Комментарий к статье 37 УПК РФ.
Комментарий к ст. 37 УПК РФ
- Домен припаркован в Timeweb
- УПК РФ. Статья 37. Прокурор
- Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия
- В УК и УПК РФ внесены поправки, которые касаются заключенных
- Услуги адвоката для граждан
Вы точно человек?
Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления. Принцип равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса. Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и 7 другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы. Принцип открытого судебного разбирательства.
Конституция РФ устанавливает: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» ч. Содержание этого принципа необходимо рассматривать в двух аспектах. Вопервых, открытое разбирательство дел в суде означает, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие определенного возраста и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела. Вовторых, открытое разбирательство дела предполагает возможность оглашения материалов судебного разбирательства. Принцип языка уголовного судопроизводства. Данный принцип отражает национально-государственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка.
Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Принцип презумпции невиновности. В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда ст. При этом неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, подсудимого надлежит толковать в пользу обвиняемого. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту. Этот принцип закреплен в ст. Он имеет две взаимосвязанные стороны: право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту и 8 гарантии осуществления данного права.
Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту образует совокупность процессуальных прав, дающих им возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать иные права и законные интересы. Это право включает в себя права, регламентируемые рядом конституционных предписаний, предписаний, содержащихся в международно-правовых актах, в УПК, в иных федеральных законах, что соответствует положениям ч. Принцип состязательности и равноправия сторон. Состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.
В действующем законодательстве четко изложен порядок рассмотрения заявлений, сообщений граждан о преступлениях. Однако в некоторых стадиях возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела, осуществления процессуального контроля за принятием вышеуказанных решений, имеется ряд неурегулированных вопросов. Так, если возбуждение уголовного дела без согласования с органами прокуратуры невозможно, что является дополнительной гарантией соблюдения прав человека, то принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела непосредственного участия прокурора не требует.
В соответствии со ст. Никто не может проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого конституционного права возможно только, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, или когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений. Статья 12 УПК, в которой определяется содержание рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможны три вида следственных действий, связанных с проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые проводятся по правилам, установленным законом ст. Указанные следственные действия могут быть в порядке исключения осуществлены на основании постановления следователя без судебного решения лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и с последующим соблюдением особых правил ч. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает широкие права участников уголовного процесса, однако для того, чтобы ими пользоваться беспрепятственно, необходимо участникам процесса, во-первых, знать предусмотренные законом права, обязанности и ответственность, во-вторых, иметь возможность эффективно отстаивать свои права. В связи с этим закон обязывает должностных лиц разъяснять права участникам процесса и выяснять, понятен ли им смысл и содержание этих прав и обязанностей; обеспечение возможности осуществления этих прав; предупреждение о возможных неблагоприятных последствиях, которые могут возникнуть в связи с реализацией некоторых конкретных прав, но и осуществление мер безопасности. Разъяснение прав и обязанностей должно производиться сразу после того, как конкретное лицо признается участником процесса ст. Разъясняются права, обязанности и ответственность на каждой стадии, так как правовой статус участника уголовного процесса может меняться. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В дополнение к конституционному положению ст. Отступления от уголовно-процессуальных правил выполнения действий, ограничивающих рассматриваемое конституционное право, допускаются лишь в виде исключения и под жестким контролем судей и прокуроров ч. Принцип осуществления правосудия только судом. Осуществление правосудия и иных полномочий при производстве по уголовным делам возлагается на систему судов, и подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела тем судом и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом ч. Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности. Принцип самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей. Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления. Принцип равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса. Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и 7 другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы. Принцип открытого судебного разбирательства.
Руководитель следственного органа Руководитель следственного органа уполномочен: 1 поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2 проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти при соответствующих федеральных органах исполнительной власти , их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти при соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Орган дознания К органам дознания относятся: 1 органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления отделы, отделения полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские районные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2 органы Федеральной службы судебных приставов; 3 командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4 органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. На органы дознания возлагаются: 1 дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса; 2 выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса; 3 осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1 капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2 руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3 глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Статья 40. Начальник подразделения дознания Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1 поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2 изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; 3 отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 4 вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе: 1 проверять материалы уголовного дела; 2 давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Полномочия прокурора в рамках статьи 37 УПК РФ
- Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
- Статья 37. Прокурор
- Портал правительства Москвы
- Кодексы РФ
Комментарий к ст. 37 УПК РФ
Интерфакс: Конституционный суд РФ постановил ликвидировать практику бессрочного расследования уголовных дел, если нет согласия обвиняемого или подозреваемого на прекращение производства по нереабилитирующему основанию. Ч. 2 ст. 37 УПК РФ указывает, какие конкретно действия прокурор вправе совершать на всех стадиях следствия и судебного рассмотрения. УПК РФ установлено, что по уголовному делу с апелляционными жалобой, представлением на приговор или иное итоговое судебное решение суд после выступления сторон рассматривает ходатайства об исследовании доказательств, которые были исследованы судом первой. Функции и полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ст.37 УПК РФ. Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует. Статья 37. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации представлена на сайте в актуальной редакции с последними изменениями на сегодняшний день.
Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Уклонение от выполнения их требований об охране соответствующих объектов при определенных условиях могут образовывать состав того или иного воинского ст. Ахметшина, О. От превышения пределов необходимой обороны следует отличать случаи неправомерного применения оружия командиром начальником в отношении подчиненного, когда начальник не находится в состоянии необходимой обороны и отсутствуют условия, при наличии которых воинские уставы наделяют его правом применения оружия, а также случаи, когда командиры начальники внутренних войск, участвующих в охране общественного порядка, отдают подчиненным приказы на применение специальных средств или оружия также при отсутствии законных к тому оснований. Действия соответствующих начальников в подобных случаях образуют превышение должностных полномочий ст. Применение оружия военнослужащим, несущим специальную службу охрана общественного порядка и др. Нарушение условий правомерности институтов, предусмотренных настоящей главой, является обстоятельством, смягчающим наказание п. Конституция Российской Федерации ч. Цель необходимой обороны, ее значение состоят в осуществлении защиты личности, общества и государства от общественно опасных посягательств. Право на защиту является естественным правом любого человека независимо от профессиональной или иной подготовки.
Любой гражданин может воспользоваться правом на необходимую оборону, но закон не обязывает его это право применять. При необходимой обороне посягающему причиняется вред. Формально такие действия подпадают под признаки преступного деяния. Но действия обороняющегося не являются общественно опасными. Более того, они общественно полезны, поощряемы государством, поскольку не только направлены на защиту правоохраняемых интересов, но и способствуют повышению социальной активности граждан. Институт необходимой обороны призван обеспечить права обороняющихся и иных субъектов от общественно опасных посягательств, защитить обороняющегося от возможного необоснованного привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, в том числе и за преступление, связанное с превышением пределов необходимой обороны. Согласно ч. Из содержания этой нормы следует, что если общественно опасное посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, то необходимая оборона будет являться правомерной вне зависимости от того, какие средства и способы были применены при обороне и какой вред был причинен при этом посягающему.
Закон признает в таких случаях правомерность причинения любого вреда, вплоть до причинения смерти. Тем самым фактически речь идет об отсутствии каких-либо ограничений за отдельными исключениями, о которых будет сказано ниже при защите такого объекта, как жизнь человека. Тем самым в таких ситуациях исключается превышение пределов необходимой обороны. Общественно опасное посягательство, о котором идет речь, должно быть сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. При этом опасность для жизни должна быть объективно существующей, реальной. В противном случае действия обороняющегося могут быть расценены как мнимая оборона, что влечет за собой уголовную ответственность, или при добросовестном заблуждении обороняющегося и наличии оснований полагать о существовании опасности для жизни действия обороняющегося следует оценить как невиновное причинение вреда. В этом положении, установленном ч. Первое: при защите иных объектов, кроме жизни человека, должны быть соблюдены ограничения, установленные законом.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в отдельных случаях причинение смерти при отсутствии посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, также может являться правомерным. К примеру, причинение женщиной смерти посягающему при изнасиловании следует признать правомерным. При решении вопроса о наличии насилия, опасного для жизни, следует учитывать и разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" о том, что под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, или которое хотя и не причинило вреда здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья. Второе: несоблюдение указанных в законе этих ограничений, то есть превышение пределов необходимой обороны, должно заключаться в умышленных действиях, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Как известно, в соответствии со ст. В этой связи следует сделать вывод о том, что при посягательстве, не сопряженном с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, превышение пределов необходимой обороны связано с осознанием обороняющимся неправильности, опасности своих действий в момент причинения вреда. Иными словами, обороняющийся должен с очевидностью осознавать, что защититься от посягательства, пресечь его он имеет возможность, применяя иные средства защиты, с меньшей ее интенсивностью, с причинением посягающему значительно меньшего вреда по сравнению с реально причиненным.
Федерального закона от 27. Федерального закона от 30. Федеральных законов от 18. Федерального закона от 28. Федерального закона от 04.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2 выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3 требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4 давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5 давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2 выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3 требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4 давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5 давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
Статья 37. Уголовно-процессуального кодекса. Прокурор
Прокуратурой Духовщинского района за 9 месяцев 2019 года направлено 6 требований об устранении нарушений федерального законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. ализировать ст. 37 УПК РФ и указать какое из полномочий к какому направлению деятельности прокуратуры относится. Статья 37 уголовно-процессуального кодекса российской федерации (прокурор).
Защита замглавы Минобороны Иванова будет настаивать на передаче его дела ГВСУ СК
Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации Статья 37. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С изменениями на 22 апреля 2024 года Документ с изменениями, внесенными:Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 58-ФЗ (Российская газета, № 98, 01.06.2002); Федеральным законом от 24 июля 2002. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Ст. 37 УПК РФ: прокурор
В данной ситуации мы видим, что право решать, затрагивает ли поданная апелляционная жалоба интересы соответствующих лиц, предоставляется суду. И в ситуации, когда суд сочтет, что апелляционная жалоба не затрагивает интересы того или иного участника уголовного судопроизводства, он вообще не будет информирован об апелляционном пересмотре уголовного дела. На наш взгляд, данное положение не вполне соответствует принципу охраны прав граждан в уголовном судопроизводстве ст. Было бы логичнее указать в ст. Государственному обвинителю и или прокурору разъясняется судом право на подачу ими возражений на поданную апелляционную жалобу ст.
Причем суд должен разъяснить государственному обвинителю и или прокурору, что он обладает правом возражения на апелляционную жалобу в письменном виде с указанием срока подачи возражения. Данное возражение государственного обвинителя и или прокурора приобщается к материалам уголовного дела. Кроме того, государственный обвинитель и или прокурор обладает правом быть извещенным о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 7 суток до его начала ч. При этом в ч.
N 26 определен более современный способ извещения о начале рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции. Речь в данном случае идет об извещениях государственного обвинителя и или прокурора посредством СМС-сообщений, но с обязательным согласием на такой способ уведомления. Государственный обвинитель и или прокурор обладают полномочиями по отзыву апелляционного представления ч. Уголовно-процессуальное законодательство не определяет основания, по которым данные участники производства по уголовному делу в суде апелляционной инстанции вправе отозвать апелляционное представление.
По нашему мнению, основаниями, по которым государственный обвинитель и или прокурор могут отозвать апелляционное представление, являются положения, предусмотренные ч. Но во всех случаях государственный обвинитель и или прокурор в обязательном порядке должны согласовать свои позиции с прокурором, утвердившим обвинительное заключение обвинительный акт, обвинительное постановление. Решать такой вопрос резолюцией председателя суда о снятии дела с рассмотрения - значит недооценивать важность момента вступления приговора в законную силу. Государственный обвинитель и или прокурор имеют право подавать дополнительное апелляционное представление ч.
Дополнительное апелляционное представление, как и дополнительная апелляционная жалоба, должно поступить в суд апелляционной инстанции не позднее чем за 5 суток до начала судебного заседания. В дополнительном представлении государственного обвинителя и или прокурора, поданных по истечении срока обжалования, не должен стоять вопрос об ухудшении положения осужденного, а также лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, но только при условии, что такое требование не содержалось в первоначальном представлении ч. Следующие полномочия государственного обвинителя и или прокурора при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции связаны с порядком рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции и обжалованием судебного решения суда апелляционной инстанции. К ним относятся: - заявление ходатайств и отводов при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции ч.
Новый комментарий с пояснениями расшифровка к статье 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет роль и полномочия прокурора в уголовном процессе. Согласно данной статье, прокурор является участником уголовного процесса и осуществляет надзор за соблюдением законности, защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Прокурор имеет следующие основные полномочия: Участие в предварительном расследовании: Прокурор может давать указания и направления следователю или дознавателю по проведению следственных действий и мероприятий, необходимых для расследования уголовного дела. Он может присутствовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлять контроль за их законностью.
Прокурор имеет право задавать вопросы участникам предварительного расследования и предлагать доказательства. Он может обжаловать незаконные и необоснованные действия следователя или дознавателя и предпринимать меры по их исправлению. Участие в судебном разбирательстве: Прокурор является участником судебного процесса и представляет общественные интересы в суде.
Прокурор 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2 выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3 требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия; 4 давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5 давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
По второму перечню дел прокурор осуществляет защиту прав неопределённого круга лиц. Под данным юридическим термином подразумевается перечень лиц, который нельзя разделить, задействовать в процессе как истцов, перечислить или по которым невозможно выявить их права и ответственность.
Охрана неопределённого круга лиц оказывает предупредительный эффект на вероятных нарушителей. Охрана неопределённого круга лиц есть вид охраны интересов публичного характера. Например, арбитражные суды уполномочены к рассмотрению заявления о снесении без разрешения, в самовольном порядке построенного здания, выдвигаемого в интересах неопределённого круга лиц. В иске прокурора по охране публичных интересов неопределённого круга лиц и публичных образований обязательно требуется указывать, в чём именно обозначены интересы и какое конкретно право нарушается, необходимо наличие указания на нормативно-правовой документ, подтверждающий правомочность защиты интересов. Например, суд обязан произвести отказ в заявлении прокурору в защиту интересов неопределённого круга лиц с просьбой признания неправомерным бездействие организации местного самоуправления и потребовать принятия им соответствующего правового акта. Положение России как государства социального накладывает обязательства производить максимум стараний в целях реализации целей государства, включающих и право на охрану судебными органами, и право на грамотную помощь в вопросах правовой сферы — любому, независимо от общественного статуса, богатства и прочих факторов, главнейшие права, установленные Конституцией, обязаны обеспечиваться Российской Федерацией. Согласно законодательству прокурором полномочны стать только граждане, получившие правовое образование, в целях достижения высокой квалификации. Обычно они обеспечивают обратившихся к ним лиц правовой помощью в виде трактовки норм российских законодательных актов. Помимо этого, прокуроры проводят выступления, в том числе и на телевидении и радио либо в форме судебных речей с заявлениями.
Список общественных отношений, которые прокурор защищает с помощью обращений в судебный орган самолично, образует наиболее значимые социальные права, предусмотренные и гарантированные Конституцией Российской Федерации. В 2009 году законодатели сочли, что значимость защиты таких прав настолько велика, что для их обеспечения допустимо упустить принцип диспозитивности по гражданским делам. Ограниченность распространения принципа диспозитивности при подаче заявления в суд вызывается тем, что любое затягивание в охране важнейших прав, предусмотренных конституцией России, гражданских лиц может нанести серьёзный урон или стать неисправимым. Включение прокурора в дело для подачи заключения предусматривается законодательством обычно по делам гражданской категории, отнесённым к четвёртой группе. Дела о препятствовании выселения регулируют выполнение права на жильё, дела о восстановлении на рабочем месте регулируют права в области труда, регулирование семейных споров — охраны семьи. Главные полномочия УПК рассматривает в производстве преследования и в задаче надзирать за деятельностью организаций досудебного расследования. Следовательно, прокурор выполняет одновременно и чисто процессуальную функцию, и государственно-правовую задачу.
При этом в установленном законом порядке разрешение на вырубку зеленых насаждений администрацией Советского района Волгограда не выдавалось. В результате общий ущерб от вырубки составил более 5 млн руб. Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки прокуратуры Советского района Волгограда, направленные в следственный орган в порядке ст. Также активно прокуратурой Волгоградской области используются полномочия по направлению материалов в порядке, предусмотренном п. Положительным примером может служить опыт прокуратуры Кировского района Волгограда. На основании материалов прокурорской проверки, направленных в порядке, предусмотренном п. Они обвиняются в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия ч. В ходе проверки установлено, что между ООО "Орион" застройщик жилого комплекса "Парк Европейский" и ООО "УК "Квартстрой" аффилированная компания на основании 28 договоров долевого участия большинство квартир в жилом комплексе на сумму более 1,7 млрд руб. При этом более 0,5 млрд руб. Отсутствие денежных средств на строительство жилого комплекса послужило причиной приостановления ООО "Орион" возведения жилого комплекса на неопределенный срок и грубого нарушения прав граждан-дольщиков.
Статья 37. Уголовно-процессуального кодекса. Прокурор
По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства. Потерпевший не вправе: 1 уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд; 2 давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; 3 разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Положение части восьмой статьи 42 не может рассматриваться как исключающее возможность наделения процессуальными правами потерпевшего более одного близкого родственника лица, чья смерть наступила в результате преступления Определение Конституционного Суда РФ от 18. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель. Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных настоящей статьей. Частный обвинитель Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном статьей 318 настоящего Кодекса, и поддерживающее обвинение в суде.
Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 настоящего Кодекса. Гражданский истец Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Федерального закона от 02.
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.
Наряду с другими функциями прокуратура осуществляет: - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г.
Этими функциями и определяется положение прокурора в уголовном процессе, формулировка которых воспроизводится и в части первой комментируемой статьи. Согласно определению, содержащемуся в пункте 31 статьи 5 УПК, прокурор в контексте уголовно-процессуального права - это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре. При неизменности его законных функций в уголовном процессе и ответственности за эффективность их осуществления в положении российского прокурора в досудебном производстве по уголовным делам произошли существенные перемены, базирующиеся на Федеральном законе от 5 июня 2007 г. Впервые в своей истории российский прокурор лишен почти всех правомочий, связанных с личным производством предварительного следствия, участием в следствии по уголовному делу, находящемуся в производстве поднадзорного следователя, дачей обязательных указаний следователю, санкционированием следственных решений, отстранением следователя, изъятием у него уголовного дела с передачей другому, отменой постановления следователя, продлением сроков следствия, поддержанием следственных ходатайств перед судом и т.
Хотя комментируемая статья помещена в Общей части УПК, она содержит правовые нормы, характеризующие процессуальное положение прокурора главным образом в досудебном производстве по уголовным делам, и регулирует его правоотношения со следователем и дознавателем. О прокурорской деятельности в судебном производстве по уголовным делам см. Право прокурора знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя следственного органа любого ведомства часть 2. Такая трактовка этих отношений вытекает из того факта, что прокуратура - орган надзора, а следственный орган, независимо от его ведомственной принадлежности, - поднадзорный.
Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 37. Прокурор
- Комментарий к статье 37 УК РФ
- Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства
- Правовые гарантии освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции
- Судебная практика по статье 37 УПК РФ:
- Комментарий к ст. 37 УПК РФ
- Комментарий к ст. 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Первые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в 2023 году
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, как специально указывает часть первая его статьи 1, основан на Конституции Российской Федерации. Прокурор в уголовном процессе выполняет две функции: а) уголовного преследования, б) надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ). Статья 151. Подследственность.
Ст 14 УПК РФ Презумция невиновности и комментарий к ней
Главная › Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) › ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (УПК РФ). Редакция части пятой статьи 148 УПК Российской Федерации в законодательном порядке закрепляет право обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Статья 37. Материал из Справочника наблюдателя. Главная → Кодексы РФ → Уголовно-процессуальный кодекс → Часть первая → Раздел II → Ст. 37 УПК РФ. Разъясните, пожалуйста, вопросы о возможности применения ст. 37 УПК и должна ли (и как) прокуратура добиться исполнения представления.