Волны Мартено использовались в кинематографе, например, в таких картинах как "Лоуренс Аравийский" и "Амели". На “волнах Мартено” тембры меняются с помощью специальной “коробки передач”, мы прописали их в память синтезатора. Возможно один из самых таинственных музыкальных инструментов всех времен, Волны Мартено (Ondes Martenot или Martenot Waves). В России практически ничего не известно о волнах Мартено, так что нас будут интересовать все детали.
Хор musicAeterna представит мировую премьеру в Доме Радио 10 июня
Инструмент отличался необычным способом извлечения звуков. Они создавались с помощью электрической схемы, которая собрана была на транзисторах и управлялась нажатием клавиш. Затем через усилитель звук передаевался в систему громкоговорителя. У исполнителя была возможность управлять амплитудой и длиной волны сигнала. В левой части инструмента находились деревянная кнопка, вызывающая его голос, и специальные переключатели режимов, регулирующие громкость и тональность звучания. С этой же целью на указательном пальце правой руки исполнителя фиксировалось кольцо с прочной натянутой нитью. Приближая или удаляя руку от инструмента, можно было менять тональность с разнообразной динамикой: от эффекта вибрато звукового взлета до глиссандро скольжения звуков. Эволюция С момента изобретения волны Мартено претерпели ряд изменений. Первая модель инструмента стала оригинальной и резонансной в мире музыки.
Однако конструкция ее имела некоторые недостатки. Играть на инструменте было довольно сложно, и от исполнителя требовалась наивысшая степень мастерства. В окончательном варианте, разработанном Морисом Мартено, нить с кольцом натянули перед клавишами, а под ней расположили выемки для пальцев. Их разметили черным и белым цветом, в соответствии с музыкальным хроматизмом. Фото волн Мартено, сохранившиеся до настоящего времени, демонстрируют новшество. Для создания вибрирующих эффектов клавиши стали двигаться из стороны в сторону. Теперь музыкант мог имитировать грозный рык или жужжание комара. Отдельного внимания заслуживает комплект звукоусилителя.
Он включал три элемента: Principal обычный громкоговоритель , Palme резонансный диффузор со 12 струнами и Metallique громкоговоритель с металлическим тембром.
За это время в разных частях света люди изобретали много способов извлечения звуков из специально сделанных для этого предметов. Какие-то не нашли большого распространения, другие, хотя и мало известны современному европейцу или соотечественнику, но популярны за пределами Запада или имели большое значение в прошлом. Музыкальный лук Представитель африканской народности обу Нигерия играет на музыкальном луке, используя в качестве резонатора собственную голову. Фото из коллекции британского антрополога Норткота Томаса сделано в 1903—1913 гг. Источник: Wikimedia Commons Первый предмет нашего рассказа — вероятно, один из древнейших музыкальных инструментов.
Некоторые исследователи предполагают, что исполнитель на этом инструменте изображен на пещерных рисунках, выполненных за 13 000 лет до н. Сделать такой и правда просто: нужно лишь взять крепкую гибкую палку длиной от 50 сантиметров до трех метров и натянуть между ее концами струну наподобие тетивы лука. По крайней мере, именно так делали и продолжают делать до сих пор жители разных регионов Африки, Южной Америки, Азии и Океании. Стрелять из такого лука не получится, но извлекать звуки — вполне. Нетрудно предположить, что музыкальный лук был предком всех струнных инструментов. В традиционных культурах он используется и по сей день.
Звуки из инструмента можно извлекать, дергая или ударяя по струне или водя по ней палочкой или тростиной. Чтобы звук был громче, в качестве резонатора можно использовать, например, высушенную тыкву, полый глиняный сосуд или, на худой конец, собственную голову: для этого один из концов лука нужно взять в рот, как показано на фото вверху. Примечательно, что простейшие однострунные инструменты такого рода, хотя и не в форме лука, появлялись в разное время в самых разных частях света. Так, в Японии аналогом можно считать итигенкин. Музыкант Луйоло Ленга рассказывает, как устроен современный музыкальный лук с резонатором из бутылочной тыквы калабаса , а затем на отметке 3:00 демонстрирует, как он звучит. У представителей народа шона такие инструменты пользуются большой популярностью: играя на них в ходе религиозных церемоний, те организуют связь с потусторонним миром «дзавадзиму» можно перевести как «голос предков».
В таких инструментах источником звука является сам предмет или его часть а не струна или мембрана, как у барабана, скажем. В данном случае играющий нажимает или дергает за язычки из-за них такой инструмент и все прочие имеющие язычки, называются ламеллафонами , закрепленные на резонаторе из панциря черепахи, дерева или тыквы.
В таких инструментах источником звука является сам предмет или его часть а не струна или мембрана, как у барабана, скажем. В данном случае играющий нажимает или дергает за язычки из-за них такой инструмент и все прочие имеющие язычки, называются ламеллафонами , закрепленные на резонаторе из панциря черепахи, дерева или тыквы. Язычки, которых может быть до трех десятков, изначально делались из дерева или бамбука, а примерно 1300 лет назад стали изготавливаться из тонкого металла.
Появилась мбира не менее 3000 лет назад в Африке, в районе реки Замбези нынешние Зимбабве и Мозамбик , и с тех пор распространилась по всему континенту южнее Сахары, а вместе с рабами попала, например, и на Кубу, и в другие страны Центральной и Южной Америки. Играют на ней и сегодня: мбира также известная как калимба используется и как музыкальный инструмент, в основном для аккомпанемента при пении и танцах, и как атрибут духовных практик. При этом мбира имеет весьма широкий диапазон — он низких дребезжащих звуков до высоких, напоминающих музыкальную шкатулку. Мбира — один из самых распространенных, но далеко не единственный ламеллафон. К числу последних относится также традиционный китайский инструмент коусянь и хорошо известный в России варган.
Правда ни тот ни другой, в отличие от мбиры, не имеют корпуса или резонатора — в этом качестве при игре на них выступает голова играющего. Африканский музыкант исполняет зимбабвийскую народную песню, аккомпанируя себе на мбире. Когда создавался этот барельеф в соборе Св. Иакова в испанском Сантьяго-де-Компостела 1188 г. Впоследствии инструмент был модернизирован так, что играть на нем мог один человек, и механизм изменения длины мелодических струн работал быстрее.
Источник: P. Внешне этот хордофон несколько напоминает распухшую скрипку и устроен так: часть струн у разных разновидностей по-разному — всего струн может быть больше десятка и они называются бурдонными звучит, соприкасаясь с вращающемся колесом, приводимым в движение музыкантом с помощью ручки, — так создается монотонное гудение. Другие струны играющий может укорачивать с помощью стержней, пользуясь ими почти как клавишами и воспроизводя мелодию. Изменяя скорость вращения колеса, можно менять ритм. Первые упоминания и описания такого инструмента относятся к XII веку.
Тогда он представлял собой гораздо более крупную конструкцию, на которой играли двое: один крутил ручку, другой нажимал и поднимал стержни.
Но я прошла специальное обучение, чтобы самостоятельно решать проблемы с волнами. Некоторые вещи я обязана уметь делать сама: так, в одном из динамиков есть струны, и если с ними что-то случится например, они порвутся , то я должна буду их заменить и настроить самостоятельно. Это может занять несколько дней. А с инструментами другого типа такого не происходит. Поскольку волны делают всего три человека в мире — один в Париже, другой в Монреале, а третий в Японии — я могу быть с изготовителем моего инструмента на связи 24 часа в сутки. Владельцы более старых волн, изготовленных самим Мартено, часто возят с собой два инструмента на всякий случай. А поскольку они весят по 150 кг каждый, то вы представляете себе, что происходит. Мой преподаватель ездит так.
А я чувствую определенную уверенность и спокойствие, зная качество работы человека, изготовившего мой инструмент. Волны Мартено. Изображение с сайта wikipedia. Не обязательно. Нужен хороший слух, как и для игры на любом инструменте, и нужно уметь соотносить свое звучание с другими инструментами, если ты играешь не один. Много ли в мире волнистов и насколько они востребованы? Это сложный вопрос. Есть разные варианты того, что может делать волнист после обучения. Парижские выпускники начинают специализироваться в разных областях: кто-то предпочитает классику, кто-то — импровизацию, кто-то записывает музыку для фильмов, кто-то направляется в поп-музыку.
Скажем так: в мире есть 30-40 человек нужного исполнительского уровня. Очень жаль, что очень многие ограничиваются одним динамиком, то есть не используют весь спектр возможностей инструмента, а концентрируются только на одном из эффектов звука, который дает этот инструмент. При этом да, я считаю, что мы достаточно востребованы: один больше в одной сфере, другой — другой. Я не даю много концертов во Франции, но с другой стороны, мы сами создаем спрос на себя: например, я сперва приехала сюда ради «Жанны на костре», а теперь я даю здесь сольные концерты. Мало какие произведения для волн известны во всем мире. Самое известное — это «Турангалила-симфония» Мессиана. Поэтому нам необходимо самостоятельно набирать материал, чтобы показать, что волны гораздо более разнообразны, продемонстрировать весь спектр их возможностей. При этом некоторые волнисты буквально монополизировали исполнение этих нескольких известных произведений, играют только их и не ищут новых путей — а это то, чего я хочу избежать. Кто-то специализируется только на работе с оркестром, кто-то — только на камерном репертуаре.
А моя задача — показать максимальное разнообразие волн Мартено, вывести их из рамок, в которые они были поставлены из-за этого ограниченного количества известных произведений. Я хочу показать, что есть не только «Турангалила», «Маленькие литургии» Мессиана или «Жанна на костре», а есть концерты с другими инструментами, есть арии, есть монодии того же Мессиана. Но более классический репертуар я тоже люблю и готова его защищать.
Путь Ивана Вышнеградского: шаг в бездну
Энергетика вокруг | Жанна Лорио, игравшая на ондесе мартено, редком электронном инструменте, известном своим навязчивым воем, скончалась в возрасте 73 лет. |
Космическое звучание. "Волны Мартено" накроют "Площадь искусств" | В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса». |
Санкт-Петербург и Москва ждут симфонию «Турангалила» | Отчасти как терменвокс, однако возможности волн Мартено гораздо шире, чем у его советского предшественника. |
Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде
Нужно обязательно отметить и то, что игра на инструменте совершенно точно не является легкой прогулкой — одним из основных критериев для исполнителя является идеальный музыкальный слух, и это уже не говоря о чисто механических навыках. Более прочих звучанию терменвокса обязаны создатели ранних научно-фантастических фильмов, по крайней мере, сегодня его мистические завывания прежде всего вызывают ассоциацию с чем-то внеземным. Широкое распространение инструмент получил после использования его Делией Дербиршир в заставке к сериалу «Доктор Кто» и Бернардом Херрманом в саундтреке к фильму «День, когда Земля остановилась». В популярной же музыке путь терменвокса начался с группы Beach Boys , именно у них инструмент «подслушал» один из его главных популяризаторов Жан-Мишель Жар. Удивительно, но советское ноу-хау почти не используется современными электронщиками. Вероятно, из за сложности освоения; похожего звука в свое время пытались добиться Aphex Twin и Portishead, но до использования оригинального терменвокса их руки так и не дошли. По сути — один из первых монофонических синтезаторов, вдохновленный, в частности, и терменвоксом. История Создатель «волн», французский радист Морис Мартено, придумал свое изобретение, обратив внимание на характерный свист, издаваемый лампами переговорного оборудования. Результатом стала собранная на транзисторах электрическая схема с 7-октавной клавиатурой и оригинальными элементами управления. Первым из таких элементов было одеваемое на палец кольцо с нитью-смычком, с помощью которой исполнитель мог контролировать электрические колебания.
Также «волны» были оснащены специальной кнопкой с мембраной, акцентирующей те или иные звуки, — например, легким касанием пальца музыкант мог превращать еле слышимый писк в резкий медвежий рык. Несмотря на очевидную сложность управления, представленный в 1928 году инструмент пришелся весьма по нраву французским композиторам и исполнителям, а затем, во многом благодаря своей оригинальности, завоевал и любовь избалованной местной публики. Самым знаменитым пользователем «волн» стал композитор Оливье Мессиан, даже специально написавший для инструмента свою «Турангалила-симфонию». Морис Мартено, будучи прежде всего изобретателем и музыкантом, никогда не задумывался о получении прибыли или тем более серийном производстве «волн», поэтому после его кончины развитие инструмента практически прекратилось, а собранные им при жизни немногочисленные копии заняли свое место в музеях и частных коллекциях. В апреле 2001 года «волны» получили второе рождение благодаря группе Radiohead.
Весь оркестр демонстрировал блестящий уровень мастерства — густые и гибкие струнные, точные деревянные, сокрушительно сияющая медь, призванная в «Турангалиле» играть роль одновременно опорных конструкций и тематических взрывов: без такой бы все массивное и при этом как будто парящее в воздухе здание симфонии рухнуло. В дополнение к радуге тембров, раскрывающейся за каждым поворотом тематических линий — надо сказать, лаконичных и весьма обаятельных Мессиан оперирует сложными техниками и очень простыми, яркими темами ,— московская публика получила еще одно редкое в наших краях удовольствие: наблюдать за тем, как во время звучания радостно и гордо за себя и за ансамбль сияют лица музыкантов. У москвичей по большей части не принято улыбаться — так иногда ведут себя западные оркестры. В то же время звук, баланс, артикуляция и в целом манера Уральских филармоников, если обобщать, ведут скорее к теплому звучанию старых российских оркестров, чем к современной западной традиции.
Но звук оркестра, позволивший высветить в хитросплетениях Мессиана больше их сумасбродную, живую и стройную красоту, нежели интеллектуализированную форму, стал для уральско-московской «Турангалилы» прекрасным инструментом и большим украшением. Так что можно было не сильно огорчаться из-за стеклопластикового звука фортепиано под пальцами Роже Мюраро — аккуратная игра некогда одного из любимцев публики на конкурсе Чайковского контрастировала с оркестровой магией своей виртуозной прозаичностью в Екатеринбурге за роялем был Пьер-Лоран Эмар, но Москве так уже не повезло , но в целом дела не портила.
В окончательно сформировавшемся Ondes Martenot нить с кольцом была натянута перед клавишами, под нитью имелись специальные выемки для пальцев, размеченные белым и чёрным цветами в соответствии с натуральным хроматизмом. Музыкант, как и прежде, одевал кольцо на указательный палец, «сливаясь» с инструментом в единое целое, далее, перемещая руку вдоль панели клавиатуры, варьировал высоту нот так называемое глиссандо , оставляя за собой возможность внесения в игру едва заметных нюансов и акцентов. Сам звук вызывался посредством нажатия на клавиши, которые были меньшего размера, по сравнению, допустим, с фортепьяно; кроме того, в некоторых моделях Ondes Martenot клавиши могли немного двигаться из стороны в сторону для создания вибрирующих звуковых эффектов. Инструмент, как уже было замечено, был монофоническим, то есть на клавишах можно было взять одновременно только одну ноту. С помощью переключателей на левой панели прибора исполнитель мог переключать октавы. Ещё одной характерной особенностью Ondes, на которую следует обратить внимание, являлась покрытая деревом кнопка слева от основной клавиатуры. В первых вариантах инструмента именно с её помощью исполнитель вызывал «голос», а также задавал его динамику.
В случае Ondes Martenot она выполняла ту же функцию, что и смычок для скрипки, или же, например, дыхание для исполнителя на трубе. Клавиша была весьма чувствительной: для того чтобы услышать тихий звук, достаточно было лишь одного прикосновения, однако стоило музыканту чуть дольше задержать палец левой руки на кнопке и нажать немного сильнее, из недр инструмента мог вырваться грозный «рык». Таким образом, исполнитель мог с лёгкостью имитировать, например, назойливое жужжание комара, а затем внезапно обращать его в оглушающий раскат грома. Особая чувствительность левой кнопки заключалась в её механизме: под корпусом находилась специальная мембрана с порошком, в зависимости от силы нажатия изменялось подводимое напряжение, и, как следствие, варьировалась интенсивность звучания. Эта клавиша также была собственным изобретением Мориса Мартено. Особого внимания заслуживает оригинальный комплект звукоусиления для Ondes Martenot. Вся система состояла из трёх элементов. Первый носил название «Principal» и являлся по сути обычным громкоговорителем. Вторым элементом был так называемый резонансный диффузор «Palme», который имел своеобразную конструкцию: он представлял собой деревянный корпус необычной формы с двенадцатью натянутыми струнами, резонировавший в соответствии с нотами, исполняемыми музыкантом, и привносил в «голос» Волн Мартено неповторимые оттенки струнного инструмента.
Третий компонент системы назывался «Metallique». По устройству он также был схож с обычным громкоговорителем, с той лишь разницей, что традиционный динамик был заменён в нем на металлическое «блюдо», весьма напоминавшее гонг или «крэш» барабанной установки. Данный диффузор придавал звучанию характерный металлический тембр. Музыка для волн Нет ничего удивительного в том, что после презентации Ondes Martenot в 1928 году инструмент произвёл фурор в среде исполнителей и композиторов различных направлений. Его богатые возможности открывали бесконечное пространство для экспериментов, а необычайной красоты звук, напоминающий человеческий голос и одновременно хранящий в себе нечто таинственное, не от мира сего, завораживал слушателей. Целый ряд деятелей музыкального искусства не обошёл своим вниманием рождение замечательного инструмента, и в дальнейшем они подарили миру свои произведения, написанные специально для исполнения на Волнах Мартено, а также композиции, включающие сей необычный «голос» в состав партитуры. К наиболее известным произведениям с участием Ondes Martenot можно отнести «Турангалила-симфонию» Turangalila-Symphonie, 1946-48 французского композитора Оливье Мессиана Oliver Messiaen , где Волнам отводилась второстепенная, но всё же значительная часть, написанная специально для исполнения Жинетт Ginette Martenot , сестры изобретателя инструмента. В дальнейшем эта партия исполнялась талантливой ондисткой, двоюродной сестрой композитора Жанной Лориод Jeanne Loriod , которая внесла значительный вклад в популяризацию Ondes Martenot и является, вероятно, самой известной исполнительницей на этом инструменте.
Но Джонни пошел дальше всех, в кратчайшие сроки дослужившись до приглашения на работу штатным композитором BBC и начав сочинять как минимум компетентные, а местами и вполне грандиозные оркестровые пьесы. Вы не ослышались: работать с оркестром ему нравится больше, чем играть живьем в составе Radiohead. Начав озвучивать сцены из своего очередного фильма концертным бутлегом «Popcorn Superhet Receiver», Андерсон попросил Гринвуда развить тему — и вскоре получил от него полтора часа оригинальной музыки. Озвученный ею эпос «Нефть», возможно, самый совершенный фильм XXI века, а коллаборация Джонни и ПТА успела получить целый ряд продолжений, включая «Мастера» и недавний «Врожденный порок», в саундтрек к которому осмелевший Гринвуд приткнул один из старых инструменталов Radiohead. Джонни и «Оскар» На протяжении нескольких недель Гринвуд считался одним из фаворитов «Оскара» в категории «Лучшая оригинальная музыка» за музыку к «Нефти», но крючкотворы из Киноакадемии его дисквалифицировали — сославшись на то, что один фрагмент саундтрека ранее звучал на BBC, а другой — на «Bodysong». В утешение Гринвуду можно добавить, что 35 годами ранее схожая судьба постигла Нино Роту с музыкой к «Крестному отцу» — но Гринвуда, похоже, утешать не нужно: сочиняя саундтрек к экранизации «Норвежского леса» Мураками, он исполнил аналогичный трюк и взял за основу написанную для BBC пьесу «Doghouse». Этот фрагмент саундтрека к «Врожденному пороку» представляет собой переработанную композицию Radiohead «Spooks» Номинации на «Оскар» Джонни все-таки добился в 2017 году с саундтреком к очередному фильму Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить». И был отмечен американской киноакадемией еще раз в 2021 году за музыку к драме «Власть пса» Джейн Кэмпион.
Что такое волны Мартено
В то же время звук, баланс, артикуляция и в целом манера Уральских филармоников, если обобщать, ведут скорее к теплому звучанию старых российских оркестров, чем к современной западной традиции. Но звук оркестра, позволивший высветить в хитросплетениях Мессиана больше их сумасбродную, живую и стройную красоту, нежели интеллектуализированную форму, стал для уральско-московской «Турангалилы» прекрасным инструментом и большим украшением. Так что можно было не сильно огорчаться из-за стеклопластикового звука фортепиано под пальцами Роже Мюраро — аккуратная игра некогда одного из любимцев публики на конкурсе Чайковского контрастировала с оркестровой магией своей виртуозной прозаичностью в Екатеринбурге за роялем был Пьер-Лоран Эмар, но Москве так уже не повезло , но в целом дела не портила. В той фовистской оркестровой манере, которая здесь позволяла превращать музыку о беспредельной, смертельной любви и бесконечности жизни в нечто вроде странной-странной сказки в стиле русского модерна, все же не красота, а надежность солиста была, пожалуй, важнее. Помимо прочего через теплый тон игры то плотных, то прозрачных фактур решалась одна из важных проблем «Турангалилы»: время в полуторачасовой музыке в интерпретации Лисса и УАФО — час двадцать , где очень сложно переплетены покой и неуклонное движение, статика и пульсация, драма и медитация, повествовательная и антинарративная логика, может течь очень долго. Однако уральское время симфонии текло как по волшебству не долго, не коротко, что еще больше усиливало впечатление сказочности — и симфонии, и события.
На исследования и разработку ушло девять лет, и только в 1928 году на парижской выставке Морис Мортено впервые представил миру своё детище — Ondes Martenot в дословном переводе — Электрические Волны Мартено. Тогда, на заре двадцатого столетия, электричество ещё не успело широко «проникнуть» в музыку — Ondes Martenot был одним из первых электроинструментов, именно по этой причине изобретение французского таланта заслужило исключительное внимание.
В этом же году Морис Мартено и его Волны отправляются в мировое демонстрационное турне. Октет Волн Мартено с двумя ф-но. Дирижирует Ginette Martenot примерно 1935г. Знакомство с публикой Ondes Martenot представлял собой монофонический синтезатор, отличительной особенностью которого был необычный способ извлечения звука и, как следствие, характерное звучание. Звук фиксированной частоты генерировался посредством электрической схемы, собранной на транзисторах; исполнитель, в свою очередь, имел возможность управлять амплитудой и длиной волны сигнала. Сам прибор был довольно сложной конструкции и состоял из нескольких элементов: собственно инструмент, изначально — продолговатый деревянный футляр с электросхемами внутри плюс два впоследствии — три различных по природе действия резонатора, которые превращали электрические колебания в акустические. Громкость и тональность звучания маэстро изменял посредством переключателей, вынесенных на левую сторону инструмента, а правой рукой исполнитель был… «прикован», вернее сказать, «прикольцован» к источнику необычного, свистящего звука с помощью туго натянутой прочной нити.
Кольцо с нитью одевалось на указательный палец музыканта, и, приближая или удаляя руку относительно прибора, играющий задавал новую тональность, притом открывалась возможность делать это с чрезвычайно разнообразной динамикой: начиная от резких «взлётов» и «провалов» и заканчивая тончайшими музыкальными нюансами. Tristan Murail. Tigres de Verre 1974 исполняют Nadia Ratsimandresy-волны и Matteo Ramon Arevalos — ф-но Maurice Martenot играет на самой первой модели 1928 и модели 1940 года Все это, безусловно, напомнит вам небезызвестный терменвокс Theremin — инструмент, появившийся на свет стараниями Льва Термена, который строился на тех же свойствах, что и Ondes Martenot. Кстати сказать, терменвокс и Ondes были представлены публике буквально в одно и то же время, исследования принципов и разработка устройств велись пионерами электромузыки параллельно, притом во время Первой мировой войны Лев Термен так же служил в радиовойсках, но уже в рядах Красной Армии в 20-е годы Лев Термен покинул Россию и изменил своё имя на Leon Theremin. Как на то указывает история, Мартено и Термен не были знакомы друг с другом вплоть до 1930 года, когда их инструменты уже были запатентованы, хотя также существуют источники, утверждающие, что встреча российского и французского изобретателей произошла ещё в 1923 году и что якобы именно этот контакт и подвиг Мортено на создание собственного прототипа. Так или иначе, в нашу задачу не входит заострение внимания на исторических фактах, тем более что впоследствии проекты Термена и Мартено потерпели серьёзные преобразования и обрели весомые различия, тем не менее сохранив в основе схожие принципы. Ступени эволюции Итак, первая модель Ondes Martenot произвела большой резонанс в мире музыки, однако, несмотря на оказываемый эффект, оригинальная конструкция имела свои минусы: играть на таком необычном устройстве было весьма сложно.
Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом. Создавать же музыку, управляя одной лишь нитью и не имея при этом никаких чётких пространственных ориентиров, крайне тяжело и требует от исполнителя высшей степени музыкального мастерства сия проблема знакома, например, молодым бас-гитаристам, решившим во что бы то ни стало перейти на безладовую гитару. Те же самые проблемы одолевали тогда и творение Льва Термена. И уже в третьем прототипе Ondes Martenot «поющая» нить была визуально «привязана» к проекции стандартной клавиатуры, которая изначально носила исключительно иллюстративный характер, а попросту говоря, была нарисована. Определяющим шагом в развитии инструмента, после которого Ondes Martenot приобрёл вид, в котором он дошёл до наших дней, была замена графической «подсказки» на полноценную, 7-октавную клавиатуру. Теперь исполнитель имел возможность задавать тембр в диапазоне семи октав, управлять динамикой звучания нот — всё это в совокупности с чувствительной нитью при должном умении создавало благоприятные условия для воспроизведения самых разнообразных приёмов игры. Jean Laurendeau and the Ondes Martenot - отличная презентация инструмента, пояснения на английском, но даже если они не понятны, стоит просто посмотреть.
В окончательно сформировавшемся Ondes Martenot нить с кольцом была натянута перед клавишами, под нитью имелись специальные выемки для пальцев, размеченные белым и чёрным цветами в соответствии с натуральным хроматизмом.
Сконструирован в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено [1]. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка.
Звук производится генератором электрических колебаний, который управляется с клавиатуры, через усилитель подаётся на систему громкоговорителей. Для извлечения звука музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Сила нажатия на неё управляет атакой и громкостью.
И выглядит она очень странно, даже немного нездорово. Как и картины Пикассо. И чтобы наловчиться играть на таком инструменте, нужно быть как минимум первоклассным гитаристом. Эта мастеровая гитара была изготовлена в 1984 году по заказу рукастого джазового гитариста Пэта Метени Pat Metheny. В погоне за отличным саундом и совершенствованием своей игры, он попросил гитарного мастера Линду Манзер Linda Manzer сделать гитару с максимальным количеством струн. Потратив на это около двух лет своей жизни, она смастерила очень необычную гитару, и при этом она отлично звучит и обладает отменной акустикой. Три грифа расположены спереди корпуса гитары: два их них — 12-ти струнных, оставшийся — стандартный с шестью струнами. А четвертый прикреплен к задней части корпуса, обтянут двенадцатью струнами и больше смахивает на гусли. В деке гитары проделаны два акустических отверстия для большей глубины саунда. Правда про эргономичность с такой-то гитарой можно забыть, да и струны придется менять очень часто. Но Пэта Метени это не сильно напрягало, и ему удалось хорошо освоить новый инструмент. И весить будет примерно также. Как раз с них и срисовывался? И это не преувеличение — порой формы некоторых этих гитар заставляли плакать и страдать. В Советском Союзе они быстро получили большое распространение. Её саунд на корню рубил любую композицию. Бас издавал совершенно плоские и невыразительные звуки, которые были напрочь лишены сустейна и глубины. А если дело доходило до каких-то закрученных риффов, то половина нот просто превращалась в какой-то невменяемый лязг. Практически все музыканты, начиная от участников Машины Времени и заканчивая каким-нибудь диким lo-fi авангардистами из Звуки Му, сперва постигали основы музыки на этих монстрах, дешевых и сердитых. Цифровые инструменты — давно не новость для музыкантов. Цифровые клавишные, электронные ударные установки уже заняли место и на многих концертных стэйджах, и на крупных звукозаписывающих студиях. И плюсов у них действительно много — сразу стабильный и выравненный по громкости звук, большая гибкость в плане звучания будь то сильно закомпрессированная бас-бочка для поп-хита или теплое глуховатое звучание рабочего барабана в джазе. Ну и главное, выражаясь простым языком, намного меньше геморроя при накрутке баланса и сведении всей аранжировки. Понятно, что вслед за этим руки мастеров-инженеров дошли и до гитары. Правда взяться за переложение живого резонанса струн на цифровой лад мало кто осмелился — штука то достаточно абсурдная. Потому что динамика любого трека во многом зависит от того, как сильно и с какими штрихами бить по струнам. А электронный звук, как ни крути, не может передать все тонкости игры музыканта. По его замыслу, новый инструмент должен сильно расширить возможности электрогитары, сделав её главным аккомпаниатором не только живой, но и электронной музыки. А заодно и всех гитаристов приобщить к цифровым звукам. То есть, в принципе, теперь главным пределом творчества музыканта остается лишь его фантазия. На этом инструменте полностью отсутствуют струны — на грифе вместо них расположены небольшие кнопки, имитирующие их.
В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире»
Волны Мартено — музыкальный инструмент клавишного типа (электрофон), способный воспроизводить одновременно только один звук. «Изюма» в фестиваль добавит приезд в Петербург редкого электронного музыкального инструмента Волны Мартено. Отчасти как терменвокс, однако возможности волн Мартено гораздо шире, чем у его советского предшественника.
Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки
Что такое волны Мартено | от мягких басов до пароксизма. |
Санкт-Петербург и Москва ждут симфонию «Турангалила» | Онлайн–трансляция «История Волн Мартено» 7 мая 2022, Дворец культуры им. 50-летия Октября в Кемерове — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить. |
Терменвокс, траутониум и другая электроакустика | Волны Мартено довольно быстро набрали популярность и стали использоваться многими композиторами, особенно полюбились Оливье Мессиану. |
Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде | Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. |
10 самых редких музыкальных инструментов в мире | Партию волн Мартено исполнит Натали Форже (Франция) – обладатель диплома первой степени по классу волн Мартено в Национальной консерватории Парижа. |
Волны Мартено (электрофон) .A. V. Oxenuk listen online
В списке был и электрофон, также известный как Волны Мартено. Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии (волны Мартено звучат. Главная Новоcти Анонсы В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире». И неразрезан счастья том Того гляди махнёт хвостом Спадёт как волны Мартено Где в подоплёке водяной. Самые актуальные новости за сегодня в сфере экономики, общества, политики, спорта и культуры. интеллектуальный журнал.
Сесиль Лартиго: Я влюбилась в звучание его усилителей
Волны Мартено седьмого поколения — модель 1975 года — с полнофункциональной клавиатурой, педалями и тремя громкоговорителями. Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом. Создатель «волн», французский радист Морис Мартено, придумал свое изобретение, обратив внимание на характерный свист, издаваемый лампами переговорного оборудования. Музыканты охотнее принимали именно “Волны мартено”, а не Терменвокс, техника игры на котором была гораздо сложнее. Главная Новоcти Анонсы В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире». Волны Мартено (французское Ondes Martenot), или электрофон — монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент.
Волны Мартено (найдено 80 песен)
Волны Мартено (электрофон) .A. V. Oxenuk listen online. Music | Short Joke in E for Harp(арфы) and Ondes Martenot(волны мартено). |
Санкт-Петербург и Москва ждут симфонию «Турангалила» | Волны Мартено одновременно способны издавать только один звук, но это качество с лихвой компенсируется его богатым и насыщенным тембром. |
Интервью Лидии Кавиной Специальному радио | «Изюма» в фестиваль добавит приезд в Петербург редкого электронного музыкального инструмента Волны Мартено. |
Пять самых страшных музыкальных инструментов | Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". |
Сесиль Лартиго: Я влюбилась в звучание его усилителей
Главная» Новости» Последние экономические новости в россии на сегодня. Short Joke in E for Harp(арфы) and Ondes Martenot(волны мартено). «Электронный музыкальный инструмент Волны Мартено». 6 октября в Малом зале состоится российская премьера «Праздника прекрасных вод» для шести волн Мартено Оливье Мессиана. Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка".