы, университеты, профессиональные курсы и другие учебные заведения. Она предоставляет возможность получения знаний, навыков и опыта, а также формирует у человека систему ценностей и мировоззрение. Рабочая среда включает в себя место работы, коллег, руководство и организационную культуру. Она оказывает влияние на развитие профессиональных навыков, социальную адаптацию и карьерное развитие. Социально-культурная среда. К ней относятся различные организации и институты, такие как музеи, театры, спортивные клубы и общественные организации.
Они предоставляют людям возможности для саморазвития, общения и культурного развития. Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты и интернет, имеют большое влияние на формирование мировоззрения, ценностей и представлений о мире. Социальные сети. В современном мире социальные сети играют значимую роль в формировании социальной среды развития. Они предоставляют возможность для общения, обмена информацией и формирования новых социальных связей. Все эти элементы социальной среды взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на развитие личности. Изменение в одном элементе может привести к изменению в других и повлиять на становление и развитие человека в обществе. Роли и взаимодействие участников Социальная среда развития включает в себя различных участников, которые играют определенные роли и взаимодействуют между собой. Они влияют на формирование и развитие социальной среды и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Среди участников социальной среды развития можно выделить следующие роли: 1.
Общество: общество является основным участником социальной среды развития.
Что такое социальная среда общества?
Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т. Источник: Большой словарь по социологии, проект www. В понятие включают непосредственное окружение личности, совокупность различных макромикро условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. Источник: Социология воспитания [учеб. Выделяют макросреду характер обществ. Поэтому взаимодействие человека с С. Это понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от об-ва к индивиду, а через непосредственный круг общения см.
Сознание и социальная среда. Социальная среда — необходимое и обязательное условие социализации личности. Именно социальная среда политическая, социальная, духовная и другие сферы формирует определенные ожидания в отношении поведения личности. Эти ожидания выражаются в целях, задачах, содержании социального воспитания через соответствующие социальные институты. Социальная среда существует благодаря многочисленным взаимоотношениям ее членов и социальных институтов. Чем больше и разнообразнее палитра составляющих социальной среды, тем интенсивнее ее развитие и разнообразнее условия жизнедеятельности личности.
Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу и в результате появилась концепция взаимодействия двух факторов [1]. Однако личность не пассивный объект воздействия социальной среды, она активно влияет на нее, избирательно относится к внешним стимулам, предполагаемым нормам поведения. В повседневной жизни человек постоянно подвергается объективному влиянию многочисленных элементов социальной среды, ее различных видов, с другой стороны — сам участвует в ее преобразовании и усовершенствовании, изменяя тем самым и самого себя — свою физическую и духовную природу. Иначе говоря, изучая среду, мы получаем представление об источниках формирования духовного мира личности, условиях и мотивах ее деятельности и поведения» [10, с. Следовательно, личность во многом формируется во взаимодействии с социальной средой, в процессе социально-преобразующей деятельности. Учет влияния социальной среды на личность и изучение характера их взаимодействия совершенно необходимы, как при исследовании самой личности, так и культурных процессов в целом, их динамики. Ведь, «... Что же представляет собой социальная среда? По мнению Ю. Сычева, «категория социальной среды свидетельствует о существовании объективного социального окружения по отношению к индивиду, группе, классу.
В структурном плане социальная среда представляет собой социально-экономические, политико-идеологические и бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [11, с. При этом известно, что человек не пассивно воспринимает воздействие среды, а активно и избирательно, в зависимости от социальной роли и своего места в системе общественных отношений. Так, Н. Сарджвеладзе [9], исходя их предельных абстрактно-возможных характеристик личности и социальной среды выделяет следующие конкретно-возможные паттерны социального и внутриличностного взаимодействия: а негэнтропийные тенденции социальной среды — негэнтропийные тенденции личности; б негэнтропийные тенденции социальной среды — рост энтропийных тенденций личности; в рост энтропийных тенденций социальной среды — негэнтропийные тенденции личности; г рост энтропийных тенденций социальной среды — рост энтропийных тенденций личности; д сосуществование или противоборство энтропийных и негэнтропийных тенденций в функционировании социума; е сосуществование или противоборство энтропийных и негэнтропийных тенденций в жизнедеятельности личности. Таким образом, устойчивое развитие социальной системы лучше всего реализуется в условиях, когда и у личности, и у социальной среды преобладают негэнтропийные тенденции, иными словами, когда «организованная личность действует в социально-организованной и структурированной среде». Но следует иметь ввиду, что социальная среда и ее структура формируется из личностей и при непосредственном участии личностей, поэтому тенденции социальной среды определяются соотношением тенденций составляющих ее личностей [2]. При этом сегодня довольно часто высказывается мысль, что среда создается в значительно большей степени спонтанно, нежели по плану. Карл Поппер, к примеру, считал: «... Однако это не означает, что все они сознательно спроектированы и их можно объяснить на основе человеческих потребностей, ожиданий или мотивов. Только немногие институты сознательно спроектированы, тогда как их абсолютное большинство просто «выросло» как неспроектированные результаты человеческих действий...
Теперь мы можем добавить, что даже большинство тех немногих институтов, которые были сознательно и успешно спроектированы скажем, новый университет или профсоюз , никогда не функционируют в соответствии с планом их создания — и это обусловлено непреднамеренными социальными последствиями, которые неминуемо возникают в ходе их целенаправленного конструирования» [8]. Приведенное высказывание, не безосновательно, свидетельствуют, что сегодня ученые довольно скептично относятся к возможности сознательного конструирования социальной среды и ее институтов. Но это вовсе не означает, формирование среды невозможно. Просто изменение формирование социальной среды процесс длительный. Таким образом, подводя итог сказанного, можно утверждать, что проблема изучения социальной среды остается актуальной, и заслуживает пристального внимания. Сама же социальная среда представляет собой сложную систему факторов, оказывающих влияние на формирование личности, ее предпочтения и поведение. В свою очередь, влияя на личность, среда сама претерпевает ее творческое воздействие, т. Список литературы: 1. Асмолов А. Движущие силы и условия развития личности.
Богомолова М.
Soziale Welt, Sonderband 7 1990 : 409-432. Bremer, Helmut, and Andrea Lange-Vester. Soziale Milieus und Wandel der Sozialstruktur. Springer Fachmedien, 2007. Hradil, Stefan.
Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель. На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин "общественное" указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин "общественное", как и "антиобщественное", указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, то есть берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами. Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни. Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим. Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой - означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления. Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально предсказуемым. В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции - средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм. Социальные нормы - это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах. Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание, за нарушение других норм жёсткие санкции. Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Регуляция жизни общества и процесса общественных отношения является основной функцией социальных норм. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека. Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся. Если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. В каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как, например, подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуумами, отклоняющимися от общепринятых социальных норм. Можно различать два типа отклонений: индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры и групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре. В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. При традиционных процессах социализации, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам. Девиантное поведение отдельных индивидов может стать также результатом такого явления как аномия состояние отсутствия норм. Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.
Глава2. Самосознание личности
- Социальная сфера, что это такое, ее элементы и задачи
- Что такое социальная среда развития: определение
- Что такое социальная среда общества?
- Что такое социальная работа?
- Социальная сфера общества — что включает в себя, понятие, примеры
Глава1.Социальная среда
Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда. Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон РФ «О безопасности» выделил ее права и свободы. Угрозами безопасности личности выступают: насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения; манипулирование сознанием и поведением; нравственное развращение и физическое растление; ограничение или лишение общечеловеческих прав и свобод; насильственное подчинение преступным целям и группировкам; использование человека как средства обогащения и т. Субъекты безопасности личности — государство и его институты органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности. Одним из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора , связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими использование средств массовой коммуникации и психофизиологическими гипноз, психотропные и психотронные средства. В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности, предложенная В. Ярочкиным рис. Она помогает разобраться в совокупности опасностей, которые противостоят личности в системе «человек — социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданию неблагоприятных факторов для своего и без того непростого существования. Эти факторы носят прежде всего психологический характер и проявляются в поведении человека.
Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несообразностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и пр. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и пр. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники и т. Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин: из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. Такое несоответствие также может быть постоянным недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр. Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование пропаганду правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором — обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем — социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование. Анализ системы «человек — социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения.
Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях. Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей — важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Важно, какие люди будут удовлетворять эту потребность. Если вы нацелены на успех, стоит позаботиться о том, чтобы в вашем окружении находились те, кто смог добиться успеха или целенаправленно стремится к нему. Сформировать позитивное окружение из людей, стремящихся к своему развитию и желающих освоить востребованную профессию, приносящую хороший доход, вы можете, придя в Академию EdPro на курс «Психологическое консультирование и коучинг». Материал основан на исследованиях: Яшина М. Истоки теоретических воззрений Э. Журавлев А. Социально-психологическое пространство личности. Сабирова Р. Получите бесплатно 15 коучинговых практик для улучшения жизни на каждый день Скачать бесплатно.
Старшая группа населения становится более чувствительной к инфраструктурным дефицитам, особенного с учетом того, что после отъезда детей пожилым людям приходится нередко самим решать широкий спектр проблем. А что с безопасностью? В значительной степени отношение к месту своего проживания проявляется через ощущение личной безопасности. Сегодня каждый десятый из числа опрошенных не чувствует себя защищенным даже в собственной квартире — существенный показатель, учитывая, что это пространство является наиболее контролируемым для человека. Осознание риска возрастает по мере расширения границ до масштабов своего района или всего населенного пункта исключением является центр города, который воспринимается как более защищенный рис. Наиболее сложна в этом отношении обстановка в городах-миллионниках: именно их население чаще, чем средний респондент, не ощущает себя в безопасности. Структура городских районов носит в них более сложный характер, среда менее гомогенна, возможны районы повышенного риска. Согласно проведенному исследованию, значительная часть жителей страны в последние 2-3 года принимала какое-либо участие в подобной деятельности. Вопрос развития рынка труда за счет поддержки малого и среднего бизнеса, формирования возможностей для самореализации, создание качественных рабочих мест является первоочередной задачей городского развития. Основной характеристикой конкурентоспособности города становится то, насколько он способен обеспечить капитализацию человеческого ресурса траектории профессиональной деятельности, уровень оплаты труда, возможности для смены деятельности и реализации своего проекта и т. Характерно, что наиболее распространенная, согласно исследованию, проблема «поиска достойной работы» сегодня актуальна не только для небольших городов, но и даже для миллионников. Жители подтверждают, что многие населенные пункты поменяли свой облик, улучшили инфраструктурные возможности. Вместе с тем, само это развитие носит неравномерный характер — как следствие неравномерности потенциалов регионов в целом. В значительной мере успешные показатели обеспечивают лидеры процесса, и одновременно формируется пласт городов с низким темпом изменений или признаками деградации. Помимо выравнивания социальных показателей актуальной задачей является определение дальнейших путей освоения городских пространств. Прежние типы массовой застройки как наследие индустриальной эпохи теряют эстетическую и ценностную актуальность.
В связи с этим обмен знаниями и опытом с зарубежными учеными и практиками в виде совместных исследований, ознакомительных и учебных практик особенно важен как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов. Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях. Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом. Ольга Бородкина, д. В начале своего существования социологи-основатели хотели понять как можно переустроить мир, а сегодня социология отказалась от такой повестки и занимается только социальной диагностикой. А социальная работа занимается именно этим, т. Ирина Григорьева, д. Разновидностью социальной работы является медико-социальная работа, направленная на охрану и поддержку физического и психического здоровья индивида, коллектива, населения в целом , способствующая достижению ими социального благополучия.