Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге впервые за 90 лет представил масштабную выставку картин художника Василия Сурикова. В Русском музее откроется юбилейная экспозиция работ Василия Сурикова, сообщили в пресс-службе администрации Петербурга. В Русском музее Петербурга идёт подготовка к главной выставке года, которой станет юбилейная экспозиция известного русского живописца Василия Ивановича Сурикова.
В Русском музее готовится главная выставка года
Самые знаменитые его исторические полотна мы помним еще по детским учебникам, но здесь, в Русском музее, впервые представлен весь Суриков. Самобытный живописец, для которого превыше всего была правда. Потому что он понимал, что тогда это будет не он, Суриков. Он себя не ломал для того, чтобы остаться собой», - рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Известные эскизы росписей московского храма Христа Спасителя - единственная работа Сурикова, выполненная «на заказ». Сами фрески не сохранились, так как они были уничтожены вместе со взорванным храмом.
Новую жизнь благодаря этой выставке обрела одна из самых масштабных и известных картин живописца - «Степан Разин». Эти кадры «Звезда» сняла месяц назад, когда в мастерской Русского музея специалисты буквально «на коленках» восстанавливали шедевр, заметно потускневший за 100 с лишним лет.
За сложные структуры своих произведений виртуоз русской живописи получил прозвище «Композитор». Одна из самых поздних и самых известных работ Сурикова — полотно «Степан Разин». Оно экспонируется после сложной реставрации. Специалисты Русского музея вернули картине былую яркость. Теперь произведение можно увидеть таким, каким оно вышло из-под пера художника и каким его видели современники живописца. Впервые Русский музей показывает Сурикова не только как мастера исторического полотна, но и религиозной живописи.
В советские годы по идеологическим причинам его картины на библейские сюжеты были под запретом.
Кроме того, на выставке будут показаны предметы народного искусства, чтобы посетители могли убедиться в соответствии изображений на картинах Сурикова с исторической действительностью. Экспозиция также содержит мультимедийный зал, где посетители смогут послушать старообрядческие песнопения, рассмотреть генеалогическое древо Михалковых и поиграть в виртуальное взятие снежного городка.
Но мы живем в Санкт-Петербурге, а значит — не шашлыком единым: Автор канала «я поведу тебя в музей» t. К 175-летию со дня рождения» В Государственном Русском музее до 10 июня продолжается масштабная выставка работ Василия Сурикова. Впервые за 90 лет самые знаменитые работы художника экспонируются в одном пространстве. Всего на выставке более 120 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и региональных собраний. После сложной реставрации показывают монументальные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» из коллекции Русского музея.
Это возможность увидеть их такими, какими видел сам Суриков.
Дима Билан
- Выставка Сурикова в Русском музее продлится до 10 июня 2024
- Великий «композитор»: в Русском музее готовы открыть юбилейную выставку Сурикова
- Потому что русский: петербургская выставка Василия Сурикова
- Что показывают на выставке Василия Сурикова в СПб Metro
- В Санкт-Петербурге открылась грандиозная выставка картин Василия Сурикова
Одни шедевры. Что стоит увидеть на выставке Сурикова в Петербурге?
Порой требовал от них поведения на грани стоицизма: например, для "Боярыни Морозовой" выводил полураздетыми на мороз, чтобы увидеть, как на холоде сбегают краски с лица. Эта картина более 80 лет не покидала стен Третьяковской галереи, но сегодня она занимает отдельный зал Корпуса Бенуа. С ней связано множество легенд: например, что сюжет пришел автору во время наблюдения за раненой вороной на снегу, волочившей крыло. Боярыня Феодосия Морозова, которая была ярой противницей никонианских церковных реформ, одета в черное, рука ее воздета, пальцы сложены в двоеперстие - так крестились старообрядцы.
Тем же жестом отвечает ей нищий - поддерживает. Зеваки - кто сочувствует, кто зубоскалит. Эскизы Сурикова, которые были сделаны к "Боярыне" и другим масштабным полотнам, можно рассматривать как отдельные произведения искусства.
Русский музей дополнил выставку живописи предметами декоративно-прикладного искусства, позволяющими полнее погрузиться в тот мир, который художник считал исконным, глубинным, истинно русским. Вот рядом с картиной "Посещение царевной женского монастыря "в витрине представлены элементы женской одежды и украшений. Знаете ли вы, что обязательной деталью праздничного убранства головы девушки считался накосник - широкая и богато украшенная кисть?
Здесь же ожерелье, кокошник, расшитые мелким речным жемчугом, цветным стеклом, серебряной нитью, - вещи не слишком драгоценные, но тем проще представить их в повседневной жизни. Кроме того, специально для выставки разработан мультимедийный контент: на экранах можно в подробностях изучить процесс реставрации "Степана Разина" или рассмотреть ковры - с пестрыми коврами критики сначала пренебрежительно сравнивали многоцветные и многофигурные произведения Сурикова, и это же потом признали одним из главных достоинств живописца. А для самых маленьких посетителей предназначена компьютерная игра "Взятие снежного городка" - она находится в том же зале, что и картина-оригинал.
Кстати, это единственное масштабное полотно Сурикова на неисторическую тему. Всего на выставке представлено более 120 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова и Красноярского художественного музея, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова.
Экспозицию дополняют предметы народного и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея: они помогут зрителю ощутить достоверность предметного и духовного мира, воплощенного в полотнах живописца. Обрамляет выставку мультимедийная программа.
Зрители смогут в том числе в подробностях увидеть процесс реставрации работ Сурикова и 3D-реконструкцию маршрута перехода Суворова через Альпы, а для детей создана игра по мотивам картины "Взятие снежного городка". Манилова добавила, что впервые в рамках выставки в Русском музее открыт просветительский зал, где можно будет узнать о влиянии Сурикова на русскую художественную традицию и мировую культуру. Каждый день в течение всего экспонирования там будут присутствовать реставраторы, методисты и другие специалисты музея, которые помогут посетителям понять художника.
Оно было создано Суриковым под влиянием безвременной кончины его жены. В нем — духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы, способной поддержать его в безмерном горе. Работая над эпическим полотном «Боярыня Морозова» 1884-1887, ГТГ , Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа, на что уходили месяцы. Нужных ему натурщиков он отыскивал в монастырях, на кладбищах и рынках, а потом заставлял подолгу стоять на снегу, исполняя множество этюдов и добиваясь выразительности каждого героя. Многие из них являют собой поистине собирательные образы, очерчивающие целые явления русской жизни.
Владимир Стасов дал полотну высочайшую оценку: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории». Тем не менее, многие порицали Сурикова за якобы пропаганду церковного раскола. Мощно звучит в творчестве Сурикова тема Сибири — его родины, сурового края героев и первопроходцев, ссыльных и каторжан. Интерес Сурикова к фигуре Меншикова был вызван не столько превратностями судьбы «полудержавного властелина», в одночасье оказавшегося в сибирской глухомани, сколько возможностью создать на картине мощный национальный характер, не сломленный невзгодами. Друг и коллега Сурикова, Михаил Нестеров, обнаруживал в этом полотне поистине «шекспировскую драму». А воплотить ее помогла ненастная погода, которую семья Сурикова пережидала, собравшись у стола. Дождь, окно, группа близких людей, грусть... Меншиков в Березове!
Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать! Работая над картиной, он побывал на Дону, где искал типажи для образов казаков, в Хакасии, где писал татар, на севере Сибири — месте решающей битвы.
Очень большое значение мы уделяем раскрытию личности самого Сурикова, влиянию его биографии на его творческий выбор.
Он был истинным живописцем, и нам хотелось показать, что Василий Иванович являлся поборником красоты в искусстве. Картину "Переход Суворова через Альпы" доставили в корпус Бенуа из Михайловского дворца на специальном валу. Игорь Акимов, "Metro" Фото: В каждом зале своя история — Первый зал начинается с того, что мы широко подаём личность Сурикова, — продолжает Павел Климов.
Мы начинаем с его поздних работ: в центре зала достаточно автопортретная вещь, "Степан Разин", и его последняя крупная историческая работа — "Посещение царевной женского монастыря". Кстати, "Степан Разин" будет экспонироваться после сложной реставрации, произведённой специалистами Русского музея. Как рассказали в музее, при снятии картины с подрамника специалисты обнаружили надпись "Реставрировалась в июле 1962 года".
И теперь первая за 60 лет крупная научная реставрация представит картину такой, какой её видел сам художник и его современники. Игорь Акимов, "Metro" Фото: Потом следует зал с религиозными произведениями Сурикова, созданными им в разные периоды творчества.
Выставку Сурикова в Русском открыли с генеалогическим древом Михалковых
Так что зрители увидят картину, которая считается эмоциональным автопортретом самого художника, такой, как ее задумал автор. С Суриковым это особенно важно. Для самых масштабных работ, имеющих огромное значение для понимания Сурикова как певца русской истории и выдающегося мастера колористики, в залах Корпуса Бенуа на первом этаже возвели специальные внутренние стены, расположенные немного под углом к основным. От этого картины как будто пришли в движение: режет воду реки деревянная лодка, в которой задумчиво расположился казачий атаман Степан Разин с боевыми товарищами... Сходятся в боевой сече казачья дружина Ермака и воины сибирского хана Кучума на батальном полотне "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"... Неудержимо катятся русские войска - это "Переход Суворова через Альпы". Зрителям известно, что Швейцарский поход будущего генералиссимуса не был удачным, но солдаты еще об этом не знают - их лица веселы и сосредоточены. Впервые организаторам выставки удалось собрать воедино все работы Сурикова на религиозные сюжеты. В 1937 году, как поясняют организаторы, в силу идеологических причин эта часть его творческого наследия практически не экспонировалась.
Сегодня под них отдан отдельный зал. Едва ли не единственной работой Сурикова, за всю жизнь сделанной на заказ, стали картины для храма Христа Спасителя в Москве на темы четырех Вселенских соборов. Когда храм был взорван, они считались погибшими, но после Великой Отечественной войны одну обнаружили в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно. Зато на юбилейной выставке Сурикова можно увидеть живописные эскизы, которые он выполнил для храма. А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей.
Мы начинаем как-то осознавать историю страны на новом витке, искать какие-то смыслы. Во-вторых, возможно, потому что прошлое нам открывает настоящее и даёт возможность заглянуть в будущее. И, в-третьих, потому что Василий Суриков занимает совершенно особую нишу в истории искусства второй половины XIX века.
Он неповторим в историческом жанре, уникален. Подобных ему художников в то время не было, — объяснила научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Как отметила на открытии выставки директор Новосибирского художественного музея Екатерина Болдырева, экспозиция была организована в рамках национального проекта «Культура» при поддержке губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и правительства региона. И те, кто посмотрит картину «Покорение Сибири Ермаком» узнают, кто такие сибиряки, что такое Сибирь и что именно за Сибирью — будущее, — подчеркнула Екатерина Болдырева.
Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать! Работая над картиной, он побывал на Дону, где искал типажи для образов казаков, в Хакасии, где писал татар, на севере Сибири — месте решающей битвы. Николай II сказал, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее» и приобрел полотно за 40000 рублей — рекордную для картин русских художников сумму. Скульптурное изображение Ермака 1891, ГРМ работы Марка Антокольского, представленное рядом с полотном, приближает эту историческую фигуру к зрителю, подчеркивает ее значение. Эта яркая и пестрая картина отличалась от прежних творений Сурикова, связанных с историческими коллизиями. Взятие снежного городка на Масленицу он видел еще в детстве. На сей раз по его просьбе сельская молодежь устроила инсценировку, а натурщиками стали родственники и знакомые Сурикова. В «Переходе Суворова через Альпы» Сурикову удалось создать выразительные образы «народного героя» Суворова и его «чудо-богатырей». Он проделал огромную подготовительную работу: искал необходимые ему физиономические типы, изучал в музеях военную форму павловского времени. Ради достоверности пейзажного фона он побывал в Швейцарии. И все же для большей выразительности Суриков отступил от исторической правды. Василий Верещагин отмечал, что при спуске по склону солдаты отомкнули бы штыки. Конь тоже не подошел бы так близко к обрыву. Но главное, что картина полюбилась публике и была приобретена императором для только что учрежденного Русского музея.
Мятежного атамана Суриков наделил собственными чертами — получился эмоциональный автопортрет. Столь важного героя к вернисажу подготовили особенно тщательно, предварительно сильно «омолодив». Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея: «Нашей основной задачей была консервация, стабилизация структуры красочного слоя. Мы должны были закончить в преддверии открытия выставки. Реставрация длилась чуть больше месяца». Каждый раздел для лучшего понимания снабдили суриковскими цитатами. Они помогают в полной мере прочувствовать характер и понять жизненные и творческие принципы свободолюбивого автора.
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Эссе-отзыв
Третий Вселенский собор. Четвёртый Вселенский собор. Покорение Сибири Ермаком. ГРМ фрагмент В. ГРМ фрагмент Суриков В. Меншиков в Берёзове. Боярыня Морозова. Голова женщины в чёрном платке.
Взятие снежного городка. Степан Разин. Большой морской маскарад в 1772 году на улицах Москвы, с участием Петра I и князя-кесаря И. Иллюстрация к изданию Н. Императрица Анна Иоановна в петергофском «Темпле» стреляет оленей. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.
Такой тишины, больше свойственной филармоническим залам, в Корпусе Бенуа не было давно. На улице было минус 25 — это оказался самый холодный день в новогодние и рождественские праздники. Сотрудники Русского музея заботливо пускали в вестибюль Корпуса Бенуа максимально возможное количество желающих купить билеты, чтобы им не стоять на морозе. Светлана и Дмитрий — инженеры, приехали из Екатеринбурга. Она часто бывает в Петербурге в командировках, хорошо знакома с постоянной экспозицией Русского музея. Выставка Сурикова стала отличной причиной, чтобы вместе с мужем посмотреть ее и Михайловский дворец. Рядом оказались их земляки Елена, Виктор и их сын Александр. Екатеринбуржцам повезло: оставалось еще несколько билетов с трехчасовым ожиданием, что позволяло начать с Брюллова и Айвазовского, а закончить Суриковым. Поговорив с теми, кто находился в очереди за билетами, подходим к широко распахнутым дверям выставки. Морозы, коммунальные проблемы, задержки транспорта, всякое бывает… Мы встретили у турникета Бориса Васильевича с внучкой Машей, которые специально приехали из Москвы, чтобы посмотреть выставку Сурикова и заранее приобрели билеты. В этот день жителей столицы на выставке было много. Они объясняли это просто: показа персоналии Сурикова в Москве не планируется. В отличие от многих монографических выставок русских художников, проводившихся в последние годы в двух столицах из недавних примеров — Михаил Врубель. Поговорив с москвичами, мы вошли в первый зал выставки. Признаемся: пришлось напрячься, чтобы прислушаться к разговорам, понять, что люди обсуждают, что им интересно. И, что важно, все представленные эскизы к ним, сравнивая начальные задумки Сурикова с картиной, обращая внимание на незначительных, на первый взгляд, персонажей.
Посетители выставки с огромным интересом рассматривают полотна, привезенные из Третьяковской галереи в Москве «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Посещение царевной женского монастыря» и из Красноярского художественного музея имени Сурикова Милосердный самарянин.
Выставка продлится до 13 мая 2024 года. Все льготы при посещении сохраняются, действует Пушкинская карта. Организаторы заявляют, что многое там «впервые». В чём же новшество и оригинальность?
Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события
Наш коллектив посетил масштабную выставку картин Василия Сурикова в Санкт-Петербурге | Местонахождение: Русский музей, Михайловский дворец, Инженерная улица, Санкт-Петербург, Россия. Картины Василия Сурикова на выставке в Санкт Петербурге приуроченной к 175-летию со дня его рождения. |
Что за выставка Сурикова открылась в Русском музее, и в чём её новизна? - ВФокусе | Экскурсия Трипстера в Санкт-Петербурге. |
Масштабная выставка работ Сурикова открылась в Русском музее к 175-летию художника | - Дзен- ВК - Телеграм - Рутубе - Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения п Смотрите видео онлайн «В Санкт-Петербурге открылась. |
В Санкт-Петербурге открылась грандиозная выставка картин Василия Сурикова
Выставка в честь 175-летия Василия Сурикова не случайно открылась именно в Санкт-Петербурге. Выставка в честь 175-летия великого живописца Василия Сурикова открылась в Русском музее Санкт-Петербурга 1 декабря. Тегивыставка сурикова в санкт петербурге, суриков выставка в спб, билеты на выставку сурикова.
Великий «композитор»: в Русском музее готовы открыть юбилейную выставку Сурикова
А юбилейная выставка с работами Василия Сурикова откроется 1 декабря. А юбилейная выставка с работами Василия Сурикова откроется 1 декабря. В Петербурге открылась уникальная выставка к 175-летию живописца Сурикова.
Информационные партнеры
- Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» - Виртуальный Pусский музей
- В Русском музее готовится главная выставка года
- Что показывают на выставке Василия Сурикова в СПб Metro
- Что показывают на выставке Василия Сурикова в СПб Metro
- Русский музей открыл первую за 90 лет выставку Василия Сурикова
- Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» - Виртуальный Pусский музей
Выставка работ Василия Сурикова открылась в Новосибирском художественном музее
На выставке представлены не только масштабные исторические полотна Сурикова, но и ряд портретов, акварели, созданные во время путешествий за границу. В Русском музее Петербурга идёт подготовка к главной выставке года, которой станет юбилейная экспозиция известного русского живописца Василия Ивановича Сурикова. - Дзен- ВК - Телеграм - Рутубе - Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения п Смотрите видео онлайн «В Санкт-Петербурге открылась. Выставка в Санкт-Петербурге. Выставка в честь 175-летия Василия Сурикова не случайно открылась именно в Санкт-Петербурге.