Героический балет «Спартак» в постановке Юрия Григоровича на сцене Большого театра – третья версия, первые две были созданы Игорем Моисеевым и Якобсоном. Для поклонников русского балета «Спартак» ознаменует возвращение Большого театра на киноэкраны Франции. В 1968 году на сцене Большого театра зрители впервые увидели балет "Спартак" в постановке Юрия Григоровича. 2, 3 и 4 февраля Большой театр приглашает на балет «Спартак».
Спартак. Государственный Академический Театр Классического Балета Н. Касаткиной и В. Василева
В 1964 году ленинградец Григорович возглавил балетную столичную труппу, и после «Каменного цветка» и «Легенды о любви» от него ожидали новых знаковых работ. Балет «Спартак» был поставлен через четыре года и произвел фурор. Этот балет сделал легендарными его первых исполнителей, в первую очередь, главных мужских партий: Владимира Васильева в роли Спартака, Мариса Лиепу — в роли Красса.
Но современный балет уже давно по сложности и трудновыполнимости некоторых элементов даст фору любому виду спорта. Попробуйте-ка выполнить в воздухе тройной тур. Только тут ещё сложнее, помимо технической составляющей, нужно не забывать и о роли, в которой ты выходишь на сцену. Ведь балетный танцовщик, прежде всего артист. Впервые московский конкурс прошел в 1969 году. Тогда на сцену Большого театра вышли 78 участников из 19 стран.
Конкурс, призванный открыть новые имена и показать последние достижения во всех областях хореографии — исполнительской и балетмейстерской, создавался как один из самых масштабных балетных смотров, а значение ему тогда придавалось даже большее, чем Московскому кинофестивалю или конкурсу Чайковского. И это понятно: Большой театр - международная витрина страны, а в области балета, как известно, мы «впереди планеты всей». Подготовка шла непосредственно на правительственном уровне. Министр Культуры Екатерина Фурцева лично докладывала в политбюро обо всех возникающих на конкурсе перипетиях. В результате, споры в жюри были ожесточеннейшие, а заключительное заседание состоялось сразу после окончания третьего тура и закончилось лишь на следующий день в шесть часов утра! Всё это время потенциальных лауреатов обсуждали, проверяли на политическую благонадежность, согласовывали, утверждали. Жюри I Международного возглавила сама Галина Уланова, и победителей выбрали под стать важности момента. И номер тогда на конкурсе он исполнил соответствующий и о многом говорящий.
Назывался он ни больше, ни меньше как «Вестрис» и был поставлен специально на Барышникова знаменитым хореографом Леонидом Якобсоном, первым постановщиком балета «Спартак». Михаил Барышников представлял тогда театр оперы и балета имени Кирова сейчас это Мариинский театр , а через 5 лет на гастролях в Канаде он стал «невозвращенцем».
Нужно, чтобы человек был сильным, вел за собой людей и имел положительные качества. Плюс, конечно же, его романтичная сторона: он влюблен и любит, без этого в нашей жизни никуда», — так описывает своего героя артист балета Игорь Цыганков. Помимо авторских спектаклей, зрители увидят и классику.
Наш принцип: мы стараемся сохранить как можно точнее те шедевры, которые были поставлены замечательными хореографами до нас.
В мае знаменитый спектакль будет трижды показан на сцене Мариинского-2. Фото — Дамир Юсупов.
фотографии >>
- Последние события
- В мае в Мариинском театре пройдут гастроли балетной труппы Большого театра — впервые за 20 лет
- Балет «Спартак» в Большом театре
- Спартак в исполнении звезды кубинского балета на сцене Большого театра. Новости. Первый канал
- Билеты на балет Спартак
Ведущие артисты из Москвы исполнят главные партии в балете «Спартак» на сцене НОВАТа
В Ульяновске роль Эвтибиды, наложницы Красса, исполняла прима-балерина театра заслуженная артистка России Наталья Огнева - единственная в мире действующая прима-балерина классического балета, родившая троих детей. И когда ты видишь и чувствуешь, как зал реагирует на твои движения, как ты можешь манипулировать зрителями, то появляется тот тончайший неуловимый диалог между артистом и зрителем. И ты ощущаешь себя дирижёром зрительного зала. На мой взгляд, зрителю не обязательно быть великолепным знатоком балета, важно чувствовать и понимать то, как танцует артист. А артист должен прожить на сцене тот образ, который в данный момент он представляет. То есть важно не быть просто балериной, важно быть актрисой и рассказать всю драматургию, которая заложена в этом спектакле, в данном случае это балет «Спартак». Выразительная хореография, яркие пластические образы и захватывающая драма главных героев сплетаются с мелодичной, по-восточному яркой и темпераментной музыкой Хачатуряна в единый красочный спектакль. Это все для того, чтобы показать особенный стиль эпохи блистательного Рима. И всё сопровождается великой музыкой Арама Ильича Хачатуряна.
Ирина Антонова Фото и видео предоставила пресс-служба Ленинского мемориала Читайте наши новости на «Ulpravda.
Это было связано с тем, что балетмейстер был оставить Большой театр. Когда либретто было завершено, официально его автором обозначили Волкова, хотя доподлинно неизвестно, что конкретно было написано в соавторстве с Моисеевым.
Постановки Как только работа над партитурой была закончена, композитор принялся обсуждать все детали постановки с балетмейстером Леонидом Якобсоном. Тут то и возникли основные проблемы. Этот хореограф успел прославиться благодаря своим реформаторским идеям.
Любопытно, что к тому времени, как Якобсон принялся работать над балетом Хачатуряна, его дважды выгоняли из Мариинского театра, но каждый раз его вновь принимали обратно. Это не удивительно, ведь он был невероятно талантливым хореографом и в 1950 году даже удостоился высшей в то время сталинской премии за его работу над балетом «Шурале». Когда балетмейстеру предложили поставить «Спартака», то сразу же поставили непременное условие — выполнить все в кратчайшие сроки.
Для ознакомления с партитурой и собственно начала репетиций ему предоставили десять дней. Его балет критики назвали «свободной пластикой», ведь все в нем было новаторским. Сам хореограф хотел подчеркнуть именно дух античности и поэтому решительно отверг все классические танцы и наряды исполнителей.
Премьера спектакля успешно прошла в конце декабря 1956 года. Публика и критики были в восторге от увиденного и балет сразу же назвали истинной сенсацией в мире искусства.
В главных партиях зрители увидят три состава ведущих солистов. В три заключительных дня будет пять раз исполнен балет "Драгоценности". Как отмечает пресс-служба, в предстоящих спектаклях Большого театра на сцене Мариинского примут участие артисты обеих трупп.
Уже то, первое впечатление от музыки было грандиозным: она ошеломила особой эмоциональной силой. Всё было крупно, объёмно, броско.
Это искусство героико-романтическое, искусство крупных, мужественных характеров, далёких всякой рафинированности, инфантильности".
Балет «Спартак»
Он повзрослел — вернулся к Спартаку уже не мальчиком, но мужем, представ лидером восставших уже не в силу врожденной пассионарности, а сознательной воли. Парадоксальным образом грим, наложенный Ивану в этом «Спартаке», сделал его внешне южанином, что в сочетании с горячим темпераментом приобрело очень современное и выходящее за рамки балета звучание. Так, когда-то в 80-х, накануне распада Советского Союза, Спартак Ирека Мухамедова, предложившего самый жесткий актерский рисунок для этой роли за все время существования этого балета, предвосхищал эпоху полевых командиров, тогда как Красс и Ко олицетворяли великую, но застывшую и не способную к развитию государственность. Сегодня витальность, революционный настрой и убежденность в своей правоте если не сказать, фанатизм Спартака Ивана Васильева заставляют вспомнить третий мир, сопротивляющийся американской и европейской гегемонии. Эту тему поддержал и артист, станцевавший в этом же спектакле партию Красса. Игорь Зеленский — артист с мировым именем, на сегодня руководитель балета двух российских театров Московского имени Станиславского и Новосибирского и танцовщик совсем другого поколения. Васильеву — 23 года, а Зеленскому — 44, он танцевал в Мариинском театре, где «Спартак» не шел, а став худруком Новосибирского балета, он стал танцевать Красса, где этот спектакль был поставлен еще в 1977 г.
Балет жесток к возрасту танцовщиков, а хореография Григоровича — беспощадна, она требует гипервыносливости и силы. Конечно, хотелось бы увидеть Зеленского в этой партии хотя бы лет на пять пораньше. Разумеется, некорректно сравнивать его с танцовщиком почти на 10 или 20 лет его моложе, например, с тем же Лантратовым, на сегодня эталонно танцующим эту партию, хотя физика Зеленского все равно остается уникальной. Конечно, прыжок, что называется, «ушёл» и акробатические поддержки ему делать трудно — возраст и застарелые травмы дают себя знать, но какие-то элементы текста он делал исключительно эстетично — помогала природная растяжка, фирменная эластичность движений, красивые линии и чувство позы. От опытных актеров ждешь не технической безупречности, а интересного актерского прочтения знакомого и привычного. И этот расчет оказался верным.
Красс у Зеленского получился не похожим ни на кого из предшественников: старый «тигр», искушенный и пресыщенный, высокомерный, рассудочный, не подверженный сильным эмоциям. Для него Эгина — сначала престижный эскорт, потом соратница, а борьба со Спартаком — способ встряхнуть с себя расслабляющее влияние праздности и войти в тонус, обнажая железную хватку, от которой врагу не уйти живым. Зеленский не стал гримироваться под римлянина, прикрывать собственные поредевшие волосы кудрявым париком, покрывать лицо густым балетным гримом и наращивать римскую горбинку на нос, он остался узнаваемым — Игорем Зеленским, типажно близким к европейцу скандинавского типа.
Для каждого из четырех героев балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс. Я изобразил новый драматургический принцип балета в виде схемы: действенная сцена — монолог, действенная сцена — новый монолог и так далее. Мне нужно было показать графически, как наглядная сюжетика балета переходит в иной, внутренний план; как совершившиеся только что у нас на глазах события — многофигурные, активные, напряжённо-конфликтные — отыгрываются, осмысляются в форме монолога.
Простая схема мгновенно воспринялась композитором, он уловил в ней музыкальную логику и представил будущий спектакль особым, внутренним зрением. Юрий Григорович Хореограф-постановщик балета С появлением «Спартака» Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы.
Для иностранных граждан действуют иные тарифы.
Специальный тариф — тариф для всех граждан РФ, а также иностранных граждан, постоянно проживающих, работающих или обучающихся в России. На спектакли, проходящие на сценах Мариинского театра, Концертного зала Мариинского театра и Мариинского театра Новой сцены не распространяется действие акций и спец. Спектакль Большого театра России.
Первая проба хотя только в одном, первом, действии состоялась как раз на праздновании 40-летия «Спартака», что было кстати, так как Спартаки в театре к этому времени почти перевелись. Юный, темпераментный, страстный, обладающий сильным и высоким прыжком танцовщик казался своего рода реинкарнацией советских танцовщиков 30—60 годов, а Спартак Ивана Васильева стал главным Спартаком своего поколения. Спектакль 6 апреля, открывающий юбилейную серию, в котором как раз танцевал Иван Васильев, показал, что лучшие годы его Спартака уже позади. Пыл еще не утрачен, но прыжковая исключительность ушла, что понятно — Иван — ветеран «Спартака», 10 лет в строю, за тяжелую прыжковую нагрузку приходится платить. Когда-то юный Спартак Ивана Васильева казался свежим решением напомню, что балет создавался на зрелых танцовщиков. Новостью было его мальчишеское, варварское, врожденное свободолюбие, физическая невозможность жить в неволе, его обаяние, его тело, обладающее феноменальной способностью выстреливать, которое жило в унисон с мощью музыки Хачатуряна и героической хореографией Григоровича. Сейчас осталась натуга, спортивное желание выпрыгнуть как можно выше, что иногда еще срабатывает, но большей частью уже нет, а актерского прогресса в роли не видно. Концепция стихийного вождизма уже не новость. Зато прогресс партнерши а по жизни и супруги Ивана Васильева — его Фригии Марии Виноградовой очень заметен.
Балерина вступила в пору творческой зрелости, когда техника перестает быть проблемой, текст льется свободно и легко, а тело живет в унисон с музыкой. Григорович недодал подруге Спартака красок, но фирменная нежность и преданность Фригии, легкое дыхание были отыграны и оттанцованы Виноградовой в полной мере. Сравнение двух Фригий — первого и последнего спектаклей блока, показал, что выбор на эту партию Анны Никулиной на юбилейный вечер не очевиден: она серьезно уступила Виноградовой в танцевальной кантилене и музыкальности, что сказалось на общем качестве спектакля. Влад Лантратов и Мария Александрова. Александрова — умная, властная, вероломная Эгина, альтер-эго Красса—Лантратова, умело разыгрывала вариант отношений «головы и шеи», ее аппарат манипулирования Крассом был разветвлен от разжигания похоти до внушения стратегических решений. Балерина Александрова — обломок большого стиля, плоть от плоти Большого, наследница по прямой первой исполнительницы этой роли Нины Тимофеевой. Лантратов, дебютировавший в партии Красса пять лет назад, прошел в этой роли большой путь. Сейчас это матерый Красс, рисунок роли которого выверен до миллиметра: властный, высокомерный аристократ, безжалостный и злобный человек. Решение цельное, но слишком актерское и безоттеночное.
Конечно, очень красив, потрясающе танцует, но не очень похож на человека. Скорее символ жесткого государства, жестокого века, жестоких нравов.
Большой театр представил в Вашингтоне балет «Спартак»
И обе, к сожалению, недолго просуществовали в репертуаре ГАБТа. Версия Григоровича впервые была представлена публике в 1968 году, и стала настоящим прорывом. Этот «Спартак» разрушил все прежние стереотипы, потряс основы балетного мира, перевернул бытовавшие о героико-романтическом жанре представления. В новой постановке главенствующая роль была отдана блестящему классическому танцу, именно он взял на себя ответственность за выразительность, художественность, образность, всю смысловую нагрузку.
Мне нужно было показать графически, как наглядная сюжетика балета переходит в иной, внутренний план; как совершившиеся только что у нас на глазах события — многофигурные, активные, напряжённо-конфликтные — отыгрываются, осмысляются в форме монолога. Простая схема мгновенно воспринялась композитором, он уловил в ней музыкальную логику и представил будущий спектакль особым, внутренним зрением. Юрий Григорович Хореограф-постановщик балета С появлением «Спартака» Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы.
Подобных персонажей еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся образы, созданные великолепными танцовщиками, невольно затмили собой в этом мужском по преимуществу балете галерею замечательных женских сценических портретов — сильную и умную куртизанку Эгину в исполнении Нины Тимофеевой, двух столь разных Фригий — лирико-драматическую Екатерину Максимову и трагически надломленную Наталию Бессмертнову. Конечно, «Спартак» Большого театра, прежде всего — страстная и пафосная тираноборческая трагедия на исторический сюжет с обилием современных аллюзий.
Постановка Григ оровича рас ширила пределы мужского танца. Совершенно иной стала роль кордебалета, характер танца позволил артистам сочетать пластическую выразительность и глубокий драматизм. Балет — триумф героики, мужской энергии и красоты. В версии Григор овича внима ние зрителя сосредоточено на судьбах и переживаниях главных героев.
Они давно не танцуют эти роли, найти преемников, но во всем мире знают - до сих пор еще никому не удалось станцевать так, чтобы мир зааплодировал, как 40 лет назад". Борис Акимов педагог-балетмейстер, исполнитель партии Красса: "Сложно и с точки зрения актерства и технического мастерства, такое сочетание давало и интерес и поэтому над этим образом я работал всю свою жизнь пребывания на балетной сцене Большого театра". Этот новый Спартак покорил: редкое единство для артиста балета - физическая сила и романтика образа. По праву премьера сам выбирал партнершу на роль возлюбленной Фригии. Подошел по-мужски - так и заявил перед спектаклем - мне нужна опытная балерина, которая будет поддерживать весь спектакль. Анна Антоничева солистка Большого театра, исполнительница партии Фригии: "Спартак для него абсолютно новый спектакль и по физическим затратам и эмоционально, для него я считаю это будет большая, надеюсь, победа в этом спектакле". По-кубински революционный порыв - тоже часть гладиаторского образа. Лидер восстания, борец за свободу - такой даже сраженный коварным римским императором должен выйти победителем… для поклона, когда театральный зал вдруг превратится в не по-театрально ликующих и вместе с криками браво где-то прорвется "Спартак-чемпион".
Спартак в исполнении звезды кубинского балета на сцене Большого театра
Большой театр представил в Вашингтоне балет «Спартак» Овацией встретили вашингтонцы московского «Спартака». Скопировать ссылку Казань, 17 января, «Татар-информ». Овацией встретили во вторник вашингтонцы московского «Спартака». Поставленный в Большом театре в 1968 году, он с грандиозным успехом объехал десятки стран, совершив несколько витков вокруг земного шара.
Изображение мероприятия: Фотографии для галереи: Балет "Спартак", с основой в музыке Арама Хачатуряна, стал долгоживущей визитной карточкой для Большого театра.
И это не только потому, что в этой масштабной постановке задействована практически вся труппа театра. Юрий Григорович смог удивить зрителей, в первую очередь, живыми и захватывающими сценами.
Сильнейшие мужские образы даже затмили в чем-то сценические портреты прекрасных женщин — Фригию, Эгину. Сегодня грандиозный балет «Спартак» вновь появляется в репертуаре главного театра страны, чтобы вновь привлечь пристальное внимание публике к этой потрясающей постановке, пафосной и страстной трагедии с четким социальным конфликтом и красочным, запоминающимся историческим сюжетом. Арам Хачатурян.
Предыдущие обменные балетные гастроли театров проходили в марте 2003 года", - рассказали в пресс-службе. Балет "Спартак" будет показан 7, 8 и 9 мая на Новой сцене Мариинского театра.
В главных партиях зрители увидят три состава ведущих солистов.
Балет Хачатуряна «Спартак» идет в Большом театре
Зритель Большого театра. Балет Спартак. Большой театр. Лучший Спартак Большого последнего призыва почти два года назад совершил «прыжок к свободе» — уволился из театра ради международной карьеры, причем свой уход из труппы Иван сопроводил фразой, что он не хотел бы умереть в костюме Спартака. На сцене Большого театра этот балет появился весной 1958 года в постановке Игоря Моисеева. Балет «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича появится на большое экране в Воронеже 11 июня. В этот раз Большой покажет в Петербурге два балета — «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича и «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского в постановке Джорджа Баланчина. «Спартак» – одна из самых массовых постановок театра, в спектакле принимают участие более 50 артистов.
Большой театр вместо балета "Нуреев" Серебренникова покажет "Спартака"
композитор Илья Демуцкий – сообщил, что узнал об отмене спектаклей не от руководства Большого театра, а случайно, «из интернета». купить билеты в Санкт-Петербурге | 09 мая 2024, начало в 19:00 Мариинский театр. героический балет, где мощь Спартака схлестывается с силой Красса. Вечером 10 августа крупнейший музыкальный театр России станет ареной древнеримской битвы: на сцене Большого зала НОВАТа покажут балет «Спартак» в постановке Юрия Григоровича. Балет «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича появится на большое экране в Воронеже 11 июня.
В мае в Мариинском театре пройдут гастроли балетной труппы Большого театра — впервые за 20 лет
Большой театр отменил балет "Нуреев" Кирилла Серебренникова — 02.05.2022 — В России на РЕН ТВ | Воспитанницы Пансиона МО РФ увидели балет «Спартак» в постановке Большого театра. |
Балет Хачатуряна «Спартак» идет в Большом театре | Зритель Большого театра. Балет Спартак. Большой театр. |
Мариинский театр и Валерий Гергиев посвящают памяти Майи Плисецкой три показа балета «Спартак» | Для поклонников русского балета «Спартак» ознаменует возвращение Большого театра на киноэкраны Франции. |
«Спартак»: ищите женщину! | «Спартак» Юрия Григоровича (Большой театр, 1968 год) — героический балет, где мощь Спартака схлестывается с силой Красса. |
Исторические эмоции | АиФ Новосибирск | В Большом «Спартака» готовил к постановке Игорь Моисеев, в театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) – Леонид Якобсон. |
Спартак в исполнении звезды кубинского балета на сцене Большого театра
композитор Илья Демуцкий – сообщил, что узнал об отмене спектаклей не от руководства Большого театра, а случайно, «из интернета». По просьбе работников образования в кинотеатре «Спартак» по субботам 16, 23, 30 декабря 2023 года и 6 января 2024 года в 12 часов состоится балет Большого театра «Щелкунчик». В Большом театре 50 лет назад состоялась премьера балета советского композитора Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Юрия Григоровича.