Традиционно масленичная неделя завершается сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму. Вы узнаете зачем сжигают чучело Масленицы, когда и как правильно это сделать, чтобы на будущий год избавиться от неудачи и негатива. Атеисты считали так — в Масленичное воскресенье проводим зиму, сожгём чучело, залезем на столб, устроим гулянья, попьём водочки и съедим мяса жареного. Сегодня расскажем кратко историю праздника Масленица, узнаем, почему принято есть блины и что символизирует чучело, которое сжигают в последний день празднования. это такой масленичный обряд.
Поговорим о масленице
Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить | Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти. |
Поговорим о масленице | Кульминацией Масленицы обычно является традиционное сжигание соломенного чучела. |
Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело | В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сыр. |
Что символизирует чучело Маслницы и почему его надо сжигать - Толк 01.03.2020 | Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни. |
Зачем на Масленицу сжигают чучело?
А сам обряд сжигания чучела — это "похороны" зимы и, соответственно, всех связанных с нею невзгод. Как проходит обряд Что нового готовит "Сибирская Масленица" и кто станет ее хедлайнером В этом году на площадке построят огромный снежный городок и позовут настоящих каскадеров Традиция требует перед сожжением носить чучело зимы по улицам населенного пункта так, чтобы его смогли увидеть все жители. Наши предки, неся куклу Мораны, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами. Разумеется, никто не плакал и не голосил на этих символических проводах, а наоборот, все члены процессии громко смеялись и пели веселые песни.
А для древних, которых мы почитаем своими предками, такое было в порядке вещей, традицией. Обряд сжигания Масленицы, между прочим, стоит в том же ряду. Он напоминает: когда-то люди поклонялись Солнцу, почитали его и приносили ему человеческие жертвы. Одно из свидетельств тому — сказка «Снегурочка». Это самая что ни на есть «масленичная» сказка. Девочка из снега погибает с наступлением весны в пламени костра.
Как объясняют нам историки, сказка — слепок с древнего, исчезнувшего обряда. В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь. Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом. Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка. Дети воспринимают сказку здесь и теперь, внутри контекста той культуры, в которую рождаются и в которой живут, внутри современного ассоциативного ряда. И праздник для ребенка становится празд-ником не потому, что он был значимым событием в глубокой древности, а потому, что имеет смысл сегодня и отвечает психологическим запросам детства. Психологопедагогический критерий в «отборе традиций» для внедрения их в жизнь детсковзрослого сообщества, учет детского восприятия мира при работе с детьми совершенно необходим. Прежде чем водружать куклу на костер, нужно подумать, чем она по природе своей является для ребенка.
Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия. Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется. И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали. Мы говорим: «Нельзя так обращаться с куклой. Кукле больно! Мы изо всех сил поддерживаем отношение ребенка к кукле как к одушевленному существу или хотя бы как к существу, которое может оживать временами. Например, по ночам. Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках.
Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм».
Масленица — один из самых любимых в народе и длительных праздников. Всю неделю её принято отмечать блинами и массовыми гуляньями. А в Прощёное воскресенье, последний день перед Великим постом, обязательно сжигают чучело. Что это за традиция, какое она имеет отношение к язычникам, чьё чучело жгут и зачем?
Ну и зачем же жгут чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это сжигание чучела. Символизирует оно зиму и её смерть. А ещё у древних славян чучело воплощало покровительницу мороза, стужи и ночи — богиню Морену. Потому оно всегда похоже на женщину. Сам обряд сжигания куклы — это "похороны" зимы и связанных с нею невзгод. Какой должна быть кукла на проводах зимы? Изготавливали чучело из старых лоскутов, рваной одежды, соломы и берёзы.
К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла.
Осенью, после сбора урожая, крестьяне оставляли последний пук соломы.
На Масленицу из него изготавливали чучело и в последний день масленичной недели торжественно проносили его через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части. Что означает сожжение чучела на Масленицу? Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом.
В костер, на котором сжигали чучело, обычно бросали старые вещи, чтобы все дурное осталось позади. Этот обряд также представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам, которые должны были послать крестьянам хороший урожай в наступающем году для этого оставшийся после сожжения Масленицы пепел и солому раскидывали по полям.
Есть блины на Масленицу: откуда пошла такая традиция
- Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви
- Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле
- Зачем на Масленицу сжигают чучело?
- Откуда пошла традиция сжигать чучело на Масленицу?
- «Это не время, когда можно отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди»
- Что сжигали на Масленицу
Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу?
Апофеозом недельных празднеств всегда является сожжение чучела Масленицы. Масленичная неделя в 2024 году проходит в начале марта. Кульминацией Масленицы обычно является традиционное сжигание соломенного чучела.
Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу?
Зачем на Масленицу сжигают чучело? | Почему принято сжигать на Масленицу чучело? |
Ольга Ляпаева: «Если не сжечь чучело и не съесть блин, то зима не кончится» | Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. |
Когда жгут чучело на Масленицу в 2024 году. Сжигание чучела на Масленицу 2024 года | Обряд сжигания Масленицы, между прочим, стоит в том же ряду. |
Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело - Новости | В 2004 году в парке во время масленичного перформанса «Укрощение огня, или Русский космизм» сожгли «Медиабашню» из лозы. |
Чучело Масленицы
Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. Грядёт окончание Масленичной недели,а вместе с ним и Прощеное воскресенье. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.
Масленица: история, обряды и обычаи
Масленичная неделя в 2024 году проходит в начале марта. Зачем сжигают чучело? Сожжение чучела – кульминация Масленицы. Это символизирует уход зимы и периода, когда природа увядает. Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи.
Пять фактов о Масленице, или Зачем сжигать чучело
RU Санкт-Петербург , Общество Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело Масленица является одним из самых старых народных праздников. Это предвестник весны, который проводят за неделю перед Великим постом в христианстве. Источник: МК. RU Санкт-Петербург Традиция имеет древние корни. Чучело из соломы обычно представляет человека или животное.
Поэтому чучело зимы делают из соломы и наряжают в старую одежду, причем чем больше тряпок будет на нем, тем лучше.
Но обряд проводов зимы не ограничивается одним только ритуальным сожжением куклы, а представляет собой полную пародию на похороны. В костёр с горящей фигурой бросали традиционную поминальную пищу — блины, яйца, лепёшки. Что дальше 2 марта начинается Великий пост — самый важный этап у православных христиан, который продлится вплоть до 19 апреля, когда состоится Пасха Христова.
А сейчас продолжим наше движение к цели. Брак первобытного общества был групповым. На сексуальное свидание выходили группы женщин и мужчин, относящихся к разным родовым организациям, составлявшим дуально-родовую связку. Они действительно выходили, ибо брачное действо никогда не происходило на территории стоянки: секс был вынесен за пределы рода. Мужчины, как правило, проделывали немалый путь к расположению рода, являвшегося брачным контрагентом их родовой организации. Такую группу мужчин учёные называют брачной экспедицией.
По прибытии экспедиционеров к стоянке смежного рода навстречу им выходила группа женщин. Затем мужчины и женщины отправлялись… Впрочем, как вы думаете, читатель, где разворачивалось брачное действо? Оказывается, мужчины и женщины отправлялись не в лес или какое-то другое укромное местечко. Их путь лежал на открытое пространство, на достаточно большую поляну. Во-первых, в то время и в тех условиях соединение полов было общественным, публичным, открытым делом. Во-вторых, важнейшей его составной частью был отбор женщинами пригодных, с их точки зрения, для данного занятия мужчин. Этот отбор происходил, как нам сейчас представляется, в форме танца, хотя тогда такого явления и такого понятия просто не существовало. Это были всего лишь демонстрация, оценка и собственно сам отбор. Для этого и была необходима достаточно просторная площадка.
Информацию о том, что события разворачивались именно на поляне, сохранили некоторые языки. Вам, конечно, знакомо выражение «злачное место». Его употребляют тогда, когда речь идёт о каком-то притоне или заведении, где творится разврат. Но в древности злачным местом называли всего лишь место, покрытое зелёной травой. Да что говорить о древности, если ещё сравнительно недавно в русском языке слово «злачный» употреблялось в смысле зелёный, травяной, а в болгарском языке это слово в таком смысле употребляется и сейчас. Наши предки выходили на злачное, то есть покрытое травой место для реализации своих сексуальных устремлений и удовлетворения сексуальных потребностей. Тогда совершаемое на злачном, то есть зелёном месте групповое брачное действо было абсолютно нормальным и вполне соответствовало моральным устоям первобытного общества. Но времена меняются, и, как это часто бывает, старые выражения сохраняются, но с переходом к новому строю, противоположному старому, меняют свой смысл также на противоположный. Так случилось и с идиомой «злачное место».
Со временем она стала означать что-то совершенно непотребное. Но нам сейчас важнее другое: идиома, превращённая историей из позитива в негатив, поведала нам о том, что древнее брачевание происходило на покрытых травой площадках, на злачных местах. В гористой местности, например, в Скандинавии, удобное место для брачных сходок легче всего было найти в речной пойме, на прибрежной лужайке. Буквально это означает «место водопоя». Не надо объяснять, что произошедшая с этим выражением смысловая метаморфоза аналогична той, что приключилась с русской идиомой «злачное место». Не пренебрегали удобными местами у реки и наши предки. Итак, мужчины и женщины, принадлежащие двум брачующимся родовым организациям, пришли на злачное место. И тут выясняется думаю, так было чуть ли не в 999 случаях из 1000 , что женщин меньше, чем мужчин чтобы узнать о причинах такой диспропорции, вам придётся заглянуть на мой сайт. Мужчины пришли на поляну для вполне определённого действия.
Это — мужчины первобытного общества. Их — первобытная — воля ещё не способна сдержать животный по своей сути половой инстинкт. Им требуется совершить сексуальное действие, как говорится, здесь и сейчас. А женщин меньше, чем мужчин! Что делать? Наши предки, разумеется, стихийным порядком нашли выход из этой коллизии. Инструментом, с помощью которого одним махом решались все проблемы, стали сексуально-отказные куклы. Древнейшие из них, под именем палеолитических венер, хорошо известны вам, читатель. Эти куклы с ярко выраженными привлекательными для мужчин атрибутами изготовлялись только женщинами — мы помним, что из первобытного рода была изгнана всякая эротика, в том числе и возможность изготовления мужчинами откровенных фигурок женщин.
Когда же дело доходило до очередной брачной сессии, женщины брали с собой изготовленных ими сестёр первобытное сознание рассматривало такие фигурки в качестве одушевлённых существ , чтобы вручить их непригодным для сексуального действия мужчинам. Что делали с этими фигурками мужчины? Занимались суррогатным сексом, получая от этого полноценное удовлетворение. Таким образом, с помощью сексуально-отказных кукол, во-первых, осуществлялся отбор — в соответствии с критерием того времени — пригодных для воспроизводства мужчин, во-вторых, полностью устранялась мужская конфликтность, неминуемо вызванная, не будь кукол, нехваткой женщин, и, в-третьих, обеспечивалось сексуальное удовлетворение всех участников брачной встречи. Таково первобытное брачевание в самых общих и основных чертах и, видимо, в самом скупом изложении. Думаю, отмеченных нами моментов будет достаточно для «рассекречивания» феномена сожжения Масленицы. Но прежде, чем разобраться с феноменом сожжения масленичной куклы, не сопоставить ли нам, чтобы окончательно укрепиться в мысли об их родстве, масленичный обряд и другие подобные ему обряды с практикой брачевания в первобытную эпоху.
Для взрослых — рыбалка и конкурс «накорми блинами тещу». Можно было прокатиться на лошадях в крытом манеже на территории конного центра. И просто поваляться в белом чистом снегу — желающих было много. Развлекал гостей специально приглашенный ансамбль «Шкатулочка». Быстро раскупались привезенные мастерами и мастерицами сувениры и изделия народного промысла. Чучело взирало с высоты на отдыхающих и ждало своего часа Фото: Мария ЛЕНЦ Очень много было ребятки, то есть родители специально привезли детей, чтобы они получили новые позитивные эмоции — погладили козочек, покатались с горок, пообщались.
Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу?
Она обязательно сопровождалась митингом с соответствующей политработой, и лишь потом начиналось представление, куда, действительно, включили язычество, но в виде «фольклора». Дед Мороз, Снегурка, Баба Яга — все это реальные персонажи древне-славянского язычества. Особенно интересна Баба Яга. Избушка на курьих ножках — это традиционный небольшой сруб на столбе, куда помещали прах умершего или самого умершего перед сжиганием.
Безопасность при посещении храмов Проверка пожарной безопасности в храме Соблюдайте необходимые требования к одежде. Обязателен головной убор, который скроет волосы. Это убережет от возможного попадания искры от свечи. Лучше не использовать синтетические платки, так как синтетика имеет свойство быстро воспламеняться. Не одевайте одежду с длинными, свободного кроя рукавами. Можно задеть ими подсвечники и получить ожог.
Держа в руке свечу, старайтесь не подходить близко к людям. Не подносите ее к предметам, которые могут легко загореться. Воспользуйтесь картоном, на который будет капать горячий воск во время длительного богослужения. В противном случае, при попадании его на кожу, Вы можете выронить свечу, что возможно станет причиной пожара. Пожарная безопасность в храмах и церквях Не наклоняйтесь близко к горящей лампаде или подсвечникам. Следите за детьми, не позволяйте им без Вашего ведома брать свечи и зажигать их. Держитесь подальше от большого скопления народа. Не толкайте, и не задевайте резко прихожан со свечами или во время их зажжения. В случае возгорания Вашей одежды, снимайте ее или ложитесь на пол и попытайтесь сбить пламя перекатыванием.
Паника и бег только усилит огонь, и Вы получите серьезные повреждения. Даже, если Вы быстро смогли избавиться от горящего предмета одежды, не пренебрегайте осмотром у врача. Если воспламенилась одежда на ком-то их прихожан, то накиньте на него плотную ткань.
На эти вопросы ответит доцент кафедры режиссуры и хореографии ОмГУ им. Достоевского Андрей Павлов в специальном выпуске проекта "Короче, Омск". По сути, это повторение некоего культового обрядового действа, которое в наши дни не имеет глубокого смысла.
А вот для наших предков сжигание чучела имело сакральное значение, - рассказывает Андрей Павлов.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил».
Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.
Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.
Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».
Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов. Так что над масленицей умничать нечего. Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу.
Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека. Но сейчас иное время и иные задачи. Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься.
Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста | Кульминацией Масленицы становится сжигание чучела, которое по языческим верованиям олицетворяет богиню зимы и холода – Морену или сжигают чучело на Масленицу и как его сделать своими руками, читайте в Sputnik. |
Как появился праздник Масленица | А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. |
Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить | Откуда пошла традиция сжигать чучело, водить хороводы и почему готовить принято именно блины, а не любую другую выпечку? |
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста | Почему сжигают Масленицу. Масленица в представлении восточных славян символизировала зиму-Морану – женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. |
Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело - | Кульминация Масленицы – это сжигание чучела. |
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Почему принято сжигать на Масленицу чучело? Поскольку Масленица символизирует проводы зимы и долгожданный приход весны, представить ее без обряда сжигания чучела невозможно. В последний день Масленицы принято сжигать чучело, а пепел от костра развеять над полями. Для чего сжигают чучело на Масленицу – что это значит? Многие не задумываются над тем, что за чучело сжигается на Масленицу, и что оно символизирует. Наряжали они Масленицу, возили по деревне, а потом сжигали чучело, чтобы вместе с ним в огне остались невзгоды и печали.
Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу?
У праздника появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным говением, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице. В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья». Борис Кустодиев. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге.
Масленица Масленичное катание.
На Масленицу существует много интересных традиций, заведённых еще со времени Руси, например, печь румяные блины и сжигать чучело на костре. Чтобы понять, с чем это связано, нужно погрузиться в историю возникновения праздника и познать его обычаи. Многие знают, что Масленицу отмечали наши языческие предки, но это не совсем так. Раньше народ почитал день весеннего равноденствия, который наступал в конце марта. Он знаменовал победу весны над зимой. Люди благодарили солнечного бога Ярилу и, чтобы его задобрить, проводили ритуалы жертвоприношения и обряды поклонения.
Если этого не сделать, то год мог оказаться неудачным на урожай холодное дождливое лето, поздняя весна , вследствие чего наступал голод. После принятия христианства день весеннего равноденствия сменился на Масленицу. Главный ее смысл — подготовка к Пасхе и начало Великого Поста. В праздник принято просить прощения у тех, кого обидели, мириться с заклятыми врагами, каяться в грешных делах и навещать умерших родственников. Однако часть языческих ритуалов и примет все-таки сохранилось из-за тесного переплетения религий. Содержание: С чем связано сжигание чучела бабы на Масленицу Почему на Масленицу пекут и едят блины, а не пирожки По традиции на Масленицу принято выпекать золотистые блинчики , и так поступают в каждом доме. Причем печь их нужно не только на сам праздник, но и всю предшествующую ему Масленичную неделю.
Чтобы не навлечь на себя горе, неудавшуюся выпечку лучше отдать птицам или бродячим собакам. Наши предки считали, что, первый раз выпекая блины на Масленицу, человек «печет» свою дальнейшую судьбу. Поэтому наши бабушки и дедушки советуют крайне внимательно обращаться с праздничным угощением. Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти. Сжигая зиму на костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай. По народному поверью, костер необходимо делать большим и высоким: чем выше костер, тем удачнее будет год. Девушки, желающие завоевать любовь своего избранника, могут забрать домой два уголька от масленичного костра: один хранить у себя, а второй оставить у дома любимого человека.
Традиция требует перед сожжением носить чучело зимы по улицам населенного пункта так, чтобы его смогли увидеть все жители. Наши предки, неся куклу Морены, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами. Разумеется, никто не плакал и не голосил на этих символических проводах, а наоборот, все члены процессии громко смеялись и пели веселые песни. В завершающей части обряда чучело либо укладывалось на высокий помост, либо поднималось на длинной палке на самой большой площади населенного пункта и торжественно сжигалось. К слову, в некоторых славянских племен была традиция не сжигать, а хоронить чучело зимы в специально вырытой яме за пределами села или города. Что и зачем сжигают на Масленицу вместе с чучелом Наши предки для того, чтобы нарядить чучело зимы, собирали ненужную, старую и испорченную одежду у всех жителей населенного пункта. И сколько бы не набралось хлама, весь он оказывался надетым на соломенную куклу. А испорченные и ненужные в хозяйстве вещи, которые хорошо горят, люди попросту приносили и бросали в костер к чучелу, а затем присоединялись к народным гуляниям. Поэтому перечень того, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом, практически ничем не ограничен, ведь по традиции, в огонь можно бросать любые ненужные и старые вещи. В некоторых селах была традиция, помимо одного большого чучела зимы, делать много маленьких соломенных куколок. Эти куколки обматывали старыми тряпками и пачкали дегтем.