Интересные события из жизни Академии наук к трёхвековому юбилею академии, а также материалы по истории РАН.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
1725 г. Второй президент Академии наук, барон Иоганн Альбрехт Корф, несмотря на заявление первого российского астронома, академика Делиля, «о. «Физическое» открытие Академии наук состоялось в С.-Петербурге уже в царствование Екатерины I. Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г., когда Императрица устроила торжественный прием академикам. В торжественной обстановке в присутствии императрицы Екатерины I в августе 1725 г. Академия была открыта.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Интересные события из жизни Академии наук к трёхвековому юбилею академии, а также материалы по истории РАН. Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. 13 $a Регламент Императорской Академии наук тысяча восемьсот третьего г.
Предыстория создания Академии
- Рывок к науке
- Президентская библиотека - к Дню российской науки
- Новости и события Российского исторического общества
- Форма успешно отправлена!
Основана Академия наук
Опубликовано: 20 января 2021 Просмотров: 4872 Продолжаем цикл публикаций о документах, вошедших в онлайн-проект Федерального архивного агентства и Государственного архива Российской Федерации «100 раритетов российской государственности». Сегодня в центре внимания — проект учреждения Академии наук и художеств. Блюментростом проект организации Академии, начертав на нем: «Сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденцию и протчие к тому. Сие учинить сего году начала». Проект стал фактически первым уставом Академии, хотя и не был официально утверждён в таком качестве. По этому проекту АН состояла из 11 академиков их в первые десятилетия называли также профессорами. А уже 22 января 1724 года учреждение Академии наук стало темой обсуждения на заседании Сената, и 28 января 8 февраля 1724 года указ о создании Академии был подписан. Регулярные научные заседания начались в августе — сентябре 1725 года.
Торжественное открытие состоялось 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года.
Сенат издал указ «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга» [Полное собрание законов Российской империи ПСЗ. Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. Первоначальный объём финансирования составил 24 тыс. Регламентирующие работу АН документы Проект 1724 г. Проект был издан как приложение к сенатскому указу от 28 января 8 февраля 1724 г.
Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники. С созданием АН в Российской империи появилось государственное учреждение, предназначенное для развития наук и образования в стране. Ради достижения этой цели оно объединило в себе научное и учебные заведения: собственно АН и Академический университет с Академической гимназией. В отличие от европейских научных сообществ, члены АН были на полном содержании государства. Проект академического регламента 1725 г. Блюментрост , а к 27 сентября 8 октября переведён на русский язык и передан в Сенат, однако утверждён не был [Победоносцев. По мнению ряда исследователей, утверждение не состоялось из-за того, что на реализацию проекта требовалось слишком много средств.
Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич. Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской». Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук».
На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс. Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив. Роль президента в управлении АН в 18 в. После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г.
Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г. В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом. В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г.
Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А. Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е.
Дашковой за границу. В апреле 1798 г. Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А. Николаи вместо давно отошедшего от дел К. Разумовского Долгополова Е. В 1800 г. Согласно Проекту 1724 г.
Конференцию составляли все действительные члены АН в их число не входили почётные члены и члены-корреспонденты. На собраниях Конференции проходило чтение докладов, обсуждение открытий и изобретений, объявление научных конкурсов, избрание новых членов. Конференция также занималась вопросами снаряжения различных научных экспедиций. Для ведения текущей научной работы уже Проектом 1724 г. Гольдбах 1725—1728, 1734—1742 , Г. Миллер 1728—1730, 1754—1765 , Г. Крафт 1730—1733 , Х.
Штрубе де Пирмонт 1746—1749 , А. Гришов 1751—1754 , Я. Эйлер 1769—1800. Развитие внутренней структуры Согласно Проекту 1724 г. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские АН, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. Гуманитарные специальности ориентировались на потребности Академического университета. Согласно Проекту, в состав АН входили ординарные профессора-академики 11 человек; также они преподавали в Академическом университете и адъюнкты без указания их точного числа говорилось про одного или двух человек «из младых студентов» при каждом академике Уставы.
Звания «профессор» и «академик» существовали в обиходе АН весь 18 в. В Регламенте 1747 г. Однако на практике это правило не соблюдалось: лекции по естественно-научным дисциплинам читали как раз академики, а числившийся, например, по Университету профессор философии И. Браун выступал в Конференции наравне с академиками Копелевич. Согласно проекту регламента 1725 г. Делиль де ла Кройер по астрономии ; среди других известных экстраординарных профессоров — Х. Гейнзиус, Ф.
Майер], так и особо отличившимся студентам. Кроме того, им обещали прибавку жалованья и право читать публичные лекции. Проект регламента 1725 г. Так внутри АН оказалось учреждение, которое Пётр I задумывал как самостоятельное и имеющее больше направлений, а не только указанные в регламенте архитектуру, живопись, ваяние и гравюру. В 1735—1736 гг. Позднее наследником Российского собрания стало учреждённое в Москве в 1768 г. Лепёхина привлекали к редактированию переводов, в Академической типографии печатали переведённые книги.
Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой Академии наук. Первым русским адъюнктом стал В. Ададуров, первым профессором из уроженцев России — Г. Рихман, первыми русскими профессорами — М. Ломоносов и поэт В.
Крашенинников, И. Лепехин, Н. Озерецковский, В. Зуев, математик С.
Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения.
Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями.
Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев.
1725 открытие академии наук
Он принял участие в заседании, на котором был единогласно избран почетным членом Французской академии наук. Особенно много император общался с немецкими учеными, в том числе с «универсальным человеком» того времени, математиком, философом, физиком и языковедом Готфридом Лейбницем, который, как считается, и подсказал императору устройство академии, которое бы учитывало отечественную специфику. Петр осознал, что в России необходимо создать все условия для развития научных знаний и образования населения. Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры.
Первым делом Петр Первый сделал общедоступным свое личное собрание книг и нанял библиотекаря, который должен был следить за собранием и пополнять его. Также в 1714 г. Петр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости.
В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту.
В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер.
Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В.
Севергина и др.
Образование Академии наук стало важной составляющей обновления страны, проводимого Петром I. Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр I основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Пётр I утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр I не раздумывая, приглашает Лейбница на службу Российскому государству в качестве тайного советника по юстиции и поручает опекать научные учреждения.
Именно по совету Лейбница он стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров.
Например, 21 и 25 февраля 1727 года делается два совсем разных доклада. Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы. В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае. А академик по кафедре зоологии и анатомии упорно изучает и делает множество докладов по анатомии слона!
Но не только заседаниями занималась Академия. Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики. Одновременно начались экспедиции — как научные например, для сбора новых ботанических коллекций , так и чисто практические — сразу же начались поездки в разные регионы России для картографии и определении координат городов нашей страны. Разумеется, Академия занималась и издательской деятельностью. Помимо отдельных книг и календарей на текущий год, уже в 1728 году Академия начала обсуждать свой научный журнал.
В апреле состоялось интересное обсуждение названия: Acta Academiae некоторые сочли неблагозвучным, Acta Societalis — не соответствующим целям Петра — и остановились на Commentarii Academiae. А из вариантов «Петербургские» или «Российские» выбрали первый. Но самое необычное дело у Академии было в 1727—1729 годах, когда государством правил Петр II.
Сразу включившись в умножение научного и культурного потенциала страны, Академия получила в свое распоряжение богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Деятельность Академии уже в самом начале позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Немало тому способствовала научная, просветительская и организаторская деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, который обогатил российскую науку фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии и географии.
Сегодня, славные традиции Академии, заложенные Петром I, продолжают реализовываться Российской академией наук, воссозданной Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.
1725 Открытие Академии наук
«Академия наук в 1725-1742 годах» и второй, основной части, - «Жизнеописания президентов и членов Академии наук, вступивших в нее в 1725-1742 годах» (51 очерк). 13 $a Регламент Императорской Академии наук тысяча восемьсот третьего г. Интересные события из жизни Академии наук к трёхвековому юбилею академии, а также материалы по истории РАН. Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. Первым президентом Академии в 1725 году стал императорский лейб-медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (Laurentius Blumentrost).
Главная по науке
Канцлер Горчаков 1859, 25 августа Взятие Гуниба. Начало эпохи «народного самодержавия» 1891 Союз с Францией 1892—1903 Министерство С. Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П.
Также в подборку вошли материалы, которые рассказывают о начале 300-летней истории учреждения. Царь-реформатор задумал великие преобразования. Для этого требовались ученые люди самых разных профессий: инженеры, астрономы, картографы, врачи. В России учебных заведений, которые могли бы обеспечить подготовку специалистов технического и естественнонаучного профилей, тогда не было.
Пётр и его сподвижники также понимали, что необходимо решать не только сугубо практические задачи, но и создавать благоприятную среду для проведения фундаментальных научных исследований, без которых будет невозможен дальнейший прогресс. Свой замысел создания Российской академии наук самодержец тщательно продумывал. Первоначально он хотел создать в России только университет, но к тому времени эти учреждения в Европе утратили свое господствующее положение в научной жизни. Все большую роль стали играть научные общества и академии. Об их деятельности Пётр I узнал во время европейских путешествий, когда в 1697 году инкогнито впервые отправился за границу в составе Великого посольства. Тогда же молодой царь познакомился и с голландским анатомом Фредериком Рюйшем, собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов.
В 1717 году государь выкупил это собрание. Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук.
В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции.
Ломоносов и поэт В. Крашенинников, И. Лепехин, Н. Озерецковский, В. Зуев, математик С. Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В.
Учреждение начало работать в конце декабря 1725 года. Президенты академии наук За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук. В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи. Фото: с сайта РАН www. Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет. После него пост занимали еще трое иностранцев, а в 1746 году первым русским президентом главного научного учреждения страны был назначен граф Кирилл Разумовский. На этом посту у него два рекорда — по возрасту назначения в 18 лет и по продолжительности пребывания 52 года. При этом большую часть этого срока Разумовский формально числился президентом, академией руководили назначенные директора. За 300 лет истории Академии наук единственной женщиной, возглавлявшей ее, стала Екатерина Дашкова в девичестве Воронцова. Она была очень образованным человеком и общалась на равных с известными представителями интеллектуальной элиты Европы — Дидро, Вольтером и другими. Екатерина Дашкова не только единственная в России, но и первая в мире женщина, вставшая во главе академии наук.
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
Пётр Первый - создатель Российской академии наук (Александр Смирнов 83) / Проза.ру | О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность. |
Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН) | И в декабре 1725 года в Академии прошло торжественное публичное собрание – празднование открытия научного центра. |
Просвещенный государь
- Новости и события Российского исторического общества
- Первое подобие сети метеостанций для наблюдений за погодой
- «Во главе Академии...»
- Указ об учреждении Академии наук. Указы Петра I. Государственная грамота
- РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа
Президентская библиотека - к Дню российской науки
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук | Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. |
Российская академия наук празднует 300-летие | Книги о науке давно утратили скучную монотонность и навязчивую дидактичность, они представляют разные жанры: научный триллер, арт-детектив, биографии не только людей, но и уравнений. |
Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук | 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». |
Академическая фалеристика Владимира Иванова. Выпуск 1: 50-летний юбилей Петербургской академии наук
При нём Канцелярия стала выполнять функции Аптекарского приказа , который занимался не только лекарским делом, но и сбором и хранением редких книг и рукописей, отправкой экспедиций в разные регионы страны для поиска лекарственных трав, приглашением иностранных специалистов Тункина. Возглавив Канцелярию, Арескин развивал её научную составляющую: ввёл строгий отбор иностранных специалистов, приезжавших искать службы в Аптекарской канцелярии, смотрел за книжными и натуралистическими коллекциями царя, которые позднее легли в основание академических Библиотеки и Кунсткамеры 1714 Копелевич. После смерти Арескина в 1718 г. Блюментрост и Л. Блюментрост возглавил Аптекарскую канцелярию с 1721 Медицинская канцелярия , Л. Блюментрост — Библиотеку и Кунсткамеру и одновременно курировал вопросы науки. В 1718 г. Блюментрост представил Петру I проект академии ныне местонахождение неизвестно , в которой должны были трудиться пять профессоров: астрономии, географии, анатомии, ботаники и естественной истории. Перечисленные учёные занятия полностью соответствовали отделам Кунсткамеры, для которой тогда на берегу Невы возводили специальное здание: в нём предполагались астрономическая обсерватория, анатомический театр, помещения для растительных, животных, минералогических коллекций, для чего привозили научные инструменты, механизмы, натуралии и артифициалии со всего света. Основание Сохранились лишь отрывочные сведения о том, как готовился документ, известный как «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Считается, что его текст по поручению царя был подготовлен Л.
Блюментростом, который основывался как на собственных наработках, так и на материалах других лиц. Предполагается, что Пётр I непосредственно участвовал в составлении той части проекта, которая касалась научной стороны дела, и лично определил источники содержания АН. По результатам этих обсуждений 28 января 8 февраля 1724 г. Сенат издал указ «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга» [Полное собрание законов Российской империи ПСЗ. Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. Первоначальный объём финансирования составил 24 тыс. Регламентирующие работу АН документы Проект 1724 г. Проект был издан как приложение к сенатскому указу от 28 января 8 февраля 1724 г. Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники.
С созданием АН в Российской империи появилось государственное учреждение, предназначенное для развития наук и образования в стране. Ради достижения этой цели оно объединило в себе научное и учебные заведения: собственно АН и Академический университет с Академической гимназией. В отличие от европейских научных сообществ, члены АН были на полном содержании государства. Проект академического регламента 1725 г. Блюментрост , а к 27 сентября 8 октября переведён на русский язык и передан в Сенат, однако утверждён не был [Победоносцев. По мнению ряда исследователей, утверждение не состоялось из-за того, что на реализацию проекта требовалось слишком много средств. Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич.
Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской». Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук». На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс. Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив. Роль президента в управлении АН в 18 в. После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г.
Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г. В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом. В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г. Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А.
Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е. Дашковой за границу. В апреле 1798 г. Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А. Николаи вместо давно отошедшего от дел К. Разумовского Долгополова Е. В 1800 г.
Согласно Проекту 1724 г. Конференцию составляли все действительные члены АН в их число не входили почётные члены и члены-корреспонденты. На собраниях Конференции проходило чтение докладов, обсуждение открытий и изобретений, объявление научных конкурсов, избрание новых членов. Конференция также занималась вопросами снаряжения различных научных экспедиций. Для ведения текущей научной работы уже Проектом 1724 г. Гольдбах 1725—1728, 1734—1742 , Г. Миллер 1728—1730, 1754—1765 , Г. Крафт 1730—1733 , Х. Штрубе де Пирмонт 1746—1749 , А. Гришов 1751—1754 , Я.
Эйлер 1769—1800. Развитие внутренней структуры Согласно Проекту 1724 г. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские АН, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. Гуманитарные специальности ориентировались на потребности Академического университета. Согласно Проекту, в состав АН входили ординарные профессора-академики 11 человек; также они преподавали в Академическом университете и адъюнкты без указания их точного числа говорилось про одного или двух человек «из младых студентов» при каждом академике Уставы.
Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами.
Также в подборку вошли материалы, которые рассказывают о начале 300-летней истории учреждения. Царь-реформатор задумал великие преобразования. Для этого требовались ученые люди самых разных профессий: инженеры, астрономы, картографы, врачи. В России учебных заведений, которые могли бы обеспечить подготовку специалистов технического и естественнонаучного профилей, тогда не было. Пётр и его сподвижники также понимали, что необходимо решать не только сугубо практические задачи, но и создавать благоприятную среду для проведения фундаментальных научных исследований, без которых будет невозможен дальнейший прогресс. Свой замысел создания Российской академии наук самодержец тщательно продумывал. Первоначально он хотел создать в России только университет, но к тому времени эти учреждения в Европе утратили свое господствующее положение в научной жизни. Все большую роль стали играть научные общества и академии. Об их деятельности Пётр I узнал во время европейских путешествий, когда в 1697 году инкогнито впервые отправился за границу в составе Великого посольства. Тогда же молодой царь познакомился и с голландским анатомом Фредериком Рюйшем, собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов. В 1717 году государь выкупил это собрание. Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук. В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции.
Головкин, А. Меншиков, П. Ягужинский и др. В этот день и был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», ставший главным уставным документом для Академии на весь первый, сложный период ее становления вплоть до принятия «Регламента Императорской Академии наук», утвержденного уже в 1747 г. По замыслу Петра I одной из главных задач, поставленных перед вновьсозданной Академией наук, должна была стать ее деятельность по распространению просвещения в России. В параграфе 3-м «Проекта» указывалось, что Академия «учреждается не токмо к славе сего государства для размножения наук, но и чтоб чрез обучение и разположение оных польза в народе впредь была»3. Для этой цели в составе Академии наук организовывались «университет, который науки всему народу объявляет, а такожде и гимназия, в которой младые люди нужным наукам обучаются». В самом конце хранящегося в Архиве РАН оригинала текста «Проекта» имеется важная приписка, сделанная Петром I, о размерах государственных ассигнований на содержание Академии наук: «Доход на сие определяется в 24. Следует сказать о том, что идея создания Академии наук, по замыслу Петра I, была тесным образом связана со строительством на стрелке Васильевского острова в Петербурге специального здания для первого академического музея — Кунсткамеры, где должна была разместиться и академическая библиотека. Это сложное и дорогостоящее по тем временам строительство велось в 1721—1724 гг. Академия Наук Санкт-Петербург Отметим, что еще задолго до принятия «Проекта» организаторами будущей Академии наук велась активная переписка с рядом известных европейских ученых с предложением приехать в Петербург для работы в ней. После утверждения «Проекта» ученые из нескольких европейских стран, в соответствии с предложениями, полученными ими от имени императора Петра I, начали прибывать в столицу Российской империи. Этим Указом было дано высочайшее подтверждение исполнения завета уже покойного к этому времени императора Петра I6. В нем, в частности, говорилось следующее: «И сей указ велите в народе публиковать, дабы о той Академии всяк ведал, и имели бы тщание отдавать в разные науки детей своих и свойственников». Этим же Указом императорский лейб-медик Лаврентий Блюментрост был назначен первым президентом Академии наук. Он занимал этот пост до 1733 г. Историкам науки известно, что уже в сентябре 1725 г. Однако самый первый из сохранившихся в Архиве РАН протоколов заседания ученых датируется 2 ноября 1725 г. Заседание это проходило под председательством Л.
Академическая фалеристика Владимира Иванова. Выпуск 1: 50-летний юбилей Петербургской академии наук
Ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, Президентская библиотека представляет широкому кругу читателей раритетные и малоизвестные издания об истории и деятельности Российской академии наук. В торжественной обстановке в присутствии императрицы Екатерины I в августе 1725 г. Академия была открыта. Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше. В 1725 году публичную библиотеку передали в ведение Императорской академии наук. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах». Текст научной работы на тему «ЗАМЕТКИ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ В 1724 ГОДУ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА».
Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук
Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
По мнению ряда исследователей, утверждение не состоялось из-за того, что на реализацию проекта требовалось слишком много средств. Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич.
Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской». Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук». На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс.
Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив. Роль президента в управлении АН в 18 в.
После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г. Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г.
Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г. В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом.
В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г. Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А.
Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е.
Дашковой за границу. В апреле 1798 г. Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А. Николаи вместо давно отошедшего от дел К.
Разумовского Долгополова Е. В 1800 г. Согласно Проекту 1724 г. Конференцию составляли все действительные члены АН в их число не входили почётные члены и члены-корреспонденты.
На собраниях Конференции проходило чтение докладов, обсуждение открытий и изобретений, объявление научных конкурсов, избрание новых членов. Конференция также занималась вопросами снаряжения различных научных экспедиций. Для ведения текущей научной работы уже Проектом 1724 г. Гольдбах 1725—1728, 1734—1742 , Г.
Миллер 1728—1730, 1754—1765 , Г. Крафт 1730—1733 , Х. Штрубе де Пирмонт 1746—1749 , А. Гришов 1751—1754 , Я.
Эйлер 1769—1800. Развитие внутренней структуры Согласно Проекту 1724 г. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские АН, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. Гуманитарные специальности ориентировались на потребности Академического университета.
Согласно Проекту, в состав АН входили ординарные профессора-академики 11 человек; также они преподавали в Академическом университете и адъюнкты без указания их точного числа говорилось про одного или двух человек «из младых студентов» при каждом академике Уставы. Звания «профессор» и «академик» существовали в обиходе АН весь 18 в. В Регламенте 1747 г. Однако на практике это правило не соблюдалось: лекции по естественно-научным дисциплинам читали как раз академики, а числившийся, например, по Университету профессор философии И.
Браун выступал в Конференции наравне с академиками Копелевич. Согласно проекту регламента 1725 г. Делиль де ла Кройер по астрономии ; среди других известных экстраординарных профессоров — Х. Гейнзиус, Ф.
Майер], так и особо отличившимся студентам. Кроме того, им обещали прибавку жалованья и право читать публичные лекции. Проект регламента 1725 г. Так внутри АН оказалось учреждение, которое Пётр I задумывал как самостоятельное и имеющее больше направлений, а не только указанные в регламенте архитектуру, живопись, ваяние и гравюру.
В 1735—1736 гг. Позднее наследником Российского собрания стало учреждённое в Москве в 1768 г. Лепёхина привлекали к редактированию переводов, в Академической типографии печатали переведённые книги. В 1783 г.
Географический департамент июль 1735 — 1798 до основания Генерального штаба в 1763 г. В Математической конференции [26 августа 6 сентября 1735 — 11 22 января 1736] собирались математики, физики, астрономы, механики для обсуждения новых сочинений, опытов, инструментов и механизмов. Ботанический сад АН 1736—1811 на Васильевском острове, для которого привозили семена со всего света, стал первой в стране исследовательской базой и школой для молодых ботаников. Там были построены теплицы и отапливаемые оранжереи.
Ломоносов Раскин Н. Химическая лаборатория М. Москва; Ленинград. В составе АН предусматривались астрономический астрономия, география , физический анатомия и физиология, ботаника и натуральная история, химия , физико-математический физика экспериментальная, механика и математический высшая математика классы Уставы.
Гуманитарный класс упразднялся, историко-филологические и юридические науки отошли к Академическому университету. В АН входили 10 академиков, 10 адъюнктов и 10 почётных членов работавших вне академии. В 1759 г.
Торжественное открытие состоялось 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года. Первый регламент устав утверждён в 1747 году.
Первым президентом 7 декабря 1725 года был назначен лейб-медик Л. Благодаря наличию в составе Академии Академического университета и Академической гимназии она соединила функции как научного исследования, так и обучения. Стоит отметить, что подобная организация была уникальной и не имела аналогий среди академий других стран. Кроме того, Академия располагала богатой библиотекой и естественно-научным музеем. Но и это далеко не всё: были созданы анатомический театр, географический департамент, астрономическая обсерватория, физические и минералогические кабинеты, химическая лаборатория, основанная Михаилом Ломоносовым, художественные мастерские до образования в 1757 году Российской академии художеств , инструментальные мастерские и ботанический сад.
Здесь трудились крупные ботаники И. Гмелин и Й.
После него пост занимали еще трое иностранцев, а в 1746 году первым русским президентом главного научного учреждения страны был назначен граф Кирилл Разумовский. На этом посту у него два рекорда — по возрасту назначения в 18 лет и по продолжительности пребывания 52 года. При этом большую часть этого срока Разумовский формально числился президентом, академией руководили назначенные директора.
За 300 лет истории Академии наук единственной женщиной, возглавлявшей ее, стала Екатерина Дашкова в девичестве Воронцова. Она была очень образованным человеком и общалась на равных с известными представителями интеллектуальной элиты Европы — Дидро, Вольтером и другими. Екатерина Дашкова не только единственная в России, но и первая в мире женщина, вставшая во главе академии наук. Она внесла большой вклад в ее развитие, находясь на этом посту 13 лет, с 1783 по 1796 годы. В ее структуру входят региональные отделения, научные центры и представительства.
С сентября 2022 года РАН возглавляет академик, профессор, доктор технических наук Геннадий Красников. Как отмечают юбилей российской науки К юбилейному дню рождения РАН в стране проходят научные, образовательные, культурно-просветительские, информационные и другие тематические события. Вечером 8 февраля в Кремлевском дворце состоится торжественное мероприятие, посвященное 300-летию учреждения. Одним из ключевых событий, приуроченных к юбилею, станет Всемирный научно-образовательный форум «Наука — обществу и миру».
Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с.
История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе.
Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств.
Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства.
Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с.
Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России.
Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург». При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев.
Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А. Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования. Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г.
Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии. Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г. Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах. В 2015 г.
СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г. В декабре 2020 г.