История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Анализ стиха Лермонтова Парус. Стих Лермонтова Парус анализ стихотворения. Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс).
Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания
Он описывает, как в подавленности и растерянности бродит по набережной, замечая вдалеке очертания белеющего парусника. Именно в этот момент и пришло вдохновение, позволившее автору сотворить свой литературный шедевр. В словах юноши выражается вся грусть, которую он испытывал: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит»; «он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой». Эмоции тоски и душевного страдания присутствуют на протяжении всего текста, меланхоличное настроение преобладает с начала и до самого конца. В родившихся строках отразилась полнейшая неопределенность и какая-то неизвестность, несбывшиеся мечты и рухнувшие надежды. Кстати, содержание произведения вдохновило Лермонтова на рисунок, а затем и на написание картины. Это пейзаж, выполненный акварельными красками: на холсте изображено небольшое судно с парусом, которое попало в штормящее море. Критики признали иллюстрацию полноценным художественным комментарием стихотворной версии. Главная тема и идея Главный вопрос, который задает себе герой в строках, отражает вечный поиск самого себя: «Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном? Измученный неопределенностью и желанием обрести стабильность, поэт выражает в теме произведения основные особенности человеческой натуры — страсть, тяга к опасному, любовь к приключениям и романтика. Всего этого нет в жизни молодого человека, а юность проходит безмятежно и однообразно. Все это и привело к внутренней мятежности и недовольству.
В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни. Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма. Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм. Так, анафора прослеживается: что ищет, что кинул. Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют волны, ветер свищет. Имеются в произведении эпитеты, такие как, луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури. Применяется антитеза, в строчках: стране далекой — краю родном. Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта, тревожного жаждущего вечной бури.
Это стихотворение в оригинале звучало начальными строчками только так: «Белеет парус отдаленный…». Лермонтов потом переделал первую строку в произведении, так как ему казалось, что можно сделать лучше и красивее. Именно потому он даже заимел первую строчку у одного писателя, а точнее — Бестужева-Марлинского, который написал «Андрей, князь Переяславский». Именно с этого произведения была взята первая строка — начало произведения Бестужева-Марлинского. В этой социальной сети пользователи с персональными учетными записями смогут загружать контент и обсуждать события дня. Сообщается, что... Прекрасны даже воспоминания об ушедшем чувстве. Лучшее тому подтверждение — стихотворение Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман»... Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге «Бурлаки на Волге» — это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему. На картине изображены рабочие,... Набокова «Лолита». Повествование являет собой своеобразный автопортрет героя, развернутый во времени. Исповед-нический тон, присущий рассказу о запретной любви сорокалетнего мужчины к... Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии... Руссо Ж. Руссо — широко известный французский философ XVIII века, прославившийся на весь мир глубиной своих высказываний, которые нередко становились причиной различных дискуссий и заставляли задуматься каждого. Не стало... История города Санкт-Петербург кратко Во все времена Санкт-Петербург заслужено имел звание самого удивительного, блестящего и порой мистического города. Испытав на себе перевороты, революции и варварскую разруху, Санкт-Петербург до сих пор остается красивейшим городом мира.... Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры Великий русский писатель Александр Иванович Куприн высказал прекрасные слова:» Язык-это путь цивилизации и культуры. С его помощью люди общаются, делятся восхитительными идеями, которые потом воплощают... Сочинение на тему Программист моя будущая профессия Высокие технологии стремительно развиваются. Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы. На данный момент виртуальный мир не только позволяет... Цель: в этом микромодуле вам предстоит уяснить, что государство является центральным институтом власти, важнейшей составной... Сочинение на тему Моя старшая сестра В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.... Сочинение на тему История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее. Огонь костра дает свет,... Гоголя » Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени. В блоке «Эпос»... Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного... Рекомендации к работе с литературой на лето Здравствуйте, уважаемые родители и учащиеся! Хочется сказать несколько слов о том, как работать с литературой в летний период… Прежде всего нужно завести дневник читателя. Он поможет сохранить в памяти и... О комедии Н. Гоголя «Ревизор» История создания этой пьесы связана с именем Пушкина. Задумав написать комедию на тему из русской жизни.
Лермонтова «Парус» Мне очень нравится стихотворение «Парус». Но вчитываясь, ты понимаешь — это призыв к действию. Читаешь и представляешь «парус одинокий тумане моря голубом». А дальше ищешь ответ на вопрос: «Что ищет он в стране далекой?
Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс)
В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова по плану одним из пунктов является определение жанра произведения. «Парус» — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс. Стихотворение написано, когда Лермонтову было семнадцать лет. Учитель просит подвести краткий итог урока — описать деятельность по анализу стихотворения, его место в мировой культуре и смысл. Одним из самых известных стихотворений това является «Парус». Анализ стихотворения.
«Парус» М. Лермонтов
Постоянное движение — неотъемлемая черта живущего полной жизнью человека. В нем заключается цель и смысл жизни. Движение само по себе, по Лермонтову, оправдывает человеческое существование. Достижение каких-то конкретных «земных» целей вторично по отношению к нему.
Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал Эпитеты В поэтическом творчестве описание стихии, душевных порывов, мечтаний всегда сопровождается эпитетами. Использует их и Лермонтов. Парус у него «одинокий» и «мятежный», туман — «голубой», солнечный луч — «золотой», а ветер «свищет» совсем как человек. Вообще поэтика произведения является довольно сложной, потому что «луч солнца золотой» является одновременно и эпитетом, и метафорой. Читайте по теме: Как быстро выучить стих наизусть по литературе? Олицетворение Сопоставление стихии и жизни неизбежно приводит к использованию символических олицетворений. Парус — это молодой человек с мятущейся душой.
Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни. Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма. Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм.
В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта. Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа - цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова Природе у Лермонтова противостоит общественный человек , который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом. Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона. Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус». У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний. А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус». История создания В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива , он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли. Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М. Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали. Тематика стихотворения Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта? Бурные житейские волны.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6
Дуэль состоялась между Лермонтовым и Арсеньевым. Неправда с Мартыновым. Умер в 1841 году. Правда 12. Первый в России памятник М.
Лермонтову расположен в Москве Неправда встают в Пятигорске. Литературы 16. Мирович «Листопад» Задачи: создать условия для - развивать умение. Сценарий встречи в детско-родительском клубе выходного дня «Парус надежды» Тема: «Защитникам Отечества посвящается…» Составители: социальный педагог Звягина И.
Сценарий выпускного бала в детском саду «Парус детства» Выпускной утренник «Парус детства!
Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику. Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения. Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю. Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека. В произведении употреблены цветовые эпитеты.
В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый. Также в описании чувств, поэт употребляет эпитеты «одинокий, далекой», «мятежный» и т. В стихе также встречается инверсии «стране далекой», «в тумане моря голубом», «просит бури», и т. Также мы видим риторические вопросы «что ищет он в краю далеком? Для усиления экспрессии поэт употребляет повторы, анафору «что ищет, что кинул» и синтаксический параллелизм. Особенности стиха В первых двух строках каждой строфы стихотворения описывается природа. Вторые две строчки передают состояние души автора.
В каждой строфе внешние впечатления рождают философские размышления. Лермонтов поразительно легко сочетал романтическое описание пейзажей и философские размышления. Автор отчетливо рисует картину чистого белого паруса на море, удивительно легко сочетает противоположности, такие как солнце и штиль на море со свистом ветра. Романтическое описание прекрасного пейзажа и философские размышления. Его талант позволяет сопереживать лирическому герою, ощутить глубину его переживаний в связи с возникшими трудностями. Поэт мечтает вырваться из оков одиночества и найти настоящий, деятельный покой, позволяющий понимать, что он не напрасно пришел в этот мир. Лермонтов в своем произведении в основном использовал современную лексику.
Исключения составляют архаизмы: струя вода и лазурь небо , и формы слов: парус одинокой и скрыпит старомосковское произношение. Философские размышления и образы каждый читатель может воспринимать по-разному. Автор не дает ответов на свои вопросы. И все же в конце стихотворения поэт ясно выразил свою мысль, что для него лучше буря, чем бездействие. Особую динамику стиха составляют восклицания, риторические вопросы, описания. Глубину размышлений лирического героя подчеркивают многоточия. Стих «Парус» можно смело назвать образцом романтического стиля русской поэзии 19 века.
Отзывы и интересные факты Стихотворение «Парус» — удивительное сочетание романтики и философских размышлений. В нем Лермонтов проявил многогранность и силу своего таланта, а также способность к размышлению над глубокими вопросами бытия. В свои 17 лет небольшим стихотворением молодой поэт проявил себя как поэт, которого ждет великое будущее. Произведение впервые было опубликовано только после смерти поэта в 1841 году. До нашего времени этот стих остается одним из популярных произведений Лермонтова. В 1848 году А. Варламов написал музыку на стих «Парус».
Год спустя также А. Рубинштейн написал музыку. Стих стал романсом. В 1985 году А. Матюхин написал третий вариант музыки на этот стих. До нашего времени многие знают его как песню. Герой одинокий человек и разочарован в жизни.
В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский».
О чем данное произведение? Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом.
Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей. Жанр произведения Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег.
Будучи семнадцатилетним мальчишкой, он создал замечательное стихотворение «Парус». Образы, созданные в этом стихотворении — парус, буря и море — свойственны для такой юной лирики поэта. Если обратить внимание, то перед читателем постоянно представлен морской пейзаж, который в разных строчках стихотворения приобретает разное описание. Первые строчки четверостиший передают нам картину меняющейся морской стихии, а последующие строчки передают чувства, которые складываются после увиденного. В данном стихотворение мы можем найти два образа. Конечно, это парус, рассекающий водные просторы. А также, человек, со своей сложившейся линией судьбы и характером. В написанном произведении мы наблюдаем за несколькими действиями.
Первое действие описывает обычное явление — парус. Он виднеется сквозь туман голубого моря. А второе действие заставляет нас ответить на все те вопросы, которые заданы автором. Возможно, для многих из нас пейзаж с одиноким парусом достаточно обычное явление. Но, на Лермонтова оно произвело впечатление и заставило впасть в размышления. Что кинул он в краю родном? Она создает равновесие и позволяет каждому читателю проникнуться в прочитанные строчки. А вы обратили внимание, насколько плавно и легко читается это стихотворение.
Автор использует несколько звуковых групп, которые помогают читателю прочувствовать и представить происходящее.
"Парус" - моё любимое стихотворение Лермонтова - примеры сочинений
В стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтов использует литературный приём, который называется − антитеза (противостояние, противопоставление, противоположность). 15. Рассмотрим внутреннее звучание центрального образа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 4 класс стоит кратко описать, что хотел донести в своем произведении автор до читателей. Публикация «Анализ стихотворения „Парус“ Лермонтов М, Ю» размещена в разделах. Лингвистический анализ стихотворения това «Парус».
Михаил Лермонтов "Парус" - анализ стихотворения и его философского подтекста
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. ^^^1 вариант анализа стихотворения (230 слов)Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году, в самом начале творческого пути Лермонтова. Анализ стихотворения Лермонтова “Парус” Со стихотворением великого русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” я познакомился в далеком детстве. стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается одиноким и мятежным, а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. В анализе стихотворения Лермонтова следует отметить, что главный герой – парус – это не просто средство передвижения по морю.
Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. "Парус": главная тема и образы
Образ паруса раскрывается во взаимодействии с традиционным образом моря: конфликт паруса и моря — это конфликт человека и жизни. Корабль «в тумане моря голубом» такой же одинокий и ищущий, как человек, брошенный в житейское море. За образом паруса, который раскрывается во взаимодействии с образом моря, в стихотворении М. Лермонтова скрываются переживания лирического героя. Многие поэты в своих произведениях обращались к «вечным» вопросам.
Например, С. Есенин в стихотворении «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и А.
Пушкин в произведении «Вновь я посетил…».
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Перевод Вот уже несколько недель, как мы расстались и, может быть, надолго, потому что впереди я не вижу ничего особенно утешительного; однако я всё тот же, вопреки лукавым предположениям некоторых лиц, которых не стану называть.
Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря: Белеет парус одинокой… По мнению лингвиста Николая Шанского , три четверостишия «Паруса» гораздо лучше, нежели письма, объясняют то состояние душевного смятения, в котором пребывал поэт летом и осенью 1832 года [4]. Отдельного изучения удостоилось предполагаемое место написания стихотворения. Так, академик Дмитрий Лихачёв , вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира [5].
Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений 1840 [7]. Основная тема[ править править код ] Лермонтов. Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным , который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду».
В столь сложное для себя время поэт решает прислушаться к совету бабушки. Он становится студентом юнкерской школы, что приравнивается к современной жизни в военном училище. В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова в сочинении, связанном с жизнью писателя, хотелось бы отметить ряд противоречий в биографии поэта. Одни историки склонны верить ранее представленной версии о том, что Михаил Юрьевич сам бросил учебу. Другие же уверены в том, что его безалаберное поведение в университете стало причиной принудительного окончания ВУЗа в Москве. Лермонтов по «Парусу» анализ стихотворения не составлял, а также не комментировал те сложные события в его жизни. Поэтому подлинная история создания стихотворения остается предметом спора историков и литераторов. Парус: средства выразительности Михаил Юрьевич использовал популярные средства выразительности в своем знаменитом стихотворении. Благодаря богатому литературному языку автора, что подтверждается в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 9 класс, произведение получилось ярким, запоминающимся, глубоким и легким одновременно.
Чтобы понять, в чем секрет творчества поэта, требуется проанализировать, какие использовались в «Парусе» Лермонтова средства выразительности, и почему автор выбрал именно их. Опытному читателю сразу бросается многообразие эпитетов. Их можно подробно разобрать в анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 7 класс. Среди примеров: «одинокий» парус , «голубом» о морском тумане , «золотой» про луч солнца. Если изучать «Парус» Лермонтова в анализе с цитатами, акцентируя внимание на прочих средствах выразительности, следует упомянуть олицетворения. Они используются в одной строчке второго четверостишия произведения: «Играют волны — ветер свищет». Здесь природные явления волна, ветер приобретают не свойственные им «живые» черты. Волны по своей природе не могут играть — это особенность одушевленных предметов, ровно как и ветер, который не наделен свойством свистеть. Но для убедительного изображения бури автор использует олицетворение, придавая пейзажу признаки «живого» персонажа.
Но она не приносит счастья, только разочарование и тоску. Мечты разбились о жизненные рифы, счастье улетучилось, как дым. В третьей строфе всё хорошо и красиво в природе, а парус рвётся в бурю. Он чувствует, что там, наконец, обретёт покой. В спокойной жизни ему тяжело, она гнетёт его. Лермонтов сам похож на этот парус. Он тоже метался по жизни, искал любви и счастья. Это видно из его произведений. Поехал служить на Кавказ, в самое «горячее» место.
Не может его парус найти тихую гавань. Жанр стихотворения - лирическая новелла с глубоким философским смыслом. Через описание моря, паруса поэт передаёт свой внутренний мир. А бушующее море - это как наш суматошный мир. Стихотворение написано ямбом, строки рифмуются через одну. Как всё-таки был талантлив Лермонтов! Не зря же он учился на филолога, хоть потом и бросил учёбу. Он насытил стихотворение глаголами, чтобы придать ему некий динамизм. Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой - краю родном, кинул - ищет.
Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р. Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля. Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч. Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь. Анализ стихотворения Парус Лермонтова Знаменитое и многими любимое произведение "Парус" появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта. Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением.
Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни. Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать. Многие критики и специалисты в области литературы, а так же читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл. Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила. По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить.
В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков.
М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты
Способ стихосложения, рифмы История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта.
Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний.
Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем. Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей. В душе Лермонтова это стремление значительно усиливалось благодаря творческой натуре поэта. Подобно неугомонному парусу, ему также хочется «бури» в спокойном море.
Внутренний конфликт и боль человека может притупиться, если он активно участвует во внешней деятельности.
Если ему некогда прислушиваться к глубинным вопросам бытия. Но бурная деятельность не может ответить на важные вопросы. Она лишь отодвигает их на время, поэтому буря не может принести покой. Самое лучшее для трудных вопросов — не отодвигать их, а искать на них ответ. Найдя ответ на вопросы своей жизни, человек обретает тот самый покой, который позволяет вести полноценную, деятельную и радостную жизнь, «дышать полной грудью». Человек, научившийся слышать свое истинное «я» намного меньше суетится, но успевает сделать важное, не гонясь за иллюзией того, что «будто в бурях есть покой» Главный герой Главный герой стиха — одинокий белый парус как прообраз самого автора. В начале произведения о нем повествуется со стороны внешнего наблюдателя, описывается картина голубого моря и белеющего паруса.
Далее автор размышляет о нем как о личности, способной мыслить, искать будущего, оставлять что-то в прошлом. Описывая красоту, в которой находится парус, поэт употребляет красивые образы, сравнения, сообщая что главный лирический герой, если смотреть со стороны, имеет все самое лучшее: «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…» Но парусу красота и комфорт не важны. Он желает бури, чтобы можно было разделить с ней глубину своих волнений. Возможно, жизнь с бабушкой в Петербурге, ее повышенная опека над внуком породили эти переживания? Или жажда приложить свои молодые силы в каком-нибудь важном деле и достичь чего-то в жизни? Читатель может только предполагать, что именно породило стремление молодого автора к буре. Автор ясно выразил жажду своей мятежной души в действии, в применении сил и поиске единомышленников.
Он сообщает, что не ищет комфорта и счастья. А также не убегает ни от счастья, ни от волнений. Автора не волнуют временные ощущения счастья или несчастья, ему хочется совершить что-то важное. Второстепенные герои Парус находится в море, которое описывается как образ событий жизни, забросившей поэта далеко от дома, друзей и привычной обстановки. Море жизни поэт описывает как самое комфортное для паруса. В нем есть и ветер, и волны, струя воды под кормой удивительно красива. Но все же парус находится в тревоге и поиске.
Море огромно, в нем парус теряется, и поэтому он настолько одинок. Он жаждет действий, бури. И все же, несмотря на жажду действий парус ищет покой, но не умиротворенный, а полный деятельности и стремления к цели. Главная идея стиха В стихе автор рассказывает о стремлении от одиночества, неопределенности и растерянности к деятельному покою. Ведь только тогда, когда человек находит свое предназначение в жизни и начинает его исполнять, он находит покой своей душе и чувство, что стоит на своем месте в жизни и делает свое дело. Через прекрасный образ паруса в море, поэт рассказывает о метаниях своей души, которые не касаются понятий «счастье-несчастье». Он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном. Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади. Он также не знает, что найдет на новом месте. Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря. Он ищет бури, бурной деятельности и верит, что в этом сможет найти настоящий покой, хотя и в этом также не уверен потому, что употребляет слово «как будто». Жанр Стихотворение — лирическая новелла, написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная.
В стихотворении также присутствуют черты элегии. Первая и третья строчка заканчивается на женскую рифму. Тогда как в четвертых строчках каждой строфы преобладает мужская рифма. Двенадцать строчек, три четверостишья с прекрасной и легкой рифмой. Ассонанс первой строки — употребление звука «о».
Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя.
Жанр, направление и композиция Это лирическая новелла, сочетающая описание природы и философские размышления. Является образцом романтической поэзии. Стихотворение имеет 3 строфы. Все они объединены внутренними переживаниями русского поэта. Строфа построена так, что в начальных двух строчках рисуется картина, в последующих — переход к внутреннему миру. Стих имеет в конце риторическое восклицание. Его стихотворение «Парус», положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце.
Само слово «парус» вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой. Он символизируется с человеком, который одинок. Но одиночество не является признаком плохих людей. По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые. Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в «Пророке». Используя в стихотворении бушующее море, поэт подразумевает под ним людей жестоких и резких на слово и дело. Пугающее великолепие морских волн сменяется переживаниями самого автора, ведь Лермонтов сильно переживал по поводу своего ухода из университета, в котором учился.
Но уход требовался. Он выбрал иную жизненную дорогу — путь поэта и пророка. Лермонтовский «Парус» литературоведы относят к жанру лирической новеллы, в которой автор рассматривает философские мысли и преподносит читателю свои размышления. Мы видим одиночество автора. Он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой. Лермонтову удалось передать читателю свои чувства по поводу того, что он покинул Москву. Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта. Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище.
Только там он сможет спастись от неустойчивости моря. Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет… Общая характеристика творчества поэта Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой. В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта.
Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки. Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус».
Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта. Стихотворение просто — в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю. Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств. Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое. Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус — в образе человека. При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники — где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество.
Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь — море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное. Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку. Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы что ищет?