Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Президент Белоруссии собирается перенести свое переизбрание с 2022 года на весну 2024 года, когда в России также пройдут выборы главы государства, заявил НСН беглый политолог. Центральная избирательная комиссия Беларуси огласила 1 марта окончательные итоги единого дня голосования, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». Главная» Новости» Выборы в беларуси в 2024 в россии. Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами. По мнению группы наблюдателей от Парламентского Собрания, процесс голосования соответствовал требованиям законодательства страны, выборы в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва были открытыми, демократичными и легитимными.
Пойдёт ли Лукашенко на Президентские выборы в 2025 году? Итоги ВНС. Панорама
Выборы в парламент восьмого созыва и местные Советы депутатов 29-го созыва пройдут в единый день голосования. — Лукашенко будет участвовать в президентских выборах в 2025 году, сказав, что чем сильнее Запад будет "напрягать" белорусов, тем "быстрее он пойдёт на выборы"; — Белоруссию будут "качать" до президентских выборов в 2025 году извне, эта кампания будет апогеем. На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва.
В Белоруссии заявили, что Запад попытается дискредитировать выборы в 2024-2025 годах
Это связано не только с действиями местных властей, но и с ситуацией в рядах противников Александра Лукашенко. В массе своей сегодня они находятся за пределами республики и окончательно потеряли связь как с белорусским обществом, так и с реальностью. Поэтому единственное, что смогли сделать «змагары» под руководством экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской, — это призвать белорусов бойкотировать выборы, а также включиться в кампанию по дискредитации властей республики. Причем в последнем случае белорусской оппозиции охотно помогали различные западные СМИ, хотя особого интереса в Европе и США нынешние выборы действительно не вызвали. Главным посылом всех материалов было то, что выборы в Белоруссии «полностью стерильные», так как в них не будет не только оппозиционных кандидатов, но и «лояльных персон, решивших без согласования с чиновниками поучаствовать в процессе». С аналогичными заявлениями выступали и французские СМИ. Показательным в данном случае является позиция издания Le Мonde, которое вспомнило уже надоевшие всем тезисы о том, что в Белоруссии царит диктатура, которая не позволила «свободным» кандидатам участвовать в выборах. Британские СМИ, как и их политики, также не отличились фантазией. Например, издания Financial Times и The Economist в своих оценках происходящего были практически едины, подчеркивая, что Александр Лукашенко «укрепит свою власть после проведения жестко контролируемых местных и парламентских выборов». Британцы связали происходящее в Белоруссии с отношениями Минска и Москвы, увидев в нем «руку Кремля». Отмечалось, что дешевые кредиты и энергоносители из России удерживают экономику республики на плаву, даже несмотря на ужесточение западных санкций, а Союзное государство стало «сейчас ближе, чем когда-либо».
В целом же, как считают британцы, ситуация сложилась таким образом, что «Лукашенко больше некуда идти, кроме Москвы». Проще говоря, выборы в Белоруссии были использованы в Великобритании для того, чтобы в очередной раз устроить волну нападок на Россию. Не могли пройти мимо выборов и в США, хотя здесь, как и в странах Европы, само по себе избрание депутатов парламента и местных советов Белоруссии интересовало мало. Главный упор был сделан на «отсутствии демократии в республике» и необходимости поддержки беглой оппозиции. Например, The Washington Post, The New York Times и ряд иных изданий, а также телеканалов рассказывали о предстоящих в Белоруссии выборах практически под копирку. Для американского обывателя была нарисована картина тотального контроля и отсутствия выбора, а также стремления Лукашенко закрепить свою власть и обеспечить безопасность в будущем. При этом главным посылом всех материалов о Белоруссии было то, что нынешний избирательный процесс является лишь подготовкой к президентским выборам 2025 года. По сути, именно это и можно назвать главным определением странами Запада всего нынешнего избирательного процесса в Белоруссии.
О своем намерении баллотироваться на предстоящих президентских выборах в 2025 году заявил сегодня глава государства Александр Лукашенко.
Об этом он рассказал, отвечая на вопросы журналистов на избирательном участке в Минске. И загрузить на себя в нынешней ситуации этот груз нашей страны не каждый решится. Точно так и парламент», — отметил Александр Лукашенко. Он также рассказал, что роль парламента будет повышаться: «Часть полномочий мы уже передаем парламенту и другим органам власти. Идет определенная перестройка, поколения меняются». Там также отметили спокойный характер выборов: нарушения общественного порядка не фиксируются.
Такая же модель используется в России. Результаты на выборах в парламент и местные советы Белоруссии показали победу патриотических сил и абсолютную народную поддержку Президента Александра Григорьевича Лукашенко», — сказал Вячеслав Володин.
Как рассказала жительница одного из райцентров в Гомельской области Наталья, на государственных предприятиях и в бюджетных организациях администрация настойчиво призывало работников посетить участки для голосования, не дожидаясь 25 февраля. Минчанка Марина тоже приняла участие в досрочном голосовании: просьба сделать это была размещена в родительском чате. Избирательный участок находится в здании школы, в которой учится сын Марины. Женщина обращает внимание, что основу избирательной комиссии на этом участке составляли школьные учителя, а еще несколько педагогов оказались среди наблюдателей. Тотальный контроль за голосующими Между тем, независимых наблюдателей во время "единого дня голосования" в Беларуси не было, власти не допустили к избирательной кампании тех, кто наблюдал за предыдущими выборами. Как рассказал на условиях анонимности член ликвидированной Белорусской социал-демократической партии "Громада", примерно за месяц до выборов его вызвали в милицию. По словам мужчины, в качестве обывателя 25 февраля он все-таки посетил несколько участков для голосования. В частности, на участках для голосования не всегда были доступна информация о доходах кандидатов в депутаты. Остались засекреченными и сведения о членах избирательных комиссий: их состав не публиковался в прессе и не вывешивался непосредственно на участках, хотя руководство Центризбиркома обещало. За поведением избирателей был установлен тотальный контроль. Об этом свидетельствовало и отсутствие шторок в кабинках для голосования, и суровое напоминание о запрете фотографировать или оставить при себе избирательный бюллетень.
Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году
Эксперт о политической повестке Беларуси в 2024 году | Положительно выборы оценили и в Китае, МИД которого отметил, что власти страны «успешно провели выборы в нижнюю палату парламента и местные советы депутатов в стране», а Пекин «с уважением относится к выбору белорусского народа». |
Выборы в Белоруссии — перемены, которые многих пугают | Единый день голосования на парламентских и местных выборах в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года, спустя два месяца состоится Всебелорусское народное собрание, а не позднее 20 июля 2025 года — выборы главы государства. |
Александр Лукашенко встретился со своей возможной преемницей / СНГ / Независимая газета | Какие дополнительные требования появились к кандидатам? |
Лукашенко обсудил с Кочановой выборы — депутатские и президентские
Лукашенко обсудил с Кочановой выборы — депутатские и президентские | Главная» Новости» Выборы президента белоруссии 2024. |
Итог белорусских выборов: консервативное обновление государства | Парламентские выборы прошли в Беларуси 25 февраля. 2024.[1][2][3] В стране было избрано 110 депутатов в нижнюю палату парламента (Палата представителей) и около 12 000 представителей местных советов.[4]. |
Стало известно, когда в Беларуси пройдут парламентские выборы | Почему Лукашенко требует подойти системно к обновлению Избирательного кодекса?- Существует ли потребность в изменении избирательного законодательства?- Поч. |
Эксперт о политической повестке Беларуси в 2024 году | Так, минчанам выдадут два бюллетеня (по выборам депутатов в парламент и Мингорсовет), жителям областных и районных центров — по 3 бюллетеня (по выборам депутатов в парламент, облсовет, горсовет или райсовет), жителям сельских населенных пунктов — по 4. |
Лукашенко оценил прошедшие выборы в Белоруссии словами "на удивление спокойно" | Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. |
Какой путь избрала Беларусь? Результаты парламентских выборов - 2024
Выборы – 2024: что нам предстоит? | Результаты на выборах в парламент и местные советы Белоруссии показали победу патриотических сил и абсолютную народную поддержку Президента Александра Григорьевича Лукашенко», — сказал Вячеслав Володин. |
Экзамен для власти и оппозиции: как Беларусь готовится к выборам 2024 года | С целью предотвращения возможного давления на членов избирательных комиссий, председатель ЦИК Белоруссии Игорь Карпенко объявил о том, что персональные данные этих лиц не будут публично опубликовываться во время выборов в парламент. |
Эксперт о политической повестке Беларуси в 2024 году | Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами. |
Лукашенко оценил прошедшие выборы в Белоруссии словами "на удивление спокойно" | Выборы в парламент восьмого созыва и местные Советы депутатов 29-го созыва пройдут в единый день голосования. |
Экзамен для власти и оппозиции: как Беларусь готовится к выборам 2024 года | Главная» Новости» Парламентские выборы в беларуси 2024. |
Главное о предстоящих в Беларуси выборах-2024
Перечислим наиболее интересные новеллы: оптимизирована система избирательных комиссий и порядка образования избирательных округов; введены дополнительные требования к кандидатам в депутаты отсутствие гражданства подданства другого государства, документов от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества ; уточнен порядок формирования Центральной избирательной комиссии ЦИК , а также ее компетенций; исключена норма о пороге явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися; введен запрет на фото- и видеосъемку заполненного бюллетеня; скорректировано время досрочного голосования, которое теперь будет проходить с 12:00 до 19:00 без перерыва а не как это было ранее — с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00. Отмена порога явки на парламентских выборах заслуживает, чтобы на этом пункте остановиться отдельно. До единого дня голосования ЕДГ для того, чтобы избрать депутата нижней палаты парламента, было необходимо, чтобы в голосовании приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки для данного округа. При этом порог явки на местных выборах был отменен намного раньше если не ошибаюсь, в 2015-м и уже выборы депутатов местных Советов 2018-го года проводились по новой формуле: сколько бы избирателей ни проголосовало — этого уже будет достаточно для избрания депутата. В решении отменить порог явки и для выборов депутатов Палаты представителей власти руководствовалась стремлением «уравнять эти все выборы для того, чтобы и избирательным комиссиям было проще работать, и всем остальным субъектам, которые организуют всю эту деятельность».
Ведь на момент принятия данной нормы в Избирательный кодекс уже вступила в действие обновленная Конституция, коей предусматривалось проведение единого дня голосования. Согласитесь, могло бы выглядеть весьма неоднозначно, если в условном избирательном округе в голосовании приняло бы участие менее половины избирателей, при этом депутаты всех уровней местных Советов избирались, а депутат парламента — нет. В этом случае пришлось бы проводить повторные выборы, тратить на это государственные средства, снова «напрягать» местную вертикаль и давать, пусть и небольшое, но окно возможностей для оппонентов системы. Поэтому вопрос наличия порога явки на выборах депутатов парламента был приведен к общему с местными выборами знаменателю.
Отмена голосования за границей Точнее, отказ от организации участков для голосования за пределами РБ. Среди причин, побудивших к принятию такого решения, в октябре 2022-го года Игорь Карпенко называл «имеющийся отрицательный опыт проведения избирательных кампаний по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, отсутствие необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и голосующих граждан, а также сокращение численности работников дипломатических служб». Мне видится, что все несколько проще. Дело в том, что ранее все, кто приходил в наши дипломатические миссии выбирать депутатов местных Советов или членов парламента, мог проголосовать только за одного из кандидатов, баллотировавшихся по округу, к которому территориально относится здание Министерства иностранных дел Беларуси, а не за кандидата из округа по месту регистрации данного избирателя.
Также нельзя сбрасывать со счетов, что после известных событий из Беларуси выехало значительное число наших граждан, мягко говоря, не поддерживающих действующую власть. И по гипотетическому призыву лидеров наших «беглых» голосовать против всех эти люди могли бы действительно так сделать. В итоге в Палату представителей могло бы быть избрано на одного депутата меньше, равно как и на одного члена Минского городского Совета депутатов. На общий итог выборов это бы не повлияло — и парламент и Мингорсовет были бы избраны в правомочном составе, но осадок бы, как говорится, остался.
При этом многие дипломатические представительства РБ находятся в странах, которые сейчас сложно назвать дружественными. По этой причине провокации, направленные на срыв голосования в консульских отделах наших дипмиссий, осуществлению которых могли бы потворствовать власти стран, на территории которых расположены эти миссии, к сожалению, также могли бы иметь место. Все эти риски, полагаю, учитывались при принятии решения об отмене голосования за границей. Не исключаю, что работники белорусских заграничных учреждений мысленно поблагодарили нашу власть за то, что та сняла с их плеч проблему организации голосования для наших граждан, находящихся в данный момент за пределами страны.
А вот избирательного права их, хотя о последнем многократно заявляли лидеры наших «беглых», никто не лишал. Во-первых, никому из них не запрещалось приехать в Беларусь и воспользоваться своим конституционным правом в дни досрочного или основного дня голосования по месту регистрации. Минск, ул. Свердлова, д.
Граждан, имеющих паспорта серии РР и проголосовавших на указанном участке набралось целых шесть человек. Сколько есть. Главное, что условия проголосовать для них были созданы. Сокращение числа местных Советов и количества депутатов этих Советов В сентябре 2023-го года появилась информация, что по результатам выборов года будет сформировано 1284 местных Совета депутатов, что на 25 меньше, чем было сформировано по результату предыдущих выборов.
Что касается численного количества депутатов местных Советов, то их число было уменьшено почти в полтора раза: с 18 110 мест в 2018-м году прости 12 514 в 2024-м. Получается сокращение почти в полтора раза или на 5596 депутатских мест, если говорить об абсолютных цифрах. В январе 2024-го года секретарь ЦИК Елена Балдовская пояснила, что уменьшение количества депутатов местных Советов, которых предстоит избрать, произошло в основном за счет изменений законодательства в части выборов депутатов в первичный уровень. Раньше минимальная цифра подлежащих избранию депутатов составляла 11 человек», — подчеркнула секретарь ЦИК.
Нельзя исключать, что в основе принятия такого решения могли лежать сложности в подборе кандидатур, достойных быть избранными в депутаты и при этом способных уделять депутатской деятельности время в отрыве от выполнения своих должностных обязанностей по основному месту работы. Должность депутата местного Совета ведь не является освобожденной. Вероятно, по этой причине наверху решили иногда «отрывать от работы» в полтора раза людей меньше, чем это делалось в прошлые годы. Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что кандидатами в депутаты местных Советов депутатов двадцать девятого созыва было зарегистрировано 18802 человека при общей численности 12 514 мест в советах всех уровней.
В среднем это 1,5 кандидата на место. Вот почему в некоторых округах выборы сельских поселковых и районных советов депутатов вполне могли проходить на безальтернативной основе. Фактическое продление полномочий действующих депутатов Палаты представителей и местных Советов до проведения единого дня голосования Вообще-то прошлые выборы депутатов нижней палаты парламента состоялись в ноябре 2019-го года и по действующим на тот момент нормам выборы депутатов следующего созыва должны были состояться примерно в октябре 2023-го. С местными советами все еще интереснее.
Предыдущий созыв избирался в феврале еще 2018-го и, опять же, если прибавить четыре года срок полномочий депутатов местных Созывов , получается, что следующие «местные» выборы должны были бы пройти в январе 2022-го года. Но как мы помним, весной 2021-м году началась активная работа по разработке внесения дополнений в Конституцию. Исходя из ожидавшихся новаций в направлении введения Единого дня голосования, в октябре того же года Президент подписал Закон об изменении Конституции Республики Беларусь, фактически продлевающий полномочия депутатов местных Советов до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования статья 147 Конституции. А статья 67 Основного закона, определяющая процедуру избрания депутатов Палаты представителей, была дополнена фразой «Выборы депутатов проводятся в единый день голосования».
Повезло тогда депутатам нижней палаты парламента и, особенно — депутатам местных Советов. А депутатам ПП НС и местных Советов всех уровней, избранных 25 февраля 2024-го года, повезло еще больше: согласно обновленной Конституции, срок полномочий и тех и других увеличен с четырех до пяти лет. Почти полное обновление состава Палаты представителей Еще в июле 2023-го Александр Лукашенко встретился с Натальей Кочановой, чтобы обсудить проведение электоральной кампании, идеологические и кадровые вопросы. Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание новое у нас направление и заканчивая президентскими выборами.
С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», — сказал Качановой Глава государства. В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение , что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего. Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая».
Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство. По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание. Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов».
Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью.
Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти.
Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен. Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда.
В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху.
Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта».
Отказались власти проводить и выборы депутатов вместо выбывших, нарушив тем самым нормы избирательного кодекса. Маячили перспективы новых выборов: в местные советы в феврале 2022 года и парламентские осенью 2023 года. От них уже нельзя было отмахнуться сославшись на нарушения при подаче документов инициативными группами или отпиской.
Поэтому в 2021 году парламент принял поправки в Конституцию , которые вводили единый день голосования и переносили местные выборы с 2022 на 2023 год. После референдума 2022 года выборы отодвинули еще дальше — на февраль 2024 года. Таким образом, правящие элиты в Беларуси смогли отодвинуть выборы на 3 года. Подготовка к экзаменам Но зачем?
Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры. В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков.
Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов. Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года. Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82.
Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума. Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции.
Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство. Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом.
В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах. Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов.
Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа. С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем. Успех властей на референдуме 2022 года был достигнут из-за демобилизующей стратегии оппозиции, которая стремилась представить референдум как голосование за старую или новую конституцию.
Кроме того, выборы 2020 года показали властям, насколько много у них противников среди граждан и, главное, среди работников государственного аппарата. На выборах 2020 года в поддержку Виктора Бабарико, главного соперника Лукашенко, собрали 435 тысяч подписей 6. В его избирательной кампании работали бывшие чиновники, отставные сотрудники спецслужб, множество действующих чиновников подписывалось за него на выборах. На протестах был замечен даже бывший премьер-министр Беларуси.
Наконец, в сам день выборов на множестве участков инициатива Голос, признанная в Беларуси экстремистской, насчитала таких 197 члены комиссии не фальсифицировали результаты. Но зачистке подвергли не только партии, они даже не были первыми в списке на запрет.
Проголосовать можно было с 12. Участки работали без перерыва на обед. Избиратели получали: в Минске — по 2 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов ; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, а также городского или районного Совета депутатов ; в сельских населенных пунктах — минимум по 4 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, районного Совета депутатов, а также сельского или поселкового Совета депутатов.
Еще одна особенность нынешней кампании: более трех четвертей из них члены политических партий. В местные Советы депутатов баллотировались 18 802 кандидата. Высокую активность избиратели проявили уже в ходе проводимого с 20 по 24 февраля досрочного голосования. За пять дней свои голоса отдали 41,71 процента граждан, включенных в списки для голосования. А по итогам выборов в целом явка составила 73 процента.
Наблюдатели назвали выборы в Белоруссии прозрачными и демократичными
Лукашенко оценил завершившиеся выборы в Белоруссии словами "на удивление спокойно". Парламентские выборы прошли в Беларуси 25 февраля. 2024.[1][2][3] В стране было избрано 110 депутатов в нижнюю палату парламента (Палата представителей) и около 12 000 представителей местных советов.[4]. Явка на досрочные выборы депутатов в палату представителей Белоруссии достигла 41,71 процента. Об этом сообщили в ЦИК Белоруссии. Беларусь готовится к выборам Дата проведения выборов президента Беларуси 2024 пока не объявлена, однако они должны состояться в течение конституционного срока, который истекает в августе 2024 года. Как проходит подготовка Беларуси к выборам 2024 года.
В Белоруссии заявили, что Запад попытается дискредитировать выборы в 2024-2025 годах
25 февраля 2024 года в Беларуси прошел единый день голосования. Избирались депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва. 25 февраля 2024 года в Беларуси прошел единый день голосования. Избирались депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва. На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва.
В Беларуси состоялись выборы депутатов в парламент и местные Советы
Но такие случаи были единичными. Обращались граждане и в чат-бот Telegram-канала, созданный ЦИК. Всего было около 400 сообщений, в основном они касались консультаций — люди спрашивали адреса участков для голосования, интересовались программами кандидатов и говорили, что кому-то не хватило подарочных изданий Конституций такие выдавали впервые голосующей молодежи. При подведении итогов единого дня голосования 1 марта планируется рассмотреть вопрос о назначении выборов делегатов ВНС от гражданского общества и от избранных депутатов местных советов. Между ними будут разделены квоты. Кроме того, еще предстоит сформировать Совет республики — по семь представителей от каждого региона и Минска, плюс семь человек, которые назначит президент. Напомним, депутаты обеих палат парламента по должности являются делегатами ВНС. Первое заседание ВНС будет открыто не позднее 25 апреля.
Методические рекомендации по проведению выборов делегатов Всебелорусского народного собрания уже выпущены", — дополнил Игорь Карпенко.
Тотальный контроль за голосующими Между тем, независимых наблюдателей во время "единого дня голосования" в Беларуси не было, власти не допустили к избирательной кампании тех, кто наблюдал за предыдущими выборами.
Как рассказал на условиях анонимности член ликвидированной Белорусской социал-демократической партии "Громада", примерно за месяц до выборов его вызвали в милицию. По словам мужчины, в качестве обывателя 25 февраля он все-таки посетил несколько участков для голосования. В частности, на участках для голосования не всегда были доступна информация о доходах кандидатов в депутаты.
Остались засекреченными и сведения о членах избирательных комиссий: их состав не публиковался в прессе и не вывешивался непосредственно на участках, хотя руководство Центризбиркома обещало. За поведением избирателей был установлен тотальный контроль. Об этом свидетельствовало и отсутствие шторок в кабинках для голосования, и суровое напоминание о запрете фотографировать или оставить при себе избирательный бюллетень.
Тем, кто собирался нарушить это требование, грозил штраф в размере 600 белорусских рублей около 170 евро. Буфеты и концерты как важная часть белорусских "выборов" Зато организаторы выборов попытались создать на участках для голосования праздничный антураж, не имеющий никакого отношения к избирательному процессу. Там работали буфеты и были организованы концерты.
Пенсионерка из Бреста Лидия призналась, что по собственной инициативе проголосовала досрочно, потому что об этом "целыми днями говорили по телевизору".
Здесь важно помнить, что избранная Палата Представителей Национального Собрания и местные советы вкупе со скорым обновлением Сената Совета Республики станут костяком приближающегося учреждения Всебелорусского народного собрания ВНС — подлинного Земского собора с постоянно действующим Президиумом — по сути, Государственным Советом , созываемого на русских землях впервые со времен государя Алексея Михайловича. ВНС будет состоять из представителей всей управленческой элиты, исполнительной и представительской, а также признанных государственно значимыми общественных союзов. При этом уже само депутатское представительство в Беларуси традиционно формируется по сословно-территориально-возрастному и трудовому от трудовых коллективов принципу, который еще столпами русской консервативной мысли обозначался как цель политических преобразований Российской Империи, которая, увы, так и не была достигнута. Чего не хватает в этом порядке — это участия в нем Церкви, которое обеспечивало бы религиозно-нравственный стержень избраний. Идеалом, конечно, было бы полное преодоление рудимента западной парламентской демократии с выбором бескачественной группой людей неизвестно откуда как минимум, для нее взявшихся кандидатов. Но до этого, конечно, должен дорасти сам народ.
Теперь следует сказать несколько слов по поводу получившегося результата — избранной Палаты Представителей, которой, судя по всему, предстоит стать основной политической опорой Белоруссии в период военно-политического противостояния с Западом в союзе с Россией. Вкупе с мажоритарной системой сохранился традиционный земско-сословный принцип формирования белорусского парламента. В нем, по-прежнему, силовики, ученые, учителя, врачи, государственные журналисты и деятели культуры, чиновники, инженеры, профсоюзные деятели, спортсмены.
Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание новое у нас направление и заканчивая президентскими выборами.
С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», — сказал Качановой Глава государства. В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение , что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего. Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая».
Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство. По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание. Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов».
Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью.
Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти.
Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен. Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда.
В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху.
Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто. Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент.
В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства. И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно.
Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой.
Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий.
Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте.
Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали.
То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб.
Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа.
Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума.
Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно».
Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем. Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС. На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей.
При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами.
При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще.
Пойдёт ли Лукашенко на Президентские выборы в 2025 году? Итоги ВНС. Панорама
Всего в стране будет сформировано 1284 Совета депутатов. О голосовании граждан, находящихся за рубежом: — В соответствии с новым избирательным законодательством мы не формируем избирательные участки за рубежом. Но это не ущемляет права граждан, которые выехали по тем или иным причинам за рубеж. Они могут приехать в страну и в период досрочного голосования со вторника по субботу или в единый день голосования — 25 февраля 2024 года — выполнить свой гражданский долг: прийти на участки и проголосовать. О документах для голосования: — Для этого нужен документ, удостоверяющий личность. Таковым является паспорт, но ЦИК традиционно принимает решение о том, какие еще документы могут удостоверять личность гражданина: в случаях если паспорт, допустим, находится на оформлении, подан на получение визы и т. К таким документам мы, как правило, относили пенсионное удостоверение, студенческий билет, удостоверение государственного служащего.
Это чисто процедурные вопросы. Об информационной безопасности: — Сейчас идет полная модернизация сайта Центральной избирательной комиссии. В ближайшее время вы увидите его в новом формате. Кроме того, отрабатываем вопросы повышения его пропускной возможности: мы видим, что на сайты госорганов нередко идут внешние атаки, способные неподготовленный сайт «положить». И мы прекрасно понимаем, что все мессенджеры, которые у нас есть в социальных сетях, управляемых внешними управляющими за пределами страны, могут быть отключены, заблокированы и т. Поэтому будем ориентировать всех на то, что первая и самая достоверная информация Центральной избирательной комиссии будет размещаться на сайте ЦИК.
Об участии иностранных наблюдателей: — Данный вопрос прорабатывается теми субъектами, кто может приглашать иностранных наблюдателей кроме ЦИК, таким правом обладает Президент Беларуси, обе палаты Парламента, Совет Министров и МИД.
Они касаются обеспечения нашей безопасности — это Концепция нацбезопасности и Военная доктрина. Основные тезисы, которые прозвучали в течение двух дней народного вече — с комментариями делегатов — в сюжете.
На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами. При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся.
Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо. Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам. В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного. При этом некоторые отклонения действительно имели место быть.
В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку. Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем. А это уже можно расценить как агитацию в день выборов, да еще и непосредственно на избирательном участке. Представители тех самых «мерзопакостных НКО», если бы находились на избирательных участках, где имели место быть вышеуказанные незначительные нарушения, в былые годы сразу бы принялись строчить протоколы о нарушениях. Но их нет, этих «мерзопакостных».
Это и есть та самая новая реальность. Козни и реакция наших «беглых» Удивительно, но в отличие от довольно массированной кампании, направленной на срыв референдума-2022, в этот раз их активность была намного менее заметна. Да, они активно закупали рекламный траффик на Youtube, где размещали свои личные и групповые обращения к гражданам Беларуси, напоминая, что проживающие за рубежом белорусы теперь не смогут проголосовать. Называли выборы «фарсом, имитацией и безвыборами», призывали 25 февраля не идти голосовать, а заняться, например, спортом за последнее довольно забавно агитировал висящий на турнике Анатолий Лебедько. В целом ничего нового. В основной день голосования оппоненты системы даже запустили онлайн-марафон на том же Youtube.
Около 12 часов дня по Минску это обычно самое активное время данное действо смотрело не более… 400 человек. И это при том, что в 2020-м году за кандидата С. Тихановскую проголосовало без малого 600 тысяч белорусов. Получается, что лидеры «беглых» стали не интересны даже уже своей же аудитории. Это полный провал. Например, газета «СБ.
Беларусь сегодня» незадолго до дня выборов поместила на первую полосу коллаж, на одной части которого было хлебное поле и комбайны, а на другом — развалины. Посыл сего предельно прост: вот что может быть, если голосуешь не за тех. Действительно, не поспоришь. Реакция «наших западных партнеров»: очередное «Госдеп против» В Беларуси еще не успели закрыться избирательные участки, а Госдепартамент США уже выступил с заявлением, в котором наши выборы назывались фиктивными, а далее утверждалось, что они якобы проводились в атмосфере страха. На это МИД РБ быстро отреагировал, что называется, «с перчинкой», порекомендовав американской администрации протестировать своих сотрудников на знание международного права, в том числе Устава ООН, и заявил, что единый день голосования прошел в соответствии с белорусским законодательством. А далее заявления представителей «коллективного Запада» посыпались как из под копирки.
Подключился и верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Жозеп Боррель, рассказавший, что новые депутаты Палаты представителей и местных Советов не имеют демократической легитимности. Можно и дальше приводить цитаты лидеров Западного мира, вот только зачем? Нас критикуют, а мы крепчаем. И проводим выборы действительно для себя. Но вернемся к избирательной кампании. Немного сухих цифр потерпите — дальше будет интереснее Для проведения выборов депутатов в единый день голосования в стране было сформировано 1394 территориальные и окружные избирательные комиссии, в числе которых 6 областных и Минская городская, 110 окружных, 118 районных, 10 городских — в городах областного подчинения, 14 городских — в городах районного подчинения, 8 поселковых и 1127 сельских.
В комиссии было выдвинуто 9614 представителя. Больше всего выдвинули своих представителей политические партии и другие общественные объединения — 4909 человек. От граждан путем подачи заявлений — 4041, от трудовых коллективов — 664. В итоге в состав комиссий вошло немного меньше граждан, чем выдвигалось — 9459 человек. В стране было образовано 5411 участков для голосования и, соответственно, столько же участковых избирательных комиссий УИК , в состав которых вошло 57233 человека. А если у этой цифре прибавить членов избиркомов более высокого уровня, то получится уже 6805 избирательных комиссий с общим списочным числом их членов в 66 692 человека.
За избирательным процессом наблюдали 45 505 национальных наблюдателя. И эти только количество людей, отвечавших за подготовку и проведение выборов — без учета личного состава органов внутренних дел и МЧС, обеспечивавших порядок в и личную безопасность членов избиркомов например, по опыту 2020-го года случаи словесных оскорблений в отношении членов УИК носили не единичный характер. К чему все эти цифры? А к тому, что выборы — это довольно таки недешевое удовольствие, и власть поступила весьма дальновидно, установив ЕДГ вместо проведения двух отдельных выборов, которые в прошлые годы могли следовать друг за другом с интервалом в год. Все же экономия бюджетных средств причем значительная , а также, если так можно выразиться, экономия человеческих ресурсов. Что делала власть и ЦИК в частности Есть такое выражение: легко отчитываться только тогда, когда ты сделал мало.
В данном случае работа была проделана огромная. Для оперативного реагирования на запросы избирателей еще в конце ноября 2023-го года в ЦИК начал работать информационно-справочный центр, специалисты которого ежедневно консультировали избирателей по возникающим вопросам текущей избирательной кампании. К ЕДГ на его линию поступило более одной тысячи звонков. В те же дни ЦИК были подготовлены и утверждены методические рекомендации для территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, памятки для национальных и международных наблюдателей, для лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, и для кандидатов в депутаты. К слову, выступления кандидатов в депутаты Палаты представителей на телевидении сопровождались сурдопереводом в обязательном порядке. Сообщалось, что в дни голосования помощь маломобильным гражданам готовы оказать и волонтеры.
Порядка 2 тысяч человек прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам избирательного права и процесса в Академии управления при Президенте. Специально к единому дню голосования был разработан тренинг для обучения участковых комиссий и сценарий его проведения, а в помощь организаторам этих тренингов был даже снят учебный видеофильм о работе участковой комиссии. Академией управления при Президенте совместно с работниками аппарата ЦИК Беларуси подготовлено 160 специалистов, которые обеспечили организацию обучения членов участковых избирательных комиссий. Было проведено около 150 встреч с трудовыми коллективами и молодежью в некоторые дни могло проводиться сразу несколько таких встреч , более 20 семинаров-совещаний с общественным активом и организаторами выборов в регионах, политическими партиями, СМИ. Работу с трудовыми коллективами крупных предприятий следует выделить особо: где-то может даже чуть-чуть «пересолили» общими фразами в духе «нужно обязательно прийти голосовать, так как от этого зависит судьба страны», повторявшихся неоднократно в Тг-каналах для работников. На встречах с коллективами замы по идеологии этих предприятий, к сожалению, рисковали вообще отбить охоту у людей идти голосовать.
В целом еще хорошо, что про «повышение электоральной культуры населения» и прочие малопонятные основной массе населения материи, в отличие от некоторых лидеров мнений, на этих встречах не говорили. Еще из нового — проведение квизов викторин на знание избирательного Кодекса среди сотрудников предприятия. Особенность этих выборов — широкое привлечение современных цифровых технологий и в целом высокий уровень визуализации данных, как в электронном виде, так и в классическом «печатном». На сайте ЦИК в разделе «материалы» можно было найти много полезной информации: баннеры, плакаты, памятку избирателю и информационные ролики. ЦИК также подготовил краткое руководство для кандидатов в депутаты. А на Публичной кадастровой карте в подразделе «Избирательные округа» раздела «Дополнительные слои» были созданы пространственные слои с границами избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей, а также информацией о местонахождении и контактных телефонах окружных избирательных комиссий.
Именно благодаря этому сервису я узнал, что, теперь живу в другом избирательном округе и не смогу проголосовать на кандидата в парламент, за которого собирался голосовать до этого он шел на переизбрание. Для оперативного информирования о ходе кампании ЦИК Беларуси довольно активно вел свои аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Количество подписчиков, возможно, оставляло желать лучшего ВК — 265 человек, Инстаграм — 1550, Фейсбук — 117, Телеграм — 4500, ОК — 2700, Вайбер — 530.
А что на севере, на наших западных границах?
Многие ли из наших соседей стали сегодня сильнее? Например, прибалтийские республики, которые так стремились к своей независимости. Удалось ли стать равноправными участниками мирового политического процесса? На что они сегодня вообще влияют?
Потеряли все, чем гордился весь Советский Союз, — порты, рыболовный флот, промышленность, энергетическую безопасность, транзит, туристические возможности. И сейчас катятся вниз. Даже несмотря на щедрые вливания Брюсселя. Уж очень дорого обходится борьба с Беларусью и Россией.
В 2023 году валовой внутренний продукт Литвы и Латвии снизился почти на 1 процент, Эстонии — на целых 3,5. Политиков, наверное, это и не слишком заботит. Платят ведь обычные граждане. Это их доходы и зарплаты падают, а цены и налоги растут.
Латыши и литовцы более трети населения потеряли за годы своей так называемой независимости. Вражда балтийских государств в отношении восточных соседей привела к отказу от истории великой страны. Отрезали себя от источника силы. Что ни говори, а именно советский период для литовцев, латышей, эстонцев был «золотым веком» их развития.
Кстати, благодаря Советскому государству Польша и Финляндия обрели свою независимость. И в этой истории, замечу, никого из них никогда не упрекали фактами предательства и сотрудничества с фашистами. А ведь в их истории это было. Берегли их национальное достоинство.
А те, как выяснилось, все годы держали камень за пазухой. Та же история с украинским режимом. Подумать только — цветущая страна. Земля плодородная — пол таблицы Менделеева в почве, два моря, шахты, промышленные гиганты.
Народ творческий, работящий. Живи, радуйся и богатей. И богатели. Олигархи и власть держащие подмяли под себя все ресурсы.
Олигархи, получив народом созданные богатства, потом захотели и власти. Так всегда бывало и будет. Пошли в политику и начали втягивать в свои разборки бандитов и народ. Сначала поделили, потом начали стрелять друг в друга и пытаться переделить.
Так тоже было всегда в истории, и так будет. Понеслись майданы. А к ним уже подключились западные спецслужбы и стали разыгрывать национальную карту. Все это было на ваших глазах.
Подбросили нужный образ врага, «виновника бед и нищеты народа» — Россию, а за компанию и нас, белорусов. Мы, видите ли, виноваты. Я об этом уже говорил не единожды. Это надо признать.
Там, где народ доведен до нищеты, а у верхов карман трещит от награбленного, вывести людей на улицу и обвалить страну больших усилий не надо. Достаточно напомнить про счета в зарубежных банках — властители сами отдадут страну. Примеров — масса. От Гаити до Филиппин.
И в Украине не при Володе Зеленском все это создавалось. И не он виноват один в том, что происходит. На моих глазах от работы первого президента Украины до последнего все делили, грабили и воровали. Скажу откровенно, я предупреждал всех, что это плохо закончится.
Потому что приходили новые президенты, а народ их ненавидел точно так, как предыдущих. Этим и закончилось. Это на Беларусь пришлось потратиться. Миллиарды бросили на то, чтобы нас привести в порядок.
Мы приобрели колоссальный опыт из того, что произошло. Стали сплоченной и зрелой нацией. Мы действительно стали сильнее. Оценили, что могли потерять.
Увидели истинное лицо и внутренних, и внешних противников и врагов. Мы до деталей изучили, как работает методичка вашингтонского обкома. На собственном опыте. Я всегда говорил: уроки, уроки и еще раз уроки.
Умные люди анализируют, что происходит вокруг, и извлекают уроки из того, что происходит. Мы это сделали. Вся эта «спонтанная самоорганизация общества», так называемая, шла по одному сценарию, начиная с Южной Америки, Азии, завершая Казахстаном, Сербией, Кыргызстаном, Грузией, Молдовой и Узбекистаном. Схема госпереворотов не менялась десятилетиями.
Даже не потрудились адаптировать под национальную специфику страны, понять, кто мы, кто же они, там, где они решили совершить так называемую «цветную революцию». Неудивительно, что постановка голливудского спектакля с его карусельными предвыборными очередями — помните, девочками с цветочками, чаепитиями «голодных» с печеньками и прочими элементами зрелищного шоу — провалилась именно у нас в Беларуси. Потому что не было реальных социальных причин для мятежа и революционных настроений. Сегодня почти 60 процентов себя относят к среднему классу.
Ну да, некоторые разбогатели и потянулись к власти. У нас это было, как в Украине. Прямо в лучших традициях того украинского сценария. Были и такие, кто не сразу разобрался, поддался эмоциям.
Важно другое. На нас тогда смотрели со всех сторон света. Смотрели и думали, чем же закончится в Беларуси, что не хватает этим белорусам? Смотрели с надеждой некоторые.
А в НАТО уже потирали руки и готовились к военной интервенции в западные регионы как минимум. Рассчитывали на хаос и блицкриг. Если бы не стойкость и мужество истинных патриотов — потеряли бы страну. Не выстояли бы мы тогда — натовские ястребы были бы уже под Смоленском.
И украинская тема стала бы нашей реальностью. Но мы оказались сильнее и сплоченнее. Помните, я их предупреждал, что мы очень любим свою небольшую, компактную страну. Мы их предупреждали.
Ну, мы и не отдали. И поверьте, не отдадим, какие бы усилия они ни предпринимали. А вот наши южные соседи не выстояли. То, что Украина сегодня — это полигон, на котором решается судьба, отчасти решается судьба будущего мирового порядка, понимают все.
Крупнейшие ядерные державы пусть и опосредованно, но уже фактически воюют на ее территории. А уже не опосредованно. А власть опустилась до сделки с Западом, обменивая оружие на жизни украинцев. Больно это видеть, но давайте абстрагируемся, посмотрим на свершившееся философски: кто в этом новом витке противостояния между Западом и Востоком стал сильнее?
Не мы?.. Но и не они! Новые попытки раздавить нас, русских, белорусов, славян, уничтожить чувство национальной гордости, культуру сплотили и мотивировали на восстановление былой мощи. Да и встряхнули нас хорошенько.
И все, кто смотрит на украинскую и другие геополитические трагедии, даже если не говорят вслух, понимают: тот, кто готов служить любому хозяину за подачки, рано или поздно проигрывает. Все понимают, что предательство прошлого, традиций ослабляет и ведет к краху государственности. Помните, из книжек и кино, слава богу, Волынскую резню. Развязка будет драматичной.
Если не остановимся. Но она будет. И, судя по всему, не спасет прежний порядок. А Запад, если хочет остаться в новом мироустройстве одним из центров силы, пусть учится у древнего Китая.
Сообщество единой судьбы со всем человечеством — вот образец единения наций без ущерба национальным культурам, идеологиям, суверенитетам. Без подавления и чувства превосходства. Без бряцания оружием. Силой мудрости и интеллекта.
Предложенный Китаем проект такого справедливого мироустройства имеет право на жизнь. Более того, нам, белорусам, он очень близок. С тем, что Китай превращается в первую экономику мира, Америка согласиться не может. По привычке пытаются разговаривать с позиции силы.
Замутили конфликт, довели до эскалации, теперь предлагают услуги «миротворца». Шантаж — слабый аргумент. А вот Китай ответить на него должен был и ответил сильной позицией. Цитата: «Не мешайте, не создавайте проблем и не переходите опасную черту».
Это заявление китайцев, спокойных, никуда не торопящихся, очень дорого стоит. Мир уже изменился. И не так, как мечтали за океаном. Но чего они хотят?
На что рассчитывают? Послушайте внимательно, может, вы согласитесь со мной. США, предприняв резвую атаку на всех неугодных одновременно «ось зла» вы знаете — от Беларуси до Северной Кореи, включая Россию, Китай, Иран и другие , так вот, предприняв эту атаку на всех, поняли, что допустили ошибку, объединив непослушную Россию и главного врага для них — Китай. Они поняли, что с этим союзом они не справятся.
Я это знаю. Мне пришлось с очень высокопоставленными американцами пять лет назад обсуждать эту тему. Что делать? Допустили ошибку.
Цель — отвлечь, утопить Россию в войне с Украиной, ослабить войной и санкциями тогда России будет не до союза с Китаем, не до единства. Вот ключ к стратегии Соединенных Штатов во имя доминирования в мире! Потом это не надо будет никому. Они всех кинут, как это они показали в Афганистане.
Поэтому на западных границах мы лицом к лицу стоим с НАТО. Утвержден план развертывания трехсоттысячной военной группировки на восточном фланге блока. Они называют это «поясом сдерживания». Понять бы только, кого они собираются сдерживать?
Поляки развернули на границе с нами боевые подразделения вооруженных сил для защиты от якобы «массового проникновения с белорусской территории мигрантов». Профессиональные, вооруженные до зубов военные стоят на границе, чтобы убивать женщин и детей? Безоружных людей, бегущих от войны! Из тех государств, которые они разорили.
Вы видели, как они защищают границу. Калечат, убивают, а потом подбрасывают трупы и калек нам. На территории Литвы до 2028 года будет развернуто формирование бригадного уровня вооруженных сил ФРГ. Немцы так ничего и не поняли.
Уроки им впрок не пошли с той войны, а также силы и средства объединенных вооруженных сил НАТО численностью до 5 тысяч человек. До 20 тысяч натовских солдат сосредоточено в Польше и странах Балтии. Обращаюсь к старшим. Вспомните, нас после Второй мировой, Великой Отечественной войны они, руководители, элита Европы, называли оккупантами.
А дислокация в Западной Европе на постоянной основе более 60 с половиной тысяч военнослужащих вооруженных сил США и более 30 тысяч натовских солдат — это что?! Это не оккупация. Это другое. Какие политические решения будут принимать европейские лидеры под прицелом автоматов американской группировки?
Я здесь написал: вопрос к размышлению. Это не вопрос к размышлению. Мы же уже видим, какие они решения принимают и насколько они самостоятельные. А сами Соединенные Штаты?
Они ускоренными темпами модернизируют свое тактическое ядерное оружие, которое хранится на авиабазах Бельгии, ФРГ, Италии, Турции, Нидерландов. Ну, если дойдет до стратегического, планета исчезнет. А им же хочется жить и управлять как раньше планетой. Поэтому тактическое.
Не оборонительные. Так какие к нам тогда вопросы? Что так возбудились, когда мы разместили аналогичное по функционалу оружие на своих базах? Латыши, конечно, странные.
Не богатая ведь страна. Пенсионеры еле концы с концами сводят, молодежь бежит в поисках лучшей жизни. Но на фоне истерии вокруг угрозы ядерной войны, о которой все говорят, тратят сумасшедшие деньги на строительство бетонных блоков и металлических заграждений в пограничной полосе. По примеру Польши.
Общий бюджет указанных работ на заборы составит около 300 миллионов евро. Кстати, под шумок в таких случаях немалые суммы оседают в карманах высокопоставленных лиц. Мы уже видим громкие разоблачения и отставки. Так что я здесь ничего не выдумываю.
Понятно одно: нас очень хотят втянуть в войну. Как никто другой, и я как Главнокомандующий, и наши военные, спецслужбы это видят. Пока они нас провоцируют, роют окопы, модернизируют военную инфраструктуру, вооружение. Я уже говорил: мы по другую сторону границы, здесь, строим мирную жизнь.
Стены не возводим. Окопы не роем. Но наше миролюбие — не пацифизм. Я попрошу не путать.
По мере роста угроз будем принимать симметричные меры и наращивать боевую мощь. И обращаясь к ним, хотел бы попросить: вы не толкайте нас к асимметричным мерам. Мы должны быть сильными, чтобы никто не смел поставить нас на колени, как было часто в нашей истории. Чтобы нас как футбольный мяч от ворот до ворот больше не бросали: то в одну сторону, то в другую.
Мы ни у кого не просим земли, мы ни у кого ничего не требуем. Мы хотим жить на своей земле. Наш народ белорусский выстрадал это право, и мы его отдать никому не позволим. Но об этом, уважаемые делегаты и приглашенные, мы поговорим более предметно завтра, когда будем обсуждать новые Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину.
А на фоне военного спектакля на границе с Беларусью тоже подробнее расскажу завтра давайте честно ответим себе на вопрос: есть ли сегодня реальная польза от подконтрольных Западу наднациональных структур, которые как грибы разрослись по всему миру? Международное право, ОБСЕ, Организация Объединенных Наций, Всемирная организация здравоохранения и прочие не смогли предотвратить ни одного кровавого конфликта. А их главная задача в этом. Европейский фонд мира вообще выделяет средства на войну в Украине.
Вдумайтесь: не хватает денег, фонд мира спонсирует убийство людей.
Наблюдатели назвали выборы в Белоруссии прозрачными и демократичными
Если эти выборы будут проводиться одновременно с парламентскими выборами 2024 года, то оппозиция сможет воспроизвести свое влияние на ядро своих сторонников, а также придать Координационному Совету альтернативную легитимность. Прежде всего, это начало большого цикла электоральных кампаний, потому что 2024 год – это выборы и парламента, и местных советов, а 2025 год – выборы президента Республики Беларусь. Главная» Новости» Парламентские выборы в беларуси 2024.