статья на кулинарном сайте
Масленица на Руси: история и традиции
Издавна на Руси отмечают Масленицу. Что вы ещё знаете об этом празднике, кроме того, что он символизирует приход весны? Интересное о Масленице: необычные факты о празднике в России и в других странах, неизвестные традиции и обряды масленичной недели. Масленичная неделя перед Великим постом и масленичные обряды и традиции Масленицы в России. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Масленица: что за праздник и как его отмечать. РИА Новости, 1920, 07.02.2022.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Основной идеей праздника являются проводы зимы. После принятия христианства на Руси Масленицу начали отмечать в течение недели перед Великим постом. Существует предположение, что название праздника возникло из-за того, что в эти семь исключались из рациона мясные продукты, а употребление продуктов из молока не запрещалось. Масленицу в народе очень любили, ведь это очень теплый, веселый и необычный праздник. Как только её не называли: «перепелочка», «ясочка», «касаточка» и так далее. Существует большое количество традиций и обычаев, возникших с празднованием Масленицы. Весьма популярным тогда развлечением была езда на санях или на лошадях.
Все, кто имел лошадь, выезжали в этот день и катались наперегонки. Еще очень полюбилось в народе, в особенности у детей, катание с горы на санках. Для молодежи лучшим развлечением были прыжки через костер, а также взятие снежного городка. Масленица всегда представляла собой массовые народные гуляния. Люди хотели поскорее избавиться от надоевшей зимы, разбудить природу ото сна, ускорить наступление весны, на это направлены были и все обряды. Например, главный символ праздника — чучело, которое олицетворяло зиму.
Его воодружали посреди площади, водили вокруг хороводы, и прибаутками, плясками прощались с зимой, браня ее за постоянные морозы. Потом чучело поджигали под задорные песни. Главным угощением на Масленицу и её символом, несомненно, являлись блины. Их пекли в каждый из дней недели. Особенно любили блинчики с икрой или со сметаной. У каждой хозяйки был какой-то особенный, уникальный рецепт этого блюда.
Кстати, все дни недели в Масленицу имели шуточные названия.
Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах.
В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме.
Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности.
Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник.
Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер.
Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего.
По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская.
Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.
Блины с давних пор были символом солнца. Блинов встречали славяне Ярилу, бога солнца. Свое название восьмая неделя до Пасхи получила за то, что в эти семь дней уже не разрешается вкушать мясо, но еще можно употреблять в пищу животное масло и молочные продукты. Каждый день масленичной недели имеет свое особое название и особый смысл.
Понедельник - встреча Масленицы; вторник - заигрыши, в этот день начинались обычные для этого праздника игры; среда - лакомка, день блинов; четверг - разгул; пятница - "тещины вечеринки", в этот день ходили в гости к родителям жены; суббота -"золовкины посиделки", навещали сестер мужа; воскресенье - "проводы Масленицы" или "прощенное воскресенье", в день, который накануне Великого Поста следовало испросить себе прощения за все свои вольные и невольные грехи у своих родственников и знакомых. Совсем не унизительным считалось в этот день молить о прощении за причиненные обиды. Все дни масленичной недели шло нескончаемое народное гулянье: катание на тройках, без которых не обходится ни один зимний праздник на Руси; катание с гор; игры в снежки со строительством и штурмом снежной крепости, как на известной картине В.
Гулянья на Разгул продолжались до глубокой ночи и заканчивались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей. Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю. Блины на этот раз пекла дочь - его жена. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки. Прощеное воскресенье - проводы МасленицыКульминация всей масленичной недели. Проводы, торжественное сожжение Масленицы и прощение обид, нанесенных друг другу в течение года. По традиции знакомые, встретившись, говорили друг другу: "Прости меня", а в ответ слышали - "Бог тебя простит". С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись умершим родным. Традиция просить прощения появилась у палестинских монахов. Иноки почти весь сорокадневный период поста проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы некоторые так и не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что в следующий раз они могут и не встретиться, черноризцы накануне расставания просили друг у друга прощения. Отсюда и название этого дня — Прощеное воскресенье. Рецепты вкусных блинов на МасленицуБлины издавна считаются традиционной русской пищей. В современной трактовке круглый блин - символ Солнца, цикличности и нового начала. Однако в древности блины считались поминальной едой на Масленицу. Их готовили в память об усопших, носили на могилы умерших родственников, чтобы через почитание ушедших предков повлиять на плодородие земли в новом году. У каждого региона России есть свои секреты приготовления вкусных блинов. Каких только блинов не бывает: на кефире, на дрожжах, ржаные, на воде, овсяные, гречневые, на молоке, красные на топленом молоке, пышные на сметане, постные с припеком, манные, заварные, творожные, на ряженке, свекольные, черемуховые, картофельные и пшеничные.
Масленица хороша – широка её душа
Главным атрибутом праздника помимо песен, хороводов, ряженых, катаний и чучела Масленицы стали блины. Круглая форма их символизировала солнце. Помимо этого блины использовались в поминальных обрядах, т. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Zapusty, словацк. Masopust, сил. Kozelek, морав.
Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои. Пятница — тёщины вечёрки. Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Вообще на Масленицу особое место отводилось теме семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Традиция требовала, чтобы они нарядные выезжали «в люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств. Суббота — золовкины посиделки. Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных. Воскресенье — проводы. Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
В языках православных народов России названия последней недели перед Великим постом являются заимствованием из русского эрз. Масинця, Мастя, мокш. Масла, Масланьце, коми Масьленича, удм. Масленча , либо калькой : чуваш. Май чабу атнасы, мар. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» букв. Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20]. По мнению Вс. Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле».
Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах. Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков. Понедельник — «Встреча Масленицы» В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни.
Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования
Ряд отечественных исследователей считают, что Масленица уходит своими корнями в языческие времена. Масленицу всегда отмечают за восемь недель до Светлого воскресенья. один из самых любимых народных праздников. Его традиции вот уже много лет остаются актуальными: каждый день недели имеет свое значение и ритуалы, а проводы зимы сопровождаются массовыми гуляниями. масленица-это один из древнейших праздников, который переходит из поколения в поколение и празднуют с 2022г с 28 февраля по 6 марта.
Масленица: традиции в современном мире
в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него. История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д.
Масленица — история праздника, традиции и обычаи
Играли, катались с горки, наряжались в маскарадные костюмы, надевали маски, устраивали гуляния. Третий день — лакомка. Готовили много вкусных блюд, приглашали гостей и угощали их. В уличных шатрах можно было тоже вдоволь полакомиться. Четвертый день — разгул. В этот день устраивались кулачные бои, определялся самый сильный мужчина. Пятый день — тещин вечерок.
В дни Масленицы многие юноши и девушки принимали решение пожениться. Они приглашали в гости мать невесты, угощали блинами. Шестой день — золовкины посиделки. Жена приглашала в дом сестер мужа, показывала свою хозяйственность. Кроме того, в этот день вспоминали покойных, ходили на кладбище. Седьмой день — проводы, прощеное воскресение.
Просили у других прощение, сжигали чучело Масленицы. Блюда После Масленицы начинался период воздержания от сытной пищи, поэтому люди стремились насытиться. Основное блюдо масленичной недели — блины с разными добавками. Пекли оладьи, ватрушки, расстегаи, пончики, пироги. Блюда из рыбы, сыра, молока, масла, напитки на основе меда также стояли на праздничных столах. Игры и забавы Всю неделю на улицах проводили веселые игры для детей и взрослых.
Стреляли по деревянным мишеням, сбивали друг друга с ног, строили снежные городки, взбирались на столбы, покрытые льдом, перетягивали канат, соревновались в поднятии гирь. Выступления скоморохов, балаганы, комедии с участием народного героя Петрушки, кулачные бои поднимали людям настроение. Масленица остается популярным народным праздником.
В масленицу большое внимание уделялось теме семьи и продолжения рода. Плодородие ассоциировалось с созданием новых семей и рождением детей. Поэтому во вторник проводили смотрины невест, сватались, планировали, как после Великого поста сыграть свадьбу.
Вторник получил название «Заигрыш», потому что начиналось время забав, различных игр на снегу и катания с горок. В среду вовсю пекли блины и пироги, приглашали на угощение друзей, близких и знакомых. Оттого среду называли «Лакомка». Зять навещал тёщу, которая готовила и угощала его блинами. Эта традиция актуальна и сохранилась и в наше время. Тёще полагалось готовиться к приходу зятя и гостей и потчевать их блинами и вкусными блюдами, да так, чтобы никто не остался в обиде — важно было показать доброжелательное расположение.
Масленицу называли широкой: люди повсеместно присоединялись к праздничным гуляниям, играм и водили хороводы вокруг чучела Масленицы, разводили костры и прыгали через огонь. Дети ходили по дворам и колядовали, читали разные стихи хозяевам, а взамен просили сладости и угощения. Люди собирались на площади, устраивали соревнования и кулачные бои, забеги, штурм и взятие снежного городка. Пятница называлась «Тёщины вечёрки». Зятья приглашали тёщ к себе в гости и потчевали их различными блюдами, сладостями и обязательно блинами, выказывали уважение. Ответственность за приготовление всех кушаний непременно возлагалась на супругу зятя.
В субботу продолжалось общение между родственниками, невестка накрывала стол и приглашала в гости сестру или сестёр мужа — золовок, отсюда и название «Золовкины посиделки». В качестве угощения к чаю обязательно подавались блины. В благодарность сёстры мужа дарили невестке различные украшения и одежду. В субботу на масленичной неделе Русская православная церковь празднует единственный день памяти по всем святым преподобным отцам и жёнам. Завершалась суббота ритуальным расставанием с зимой: разводили большой костёр, вокруг которого устраивали хороводы и веселились, пили чай из самовара с блинчиками, пирогами и другими лакомствами, а также прыгали через огонь.
Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой.
В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе. Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке.
В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния. Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными.
Что же стоит знать об этом празднике? Откуда пошло название? Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни среду и пятницу. Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица. Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи.
Современное название Масленица — появилось примерно в XVI веке. Существует еще одна версия происхождения названия. Масленица — это одно из имен славянской богини Лели. Что едят на Масленицу? Основное блюдо этого праздника — блины: тонкие, ажурные, с начинками или без начинок, соленые или сладкие.
В этот день было принято есть столько, сколько душе угодно и даже больше. Довольно расточительным было отгулять Масленицу, однако готовились к ней в каждой семье, ведь считалось, чем сытнее и богаче будет стол на Масленицу, тем урожайней будет год и тем больше достатка будет доме. Вот поэтому и следовали поговорке «Хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!
По традиции гости приходили в дом голодные, а уходить должны были сытыми и довольными. Кроме блинов в третий день масленичной недели к застолью готовили пряники, лепешки, яичницу, творог. Основными напитками были компот, чай с облепихой, кисель. Алкоголь наши предки, празднуя Масленицу, не употребляли. Изображение из свободных источников К теще на блины На лакомку тещам принято угощать зятьев блинами и другими яствами. Таким образом демонстрировалось уважение тещи к мужу дочери и всей его семье.