Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!". Из истории классовой борьбы в России в 60-х годах XIX века на примере событий в селе Бездна Казанской губернии После цикла очерков о крестьянском движении в Казанском крае в 1917 году. Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии.
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г
Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии.
4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания
Для подавления бунта были направлены войска. В результате расстрела на месте было убито70 человек, 21 человек позже скончался от полученных ран. Антон Петров был расстрелян по приговору суда. Драматичные события разыгрались в селе Кандеевка Пензенской губернии. Посчитав прочитанный манифест подложным, более пятисот крестьян потребовали от священника выдать настоящий указ царя.
Они разгромили дом управляющего и вотчинную контору, избили священника, конторщика и бурмистра. В Кандеевке собрались тысячи крестьян из соседних деревень. Присланную команду крестьяне гнали 10 верст, захватив в плен исправника и управляющего. Восстание было подавлено лишь две недели спустя.
В результате расстрела были убиты 11 крестьян, ранен 31. Наказанию шпицрутенами подверглись 165 человек. Реакция дворян и интеллигенции Реакция дворян также была не восторженная. Часть помещиков были недовольны необходимостью хозяйствовать на земле без рабочих рук и оборудования.
Волнение охватило св. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич.
Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на к-рой с речью выступил А. Щапов распространялась в рукописных списках, впервые опубл. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февр.
Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов. Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700. Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку.
Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный — всякая чертовщина стала мерещиться. Историческая справка Точная дата возникновения села Бездна не установлена. Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке. По данным профессора Г. Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов. В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу.
Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина. На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз «Антоновский». В прошлом году СХП «Антоновский» распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них — ферма имени Антона. Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны так раньше называлась Антоновка до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики. Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива… Бездна вообще знаменита своими правдоискателями.
Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в «карцер» — в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том «карцере» сидел-таки, — известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела. Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России. До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли.
Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, «добрый царь-батюшка» отпустил крепостных на волю еще два года назад, а «злые помещики» это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось. Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто «митинг»? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях. Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот — казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду «вожака крестьянского восстания Антона Петрова».
В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек. В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как «погребальную панихиду по старой России». В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян… Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы. Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей — деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы.
Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень — прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется «татарской», хотя учатся там в основном русские ребятишки. В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это «безобразие» и распорядились: «Немедленно закрыть! В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт «Скорой помощи». Хоть какая-то медицинская забота о людях будет.
Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье. Главная усадьба графа была отдана под школу.
Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861. Бездненское восстание 1861 г.
Добродетель преодолевает силу.
- Выступление крестьян в селе бездна
- Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну
- Дали вольную – крестьяне недовольные
- День в истории. Бездна: maysuryan — LiveJournal
- Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
- 21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
Начало правления Александра II
- Волнение крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
- Отмена крепостного права, которой были недовольны все Вместе с Россией
- Землю крестьянам?
- 21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
- Бездненское восстание 1861 г.
- Бездненские волнения — Википедия. Что такое Бездненские волнения
Содержание
- Отмена крепостного права
- Полезные сервисы
- Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
- Подготовка крестьянской реформы
- "События в селе Бездна" / Средне-Юрткульская сельская библиотека - филиал № 23
16 апреля 1861 в Казани состоялась Куртинская панихида
Бездненские волнения | Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». |
Бездненские волнения — Википедия | Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. |
4 выступление крестьян в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания | «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. |
Значение слова "Бездненское выступление 1861" | Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. |
После реформ: Народ и реформы // Николай Троицкий | Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). |
Волнения в селе
Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. Крестьянский бунт в 1861 г. был спровоцирован крестьянином А. Петровым, проживавшим в с. Бездна.
Бездненское восстание 1861 года
Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками.
БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство выражало свой восторг действиями Апраксина. Литература [ править править код ] Бездненское восстание 1861 г. Ямпольского и др.
Изд-во социально-экон.
Крылов: «…В селе Бездне какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто не мог понять. Именно, в « Положении», где напечатано « образец уставной грамоты», написано: « дворовых 00, крестьян 00, земли 00»и т. Эти нули Антона не привели в смущение, он растолковал, что это есть истинная воля и запечатана она крестом св.
А крест св. Это, говорит, и есть крест св. Анны, которым потайным образом запечатана истинная воля. Сидит Антон в избе в Бездне, смотрит на эти нули, читает без запинки: « Помещичьи земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им — ни прута.
Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Поведение Антона Петрова и окружающих его крестьян резко изменилось; они перестали обращаться за разъяснением к представителям местных властей, стремясь понять суть « Положения» самостоятельно. Антон Петров, читая « Положение», объяснял его так, как ему хотелось и как хотелось крестьянам. Показания Антона Петрова военно-полевому суду по этому вопросу записаны так: « Читавши его, и не знал хорошо грамоты, не правильно растолковал первую статью уставной грамоты, где сказано: из них отпускаются после ревизии на волю 00».
Приняв эту часть « Положения», как подтверждения объявления воли крестьянам, Антон стремился сплотить вокруг себя как можно больше безднинских крестьян. Он не забыл и болховских, к которым отправился вечером 4-го апреля, и сказал: « чтобы они всем миром шли в Бездну, потому что он открыл им там волю». Все, что впоследствии говорил Антон Петров крестьянам, ни в какой степени не может быть расценено, как «толкование» им действительного содержания закона об отмене крепостного права. Толковал, что вся земля принадлежат крестьянам, а помещикам остается только одна треть».
В действительности « Положение», не содержало в себе ничего похожего на «толкования» Петрова, который выражал ими чаяния крестьян о воле. Все-таки нужна ли это борьба? Но он хотел как лучше, но получилось только хуже. Антон Петров и окружавшие его безднинские крестьяне стремились придать движению массовый характер.
Из воспоминаний: « Чтобы больше привлечь крестьян к себе, показал он суде Антон Петров, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу». Однако, весть о том, что в Бездне получена « настоящая воля» быстро распространилась по округе и помимо посланцев Антона Петрова, как обычно распространяются всевозможные слухи среди народа. Волнения крестьян быстро разрасталось. Спасскому земскому исправнику Шишкину стали поступать от помещиков и их управляющих сообщения о массовых движениях крестьян.
Из донесения начальника штаба резервной дивизии 4-го армейского корпуса подполковника Молостова казанскому губернатору Козлянину П. Крестьяне находятся в паническом страхе». А вот в Юрткулях недалеко от Бездны, было уже неспокойно об этом писал помещик М. Горелов исправнику Шишкину Р.
Волосниковки в « Бунтующие выселки деревни Юркули, для усмирения крестьян, потому что крестьяне отказались от работы. А вот донесения старшего непременного заседателя Спасского суда Адамова Спасскому земскому исправнику Шишкину Р. Стрелкова, а самовольно вырубленный ими лес из господской дачи свезти по принадлежности, причем г. Стрелков от взыскания с этих крестьян за срубленный лес отказался, прося только меня, одного из главных виновников наказать, что мною исполнено…».
Такие же события происходили в селе Кузнечихе, имении Немирович - Данченко, Кольецкого и князей Дадиани. Кузнечихинские крестьяне заявили Адамову « что они в настоящее время совершенно свободны от всяких услуг помещиками, а двое из них: Степан Куркульцев и Михаил Якимов, объявили, что в селе Бездна есть крестьянин Антон Петров, который объявил им настоящую волю. Попытка арестовать Куркульцева и Якимова также не удалось Адамову — обывателями своими допущены к тому не были». Крестьяне села Бездны и деревни Болховки своим поведениям подавали пример другим крестьянам; они решительно отказались подчиниться своему помещику Мусину - Пушкину и местным властям.
На заявления исправника о том, что Антон Петров толкует « Положение» превратно, крестьяне начали кричать, что, они больше никого не хотят слушать. Исправник потребовал, чтобы Антон Петров вышел к нему, на это крестьяне ответили, что Антона они не выдадут. С наступлением темноты исправник приказал народу разойтись, но его никто не послушал, « крестьяне целую ночь оставались на том же месте». На следующий день исправнику, после долгих переговоров, удалось заняться чтением « Положения» крестьянам.
Вначале читал Антон Петров, затем исправник. Когда исправник дочитал до параграфа 33, где упоминается слово: «воля», Антон Петров закричал: « Баста». Вслед за этим толпа начала кричать, что более нечего слушать, что довольно читать. Крестьяне почувствовали себя свободными и, как видно из архивных материалов, они не боялись исправника, не слушались бывшего с ним священника, признавая лишь авторитет Антона Петрова.
Свое бессилие уездный исправник должен признать в рапорте губернатору. Затем шум и крик без всякого воздержания, и я, при всей своей настойчивости, более не мог ничего сделать как о всем происшедшим тороплюсь донести вашему превосходительству». Крылов в письме Ермоловой в 1861 г писал: « Некоторые мужики представляли мне в лицах, как из Бездны прогнали исправника и предводителя, говорили что предводителя сожгут, царь велел дворян не миловать, а головы рубить» [ 6] Из приведенного свидетельства очевидца, записанного под свежим впечатлением, видно, видно крестьянское движение разрасталось и стало принимать боевой характер.
В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч человек.
Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского, Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне отказались выдать Петрова, его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек.
Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян. В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам". Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. Волнение охватило св. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась.
По офиц. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению.
Бездненское выступление 1861
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия | В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. |
Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. | | Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. |
"События в селе Бездна" / Средне-Юрткульская сельская библиотека - филиал № 23 | Выступление крестьян в селе Бездна. |
"События в селе Бездна"
Выступление крестьян в селе Бездна. К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом.